Жить во грехе что это значит

Жизнь во грехе — это смерть

Согласно православному учению, грех — это не просто юридическое понятие, а опасен он не только тем, что за него грозит воздаяние после смерти. Грех — это то, что отравляет жизнь уже здесь и сейчас. О том, почему от грехов лучше избавиться, в интервью «Правде.Ру» рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, каким образом грехи мешают человеку? Они препятствуют только благополучию его загробной участи — мешают пройти мытарства, не позволят дать добрый ответ на Страшном Суде? А чем грехи мешают в этой, земной жизни? Почему жить во грехе — плохо?

— Грехи закрывают нашу душу от Бога, делают для нас невозможной жизнь во Христе. Святитель Димитрий Ростовский, повторяя мысли древних Отцов, пишет, что как для тела жизнь есть душа, так для души жизнь — Бог. И если смерть тела — это его разлучение с душой, то смерть души — это ее разлучение с Богом. Потому грех — это не просто юридическое понятие, нарушение того или иного правила, кем-то извне нам данного. Грех — это духовное самоубийство.

И жить во грехе плохо в первую очередь потому, что это никакая не жизнь, а смерть. Смерть души. Внешне человек может казаться здоровым и благополучным, а внутри себя носить разлагающийся труп. Полноценно ли такое существование? Конечно же, нет.

Читайте также:  Что значит патологический диагноз

И все это не может не сказываться и на внешних жизненных обстоятельствах, поскольку они всегда являются отражением нашего внутреннего состояния. Если вокруг нас начинает происходить «что-то не то» — значит, нам в первую очередь надо заглянуть в себя: что не так в нас самих. Если нам кажется, что «Бог нас оставил» — значит, это повод задуматься, чем же мы сами изгнали Его из нашей души и из нашей жизни.

И таинство исповеди очень может помочь нам в этом разобраться.

— Расскажите, пожалуйста, что происходит в таинстве исповеди? Над человеком читают разрешительную молитву, и считается, что после этого его грехи прощены. В каких случаях они прощаются? А в каких не прощаются?

— В таинстве исповеди человеку прощаются те грехи, в которых он искренне кается. Господь, принимая наше покаяние, очищает нас от духовной скверны. Его спасительная благодать врачует нашу душу от тех ран, которые мы нанесли ей своими дурными поступками, словами, мыслями, чувствами. И дает нам силы бороться с нашими страстями и похотями.

Очень важно, что в таинстве исповеди мы каемся Богу в наших грехах, называя их вслух, причем при свидетеле, в качестве которого выступает священник. Это помогает нам растождествиться с грехом, придает решимость отвергнуть его и больше к нему не возвращаться. Другимисловами, наша исповедь становится именно покаянием — по-гречески «метаниа» — «переменой ума», то есть изменением сознания. Мы осознанно и твердо отказываемся от того, что отделяет нас от Христа. И уже Бог, а не страсти, становится главным содержанием нашей внутренней жизни.

В первые века христианства исповедь вообще была публичной, то есть совершалась при всей церковной общине. В качестве свидетелей приносимого Богу покаяния выступали не только пастыри, но и все прихожане. Со временем, однако, по снисхождению к человеческой немощи, Церковь перешла на привычную нам форму исповеди. При этом сам принцип остался неизменным: исповедуемся мы Самому Богу, но при свидетеле.

Конечно же, бывает и такое, что некоторые грехи нам не прощаются, несмотря на прочтение разрешительной молитвы. Это происходит потому, что совершителем таинства является Сам Бог, священник же — просто посредник. Преп. Симеон Новый Богослов говорит, что случается, когда человек на земле произносит «прощаю и разрешаю», а Бог на Небесах произносит «не прощаю и не разрешаю». В каких случаях такое может произойти? Существует древняя пословица: «Нет греха непрощаемого, кроме греха нераскаянного». То есть если нам какой-то грех не был отпущен Богом — значит, мы пока по-настоящему в нем не раскаялись. Еще не растождествились с ним, не отвергли его всей душой, не приобрели решимость больше не возвращаться к нему. Другими словами, в нас не произошло «перемены ума», и вместо исповеди имело место простое холодное перечисление грехов.

Также таинство покаяния оказывается не действенным, если мы сознательно утаиваем на исповеди какие-то грехи. Тогда даже те грехи, что мы назвали, остаются непрощенными. Поскольку имеет место профанация таинства.

— После исповеди человек не всегда чувствует душевный мир и радость. Иногда, напротив, он впадает в большее уныние. Почему так?

— Далеко не всегда оправдано судить о духовном на основании своих субъективных ощущений: мира, радости или, наоборот, уныния. Ведь они могут иметь чисто душевные, то есть психологические, эмоциональные причины, причем весьма многообразные. Подобные вещи — весьма ненадежный критерий. Хотя, конечно же, когда в нас по-настоящему происходит «перемена ума», это сопровождается и миром, и радостью, сквозь слезы облегчающего душу покаянного плача. Если же мы отходим от аналоя с унынием, с камнем на сердце, это может означать, что какой-то грех для нас все еще сохраняет привлекательность, что мы не готовы пока пожертвовать им ради жизни со Христом. Но, повторюсь, далеко не всякая радость и далеко не всякие слезы на исповеди или во время молитвы бывают подлинными. Это могут быть просто эмоции, а не настоящая «перемена ума».

Читайте самое интересное в рубрике « Религия«

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

7 смертных грехов, или Сколько страстей могут нас погубить на самом деле

Приблизительное время чтения: 8 мин.

Вопреки распространенному мнению, выражение «семь смертных грехов» отнюдь не указывает на некие семь поступков, которые бы являлись самыми тяжелыми грехами. В действительности список таких поступков может быть намного длиннее. А число «семь» указывает здесь лишь на условное объединение этих грехов в семь основных групп.

У православных христиан идет Великий пост — время сугубого покаяния. Мы предлагаем нашим читателям пройти его с «Фомой». Покаяние — это путь человека к Богу. Но что Церковь понимает под покаянием? Можно ли ему научиться? Что говорится в Библия о покаянии? Для чего нужно таинство исповеди? Как к нему подготовиться? Мы собрали ответы на эти и многие другие вопросы. Добавили личные история покаяния святых и наших современников. Каждый день на foma.ru вас ждет очередной материал. Надеемся, наш проект поможет вам чаще вспоминать о главной цели Великого поста — подготовить свое сердце к встрече с Воскресшим Спасителем. Все материалы о покаянии вы можете посмотреть здесь.

Впервые такую классификацию предложил святитель Григорий Великий в 590 году. Хотя наряду с ней в Церкви всегда существовала и другая классификация, насчитывающая не семь, а восемь основных греховных страстей. Страстью называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством — так, что человек не может избавиться от страсти даже когда поймет, что она приносит ему уже не удовольствие, а мучение. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.

Св. Феофан Затворник пишет об отличии смертного греха от менее тяжкого: «Смертный грех есть тот, который отнимает у человека нравственно-христианскую жизнь его. Если нам известно, в чем нравственная жизнь, то определение смертного греха не трудно. Жизнь христианская есть ревность и сила пребывать в общении с Богом исполнением Его святого закона. Потому всякий грех, который погашает ревность, отнимает силу и расслабляет, отдаляет от Бога и лишает Его благодати, так что человек после него не может воззреть на Бога, а чувствует себя отделенным от Него; всякий такой грех есть грех смертный. …Такой грех лишает человека благодати, полученной в крещении, отнимает Царство Небесное и отдает суду. И это все утверждается в час греха, хотя не совершается видимо. Такого рода грехи изменяют все направление деятельности человека и самое его состояние и сердце, образуют как бы новый источник в нравственной жизни; почему иные определяют, что смертный грех есть тот, который изменяет центр деятельности человеческой».

Смертными эти грехи называются потому, что отпадение человеческой души от Бога — это смерть души. Без благодатной связи со своим Создателем душа мертвеет, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном своем существовании.

И не так уж важно, на сколько категорий подразделяются эти грехи — на семь или на восемь. Гораздо важнее помнить о той страшной опасности, которую таит в себе любой такой грех, и всячески стараться избегать этих смертоносных ловушек. А еще — знать, что даже для согрешивших таким грехом остается возможность спасения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибегает к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: верующий в Меня, если и умрет, оживет (Ин 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!»

А преподобный Исаак Сирин сказал еще определеннее: «Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного».

Семь смертных грехов

1. Гордость

«Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других — одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным.

…Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения. А исцеляется, если будет верить суду Сказавшего: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак 4:6). Впрочем, надо знать, что, хотя убоится суда, произнесенного за гордость, однако не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о своей предпочтительности».

Свт. Василий Великий

Гордость — самодовольное упоение собственными достоинствами, подлинными или мнимыми. Овладев человеком, она отсекает его сначала от людей малознакомых, потом — от родных и друзей. И наконец — от самого Бога. Никто не нужен гордому, даже восторг окружающих его не интересует, и лишь в себе самом он видит источник собственного счастья. Но как любой грех, гордость не приносит подлинной радости. Внутреннее противостояние всему и вся иссушает душу гордого человека, самодовольство, словно короста, покрывает ее грубым панцирем, под которым она мертвеет и становится неспособной к любви, дружбе и даже к простому искреннему общению.

2. Зависть

«Зависть есть печаль из-за благополучия ближнего, которая ищет не добра для себя, а зла для ближнего. Завистливый хотел бы видеть славного бесчестным, богатого — убогим, счастливого — несчастным. Вот цель зависти — видеть, как завидуемый из счастья впадает в бедствие».

Святитель Илья Минятий

Такое расположение человеческого сердца становится стартовой площадкой для самых страшных преступлений. А также бесчисленного множества больших и мелких пакостей, которые люди творят только ради того, чтобы другому человеку стало плохо или хотя бы перестало быть хорошо.

Но даже если и не вырвется этот зверь наружу в виде преступления или конкретного поступка, то разве легче от этого будет самому завистнику? Ведь, в конце концов, таким страшным мироощущением он просто преждевременно загонит в себя в могилу, но даже смерть не прекратит его страданий. Потому что после смерти зависть будет терзать его душу с еще большей силой, но уже без малейшей надежды на ее утоление.

3. Чревоугодие

«Чревоугодие разделяется на три вида: один вид побуждает принимать пищу раньше определенного часа; другой любит только пресыщаться, какой бы то ни было пищей; третий хочет лакомой пищи. Против этого христианин должен иметь троякую осторожность: ожидать определенного времени для принятия пищи; не пресыщаться; довольствоваться всякой самой скромной пищей».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Чревоугодие — рабство собственному желудку. Оно может проявлять себя не только в безумном обжорстве за праздничным столом, но и в кулинарной разборчивости, в тонком различении оттенков вкуса, в предпочтении изысканных блюд простой пище. С точки зрения культуры между грубым обжорой и утонченным гурманом — пропасть. Но оба они — рабы своего пищевого поведения. И для того, и для другого еда перестала быть средством поддержания жизни тела, превратившись в вожделенную цель жизни души.

4. Блуд

«…сознание все более и более наполняется картинами сладострастия, грязными, жгучими и соблазнительными.

Сила и ядовитый чад этих образов, чарующих и позорных, таковы, что вытесняют из души все возвышенные мысли и желания, которые увлекали (молодого человека) раньше. Нередко бывает, что человек не в состоянии думать более ни о чем другом: им всецело владеет демон страсти. На каждую женщину он не может смотреть иначе, как на самку. Мысли одна другой грязнее ползут в его отуманенном мозгу, а в сердце одно желание — удовлетворить свою похоть. Это уже состояние животного или, вернее, хуже животного, потому что животные не доходят до того разврата, до которого доходит человек».

Священномученик Василий Кинешемский

Грех блуда включает в себя все проявления половой активности человека вопреки естественному способу их осуществления в браке. Беспорядочная половая жизнь, супружеские измены, всевозможные извращения — все это различные виды проявления блудной страсти в человеке. Но хотя это и телесная страсть, истоки ее лежат в сфере ума и воображения. Поэтому к блуду Церковь относит и непристойные мечтания, просмотр порнографических и эротических материалов, рассказ и слушание похабных анекдотов и шуток — все то, что способно возбудить в человеке фантазии на сексуальную тему, из которых потом вырастают и телесные грехи блуда.

5. Гнев

«Посмотри на гнев, какие знаки своего мучительства он оставляет. Смотри, что человек делает в гневе: как негодует и шумит, клянет и ругает сам себя, терзает и бьет, ударяет по голове и лицу своему, и весь трясется, как в лихорадке, словом, он похож на бесноватого. Если внешний вид его так неприятен, что же делается в его бедной душе? …Видишь какой страшный яд скрыт в душе, и как горько он мучит человека! Его жестокие и тлетворные проявления говорят о нем».

Святитель Тихон Задонский

Человек в гневе страшен. А между тем гнев — естественное свойство человеческой души, вложенное в нее Богом для отвержения всего греховного и неподобающего. Этот полезный гнев был извращен в человеке грехом и превратился в гнев на ближних людей порой по самым ничтожным поводам. Обиды другим людям, ругань, оскорбления, крики, драки, убийства — все это дела неправедного гнева.

6. Алчность (корыстолюбие)

«Корысть есть ненасытимое желание иметь, или искание и стяжание вещей под видом пользы, затем только, чтобы сказать об них: мои. Предметов этой страсти множество: дом со всеми его частями, поля, слуги, а главное — деньги, потому что ими можно всё доставать».

Святитель Феофан Затворник

Иногда считают, что этим духовным недугом могут страдать исключительно богатые люди, уже обладающие богатством и стремящиеся его преумножить. Однако и человек среднего достатка, и малоимущий, и совершенно нищий — все подвержены этой страсти, поскольку заключается она не в обладании вещами, материальными благами и богатством, а — в болезненном, непреодолимом желании ими обладать.

7. Уныние (лень)

«Уныние — это продолжительное и одновременное движение яростной и вожделеющей части души. Первая неистовствует по поводу того, что находится в ее распоряжении, вторая, напротив, тоскует по тому, чего ей недостает».

Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души, ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.

В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.

Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.

Читайте также:

В оформление использованы фрагменты мозаики алтарной части крипты базилики Нотр-Дам-де-Фурвьер, Лион, Франция, 1872-1884 г.

Источник

Оцените статью