- Роспотребнадзор (стенд)
- Роспотребнадзор (стенд)
- Можно ли привлечь лицо, которое неоднократно необоснованно жалуется в органы на нашу организацию? — Прокуратура разъясняет
- Можно ли привлечь лицо, которое неоднократно необоснованно жалуется в органы на нашу организацию?
- Понятие необоснованной жалобы
- Что это такое
- Клевета и донос
- На судью
- На врача
- Как ответить на необоснованную жалобу
- Как привлечь к ответственности жалобщика
- Видео-репортаж по теме
- ВС разъяснил, когда не накажут за жалобы
- Жалоба на начальство
- Претензии к управляющей компании
- Что делать
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
Можно ли привлечь лицо, которое неоднократно необоснованно жалуется в органы на нашу организацию? — Прокуратура разъясняет
Можно ли привлечь лицо, которое неоднократно необоснованно жалуется в органы на нашу организацию?
Отвечает на вопрос прокурор Самарского района г. Самары Сергей Панюшкин.
Можно ли привлечь лицо, которое неоднократно необоснованно жалуется в органы на нашу организацию?
В случае, когда гражданин обращается в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлением, в котором приводит те или иные сведения (например, в правоохранительные органы с сообщением о предполагаемом, по его мнению, или совершенном либо готовящемся преступлении), но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к гражданско-правовой ответственности.
Поскольку в указанном случае имела место реализация гражданином конституционного права на обращение в органы, которые в силу закона обязаны проверять поступившую информацию.
Такие требования могут быть удовлетворены лишь в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в указанные органы не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то есть имело место злоупотребление правом.
Таким образом, обращение гражданина в органы государственной власти, в правоохранительные органы по поводу предполагаемых нарушений закона в целях проведения проверки и устранения нарушений само по себе не является основанием для удовлетворения иска о защите деловой репутации и в том случае, если убеждения автора оказались ошибочными.
Источник
Понятие необоснованной жалобы
Так как подача жалобы на данный момент является самым лучшим вариантом для устранения возникшего конфликта, то граждане довольно часто обращаются к этому способу. Но пред подачей такого обращения нужно понимать, что все основания и обвинения, которые указаны в тексте, могут посчитать клеветой. Если выяснится, что жалоба необоснованна, и подавалась с целью ухудшить репутацию, то данный факт будет преследоваться по закону.
Что это такое
Каждый гражданин имеет право подавать жалобы на организации, которые предоставляют гражданам какие-либо услуги. Если лицу был нанесен вред, то оно может обратиться в соответствующий орган для решения проблемы.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 467-32-77 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Как показывает практика, не все обращения от граждан принято считать обоснованными. Большинство заявителей являются юридически неосведомленными и не знают полномочий некоторых инстанций, поэтому их обвинения признаются ошибочными.
Самые распространенные жалобы:
Жалобу признают необоснованной в некоторых случаях:
- Причины подачи необоснованны, а также отсутствуют какие-либо доказательства.
- Текст содержит некорректное основание. Например, обращающийся заявляет о медленном обслуживании, когда это не связано с халатностью сотрудника.
- В тексте присутствует заведомо ложная информация, которая указывается с целью ухудшить репутацию сотрудника.
Клевета и донос
Жалоба, которая была направлена в одну из государственных структур, не является документальным фактом подтверждения совершения противоправных действий. Данные, которые содержатся в обращении, должны быть тщательно изучены.
За пример можно взять поданную пациентом жалобу на имя главного врача о том, что оказанные услуги были некачественными. Обращение должно содержать суть проблемы, информацию о специалисте (ФИО и должность). Как только врач, нарушивший права пациента, получит претензию и ознакомится с ней, он должен написать объяснительную.
У руководства больницы есть 15 суток на то, чтобы рассмотреть жалобу, осуществить проверку и отправить заявителю ответ. Если выяснится, что специалист действительно нарушил права пациента, то он понесет ответственность. Но если проверка установит, что текст обращения содержит информацию, которая порочит репутацию врача, то это будет считаться:
Попытаться прекратить подачу необоснованных жалоб можно не прибегая к серьезным методам, для начала лучше поговорить с заявителем, чтобы узнать его намерения.
На судью
Граждане имеют право подать жалобу на судью в соответствии с ГПК, если его действия являются незаконными. Обращение обязательно должно быть обосновано и подкреплено соответствующими доказательствами.
О порядке составления и подачи жалобы на ТЕЛЕ2 читайте в статье.
Все причины являются индивидуальными, это может быть либо личная неприязнь к судье, либо серьезное нарушение его обязанностей. Если в тексте обращения будут содержаться ложные сведения, которые ухудшают репутацию судьи, то он имеет право подать заявление о клевете. В этом случае последствия для нарушителя будут плачевными, и его могут привлечь к уголовной ответственности согласно статье №128.1 УК РФ.
На врача
Жалобы на врачей подаются довольно часто, а причины могут быть совершенно разными, от хамства специалистов до определения ошибочного диагноза. Не многие пациенты знают об обязанностях врачей и зачастую предъявляют ошибочные обвинения.
В случае если обращение не обосновано, но было подано из-за неосведомленности заявителя, то руководство больницы должно отправить соответствующий ответ. Если выяснилось, что обвинения пациента были умышленной клеветой, то он может быть привлечен к уголовной ответственности.
Как ответить на необоснованную жалобу
Если заявитель подал жалобу, которая содержит в себе необоснованные обвинения, то это может быть причиной его недостаточных юридических знаний или же умышленная клевета. На любое основание, которым руководствовался заявитель при подаче обращение, получатель должен дать ответ в печатном или электронном виде.
Ответ должен соответствовать следующим требованиям:
- вежливое отношение к заявителю;
- указание данных лица, которое направляет ответ;
- указать обоснованную причину отказа со ссылками на законодательные нормы;
- указать нормы законодательства, которые отвечают за клевету (не обязательно);
- проставляется дата составления обращения и подпись автора.
Если виной возникшему на товаре повреждению стал сам покупатель, когда нарушил условия эксплуатации, то этот факт должен быть подтвержден соответствующей экспертизой. Заявитель имеет право присутствовать на проверке, а также обжаловать ее результат в суде.
Как привлечь к ответственности жалобщика
Если конфликт не получилось решить мирным путем, то требуется обращаться в суд. Доносчик имеет право взыскать с ответчика компенсацию за причиненный клеветой моральный вред. Иск подкрепляется документальными доказательствами и подается в инстанцию по месту проживания заявителя.
О порядке подачи жалобы на такси читайте здесь.
УК РФ предусмотрена ответственность за клевету, которая порочит репутацию человека. Если гражданин совершил ложный донос, то в его сторону применяются следующие наказания:
- штраф в размере до 120 000 рублей;
- обязательные работы на срок 480 часов или 2 года исправительных;
- арест на 2 года;
- принудительные работы на 24 месяца.
Видео-репортаж по теме
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- 8 (800) 700 95 53
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник
ВС разъяснил, когда не накажут за жалобы
Жалоба на начальство
Александр Богданов пожаловался на своего бывшего коллегу, Андрея Будкова, начальника отдела МВД по Каневскому району Краснодарского края. Богданов раньше работал в том же районном МВД, но его уволили с формулировкой «в связи с представлением подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу». В двух обращениях на имя начальника ГУ МВД по Краснодарскому краю Богданов рассказал, что Будков, который до этого работал в администрации района, якобы организовал поборы с подчиненных, «продавал» должности, устраивая аукцион за места, неудобных сотрудников привлекал к дисциплинарной ответственности по надуманным причинам и оказывал на подчиненных психологическое давление. Также Богданов заявлял, что в период работы в администрации Будков якобы мошенническим путем оформил на себя и родственников землю. В ведомстве провели проверку по обращению Богданова и заключили, что таких нарушений не было. Будков решил восстановить свое доброе имя: отправился в суд и подал иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. В нем он потребовал компенсировать ему моральный вред — 100 000 руб., а также опровергнуть обвинения. Последнее предлагалось сделать так: направить на имя начальников Будкова заявление, в котором была бы резолютивная часть решения суда по его вопросу.
В первой инстанции (решение Каневского районного суда Краснодарского края от 12 апреля 2018 года) главе районного МВД отказали. Суд заключил, что истец не доказал, что ответчик злоупотребял правом, а значит нельзя говорить, что он собирался причинить вред. А в апелляции, Краснодарском краевом суде, решение отменили и приняли новое: признали (дело № 33-24959/2018 ), что сведения, распространенные Богдановым, не соответствуют действительности, обязали дать опровержение (сообщив о недостоверности обвинений начальнику ГУ МВД России по Краснодарскому краю) и назначили компенсацию морального вреда в размере 1000 руб. -то есть снизив запрашиваемую компенсацию в 100 раз. Суд решил, что заявления не свидетельствуют о намерении Богданова исполнить свой гражданский долг. Но когда вопрос попал в ВС, коллегия судей под председательством судьи Вячеслава Горшкова обнаружила в судебных актах нарушения (дело № 18-КГ19-19).
ВС напомнил п. 7 постановления Пленума о защите чести и достоинства и указал, что судам в таких делах надо обращать внимание на три обстоятельства: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. Если хотя бы одного из условий не хватает — иск не удовлетворят.
При этом судам следует различать утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке ст. 152 ГК. Удовлетворят такие требования, только если суд установит, что обращение было продиктовано исключительно намерением навредить другому лицу — то есть было злоупотребление правом. В деле же апелляция хоть и указала на злоупотребление правом, но никак не мотивировала такой вывод и не дала оценку доводам Богданова о том, что он просто хотел добиться проверки в отношении работы Будкова. Суд также не предложил ответчику доказать свою позицию. В итоге ВС отправил дело на новое рассмотрение в апелляцию (не рассмотрено на момент написания материала).
Претензии к управляющей компании
В рамках другого спора (дело №18-КГ19-27) ситуация была схожей — но речь шла о жалобе на управляющую компанию. История тоже произошла в Краснодарском крае. Артур Абрамян* написал жалобу губернатору края и в прокуратуру на УК «Жилкомсервис», попросив проверить деятельность упркомпании. Сведения оказались не соответствующими действительности, и УК отправилась в суд, потребовав обязать ответчика принести компании извинения. Лазаревский районный суд Сочи (решение от 19 декабря 2017 года) отказал в иске. Но Краснодарский краевой суд признал, что сведения порочат деловую репутацию компании. С этим не согласился Верховный суд, который указал на необходимость найти баланс между правом на защиту репутации и другими гарантированными Конституцией правами и свободами — свободой мысли, слова, массовой информации, а также правом на обращение в госорганы. Когда гражданин пожалуется в госорганы, но сведения из жалобы не подтверждаются при проверке, за это нельзя привлечь к ответственности по ст. 152, указал ВС: в этом случае реализуется конституционное право, и госорганы в силу закона обязаны проверять поступившую информацию.
Извинение как способ судебной защиты чести, достоинства и деловой репутации нормами законодательства не предусмотрено, поэтому суд не вправе обязывать ответчиков приносить истцам извинения в той или иной форме, также указал ВС, а возложение на ответчика обязанности направить истцу письменные извинения по существу является принуждением к отказу от собственного мнения.
Факта злоупотребления ответчиком правом на свободу слова и свободу обращения в государственные органы апелляция не установила. В результате ВС отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение в Краснодарский крайсуд (дело № 33-23748/2019, на момент написания материала не рассмотрено).
Что делать
Определения ВС соответствуют устоявшейся практике российских судов, отмечает Анастасия Махнева, партнер INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15 место По количеству юристов 24 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40 место По выручке Профайл компании × . В целом, позиция сводится к тому, что обращение в органы власти с жалобами на нарушения закона, допущенные чиновниками, организациями или любыми иными лицами, не может быть основанием для исков о диффамации.
Обосновывается это тем, что в такой ситуации лицо реализует конституционное право на защиту интересов, на обращение в органы власти в защиту своих законных интересов. Исключение из правил — ситуации, когда такое обращение было продиктовано не целью защиты, а лишь намерением причинить вред другому лицу.
По словам Махневой, подход был выработан много лет назад, и обычно суды ему следуют.
Кант говорил, что свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека. Любое судебное дело о диффамации — это всегда поиск баланса между сталкивающимися интересами разных лиц. С одной стороны, право первого лица на защиту доброго имени, с другой — право второго на свободное распространение информации. А когда ответчиком являются СМИ — это еще и право на свободу массовой информации. Когда информация распространялась путем направления сведений в органы власти, суды должны найти баланс также с учетом и этого, третьего, фактора.
Анастасия Махнева, партнер INTELLECT
Вопросом занимаются не только российские суды. Так, ЕСПЧ придерживается правила, что политики, любые лица, находящиеся на государственной публичной службе только в силу своей социальной функции должны обладать «меньшими» возможностями по защите от диффамации, так как заняв эту должность они уже согласились быть объектом повышенной критики со стороны СМИ и других лиц, так как это необходимо для нормальной работы институтов гражданского общества и правового государства, поясняет Махнева.
*Фамилии участников спора изменены
Источник