Знай колет всю испортил шкуру что значит

Басня Крестьянин и Работник — Крылов Иван Андреевич

О том, как Крестьянин спас жизнь своему барину, но получил в ответ только придирки, поведает басня «Крестьянин и работник» Крылова.

Читать текст басни:

Когда у нас беда над головой,

То рады мы тому молиться,

Кто вздумает за нас вступиться;

Но только с плеч беда долой,

То избавителю от нас же часто худо:

Все взапуски его ценят;

И если он у нас не виноват,

Старик Крестьянин с Батраком

Шел под вечер леском

Домой, в деревню, с сенокосу,

И повстречали вдруг медведя носом к носу.

Крестьянин ахнуть не успел,

Как на него медведь насел.

Подмял Крестьянина, ворочает, ломает

И, где б его почать, лишь место выбирает:

Конец приходит старику.

«Степанушка, родной, не выдай, милый!» —

Из-под медведя он взмолился Батраку.

Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,

Что только было в нем,

Отнес полчерепа медведю топором

И брюхо проколол ему железной вилой.

Медведь взревел и замертво упал:

Медведь мой издыхает.

Прошла беда; Крестьянин встал,

И он же Батрака ругает.

Опешил бедный мой Степан.

«Помилуй,— говорит,— за что?» — «За что, болван!

Чему обрадовался сдуру?

Знай колет: всю испортил шкуру!»

Впервые напечатана басня в 1815 году.

Ценят — бранят, ругают.

Геркулес — герой сказаний Древней Греции, прославившийся своей необычайной силой, совершивший двенадцать подвигов.

Мораль басни Крестьянин и Работник:

Мораль басни в том, что спаситель или советчик оказывается виноват перед тем, кому он адресует помощь. Баснописец предупреждает читателя – совершение альтруистических поступков не всегда вознаграждается по достоинству. Люди редко отвечают добром на добро. Мы горазды обвинять других в собственных несчастьях, но обращаемся к ним в нужде и беде. В произведении А. И. Крылов затрагивает тему потребительского отношения к другим, эгоизма, неблагодарности.

Источник

Басня «Крестьянин и работник»

Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто взду­мает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То изба­ви­телю от нас же часто худо:
Все вза­пуски [1] его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!

Ста­рик-Кре­стья­нин с Батра­ком [2]
Шел, под-вечер, леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстре­чали вдруг мед­ведя носом к носу.
Кре­стья­нин ахнуть не успел,
Как на него мед­ведь насел.
Под­мял Кре­стья­нина, воро­чает, ломает,
И, где б его почать [3] , лишь место выбирает:
Конец при­хо­дит старику.
«Сте­па­нушка род­ной, не выдай, милой!»
Из-под мед­ведя он взмо­лился Батраку.
Вот, новый Гер­ку­лес [4] , со всей собрав­шись силой,
Что только было в нем,
Отнес пол­че­репа мед­ведю топором
И брюхо про­ко­лол ему желез­ной вилой.
Мед­ведь взре­вел и замертво упал:
Мед­ведь мой издыхает.
Про­шла беда; Кре­стья­нин встал,
И он же Батрака ругает.
Опе­шил бед­ный мой Степан.
«Поми­луй», гово­рит: «за что?» – «За что, болван!
Чему обра­до­вался сдуру?
Знай колет: всю испор­тил шкуру!»

При­ме­ча­ния

[1] Вза́пуски – то же, что наперегонки.
[2] Батра́к – так в древ­ней Руси назы­ва­лись холо­стые кре­стьяне, не имев­шие сво­его соб­ствен­ного хозяй­ства, а рабо­тав­шие посто­янно у дру­гих кре­стьян из-за платы или из-за содержания.
[3] Поча́ть – при­сту­пить к потреб­ле­нию чего-либо, взять впер­вые часть.
[4] Геркуле́с – древ­не­рим­ское имя героя древ­не­гре­че­ских мифов Геракла, сына Зевса и Алк­мены – жены фиван­ского царя Амфитриона.

Время напи­са­ния: не позд­нее пер­вой поло­вины мая 1815 г.
Пер­вая пуб­ли­ка­ция: собра­ние басен 1815 г.
Кры­ла­тое выра­же­ние: Кре­стья­нин ахнуть не успел, как на него мед­ведь насел. Цити­ру­ется как ком­мен­та­рий к неожи­данно слу­чив­шейся с кем-либо неудаче, непри­ят­но­сти и пр.

Источ­ник: И.А. Кры­лов. Пол­ное собра­ние сочи­не­ний в 3‑х томах. Т. 3: Басни, сти­хо­тво­ре­ния, письма и дело­вые бумаги. Книга вто­рая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. лите­ра­туры. 1946

Источник

Умники и умницы

Умные дети — счастливые родители

И.А. Крылов. Крестьянин и Работник. И.А. Крылов. Волк и Ягнёнок, с. 42 — 44

Дополнительное чтение

Ответы к стр. 42 — 44

1. Проталинки
Впишите пропущенные слова. Подчеркните диалог Крестьянина и Работника.

Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
« Помилуй, – говорит, – за что?»
— «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру! »

2. Книгочей
Прочитайте отрывок из басни. Что это? Запишите.

Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!

3 ∗ . Таблица
Перечитайте басню «Крестьянин и Работник». Какими вы представляете героев? Запишите.

Герой басни Характеристика героя
Крестьянин трусливый, неблагодарный, лицемерный, корыстолюбивый
Работник сильный, отважный, смелый

4. Соответствие
Каким показан Волк в басне «Волк и Ягнёнок»? Отметьте ответ √ или напишите свой.

грубым и наглым

5. Точное слово
Прочитайте и запишите мораль басни «Волк и Ягнёнок».

«У сильного всегда бессильный виноват.»

6 ∗ . Эрудит
Объясните выражение.

Источник

Басня «Крестьянин и работник» — И. Крылов

Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят;
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!

Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает
И, где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.

«Степанушка, родной, не выдай, милый!» —
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.

Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй,— говорит,— за что?» — «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»

Смотреть видео басни

Краткий анализ басни «Крестьянин в беде»

Данное произведение Иван Андреевич Крылов напечатал в 1815 году. В это время он уже был известен как русский баснописец.

Эту басню дети обычно читают и изучают в 8 классе. В этом возрасте можно как никогда лучше усвоить мораль.

Основная суть и мораль басни — когда люди попадают в беду, они просят своих друзей и знакомых помочь, ведут себя скромно. Но стоит только миновать беде, как они начинают гордиться и ни во что не ставить своих «спасителей», ощущая свое превосходство над ними. Мораль — нельзя быть неблагодарным, высокомерным и быстро забывать добро, сделанное другими людьми.

Непонятные слова и выражения:

  • Ценят — бранят, ругают.
  • Геркулес — герой сказаний Древней Греции, прославившийся своей необычайной силой, совершивший двенадцать подвигов.

Источник

Крылов Иван — Кестьянин и работник

КРЕСТЬЯНИН И РАБОТНИК
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает,
И где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка, родной, не выдай, милой!» —
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй, — говорит, — за что?» — «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»

Алексей Грибов — выдающийся советский актёр театра и кино, лауреат Сталинской премии (1942, 1946, 1951, 1952), народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1972), лауреат Государственной премии РСФСР (1974), кавалер ордена Ленина.

Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».

Источник

Читайте также:  Показатель соэ 30 у женщины что это значит
Оцените статью