- Статья Золотая осень«Осенняя пора – очей очарованье». Автор: Хайрулина Галина Капеисовна
- Золотая осень
- Содержание
- Золотая осень в афоризмах и кратких цитатах [ править ]
- Золотая осень в публицистике, мемуарах и научно-популярной литературе [ править ]
- Золотая осень в художественной прозе [ править ]
- Золотая осень в стихах [ править ]
Статья Золотая осень«Осенняя пора – очей очарованье». Автор: Хайрулина Галина Капеисовна
Автор: Хайрулина Галина Капеисовна
Расширить знания детей об осени,формировать обобщенные представления о ней,как,о времени года,приспособленности растений и животных к изменениям в природе.Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.Расширить представления об отображении осени в произведениях искуства(поэтического,изобразительного,музыкального).Воспитывать бережное отношение к природе.Обобщить представления о ппериодах осени,её приметах и изменениях в природе поздней осенью;расширять и активизировать словарь детей по теме«Осени».
Автор: Хайрулина Галина Капеисовна
Проект занятия по Познавательной деятельност и( окружающий мир)
Золотая осень «О сенняя пора – очей очарованье»
Разработала: вос питатель МБДОУ «Детский сад с .Р огаткино »
Хайрулина Галина Капеисовна
Тема: Золотоая осень «Осенняя пора – очей очарованье»
Цель : Расширять знания детей об осени, формировать обобщенные представления о ней, как о времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального). Воспитывать бережное отношение к природе.
Обобщить представления о периодах осени, ее приметах и изменениях в природе поздней осенью; расширять и активизировать словарь детей по теме «Осень».
Совершенствовать навык рассматривания сюжетной картины
Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
познавательную активность детей.
Создавать положительный эмоциональный настрой.
Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе, самостоятельность, активность, культуру общения, умение выслушивать до конца ответы товарищей, не выкрикивать.
Целевые прогулки, ежедневные наблюдения за изменениями в природе поздней осенью.
Рассматривание иллюстраций об осени.
Беседы с детьми «Признаки осени», «Осенние приметы».
Чтение стихотворений А. Фета «Ласточки пропали…», А. Плещеева «Осень», И Демьянова «Летят дождинки».
Дидактические игры на тему «Осень»: «
», «Назови, какая погода?», «Скажи наоборот», «Я начну, а ты закончи».
Магнитная доска, репродукция картины « Поздняя осень» М.Г Пишванова , опорная схема для составления рассказа по картине, 2 картинки осеннего « дерева, осенние листья , ноутбук (презе нтация«Обитатели леса») .
Воспитатель читает стихотворение Н Антонова:
Желтой краской кто-то
Все цветы увяли,
Лишь свежа полынь.
Я спросил у папы:
— Что случилось вдруг?
Воспитатель: Ребята, что ответил папа?
(Это осень, друг.) Н. Антонова
— Ребята, вы наверняка догадались, о чем мы сегодня будем разговаривать? (об осени, признаках осени, как готовятся люди и животные осенью к зиме).
II. Основная часть
1. Отгадайте загадки.
— Вы правильно определили, о чем мы будем с вами беседовать. А есть ли среди вас те, кто знает загадки про осень или осенние явления?
Ветер листьями играет,
их с деревьев обрывает.
Всюду листики кружат –
это значит… (Листопад)
Его из леса ветер гонит,
И, как на крыльях, он летит.
И сам он в речке не утонет
И в ней воды не замутит.
Уносит осенью поток
Опавший желтенький… (Листок)
2. Дидактическая игра «Подбери слово»
— От какого слова получились слова «листопад», «листок»? ( лист )
— Какие еще родственные слова вы знаете для этого слова? ( листья, листва, листочек, листопадник , лиственный, остролистый, тысячелистник, пятилистник , листать, отлистать , перелистывать, широколиственный, узколистый, крупнолистый, безлистый)
3. Дидактическая игра «Опиши месяц»
— В какое время года бывает листопад?
— Сколько месяцев длится осень? Какие это месяцы? Что вы знаете об особенностях каждого месяца?
Дети. Сентябрь – это ранняя осень, первый месяц осени, когда листья только начинают желтеть, но ещё много зелёных листьев. Рябинник.
Октябрь – это второй месяц осени. В этот период все деревья стоят в оранжево-жёлтые листья, будто в золоте, поэтому и получил название «Золотая осень» . Листопадник .
Ноябрь – это поздняя осень, когда на деревьях опадают все листья и природа готовится к зиме. Предзимник . Ноябрь называют чернотропником .
4. Дидактическая игра «Приметы осени» (в движении)
На магнитной доске 2 картинки с изображением осеннего дерева без листьев.
— Ребята, посмотрите на доску, Вы видите 2 дерева, а все листья с них опали и лежат на земле. Я предлагаю вам нарядить листочками их и перед наступлением зимы еще раз ими полюбоваться. Но это будут необычные деревья, так как листики перемешались на земле.
— Для этого мы разделимся на 2 команды и та команда, которая назовет больше примет осени, сможет лучше нарядить свое дерево, и значит — выиграет.
(золотая, красивая, солнечная, разноцветная, ласковая, задумчивая, печальная, тихая, поздняя, ранняя, ненастная, хмурая, грустная, дождливая, «очей очарованье», расписная, пестрая)
(задумчивый, унылый, тихий, настороженный, притихший, грустный, молчаливый, одинокий, словно терем расписной, золотой, багряный, лиловый, завороженный, опустевший, красочный, живописный)
(разноцветные, зеленые, желтые, ярко-красные, желтокрасные , желто-зеленые, оранжевые, бурые, пестрые, сухие, мокрые )
Осенняя игра с движениями под музыку «По лесным дорожкам»
6. Рассматривание картины М.Г. Пишванова «Поздняя осень».
— Ребята, посмотрите на картину.
— Как вы думаете, какой осенний месяц здесь изображен? Как вы это поняли? (Ноябрь)
7. Зрительная гимнастика.
— Перед тем как мы начнем с вами рассматривать детали картины, давайте подготовим наши глазки. Зажмуриться, посмотреть в даль , посмотреть на кончик носа, быстро поморгать глазами.
8. Игра «Внимательные глазки»
— Представьте, что вы «Следопыты» и у вас в руках подзорная труба или бинокль. И теперь вам нужно рассказать, что вы видите на картине, начиная со слов «Я вижу…» ( необходимо назвать как можно больше объектов).
Ребята. Давайте закроем глаза и представим, что мы попали внутрь картины – расскажите, что вы почувствовали. (холодно, слышу ветер, шелест листьев, идет дождь, на лицо попали капли дождя и т .п )
— Какое время года изображено на картине? Какая погода? Что вы можете сказать про деревья и землю? Кого мы видим на картине? Как еще можно назвать их? Давайте придумаем детям имена. Как одеты дети? Куда пришли дети? Что делают дети?
-Какое у детей настроение? Как вы думаете, а почему у них грустные лица? (наступают холода, многие птицы улетели на юг, а тем, которые остались будет зимой очень тяжело выжить; небо затянуто тучами и вот-вот пойдет дождь и дети переживают, что не успеют повесить кормушки для птиц)
— Как бы вы назвали картину?
— Давайте попробуем вместе составить рассказ по этой картине. Для того чтобы рассказ получился интересным нам поможет схема. (2-3 ребенка)
— Молодцы, вы постарались и придумали разные истории по картине.
9. Дидактическая игра «Чего не бывает осенью»
— Ребята, я предлагаю определить, чего же не бывает осенью. Я буду произносить фразу, а вы должны будете определить относиться ли она к осени или нет. Если относится, то вы должны присесть, если не относится, то — подпрыгнуть.
Дети загорают, купаются.
Под ногами шуршат листья.
Набухают почки, распускаются листья.
Птицы собираются в стаи и улетают на юг,
Дети надевают шапки, валенки, куртки и пальто,
Дети ходят в резиновых сапогах по лужам,
Медведь спит в берлоге,
Дети строят кормушки для птиц,
Деревья сбрасывают листву,
Дни короткие, темнеет рано,
Первый звонок в школе.
Дети катаются на санках, коньках.
Дикие животные запасают корм.
10. Ребята давайте мы с вами посмотрим на обитателей леса!
11.Ребята давайте с вами поговорим о правилах соблюдения в природе
Обязательно запомните правила , соблюдать которые совсем несложно.
1 Незнакомые растения и цветы ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот. Некоторые растения, если взять их в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть и ядовитые растения, яд которых не менее опасен, чем змеиный.
2 С грибами, найденными вами в лесу, тоже нужно быть очень осторожным. Собирайте только известные вам грибы и обязательно покажите собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Когда гуляете по лесу , н е трогайте поганки : они очень ядовиты.
3 Н е пей сырую воду из какого бы то ни было водоё ма : реки, озера или ручья. Возможно, в этот водоем сбрасывали мусор, отходы. Вода в нем неизвестна нам. Поэтому не стоит рисковать своим здоровьем.
4 Д ля защиты от укусов насекомых (клещей, ос, пчёл, комаров, отправляясь на прогулку в лес , надевай длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Открытые участки тела намажь средством, отпугивающим насекомых.
5 П омни, что запахи одеколонов, духов и другой парфюмерии сильно привлекают насекомых.
6 Е сли вы собираетесь ночевать в палатке, позаботься о сетке, защищающей от комаров, и средствах, отпугивающих насекомых.
7 В жаркую погоду нельзя долгое время находиться на солнце без одежды, головного убора — можно получить тепловой удар или солнечные ожоги. Никогда не смотрите прямо на солнце даже в течение непродолжительного времени — от этого может ухудшиться зрение.
8 Б удьте осторожны с огнем. Выберите место для костра с учетом направления ветра . Это место нужно очистить от мусора, сухой травы и веток, окопать его или обложить камнем. Нельзя оставлять костер без присмотра. Уходя, залейте костер водой и засыпьте землей. В случае загорания не теряйтесь, тушите огонь подручными средствами – залейте водой, засыпьте землей, накройте плотной тканью.
При соблюдении этих нехитрых правил Вы сохраните свое здоровье и обезопасите свою жизнь.
III. Заключительная часть.
Под медленную музыку дети садятся на стульчики и отвечают на вопросы воспитателя.
— О чем мы сегодня беседовали на занятии?
— Какие задания вам больше всего понравились?
— Кому было сложно составлять рассказ по картине?
-Вам понравилась презинтация ?
-Ребята скажите каких вы увидели животных?
-Животные домашние или дикие?
-какой лес в осеннее время?
— Скажите нужно ли соблюдать правила поведения в природе?
Источник
Золотая осень
Золота́я о́сень или ба́бье ле́то ( уст. ма́рфино лето), в Северной Америке: инде́йское лето — в Европе и Северной Америке отчётливо выраженный период тихой, тёплой и сухой погоды, длящийся примерно одну-две недели в конце сентября или в первой половине октября и связанный с устойчивым антициклоном. Золотая осень наступает после похолодания и в некоторых случаях может сопровождаться вторичным цветением некоторых растений, обычно цветущих один раз в год. Название связано, в первую очередь, с жёлто-оранжевым цветом осенней листвы многих деревьев, образующих леса и парки, прежде всего, таких как берёза, клён, липа.
В более широком смысле слова «золотой осенью» называют те полтора-два месяца, когда деревья стоят с ярко окрашенной осенней листвой.
Содержание
Золотая осень в афоризмах и кратких цитатах [ править ]
Тайно люблю золотые цвета
Осени ранней, любви умирающей. [1]
Золотая осень прошла незаметно, то были холодные дожди, и как-то тут между днями незаметно ударили два мороза, подсекли листву. [2]
Их банные веники пахли золотой осенью
С ее тонко-интимным запахом женского пота. [3]
Стояла ранняя золотая осень. Ветер срывал киноварь листьев, и они печально, как птицы, падали на подопрелую землю. [4] |
— Евгений Попов, Подлинная история «Зеленых музыкантов», 1997 |
Золотая осень в публицистике, мемуарах и научно-популярной литературе [ править ]
Снова пришла осень, четвертая золотая осень батьки Махно. Крым агонизировал, и в критический момент, ровно за месяц до конца, Махно снова перешел, перешел к большевикам. Сейчас батько ни за кого: свои политические симпатии он определяет к осени, когда вязки грунты и не проехать тачанке, когда дождь загоняет мужиков в хаты и необходимо иметь регулярные кадры, базу, провиант… [5]
Сентября 19. Золотая осень кончилась. Дождь, слякоть, холод. Осенний Борей шумит в оголенных ветвях, срывает и гонит последний желтый лист. У Катерины Андреевны флюс; у Андрюши горло подвязано; у маленькой кашель ― не дай Бог, коклюш. [6] У меня в душе, как в природе поздней осенью, крутит и мутит тоска. Сегодня я заметил только, что на фоне серого ствола большого дерева трепетал один-единственный золотой листик. Золотая осень прошла незаметно, то были холодные дожди, и как-то тут между днями незаметно ударили два мороза, подсекли листву, потом начались сильные ветры с дождями, и так незаметно мы остались с голыми деревьями. [2] Сегодня ночью было тихо; «дал отдыха» ― как говорят в очередях. День ясный, солнечный; нынче очень сухая золотая осень; и сегодня ни одной тревоги, несмотря на синее небо, бледно-синее, грязноватое. Листья опали, и сквозь ветви уже виден флигель по ту сторону сада. В ночь на 12-е была большая активность со стороны немцев; между прочим, фугаски ― в музее Штиглица и в Академии художеств ― на Литейном дворе. [7] Сентябрь — месяц оклеветанный… Не говорят люди «замайнило», «заавгустело», «задекабрило», а «засентябрило» говорят. И тут полагается вспомнить плаксивое небо, туманную изморось, слякоть на дороге и надоедливый знобкий ветер. Неверно это! Клевета на хороший месяц. Дождь, студеные вихри ― со всяким месяцем такое случиться может, даже с январем, ― разве что в сентябре почаще. Зато в какую еще пору могут стоять такие прозрачные и ласковые дни, как в сентябре? После ненастья безоблачное небо, ясное, как умытое, солнце и там, наверху, такая голубизна, что, смотрясь в нее, лужи на пашне и узкое плесо речушки становятся похожими на осколки южного моря. [8] Полк дрался еще только на передовых укреплениях. До цитадели было верст тридцать. Штаб полка помещался среди прекрасного леса. В этом году была золотая осень. Дубы и грабы разукрасились во все теплые цвета, то есть желтый и красный. Я представился командиру полка. [9] Осень в этот день бастовала. Плесневело ее виноградное мясо на лозах, падали ее яблоки, созревшие для своей гибели, гнили в гавани на дубках ее арбузы, томилось вино в ее давильнях, буро-красный лом ее листьев загрязнил улицы, а золотая осень ― где же она была, лядащая? Бродила ли она в полусонном отупении по берегам нежилого, холодеющего моря, дрыхла ли без просыпу в позабытой Богом слободской мазанке? А может быть, не пришла еще ее пора, и тем, кто сажал и растил, дано только в жалкой, слабой старости собирать свои сгнившие плоды. [10] Я развозил почту на двухколесном велосипеде. Стояла ранняя золотая осень. Ветер срывал киноварь листьев, и они печально, как птицы, падали на подопрелую землю. Все время моросил мелкий противный дождь, сырость забивалась под пальто и заставляла зябко вздрагивать тело. Дорога раскисла, грязь налипала на колеса велосипеда, но нужно было, сцепив зубы, ехать в колхоз, так как я вез почту, а время было позднее, еще с час пути. [4] |
— Евгений Попов, Подлинная история «Зеленых музыкантов», 1997 |
Золотая осень в художественной прозе [ править ]
Удаленные вершины лесные то никли друг к другу, то вновь закидывались, еще зеленые, напитанные вечностью, сквозящей в зелени своим бледным золотом.
И лист за листом, обрываясь, сверкал.
Встала ― ветер рвал ее черное платье.
На горизонте было ясное, винное золото, и она, повитая им, глядела вдаль.
Она глядела вдаль и говорила: «Ушел. Не вернется».
«Нет, он вернется».
Старик снял фуражку, заглянул ей синими, вещими глазами в лицо.
Он увидел на ланитах ее две слезы.
Протянулись облачка.
Разрезали золотую зеркальность отчетливыми, синими клочьями.
Остался только один винный кусок золота, да и он угас.
И вечность погасла на горизонте. [11]
Им открылась неоглядная даль. |
— Андрей Белый, «Кубок метелей» (новелла «Золотая осень»), 1907 |
Седлает Ибрагим своего Казбека, едет в город, за сотни верст, везет ответный стафет в Москву. Стояла цветистая золотая осень. Тайга задумалась, грустила о прошедшем лете, по хвоям шелестящий шёпот шел. Нивы сжаты, грачи на отлете, в избах пахнет нынешним духмяным хлебом. Едет Ибрагим, мечтает, ― свободно на душе. И вся дума его ― о Прохоре. [12] Полгода ― немалый срок, а словно был это вчерашний день. Вот ряд оголенных, озябших берёз. Сейчас зима идёт, а тогда была золотая осень. Тогда березы еще не всю потеряли листву, и ярко рдела поспевшая рябина, и дрозды порхали перелетными стайками, и вовсю звучал набат, стреляли пушки, и бушевало среди построек разливное огненное пламя. Через два дня, поутру, Емельян Иваныч велел делать «закличку» в круг. [13] |
— Вячеслав Шишков, «Емельян Пугачев» (книга вторая, часть третья), 1945 |
Мы шли и шли по плоской земле Добруджи, опустошенной войной. После первых осенних дождей погода установилась сухая, ясная, теплая, а днем даже жаркая. Настоящая золотая осень. Ночью с черным небом, полным мириад звезд. В те часы, когда мы переставали ссориться, мы поверяли друг другу свои самые сокровенные мысли, чего бы, конечно, не сделали при других обстоятельствах. [14] Уточки в пестрых коричневых одежках стремительно приближались к мосткам, расталкивая лапами листья, плыли по ровной синеве неба и облакам. Тёте стало вдруг жаль, что Теплого нет рядом, что он не видит уток, не жует горбушку… Но сожаление кольнуло и тут же растаяло — в подвижном золоте дня. После недели дождей, ночных заморозков и испуганно натянутых шапок в Москву, уже второй раз за эту осень, возвратилось лето. Пусть листья все летели и летели на землю, а в воздухе и небе стояла какая-то особенная осенняя пустота и ясность, было солнечно и почти жарко. Август заглянул в гости в середину октября. [15] Золотая осень в стихах [ править ]Здесь осень чудная: леса еще хранят Золотые лучи, золотые листы! Ранняя осень любви умирающей. Протянуло паутину |
— Михаил Кузмин, «Протянуло паутину. » (из цикла «Осенние озера»), 1908 |
Отпуская все прегрешенья, возложи Лирика отмирает. Пауза. Так. |
— Илья Сельвинский, «Идиллия с человеческими жертвами» (из цикла «Записки поэта»), 1926 |
Имеет золота удельный веc Источник |