Земля всех кормит что это значит

Щедрая и безмерная в любви кормилица — это все наша планета

Почему землю называют кормилицей? Понятия «земля-кормилица», «земля-матушка» испокон веков впечатаны в архетип сознания русского человека. В пословицах и поговорках о «матери-сырой земле» отразилась вековая любовь наших предков к своей Родине, их уважительное и почтительное отношение к земле, а также к тем дарам, которые дает она людям.

Истоки почтения

Почему земля — кормилица? Ответ на этот вопрос лежит на самой поверхности.

Издревле люди питались плодами, которые давала им почва. Поначалу древние люди занимались собирательством: они отыскивали съедобные травы, коренья, собирали ягоды и фрукты с дикорастущих деревьев и кустарников.

Некоторое время спустя (находя проросшие зерна, уцелевшие от трапезы) человек догадался, что можно выращивать полезные растения в непосредственной близости от своего жилища. Человечество научилось обрабатывать землю и собирать урожай. Так зародилось земледелие.

Одновременно с развитием земледелия люди приручили диких животных и стали разводить домашний скот, который также кормился плодами щедрой земли: сеном, зерном и овощами. С каждым годом увеличивалось количество видов животных, прирученных человеком. Так возникло животноводство.

Чем больше осваивался человек на своей планете, тем больше помощников появлялось у него: и среди насекомых нашел он полезных и верных друзей. Обнаружив, что мед диких пчел не только вкусен, но и чрезвычайно полезен, человек научился разводить пчел. Стал устраивать пасеки. Так появилось пчеловодство.

Читайте также:  Что значит увеличенные соски

Одним из самых древних занятий человека, помогавшим ему выжить, была охота: человек добывал крупного зверя, мясо которого он употреблял в пищу, а шкуры шли на изготовление одежды. Большим подспорьем была охота на дичь. Нередко охотники подбирали не убитую, а лишь подраненную птицу. Если охота была удачной, подранков оставляли жить и даже подкармливали. В какой-то момент люди поняли, что птиц также можно разводить дома. Это стало началом развития птицеводства.

Рыбалка была еще одним способом пополнить запасы пищи. Люди с успехом научились ловить рыбу: били ее острогой, загоняли в ловушки, забрасывали невода и сети. Через некоторое время в подсобном хозяйстве человека появились и рыбные садки, в которых люди выращивали рыбу к своему столу.

А фрукты? Эти изумительно вкусные плоды, вобравшие в себя соки земли и животворный солнечный свет? Человек научился ухаживать за фруктовыми кустарниками и деревьями, стал разбивать фруктовые сады, вывел множество сортов вкуснейших садовых культур.

А ягоды? Ароматные полезнейшие дикоросы: земляника, черника, жимолость, малина и смородина, которые человек поначалу собирал в лесу, а затем научился выращивать в своем саду? Нет ничего полезнее и вкуснее мисочки свежих ягод, заправленных молоком или сливками.

А грибы? Мы и до сих пор с удовольствием собираем их в лесу, а для тех, у кого нет возможности выбраться на лоно природы, созданы специальные хозяйства, с успехом выращивающие вешенки и шампиньоны.

Овощи и фрукты, злаки и зелень, мясо домашних животных и птиц, молоко, рыбу, мед – все эти чудесные и питательные дары дает нам земля. Как же не называть ее кормилицей? Ведь она кормит не только человека, но и диких животных: травоядные животные с удовольствием питаются сочной травой, растущей на земле.

Насекомые, опыляющие цветы, растущие на лугах, питаются их сладким нектаром. Птицы также с удовольствием лакомятся плодами земли: травами, орехами, шишками, ягодами, хвоей. Водоплавающие птицы поедают ряску, в изобилии покрывающую поверхность водоемов. Рыбы, обитающие в водоемах, питаются водорослями и насекомыми.

Воистину нет предела щедротам земли, кормящей и питающей всех, кто живет на ней. Не менее богаты и полезны для людей ее недра, которые сравнивают с волшебной кладовой.

Волшебная кладовая

В глубинах Земли за миллионы и миллиарды лет ее существования скопилось огромное количество полезных ископаемых, идущих на благо человеку.

Уголь – самое первое топливо, которое научился добывать человек из лона земли. Сначала люди обогревали им свои жилища, а затем с его помощью совершили настоящую промышленную революцию, используя в топках промышленных котлов.

Торф , первоначально использовавшийся для отопления индивидуального жилья, впоследствии стал энергетическим ресурсом, обеспечивавшим работу тепловых электростанций, котельных, торфобрикетных заводов. Теплом этих предприятий отапливаются небольшие города и поселки. В сельском хозяйстве его используют как мульчирующий материал, в качестве удобрения для обогащения истощенных почв, для выращивания тепличных овощей и цветов.

Природный газ – еще один бесценный вид топлива, используемый человеком в промышленных и бытовых целях. На нем готовят пищу, им обогревают помещения. В химической промышленности из него получают пластмассы, органические кислоты, каучук и спирт. Метан незаменим при производстве аммиака и ацетатного шелка.

Нефть – одно из самых ценных полезных ископаемых, без которого немыслима жизнь современного человека. Нефть нашла свое применение практически в каждой сфере жизнедеятельности человека: в промышленности, медицине, фармакологии, косметологии, производстве товаров народного потребления.

Она используется в качестве сырья для производства нефтехимических продуктов: бензина, дизельного топлива, авиакеросина. Из продуктов ее перегонки делают пластмассы, синтетический каучук, резину, полимерные пленки и синтетические ткани. Производство растворителей, красок, лаков, удобрений, восков, моющих средств было бы невозможно без нефти.

Песок, глина и камень – ресурсы, которые человек использует в строительстве жилья и в дорожном строительстве (а известно ли вам, почему клетки — кирпичики организма?). Из глины делают кирпичи, черепицу, керамическую посуду. Песок используется для изготовления стекла. Отшлифованный камень (мрамор, гранит) применяется для облицовки фасадов, памятников, станций метрополитена.

Мы перечислили всего лишь несколько наиболее востребованных природных ресурсов, которые сосредоточены в недрах нашей замечательной кормилицы, матушки-земли. На самом же деле одно только перечисление названий добываемых человеком ресурсов займет не один десяток страниц.

Если бы все ископаемые, добываемые людьми в течение года, были погружены в товарный состав, получился бы поезд, который можно было бы 17 раз обернуть вокруг экватора. Это ли не аргумент в пользу того, что земля – наша кормилица? Но долго ли будет продолжаться это благоденствие человека на земле? Поистине ли неистощимы ресурсы земли-матушки?

Необходимая забота

Ученые всего мира уже давно бьют тревогу, говоря о том, что человечество, не по-хозяйски относящееся к земле и ее ресурсам, встало на путь самоуничтожения. В первую очередь это касается истощения самого плодородного слоя земли – почвы.

Почему это стало объектом повышенного внимания и тревоги ученых? Дело в том, что процесс почвообразования крайне сложен и длителен. Для того чтобы образовался всего лишь один сантиметр почвы, природе необходимо 250-300 лет, а на образование 20-сантиметрового слоя должно уйти не менее 5-6 тысяч лет.

Люди же, не понимая этого, зачастую губят то, что было создано веками: истощают почву неумелой агротехникой и чрезмерным употреблением ядохимикатов, допускают эрозию почвы, не защищая ее от образования оврагов и промоин.

Как помочь землице–матушке?

В сознании человека есть потребность защищать родную землю, заботиться о ней: если не с оружием в руках (как в годы военного лихолетья), то хотя бы в плане защиты ее плодородия. Итак, какие же действия необходимы для этого?

Грамотная агротехника , учитывающая почвенно-климатические условия того региона, где она осуществляется.

Снегонакопление , способствующее насыщению почвы влагой и препятствующее процессу ее выветривания.

Разумное использование удобрений : регулярное внесение органики и известкование почвы способствует накоплению основного органического вещества почвы – гумуса, что значительно увеличивает ее плодородие, химические и физические показатели.

Разумное вложение капитала

Нельзя обойти стороной и вопрос о том, что земля (как объект недвижимости) всегда была в цене. С каждым годом цены на землю растут и человек, вложивший деньги в приобретение участка земли, может быть уверен, что сделал хорошее приобретение, и вот почему:

  • Землю, в случае острой необходимости, можно продать, причем с большой выгодой для себя.
  • Человек, владеющий землей, всегда может прокормить себя и своих близких, если будет разумно и бережно относиться к своей земле-кормилице.

Ни за какие сокровища в мире не было таких кровопролитных сражений, как за землю. Эта черта также заложена в сознании каждого человека: до последней капли крови отстаивать свою родную землю-матушку.

Источник

Пословицы о земле как часть патриотического воспитания

Русский человек всегда по-особенному относился к земле. Для него она была не иначе, как «матушка» и «кормилица». И в этом нет ничего удивительного: ведь основным доходом крестьянина был собранный им урожай. Поэтому есть много пословиц о земле, прочитав которые, можно увидеть, как бережно люди к ней относились.

О важности земледелия

В народном творчестве имеется много пословиц о земле-кормилице. Крестьяне понимали всю важность правильного ухода за ней. Если ее не подготовить для посадки урожая и не ухаживать в дальнейшем — крестьянин может остаться голодным. Такое заботливое отношение они передавали из поколения в поколение посредством пословиц о земле.

«Земля кормит людей, как мать детей» — это означает, что она отдаст самое лучшее человеку, будет заботиться о нем так же, как мать, сделает все для своего ребенка. И так же, как матушка, не выделяет никого из своих детей, потому что они для нее равны. Земля тоже кормит всех одинаково, просто все зависит от усилий, которые приложил сам человек.

«Земля — кормилица, а и та есть просит» — чтобы был хороший урожай, надо выполнить ряд подготовительных работ. В том числе ее нужно удобрять, заботиться о поливе — и как благодарность человек получит хороший урожай.

О родной земле

Конечно, она была важна не только, как кормилица. Она также ассоциируется с Родиной, поэтому в русском фольклоре есть пословицы о земле-матушке. С малых лет детям говорят о том, что, относясь к ней с уважением и любовью, они так же относятся к своей Родине.

«Родной куст и зайцу дорог» — это значит, что не только люди дорожат своим домом. Любое живое существо так относится, и для зайца куст, лес, в котором он живет, — для него это родина.

«Своя земля и в горсти мила» — не важно, большая ваша Родина или нет, главное — это то, как вы к ней относитесь. И даже если человек уехал в другую страну, ему уже будет не так тоскливо, если у него есть что-то, напоминающее о ней. И человек ведь всегда радуется, когда возвращается домой.

Для чего детям изучать народную мудрость

Пословицы о земле изучаются на занятиях по окружающему миру и уроках чтения в детских садах и школах. Такая форма работы благоприятно влияет на развитие речи. Дети учатся говорить лаконично, точно выражать свою мысль. Также это помогает нормализовать и улучшить дикцию, поэтому они могут использоваться как речевой материал на логопедических занятиях.

При объяснении смысла пословиц происходит формирование связной речи. Ребята учатся правильно строить свой рассказ, приводить аргументы, доказывающие их точку зрения, логически выстраивать рассуждение. У детей расширяется словарный запас, потому что в таких народных высказываниях могут встречаться устаревшие или редко употребляемые слова, о значении которых детям рассказывают.

Почему же сейчас в детских садах и школах изучают пословицы о земле? Ведь большинство современных детей не помогают своим родителям в садах или огородах. Пословицы и поговорки учат не только тому, что земледелие — это важно. В первую очередь, они направлены на то, чтобы воспитать правильное отношение к земле — это важный этап в нравственно-патриотическом воспитании.

Источник

Детский час

для детей и родителей

Земля хоть и кормит, но и сама есть просит. Почему так говорят?

Мир наш прекрасен. Начиная от Солнца, до самой мелкой былинки: всё сотворено так великолепно и разумно, что приходится только дивиться и поклоняться.

И земля наша, кормилица, особым свойством славится. Всю жизнь Матушка-Земля растит – кормит хлебом насущным, нечисть всякую поглощает, сдерживает ветры буйные, вьюги да бураны яростные.

Как дереву кудрявому не быть без земли, так и народу доброму не прожить без Земли-Кормилицы. Она всех насыщает и ласкает.

Истинное уважение испытывает род человеческий к Матери Сырой Земле, которая всех нас породила. Она парует и хлеб людям дарует.

Но Земля может быть разной. Она – и кормилица, если относиться к ней с вниманием и пониманием, удовлетворять её запросы, удобрять её, заботиться о ней, а может быть закаменелой, безжизненной твердью, если относиться к ней бессердечно, не применять в работе с ней знания, задерживаться с проведением необходимых работ.

Человек получил в подарок щедрую землю. Но земля при постоянной эксплуатации истощается. За землей нужен постоянный уход, как за матушкой. Только тому Земля дарует щедрый урожай, кто ухаживает за ней.

Только тщательная обработка земли, регулярный уход за растительностью, правильная подкормка и другие агротехнические приёмы, позволяют получать щедрые дары от Земли нашей.

…Идёт благодатный дождь. Встрепенулась напоенная Земля. Дождь напитал Землю. Земля дала силы зерну. Зерно – одно из основных составляющих питания человека. Зерно вскормило человека…

Когда-то давно появилась на Руси пословица: «Земля хоть и кормит, но и сама есть-пить просит». Почему же люди так говорят? Ответ может быть таким: «Сказочно богата Земля. Но чтобы она всегда оставалась богатой, была кормилицей, надо беречь её и улучшать. Если вы будете за неё крепко держаться рабочими руками, не выпускать её из рук, работать, то и она вас не предаст».

Автор текста: Ирис Ревю

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Источник

НОД по формированию основы экологического мировоззрения дошкольников старшей группы «Земля — наша кормилица»

Татьяна Пискунова
НОД по формированию основы экологического мировоззрения дошкольников старшей группы «Земля — наша кормилица»

Воспитатель МАДОУ детский сад №47 «Лесовичок» Пискунова Татьяна Георгиевна

Закрепить знания детей о почве, взаимосвязи живого на земле, способствовать развитию у детей бережного отношения к земле.

— развивать умение самостоятельно проводить опыты с почвой, формулировать и обобщать результаты;

— закрепить знания об обитателях почвы;

— систематизировать знания о взаимосвязи живого на земле, о том, что растительный мир зависит от количества плодородного слоя;

— закреплять умение делать выводы по предложенным ситуациям;

— прививать бережное отношение к природе.

схема-картинка «состав почвы»,для опытов: почва, стакан с водой, бумажная салфетка, картинки с изображением почвенных обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка) кроссворд с использованием загадок о почвенных обитателях, иллюстрации с ситуациями «Что будет, если…».

Ребята, к нам в детский сад пришла посылка от Всезнайки, который живет в городе Москве и работает в институте по изучению земли. В посылке письмо.

«Дорогие ребята, я давно наблюдаю за вашими играми и опытно-экспериментальной деятельностью с почвой. Пришло время проверить, чему вы научились и что узнали нового. Поэтому я высылаю для вас ряд заданий.

Если справитесь с ними, то вас ждет приз, который лежит на дне посылки».

— Что такое почва? (Почва – это верхний слой земли).

— Из чего она состоит? (Из песка, камешек, глины).

— Как называется плодородный слой почвы? (Перегной)

— Из чего он получился? (Из перегнивших растений).

— Есть ли в почве воздух? Покажите это на опыте.

Дети сами берут все необходимое, опускают комочек сухой землив стакан с водой и делают вывод: «На поверхности воды появились пузырьки — значит в земле есть воздух».

— Есть ли в почве вода? Показать на опыте.

Дети вместе с педагогом проводят опыт.Нагревают комочек почвы на огне и держат над ним холодное стекло и делают вывод: «Стекло покрылось капельками воды — значит, в почве есть вода».

— Как вы думаете, кто-нибудь живет в почве?

Дети: В почве есть воздух, вода, поэтому там можно жить.

Педагог. Расскажите, кто живет под землей.

Дети: Крот-это небольшой зверек, прорывает себе подземные ходы, чтобы охотиться на насекомых.

Дождевой червь — всю жизнь проводит в почве, на поверхности его можно увидеть во время дождя. Его поверхность покрыта слизью, чтобы легче было двигаться в почве.

Муравьи — живут семьями, большая часть находится под землей.

Медведка — это насекомое, немного похоже на сверчка, но очень крупного. Часто селится на огородных участках и роет там ходы.

Выложите правильно «пищевую цепочку».

Дети выкладывают картинки с изображением червей, личинок, жуков, мышей, рыб, лягушек, птиц, медведя, человека в следующей последовательности «Кто кого ест».

— Какие пословицы и поговорки вы знаете о земле?

В землю не положишь — и с земли не возьмешь.

Где нет земли, там нет травы.

Земелька черная, а хлебец белый родит.

Земля всех питает, а сама всех поглощает.

Земля зимой силу копит, а летом отдыхает.

Земля кормит людей, как мать детей

Землю уважай, она дает урожай.

Крестьянин без земли, как дерево без корня.

На необработанной земле лишь бурьян растет.

Нет плохой земли, есть плохие хозяева.

Рыбам — вода, птицам — воздух, а человеку — вся земля.

Человек живет землей, а земля красна человеком.

Чужой земли не хотим и своей не отдадим.

Рассмотрите иллюстрации и объясните что на них изображено.

Дети рассматривают,иллюстрации и делают выводы:

— людям почва нужна для выращивания: овощей, фруктов, злаков;

— для многих животных почва – это их дом;

— в почве прячутся жучки, червячки, которые служат питанием другим животным;

— почву нельзя загрязнять;

— нельзя разводить костры на земле;

— не вытаптывать растения;

— не убивать подземных жителей, ведь они нужны почве.

Педагог читает письмо Всезнайки.

«Это было последнее задание, и я уверен, что вы с ним успешно справились.

А сейчас вы можете смело доставать приз, который лежит на дне посылки.

(Достают из посылки микроскоп).

Педагог: «Ребята, теперь мы с вами можем более тщательно рассмотреть почву через микроскоп. Микроскоп нам понадобиться и для других наблюдений, мы с вами обязательно напишем письмо Всезнайки и поблагодарим его за этот замечательный подарок».

Беседа с детьми старшего возраста по теме:

«История образования почвы».

Экспериментирование: «Состав почвы».

Цели: дать представления о том, что почва верхний слой земли; познакомить с составом почвы.

Материал: земля, вода.

Оборудование: макет «Горы», тазик, бумага, цветные карандаши,

дневники наблюдений, стаканчики с водой по количеству детей, пластмассовые ложки.

1. Постановка исследовательской задачи.

Дети стоят возле макета «Горы».

Воспитатель. Вот так выглядела наша Земля много-много веков назад. На суше не было ни растений, ни животных – только горы, скалы, реки, озера и моря. От жаркого солнца, сильного ветра, частых дождей горы постепенно разрушались, и их обломки скатывались вниз. Там они перетирались друг от друга (демонстрирует) и превращались в песок и глину. Первые растения животные появились в воде, а когда животные выползали на сушу, то тащили за собой растения.

Оказавшись на суше, растения перегнивали, смешивались с песком, глиной и камешками – образовывали почву, на которой могли развиваться другие растения. Некоторые растения росли наполовину в воде, а их цветы как будто плавали на ее поверхности (рассматривание иллюстраций). Когда у них появлялись семена, ветер подхватывал их и разбрасывал по суше. Семена, попадавшие на камни, погибали, а те, что перемешивались с остатками перегнивших растений, песком, глиной и камнями, прорастали, потому что это была уже почва. Затем на почве появились другие растения, из которых через некоторое время образовался перегной, Так слой почвы увеличивался, становился толще, Что же такое почва? Это плодородный слой земли.

Вот вы и узнали, как на нашей планете появился плодородный слой земли. На его образование ушли тысячи лет. Почва образуется очень медленно, а вот разрушиться она может быстро. Там, где люди уничтожают растения, почву размывает вода, выдувает ветер. Почему? Потому что растения укрепляют почву своими корнями, защищают от потоков воды, а листвой защищают от сильного ветра. Вот почему для сохранения почвы очень важно беречь растения там, где они есть, и сажать там, где их нет.

— Что находится в горшочках? (Почва)

— Как называется слой земли, на котором растут растения? (Плодородный)

2. Прогнозирование результата.

Детям предлагается обследовать почву, проверить действительно в ней есть песок, камни, глина, перегной.

3. Выполнение эксперимента.

Дети насыпают пластмассовой ложкой в стакан с водой землю.

Воспитатель. Что появилось на ее поверхности? (Пузырьки воздуха)

Значит, в земле есть воздух. А что упало на дно тазика вместе с водой? (Камешки) Значит, в земле есть маленькие камешки.

4. Фиксирование результата эксперимента.

Предложить детям в дневниках наблюдений и экспериментирования зарисовать стаканчики с водой и результаты опыта.

Дети рисуют двумя линиями слой почвы.Между этими линиями изображают составляющие почвы: песок (точками, глину (коричневым цветом, камешки (овалами, перегной (черточками).

Вывод. Почва находится на поверхности земли. Состоит из воздуха, песка, глины, камешков, перегноя.

Беседа с детьми старшего возраста по теме:

«Что необходимо растениям в почве для их роста и развития».

Экспериментирование: «Взаимосвязь живого на земле».

.Цели: закрепить знания о составе почвы, показать взаимосвязь живого на земле.

Оборудование: макет «Слои земли», схема «Пищевая цепочка».

1. Постановка исследовательской задачи.

Воспитатель. Из чего состоит почва? (Из песка, камешек, глины)

— Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве, всасывают из нее воду и перегной. Почва, как мы уже знаем, — это верхний плодородный слой земли. А под ним — слой песка, глины и камней (показывает макет «слои земли», затем слой глины.

2. Выполнение эксперимента.

Воспитатель. Что лежит под слоем глины на Севере, там,, где всегда стоят холода? (Вечная мерзлота)

— На Севере под вечной мерзлотой давно обнаружили и добывают уголь. Как вы думаете — чем раньше был уголь? (Деревом)

Воспитатель демонстрирует картину с изображением древнего леса.

— Недаром в угле шахтеры находят куски породы с отпечатками папоротника. На Севере плодородный слой почвы маленький, он равен высоте спичечного коробка, анна юге, где мы с вами живем, он гораздо больше – толщиной около метра. Как вы думаете, почему на Севере не растет лес? (Предположения детей)

— У деревьев огромные корни, и они уходят глубоко в почву. На Севере проникнуть вглубь, им мешает вечная мерзлота.

— Какие самые высокие растения в тундре? (Карликовая береза, северная ива).

— А самые низкие? (Мхи, лишайники.)

— Что вы знаете о мхе? (Если наступить на него ногой — следов не останется, нога проваливается в мох, а он снова примет свою первоначальную форму.Ведь он: не мнется, не притаптывается,очень похож на губку.)

Дети манипулируют с губкой: прижимают рукой, затем руку убирают – следов на губке не остается.

– У какого животного любимое лакомство — лишайник – ягель? (У оленя.)

— Каких подземных жителей вы знаете? (Червей, жуков, личинок, мышей, кротов.) Можно ли их увидеть в нашей области? (Ответы детей.)

— Как вы думаете, чем питаются дождевые черви? (Останками гниющих листьев, растений, заглатывают комочки земли, песчинки.)

— Кто питается червями? (Рыбы.)

— Чем питаются рыбы еще? (Мухами, водорослями.)

— Кто охотится на рыб? (Птицы, медведи, человек.)

Воспитатель показывает схему «Пищевая цепочка».

— Как вы думаете — что будет, если исчезнет плодородный слой земли? (Ответы.)

– Значит, червям нечем будет питаться. Что произойдет потом? (Они погибнут.)

— А если исчезнут черви, что случится с рыбами? А что тогда произойдет с птицами, медведями, которые питаются червями? (Все они тоже погибнут.)

3. Фиксирование результатов эксперимента.

Воспитатель. Плодородный слой почвы кормит человека, и животных. Можно ли сказать, что Земля – наша кормилица? (Ответы детей)

Детям предлагается коллективная работа по оформлению газеты «Кто кого кормит».

Вывод. В природе все взаимосвязано.

Газета старшей группы. Мини-проекты детей и родителей «Экология души» МБДОУ детский сад № 3 «Кораблик» г. Белово Газета старшей группы №1 мини-проекты детей и родителей «Экология души» Журналисты: Мельниковы.

Занятие по экологии на тему «Почва». Занятие по экологии «Путешествие в подземном царстве» Цель: Создать условия для формирования практических навыков в обращении с почвой..

Источник

Оцените статью