- Задача по smarter что значит
- Как не нужно формулировать задачи
- Кто виноват и что делать
- Как ставить задачи по SMART
- Как заполнять PSW
- Цели по SMART: примеры и антипримеры, чек-лист для постановки
- Что такое SMART-цели
- Критерии SMART
- Specific: Конкретная цель
- Measurable: Измеримая цель
- Achievable or Attainable: Достижимая цель
- Relevant: Значимая цель
- Time bound: Ограниченная во времени цель
- Как SMART-цели помогут вашему бизнесу
- Примеры и антипримеры SMART-целей
- На что обратить внимание при постановке SMART-целей
- Завышенные ожидания
- Нерелевантные цели
- Отсутствие гибкости
- Отсутствие мотивации
- Чек-лист постановки SMART-цели
Задача по smarter что значит
Мы постоянно сталкиваемся с разными задачами — повседневными, рабочими, стратегическими. И решить кейс, и выполнить поручение руководителя будет проще, если определить цель по SMART и использовать шаблон Problem Statement Worksheet, который применяют консультанты топовых компаний. Читайте гайд, чтобы разобраться!
Как не нужно формулировать задачи
Представьте, вы стали стажером в крупной компании. И вот как звучит ваше первое задание:
«Нам нужно повышать лояльность. Напиши, пожалуйста, три поста — зажигательных, ярких, в духе нашего бренда».
Вы начинаете писать посты. Через несколько часов руководитель дает вам еще одно поручение:
«Посмотри, пожалуйста, динамику рынка электрических чайников — мы готовим презентацию для руководства».
Вы переключаетесь на презентацию, ведь «для руководства» — значит, нужно сделать в первую очередь. Весь день уходит на работу в PowerPoint: поиск цифр для графиков, дизайн слайдов, подготовка выводов. Босс возвращается проверить ваши успехи и оказывается недоволен:
«Я просто просил найти данные, не надо было делать слайды! У нас есть шаблоны. Хватило бы простого графика. К тому же было бы достаточно посмотреть цифры за последние пять лет, а не десять. И как там дела с постами?»
Вы отвечаете, что не успели — все время потратили на презентацию. Тогда вас просят побыстрее взяться за посты, ведь их надо выпустить уже на этой неделе. Вы смотрите, как оформлены прошлые записи сообщества компании в VK, и готовите несколько публикаций по аналогии. Но руководитель снова недоволен — тексты нужно было писать для Facebook, где у корпорации совсем другой Tone of Voice .
Кто виноват и что делать
Запомните: правильная постановка задачи в зоне ответственности исполнителя. На первый взгляд кажется, что это руководитель во всем виноват — он не предоставил всей нужной информации сразу. Но раз вы не задали уточняющих вопросов, он мог решить, что всё и так ясно. Задачу нужно понять вам, ведь это вы отвечаете за результат.
С самого начала стоило разобраться, какой информации не хватает, чтобы выполнить обе задачи качественно. Несколько простых вопросов, которые могли бы спасти ситуацию:
- Каков конечный продукт (слайды, график, текст, сырые данные)?
- Какой объем работы от меня ожидают?
- Когда нужно выполнить задачу?
- Какие материалы лучше использовать (шаблоны, базы данных, прошлые публикации)?
- Зачем и где мы выпускаем конечный продукт?
Вы бы сразу вспомнили о них, если бы воспользовались двумя инструментами — SMART и Problem Statement Worksheet.
Хотите потренироваться решать комплексные бизнес-задачи, с которыми сталкиваются крупные корпорации? Это можно сделать на карьерном онлайн-интенсиве Школа Changellenge >>. Вашими преподавателями будут эксперты-практики из разных сфер, вы заведете новые деловые знакомства и получите весомую строчку в резюме. Регистрируйтесь!
Как ставить задачи по SMART
Аббревиатуру SMART ввел Питер Друкер в 1954 году. Изначально правила SMART служили критериями хорошо сформулированной стратегической цели компании. Впрочем, они неплохо работают не только в бизнесе, но и для повседневных задач. Разобраться проще, если сфокусироваться на каждом критерии отдельно. Чтобы соответствовать SMART, задача или цель должна быть:
Конкретной (Specific) — точно обозначать действия, которые нужно сделать.
«Раскрутить новую марку зубной пасты».
«Провести маркетинговую кампанию, посвященную новой марке зубной пасты, в социальных сетях с охватом 1 млн человек».
Измеримой (Measurable) — отражать масштаб работ в количественном выражении. Это поможет понять, когда цель будет достигнута.
«Повысить количество просмотров видеоролика на Youtube».
«Повысить количество просмотров видеоролика на YouTube до 1 млн».
Достижимой (Attainable) — рассчитанной на те ресурсы, которые есть в распоряжении исполнителя.
«Написать и выпустить книгу за одну неделю».
«Написать первую главу книги за одну неделю».
Актуальной (Relevant) — соответствующей целям постановщика задачи и здравому смыслу.
«Написать посты для Facebook, чтобы привлечь аудиторию с „Одноклассников“».
«Изучить аудиторию с „Одноклассников“ и написать посты для этой социальной сети, чтобы привлечь новых пользователей».
Конкретной (Specific) — точно обозначать действия, которые нужно сделать.
«Раскрутить новую марку зубной пасты».
«Провести маркетинговую кампанию, посвященную новой марке зубной пасты, в социальных сетях с охватом 1 млн человек».
Ограниченной по времени (Time Based) — задающей конкретные сроки.
«Подготовить презентацию как можно скорее».
«Подготовить презентацию до 01.01.2021 включительно».
Шпаргалка, которая поможет не забыть критерии SMART.
Если теперь правильно переформулировать задачи из примера в начале статьи, получится примерно следующее:
- «Написать три посвященных бренду поста для группы в Facebook в течение дня».
- «Построить график с динамикой объема рынка электрических чайников за последние пять лет в течение недели».
Как заполнять PSW
Формулирование задачи по SMART — только первый шаг заполнения так называемого Problem Statement Worksheet (PSW). Это таблица из шести блоков, которую разработали консультанты McKinsey & Company. Он отлично подходит для решения бизнес-задач, и мы советуем использовать его на кейс-чемпионатах.
- Контекст (Context). Краткая информация о ситуации и проблемах, требующих решения. Например, компания собирается выходить на рынок электрочайников, из-за чего необходимо проследить его динамику.
- Критерии успеха (Criteria for success). Чего нужно достичь с помощью предлагаемого решения. В случае с чайниками в результате важно учесть соответствие формату, релевантность данных, их актуальность, наглядность графика.
- Пространство решений (Scope of solution space). Что именно нужно включать в анализ. Допустим, руководство интересуют данные только российского рынка за последние пять лет.
- Ограничение пространства решений (Constraints within solution space). Очерчивает барьеры решения, например, географические, финансовые, законодательные. Это могут быть ограничения по бюджету или использованию источников: допустим, руководство не может предоставить доступ к внутренней базе.
- Заинтересованные стороны (Stakeholders). В нашем случае это руководитель, его начальство, а также отдел стратегии.
- Ключевые источники информации (Key sources of insight). С учетом четвертого блока, источниками могут служить открытые ресурсы, такие как Euromonitor и «Росстат».
Удобный шаблон PSW.
Совет редакции «ПУШ». Чтобы не путать разделы «Пространство решений» и «Ограничение пространства решений», запомните простой пример. Ваш клиент хочет найти клад на дне озера. Он обводит кругом на карте приблизительное местонахождение сокровищ — это пространство решения.
Вы предлагаете использовать три моторные лодки, чтобы быстро найти клад. Однако клиент против: в озере он разводит редких рыб, и шум их напугает. Кроме того, три плавательных средства наверняка привлекут зевак. Ограничение пространства решений — запрет на использование моторов и условие взять только одно судно.
Манера общения, которой бренд придерживается в коммуникации с аудиторией.
Источник
Цели по SMART: примеры и антипримеры, чек-лист для постановки
Компания развивается и растёт, если ставит правильные цели и вовремя их достигает. Как поставить цель, которая будет конкретна, измерима и сфокусирует компанию на определенных задачах? Один из наиболее эффективных подходов в постановке целей — метод SMART. В статье разберем, что такое SMART-цели и как с их помощью улучшать показатели в бизнесе.
Что такое SMART-цели
SMART — метод постановки целей. Фреймворк SMART позволяет на этапе целеполагания сформулировать конкретную и измеримую цель, определить сроки и необходимые ресурсы для её достижения.
SMART-цели — реалистичные и конкретные цели с дедлайном. Пример личной цели по SMART — повысить свой уровень английского языка до C1 к ноябрю.
Критерии SMART
SMART-цель должна быть:
- S — Specific — конкретной;
- M — Measurable — измеримой;
- A — Achievable — достижимой;
- R — Relevant — значимой;
- T —Time bound — ограниченной во времени.
Давайте рассмотрим каждый критерий SMART более детально.
Спасибо! Мы уже отправили всё на почту
Specific: Конкретная цель
Specific: цель по SMART— конкретна и однозначна, её нельзя интерпретировать по-разному. Цель должна фокусировать и задавать направление работы. Если цель сформулирована не конкретно, вероятность, что при выполнении задач, все побегут в разные стороны, увеличивается в разы. SMART-цель одинаково понимается и трактуется сотрудниками компании.
Не конкретно | Конкретно |
Зарабатывать больше | Повысить продажи |
Что нужно помнить:
- SMART-цель отвечает на вопрос: «Что делать?»: повысить среднее количество просмотров у видеороликов на Youtube-канале, увеличить трафик на сайт, открыть 3 новых офиса.
- Одна SMART-цель — один результат. В компании может быть несколько приоритетных направлений развития, в таком случае, на каждый приоритет одна цель.
Приоритеты компании на ближайший год — выйти на зарубежный рынок и повысить узнаваемость бренда. SMART-цель для первого направления — открыть 30 новых точек продаж в Турции, для второго — увеличить охваты в социальных сетях до 100 000 просмотров в месяц за счет рекламных интеграций с блогерами.
Вопросы для постановки конкретной SMART-цели:
- Какого результата вы хотите достичь с помощью выбранной цели?
- Почему именно эта цель поможет в достижении необходимого результата?
- Выбранная цель соответствует стратегии компании?
Measurable: Измеримая цель
Measurable: SMART-цель измеряется в количественных показателях, по которым мы определяем, насколько компания приблизилась к результату. Если цель не выражена в количественном показателе, определить, на каком этапе весь процесс по достижению результата, будет невозможно. У SMART-целей есть конкретные критерии оценки.
Цель компании — увеличение продаж. Если продажи вырастут на 1%, будет ли топ-менеджмент доволен результатом?
Не измеримо | Измеримо |
Повысить продажи | Повысить продажи на 30% |
Что нужно помнить:
SMART-цель измеряется в количественных показателях — увеличить трафик на сайт на 10%, открыть 2 новые точки продаж, увеличить количество новых пользователей до 100 000 в день.
Вопросы для постановки измеримой SMART-цели:
- Как понять, что цель достигнута?
- Над каким показателем необходимо работать, чтобы достигнуть цели?
Achievable or Attainable: Достижимая цель
Achievable or Attainable означает, что SMART-цель реалистична и достижима. Цели должны открывать новые возможности, а не становиться заоблачными планками. При постановке цели необходимо опираться на прошлый опыт и ресурсы компании: данных о росте за прошлые месяцы, уровне скиллов в команде, объемах будущих инвестиций. Если цель слишком амбициозна, а ресурсов для ее достижения нет, она может демотивировать команду и причинить вред бизнесу.
Не достижимо | Достижимо |
Увеличить продажи на 300% к концу года | Повысить продажи на 30% к концу квартала |
Что нужно помнить:
- Цель по SMART формулируется, исходя из возможностей компании: опыта и знаний сотрудников, объема инвестиций, ситуации на рынке.
- Недостижимые цели демотивируют команду. Ощущение, что цель невыполнима, отстраняет сотрудников от её достижения и делает их невовлечёнными.
- Цель должна быть амбициозной. Заниженные показатели не мотивируют команду на результат и не выведут компанию на новый уровень развития.
- Лучше выполнить амбициозную цель на 80%, чем перевыполнить заурядную.
Вопросы для постановки достижимой SMART-цели:
- Реально ли добиться этой цели в установленные сроки?
- Что может помешать достижению результата?
- Опыта и знаний команды достаточно для выполнения цели?
Формулируя SMART-цель, необходимо соблюдать баланс между нереалистичными ожиданиями и при этом не занижать результат. Цель должна быть одновременно амбициозной и достижимой.
Relevant: Значимая цель
Цель по фреймворку SMART должна соответствовать актуальным тенденциям на рынке и потребностям компании. Значимая цель приближает нас к достижению глобальных стратегических задач.
Одно из направлений стратегии компании — выйти на зарубежный рынок. Цель — «открыть 30 новых точек продаж в России» не вписывается в рамки стратегии компании.
Не значимо | Значимо |
Открыть 30 новых точек продаж в России | Открыть 30 новых точек продаж в Турции |
Что нужно помнить:
- Значимая SMART-цель соответствует стратегическим ставкам компании и не противоречит другим целям.
- Достижение значимой цели должно вывести компанию на новый уровень развития.
Вопросы для постановки значимой SMART-цели:
- Какие преимущества получит компания после достижения цели?
- Выбранная цель соответствует стратегии компании?
- Что произойдет, если цель не будет достигнута?
Когда вы ставите значимые цели, за их достижением следует реальная выгода для компании.
Time bound: Ограниченная во времени цель
Цель по SMART ограничена во времени. Оптимальный срок достижения цели — три месяца, полгода или год. Более длительные сроки могут расфокусировать команду. Если цель выбрана на три года, существует большая вероятность, что часть сотрудников забудет о ней, другая часть уже уволится из компании, а сама цель потеряет актуальность.
Не ограничено во времени | Ограничено во времени |
Увеличить продажи на 30% | Повысить продажи на 30% к 30.09.2021 |
Что нужно помнить:
- Декомпозируйте долгосрочные цели — если срок достижения цели больше трех месяцев, определите промежуточные этапы. Они помогают контролировать движение к результату.
- Цели со сроками выполнения больше чем на год могут быть забыты. Максимально приемлемый срок — один год.
Вопросы для постановки ограниченной во времени SMART-цели:
- Сколько понадобится времени, чтобы достигнуть цели?
- На какие промежуточные этапы цель будет разбита?
Цель с конкретной датой окончания помогает определить ход работы команд и спланировать задачи на установленный период.
Как SMART-цели помогут вашему бизнесу
В теории любые цели помогают развиваться и выходить на новый уровень, но на практике так происходит не всегда. Если цель абстрактна, нереалистична и бессрочна, то непонятно, как действовать дальше и отслеживать прогресс. SMART-подход помогает фокусироваться на конкретных целях, которые приближают к выполнению стратегических планов.
- Фокусирует команды на выполнении конкретных задач. Конкретную и реалистичную цель проще разбивать на задачи для её достижения.
- Позволяет оценить, насколько мы приблизились к цели. Командам удобно трекать результат, когда цель измерима.
- Упрощает коммуникации в команде. Все члены команды знают, к какому результату стремится компания, не тратится время на разъяснения.
- Повышает шансы на успех. SMART метод упрощает процесс целеполагания и вероятность постановки правильной цели заметно возрастает.
Примеры и антипримеры SMART-целей
На конкретных примерах разберем, как нужно и как не нужно ставить SMART-цели.
Не SMART | Комментарий | SMART |
За три месяца увеличить трафик на сайт. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличить трафик на сайт. Достижима: в прошлом квартале трафик увеличился на 5%. Значима: увеличение трафика повышает количество собранных лидов. Ограничена во времени: три месяца. Что не так? Цель не измерима. Непонятно, насколько должен вырасти показатель. | За три месяца увеличить трафик на сайт на 8%. |
Заработать на 30% больше к концу квартала. | Что хорошо? Цель достижима: за прошлый отчетный период продажи компании увеличились на 25%. Измерима: увеличение дохода на 30%. Значима: цель соответствует стратегии развития — масштабированию. Ограничена во времени: конец квартала. Что не так? | Увеличить продажи на 30% к концу квартала. |
За шесть месяцев увеличить просмотры роликов на YouTube на 75%. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличение просмотров. Измерима: увеличение просмотров на 75%. Значима: увеличение просмотров повысит охваты и приведет новых клиентов. Ограничена во времени: 6 месяцев. Что не так? | За шесть месяцев увеличить просмотры на YouTube на 10%. |
За месяц увеличить регистрации на курс на 20%. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличение регистраций Измерима: увеличение регистраций на 20%. Достижима: прирост регистраций на прошлом курсе был на 10% Ограничена по времени: месяц. Что не так? | Увеличить количество подписок на рассылку на 15% за полгода. |
Увеличение количества активных пользователей приложения на 15%. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличение количества активных пользователей. Измерима: увеличение активных пользователей на 15%. Достижима: В прошлом был стабильный рост на 10%. Значима: от роста активных пользователей зависят будущие продажи. Что не так? | Увеличение количества активных пользователей приложения на 15% за шесть месяцев. |
На что обратить внимание при постановке SMART-целей
От правильной постановки целей зависит будущее развитие компании — как быстро мы вырастем, выйдем на новые рынки и обойдем конкурентов. С первого раза сформулировать идеальные цели невозможно, важно делать работу над ошибками и ставить новые цели с учетом предыдущего опыта компании.
Самые распространенные ошибки при постановки SMART-целей:
Завышенные ожидания
Цель должна соответствовать возможностям компании. Стремиться к улучшению показателей — хорошо, но это не значит, что нужно ставить перед командой невыполнимые цели. Проблема завышенных ожиданий кроется не в формулировке цели, а в том, насколько компания правильно оценивает свои ресурсы. Если у бренда только три швеи, цель — «увеличить прибыль компании до 100 миллионов рублей за год» сильно завышена.
Нерелевантные цели
Цель должна вести компанию вперед и соответствовать стратегии компании. Если основной доход компании от выпуска ежемесячных коллекций, именно в это направление нужно вкладывать основные силы.
Отсутствие гибкости
В процессе достижения цели многое может измениться: непредвиденные обстоятельства, конкуренты запустили новый продукт или случился кризис. Важно вовремя проанализировать ситуацию и подстроиться под изменившиеся обстоятельства. SMART-цель — не заповедь, от неё можно отказаться, если это необходимо.
Отсутствие мотивации
Над достижением целей работают конкретные люди, поэтому важно принимать во внимание человеческий фактор. Чтобы сотрудники достигали результатов, нужны конкретные и выполнимые задачи, а также благоприятная атмосфера внутри компании.
Спасибо! Мы уже отправили всё на почту
Чек-лист постановки SMART-цели
Составили план по постановке SMART-целей, чтобы процесс целеполагания не превратился в хаос:
- Проведите исследованиеи найдите проблемные места в продукте. Проанализируйте рынок, изучите потребности клиентов, оцените возможности компании. Выводы из исследований помогут сформулировать актуальные и релевантные цели.
Вы изучили отзывы клиентов на разных площадках и обнаружили, что многие не довольны услугами. Оказалось, что сотрудники поддержки долго обрабатывают заявки, некоторые запросы так и остаются нерешенными. Ваши конкуренты решили эту проблему, внедрив чат-бота на сайте.
- Определите, над чем будете работать и какие показатели прокачивать в рамках текущей стратегии.
Цель компании — повысить уровень удовлетворенности клиентов до 70% в текущем году. Вы разбиваете цель на несколько задач: запустить чат-бота, запустить форму оценки операторов, разгрузить команду поддержки и нанять новых сотрудников.
- Определите необходимые для достижения цели ресурсы.
Чтобы запустить чат-бота и форму оценки, необходимо закрепить ответственных сотрудников за эти задачи и определить сроки выполнения. Чтобы нанять новых специалистов — выделить дополнительные средства.
- Посчитайте, сколько времени потребуется на достижение цели.
Определите, сколько времени уйдет на запуск чат-бота, форму оценки, найм и обучение новых сотрудников.
- Отслеживайте результат выполнения поставленных задач.
Устраивайте встречи по трекингу задач с командой раз в одну или две недели. Отслеживайте и анализируйте результат в специальной таблице по трекингу достижения целей. В библиотеке Carrot quest вы можете скачать универсальный шаблон для трекинга целей и задач и другие практические материалы.
Технология SMART позволяет формулировать конкретные и достижимые цели, которые соответствуют миссии и стратегии компании. Она помогает улучшать показатели в бизнесе, упрощает коммуникации в команде и исключает вариант, когда исполнитель неправильно понял задачу. Используйте SMART-метод, чтобы с большей вероятностью достигать нужных результатов и развивать собственные проекты.
Источник