Характеристика дыма от вида горящих продуктов
Вещество | Характеристика дыма | ||
Цвет | Запах | Вкус | |
Бумага, сено, солома | беловато-желтый | специфический | кисловатый |
Кожа, шерсть, волос | серый, желтый | раздражающий | кисловатый |
Древесина | серовато-черный | смолы | кисловатый |
Калий металлический | плотный белый | не имеет | кисловатый |
Магний | Белый | не имеет | металлический |
Нефтепродукты | черный, коптящий | нефти | металлический |
Азотистые соединения | желто-бурый | раздражающий | металлический |
Сера | Неопределенный | сернистый | кислый |
Фосфор | плотный белый | чеснока | не имеет |
Хлопок, ткани | Бурый | чеснока | не имеет |
Концентрацию акролеина около 0,003% человек не может перенести более 1 минуты. Краски, олифы, лаки и эмали с воспламеняемыми растворителями, содержащими разжижители, сиккативы и связующие вещества, сильно горят, выделяя густой черный дым, СО2, СО, пары воды, частицы несгоревшего углерода. Нитролаки и нитроэмали выделяют сильно токсичные газы: цианистый водород (HCN) и окислы азота.
Пластмассы и синтетические смолы — являясь органическими материалами, содержащими в своем составе водород, кислород, азот и др. При горении выделяют густой дым, токсичные газы и много продуктов термического разложения: хлорангидридные кислоты, формальдегиды, фенол, фторфосген, аммиак, ацетон, стирол и другие вещества, вредно влияющие на организм человека.
Пироксилиновые пластики при горении выделяют дым тяжелее воздуха, а при ограниченном доступе воздуха — цианистый водород и окислы азота.
Хлорполивинил и пенополиуретан горят, образуя густой черный дым. HCN, СО, СО2. Первый выделяет также следы фосгена, второй — изоцианаты, причем токсичность его дыма (при температуре свыше 1000°С) может за несколько секунд оказаться смертельной.
При горении полиэтилен выделяет черный дым, СО, СО2 и пары углеводородов.
Этилцеллюлоза быстро воспламеняется, плавится и капает, образуя СО2, СО.
Вредное действие оказывают продукты разложения поливинилхлорида (ПВХ). В частности, при содержании в воздухе 0,03-0,14 мг/л хлорорганических соединений, 0,04-0,064 мг/л хлороводорода (НСI), 0,25-0,63 мг/л СО отмечено раздражение слизистой оболочки носа и глаз, а также возбуждение, переходящее в слабость.
В продуктах пиролиза ПВХ (например, при 400°С через 30 мин),
Кроме хлороводорода и бензола, обнаруживаются углеводороды С2-С9 в том числе алканы (20-25%), алкены (35-40%), алкадиены (10-12%), ароматические соединения (20-30%). Из перечисленных выше веществ, хлороводород и бензол по своим токсическим свойствам относятся к аварийно-химически опасным веществам (АХОВ).
Полиамид выделяет СО2 СО, NH3 (аммиак). При горении и разложении минеральных удобрений (аммиачной, калийной, кальциевой селитры и др.) и ядохимикатов (гербициды) образуется большое количество окиси азота (N0), аммиака (NH3), двуокиси азота (NO2) и других газов.
В условиях пожара продукты сгорания и теплового разложения, входящие в состав дыма, действуют на организм человека комбинированно, поэтому их общая токсичность опасна для жизни даже при незначительных концентрациях.
При значительных концентрациях продуктов сгорания в составе дыма понижается процентное содержание кислорода, что также опасно для жизни человека (табл. 2.4).
При пожаре в метро, перечень токсичных продуктов сгорания очень широкий: хлорорганические соединения, хлористый (до 39,7 мг/м 3 ) и цианистый (до 35,9 мг/м 3 ) водород, аммиак, метиламин, оксид (0,58%) и диоксид (9,4%) углерода, фосген и др. Кроме того, вследствие небольшого внутреннего объема метрополитена концентрация кислорода в воздухе может опуститься ниже 18%.
Источник
Загадочный жёлтый дым накрыл китайский город Ухань
Начиная с 11 июня, в течение нескольких дней город Ухань был окутан жёлтым дымом неизвестного происхождения. Ходили слухи, что на местном металлургическом заводе произошёл взрыв. Утверждение властей о том, что это крестьяне жгут солому вызывало критику и насмешки.
11 июня город Ухань провинции Хубэй окутал густой жёлтый дым, плотность твёрдых частиц диаметром 10 микрон в котором превышала норму в четыре раза.
13 июня местное издание «Ежедневная рабочая газета» сообщило, что в Интернете распространяются различные догадки о причинах этого явления, в результате чего горожане напуганы, стараются не выходить из дома, а в аптеках раскуплены практически все респираторы.
Многие жители Уханя в блогах пишут, что от этого дыма их самочувствие ухудшилось, и предлагают различные меры предохранения.
Издание Bloomberg предполагает, что причиной жёлтого дыма в городе может быть традиционное массовое сжигание выпускниками школ конспектов и учебников, или же крупная авария на одном из предприятий. В статье издания говорится, что один из жителей Уханя сообщил о взрыве парового котла на заводе Wuhan Iron And Steel Group, в результате которого два человека погибло.
В свою очередь, администрация завода поспешила опровергнуть эту информацию, заявив, что никаких аварий в тот день у них не было.
Но этому заявлению никто из пользователей Сети не поверил, тогда на подмогу заводу пришло городское управление пожарной безопасности, которое заявило, что 11 июня они потушили пять мелких возгораний в городе и что никаких инцидентов с утечкой химических веществ или же взрывов в тот день не было.
В свою очередь, городское управление по охране окружающей среды обвинило во всём крестьян, которые в тот день «широкомасштабно жгли солому».
С этим утверждением согласилась и городская метеослужба, причём добавила, что дым к ним прилетел из окрестных провинций.
Однако все эти официальные объяснения не только не успокоили уханьцев, но, наоборот, вызвали ещё большую волну обсуждений, критики и насмешек.
Многие выражают удивление по поводу того, как дым от костров в соседних провинциях мог прилететь в Ухань, который расположен в центре провинции, и не попасть в другие районы, которые должны быть у него на пути. Ведь в соседних районах такого «жёлтого покрывала» нет. К тому же, крестьяне жгут солому уже много десятков и сотен лет, и никаких проблем в соседних городах это никогда не вызывало.
Многие также требуют от местных СМИ наглядно показать на видео или фотографиях, как крестьяне жгут солому. Другие утверждают, что дым от горящей соломы совсем не такого цвета и так не воняет и требуют, чтобы власти стали сообщать данные об уровне загрязнения воздуха в городе.
«Вы считаете нас за дураков? Для любого, кто хоть немного разбирается в химии, очевидно, что это химическое загрязнение! Какая солома? Не смешите людей!», — пишет один из жителей Уханя в своем микроблоге.
«Дым очень едкий и вонючий. Есть много фотографий жёлтого смога в городе, и нет ни одной фотографии крестьян, массово сжигающих солому. Я требую правды!», — пишет другой.
Какова природа этого дыма на самом деле по-прежнему остаётся загадкой.
Источник
О каких проблемах говорит цвет дыма из выхлопной трубы
С чем связан дым различных цветов из выхлопной трубы
Чересчур интенсивный выход дыма из выхлопной трубы автомобиля – это верный признак технической неисправности. При этом особое внимание следует уделять не только объёму, но и цвету выхлопа, поскольку он определяет характер поломки, её тяжесть, а также возможность дальнейшего передвижения своим ходом до станции технического обслуживания. Рассмотрим наиболее распространённые случаи и проанализируем причины их возникновения и возможные последствия.
Чёрный дым
Чёрный оттенок выхлопа, как правило, свидетельствует о неправильном смесеобразовании в цилиндрах, в частности о «богатой» смеси, когда количество топлива, подаваемого в камеру сгорания, существенно выше оптимального значения. Подобная неисправность может привести к серьёзным последствиям только при длительной эксплуатации. В этом случае топливо-воздушная смесь попросту не успевает полностью сгореть в рабочей камере, ввиду чего горение продолжается и в выпускном коллекторе, что приводит к преждевременному износу клапанного механизма, прогоранию катализатора, выхлопной трубы, а также выходу из строя дорогостоящего лябда-зонда.
Если соотношение топлива и воздуха отличается от оптимальных (14,7/1 — для бензинового и 14,5/1 – для дизельного мотора) на значительную величину, то из выхлопной трубы при сбросе педали акселератора могут вырываться и языки пламени. Конечно, эта крайне редкая ситуация, которая, как правило, не возникает мгновенно, а усугубляется на протяжении определённого времени, но она требует скорейшего исправления. Автомобиль вполне может доехать до сервисной станции, поскольку, как мы уже говорили, последствия езды на «богатой» смеси проявляются при длительной эксплуатации.
Дополнительным признаком чрезмерного обогащения смеси может стать резкое увеличение расхода топлива и нестабильная работа двигателя на холостых оборотах.
Основными причинами возникновения чёрного выхлопа служат протечки форсунок ввиду их чрезмерного износа или повреждения примесями топлива, засорённая возвратная магистраль для дизеля, неисправный датчик расхода воздуха или забитый воздушный фильтр.
Дым с синеватым оттенком
Синеватый или сизый дым из выхлопной трубы наглядно свидетельствует о попадании моторного масла в топливо-воздушную смесь, в результате чего происходит его сгорание. Как правило, подобная ситуация связана с чрезмерным износом двигателя, в частности элементов цилиндро-поршневой группы, поршневых колец или клапанного механизма. В первом случае масло просачивается в камеру сгорания со стороны картера, во втором – из головки блока цилиндров.
Стоит отметить, что двигатель автомобиля – это сложный механизм, детали которого изготовлены в строжайшем соответствии с геометрическими размерами, а также заданными температурными допусками, в результате чего износ даже в десятую часть миллиметра может стать критичным и потребовать скорейшего проведения ремонтных работ. Дополнительным побочным эффектом в этом случае является существенное снижение мощности ввиду падения компрессии в цилиндрах.
Помимо этого, с подобной проблемой сталкиваются и владельцы турбированных двигателей, что связано как с повышенными нагрузками на основные узлы, так и с тем, что при неисправности компрессора или его уплотнителей часть смазки попадает в нагнетаемый воздух и далее – в камеру сгорания.
Как в случае с износом цилиндро-поршневой группы, так и с неисправностью турбины двигатель требует незамедлительного ремонта. Однако если первый вариант позволяет эксплуатировать автомобиль относительно долго, постоянно доливая масло взамен выгоревшему, то неисправность турбонаддува целесообразно устранить как можно скорее, поскольку это одна из наиболее дорогостоящих деталей и дожидаться полного выхода его из строя не стоит.
Следует помнить, что, при проведении капитального ремонта замена только поршневых колец может не дать желаемого результата или дать его на непродолжительный срок, ввиду чего вышеописанные явления в виде сизого дымка быстро вернутся.
Белый дым
Белый дым — верный признак наиболее серьёзных неисправностей двигателя, при которых дальнейшую эксплуатацию следует немедленно прекратить. Но не стоит путать эту неприятную ситуацию с обыкновенным испарением влаги после длительного простоя, стоянки в сыром помещении или воздействия атмосферных осадков. Помните, что безобидная влага в выхлопной системе испаряется в течение 10-15 минут, после чего цвет дыма должен стабилизироваться и стать прозрачным.
Белый дым также нормальное явление при температуре окружающего воздуха ниже минус 10 градусов, но его объём визуально не должен превышать разумную норму. Если же выхлоп имеет белый оттенок на протяжении длительного времени, а его количество столь велико, что создаёт шлейф позади вашего транспортного средства, то это повод немедленно обратиться на станцию технического обслуживания.
Причинами возникновения подобной ситуации могут быть протечки прокладки головки блока цилиндров или микротрещины в самом блоке, в результате чего охлаждающая жидкость попадает в камеру сгорания, а также в систему смазки. Эксплуатацию автомобиля следует немедленно прекратить и доставить его до сервисного центра на буксире или эвакуаторе, поскольку охлаждающая жидкость, смешиваясь с маслом, приводит к резкому ухудшению его смазывающей способности, в результате чего элементы цилиндро-поршневой группы могут получить критические повреждения всего за несколько километров езды, что приведёт к ещё более дорогостоящему ремонту.
Кроме того, наличие микротрещины, через которую начался дренаж охлаждающей жидкости, может привести к разрушению стенок цилиндров, что сделает последующий ремонт двигателя нецелесообразным.
К косвенным признакам развития подобной неисправности можно также отнести резкое снижение уровня охлаждающей жидкости при одновременном повышении уровня масла. Кроме того, само масло на щупе изменит свой оттенок, а также станет менее вязким.
И если возникновение трещины – это, как правило, заводской брак, скрытый дефект, который проявился по независящим от автомобилиста причинам, то нарушение герметичности прокладки головки блока цилиндров может стать следствием регулярных перегревов, повышенных нагрузок при непрогретом моторе, а также неквалифицированного проведения ремонтных работ. Возникновение паров влаги в камере сгорания также приведёт к резкому увеличению компрессии, что скажется на ресурсе двигателя и может привести к разрушению поршней или шатунов (особенно на современных моторах с облегчённой цилиндро-поршневой группой). Критическое развитие ситуации сложно не заметить, поскольку объём выхлопа многократно возрастёт, однако наилучшим вариантом будет своевременный мониторинг и предотвращение дальнейшего повреждения деталей.
Стоит отметить, что в российских реалиях в среде недобросовестных сервисменов, а также разномастных мошенников, стала распространённой практика добавления охлаждающей жидкости непосредственно в маслозаливную горловину. В результате подобных действий неопытный автомобилист будет наблюдать все вышеперечисленные признаки и может согласиться на капитальный ремонт совершенно исправного мотора. Для предотвращения необдуманных трат можно ограничиться заменой масла под вашим пристальным контролем, желательно в другой мастерской, что позволит моментально устранить характерные признаки.
Таким образом, любое отклонение от нормы чревато серьёзными капиталовложениями в последующий ремонт, и цвет, а также интенсивность выхлопа позволяют диагностировать характер поломки и возможность добраться своим ходом до станции технического обслуживания.
Если же автомобилист будет игнорировать описанные в нашей статье признаки, стоимость ремонта может многократно возрасти, а в особенно запущенных случаях потребуется замена двигателя целиком. Некоторые из описанных проблем легко предотвратить использованием качественного топлива и своевременным обслуживанием, например промывкой радиатора, и заменой расходных материалов (воздушного и топливного фильтров), а также контролем уровня рабочих жидкостей.
Источник