Фольклор. Жанры фольклора
Содержание:
Фольклор – устная творческая деятельность народа, посвященная его жизни и возникшая до появления письменного языка или всеобщей грамотности. Именно устный характер отличает фольклор непосредственно от литературы. А коллективность – важнейшая его черта.
Сравнивая с литературой, можно увидеть общую черту: в фольклоре существует те же три рода: эпический, драматический и лирический.
- Эпические жанры, однако, имеют как прозаическую, так и стихотворную форму (в отличие от литературы, где исключительно проза). В нашем фольклоре в эту категорию относят сказки и сказы, легенды и предания, былины и исторические песни, а также пословицы, поговорки.
- Драматический жанрпредставлен прежде всего народными драмами. Широко известна была драма «Лодка» (иногда называемая «Шайка разбойников»).
- Лирические жанры, как не трудно догадаться, это песни (колыбельные, любовные, обрядовые), причитания и частушки.
Некоторые фольклорные жанры позже были позаимствованы писателями и поэтами и умело стилизованы под народное творчество, например, сказки А.С. Пушкина.
Жанры фольклора
Жанр
Содержание
Волшебная сказка
Речь о герое, который сталкивается с небольшими трудностями или бедой, но не унывает и успешно все преодолевает. Жанр включает в себя волшебные, героические, приключенческие. В основе – чудесный мир. Например: «Иван бесталанный и Елена Премудрая» «Иван-царевич и серый волк»)
Сказка о животных
Герои – звери, птицы, рыбы – разговаривают, ссорятся, мирятся, учатся чему-то друг от друга. В основе этих сказок – тотемизм (вера в животного-покровителя рода). Например: «Кот и лиса», «Лиса и журавль»
Бытовая сказка
Отображает обыденную народную жизнь. Конфликт в том, что честность, порядочность, благородство пусть и при некоторой наивности противостоят жадности, зависти и злобе, тем качествам, которые издавна порицаются в обществе. Например: «Морозко», «Сердитая барыня»
Народная песня
Недлинное словесно-музыкальное произведение, отражающее национальный характер, важные исторические события. Народная песня своеобразна по структуре и языку.
Обрядовые песни сопровождали колядки, также были распространены масленичные и жатвенные песни. С помощью них хотели оказать определенное воздействие на природу, вызвать богатый урожай. Песни необрядовые исполнялись по желанию в любое время года. Например: «Во поле береза стояла. », «Два веселых гуся», «Дубинушка»,
Былина
Героико-патриотическая песня-сказ о богатырях и исторических событиях на Руси. Этим произведениям присуща торжественность и грандиозность сюжетного действия. Например: «Илья Муромец и Калин-царь», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
Предание
Устный, вполне достоверный рассказ об исторических событиях, реальных лицах, иногда о происхождении различных названий. Например: «О белгородском киселе», «Повести временных лет», «О мести княгини Ольги древлянам»
Повествование о современных для рассказчика событиях или сравнительно недавнем прошлом. Сказ обычно не содержит фантастического элемента. Стиль повествования имитирует устную речь персонажа, не автора. Это достигается лексическими, синтаксическими и интонационными средствами. Например: «Еремеево слово», сказы народов Пермского края
Пословицы
Короткое, законченное, образное высказывание с поучительным смыслом. Например: После драки кулаками не машут. Бодливой корове бог рог не дает.
Поговорка
Образное выражение, описывающее какую-либо жизненную ситуацию. Это не законченное суждение, а его часть. Например: Как сажа бела. Спустя рукава.
Народная драма
Произведение, в котором прозаические и песенные тексты получают воплощение в действиях и мимике актеров. Действие это равнозначно исполняемому тексту. Например: «Маврух», «Барин»
Большинство сказочных сюжетов, некоторые пословицы и песни встречается у многих народов мира. Фольклор схож в жанрах, сюжетах, художественных средствах, типах героев. Это неслучайно, ведь это народное искусство отражает общие закономерности развития народов. Иногда родство сюжетов и форм возникает благодаря близости быта, длительным политическим, экономическим и культурным связям. Географическая близость и передвижения народов также объясняют это сходство.
Источник
Статья Сущность и понятие фольклора, его жанры. Автор: Бутко Наталья Петровна
Автор: Бутко Наталья Петровна
Тема устного народного творчества в русской литературе необычайно многообразна, существуют многочисленные жанры и виды фольклора. Все они сформировались постепенно, в результате жизни и творческой активности народа, проявляемой на протяжении нескольких сотен лет.
В статье дается представление о фольклоре в общем понятии, а также рассматриваются жанры русского фольклора. Затрагиваются как жанры устного народного творчества, так и музыкального песенного фольклора. Каждый жанр очень четко и, довольно, емко охарактеризован.
Автор: Бутко Наталья Петровна
Сущность и понятие фольклора, его жанры
Тема устного народного творчества в русской литературе необычайно многообразна, существуют многочисленные жанры и виды фольклора. Все они сформировались постепенно, в результате жизни и творческой активности народа, проявляемой на протяжении нескольких сотен лет.
В толковом словаре дается следующее определение понятия «фольклора». Фольклор − 1) это устное народное творчество; 2) разные виды народного творчества, народное творчество вообще [5, с.894].
Фольклор − это вид культуры, носителем которой является каждый человек; фольклор слагается стихийно, никем не контролируется, не управляется. Фольклорные тексты безавторские . Все, что пели и поют, рассказывали и рассказывают в устойчивых формах, а также все короткие фразы, шутки в виде формульных (клишированных) текстов и еще много другого входит в поле фольклора [7, с.5].
«Фольклор» (англ. folk-lor ) − народная мудрость, народное знание, произведения народного поэтического и музыкального творчества. Термин «фольклор» был введен в науку английским ученым Уильямом Томсом в 1846 году. Термин принят в международной науке и в переводе означает − мудрость народа. Сложно дать краткое определение такому понятию. Фольклор − это жизнь народа, его история, его поступенчатое развитие. Фольклор − это не придуманное сверху, это созданное народом в процессе жизни и на благо [3].
Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор — это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре» [6] .
Л.С. Каргин дает такое определение: «Фольклор − важнейший элемент, составляющий историю культуры, ее действующее лицо, отражающий, с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой − определенные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий. Одновременно фольклор − это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами влияния на историю человека, его мысли и действия» [1].
Фольклор − категория историческая. В произведениях народного творчества живут герои, которые прославились победами в войнах, небывалыми открытиями. В песнях и былинах предстают события давних лет, пословицы и поговорки, рождённые на месте труда, а не только слова. Каждое поколение принимает свои культурные дары и продолжает их [3].
Итак, объединив все определения фольклора, мы делаем вывод, что «фольклор» − это вид культуры, народное творчество, художественная деятельность народа прошлых времён.
Традиционными чертами фольклора принято считать:
− один из критериев отнесения словесных текстов к фольклору и их изучение фольклористикой;
− второе определение в устойчивом словосочетании − устное народное творчество – требует также отстраненного подхода, выведения его из автоматизма восприятия. Народность – это «мера глубины и адекватности отражения в художественном произведении облика и миросозерцания народа», «мера эстетической и социальной доступности искусства массам»;
– и концептуальное, и оценочное понятие. Спонтанность в воспроизведении фольклорного текста опирается на традиции, «фольклорная традиция – это трансмиссия текстов, вошедших в обиход определенной контактной социальной группы». Традиция, образно говоря, − это этническая память;
коллективность, или массовость
− эта черта фольклора отчасти синонимична народности. Под коллективностью подразумевается
фольклора. Коллективность легко проиллюстрировать такой формой бытования фольклора, как слухи;
– предопределена изменчивостью фольклорного текста при его устной (и письменной) передаче, отсутствием автора (или наличием коллективного анонимного «автора»). Любой фольклорный текст – всегда вариант;
– признак фольклора, означающий включенность всей фольклорной культуры и каждого отдельного произведения в общую жизнедеятельность народа [7, с.9-14].
Б.Н. Путилов называет следующие черты фольклора:
безличность, или анонимность;
следование образцам/стереотипам (традиционность);
функциональность и т.д. [2, с.15].
Фольклор составляет длинную цепочку своих произведений. Передаваясь из уст в уста, из поколения в поколение, произведения видоизменялись, обретали новые формы существования, но народ их хранил и донёс до сегодняшнего дня. Произведения народного творчества не имеют ни авторства, ни какой-либо принадлежности, они являются бесценным достоянием каждой нации. Произведения фольклора − не создания отдельных личностей, а результат индивидуального и массового творчества, диалектически взаимосвязанных между собой. Они являются отражением реальной действительности в сознании народных масс, результатом переработки этой действительности в народной фантазии, а потому позволяют искать в фольклоре выражение народных идеалов, стремлений, настроений, чувств [3].
В.Я. Путилов, Б.Н. Путилов предпочитали говорить не о роде, а об «области» фольклора. Фольклорная область – понятие, объединяющее форму исполнения, функциональность, прагматику входящих в нее текстов. Б.Н. Путилов в порядке рабочей гипотезы предложил ряд областей, объединяющих все существующие жанры фольклора и потенциально возможные. Их пять, они и предопределили структуру фольклора:
Фольклорная проза, основными чертами которой являются установка на рассказывание и не включенность в обрядовую жизнь.
Сказки — прозаические тексты, в которых ведется повествование о чудесных явлениях, о превращениях, о приключениях дурачка, о плуте, о нерадивых и глупых женах, о пространстве, где дружат, ходят друг к другу животные. Выделяют три вида сказок: сказки о животных, волшебные сказки, социально-бытовые сказки (о женах, о социальных конфликтах, о дурачках, о приключениях героя).
Анекдоты — самый популярный продуктивный жанр русского фольклора в 20 веке. Это повествование с установкой на реальность и одновременную невероятность, рассказанное с психологической правдоподобностью.
Несказочная проза — обладает рядом признаков: жанры « несказки » обычно не воспринимаются как произведение художественное; они служат практической цели передачи исторических, политических, космогонических, религиозных, бытовых или иных сведений или новостей. Выделяют:
– страшные рассказы, в которых идет столкновение с
информирует, пугает, предостерегает, но и развлекает.
– не имеют определенной формы. Традиционные персонажи – Христос, Богородица, Святые и т.д.
– сообщают факты, её основная функция познавательная. В них действуют исторические лица. Действие происходит в историческое время.
Слухи, молва, толки
– сообщения о свернувшихся фактах. Функция – заполнить информационный вакуум, опровергнуть или подтвердить какой-либо общеизвестный факт.
– фольклорные предания, все более стремящееся к историческому анекдоту. В них есть активный герой, нестрогая достоверность, развлекательность.
– устный прозаический рассказ с явно выраженным нравоучением в конце или начале повествования.
– эпическое прозаическое произведение фольклора, имеющее определенную художественную форму, повествующее о действительных событиях и конкретных лицах недавнего прошлого, нередко рассказывается от первого лица.
Фольклор ритуальных и
форм с его включенностью в обряд; он связан с ритуалом и соответственно с установкой на магический прагматизм.
Обрядовый фольклор – ситуации, связанные с конкретными событиями о рубежных периодах природы, в изменяющихся условиях общежития, в частной судьбе человека.
Заговоры – этот жанр фольклора связывается в сознании человека с магическими действиями слова, верой в слова.
Кричалки – (в основном спортивных болельщиков) ритуализованное поведение болельщиков на стадионах и за их пределами, стереотипы реагирования на типовые моменты игры.
Внеобрядовый песенный фольклор, где ведущей является установка на песенное исполнение и отсутствие явных связей с обрядовым фольклором.
Былина – повествовательный песенный жанр фольклора о подвигах богатырей из далекого прошлого с установкой на достоверность, т.е. былина, воспринималась как старинное предание, серьезное, истинное.
Исторические песни – не просто история, а современная история: песни создавались в ходе событий. Их относят к малым эпическим формам.
Баллада – эпическая песня драматического содержания. Их называют старинами, песнями, чаще стихами.
Жестокий романс – функциональный эквивалент баллады.
Лирические песни – передаются вызванные мысли, чувства, настроения.
Частушки – жанр лирической внеобрядовой поэзии. Короткая, частая песня.
Трудовые песни – жанр фольклора, наиболее убедительно говорящий о прагматике словесного текста, прагматике как магической (идущей от архаики), так и сиюминутной, утилитарной. Функции их – помочь скооперировать общие усилия для совершения какого-либо коллективного действия: сплав леса, снятие баржи с мели, вбивание свай и т.д.
Колыбельные песни – жанр фольклора, служил для того, чтобы успокоить и усыпить ребенка.
Драматический фольклор, не входящий в обряд.
Ряжение – обряд, связанный с маской, перевоплощением (в переводе наряжаться).
Раёк – балаганное увеселение. Раёк состоит из ящика с двумя отверстиями, в которых вставлены увеличительные стекла. Внутри ящика находятся ролики с лубочными картинками. Раешник с помощью ручки передвигает ролик, и картинки перемещаются внутри ящика, а ролишник комментирует их текстом.
Кукольный театр – особый вид театрального представления. В котором вместо актеров действуют куклы.
Вертеп – передвигающаяся на колёсах сцена. Род кукольного театра, где устраивали представления на библейские и комические сюжеты. Театральная повозка – это театр в виде ящика, осененная сверху завесами, с одной стороны открытый, на четырех колесах.
Театр Петрушки – Петрушечники выступали на ярмарках, народных гуляниях. Легкая складная ширма, несколько кукол давали возможность Петрушечникам быть мобильными. Технической спецификой театра были перчаточные куклы, театральный реквизит ограничивался палкой или дубинкой, ею Петрушка бил своих оппонентов, она же заменяла ружье, метлу, скрипку.
Деятельность скоморохов – хождение по улицам и смешение людей.
Драмы – литературный, сценический и кинематографический жанр. Она показывает частную жизнь человека и его социальные конфликты.
Карнавал – явление христианско-католического мира. В основе лежала ритуально-обрядовая система взаимоотношения с миром, предшествующая христианской культуре.
Фольклор речевых ситуаций (малые формы, паремии), основная черта, которого – включенность в речевой процесс повседневности.
Пословица – синтаксически завершенная единица. Это предложение.
Поговорка – носит характер оборота, это часть суждения, обиняк, не употребляющаяся вне контекста.
Загадки – разновидность паремии (то же, что пословица и поговорка). Главное ее назначение, это испытать сообразительность собеседника.
Эпистолы – письмо, послание обозначение словесных заготовок, клиширование фраз, которыми подписывались открытки, подарки, фото и т.д. [7, с.3]
Деление фольклора и группировка его жанров в соответствии с историческими стадиями, через которые он прошел в своем многовековом развитии, позволяют разместить его по трем общим рубрикам:
Бытовой обрядовый фольклор (традиции древнейшей утилитарности и синкретизма):
Мифы – сказание, передающее представление людей о мире, о месте человека в нем, о происхождении всего существующего, о богах и героях.
Трудовые песни – исполнялись во время работы, подчинялись её ритму, и вся их жанровая структура несет на себе печать этого происхождения, хотя их поздние типы далеко отошли от первоначального состояния и по содержанию, и по стилю.
Заговоры – традиционно ритмически организованная словесная формула, которую человек считал магическим средством достижения различных практических целей. Заговору приписывали безусловную силу принудительного воздействия на людей и природу, прежде всего в силу того, что он особым образом ритмически организован.
Календарный фольклор – обширная область творчества, у которого единая обрядовая и мировоззренческая основа. Такие произведения не просто сопровождали обрядовые действия, но и составляли часть их и без них не использовались. Он является частью праздничных обрядов, он используется в определенное время года.
Свадебный фольклор – это все то, что поется и о чем говорится при бракосочетании. Это не только величания, причитания. Песни, но и заговоры, загадки, сценки и т.д.
Причитания – вопли, вои, жали, плачи, нытье, вытье, причеть и т.д. Свадебные и похоронные причитания – части свадебного и похоронного ритуала.
Бытовые причитания – заплачки (при несчастье, проводах), рекрутские и солдатские [4, с.22].
фольклор − традиции мировоззренческого синкретизма.
Паремии – произведения афористического склада.
пословицы — изречения с прямым смыслом;
побасенки – воссоздают жизненные ситуации с небольшой потенциальной возможностью развернуть ее в границах своего малого объема;
приметы – сосредоточены на передаче прямого смысла; поговорка.
Устная проза – соединяет исторические, бытовые, религиозные и художественные трактовки жизненных тем.
предания – это распространенный в народе устный рассказ с установкой на объяснение прошлой истории, какой-либо особенности быта, названия местности. Судят о прошлом с позиции настоящего
бывальщина – рассказ, но такой, истинность которого удовлетворяется либо рассказчиком, либо свидетелем кого-нибудь из его современников;
былички – устный рассказ о леших, домовых, водяных, русалках и т.д. и вообще о вмешательстве в людскую жизнь разных сверхъестественных из мира народных религий;
легенды – утверждения морально-этических норм христианства или идей, возникших под влиянием воодушевленного отношения к вере, хотя, и понимаемой на мирской, житейский, обыденный лад.
Песенный эпос – произведения народного творчества, героические песни.
Былины – песня древнего героико-эпического склада. Это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху и развивавшееся в условиях Древней Руси, имея целью возвеличить народные идеалы, былины отразили историческую действительность в образах, жизненная основа соединена с вымыслом.
Исторические песни – рассказ о лицах действительно живших, отклик на конкретные события и заключает в себе смысл, актуальный для своего времени.
Воинские песни – это повествовательные мемуарные песни – воспоминания о походах, боях, взятии крепостей, о знаменитых полководцах и героях сражений.
Духовные песни и стихи – героико-эпические истории в песенно-эпическом и житейно-легендных разновидностях, проповеднические и лирические песни [4, с.22].
Художественный фольклор (синтез искусств и быт):
Сказки − эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов (о животных, волшебные, бытовые новеллистические);
Загадки− метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство ; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет ;
Песни старинной формации :
балладные песни – это исполненные психологического драматизма сюжетные песни, в которых представлены трагические бытовые коллизии и происшествия;
лирические песни — песни, в которых выражены бытовые эпические ценности, важные для самочувствия и самосознания личности.
колыбельные песни – мелодия или песня, напеваемая человеком для успокаивания и засыпания маленького ребенка;
– краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей, ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни;
прибаутки – коротенькие смешные рассказы для детей;
– обращение к различным явлениям природы (солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года), которые живут как одушевленные существа. Она обычно выражает призыв или просьбу;
приговорки – это короткие, обычно стихотворные обращения к животным, птицам и насекомым. Они могут содержать просьбу-заговор;
считалки – рифмованные стишки, состоят по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма;
поддевки, остроты и скороговорки.
Зрелища и театр:
вождение медведя и ряженье;
Выкрики и зазывания;
Песни новой формации:
Анекдоты – фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемые из уст в уста [4, с.22].
Таким образом, можно сделать вывод, что фольклор – это разные виды устного народного творчества, важнейший элемент, составляющий историю культуры, оказывающий повседневное влияние на эстетическое и этическое воспитание детей. Значительная роль фольклора заключается в формировании мировоззрения детей. У фольклора присутствуют свои черты, своя структура, которая показывает все разнообразие фольклора, передаваемое из уст в уста.
Народная художественная культура: Курс лекций: Каргин Л.С. М., 1997, 182 с.;
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. / Б.Н. Путилов. — СПб
Русское устное народное творчество: Хрестоматия. Учеб. пособие
Современный толковый словарь русского языка
л. ред. С.А. Кузнецов. — СПб: «
Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина /Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.:
. Школа, 1983. с. 16;
Устное народное творчество: учеб
особие для студ.
. −М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352 с.
Источник