- Басня Крестьянин и Работник — Крылов Иван Андреевич
- Читать текст басни:
- Мораль басни Крестьянин и Работник:
- Басня «Крестьянин и работник»
- Умники и умницы
- Умные дети — счастливые родители
- И.А. Крылов. Крестьянин и Работник. И.А. Крылов. Волк и Ягнёнок, с. 42 — 44
- Ответы к стр. 42 — 44
- Басня «Крестьянин и работник» — И. Крылов
- Смотреть видео басни
- Краткий анализ басни «Крестьянин в беде»
- Крылов Иван — Кестьянин и работник
Басня Крестьянин и Работник — Крылов Иван Андреевич
О том, как Крестьянин спас жизнь своему барину, но получил в ответ только придирки, поведает басня «Крестьянин и работник» Крылова.
Читать текст басни:
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят;
И если он у нас не виноват,
Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает
И, где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка, родной, не выдай, милый!» —
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй,— говорит,— за что?» — «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
Впервые напечатана басня в 1815 году.
Ценят — бранят, ругают.
Геркулес — герой сказаний Древней Греции, прославившийся своей необычайной силой, совершивший двенадцать подвигов.
Мораль басни Крестьянин и Работник:
Мораль басни в том, что спаситель или советчик оказывается виноват перед тем, кому он адресует помощь. Баснописец предупреждает читателя – совершение альтруистических поступков не всегда вознаграждается по достоинству. Люди редко отвечают добром на добро. Мы горазды обвинять других в собственных несчастьях, но обращаемся к ним в нужде и беде. В произведении А. И. Крылов затрагивает тему потребительского отношения к другим, эгоизма, неблагодарности.
Источник
Басня «Крестьянин и работник»
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски [1] его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
Старик-Крестьянин с Батраком [2]
Шел, под-вечер, леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает,
И, где б его почать [3] , лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка родной, не выдай, милой!»
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот, новый Геркулес [4] , со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй», говорит: «за что?» – «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
Примечания
[1] Вза́пуски – то же, что наперегонки.
[2] Батра́к – так в древней Руси назывались холостые крестьяне, не имевшие своего собственного хозяйства, а работавшие постоянно у других крестьян из-за платы или из-за содержания.
[3] Поча́ть – приступить к потреблению чего-либо, взять впервые часть.
[4] Геркуле́с – древнеримское имя героя древнегреческих мифов Геракла, сына Зевса и Алкмены – жены фиванского царя Амфитриона.
Время написания: не позднее первой половины мая 1815 г.
Первая публикация: собрание басен 1815 г.
Крылатое выражение: Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел. Цитируется как комментарий к неожиданно случившейся с кем-либо неудаче, неприятности и пр.
Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3‑х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга вторая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946
Источник
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
И.А. Крылов. Крестьянин и Работник. И.А. Крылов. Волк и Ягнёнок, с. 42 — 44
Дополнительное чтение
Ответы к стр. 42 — 44
1. Проталинки
Впишите пропущенные слова. Подчеркните диалог Крестьянина и Работника.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
« Помилуй, – говорит, – за что?»
— «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру! »
2. Книгочей
Прочитайте отрывок из басни. Что это? Запишите.
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
3 ∗ . Таблица
Перечитайте басню «Крестьянин и Работник». Какими вы представляете героев? Запишите.
Герой басни | Характеристика героя |
Крестьянин | трусливый, неблагодарный, лицемерный, корыстолюбивый |
Работник | сильный, отважный, смелый |
4. Соответствие
Каким показан Волк в басне «Волк и Ягнёнок»? Отметьте ответ √ или напишите свой.
√ грубым и наглым
5. Точное слово
Прочитайте и запишите мораль басни «Волк и Ягнёнок».
«У сильного всегда бессильный виноват.»
6 ∗ . Эрудит
Объясните выражение.
Источник
Басня «Крестьянин и работник» — И. Крылов
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят;
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает
И, где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка, родной, не выдай, милый!» —
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй,— говорит,— за что?» — «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
Смотреть видео басни
Краткий анализ басни «Крестьянин в беде»
Данное произведение Иван Андреевич Крылов напечатал в 1815 году. В это время он уже был известен как русский баснописец.
Эту басню дети обычно читают и изучают в 8 классе. В этом возрасте можно как никогда лучше усвоить мораль.
Основная суть и мораль басни — когда люди попадают в беду, они просят своих друзей и знакомых помочь, ведут себя скромно. Но стоит только миновать беде, как они начинают гордиться и ни во что не ставить своих «спасителей», ощущая свое превосходство над ними. Мораль — нельзя быть неблагодарным, высокомерным и быстро забывать добро, сделанное другими людьми.
Непонятные слова и выражения:
- Ценят — бранят, ругают.
- Геркулес — герой сказаний Древней Греции, прославившийся своей необычайной силой, совершивший двенадцать подвигов.
Источник
Крылов Иван — Кестьянин и работник
КРЕСТЬЯНИН И РАБОТНИК
Когда у нас беда над головой,
То рады мы тому молиться,
Кто вздумает за нас вступиться;
Но только с плеч беда долой,
То избавителю от нас же часто худо:
Все взапуски его ценят,
И если он у нас не виноват,
Так это чудо!
Старик Крестьянин с Батраком
Шел под вечер леском
Домой, в деревню, с сенокосу,
И повстречали вдруг медведя носом к носу.
Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел.
Подмял Крестьянина, ворочает, ломает,
И где б его почать, лишь место выбирает:
Конец приходит старику.
«Степанушка, родной, не выдай, милой!» —
Из-под медведя он взмолился Батраку.
Вот новый Геркулес, со всей собравшись силой,
Что только было в нем,
Отнес полчерепа медведю топором
И брюхо проколол ему железной вилой.
Медведь взревел и замертво упал:
Медведь мой издыхает.
Прошла беда; Крестьянин встал,
И он же Батрака ругает.
Опешил бедный мой Степан.
«Помилуй, — говорит, — за что?» — «За что, болван!
Чему обрадовался сдуру?
Знай колет: всю испортил шкуру!»
Алексей Грибов — выдающийся советский актёр театра и кино, лауреат Сталинской премии (1942, 1946, 1951, 1952), народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1972), лауреат Государственной премии РСФСР (1974), кавалер ордена Ленина.
Ива́н Андре́евич Крыло́в (2 февраля 1769, Москва — 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагикомедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.
Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.
Басни И. А. Крылова положены на музыку, например, А. Г. Рубинштейном — басни «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Стрекоза и Муравей», «Квартет».
Источник