- Колокольный звон — зачем звонят колокола?
- Колокольный звон: история и традиция
- Что такое колокол?
- Колокольный звон
- Когда звонят колокола
- Колокольный звон: различные виды
- Благовест
- Трезвон
- Перезвон
- Перебор
- Малиновый звон
- Колокольный звон: мифы и суеверия
- Первая молитва звонаря
- Вторая молитва звонаря
- Дышу Православием
- О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
- ПОПУЛЯРНОЕ
- Наши друзья
- Колокольный звон — что он означает?
- Колокольный звон — что он означает?
- 1. БЛАГОВЕСТ
- 2. СОБСТВЕННО ЗВОН
- УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
- ЗВОН НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ
- ЗВОН НА ЛИТУРГИИ
- УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
- УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕБОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Колокольный звон — зачем звонят колокола?
Колокольный звон: история и традиция
Колокольный звон — не самый древний звуковой сигнал, зовущий на молитву. Возникновение подобной традиции относится к Ветхозаветным временам. На горе Синай Господь заключил Завет (договор) с израильским народом. К обрядовым законам относится Божье повеление о создании семи серебряных труб для созыва евреев на молитву (Числа, 10:2).
Такие же трубы использовались и в первых монастырях Египта и Палестины (3-4 век). Для созыва верующих в Греции широкое применение нашли клепала (специальные пластины из дерева, железа, меди или камня, по которым били колотушкой).
Появление первых колоколов на территории Западной Европы относится к 4 веку. Медь для них добывали в южно-итальянской области Кампания, отсюда возникло альтернативное наименование колокола — «кампан». У восточных христиан колокола получили распространение с 9 века.
На русских землях колокола появились одновременно с пришествием христианской веры. Однако повсеместно колокола распространились только с 16 столетия. До этого их функции зачастую выполняло било (деревянные доски).
Что такое колокол?
Колокола — ударные инструменты, состоящие из полых куполов и «языка», при ударе которого о купол создает звук. Расцвет колокольного производства в России пришелся на 17 век. Колокола отливались в Москве (Пушечный двор). Тогда же Иваном Федоровичем Моториным, создателем Царя-колокола, было основано первое частное литейное производство. В те времена искусство литья передавалось по наследству.
Внешняя поверхность стенок колоколов украшалась рельефными изображениями царей, святых, событий, относящихся к истории Церкви или государства. В середине 16 века особенно выделялись колокола псковских мастеров, украшенные изображениями растений и зверей.
Также на колоколе можно увидеть тексты различного содержания. Они размещались по краям и указывали, при каком государе и в честь какого события отлит данный колокол. Распространены и надписи духовного содержания из Священного Писания, тексты молитв.
Приходская церковь обычно имеет не более 2 больших колоколов. В кафедральных соборах и крупных монастырях применяются наборы из 8-9 больших колоколов.
Колокольный звон
Для разных областей России характерны свои стили и виды колокольного звона. Издавна различались московский, ивановский, ростовский, псковский и другие звоны. Сейчас колокольный звон зависит от личного вкуса и навыков конкретного звонаря. В Москве можно услышать не только московский звон (которого придерживаются, например, в Новодевичьем монастыре). Например, в храме Христа Спасителя и в Кремле придерживаются ростовских звонов.
На звучание колоколов влияют материалы, из которых они отлиты, а также форма купола. Толщина боковых стенок колокола определяет главным образом силу звука, его чистоту и продолжительность.
Отличительными особенностями русских колоколов является их звучность и певучесть. Это стало возможным при использовании оптимальной пропорции олова и меди в сплаве. Для Европы характерно получение звука за счет раскачивания самого колокольного купола. В 20 веке в странах Западной Европы появилась тенденция использовать электронный звон. С помощью электромотора происходит вращение колокола, раскачивание языка, в результате чего возникает удар.
Для колоколов российских храмов обычно используется неподвижный способ крепления. Купола являются неподвижными, а звук достигается при помощи свободно качающегося внутри купола языка.
«Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами. Поистине, каким другим именем, как не говорящими устами, можно назвать колокольный звон: в дни великих праздников он напоминает нам о блаженстве небесном, в дни святых Божиих он говорит нам о вечном покое святых небожителей, во дни Страстной седмицы напоминает нам о нашем примирении с Богом через Христа Спасителя, во дни Светлой Пасхальной седмицы возвышает нам о победе жизни над смертью и о вечной, нескончаемой радости будущей жизни в Царствии Христовом» (протоиерей Серафим Слободской).
Когда звонят колокола
Колокольным звоном верующие созываются на богослужения. В колокола звонят и во время службы — в особо важные и торжественные моменты. Звоном колоколов обозначается окончание церковной службы.
Каждая форма колокола обладает своим неповторимым «голосом». Праздничный колокол используется для звона в великие праздники. Воскресным колоколом возвещается начало воскресных службах. Полиелейный колокол применяют, когда совершается полиелейная служба.
Будничный — используется в обычные, непраздничные дни. Постный звонит только в период Великого поста. Часовым колоколом оповещается чтение Часов во время Великого поста.
Колокольный звон является напоминанием для верующих о необходимости помнить Бога, молится и славить Его, о начале и ходе богослужений. Специальным колокольным звоном (набатом) раньше извещали жителей округи об опасности (например, при пожаре).
В Русском Православии сложилась традиция в Светлую (Пасхальную) неделю открывать доступ на колокольню для всех желающих. Под присмотром звонаря и с его помощью каждый может некоторое время звонить во все колокола.
Колокольный звон: различные виды
Для каждой церковной службы предназначен особый колокольный звон: благовест, трезвон, перезвон, перебор. В 2002 году в Русской Православной Церкви был принят «Устав церковного звона». Он содержит информацию о видах звона, как посвящать в звонари, освящать и хранить колокола.
Благовест
Благовест — звон размеренными ударами в один большой колокол. Сначала совершаются два удара до полного затихания звука, а с третьего — мерные удары. Продолжительность звона составляет 10-20 мин. Благовест извещает о начале богослужения. Такой же звон используют во время важнейших моментов церковной службы.
Трезвон
Трезвон — звон во все колокола. О нем в народе говорят, что звонят «во вся тяжкая». Этот наиболее торжественный вид звона совершается в три приема. Используется в дни великих праздников и других важнейших церковных событиях. Звучит перед началом богослужения (после благовеста), перед чтением Евангелия и по окончании службы.
Разновидностью трезвона является «красный звон». Он возможен только там, где много больших колоколов и несколько звонарей. «Красными» в старину называли средние колокола с приятным мелодичным звоном.
Перезвон
Звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с самого большого и заканчивая малым, называется перезвоном. Это одновременно торжественный и скорбный вид звона. Его используют, чтобы показать важность предстоящей службы. Поэтому употребляется перезвон только в отдельные дни Великого поста (Великие Пятница и Великая Суббота) и при освящении воды в праздник Крещения Господня (19 января).
Перебор
Перебор — звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с малого и заканчивая большим. Такой вид колокольного звона также называется погребальным и используется при отпевании покойника.
Малиновый звон
Широко известно понятие и словосочетание «малиновый звон». К ягоде малине оно не имеет никакого отношения. Название произошло от французского города Malines — Малин (современный Мехелен, Бельгии). Здесь в Средних века мастера разработали удачный сплав для литья колоколов, издающих “бархатистый” звон. Со временем, когда такие колокола появились в России, «малиновым» стал называть красивый, мелодично переливающийся звон. То есть «малиновый звон» означает»очень приятный, мягкий по тембру».
Колокольный звон: мифы и суеверия
Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогающую верующим настроиться на особое молитвенное состояние. Однако многие люди придают звону некое мистическое значение. Нередко можно услышать, что от звука колокола гибнет вирус гриппа. Однако, как показывает практика, звонари наряду с остальными прихожанами также болеют простудными заболеваниями. Поэтому стремление использовать колокольный звон для исцеления является всего лишь суеверием.
«Колокол – это часть храма, а храм как единое целое служит одной цели – спасению души. Любой священник Вам скажет, что на самом деле помогает покаяние, молитва, стремление спасать свою душу и понимание того, что Церковь – это прежде всего дом Божий, и обращаться за помощью нужно именно к Богу. Если мы не обращаемся ко Христу, а обращаемся к дому, то мы глупцы, потому что, вместо того чтобы просить о милости у Хозяина дома, пытаемся добиться чего-то у камней, из которых этот дом сложен» (звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя, биолог по образованию Константин Мишуровский).
Первая молитва звонаря
Го́споди благослови́ меня́ уда́рить в сии́ ко́локола! Да просла́вится И́мя Твое́ Свято́е!
Вторая молитва звонаря
Вся́ческая еди́ною в нача́ле Собо́ю непосре́дственне созда́вый, Го́споди, ны́не же вся́ посре́дственне де́йствуяй, гла́сом зво́на сего́ освяще́ннаго вся́кое уны́ние с лени́вством от серде́ц ве́рных Твои́х отжени́, стра́х же Тво́й в ни́х с благоче́стием вкорени́ и спе́шных на моли́тву, ско́рых же ко вся́кому благо́му де́лу Твое́ю си́лою сотвори́, избавля́я на́с от все́х наве́тов вра́жиих, и невре́дных от злорастворе́нных возду́хов заве́трения соблюда́я, моли́твами Богоро́дицы и все́х святы́х Твои́х, я́ко Еди́н Милосе́рд.
Источник
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Колокольный звон — что он означает?
Колокольный звон — что он означает?
Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: 1. благовест и 2. собственно звон.
1. БЛАГОВЕСТ
Благовестом называется мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к Богослужению. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.
Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары. Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола. Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производятся удары.
Благовест в свою очередь делится на два вида:
1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и
2. постный или редкий, производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста.
Если при храме имеются несколько больших колоколов, а это бывает при кафедральных соборах, больших монастырях, лаврах, тогда большие колокола, в соответствии своему назначению, различаются на следующие колокола: 1) праздничный; 2) воскресный; 3) полиелейный; 4) простодневный или будничный; 5) пятый или малый колокол.
Обычно в приходских храмах больших колоколов бывает не больше двух или трех.
2. СОБСТВЕННО ЗВОН
Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов.
Звон во все колокола различается на:
1. Трезвон – это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и второй звон во все колокола, снова маленький перерыв, и третий раз звон во все колокола, т. е. звон во все колокола трижды или звон в три приема.
Трезвон выражает собою христианскую радость, торжество.
В наше время трезвоном стали называть не только звон во все колокола трижды, но, вообще, звон во все колокола.
2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приема.
3. Перезвон – это звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз.
4. Перебор – это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
ЗВОН НА ВСЕНОЩНОМ БДЕНИИ
1. Перед началом Всенощного Бдения – благовест, который заканчивается трезвоном.
2. В начале чтения шестопсалмия полагается двузвон. Этот двузвон оповещает о начале 2-ой части Всенощного Бдения – утрени и выражает собою радость Рождества Христова — воплощения Второго Лица Пресвятой Троицы, Господа нашего Иисуса Христа. Начало утрени, как мы знаем, прямо указывает на Рождество Христово и начинается славословием ангелов, явившихся вифлеемским пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».
В народе двузвон на всенощной называется «вторым звоном» (второй звон после начала всенощной).
3. Во время пения полиелея, перед самым чтением Евангелия полагается трезвон, выражающей радость, празднуемого события. На воскресном Всенощном Бдении, трезвон выражает радость и торжество Воскресения Христова. (В некоторых местностях он совершается во время пения: «Воскресение Христово Видевше»…) обыкновенно в руководствах этот звон именуется «звоном к Евангелию».
В народе трезвон на Всенощной («звон к Евангелию») называется «третьим звоном».
4. В начале пения песни Божией Матери: «Величит душа Моя Господа…» бывает краткий благовест, состоящий из 9-ти ударов в большой колокол (по обычаю киевскому и всей Малороссии).
5. В Великие праздники по окончании Бдения бывает трезвон.
6. При архиерейском Богослужении после каждого Всенощного Бдения полагается трезвон, для провода архиерея.
ЗВОН НА ЛИТУРГИИ
Перед началом чтения 3-его и 6-го часа совершается благовест к Литургии, а в конце 6-го часа, перед самым началом Литургии, – трезвон.
Если служится две Литургии (ранняя и поздняя), то благовест к ранней Литургии бывает более редкий, медленный, чем к поздней Литургии, и обычно совершается не в самый большой колокол.
При архиерейском Богослужении благовест к Литургии начинается в указанное время. При приближение архиерея к храму полагается трезвон. Когда архиерей войдет в храм, трезвон прекращается и снова продолжается благовест до начала облачения архиерея. В конце же 6-го часа – трезвон.
Затем во время Литургии полагается благовест при начале «Евхаристического канона», – самой важнейшей части Литургии, для извещения о времени освящения и пресуществлении Святых Даров.
У прот. К. Никольского, в книге «Устав Богослужения«, сказано, что благовест к «Достойно» начинается от слов: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу…», и бывает до пения: «Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу…» Точно такое же указание имеется и в книге: «Новая Скрижаль«, Архиеп. Вениамина, изд. СПБ. 1908 г. стр. 213.
На практик же благовест к «Достойно» бывает более кратким, состоящим из 12 ударов.
На юге России благовест к «Достойно» совершается обычно пред началом «Евхаристического канона», во время пения Символа Веры. (12 ударов, 1 удар на каждый член Символа Веры).
Благовест к «Достойно» в обычай русских церквей был введен во время Московского Патриарха Иоакима (1690 г.) по подобию западных церквей, где звонят при словах: «Приимите, ядите…»
После окончания Литургии во все Великие праздники полагается трезвонить (звонить во все колокола).
Также после каждой Литургии, совершенной архиереем, полагается трезвонить, для провода архиерея.
На праздник Рождества Христова полагается трезвонить весь первый день Праздника от Литургии до вечерни.
На Праздник Пасхи – Воскресения Христова:
Благовест к Светлой Заутрени начинается перед полунощницей и продолжается до начала Крестного хода, а с начала Крестного хода и до конца его, и даже дольше, бывает радостный торжественный трезвон.
К Пасхальной Литургии – благовест и трезвон.
А на самой Пасхальной Литургии, во время чтения Евангелия, полагается частый перезвон, по 7-ми ударов в каждый колокол (число 7 выражает полноту славы Божией). Этот торжественный перезвон означает проповедь Евангелия Христова на всех языках. Перезвон этот, по прочтении Евангелия, заканчивается радостным победным трезвоном.
Во всю Светлую Пасхальную Седмицу полагается трезвон ежедневно, от конца Литургии до вечерни.
Во все Воскресные дни, от Пасхи до Вознесения, после окончания Литургии полагается совершать трезвон.
В Храмовые Праздники:
В конце Литургии перед началом молебна полагается краткий благовест и трезвон и по окончании молебна – трезвон.
Во время всех Крестных ходов полагается трезвон.
К Царским Часам бывает благовест обыкновенный в большой колокол, а к Великопостным Часам – благовест постный в меньший колокол. Как на Царских Часах, так и на Великопостных Часах перед каждым часом звон: перед 3-м часом ударяют в колокол три раза, перед 6-м – шесть раз, перед 9-м – девять раз. Перед изобразительными и повечерием – 12 раз. Но если Постом случится праздник, то на часах в колокол не ударяют отдельно на каждом час.
На утрени Великого Пятка, которая служится вечером в Вел. Четверг и когда читается 12 Евангелий Страстей Господних, помимо обычного благовеста и трезвона в начале утрени, совершается благовест к каждому Евангелию: к 1-му Евангелию – 1 удар в большой колокол, ко 2-му Евангелию – 2 удара, к 3-му Евангелию – 3 удара и т. д.
По окончании утрени, когда верующие несут «четверговский огонь» домой, полагается трезвон.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕЗВОНА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
На вечерне Великого Пятка, перед выносом Плащаницы, во время пения: «Тебе одеющегося …» полагается медленный перезвон по одному разу в каждый колокол (с большого до малого), а по положении Плащаницы среди храма – тотчас трезвон.
На утрени Великой Субботы, начиная с пения «Великого Славословия» и в продолжение всего Крестного хода с Плащаницею вокруг храма, полагается перезвон, такой же, как и при выносе Плащаницы, т. е. медленный перезвон по 1 разу в каждый колокол с большого до малого. Когда же внесут Плащаницу в храм и дойдут с Нею до Царских Врат – тотчас трезвон.
Медленный перезвон по 1-му разу в каждый колокол, начиная с самого большого, мощного звука, и доходя постепенно до самого тонкого и высокого звука малого колокола, символизирует собою «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения, как и поем мы, например, в ирмосе 4-ой песни, 5-го гласа: «Божественное Твое разумев истощение… во спасение людей Твоих…».
По установившейся вековой практике Русской Православной Церкви (в центральной части России) такой перезвон должен совершаться только два раза в год: в Вел. Пятницу и Вел. Субботу, в день крестной смерти Господа и Его вольного погребения. Опытные звонари особенно строго следят за этим и никак не допускают, чтобы скорбный звон относящейся к Господу, Спасителю нашему, был бы одинаков с погребальным звоном простых, смертных и грешных людей.
На утрени в день Воздвижения Креста Господня, в Неделю Крестопоклонную и 1-го августа, перед выносом креста из алтаря во время пения «Великого Славословия», бывает перезвон, при котором медленно ударяют по 3 раза (в некоторых местностях по 1 разу) в каждый колокол от самого большого до малого. Когда же крест будет вынесен на середину храма и положен на аналой – трезвон.
Подобный же перезвон, но только частый, быстрый, и по 7 раз (или по 3 раза) в каждый колокол, бывает перед малым освящением воды. При погружении креста в воду – трезвон.
Такой же, как перед водоосвящением, бывает перезвон перед посвящением в сан Епископа. Вообще частый перезвон по несколько раз в каждый колокол есть торжественный звон. В некоторых местностях такой перезвон совершают перед началом Литургии в храмовые Праздники и в других торжественных случаях, например, как указано было выше, при чтении Пасхального Евангелия.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРЕБОРА И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Перебор, иначе похоронный или погребальный звон, выражает грусть и скорбь об усопшем. Он совершается, как уже сказано было выше, в обратном порядке, чем перезвон, т. е. медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Этот скорбный похоронный перебор обязательно заканчивается кратким трезвоном, выражающим радостную христианскую веру в воскресение усопшего.
Ввиду того, что в некоторых руководствах по звону указано не совершать при отпевании усопших трезвона, а это не соответствует церковной практике, то мы по этому поводу даем некоторое разъяснение.
Медленный перебор колоколов, от самого маленького до самого большого, символизирует собою возрастающую жизнь человеческую на земле, от младенческого возраста до зрелости и возмужалости, а одновременный удар колоколов означает пресечение земной жизни человеческой смертью, при которой все, что приобретено человеком для жизни сей, оставляется. Как это и выражено в песнях при отпевании: «Вся суета человеческая, елика не пребывает по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася. (Или как в другом песнопении поется: «единем мгновением, и вся сия смерть приемлет»). Тем же Христу бессмертному возопиим: преставленного от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище».
Вторая часть песни прямо указывает на радость в будущей жизни со Христом. Она то и выражается, в заключение скорбного перебора, трезвоном.
В журнале «Православная Русь», в отделе «Вопросы и ответы», Архиеп. Аверкий, по поводу обычаев при отпевании и панихидах дал твердо-обоснованные разъяснения, которые безусловно должны касаться также и звона: «По нашему православному обычаю, совершать панихиды и отпевания полагается в светлых облачениях. Обычай совершать эти чинопоследования в черных облачениях проник к нам с Запада и совершенно несвойствен духу св. Православия, но тем не менее он довольно широко у нас распространился – настолько, что нелегко его теперь искоренить… Для истинного христианина – смерть есть переход к лучшей жизни: радость, а не скорбь, как прекрасно выражено это в трогательнейшей третьей коленопреклоненной молитве, читаемой на вечерни в день Пятидесятницы: «Несть убо, Господи, рабом Твоим смерть, исходящим нам от тела, и к Тебе Богу нашему приходящим, но преставление от печальнейших на полезнейшая и сладостнейшая, и на упокоение и радость» (см. Триодь Цветная).
Трезвон, напоминающий о воскресении, благостно действует на верующую христианскую душу, скорбящую о разлуке с усопшим и дает ей внутреннее утешение. Лишать христианина такого утешения нет никаких оснований, тем более, что этот трезвон прочно вошел в быт русского православного народа и является выражением его веры.
Таким образом, при несении усопшего на отпевание в храм совершается скорбный перебор, а при внесении его в храм – трезвон. После отпевания, при выносе усопшего из храма, совершается снова перебор, оканчивающийся также трезвоном.
При отпевании и погребении Иереев, Иеромонахов, архимандритов и Архиереев совершается несколько иной перебор. Сначала ударяют в большой колокол 12 раз, потом следует перебор, снова 12 раз в большой колокол и снова перебор и т. д. При внесении тела в храм совершается трезвон, также по прочтении разрешительной молитвы – трезвон. При вынесении тела из храма, снова указанный перебор, а по поставлении тела в могилу бывает трезвон. В иных же местах звонят обычным похоронным перебором.
В «Чиновней книге» указано, что при выносе патриарха Иоакима был благовест, переменяя во все колокола изредка (Врем. Имп. Моск. Общ. Ист. и древн. 1852 г. кн. 15, стр. 22).
Недавно нам довелось узнать, что существовал еще один вид перебора – это по одному удару в каждый колокол, но начиная с большого до малого и затем одновременный удар всех колоколов. Это подтвердилось граммофонной пластинкой: «Ростовские звоны», записанной в Ростове, в 1963 году. На практике же нам не приходилось слышать такого звона, нет о нем указаний и в руководствах по звону. Поэтому мы не можем указать, где и когда он применялся.
Существует еще так называемый красный звон во все колокола («во вся тяжкая»).
Красный звон бывает при кафедральных соборах, монастырях, лаврах, т. е. там, где имеется большое количество колоколов, в составе которых много больших колоколов. Красный звон совершается несколькими звонарями, в количестве пяти человек и больше.
Красный звон бывает в Великие Праздники, при торжественных и радостных событиях в Церкви, а также для отдания почести епархиальному архиерею.
Кроме того, следует также упомянуть о «всполошном» или «набатном» звоне, имеющем общественно-бытовое значение.
Всполошным или набатным звоном называется непрерывные, частые удары в большой колокол. В набат или всполох звонили во время тревоги по случаю пожара, наводнения, мятежа, нашествия врагов или другого какого-нибудь общественного бедствия.
«Вечевыми» колоколами назывались колокола, которыми жители Новгорода и Пскова созывали народ на вече, т. е. на народное собрание.
Победа над неприятелем и возвращение полков с поля брани возвещалось радостным, торжественным трезвоном во все колокола.
В заключение напомним, что наши русские звонари достигли высокого мастерства в колокольном звоне и прославились на весь мир. Много туристов приезжало из Европы, Англии и Америки на Праздник Пасхи в Москву, слушать пасхальный звон.
В этот «праздников Праздник» в Москве, в общей сложности всех храмов, звонили боле 5.000 колоколов. Тот, Кто слышал Московский пасхальный звон, тот никогда его не мог забыть. Это была «единственная в мире симфония», как пишет о том писатель И. Шмелев.
Этот мощный, торжественный звон переливался, по всей Москве, различными мелодиями каждого храма и возносился от земли к небу, как победный гимн Воскресшему Христу.
Из книги — «Основы богослужения Православной Церкви».
Источник