Исекай
Исэкай (яп. 異世界, букв. «другой мир») — специфический жанр японской медиапродукции. Обыкновенно этим словом называются произведения, относящиеся к японскому изводу «попаданческого чтива», которое в Японии стало не меньшей притчей во языцех, чем на территории бывшего СССР. Но обо всём по порядку.
Содержание
Краткая история [ править ]
Истоки жанра [ править ]
Как и во всех остальных странах, истории про попаданцев в некую волшебную страну в Японии имеют свои корни в фольклоре и старинной литературе. Из чего-то близкого к нашему времени (от позднего Эдо до раннего Мэйдзи) можно выделить романы Senkyou Ibun (1822) и Ikyoubibouroku (1887), повествовавшие о мистических путешествиях японцев в волшебные страны, населенные богами и демонами. Но до настоящего бума попаданческих историй оставалось ещё долго, да и сформировались их каноны под влиянием другой литературы — западной.
А она была крайне популярна в Японии и при правительствах националистов, так что когда американская оккупационная администрация запустила в Стране Восходящего Солнца процесс форсированной вестернизации, её популярность только возросла ещё сильнее. Такие книги как «Дорога славы» и «Чужак в чужой стране» Хайнлайна, «Три сердца и три льва» Андерсона или «Бесконечная история» Энде, так и более ранние, вроде твеновского «Янки при дворе короля Артура» произвели на японцев определенное впечатление, так что неудивительно, что имеющие склонность к копированию и воспроизведению понравившихся идей жители Страны Восходящего Солнца начали создавать свои истории по мотивам.
Исекай классический [ править ]
И кодификатором жанра стал незамысловато названный Isekai no Yuushi, вышедший в 1979 году. Сюжет тоже не отличался оригинальностью: ГГ-старшеклассник попадал в фэнтези-мир, получал в свои руки легендарный меч и спасал прекрасную принцессу от злых духов и демонов. Тем не менее, японцам свой попаданец в противовес американцу Оскару и датчанину Хольгеру пришёлся по нраву, так что жанр нашёл свой рынок.
А ведь до него тоже много чего было. Был детский сериал Paul no Miracle Daisakusen 1976 года, в котором герой попадал в другой мир магии и приключений посредством волшебной игрушки-маскота. Была манга Ōuke no Monshō, стартовавшая в том же году и посвящённая «историческому попаданчеству» а’ля «Янки при дворе короля Артура» — только тут героиня попадала в Древний Египет и окрестное Южное и Восточное Средиземноморье того периода. Историческому попаданчеству не так повезло с известностью, как фэнтезийному, но имеются и свои подражатели, например, Anatolia Story: аналогичная история про героиню, попавшую уже в Хеттское Царство. По жанровой принадлежности это было классическое сёдзё: меньше героических превозмоганий, больше личностных переживаний и попыток наладить свою жизнь в чужом для себя мире.
Что же до попаданцев в фэнтези-миры, так в 1983 году выходят аниме самого Ёсиюки Томино Aura Battler Dunbine и его же ранобе Rīn no Tsubasa, действие которого происходит в том же сеттинге, что и «Данбайн». По сути это была классическая героика (пусть и в фирменном томиновском духе — мрачная, довольно циничная и с регулярными смертями персонажей) — в первом случае на мехах (благо технофэнтезийный сеттинг, в который попадал протагонист, позволял такие финты), во втором случае — без мехов, но с мечами и доспехами.
Эти-то произведения и задали тенденцию для развития жанра. В «героических» исекаях молодые герои попадали в фэнтези-миры, сражались с чудовищами и злыми империями, завоёвывали сердца прекрасных дев — в общем, занимались всё тем же, что и наши, западные попаданцы. Была заметна некая тенденция к технофэнтезийным сеттингам, в каковые попадали протагонисты как помянутого «Данбайна», так и вышедших десятью годами позже «Эскафлона» (в нём ещё и попадала типичная сёдзё-героиня, поэтому боям на роботах и любовной драме было уделено приблизительно равное внимание) и «Эль-Хазарда» — но в целом попаданцы восьмидесятых-девяностых вполне могли попадать и в классические миры меча и магии: как в сёнене (Ijigen Kishi Kazuma), так и в сёдзё (The Twelve Kingdoms, Fushigi Yuugi — но там сеттинг был скорее с дальневосточным флёром).
А ещё именно в девяностые появляется первый получивший известность стёб над жанром — Those Who Hunt Elves, выполненный в жанре весьма фривольной этти-комедии. И первая яркая деконструкция — Now and Then, Here and There, в котором герои попадали не в сказочный мир меча и магии с рыцарями, волшебниками и войной с Тёмным Властелином, а в мрачный апокалипсис-панк, в котором постапокалиптические диктаторы вели бесконечные междоусобицы за земли и ресурсы с привлечением детей-солдат на роль пушечного мяса.
Исекай новый [ править ]
В двухтысячные начал намечаться некий сдвиг в развитии жанра. В вышедшем в самом 2000-м Kyo Kara Maoh! уже появляются знакомые нам комедийные и романтические элементы в истории с протагонистом мужского пола. А в Zero no Tsukaima, издававшемся с 2004 года, был и идиот-ГГ, и призвавшая его в другой мир прекрасная (хоть и стервозная и неудачливая) незнакомка, и развитие любовной линии, и внезапное обретение суперсил, и тонны шутеек и комических ситуаций разной степени пристойности — можно сказать, уже нынешний набор тропов жанра.
Но настоящая революция в жанре произошла в 2009—2010 году. И связана она со взрывным успехов ранобе Sword Art Online. Формально это был несколько другой жанр — ЛитРПГ, но герой по-прежнему геройствовал в фэнтези-мире, пусть и виртуальном — для аудитории эпохи компьютерных игр разница была не слишком велика. Всякий раз, когда видите исекай, в котором протагонист попадает во вселенную игровой механики, будь это что сугубо стёбная KonoSuba, что «типасерьёзный» Tate no Yuusha no Nariagari — помните о том, что их духовный предок был самым натуральным ЛитРПГ, в котором сеттинг был вселенной игровой механики сугубо потому, что сам являлся видеоигрой.
Второй компонент нео-исекая — гарем. Ингредиент технически необязательный, но крайне желательный, даже если протагонист будет агрессивным асексуалом Нестеренко-стайл или попадёт в тело какой-то нечеловеческой сущности (но об этом позже). А вы думали, куда с экранов пропал старый-добрый этти-фансервис с красотками разной степени обнажённости, попадающими с ГГ в неловкие ситуации? Весь он здесь, родимый.
Третий компонент — наследие недолгой, но бурной эпохи бума ранобе. Вообще, в тот период большей популярностью пользовалось аниме про школы магии (а также про магию в обычной школе), но их крайнее однообразие быстро наскучило даже непритязательным отаку, что и послужило замене их в мейнстриме на исекаи. Однако многие композиционные приёмы и штампы остались, тем более что первоисточником для большинства исекаев служит таки ранобе [1] .
Смешать в шейкере, элементы других жанров добавить по вкусу. Получившуюся смесь доставлять потребителям в формате строго по 12 серий, который так освежает в летнюю жару и прекрасно повышает продажи танкобонов. Мням!
Источник
История исекая
Зрители и известные зарубежные журналисты в аниме-сфере признают, что открытием последних лет стал жанр «исекай». Сюжеты этого жанра предполагают попадание персонажей в иную, параллельную реальность, в которой частицы нашего, привычного мира сталкиваются с чем-то ему чуждым. Попробуем же разобраться, откуда взялся этот жанр.
Как и всё в японской культуре, в том числе и популярной, исекай — далеко не перенимание западного фэнтези, а дань собственной культуре. Самую первую книгу в японской истории — «Кодзики», фактически можно назвать «исекаем», ведь кроме мира людей, в ней существует мир демонов и богов. Однако отличительная особенность азиатской системы миров в том, что другие миры находятся в конкретных местах мира нашего и чтобы попасть, например, в морское царство, достаточно просто очень долго плыть в море. Конечно, в современном исекае предпочтение отдается параллельным мирам западного фэнтези, но если смотреть на классические сюжеты, которые после перешли в аниме, можно заметить прямые отсылки к японской и китайской литературе. Например, история рыбака Урасима Таро, в которой морское царство, куда попал персонаж, находится в нашем мире, но в другой временной реальности. В обработанном виде её можно встретить в сериале «Несносные пришельцы» или в качестве отсылки в сериале «Ковбой Бибоп».
Останавливаясь на первом, следует сказать, что Румико Такахаси, кроме всего прочего, тоже являлась одним из пионеров жанра исекай в манга с выпуском «Инуяся» и ещё несколькими фэнтези-историями подобного рода. Первые исекай-истории в популярной японской культуре имели исторический оттенок, например, манга 1976 года « Ouke no Monshou» про путешествие во времени в Древний Египет.
Однако изначально жанр исекая не нашёл применения в произведениях для массовой аудитории и постепенно начал сливаться не только с бытовым и историческим жанрами, но и с фэнтези, меха и экшеном, породив целый ряд меха-исекаев от « Aura Battler Dunbine» и « Seisenshi Dunbine» 1983 года — зари жанра меха, когда буквально три года назад вышел первый «Гандам» и поднял голову «Макросс», до «Видения Эскафлона» 1996 года — исекая, который в 90-ые наделал не меньше шума среди западной аудитории, чем пресловутый «Евангелион». Естественно, на этом эксперименты с жанрами не закончились и 90-ые подарили нам такие аниме, как « Ima, Soko ni Iru Boku», в которых попадание в другой мир было полно не радостных приключений в ярком мире, а тёмных ужасов других миров в сеттинге, близком недавним историческим событиям — современной войне, диктатуре и геноциду.
Позже историческая тематика снова всплывёт в аниме, в том числе исекае, но с другой спецификой. С началом 90-ых в моду вошло псевдоисторическое фэнтези в декорациях средневекового Китая, следы культуры которого нашлись даже в космических приключениях вроде «Outlaw Star» с его даосской магией. С выходом в «Arslan Senki» началась большая эпоха фэнтези с толстым налётом китайской эстетики. Не обошлось и без исекая. Например, «Двенадцать королевств», которые стали одним из самых запоминающихся произведений в те годы. Были и сёдзе-версии произведения в популярном сеттинге — например, манга «Fushigi Yuugi».
Вообще, женщины с начала 90-ых всё чаще стали становиться главными персонажами исекая. Так, кроме «Двенадцати королевств», в 90-ые женские персонажи главенствовали в меха-фентези-исекае «Видение Эскафлона» и в новой вселенной тогда ещё молодого коллектива CLAMP, в котором путешествие между мирами вообще было ключевой особенностью. С изменением аудитории в исекай снова вернулись мужчины.
Чуть раньше этого в исекаях произошла новая революция в жанре. На смену магии и пышным мирам пришли миры видео и настольных игр. Запуск франшизы «Sword Art Online» дал огромный толчок этому поджанру и сделал его популярным на многие годы, породив гигантов вроде «No Game No Life» или «Overlord». Так, обычные люди вместе с нашим современным миром и его деталями вроде смартфона прочно вошли в «другие» миры исекая.
Естественно, небывалая популярность исекая, особенно некоторых его вышеназванных поджанров, не могла не породить сотни пародий и подражаний. На сцену вышли сначала просто лёгкие комедии вроде «Kono Subarashii Sekai ni Shukufuku wo!», а после и вовсе асбурдные тайтлы вроде «О моём перерождении в слизь». Из недавних исекаев стоит упомянуть такие работы, как «Isekai Shokudou», «Isekai Izakaya», манга «Isekai Ryouridou» и другие.
Новые тенденции снова возвращают серьёзные сюжеты даже в исекай. Персонажи, ранее бывшие второстепенными, становятся главными, а интерес авторов смещается от героев-рыцарей к казначеям или обычным уборщикам. С ростом популярности дарк-фэнтези можно ожидать роста популярности «серьёзного» исекая, который останется на экранах в ближайшие несколько сезонов.
Источник
Isekai – что это такое, и с чем его едят
22.01.2018 — by torkban
Статьи
Isekai – что это такое, и с чем его едят
22.01.2018 — by torkban
Isekai (яп. 異世界) – один из самых популярных жанров современной манги и аниме. Переводится это слово как «иной мир», из чего и становится понятно, что сюжеты историй данного жанра под собой предполагают. А именно, попадание в другой, если хотите « параллельный » мир, не классическое фэнтези, где априори свой мир, со своими правилами, а именно что, столкновение частичек нашего мира (чаще всего главных героев) с другим, чуждым ему.
Isekai сейчас куда ни плюнь, но знаете ли вы, куда уходят корни этого жанра? Сама по себе концепция, гораздо старше аниме. Возьмём к примеру всем известную книгу «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла. Но если говорить именно об аниме-индустрии, то одним из родоначальников жанра можно считать сёдзё-мангу Ouke no Monshou 1976 года .
Завязкой её сюжета является чудесное попадание главной героини в Древний Египет. Манга Хосокава Чейко и Фумин не была чистым фэнтези, но именно она дала толчок к зарождению жанра Isekai. Именно в ней впервые реализовалась его классическая концепция: современный подросток попадает в чуждый для себя мир, в котором начинает бороться с его проблемами и несправедливостями. По этой причине Ouke no Monshou стала одной из самый успешный сёдзё-манг в истории, и, несомненно, её влияние на развитие манги было одним из самых значимых.
Первым же аниме в жанре isekai стало Aura Battler Dunbine. 1983 года. По его сюжету обычный японский подросток попадает в некий параллельный мир, представляющий собой средневековье, наполненное большими насекомоподобными роботами. Это уже была боевая манга в жанре фэнтези и при этом псевдонаучная.
В последующие годы в манге и аниме становилось всё больше работ в жанре I sekai: El Hazard, InuYasha, Magic Knight Rayearth, The Vision of Escaflowne… Самый известный пример из этого списка, пожалуй, манга InuYasha, уверен многие из вас, если не читали, то хотя бы слышали о ней. Великолепный баланс фантастики, I sekai и элементов фэнтези сделал творение Румико Такахаси настоящим бестселлером, проложившим дорогу многим своим последователям.
InuYasha – это классическая I sekai-манга, в которой главный герой попадает в другой мир посредством магии, но жанр не остановился на этом. Magic Knight Rayearth был зачинателем RPG Isekai-манги, да, да вот откуда берет свои корни любимец всех школь современных аниме зрителей под названием Sword Art Online. Мир в ней не был визуализацией какой-либо компьютерной игры, но был густо напичкан моментами, что мы видели в самых популярных RPG того времени: Dragon Quest и Final Fantasy. Лишь позже, со значительным увеличением числа видеоигр авторы стали напрямую помещать персонажей в миры компьютерных игр, как в Sword Art Online и Log Horizon. Обилие работ разнообразит и расширяет сам жанр, и сейчас ещё рано говорть, но кажется появляются два поджанра Isekai: Deconstruction (Now and Then, Here and There, Re:Zero)…
…и обратный Isekai (Fate/stay night , The Devil Is a Part-Timer!).
От Ouke no Monshou к InuYasha и Re:Zero. Интересно, к чему же придёт жанр ещё через 10 лет?
Источник