Зачало
Зачало — церковное название отделов, на которые разделены церковно-богослужебные книги «Евангелие» и «Апостол» для чтения при богослужениях. В каждом Евангелии ведется особый счет зачал, число которых в них неодинаково: в Евангелии от Матфея — 116. от Марка — 71, от Луки — 114 и от Иоанна — 67, в Апостоле же (включающем в себе кн. Деяний св. апостолов и все послания) — один общий их счет, числом 335. Деление Евангелий и Апостола на зачала, не совпадая с делением их на главы и будучи сравнительно с последним, более дробным, расположено так, что каждое из зачал составляет нечто цельное и законченное. Все четыре Евангелия, Деяния и послания должны быть прочитаны в храме на литургиях и отчасти на утренях вообще в течение церковного года, начинающегося с праздника Пасхи. Но так как она празднуется в разное время, то порядок чтения нередко нарушается, причем в один церковный год, более продолжительный, положенных для прочтения в течение его рядовых зачал оказывается недостаточно, а в другой, более краткий, является их излишек. Все возможные отступления от назначенного церк. уставом порядка чтения при богослужениях рядовых зачал предусматриваются и указываются в Типиконе, Служебнике, Минее и Триоди. Весь круг чтения рядовых зачал Евангелий и Апостола именуется в церк. уставе «столпом». Независимо от чтения рядовых зачал, для некоторых дней церковного года положены зачала особые, как из Евангелия, так и из Апостола, соответствующие по содержанию воспоминаемым в эти дни событиям и т. п. В прежнее время существовали особые издания богослужебных Еванг. и Апост. с изложением их в последовательном порядке рядовых зачал, наз. «Апракос» (греч. άπρακος — недельный), но Апостол в таких изданиях появлялись реже Еванг. (из подобных изданий следует особенно назвать известное Остромирово Евангелие 1056—7 г., Апостол ХIII новг. Софийской библ. и два Апост. Императорской публичной библ. и др.).
См. прот. К. Никольский, «Обозрение богослужебных книг по отношению их к церк. уставу» и «Пособие к изучению церк. устава».
* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, преподаватель
Спб. духовной семинарии.
Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, стлб. 676. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник» за 1904 г. Орфография современная.
О неработающей ссылке сообщите нам на контактный e-mail
Оставить свой отзыв о книге, вы можете на нашем форуме «Душеполезное чтение»
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Зачала
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Полезное
Смотреть что такое «Зачала» в других словарях:
ЗАЧАЛА — ЗАЧАЛА, отрывки, на которые подразделяются богослужебные Евангелие (см. ЕВАНГЕЛИЕ (богослужебная книга)) и Апостол (см. АПОСТОЛ), предназначенные для чтения во время службы; зачала не совпадают с делением на главы … Энциклопедический словарь
Зачала — (греч. – отрезок) – это части, на которые делится Евангелие и другие богослужебные книги. Каждое зачало есть законченный смысловой отрезок текста, понятный и вне контекста. Так, Евангелие от Матфея имеет 116 зачал, от Марка – 71 зачало, от Луки – … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Зачала — пронумерованные отрывки, на которые разделены Евангелие и Апостол для удобства чтения на богослужениях … Православный энциклопедический словарь
Зачала — рубрики на которые разделен текст церковнославянской Библии … Краткий церковнославянский словарь
ЗАЧАЛА — тематические рубрики, на к–рые разделяются церк. слав. рукописи и нек–рые типографские изд. НЗ. Каждое З. приурочено к определенному богослужебному чтению (праздничному, «недельному», т. е. воскресному, «рядовому», т. е. будничному, или к чтению … Библиологический словарь
Вышла туторья из подполья, зачала золото загребать. — (помело). См. ДВОР ДОМ ХОЗЯЙСТВО … В.И. Даль. Пословицы русского народа
зачалапати — і зачала/пкати, аю, аєш, док., розм. Почати чалапати, чалапкати; піти з шумом водою, болотом і т. ін. або піти повільно, важко переставляючи ноги. || Почутися за такої ходи (про кроки) … Український тлумачний словник
зачалапати — дієслово доконаного виду розм … Орфографічний словник української мови
зачалапкати — дієслово доконаного виду … Орфографічний словник української мови
ВОПЛОЩЕНИЕ — [греч. ἐνσάρκωσις, лат. incarnatio], ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что предвечное Слово (Логос), Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, восприняло человеческую природу. Вера в факт В. служит основанием христ. исповедания… … Православная энциклопедия
Источник
Зачало евангелия что это значит
Что значит «(зач.9)» в евангельских чтениях?
Что значит «(зач.9)» в евангельских чтениях?
Ответ отца Олега Моленко:
Указания «(зач.9)» в евангельских чтениях указывает на девятое зачало. Для богослужебного чтения все четыре Евангелия разбиты на отрывки, именуемыми в церковно-славянском языке зачалами. Эти отрывки (зачала) пронумерованы для книг каждого Евангелиста отдельно. Вот почему не достаточно указать число зачала, но должно указать имя Евангелиста, например, . Зачала подобраны так, что в них содержится чтение данного церковного дня, праздника или случая (молебен о болящих, поминовение усопших, таинство брака и т.п.). Поскольку просто нарезать Евангелие на отрезки практически невозможно, то зачала начинаются с начальных слов, которых нет в тексте Евангелия или Апостольского послания. Здесь должно заметить, что в отличие от Евангелия все Апостольские чтения (кроме книги «Откровения», которая не читается за богослужениями) от книги Деяний до послания Апостола Павла ко Евреям разбиты единой системой зачал. Вот почему при поиске Апостольского чтения достаточно знать лишь число зачала.
Примером вводных слов зачала из Евангелия могут служить: «Во время оно. » и далее по тексту. Примером вводного слова для Апостольского чтения может служить: «Братие. » и далее по тексту.
Источник
Православная Жизнь
Отвечает священник Андрей Чиженко.
Это связано с тем, что богослужение в Православной Церкви гармонично увязано в единое целое, состоящее из нескольких частей. Условно говоря, их можно назвать богослужебными кругами: суточный богослужебный круг, седмичный, годовой. Кроме того, есть еще богослужения Триоди Постной (седмицы Великого поста и несколько седмиц, предваряющих его) и Триоди Цветной (период от Пасхи до Дня Святой Троицы и Недели Всех святых).
Частью этих богослужебных кругов являются чтения Священного Писания. В данной статье мы поговорим именно о новозаветных чтениях зачал (частей, в переводе на русский с церковнославянского) Апостола и Евангелия.
Каждый день читается рядовое чтение дня – определенные апостольское и евангельское зачало, идущие друг за другом. Таким образом, за церковный год вычитывается подряд весь Апостол и все Евангелие подряд. Это неизменяемое чтение дня. Его можно сравнить с восходом и заходом солнца, сменой дня и ночи. Это нечто незыблемое. Все Священное Писание Нового Завета (за исключением Апокалипсиса) прочитывается за год. И так год за годом, столетие за столетием, тысячелетие за тысячелетием Церковь продолжает жить и напоять мир живительным словом Священного Писания.
Теперь о втором чтении. Есть еще церковный календарь, куда входят дни памяти святых. Многим из них, особенно тем, кому положены полиелейные службы и всенощные бдения, установлены чтения определенных апостольских и евангельских зачал. В таком случае они читаются после вышеупомянутых чтений дня. К примеру, в этот год день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла совпал с воскресным днем. Поэтому на Литургии читались две пары зачал Нового Завета: первое – воскресному дню (эта служба главнее, службы апостолам), потом святым апостолам Петру и Павлу.
Чтение двух пар апостольских и евангельских зачал – явление довольно распространенное в практике Церкви. Гораздо реже бывает три пары. Реже, но бывает. К примеру, 7 июля православные христиане празднуют Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ради этого большого праздника, которому полагается всенощное бдение с литией, чтение дня опускается и переносится на предыдущий день – 6 июля. Таким образом, 6 июля (в этом году был понедельник) на Литургии читалось вначале чтение дня понедельника, потом чтение дня вторника. Но также в этот день полагается полиелейная служба Владимирской иконе Божией Матери. Поэтому после двух чтений дня читалось еще чтение апостольского и евангельского зачала, посвященного Пресвятой Богородице. Таким образом, это три зачала.
Кто-то, быть может, скажет, что у вас, православных, все сложно и запутано. Но это не так. Поверьте мне, как священнику. Чем больше ты проникаешь в дивный мир литургики, православного богослужения, тем больше поражаешься необычайной его красотой и стройностью. Оно не кажется хаосом, напротив, ощущается целой Вселенной, которая состоит из Церкви Небесной и Церкви Земной и которая начинается у Престола Божия. Наше богослужение именно и есть проникновением в Небо, единение с духовным миром, коим есть Церковь, где Ангелы и люди, живые и умершие, согласно славословят Бога, Пребывающего среди нас.
Источник
Зачало
Зача́ло (греч. περικοπή — нечто отделенное со всех сторон, перико́па) – термин, обозначающий пронумерованные определенным образом фрагменты текстов Евангелия и Апостола, на которые они разделены для чтения при совершении богослужений (каждый такой фрагмент называется зачалом).
Зачала обычно соответствуют воспоминаемому или совершаемому событию, его смыслу или его богословскому осмыслению.
Существуют «рядовые зачала» – на каждый день в течение года, зачала для праздничных служб, для богослужений во время Великого поста, для «общих служб» святым, зачала «на всяку потребу» (для таинств и треб) и другие.
Счет зачал начинается с Пасхи, открывающей «новый год» подвижного годового цикла. Первое евангельское зачало – «В начале было Слово…» ( Ин.1:1-17 ); первое апостольское – «Первую книгу написал я к тебе…» ( Деян.1:1-8 ).
В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67.
В Апостоле зачала суммарно просчитаны сплошь, всего их 335.
Книга Апокалипсис разделения на зачала не имеет, т.к. за богослужением не читается. Если одно и то же зачало относится сразу к нескольким событиям, то оно может быть разделено на части. Когда написано «зачало …, от полу», это значит, что зачало следует читать не с начала, а немного ниже.
Апостольские чтения из Посланий, как правило, вводятся обращениями «Братия» (по-слав. Бра́тие ), «Возлюбленные» ( Возлю́бленнии ), «Чадо Тимофей» ( Ча́до Тимофе́е ) и др., а из книги Деяний – «В те дни» ( Во днѝ оны ). Таким же образом вводится и чтение Евангельских зачал – с помощью фраз «В то время» ( Во время оно ), «Сказал Господь своим ученикам», или «… пришедшим к Нему иудеям», или «… притчу сию». Эти вводные фразы, строго говоря, не являющиеся текстом Священного Писания в этом конкретном месте, называются киноварными вставками.
Источник