Жил был поп толоконный лоб что значит толоконный

«Поп — толоконный лоб»: что русский народ понимал под этим выражением из сказок

А вас никогда не волновало, почему у попа лоб толоконный? Как это характеризует его и откуда вообще произошло такое выражение? Давайте разбираться, о чем на самом деле идет речь в русских сказках и как выражение «толоконный лоб» понимал русский народ.

Что такое толокно?

Прежде чем разбираться в том, почему у попа лоб толоконный, давайте поговорим о том, что такое толокно.

Толокном на Руси называли муку, но не простую, а ту, которую добывали путем измельчения толкушкой (чаще всего из овса).

Почему у попа лоб толоконный

Если толокно — это мука, то толоконный лоб — это, получается, лоб, набитый мукой? Да, именно так. Русский народ адресовал фразу «толоконный лоб» человеку, не обремененному большим умом, характеризуя его как необразованную и глупую личность.

Значение выражения «толоконный лоб» представлено в словаре Д. Ушакова, где оно характеризуется одним простым словом — «дурак», а также представляются возможные синонимы к нему — «оболтус», «толокняный».

Правда, некоторые считают, что лоб стал толоконным от слова «толок» (части головы в старину называли лоб, толок и затолок, который спустя годы стал затылком). Слово «толоконный» имело и второе значение — «лысый» (как лоб), отсюда и пошло выражение «толоконный лоб».

Выражение «толоконный лоб» обрело новую популярность после выхода в 1891 году в свет сказки Пушкина «О попе и о работнике его Балде». Именно в ней поэт ярко использовал это старое выражение, намереваясь представить читателю попа не самым умным человеком. Не стоит забывать, что во всем произведении автору действительно удалось гениально и просто показать его именно таким персонажем.

Стоит отметить, что выражение «толоконный лоб» не используется с целью оскорбления другого человека. Скорее, оно воспринимается с чувством юмора, без всякого негативного оттенка, лишь с обозначением незадачливости и непонятливости человека.

В современном лексиконе словосочетание «толоконный лоб» нередко заменяется аналогом «опилки в голове».

Источник

«Толоконный лоб»: значение идиоматического выражения и примеры употребления

Чем больше времени проходит, тем больше слов русский язык теряет: они выходят из повседневного обращения. Такова историческая динамика, которая несправедлива. Мы хотим хотя бы немного замедлить железную поступь истории и рассказать сегодня о выражении «толоконный лоб»: значение и примеры его употребления.

Происхождение

Словари сходятся на том, что выражение нам подарил А. С. Пушкин. Есть у него такая занимательная «Сказка о попе и о работнике его Балде». И начинается она так: «Жил-был поп, толоконный лоб». И здесь без пояснения не обойтись.

До появления механистичных фабрик и заводов люди делали муку двумя способами: перемалывали зерно на мельнице и толкли в ступе. Разумеется, для этих операций использовались разные виды муки. Стоит предположить, что, хотя работа на мельнице не из легких, толочь толокно в ступе надо было еще усерднее. И эти усилия сравнимы с объяснением чего-то человеку глупому, недалекому и необразованному. Еще кажется, что свою роль в возникновении фразеологизма сыграло созвучие существительного «толкование», то есть «объяснение», и глагола «толочь». А существительное «толки» от глагола «толкли» отличается на одну букву. Хотя это только предположение, но какая-то языковая связь тут, определенно, есть.

Сообщаем для нетерпеливых: да, мы рассматриваем выражение «толоконный лоб», значение его станет скоро известно.

Смысл

Как, наверное, читатель уже понял из предыдущего раздела, так характеризуют человека неумного, необразованного, который с трудом понимает то, что ему говорят. Впитывание любой мысли у него сродни тяжелой работе с толокном. Информация должна быть разжевана до мельчайших подробностей, тогда она будет усвоена.

Такой вот не слишком сложный фразеологизм «толоконный лоб», значение его нами раскрыто.

Примеры и синонимы

Когда речь заходит о тональности выражения, то мнения словарей расходятся. Одни говорят, что это довольно грубо (да и пушкинское произведение это подтверждает: у него поп не самая приятная личность во всех смыслах), а в других источниках говорится, что, мол, это шуточное наименование, и оно никого обидеть не может. Как знать, шутки бывают разные.

В любом случае мы вполне сознательно снизим градус грубости и скажем: недотепы, которых играет Андрей Мягков в фильмах Э. Рязанова, прекрасно подходят для примера-иллюстрации. И Новосельцев («Служебный роман»), и Лукашин («Ирония судьбы») сообразительностью не отличаются, правда, только в одном: в химии чувств и психологии человеческих отношений. В остальном же оба персонажа достаточно умны и даже эрудированы, особенно Новосельцев, который обнаруживает знание поэзии Пастернака. А еще говорит известную фразу: «Лучше умереть стоя». У нее есть продолжение, и звучит полностью она так: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Кто первым ее сказал — неизвестно, потому что слишком многим она приписывается. Однако мы отвлеклись. Наша задача: рассмотреть устойчивое словосочетание «толоконный лоб», значение его объяснить и подобрать примеры.

В принципе, на этом можно было и закончить, но вдруг читателю пригодятся замены выражения одним словом. И может быть, именно их он и искал в статье. Мы никак не может обмануть его ожиданий. Итак, словосочетание можно заменить прилагательными:

Если стоит задача объяснить выражение «толоконный лоб» (значение фразеологизма раскрыть, другими словами) и заменить его на существительное, то помогут следующие определения:

Как кажется, тугодум — наиболее адекватный синоним, остальные грубоваты. Но это дело вкуса.

Источник

Что означает выражение «толоконный лоб»?

Толокно — это особая мука. Обычная мука получается, когда зерно размалывают в жерновах, а толокняная — когда его «толкут» в ступе, как картошку-пюре.

Мы, собственно, знаем эту фразу из «Сказки о попе и работнике его Балде», но вот что она там обозначает — не совсем понятно. То ли это что-то вроде «у него вместо мозгов хлебушек» — в смысле, голова набита мукой; то ли внешний вид у него был подобающий — как «здоровенный лоб» говорят о человек, так и здесь могло быть, что поп, мол, наевшийся домашних булок; то ли Пушкин просто для юмора вставил фразочку, которую как-то сильно буквально анализировать и не стоит. В комментарии к этому ответу ещё одну версию подсказали — мол, для обозначения скряги, который вместо того, чтобы зерно отвести на мельницу и сделать нормальную муку, экономит и делает дешёвое толокно.

В любом случае, это что-то такое, юмористическо-пренебрежительное — это по контексту сказки понятно.

Только в начале 20 века сказка впервые была напечатана без цензуры (до этого её выпускали в редакции Жуковского, вместо попа был «Кузьма остолоп, осиновый лоб»), а уж после революции советская пропаганда вознесла Пушкина в небеса (не поймите неправильно — это абсолютно заслуженно, просто факт такой), заодно на антирелигиозной почве распиарив эту фразу и приписав ей в словарь совершенно однозначное значение — мол, так называли дураков, хотя больше ни в каких текстах, кроме пушкинского, она не встречается, насколько я знаю. Собственно, с таким значением — «глупый человек, дурак», оно попало в словари и учебники, и с таким смыслом и воспринимается в наше время.

Источник

Сказка о попе и о работнике его Балде

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?»
Балда говорит: «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу».
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русский авось.
Пон говорит Балде: «Ладно.
Не будет нам обоим накладно.
Поживи-ка на моем подворье,
Окажи свое усердие и проворье».
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет.
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей:
Кашу заварит, нянчится с дитятей.
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит.
О расплате думает частенько:
Время идет, и срок уж близенько.
Поп ни ест, ни пьет, ночи не спит:
Лоб у него заране трещит.
Вот он попадье признается:
«Так и так: что делать остается?»
Ум у бабы догадлив,
На всякие хитрости повадлив.
Попадья говорит: «Знаю средство,
Как удалить от нас такое бедство:
Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь».
Стало на сердце попа веселее,
Начал он глядеть на Балду посмелее.
Вот он кричит: «Поди-ка сюда,
Верный мой работник Балда.
Слушай: платить обязались черти
Мне оброк, но самой моей смерти;
Лучшего б не надобно дохода,
Да есть на них недоимки за три года.
Как наешься ты своей полбы,
Собери-ка с чертей оброк мне полный».
Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
— «Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить».
Беса старого взяла тут унылость.
«Скажи, за что такая немилость?»
— «Как за что? Вы не плотите оброка,
Не помните положенного срока;
Вот ужо будет нам потеха,
Вам, собакам, великая помеха».
— «Балдушка, погоди ты морщить море.
Оброк сполна ты получишь вскоре.
Погоди, вышлю к тебе внука».
Балда мыслит: «Этого провести не штука!»
Вынырнул подосланный бесенок,
Замяукал он, как голодный котенок:
«Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть — возьми, да с уговору,
С, общего нашего приговору —
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят мешок».
Засмеялся Балда лукаво:
«Что ты это выдумал, право?
Где тебе тягаться со мною,
Со мною, с самим Балдою?
Экого послали супостата!
Подожди-ка моего меньшего брата».
Пошел Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков да в мешок.
К морю опять он приходит,
У моря бесенка находит.
Держит Балда за уши одного зайку:
«Попляши-тка ты под нашу балалайку;
Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было б лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата.
Раз, два, три! догоняй-ка».
Пустились бесенок и зайка:
Бесенок по берегу морскому,
А зайка в лесок до дому.
Вот, море кругом обежавши,
Высунув язык, мордку поднявши,
Прибежал бесенок задыхаясь,
Весь мокрешенек, лапкой утираясь,
Мысля: дело с Балдою сладит.
Глядь — а Балда братца гладит,
Приговаривая: «Братец мой любимый,
Устал, бедняжка! отдохни, родимый».
Бесенок оторопел,
Хвостик поджал, совсем присмирел,
На братца поглядывает боком.
«Погоди, — говорит, — схожу за оброком».
Пошел к деду, говорит: «Беда!
Обогнал меня меньшой Балда!»
Старый Бес стал тут думать думу.
А Балда наделал такого шуму,
Что все море смутилось
И волнами так и расходилось.
Вылез бесенок: «Полно, мужичок,
Вышлем тебе весь оброк —
Только слушай. Видишь ты палку эту?
Выбери себе любимую мету.
Кто далее палку бросит,
Тот пускай и оброк уносит.
Что ж? боишься вывихнуть ручки?
Чего ты ждешь?» — «Да жду вон этой тучки:
Зашвырну туда твою палку,
Да и начну с вами, чертями, свалку».
Испугался бесенок да к деду,
Рассказывать про Балдову победу,
А Балда над морем опять шумит
Да чертям веревкой грозит.
Вылез опять бесенок: «Что ты хлопочешь?
Будет тебе оброк, коли захочешь…»
— «Нет, — говорит Балда, —
Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, враженок, задачу.
Посмотрим, какова у тебе сила.
Видишь: там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси ее полверсты;
Снесешь кобылу, оброк уж твой;
Не снесешь кобылы, ан будет он мой».
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул.
На третьем упал, ножки протянул.
А Балда ему: «Глупый ты бес,
Куда ж ты за нами полез?
И руками-то снести не смог,
А я, смотри, снесу промеж ног».
Сел Балда на кобылку верхом
Да версту проскакал, так что пыль столбом.
Испугался бесенок и к деду
Пошел рассказывать про такую победу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего — собрали полный оброк
Да на Балду взвалили мешок.
Идет Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится.
Балда его тут отыскал,
Отдал оброк, платы требовать стал.
Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.
А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»

Источник

Новое в блогах

Духовный смысл сказки о Попе и о его работнике Балде

Духовный смысл сказки о Попе и о его работнике Балде.

Сказка Пушкина О попе и его работнике Балде обычно воспринимается как злая сатира на жадных и глупых священников или просто как кощунство. В советское время атеистическая пропаганда активно использовало это стихотворенье в своих целях, по нему ставились спектакли, снимались мультфильмы, его изучали в школе. Однако внимательному читателю, знакомому с основами православного богословия, открывается глубокий духовный смысл, который совсем не кощунственный и сатирический, а назидательный и душеполезный.

Не так плох поп.

Принято приписывать Попу чрезмерную скупость и жадность, а иногда и другие качества, например, лень и обжорство. Вот пример – аннотация к одноименному мультфильму студии Союзмультфильм 1973г: … один поп, будучи очень алчным и ленивым, пошел на базар с целью найти там себе такого работника, который работал бы на него исправно и много, а денег бы за это брал всего ничего.
Обратимся к оригинальному тексту:

Поп ему в ответ: „Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого?“

Ни какой жадности, лени и обжорства! Вполне разумное требование рачительного хозяина к работнику! На любом приходе до сих пор требуется повар, водитель и рабочий строительной специальности. Заметьте, поп не просит излишеств (еще быть нянькой к малышу). Так же поп не просит работать бесплатно, или как сейчас модно говорить «во славу Божью». Это Балда предлагает совою плату:

Балда говорит: „Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу“.

Надо сказать, что у Попа есть единственный недостаток – недостаток ума:

Выражение толоконный лоб означает, что в голове толокно – т.е. мука из толченых зерен. Вероятно, одной этой фразы было достаточно, чтобы православный цензор наложил на это стихотворенье свое вето, так как глупых попов не бывает, ибо если бы они были, то все священнические просьбы, советы и благословения надо было бы анализировать на предмет разумности, а это, не удобно. В то же время атеистическая пропаганда с радостью ухватилась за эту фразу, вероятно думая, что если есть один глупый поп, то все попы дураки и все чему они учат (христианское учение) – глупость.
Так зачем автор упомянул про толоконный лоб? А затем, что Поп именно по глупости совершил ошибки, которые стоили ему здоровья, а не по причине греховных страстей!

Не так хорош Балда.

Принято считать Балду положительным героем – простой, скромный, трудолюбивый мужик удобно противопоставляется жадному и глупому Попу. Атеистическая пропаганда отметила и это. Однако, пропаганда почему то не обратила внимание на имя этого положительного героя. Слово «балда» значит: «глупый человек, дурак» и происходит из тюркских языков, где обозначает «топор», «колун», «рукоятка сабли». Таким образом, по сюжету получается, что встретились два дурака.

Признаки бесовского одержания у Балды.

Обычно у современного человека беснование ассоциируется с тем, что одержимый кричит в храме или болен или безумен. Однако на то и одержимость это когда воля беса подчиняет себе волю человека. Так как бесы – «сыны погибели» то бесовская воля заключается в том, чтобы вредить человеку. Вредить бесы могут следующим образом:
— физически вредить здоровью человека;
— физически вредить церкви;
— обманом навязывать вредные мысли.

Балда, как модно сейчас это называть, человек «ищущий» т.е. ищет свой путь в жизни в том числе и духовный путь.
Автор упомянул прямо:

На встречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.

Однако, из последующего развития сюжета, что Балда нанялся в работники именно к Попу (думаю, многим из тех, кто был на базаре, нужны были работники, тем более дешевые, но Балда целенаправленно идет к Попу.) В те времена было принято, чтобы ученик нанимался в работники к мастеру, чтобы учиться ремеслу. И то, что Балда выбирает Попа свидетельствует, что его интересует именно «что-то духовное». Из дальнейшего развития сюжета видно, что совсем не православное христианство. В наше время среди обывателей существует мода на паломнические и труднические поездки в монастыри. Таким образом, кажется, что Балда нанимается в подобные трудники.
Однако условие:

В год за три щелка тебе по лбу –

Однозначно оскорбительно для Попа. Каким бы ни был недостойным священник и как бы ни смирял он свою гордыню аскетикой – публично соглашаться на такой договор – было бы оскорблением священного сана (особенно во времена Пушкина). Но откуда такие мысли у Балды? Хочешь трудиться во славу Божью – трудись! Хочешь трудиться за деньги так предложи сумму! Хочешь символическую плату – так попроси за труд какую ни будь мелочь, например, просфору. Но Балда просит именно щелчки по лбу, то есть готов трудиться за возможность на законных основаниях оскорбить священника. Это мысль однозначно бесовская!

Поп не пытается вразумить Балду, не торгуется, вероятно, по причине недостатка ума не знает как повести себя в сложившейся ситуации. Он понимает, что так поступать нельзя, но и работника потерять боится. И соглашается.

Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб.
Щелк щелку ведь розь.
Да понадеялся он на русской авось.

Подобная ситуация с работой за щелчки может случиться и у современного священника. Например, когда кто то богатый и влиятельный предлагает деньги на ремонт храма, а взамен просит малость, сравнимую со щелчком по лбу: освятить то, что нельзя освящать, обвенчать тех кого нельзя венчать, сфотографироваться для рекламы, призвать прихожан проголосовать на выборах за «нужного» кандидата. Подобные дела могут быть наказаны не только Богом в будущем, но и правящим архиереем. Поэтому поп и призадумался.

Есть и еще один признак одержимости бесом.

Балда, с попом понапрасну не споря,
Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.

Бесов вызывают жрецы посредством магических обрядов, или же назвав имя нечистого. Но Балда ни чего этого не делает. Он сам не понимает, как выполнить порученное ему задание. Читать мысли бесы не умеют, только Бог видит помыслы людей. Следовательно, можно предположить, что у Балды уже есть тонкая связь с бесами. Как он ее приобрел – не известно. Может быть это врожденное (как у многих современных экстрасенсов), а может быть в прошлом сезоне он нанимался в работники к колдуну и получил инициацию (причем, возможно даже и не понял, что получил инициацию – просто сказал и сделал что велел Мастер и забыл об этом).

Но главный признак одержимости это все таки жизнь Балды в доме у Попа.

Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых
….
Только поп один Балду не любит,
Никогда его не приголубит,
О расплате думает частенько;
Время идет, и срок уж близенько.

Балда не молится, храм не посещает, книг церковных не читает. И это весьма странно: работает не за деньги, а к церкви интерес не проявляет. Так не за это ли поп Балду не любит? Поп понимает (даже при том, что у него толоконный лоб) что поселил у себя амбициозного нехристя, от которого вполне можно ждать беды. И чем дальше – тем больше он в этом убеждается. И такое христианское понимание нелюбви Попа к Балде можно противопоставить атеистическому в котором поп как представитель класса эксплуататоров ненавидит простых тружеников. У Пушкина нет ни каких поводов видеть здесь классовую борьбу или какое либо иное противоречие производительных сил и производственных отношений. Здесь вполне очевиден конфликт на религиозной почве – конфликт убежденного христианина и воинствующего безбожника. А Балда ведет себя с самого начала как воинствующий безбожник – готов трудиться за то, чтобы унизить священника и ведет в его доме демонстративно безбожную жизнь. Главный признак безбожника это не блуд или пьянство, а то, что для него Христос не спаситель и церковь все что угодно, но не источник спасения души. В течении всего стихотворения Балда ни разу не вспоминает ни о Боге, ни о молитве, ни о храме. То есть он безбожник, а тот, кто не с Богом – тот с противником Бога!

Признаки антихриста у Балды.

Обычно, говоря про антихриста православные имеют ввиду того антихриста который будет незадолго до Второго Пришествия Иисуса Христа. Однако, в апостольских посланиях есть предупреждения об антихристах:
Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. (1Иоан.2:18)
Воинствующий безбожник Балда, вполне может считаться таковым.
Но более подробно об антихристе говорится в Откровении.
(Откр.13:12) Он действует перед ним со всею властью первого зверя…
По толкованию св. Андрея Кессарийского здесь говорится об Антихристе.
Балда выполняет волю бесов – калечит попа, который по благодати своего священного сана имеет власть над бесами. Причем так калечит, что тот становится неспособным к совершению богослужений. Бесы выигрывают однозначно. Сам же Балда ни чего с этого не имеет! Если у Гете Фауст от договора с бесом получает материальные блага, то у Пушкина Балда не получает ни чего! Он даже не продает душу дьяволу, а бесплатно отдает! Вот к чему приводит глупость, впрочем, Балда дураком себя не считает, но об этом еще будет упомянуто когда речь пойдет о соревновании балды и бесенка.

И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. (Откр.13:14)
Балда, действительно, обольщает людей своим неестественным трудолюбием и работоспособностью. Этими же качествами он обольстил и советскую пропаганду, которая гордого самодовольного дурака возвела в ранг положительного героя.

Ест за четверых,
Работает за семерых;

Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей;

Нередко подобными положительными качествами может прельстить обывателя и современный сектант, экстрасенс, колдун. Но не может худое древо приносить добрый плод. У такого грешника часто обнаруживаются аморальные качества (например, гордость и властолюбие) настолько сильные, что затмевают немногие показные добродетели.

Соревнование Балды с бесенком.

Принято считать, что здесь автор показывает ум и находчивость (хотя скорее хитрость) простого русского деревенского мужика. Но возможно ли человеку, каким бы хитрым и умным он ни был победить беса, который имеет ангельскую силу и многотысячелетний опыт обольщения людей? Православное учение однозначно учит, что бесов мог победить только Иисус Христос. Еще бесы изгоняются постом и молитвой (чем Балда не занимается). Поэтому когда Балда только задумал соревноваться с бесами в хитрости — он обречен на поражение. Может показаться, что Балда выигрывает, так как перехитрил бесенка и за это получил оброк с бесов. Но что такое жалкий оброк для Князя Мира сего? Это мелочь. Отдав Балде просимое, бесы достигли гораздо более важные для себя цели.
1) Укрепили самоуверенность Балды
2) Укрепили мнение в народе об умственных способностях Балды
3) Искалечили попа лишив его возможности совершить Богослужение
4) Позволили Балде надавать щелчков Попу оскорбляя его священный сан.
В шахматах есть термин «гамбит» т.е. когда один из игроков жертвует пешкой ради стратегического успеха. Вот такой гамбит как раз очень успешно и разыграли бесы. Наверное, Балда во время соревнования с бесенком чувствовал себя как начинающий шахматист, который, играя с гроссмейстером, выигрывает у него пешку. Он радуется, думает, что гроссмейстер зевнул. Но гроссмейстер не зевнул, он видит глубже дальнейшую игру.

Таким образом у Балды – пиррова победа, то есть победа равносильная поражению. Балда укрепляется в своих греховных страстях и является орудием бесов при нейтрализации священника. Вероятно Поп единственный священнослужитель в храме, следовательно, село останется без Богослужений до тех пор, пока не пришлют нового священника – бесам обеспечена полная власть.

Бросается в глаза и самонадеянность Балды. Любой русский мужик при встрече с бесом вспомнил бы верное средство – крестное знамение. Подобных примеров много в русском народном фольклоре, и Балда не мог не знать об этом. Тогда почему же он не угрожает бесенку тем что закрестит его или позовет Попа и тот освятит море где живут бесы? Ответ прост – безумная самонадеянность воинствующего атеиста!

Но в эту игру втянут и Поп и опять же из за своего толоконного лба.

Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
Тем ты и лоб от расправы избавишь
И Балду-то без расплаты отправишь».

Идея дать задание с которым Балда не справится может показаться вполне разумной. И бесов перехитирить человеку не под силу. Но хитрость бесов выше человеческой хитрости и бесы пользуются ей в свою выгоду. Поэтому при крещении христианин отрекается от дьявола и всех дел его с целью больше не иметь с ним ни каких дел. Здесь же мы видим, что Поп первым задумал связаться с лукавым, попадья только придсказала идею дать невыполнимое задание.
Просить оброк у бесов надумал именно Поп и за это получил наказание.

Преступлеия и наказания Попа.

Поп сделал ряд действий, которые привели к тому, что он онемел и лишился разума.

С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.

Подобное наказание случилось с Вавилонским царем Навуходоносором:
… и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него — как у птицы. 31 По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество — владычество вечное, и Которого царство — в роды и роды. (Дан.4:30,31)

Причина такого наказания связь с бесами. И Вавилонский царь для устроения своего города обращался к языческим богам которые суть бесы и Поп через Балду обратился к бесам, чтобы получить с них оброк. Но для священника этот грех больше, чем для царя-язычника, поэтому и наказание последовало неотвратимо. Кстати, вполне возможно, что к Попу так же вернется здоровье после покаяния.

Но что же привело Попа к этому страшному греху, ведь он по словам Пушкина не был ни пьяницей, ни блудником, ни обжорой ни даже сребролюбивцем. Просто у него нехватало ума.
Во-первых он даже не пытался катехизировать Балду, поговорить с ним о правильной вере и попытаться через этот разговор и переменить оплату услуг Балды. Возможно, даже Балда ждал такого разговора, ведь он был «ищущий». Если же Поп не силен как катехизатор, то не надо было брать к себе Балду или настаивать на другой плате без объяснения причин.
Во-вторых, наблюдая за Балдой, Поп хоть и боится расплаты, но ни чего не предпринимает. В первую очередь не молится Богу о разрешении проблемы.
В-третьих, советуется о том как лоб от расправы избавить и Балду без расплаты оставить не с мудрым аскетом, архиереем, а со своей попадьей. Она предложила решение разумное, но не благочестивое. Нельзя творить добро злыми средствами! Нельзя бороться против беса бесовским средством — хитростью.
В-четвертых, получив совет задать службу которая ему не в мочь, Поп отправляет Балду к бесам за оброком. Неужели нельзя было ничего другого придумать, например тех же бесов прогнать. Тогда Поп не был бы причастен к привлечению в приходское хозяйство бесовских капиталлов.

Не гонялся бы ты поп за дешевизной?

Как уже было отмечено, Поп за особой дешевизной и не гнался. Надо учесть, что эту фразу говорит одержимый бесами Балда.

А Балда приговаривал с укоризной:
„Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной“.

Бесы действуют через Балду в своих интересах, и дают благообразный, но лукавое оправдание действиям Балды. Поп яко бы наказан за жадность! Но это не так. Поп просто искал не очень дорогого работника, а именно бесы через Балду подсунули ему идею о трех щелчках по лбу с которой все и началось.

Нельзя ли заменить попа кем ни будь другим?

То, что в стихотворении фигурирует не очень умный поп – вводило в соблазн благочестивых христиан. В православной среде были попытки откорректировать данный текст и заменить Попа на другого персонажа, например на «купца» или «богача». Но в этом случае полностью потерялся бы духовный смысл. Убрать попа – и получится обычная сказка как один дурах пререхитрил другого дурака.

Поп и Балда с точки зрения идеологии Марксизма-Ленинизма.

Раз уж было упомянуто, что данное произведение Пушкина использовалось в атеистической пропаганде, то неплохо было бы его рассмотреть с точки зрения той идеологии. Поп – представитель старой власти, представитель класса эксплуататоров и должен быть свергнут трудовым народом. Эта сюжетная линия полностью присутствует. Балда так же хорошо подходит на роль революционного пролетария: трудолюбивый, смелый, находчивый. Однако, Марксизм-Ленинизм приобрел в свое время популярность из за обещания дать власть народу. Но занял ли Балда место Попа? Нет! Получил ли он от устранения Попа от власти какие то блага кроме морального удовлетворения? Нет! Зато получили власть (из за отсутствия действующего священника) совсем другие силы – бесы! С историко-политической точки зрения, получается, что существующую власть свергли «третьи силы» используя пролетариев как глупую толпу и ни чего не дав ей взамен кроме пустых лозунгов. Правдоподобно, если учесть, что от революции 1917 года в России выиграла иностранная буржуазия больше, чем сами пролетарии-победители.

Таким образом, по духовному смыслу, Сказка о Попе и его работнике Балде может быть поставлена в один ряд с монастырскими патерикакми, в которых встречаются сюжеты бесовского искушения.

Источник

Читайте также:  Что значит феномен крысиный король
Оцените статью