- Желание учиться
- Смотреть что такое «Желание учиться» в других словарях:
- Желание учиться – миф или реальность?
- Как возникает желание учиться?
- Пробудить в ребенке желание учиться
- Откуда взять желание учиться? Личный опыт
- Расшколивание
- Старшая дочь, 9 класс. Мотивация интересом к новому и «Я им докажу!»
- Мотивы младшей, 8 класс: написать бестселлер и построить город
- Любой ребёнок скажет вам, зачем он учится, когда поймёт, какая морковка его привлекает.
Желание учиться
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург . В.С. Безрукова . 2000 .
Смотреть что такое «Желание учиться» в других словарях:
ЖЕЛАНИЕ — ЖЕЛАНИЕ, я, ср. 1. Влечение, стремление к осуществлению чего н., обладанию чем н. Ж. учиться. Заветное ж. Гореть желанием. Исполнение желаний. Ж. успеха. При всём желании (хотя и очень хочется). 2. Просьба, пожелание. Исполни моё последнее ж.… … Толковый словарь Ожегова
Желание — (ст. слав. – жалеть) – эмоционально волевое свойство личности, выражающееся в стремление человека достичь какую либо цель. Желание – это хотение, стремление, влечение, отражающие потребности личности. Объектом желаний может быть все: какой то… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Городок Желание (телесериал) — Городок Желание El Deseo (Pueblo Chico) Жанр сериал, теленовелла … Википедия
Биишева, Зайнаб Абдулловна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Биишев. Зайнаб Биишева Имя при рождении: Зайнаб Абдулловна Биишева Дата рождения: 2 января 1908(1908 01 02 … Википедия
Шульц, Лев Александрович — Лев Шульц. Париж. 1933 В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шульц. Лев Александрович Шульц (Léon, Lev, Lef … Википедия
Лев Александрович Шульц — Лев Шульц. Париж. 1933 Лев Александрович Шульц (Léon, Lev, Leff Schultz; 6 ноября 1897, Ростов на Дону 25 декабря 1970, Париж) русский и французский художник, ювелир, изобретатель, философ и публицист. Содержание 1 … Википедия
Лев Шульц — Лев Шульц. Париж. 1933 Лев Александрович Шульц (Léon, Lev, Leff Schultz; 6 ноября 1897, Ростов на Дону 25 декабря 1970, Париж) русский и французский художник, ювелир, изобретатель, философ и публицист. Содержание 1 … Википедия
Шульц, Лев — Лев Шульц. Париж. 1933 Лев Александрович Шульц (Léon, Lev, Leff Schultz; 6 ноября 1897, Ростов на Дону 25 декабря 1970, Париж) русский и французский художник, ювелир, изобретатель, философ и публицист. Содержание 1 … Википедия
Шульц Лев Александрович — Лев Шульц. Париж. 1933 Лев Александрович Шульц (Léon, Lev, Leff Schultz; 6 ноября 1897, Ростов на Дону 25 декабря 1970, Париж) русский и французский художник, ювелир, изобретатель, философ и публицист. Содержание 1 … Википедия
Иванова-Борейшо, Софья Андреевна — Иванова Борейшо С. А. [(1856 1927). Автобиография написана 8 января 1926 г. в Москве.] Родилась я на Кавказе (октябрь 1856 г.), в маленьком глухом местечке Хан Кенды, где и прожила до 16 ти лет. Отец мой был старый кавказский служака, почти всю… … Большая биографическая энциклопедия
Источник
Желание учиться – миф или реальность?
Поступления ребенка в школу практически все родители ждут с некоторым волнением и нетерпением. Все-таки это новый этап в жизни, показатель взрослости и самостоятельности. Да и сам будущий первоклассник, как правило, стремится поскорее сесть за парту. Но вот первое сентября позади – и начинаются проблемы. Они могут быть разными, но в этой статье мы поговорим о нежелании ребенка учиться.
Отсутствие у ребенка стремления познавать новое принимает разные формы – от тихого саботажа до яростного протеста. Особенно ярко это проявляется в момент выполнения домашних заданий. Мало того, что школьнику приходится постоянно напоминать о необходимости делать уроки, так он еще всячески оттягивает этот «страшный» момент, придумывая массу отговорок. Попить, поесть, отдохнуть, посмотреть телевизор, «сделаю потом» — такие «аргументы» знакомы каждому родителю. А за всем этим стоит, как правило, нежелание вообще заниматься уроками.
Что же делать? Первый шаг к успешному решению проблемы – это выяснение причин. Их можно поделить на две большие группы, которые условно назовем «ребенок НЕ МОЖЕТ учиться» и «ребенок НЕ ХОЧЕТ учиться».
Для начала разберемся с первой группой причин. Здесь школьник может искренне хотеть хорошо учиться и не огорчать маму с папой двойками в дневнике. Он старается, часами сидит за учебниками, но у него нет нужных навыков для того, чтобы стать успешным учеником. Допустим, ребенок недостаточно хорошо читает и считает, плохо запоминает, пишет с ошибками, несмотря на знание всех правил русского языка, или не может сосредоточиться на объяснении учителя. В этом случае могут помочь дополнительные занятия с репетитором или специальные курсы.
Например, в «Детском клубе Буракова» есть такие курсы для школьников, как «Развитие техники чтения» и «Природная грамотность», «Пишу красиво» и «Математика». Это эффективный тренажерный зал по отработке учебных навыков, где результата добивается каждый ребенок.
А как быть, если ребенок принципиально не желает учиться? В принципе, ребенка можно понять. Ведь что такое обучение? Это каждодневное преодоление трудностей и бесконечная дорога от состояния незнания к знанию. Чтобы идти по этой дороге быстро и легко, нужно научиться получать удовольствие от уроков, то есть от процесса преодоления трудностей. А девять детей из десяти неосознанно стремятся в зону комфорта, где не нужно напрягаться, чтобы у тебя все получилось.
В основе любого желания учиться лежит высокая познавательная активность, яркое стремление узнавать что-то новое. Это самая лучшая мотивация. Все остальные способы – оценки, подарки, угрозы или похвалы – довольно скоро перестают работать. Но если в школьнике будет «гореть» интерес к процессу получения знаний, если он привыкнет воспринимать трудность как очередную ступеньку на пути к его личному успеху, то проблем с желанием учиться не возникнет никогда.
Именно такую привычку и внутренний интерес мы формируем и поддерживаем на занятиях в нашем клубе. Здесь дети каждый день преодолевают трудности и получают результат. На каждом занятии ребенок делает шаг вперед на пути к знанию, испытывая удовольствие и желание двигаться дальше, к новым достижениям. Мы это видим, чувствуем, знаем. Поэтому с уверенностью говорим: «Сформировать у ребенка желание учиться – это реально!»
Источник
Как возникает желание учиться?
А должно ли оно вообще возникать? Учиться надо, учиться ребенок должен — о каком-таком желании может идти речь?
Однако, мы гораздо успешнее делаем то, что нам нравится и что отвечает нашим желаниям и потребностям – даже и во взрослом возрасте, что уж говорить о ребенке! Вопрос о том, как же развить в ребенке эту потребность, далеко не праздный.
Потому что, не ответив на него вовремя, мы рискуем оказаться перед другим вопросом: как заставить ребенка учиться? И это уже совсем другой вопрос… Лично мне на эту тему даже рассуждать не интересно.
Потому что для ребенка 7-10 лет желание учиться является признаком психологического здоровья – а нежелание, соответственно – нездоровья. Самые разные психологические концепции, наблюдения педагогов и психологов разных стран единодушны в том, что учеба для ребенка младшего школьного возраста является неотъемлемой потребностью, причем очень сильной потребностью, настолько сильной, что она перекрывает разные тяготы и трудности, сопутствующие этой непростой деятельности.
Откуда же и когда же она возникает? Некоторые думают, что она формируется уже в школе, в зависимости от того, насколько интересно там ребенку. Но это далеко не так. Если маленький человек пришел в школу с уже готовой мотивацией – он может найти интерес даже при достаточно скучной подаче знаний. А если этого интереса не было изначально – ребенок может еще участвовать в каких-то формах игрового обучения, но как только игровой момент из урока исчезает – исчезает и интерес. Потому что мотивация к учебе возникает не внутри нее, а вне – или, точнее, до ее начала.
Причем раньше, еще лет 30-40 назад она возникала совершенно автоматически. У детей-дошкольников тогда существовал и был замечательно развит такой вид “деятельности”, как свободная сюжетно-ролевая игра. Дети разного возраста собирались во дворах, или у кого-то одного дома – и играли. Играли в “дочки-матери”, “в солдатики”, “в войну”, “в магазин”, “в больницу” – и в разные другие сюжеты, подсмотренные из окружающей жизни или почерпнутые из книг. Никому из взрослых и в голову не приходило инициировать такие игры – дети постарше сами организовывали их, вовлекая более младших в реализацию своих замыслов.
В процессе таких игр у детей очень активно развивались самые разнообразные способности: и сюжет надо было придумать – развивалось воображение; и с другими детьми договориться – развивалась способность к общению и взаимодействию со сверстниками; и свою роль успешно сыграть – развивалось понимание тех действий, которые делают взрослые; и вообще всю игру организовать – развивалась способность управлять собой и другими… Этот список, если вдуматься, каждый читатель может продолжить и дальше. Но мне хочется сейчас обратить внимание на один неочевидный момент.
Пытаясь копировать действия взрослых людей, в процессе этих игр ребенок с одной стороны все лучше и лучше начинал понимать смысл взрослой деятельности, ее роль в жизни других людей, и проникался значимостью этой роли – а с другой стороны, все яснее становилось ребенку, что что-то в этой важной и ценной, приносящей уважение и почет, связывающей людей воедино – в общем, чрезвычайно желанной – деятельности ему пока недоступно. Что-то такое делают взрослые, что нельзя повторить, просто копируя внешний рисунок их действий. Что-то такое невидимое в их головах происходит, что они могут прочитать написанный текст и написать свой, сосчитать сдачу в магазине и найти лекарство от болезни.
И вот тут, из этого противоречия между уже сформировавшимся желанием – и пониманием невозможности его реализации и возникала острая потребность узнать, научиться всему тому, что знают и умеют взрослые.
И на этой сильной и осознанной потребности ребенок проживал всю начальную школу – учась независимо от того, насколько интересным был сам процесс. Интерес уже заключался в том, чтобы справиться с трудностями, преодолеть себя, разгадать загадки, заданные взрослым миром.
А по окончании начальной школы этот интерес закономерно спадал. Главным в жизни уже становилось иное – а некоторые уже в 14 лет и работать шли…
Почему же я всю эту историю описываю в прошедшем времени? Я думаю, всем понятно: такой картины теперь нет. Свободная игра вытеснена из детской жизни и отсутствием безопасной среды на улице, и компьютерами, телевизорами, “геймбоями” – но главное и самими взрослыми, которым она кажется бесполезной забавой и бессмысленным времяпрепровождением – в отличие от “обучающих игр“, “развиваек“, “подготовки к школе“, секциям и кружкам для дошкольников… В общем всякой деятельности, которая направляется и организуется педагогами или родителями.
Поэтому теперь свободная игра детей – которая, по мнению психологов, является ведущей деятельностью детей 4-7 лет, то есть такой деятельностью, которая ведет за собой развитие – только самими этими психологами и инициируется. Только уже с целью терапии – то есть исправления тех дефектов воспитания и развития, которые уже появились у ребенка.
А в школах теперь зато работают только “игровые методы обучения” – дети без глубокой потребности в новых знаниях держатся только на голом внешнем интересе. А как только это интерес пропадет – а он неизбежно рано или поздно пропадет – то тогда учебе остается держаться только на усилиях (или финансах) родителей…
Источник
Пробудить в ребенке желание учиться
Заветное желание родителей — чтобы их дети, не боясь трудностей, учились с увлечением! Специалисты обнадеживают: есть действенные стратегии, позволяющие нам мотивировать своего ребенка к учебе.
Ваш ребенок отчаивается, столкнувшись с первой же трудностью, невнимателен, не старается? Учителя и психологи подтверждают: современные дети теряют интерес к учебе все раньше. Родители в панике. По данным опросов Левада-центра, 49% россиян называют отсутствие у школьников интереса к учебе самой серьезной проблемой системы образования. При этом 28% из нас хотели бы воспитать в детях стремление к знаниям, а 59% уверены в том, что хорошая учеба в школе необходима для будущей успешной карьеры.
Сами родители, возможно, учились еще в советской школе и были более дисциплинированными учениками, но им вряд ли больше хотелось учиться, чем их детям. Просто ими было легче управлять: «Надо так надо».
Что изменилось сегодня? Жесткая дисциплина ушла, и отсутствие интереса к учебе стало более очевидным. Кроме того, ускорился ритм жизни. Чтобы вовлечь ученика в процесс учебы, необходимо больше индивидуальных, практических заданий, связанных с повседневной жизнью.
У каждого ребенка есть потребность в развитии. Все дети любознательны, но мы, взрослые, их любопытство, как и самостоятельность, скорее не поощряем. А интерес к учебе напрямую связан с тем, насколько школьник чувствует ответственность за себя самого.
«Влияние родителей опосредованное, мы не в силах заставить ребенка испытывать интерес — настаивает психолог Тамара Гордеева, автор книги «Психология мотивации достижения», — но именно мы можем «запускать» интеллектуальную активность, предлагая ему то, что увлекает нас самих».
Большинство школ не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться
Ситуацию осложняет влияние современной культуры: сегодня предполагается, что удовольствие, успех должны последовать мгновенно. Получается, что родители дают детям противоречивую установку — поощряют немедленное удовлетворение любых желаний, но требуют усидчивости. «Лишь направляя интерес ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, можно изменить ситуацию», — уверена Тамара Гордеева.
«Мотивировать будущим результатом, возможностью поступить в вуз, получить хорошую работу можно только старшеклассников, — уточняет семейный психолог Людмила Петрановская. — Увлечь тех, кто только пришел в школу, можно лишь самим процессом учебы». Но большинство школ, увы, не ставит перед собой задачи сделать так, чтобы детям было интересно учиться. Значит, нам, родителям, предстоит развить у себя вкус к участию в школьной жизни ребенка.
«Стать репетитором по всем предметам не выход из положения, — уверена детский психолог Елена Морозова. — Ведь никому не под силу оставаться непредвзятым по отношению к собственному ребенку: сохранять невозмутимость мешают эмоции и причины из бессознательного».
Источник
Откуда взять желание учиться? Личный опыт
Каждый родитель ведёт с ребёнком беседу, зачем ему учиться. В школе учителя ежедневно говорят, что дети должны учиться. Но то ли поколение теперь другое, то ли время. Многие дети не понимают, зачем им знания. Думают, станут блогерами — и вся жизнь в шоколаде.
Наши дети так не думали, но рвения познавать, пока ходили в школу, не было совершенно. Выполнение любого задания было «на отвали». Главное, чтобы не сильно ругались в школе. Или даже если не выполнил, то не страшно. Ну, поорут, и всё. И день сурка каждый день.
А я и муж доносили информацию, зачем им учёба, но школьное общество практически перебивало все наши потуги. Точнее, вечером дети ложились спать одухотворёнными, что у них есть будущее, а со школы приходили выжатые тряпочки без мотивации к действию.
Расшколивание
Когда мы обосновались дома, первое время были попытки делать всё по правилам. Но дети и мы были настолько вымотанные, что я просто пустила всё на тормоза и дала им просто жить .
Сначала дети смотрели свои любимые сериалы и читали мангу (о ужас современных родителей!) Играли в компьютерные игры. Просто жили.
Наши дети устали от просмотра сериалов, игр и манги. Задумались, чем бы занять появившееся время. Стали вспоминать, кому что нравится делать. И дело стало двигаться с мёртвой точки. Мы как родители тоже не оставляли своей болтовни, зачем учиться-то.
Старшая дочь, 9 класс. Мотивация интересом к новому и «Я им докажу!»
Старшая в настоящий момент заканчивает девятый класс.
Всю жизнь не любила математику, особенно алгебру. В школе она еле-еле дотягивала до тройки. В средней школе учительница никогда не вызывала её к доске, так как знала, что взять с неё нечего.
И нет, мой ребёнок не дура. Просто в школе не учли её особенность и просто гнали вперёд, а, как известно, не вся информация усваивается с первого раза даже у взрослых. То есть изначально ребёнок где-то что-то пропустил, не понял, и вот уже большие пробелы. И всё копится, как снежный ком.
Плюс мы учились в гимназии, где, начиная с первого сентября и заканчивая тридцать первым мая, всё время проводились разные мероприятия, в которых должны, именно должны на добровольно-принудительных началах участвовать дети, а также их родители. Одним словом, восполнять пробелы можно только по ночам, не работать и не спать.
Так что неглупый ребёнок оказался на скамье двоечников. Оказавшись на СО, ту же математику мы стали учить практически с азов. Ребёнка забрали после седьмого класса, а она плохо знала таблицу умножения, алгебра для неё — тёмный лес.
— И вообще зачем всё это? Я девочка, бантик надену и ум не к чему.
Я, конечно, это утрирую. Для меня как для дочери профессора физико-математических наук, выросшей в среде учителей, а со стороны мужа свекровь была учителем русского и литературы, конечно было огромной болью, что мои дети не то что не вундеркинды, а просто двоечницы. Дело было не в оценках, а именно в отсутствии систематических знаний. Никогда я не ругала детей за двойки. Переживала, как им помочь выучить.
С чего начали? Ребёнок отдышался, восполнил пробелы и даже самостоятельно разобралась по учебникам , где что она не понимала при решении многочленов, к примеру. То есть решила разобраться и разобралась. Пробелы заполнились, и дело пошло. Теперь алгебра — один из любимых предметов.
Ещё одним из ключей к мотивации учиться у старшей было стремление «Я им докажу!» Однажды одна из одноклассниц обронила фразу, что, мол, ну ты же рисуешь, а оценки у тебя не очень. Ну ты же глупенькая, что с тебя взять. Естественно, ребёнка это задело, но пока училась в школе, надежды что-то исправить у неё не было.
Успокоившись и осознав свои возможности, дочь решила доказать «им», что она не дура. Решила: вот возьму и поступлю на физический факультет. А сдавать математику и физику, если что.
Любопытный факт — когда ушли из школы на СО, старшая рассказала страшную тайну — она ни разу за время учёбы в школе не открыла учебник физики.
Когда стала учиться самостоятельно, стала сама искать интересные учебники. К примеру, анатомию решила изучать по учебнику для поступающих в вузы, а не по стандартному школьному. Пришла в восторг, что там так всё интересно написано.
Мы решили, что такая мотивация — тоже мотивация. Злость и обида тоже хорошо работают, если с ними не сидеть, а начать делать. В настоящий момент вижу, что стремление что-то доказать ушло на задний план. Ребёнок становится самодостаточным, но стремление изучать, знать и делиться знаниями осталось.
Самостоятельно читает дополнительную информацию, научные статьи.
У нас был уговор читать классиков, только на этом основании мы закроем глаза на чтение комиксов . И вот, старшая читает запоем Достоевского, цитирует. Дубровский Пушкина — один из любимых персонажей. Сколько взрослых «обожают» слог Достоевского? Мифы Древней Греции тоже оказались увлекательным чтением, когда нет обязаловки, а только стремление знать, рассказать и поделится мыслями, впечатлениями и новыми открытиями.
Мотивы младшей, 8 класс: написать бестселлер и построить город
Школьный опыт младшей хочется стереть из памяти. Так там всё было плохо. До сих пор виню себя, что раньше не забрали. Ей тринадцать, и она уже закончила седьмой класс. Возможно, экстерном сдаст восьмой и девятый. Что время терять?
Доказать кому-то, что она умная, стремления у неё никогда не было . Мне иногда кажется, что ей даже понятие такое, как кому-то что-то доказывать кажется смешным.
Ею всю жизнь движет интерес узнать что-то новое. Она не особо долго смотрела кино, а решила заняться изучением всего, что так её увлекает. Регулярно смотрит документальные фильмы. Одно время изучила всё, что можно, о пауках. Недавно рассказывала интересные факты об обезьянах. Я такие факты и не знала. Наверное, потому что мне совершенно не интересны обезьяны.
Но основным стимулом к учёбе у неё идёт увлечение написанием разных историй и рисованием персонажей. А каждый персонаж должен иметь личную историю. Ребёнок постоянно интересуется разными профессиями, материалами, из которых состоят вещества, подумывает стать геологом, читает.
Одно время у каждого персонажа должна была быть фобия. Привет справочникам по психологии! Просто идя по школьной программе сомневаюсь, что она что-то читала бы ради интереса. Ну кому интересна энциклопедия? Только если ты ищешь что-то увлекательное для сюжета. Тогда старая советская энциклопедия — твой лучший друг.
В настоящий момент запоем читает Стивена Кинга на пару с Антоном Павловичем Чеховым. Ну, а что? У каждого свой юмор.
Основным стимулом к умению грамотно писать для неё стала потребность писать рассказы. Как-то у неё не укладывается в голове картина безграмотного автора, поэтому учит правила, спокойно находит свои ошибки. А пока была в школе, наотрез отказывалась учить словарные слова. Только с боем. Только через пытку мою и её. И всё равно приносила двойку.
Любой ребёнок скажет вам, зачем он учится, когда поймёт, какая морковка его привлекает.
Кто-то хочет быть самым умным, кто-то хочет что-то создать. Здесь главное в разговорах донести ребёнку, что ты учишься не на оценку, а для того, чтобы эти знания использовать.
Решение задач по математике развивает мозг, чтение классической литературы позволяет узнать очень многое об историческом периоде, в котором жил автор. Все классики писали же не фантастику, а описывали события, свидетелями которых они были. А как жить новый день без знания истории? У меня дети периодически называют некоторую современную «элиту» впавшей в средневековье. И это не мы с мужем подсказали, а дети умудрились провести аналогию.
Источник