Зело хитер ты друкарь что это значит

Литературное чтение 3 класс учебник Климанова, Горецкий 1 часть — страница 12 (Школа России)

  • Тип: ГДЗ, Решебник.
  • Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
  • Год: 2021.
  • Серия: Школа России.
  • Издательство: Просвещение.

Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 12 странице по предмету литературное чтение за 3 класс. Ответы на задания: 1, 2 и 1, 2, 3, 4.

Учебник 1 часть — Страница 12.

Ответы 2021 года.

Подал царь знак одному из бояр, велел принести в палату из библиотеки иноземные книги. Принесли их. Подозвал бояр к себе поближе и смеётся:
– А ведь наши-то книги не хуже? Не посрамили друкари чести Русской земли.
(Б. Горбачевский)

Какие слова помогают понять, что царю понравилась работа Ивана Фёдорова?

Слова, которые помогают понять, что царю понравилась работа Ивана Фёдорова:
«Зело хитёр ты, друкарь, к печатному художеству».
«Что ж, друкарь, честь головою сберегают, ладно книгу напечатал. Угодил царю».
«Не посрамили друкари чести Русской земли».

Читайте также:  Что значит знак с после цитаты

Прочитайте с другом в лицах диалог первопечатника и царя. Как вёл себя Иван Фёдоров при встрече с Иваном Грозным? Какие чувства испытывал царь? Передайте при чтении настроение, чувства героев.

Иван Фёдоров немного волновался при встрече с царём. Первопечатник был горд своей работой. Он знал, что книга понравится Ивану Грозному. В начале разговора царь был суров и грозен. Но когда Иван Грозный внимательно изучил книгу, его настроение улучшилось. Царь был горд за Россию и за талантливых мастеров.

Проверим себя и оценим свои достижения

Рассмотри внимательно учебник «Литературное чтение». Обрати внимание на оглавление, имена авторов и названия их произведений, рисунки. Что нового, интересного ты узнаешь из учебника?

Из учебника я узнаю много интересного о рукописных книгах и о жанрах устного народного творчества. Я познакомлюсь с творчеством Тютчева, Фета, Пушкина, Крылова, Лермонтова, Некрасова, Бунина и других. Также я прочитаю много неизвестных мне ранее сказок.

Почему книгу называют великим чудом? Напиши небольшой рассказ, используя слова из «Рабочей тетради».

Книга – это великое чудо! Для многих из нас это лучший друг, ведь в книге можно найти ответы на свои вопросы. Если читатель с чем-то не согласен, он может поспорить с ценным печатным предметом как с собеседником. Книга передаёт людям самое ценное – знания, накопленные человечеством. Она учит жизни, радует интересными произведениями. К книге нужно относиться бережно, потому что она просвещает, советует и направляет.

Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием?

Появление первой печатной книги на Руси было великим событием, потому что книги стали доступны не только зажиточным слоям населения, но и простым людям. Также на производство печатных книг уходило гораздо меньше времени, чем на написание рукописных. Монахи, которые занимались переписыванием рукописей, могли что-то пропустить, допустить ошибку. Тогда как в печатных книгах почти не встречалось неточностей. Книгопечатание – это огромный шаг к массовому просвещению русского народа.

Обсудите с другом смысл слов Ивана Фёдорова «Духовные семена надлежит мне по свету рассеивать».

Смысл слов первопечатника заключается в том, что с помощью книг он распространяет знания на Руси. Иван Фёдоров понимал важность своего дела. Ведь в печатных книгах хранились важнейшие сведения из истории Руси, описывались современные события, бесценный опыт других людей.

Источник

Первопечатник Иван Фёдоров стр. 8 -12

Подготовьте с другом небольшое сообщение на тему «В мастерской первопечатника». Проверьте себя: дополните своё сообщение информацией из текста на стр. 10—11.

Сообщение по теме «В мастерской первопечатника» для 3 класса.

Во времена правления царя Ивана Грозного началось книгопечатание на Руси.

Первым в этом сложном и почётном деле был Иван Фёдоров со своими помощниками.

Для печати книг по велению царя построили Печатный Двор в Москве, на улице Никольской.

В первую типографию для мастерской первопечатника был привезён печатный станок из Польши.

Для печати книг в Печатный двор были изготовлены отлитые металлические буквы, а также доски для гравюр и много другого инструмента.

Сложным был труд в мастерской первопечатника, потому что станки для печатания книг не были ещё отлажены полностью, много было ручного труда, но дело они сделали.

Спустя 9 месяцев работы, в марте 1564 года, мир увидел первую печатную русскую книгу «Апостол».

Эту книгу, первому, принёс первопечатник царю Ивану Грозному.

Царь внимательно изучил книгу, по достоинству оценил заглавные красные буквы расписные, заставицу и богатый кожаный переплёт.

После того как Иван Грозный прочитал всю книгу и не нашёл в ней недостатков, он отблагодарил первопечатника Фёдорова, сказав, что в России теперь книги будут самые лучшие в Европе.

Какие слова помогают понять, что царю понравилась работа Ивана Фёдорова?

Когда царь Иван Грозный очень внимательно прочитал книгу, то его настроение улучшилось и он произнёс несколько предложений, читая которые мы понимаем, что царь был доволен:

«Зело хитёр ты, друкарь, к печатному художеству…»

«Что ж, друкарь, честь головою сберегают, годно книгу напечатал. Угодил царю, — хвалил он Ивана Фёдорова.»

«А ведь наши-то книги не хуже? Не посрамили друкари чести Русской земли.» — порадовался Иван Грозный.

Прочитайте с другом в лицах диалог первопечатника и царя. Как вёл себя Иван Фёдоров при встрече с Иваном Грозным? Какие чувства испытывал царь? Передайте при чтении настроение, чувства героев.

В диалоге первопечатника и царя мы читаем, что Иван Фёдоров был горд своей работой, его книга получилась совершенной.

Всё в ней было хорошо и орнаменты (заставица), и грамотно текст написан без ошибок, и заглавные буквы расписаны и украшены.

Сама книга выглядела очень ладно в богато кожаном переплёте и была удобно к прочтению.

Иван Грозный в начале диалога был очень сердит и грозен, но после того как ознакомился с книгой, также стал горд за Россию и его настроение сменилось на благодушное и восторженное.

Царь одобрительно говорил о творчестве первопечатника и похвалил его.

А когда сравнил иноземные книги и русскую книгу, то даже стал улыбаться от удовольствия, что родная книга намного лучше отпечатана, чем иноземные книги.

Источник

Речевой и не речевой этикет в учебниках литературного чтения для начальных классов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 15:10, дипломная работа

Описание работы

Систематизировать виды речевых формул, как они представлены в специальной литературе, а затем найти их в художественных произведениях, которые имеются в учебниках литературного чтения «Родная речь» для 3 класса (1 и 2 ч.) Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой. И показать, как можно этот материал использовать при обучении школьников речевому этикету.
Задачи работы: Изучить научную и практическую литературу по теме русского речевого и неречевого этикета. Найти этикетные выражения в текстах художественных произведений, помещенных в учебниках «Родной речи» и расклассифицировать по видам:
1). Речевой этикет.
2). Неречевой этикет.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…4 стр.
Глава 1. Система речевого и неречевого этикета в русском языке . 7 стр.
1.1. Из истории возникновения речевого этикета ……………………. ….7 стр.
1.2. Речевой этикет ………………..………………….…………………. …9 стр.
1.3.Неречевой этикет …. …………………………….……………………11 стр.
Обращение …….…………………………………….……………………. 15 стр.
Реакция на обращение, на привлечение внимания …………..…………..17 стр.
Приветствие ….……………….…………………………………………….18 стр.
Приветствия в письме …………………….………………………………..19 стр.
Прощание …………………………………………………………….……..20 стр.
Пожелания при прощании ….…..…………….……………………….…. 21 стр.
Знакомство …..…..……………………………………………………..…..21 стр.
Приглашение …..…………………….……………………………….……22 стр.
Просьба, совет, предложение ……………………………………….…..…24 стр.
Извинение ………………………………………………………….…….…26 стр.
Благодарность……………………….……………………………….……. 26 стр.
Утешение, сочувствие, соболезнование …..…. …………….…………..27 стр.
Комплимент . ………………………………………………………………28 стр.
Поздравление .………………………………..……………………………..29 стр.
Глава 2. Речевой и неречевой этикет в учебниках литературного чтения для начальных классов ……………………………………………. ………….34 стр.
2.1. Речевой и неречевой этикет в сказках ……………………………….37 стр.
2.2. Речевой и неречевой этикет в рассказах………………………. ……43 стр.
2.3. Речевой и неречевой этикет в стихотворениях………………. …….47 стр.
2.4. Речевой и неречевой этикет в былях и небылицах ………………….48 стр.
2.5. Речевой и неречевой этикет в баснях ………………………. ………52 стр.
Глава 3. Использование речевого и неречевого этикета в начальных классах (с примерами из учебника литературного чтения) ………………………55 стр.
3.1. Роль этикета в жизни ребенка ………………………………………. 55 стр.
3.2. Разработка классного часа для 3 класса по учебнику литературного чтения Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Родная речь» 3 класс 1 часть……………………………………………………………. 57 ср.
Заключение …………………………………………………………………64 стр.
Список литературы…………………………………………………………66 стр.
Приложение 1. Список исследованных текстов и этикетных выражений из них ….…………….…………68 стр.
Приложение 2 Образцы объяснения этикетных выражений школьникам ……………………………

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ..doc

«Что, Иван-царевич, сидишь, пригорюнился, голову повесил?…» — в этом предложении употребляются формы речевого этикета и неречевого совместно. Обращение Иван-царевич употребляется в народных сказках, является устойчивым обращением, состоит из двух частей: Иван и Царевич. 1ч. – имя, к которому обращаются, а 2ч. – его принадлежность. Иван – в народе часто употребляемое имя, а царевич как отчество, на это указывает суффикс –ич. «Голову повесил…» — форма неречевого этикета, фразеологизм, выражение чувств — наклонить голову; повесить голову – быть глубоко расстроенным, печальным.

«Ну, прости же ты меня, прости…» — речевой этикет, распространенная форма извинения, когда извиняются как за небольшой проступок, так и за большой. Повтор здесь, как усиление. То есть Иван-царевич понял, осознал свою ошибку и просит волка его простить.

«Спасибо тебе, Иван-царевич, что достал мне невесту…» — Иван-царевич, как обращение мы рассмотрели выше. В этом предложении есть еще одна форма речевого этикета – благодарность, выраженная словом спасибо – наиболее частая его форма употребления, выражение благодарности за что-либо.

«Теперь прощай…», «Не навек прощайся со мной…» — выражение речевого этикета, прощание. Употребляется и со значением прощания на длительный срок. Употребляется редко.

«Три раза поклонился до земли…» — форма неречевого этикета, выражение глубокой благодарности, глубокого уважения и великого почтения.

В данной сказке мы привели примеры шести выражений речевого этикета (два обращения, одну просьбу (приглашение, побуждение к действию), одно извинение, одну благодарность и одно прощание) и две формы неречевого этикета. Сказка, как и многие другие, богата на повторы.

2.2. Речевой и неречевой этикет в рассказах.

Рассказы для детей являются одной из важнейших составляющих детской литературы.

Детские рассказы это первые шаги ребенка, на пути изучения окружающего мира. И мира реального, а не сказочного. Ведь в отличие от детских сказок, детские рассказы (повести) обычно авторские произведения, которые рассказывают читателю о детях, об их родителях, о животных и об их хозяевах, о случаях, которые могли произойти на самом деле. Часто рассказы – это не выдуманные истории из жизни писателя, которыми он решил поделиться с читателями.

Рассказы для детей направлены на более взрослую аудиторию, чем сказки. Здесь редко встречаются мифические, магические сюжетные линии.

В рассказах не просто делится все на добро и зло, а вынуждает читателя самому разобраться и понять что плохо, а что хорошо. Порой, та черта между добром и злом настолько призрачна и не заметна, что, кажется, ее нет.

Рассказ (сказание) «Первопечатник Иван Федоров».

«С достоинством поклонился…» — неречевой этикет, выражение уважения, приветствия, почтения. Всеобщей формой поклона в России стал «поясной» поклон — как в церкви, так и в светской жизни. В народе поясной поклон — знак уважения, также и согласия с приговором общества. В знак особой приязни правая рука могла быть прижата к левой стороне груди — «сердечный» поклон.

«Губы сердито сжаты…» — форма неречевого этикета, выражение чувств, мимика. Означает, что человек на что-то злится, сердится, что-то вызывает его недовольство.

«Зело, хитер ты, друкарь…» — речевой этикет, обращение. Здесь, обращение к человеку по профессии (друкарь — книгопечатник).

В этом рассказе мало диалогов, следовательно, выражений речевого этикета тоже мало. Так как рассказ повествовательный, то и форм неречевого этикета тоже немного. Мы выделили две формы неречевого этикета и одно выражение речевого этикета (обращение по профессии).

Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле».

«Дедушка, ты не спи…» — речевой этикет, обращение внука к своему деду, ласковое обращение, на что нам показывает суффикс –ушк.

«Спасибо тебе, Афонюшка…» — речевой этикет, благодарность, выраженная часто употребляемым в разговорной речи словом спасибо и ласковое обращение по имени Афонюшка , к тому кого благодарят, суффикс –юшк указывает на уменьшительно-ласкательное употребление слова.

В этом рассказе присутствует диалог только двух людей. Формы речевого этикета встречаются не часто, но часто повторяются. Мы выделили три выражения речевого этикета (два из которых являются обращениями, а одно — благодарностью). Форм неречевого этикета нет.

Рассказ Ю. И. Ермолаева «Проговорился».

Сам по себе рассказ является очень поучительным. В нем очень четко прослеживаются поведенческие нормы человека.

«Здравствуйте, ребята!» — речевой этикет, приветствие и обращение. Здравствуйте – распространенное вежливое приветствие, пожелание здоровья; ребята – обращение к нескольким лицам, младшего возраста.

«Вот еще. Отстань…» — речевой этикет, резкий, не вежливый отказ, сказанный в фамильярной, пренебрежительной форме. Не допустим с точки зрения вежливости.

«Спроси-ка…» — речевой этикет, просьба, побуждение к действию, частица –ка выражает смягчение или неформальность просьбы, приказа либо требование ускоренного выполнения.

«Будь вежлив, Чико, и поздоровайся с ребятами…» — речевой этикет, состоит из двух частей. 1ч. – просьба – будь вежлив — вежливая просьба о выполнении какого-либо действия (после обращения выделено о каком именно действии просят); 2ч. – обращение – Чико- обращение по имени (в данном случае по кличке, т. к. обращение адресовано животному, а не человеку).

В этом рассказе встречается мало выражений речевого этикета, мы выделили пять основных (одно приветствие, два обращения, один отказ и одна просьба). Форм неречевого этикета нет.

Рассказ И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

«Прощайте, прощайте, бедные листопаднички. » — речевой этикет, прощание и обращение. Прощайте, прощайте – выражение речевого этикета, может употребляться как прощание, расставание на длительный срок; бедные листопаднички – обращение в уменьшительно-ласкательной форме, на это показывает суффикс –ичк.

«Оставайтесь здесь…» — выражение речевого этикета, просьба — глагол, употребленный в повелительном наклонении, указывает на побуждение к действию, а так как это побуждение ничем не смягчается, то выражается оно в требовательном тоне, в форме приказа.

«Пожалуйста, возьмите меня в вашу хатку…» — речевой этикет, просьба. Вежливая форма просьбы, часто употребляемая в речи.

«Нет, зайцы плавать и нырять не умеют» — выражение речевого этикета, не согласие с чьим-то мнением, опровержение, отрицательный ответ при конкретно заданном вопросе.

«Как ты себя чувствуешь, зайчонок. » — выражение речевого этикета, состоит из двух частей: 1ч. – Как ты себя чувствуешь? – осведомление о состоянии обычно (здоровья) адресованное тому, кто болел, болен, пожилому или старому собеседнику, иногда в такой форме интересуются в косвенной форме, имея ввиду осведомление о степени комфортности; 2ч. – обращение — зайчонок – ласковое обращение, суффикс –онок указывает на это.

«…Пожалуйста, садись с нами кушать…» — речевой этикет, приглашение, вежливое приглашение к обеденному столу.

«Вставайте! Вставайте!» — выражение речевого этикета, просьба, побуждение к действию, форма приказа.

В этом рассказе тоже немного форм речевого и неречевого этикета. Мы выделили девять выражений речевого этикета – одно прощание, два обращения, три просьбы, один отказ (отрицательный ответ на вопрос), одно осведомление о состоянии (обычно употребляется после приветствия) и одно приглашение. Неречевых форм этикета нет.

2.3. Речевой и неречевой этикет в стихотворениях.

Стих (стихотворение) — это небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, организованное по законам стихосложения.

В основе стихотворной речи лежит, прежде всего, определенный ритмический принцип. Поэтому характеристика конкретного стихосложения состоит, прежде всего, в определении принципов его ритмической организации, то есть в установлении принципов, строящих стихотворный ритм. Дети с помощью стихов знакомятся с окружающим миром. Восприятие поэтических образов доступно детям младшего школьного возраста и имеет большое значение для их нравственно-эстетического воспитания, для развития творческих способностей, для дальнейшего обучения.

Рассмотрим некоторые стихотворения в учебнике Л. Ф. Климановой на предмет присутствия в данных стихотворениях для детей речевого и неречевого этикета.

А. С. Пушкин «Зимний вечер».

«Что же ты, моя старушка…» — выражение речевого этикета, обращение. Обращение автора к своей старой няне, ласковое обращение, о чем свидетельствует суффикс –ушк, который употребляется в словах уменьшительно-ласкательного значения.

«Ты, мой друг…» — выражение речевого этикета, обращение. Вежливое обращение к другу, к близкому человеку.

«Выпьем, добрая подружка…» — выражение речевого этикета, состоит из двух частей. 1ч. – просьба — выпьем – повелительное наклонение глагола — побуждение к действию, просьба, требование; 2ч. — обращение — добрая подружка – это обращение смягчает предшествующее требование, так обращаются к другу, к близкому человеку, к которому питают искренние и нежные чувства.

В этом стихотворении встречается немного форм речевого этикета. Мы выделили три обращения и одну просьбу в форме требования.

Стихотворение Саши Черного «Воробей».

«Воробей мой, воробьишка. » — выражение речевого этикета, обращение. В этом предложении два вида обращения – простое, распространенное – воробей – обращение к воробью, привлечение внимания, и ласковое – воробьишка – обращение с оттенком нежности, о том, что употреблено оно в уменьшительно-ласкательной форме нам подсказывает суффикс –ишк.

«Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка…» — выражение речевого этикета, просьба, побуждение к действию с повторяющимся усилением ну-ка, ну-ка. Междометие ну-ка, неизменяемое, употребляется как ненастойчивый призыв или побуждение к действию.

«Так, вот так…» — выражение речевого этикета, при интонационной окраске может быть подбадриванием (утешением). При совершении кем-либо каких-либо действий ожидание продолжения данного действия.

Здесь тоже нет изобилия форм речевого или неречевого этикета. Выделили всего три (одно обращение в разных его формах, одну просьбу и одно подбадривание (утешение)).

2.4. Речевой и неречевой этикет в былях и небылицах.

Были-небылицы – это истории на самые разные темы, относящиеся к самым разным временным периодам. Это картинки из жизни животных или короткие сказочки, расширяющие познания ребенка об окружающем мире. Небылицы предназначены для детей, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать парадоксальность описываемой ситуации. Чтение небылиц способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора.

Быль в отличие от небылицы — рассказ о том, что было в действительности, действительное происшествие.

Читая, были и небылицы, ребенку иногда приходится самому решать, что является былью, а что – небылицей.

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей».

«Вот, — прошептала мама, — ты и дождался…» — выражение речевого этикета, привлечение внимания. Модальная частица вот в сочетании с союзом и указывает на наступление, осуществление чего-либо ожидаемого или желаемого.

«…всплёскивала руками…» — форма неречевого этикета, жесты, выражение чувства негодования при помощи вскидывания вверх рук, эмоциональное выражение.

«Разбойница…» — выражение речевого этикета, употребляется как порицание, упрек в значении баловница, шалунья.

«Вам, гражданочка, воробей не требуется?» — речевой этикет, обращение. Гражданочка – обращение, употребляющееся в обиходно-бытовой речи и как официальное обращение (особенно в юридических учреждениях). Суффикс –очк подчеркивает фамильярность обращения, в разговорной речи.

«Вот это да!» — выражение речевого этикета, удивление, восхищение, просторечная форма комплимента.

«Дирижер поднял руку и остановил оркестр…», «Дирижер взмахнул палочкой, оркестр загремел…» — форма неречевого этикета, жест. С помощью жестов, определенных знаков дирижер «управляет» оркестром, эти жесты и знаки заранее отработаны и отрепетированы им совместно с оркестром.

В этом рассказе мы выделили четыре выражения речевого этикета (одно привлечение внимания, один упрек, одно обращение, один комплимент в форме восхищения) и две формы неречевого этикета.

А. И. Куприн «Слон».

В этом рассказе встречается много форм и выражений речевого и неречевого этикета. Рассмотрим некоторые из них.

«До свидания, сударыня…» — выражение речевого этикета, состоит из двух частей. 1ч. – прощание – до свидания – самая распространенная форма прощания; 2ч. – обращение – сударыня – вежливая форма обращения к незамужней девушке, использовавшаяся в Российской империи. Так же, для обращения к молодой незамужней женщине из высших слоёв общества использовался термин барышня. Все эти термины использовались при обращении к одному лицу без фамилии или должности.

«Спасибо, мама…» — выражение речевого этикета, состоит из двух частей. 1ч. – благодарность – спасибо – самая распространенная вежливая форма выражения благодарности; 2ч. – обращение – мама – такая форма обращения употребляется при обращении детей к матери.

«…благодарю, милый папа…» — выражение речевого этикета, состоит из двух частей. 1ч. – благодарность – благодарю – часто употребляемая форма благодарности за что-то; 2ч. – обращение – милый папа – обращение дочери (сына) к отцу. Прилагательное милый здесь выступает как обозначение того, что человек, к которому обращаются, является близким к сердцу, родным, любимым.

Источник

Оцените статью