Классный час по теме «Что значит быть настоящим человеком»
классный час (6 класс) по теме
Цель — расширить представление обучающихся о человеческих качествах, способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_chto_znachit_byt_nastoyashchim_chelovekom.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Что значит быть настоящим человеком?»
- Расширить представление учащихся о человеческих качествах. Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера.
- Развивать умения оценивать свои личностные качества и качества других людей, основываясь на примерах.
- Формировать нравственную ответственность за свои поступки, потребность проявления положительных качеств по отношению к другим людям.
Предварительная работа: Ученики провели исследовательскую работу на основе выпусков газеты Рамешковского района «Родная земля» за 2012 год. Работа проводилась в группах из трёх человек. Каждое сообщение сопровождается слайдами, которые были собраны в единую презентацию. Это хороший опыт для ребенка публичного представления своей работы, критического отношения к себе, и в то же время урок самоуважения и уважения к другим.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Что значит быть настоящим человеком?» плакаты с именами людей, о которых расскажут на классном часе, карточки «солнышки», весёлые и грустные смайлики.
Доводилось ли вам, когда-нибудь встречать доброго, бескорыстного человека? Внутренние миры людей так противоречивы и изменчивы, что во многом напоминают море, редко можно отыскать в потоке мыслей и поступков хоть крупицу горячего участия и истинной отзывчивости, и, по-моему, когда такое случается – это сродни чуду.
Сегодня я подумала о том, что такое настоящий человек.
— Скажите, ребята, каждый ли из вас может сказать про себя:
Я – настоящий человек!
— Каким он должен быть? Какие качества помогают определить, что это – настоящий человек?
— Как вы уже поняли, темой нашего классного часа является:
«Что значит быть настоящим человеком?».
Слайд 1 – «Что значит быть настоящим человеком?»
Наша малая Родина – наша Рамешковская земля известна своей историей, достопримечательностями, прославленными земляками. Но речь сегодня пойдёт о тех, чья обычная жизнь может служить примером к определению «настоящий человек». О тех, кого вы, возможно, знаете, с кем вы прожили бок о бок всю вашу сознательную жизнь и не подозревали об их исключительной человечности.
Слайд 2 — Достается не дешево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряются
Все земные труды,
Может вырастишь деревце
На земле Кулунды.
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом
Иль под снежней порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее —
Хорошеть самому.
Послушайте, пожалуйста, отрывок из поэмы Н. Н. Некрасова «Мороз, Красный Нос»:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
Эти стихи напрямую связаны с героиней моего рассказа Смирновой Марфой Петровной. Я поведаю о женской судьбе Марфы Петровны, простой крестьянки с доброй душой и необыкновенным сердцем.
История жизни Марфы Смирновой.
Выросла Марфа в д. Косково в 1895 году. Как подошло время, вышла замуж. Но недолгим было её первое замужество: молодой муж умер от чахотки. Осталась Марфа бездетной вдовой. Однажды её познакомили с Андреем Смирновым, тоже вдовцом. Он на десять лет был старше неё. После смерти жены у него на руках осталось шесть детей мал мала меньше – от 1,5 до 10 лет. В свои 23 года Марфа приняла решение войти в семью Смирновых и воспитать детей. Однажды муж предложил ей отдать их в детский дом (может он её проверял или боялся что по молодости лет не справится с такой оравой). Марфа ответила: «Я знала, куда иду и на что соглашаюсь, больше об этом говорить не будем». Детей она полюбила и те стали называть её мамой.
За восемь десятков лет история поменяла не один круг. Двое старших сыновей воевали в Великой Отечественной Войне. Старший, Александр, кадровый офицер, после войны со своей семьёй жил на юге. Второй, Михаил, — погиб смертью храбрых, защищая Родину. Организм Алексея не смог справиться с болезнью. Он умер в 31 год, похоронен в Рамешках. Здесь же нашли приют и его сёстры.
Так сложилась судьба приёмных детей Марфы.
У её собственных шести детей тоже разные судьбы. Один из них, Ванечка заболел менингитом и его не смогли спасти. Сколько слёз было пролито Марфой, когда она оплакивала каждого ребёнка. Права пословица: «Не та мать, которая родила, а та, которая вырастила.» С каждым из детей уходила часть её души…
Простая крестьянка, великая труженица Марфа Петровна прожила долгую жизнь, она умерла в возрасте 89 лет и успела увидеть тех, кто продолжит их род.
Свое выступление я хочу начать словами Л. Толстого, великого писателя и мудрого человека:
Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
Речь пойдёт о Савиной Валентине Александровне, обычной учительнице обыкновенной школы.
В. А. Савина родилась в 1941 году в д. Яковлево Калининского района, где в связи с эвакуацией из г. Калинина оказалась вся её семья.
Окончив, школу она поступила на физико-математический факультет Калининского пединститута.
В 1964 году её направили в Пустораменскую восьмилетнюю школу, где преподавала физику, математику и черчение.
В 1965 году была переведена в Рамешковскую школу на должность учителя физики, где проработала до 2011 г. Ответственная, искренне преданная своему делу она быстро смогла завоевать уважение детей и коллег. Она сумела сделать уроки физики интересными и дать школьникам крепкие знания, что позволило им продолжить образование в престижных вузах страны.
В. А. Савина имеет звания «Старший учитель», «Отличник народного просвещения», награждена медалью «Ветеран труда».
Мне кажется, у человека, о котором я буду рассказывать – спокойная старость, а она может быть только у того, кто прожил жизнь в согласии с совестью.
Василий Михайлович Степанов родился в большой крестьянской семье. В 19421 году, когда началась война, Василий Иванович служил в Мурманской области. После учёбы в полковой школе был отправлен на фронт. Вернулся домой только в 1946 году. Работал оперуполномоченным в милиции, затем следователем. А вскоре его назначили на должность участкового по Киверичскому району. Главное политуправление, тогда ещё МВД СССР признало его лучшим в Калининской области, потому что за десять лет его работы ни одно преступление не осталось нераскрытым.
За добросовестный труд был удостоен ордена Октябрьской Революции. Эту высокую награду в нашем районе он получил одним из первых. Василию Михайловичу присвоено звание «Почётный гражданин Рамешковского района». В 2011 году В.М. Степанов награждён двумя памятными медалями.
Я хочу начать своё повествование словами французского писателя Анри Амиеля:
Идеальный врач – это человек, обладающий глубинным знанием жизни и человеческой души, который интуитивно распознаёт любое страдание и боль любого рода и восстанавливает мир одним своим присутствием.
В Рамешковском районе нет ни одного человека, который не знал бы педиатра ЦРБ Александру Дмитриевну Яковлевну. Двадцать пять лет Александра Дмитриевна оказывает помощь самым маленьким пациентам Рамешковского района, а её общий профессиональный стаж – пятьдесят пять лет.
Александра Дмитриевна родилась и выросла на Рамешковской земле. Закончила училище, затем Владивостокский мединститут. Александра Дмитриевна единственный детский доктор на весь район. А это значит, что в любое время суток её вызывают на работу, к ней обращаются с помощью на дом. Нет ни выходных ни праздников: родители звонят, консультируются, просят о помощи.
Никому и никогда Александра Дмитриевна не отказывает, всегда принимает, помогает и успокаивает и лечит.
А.Д. Яковлева – отличник здравоохранения РСФСР, награждена почётными грамотами районного и областного уровня, Почётный гражданин Рамешковского района.
— Нам поведали о людях с разными судьбами, разными профессиями. Чья судьба тронула струнку вашей души и чья жизнь может быть для вас примером для подражания?
Возьмите свой рисунок солнышком и прикрепите под именем человека, которого вы выбрали.
(Дети прикрепляют «солнышки»)
Разные люди – разные судьбы. Но чем же они похожи?
Давайте заполним кроссворд и узнаем о человеческих качествах этих людей.
Источник
Классный час «Что значит быть настоящим человеком?»
Цели:
- Образовательная: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
- Развивающая: Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.
- Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.
Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.
Зрительный ряд: слайды Приложение.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть.
Классный час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах о важных,
Дорогих, отважных,
Трудовых и строгих,
Скромных и убогих.
– Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?
Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)
– Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».
Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.
– Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я – человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)
– Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? ( о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).
– То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком). Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
В своём городе ты?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому!
– Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.
2. Основная часть.
– Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» — это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» — означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.
1 уч-ся:
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз.
Его зовут – стоит, как пень,
Как будто в землю врос.
2 уч-ся:
Смотри, не пей сырой воды,
Советует сосед.
Один стакан, потом другой
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
3 уч-ся:
Придёшь обедать к 3 часам, –
Ему сказала мать.
Он пробурчал: – я знаю сам,
А сам явился в 5.
Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
– Когда я вас не слушаюсь,
То выгляжу взрослей.
– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?
Дети: Нет.
(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким, как Андрюшка?
Дети: Егор, будь человеком!
– Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).
Слайд 1 – Итак, правила вежливости, прочитаем хором.
- Будь внимательным к людям.
- Не будь грубым.
- Не причиняй другому неприятностей и обид.
– Неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?
4 уч-ся:
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
– У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае – она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.
Говорит она толкаясь: – Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке: – Это детские места.
– Ну, садись, – вздыхает та.
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Вот какая Любочка во всей своей красе.
Случается, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя необязательно они зовутся Любами.
– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?
Дети: Нет.
(встаёт уч-ся и говорит): Может мне быть таким, как Любочка?
Дети: Егор, будь человеком.
– Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).
Слайд 2: – Прочитаем хором, запомним и будем такими же.
- Помогай тому, кому трудно.
- Будь трудолюбивым и отзывчивым.
- Уважай старших, помогай малышам.
- Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.
– Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека – это значит:
- быть готовым оказать ему помощь;
- вежливо разговаривать;
- сидеть за одной партой в классе;
- вместе играть на переменах.
– А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.
Игра «Словарь волшебных слов».
- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
- Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).
- Когда вас бранят за шалости, говорите… (прости, пожалуйста).
- И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).
– Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).
– Прочитаем хором. Слайд 3
- Будь вежлив на словах и на деле.
– Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?
Дети: Нет.
(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким человеком?
Дети: Егор, будь вежливым человеком.
– Скажите, вежливый человек может быть злым?
Дети: Нет.
– Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.
5 уч-ся:
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
6 уч-ся:
Землю обогнули тоненькие нити
Нити параллелей и зелёных рек.
Протяните руку, руку протяните
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки даже тает снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и весёлым хмурый человек.
– Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?
Дети: Нет.
(встаёт уч-ся и говорит): – А может мне быть таким?
Дети: Егор, будь добрым человеком.
Слайд 4:
- Будь добрым.
- «Сейте разумное, доброе, вечное…» – сказал когда-то поэт Н.А. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
- Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В. Шаинского «Улыбка».
Исполняется песня «Улыбка».
– Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её – доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.
7 уч-ся:
Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей.
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Это так чудесно, если с вами рядом
Улыбнулся незнакомый хмурый человек.
– Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», — гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – настоящий человек.
– Ребята, что посоветуем Егору? Надо ли брать пример с человека, у которого в душе грубость, эгоизм, злость, недоверие к людям? (нет; мы думаем, что он встанет на правильный путь и сделает верный выбор).
3. Заключительная часть.
– А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да – поднимите зелёную карточку, если нет – красную. Работаем в паре.
Игра «Вежливо-невежливо».
- Говорить грубые слова.
- Обижать маленьких.
- Поиграть с младшей сестрой или братом.
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться.
- Помочь пожилому перейти дорогу.
- Заплатить за проезд в автобусе.
- Помыть дома посуду, сходить в магазин.
- Жаловаться на других.
- Не уступить место в автобусе взрослому.
- Сказать «спасибо».
– Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)
– Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)
– Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)
– Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)
– Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка Слайд 5.
– А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)
– Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.
8 уч-ся:
Куда подует ветер, туда и облака.
По руслу протекает послушная река.
Но ты человек, ты сильный и смелый.
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Теперь не доверяют как прежде чудесам.
На чудо не надейся, судьбой командуй сам.
– В удушье городов в наш беспокойный век
Почувствовать дыхание природы
Способен настоящий человек,
Влюблённый в состояние свободы.
Настоящий человек деньгами не богат,
Он в них кумира видеть не умеет.
Сокровища души – его бесценный клад,
Который никогда не оскудеет.
Настоящий человек умеет отдавать
И оттого становится богаче.
Настоящий человек не станет унывать,
Решая в жизни сложные задачи.
Настоящий человек лишь добрые дела творит,
Отвергнув мелочные страсти.
Настоящий человек не может делать зла.
И потому я всем желаю счастья.
– Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. Слайд 6 (небольшая беседа о выборе).
– Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.
Слайд 7:
– Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек».
Источник