Следи за языком
Ни об одной части тела Пророк (мир ему и благословение) не оставил столько предостережений, сколько о языке. Тем не менее, ни к одной части тела мы не относимся более легкомысленно, чем к языку.
Несмотря на то, какой вред нам и окружающим он может причинить, очень немногие стараются сознательно контролировать этот кусочек плоти, который, кажется, не может прожить и дня без того, чтобы не доставить нам какую-нибудь неприятность. Тогда как если бы мы задались целью отслеживать все, что проговариваем за день, и проанализировали последствия этих, казалось бы, ничтожных сотрясений воздуха, мы бы очень удивились и встревожились.
Здесь нет ничего нового. Всем известно, что с языком связано множество проблем. Но почему-то бывает просто невозможно удержаться от того, чтобы не открыть рот и не выпалить первое, что пришло в голову. Мы очень редко в действительности задумываемся над тем, что Аллах устроил наше тело определенным образом с какой-то целью. Между тем тот факт, что у нас два уха и один рот должен наводить на мысль, что человеку следует больше слушать и меньше говорить. Кроме того, подумайте, ведь язык не случайно помещен за губами и рядом зубов: они как бы стоят на страже того, что говорит язык.
Поклонение начинается с молчания. В основе наших отношений с Аллахом лежит молитва, а ее условием является то, что мы совершенно осознанно прекращаем любую речь, кроме Его поминания. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Четыре (качества) не собраны ни в ком, кроме верующего: молчание, которое есть начало поклонения, смирение, поминание Пречистого Аллаха и наименьшие прегрешения».
Давайте задумаемся о добродетели молчания. Интересно, что намеренная речь или разговор легко нарушают наше пребывание перед Господом в молитве или тонкое мистическое состояние. Известный мухаддис и факих Абу Лайс Ас-Самаркади в своей книге «Пробуждение беспечных» упоминает, что Иисус (мир ему) сказал:
«Не говорите много, если только это не поминание Аллаха, ибо тот, кто много говорит, черствеет сердцем, очерствелое сердце далеко от Аллаха, но он об этом не знает».
Самарканди также приводит слова благородных сподвижников, которые говорили:
«Если твое сердце неумолимо, тело слабо, а пропитание скудно, знай, что ты говоришь о том, что тебя не касается».
Под неумолимостью сердца подразумевается, что его не трогают слова Аллаха, а упоминание о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) не вызывают невыносимой жажды по его обществу. Аллах говорит нам в Коране:
«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа»(Коран, 8:2).
Если из-за телесной немощи нам трудно собраться на молитву, пост, тяжело подвигнуть себя на добродетельные поступки, следует признать, что наш язык занят тем, чем ему не следует заниматься. Сообщается, что Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Когда человек просыпается утром, все его члены обращаются к языку: мы просим тебя ради Всевышнего Аллаха – держись прямого пути, если ты будешь держаться прямого пути – мы тоже будем на прямом пути, а если ты отклонишься – и мы отклонимся от него».
При современном развитии технологий наш язык получил беспримерную возможность причинять вред даже на большом расстоянии. Да, в прямом физическом смысле слова люди говорят друг с другом все меньше, но теперь невоздержанность их языка переместилась на кончики пальцев, т.е. теперь она проявляется в том, что мы печатаем в SMS, в соцсетях.
Наши предшественники даже не представляли, что все это возможно. Раньше, если даже чье-то слово и распространялось с людской молвой, это происходило не очень быстро и в ограниченных пределах. Теперь же слово облетает весь мир в считанные мгновения. Более того, так как теперь мы «говорим», спрятавшись за щитом экрана, мы осмеливаемся произносить то, что никогда не сказали бы при личном общении. Мысль о том, как это может повлиять на чье-то душевное состояние, должна приводить нас в содрогание.
О грехах языка и о необходимости контроля над ним написано много книг. Всем нам известно суровое предупреждение Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о том, что одно неосмотрительное слово может привести к падению в пропасть Ада на семьдесят лет. Если считать, что мы каждый день с кем-то общаемся: родными, друзьями, сотрудниками, то можно себе представить, какую власть над собой мы даем языку. Любое общение начинается со слова и словом оканчивается. Из-за слов начинаются войны, слово может принести мир. Слово может повысить шансы политика и может поломать его карьеру. В конце концов, вера в стоящую за словами реальность может привести человека в ислам и оттолкнуть от него.
В наше время, когда так много людей кричат о праве беспрепятственно высказывать свои мысли, мало кто признает, что эта свобода, как любая другая, налагает огромную ответственность. При этом печально, что немногие пользуются правом хранить молчание. Действительно, что произошло с правом хранить молчание?
Между тем есть древняя мудрость, которая содержит очень глубокие мысли о молчании:
«В молчании содержится семь тысяч благ, которые выражены в семи предложениях. В каждом предложении тысяча благ: молчание – это поклонение безо всяких усилий и трудностей; молчание – это украшение без драгоценностей; молчание – это величие без силы; молчание – это крепость без стен; молчание – это свобода от необходимости перед кем-то извиняться; молчание – это отдых для ангелов, записывающих деяния; молчание – это сокрытие изъянов и недостатков».
Насколько больше мира было бы в мире, если бы каждый научился держать язык за зубами. В истории человечества было и будет столько революций против тирании, и не было только одной: революции против одного, наверное, самого деспотичного тирана на земле – человеческого языка!
Источник
Следи за языком
Мохамед Гилан (Mohamed Ghilan)
Ни об одной части тела Пророк (мир ему и благословение) не оставил столько предостережений, сколько о языке. Тем не менее, ни к одной части тела мы не относимся более легкомысленно, чем к языку.
Несмотря на то, какой вред нам и окружающим он может причинить, очень немногие стараются сознательно контролировать этот кусочек плоти, который, кажется, не может прожить и дня без того, чтобы не доставить нам какую-нибудь неприятность. Тогда как если бы мы задались целью отслеживать все, что проговариваем за день, и проанализировали последствия этих, казалось бы, ничтожных сотрясений воздуха, мы бы очень удивились и встревожились.
Здесь нет ничего нового. Всем известно, что с языком связано множество проблем. Но почему-то бывает просто невозможно удержаться от того, чтобы не открыть рот и не выпалить первое, что пришло в голову. Мы очень редко в действительности задумываемся над тем, что Аллах устроил наше тело определенным образом с какой-то целью. Между тем тот факт, что у нас два уха и один рот должен наводить на мысль, что человеку следует больше слушать и меньше говорить. Кроме того, подумайте, ведь язык не случайно помещен за губами и рядом зубов: они как бы стоят на страже того, что говорит язык.
Поклонение начинается с молчания. В основе наших отношений с Аллахом лежит молитва, а ее условием является то, что мы совершенно осознанно прекращаем любую речь, кроме Его поминания. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
«Четыре (качества) не собраны ни в ком, кроме верующего: молчание, которое есть начало поклонения, смирение, поминание Пречистого Аллаха и наименьшие прегрешения».
Давайте задумаемся о добродетели молчания. Интересно, что намеренная речь или разговор легко нарушают наше пребывание перед Господом в молитве или тонкое мистическое состояние. Известный мухаддис и факих Абу Лайс Ас-Самаркади в своей книге «Пробуждение беспечных» упоминает, что Иисус (мир ему) сказал:
«Не говорите много, если только это не поминание Аллаха, ибо тот, кто много говорит, черствеет сердцем, очерствелое сердце далеко от Аллаха, но он об этом не знает».
Самарканди также приводит слова благородных сподвижников, которые говорили:
«Если твое сердце неумолимо, тело слабо, а пропитание скудно, знай, что ты говоришь о том, что тебя не касается».
Под неумолимостью сердца подразумевается, что его не трогают слова Аллаха, а упоминание о Посланнике Аллаха (мир ему и благословение) не вызывают невыносимой жажды по его обществу. Аллах говорит нам в Коране:
«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа» (Коран, 8:2).
Если из-за телесной немощи нам трудно собраться на молитву, пост, тяжело подвигнуть себя на добродетельные поступки, следует признать, что наш язык занят тем, чем ему не следует заниматься. Сообщается, что Абу Саид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Когда человек просыпается утром, все его члены обращаются к языку: мы просим тебя ради Всевышнего Аллаха – держись прямого пути, если ты будешь держаться прямого пути – мы тоже будем на прямом пути, а если ты отклонишься – и мы отклонимся от него».
При современном развитии технологий наш язык получил беспримерную возможность причинять вред даже на большом расстоянии. Да, в прямом физическом смысле слова люди говорят друг с другом все меньше, но теперь невоздержанность их языка переместилась на кончики пальцев, т.е. теперь она проявляется в том, что мы печатаем в SMS, в соцсетях.
Наши предшественники даже не представляли, что все это возможно. Раньше, если даже чье-то слово и распространялось с людской молвой, это происходило не очень быстро и в ограниченных пределах. Теперь же слово облетает весь мир в считанные мгновения. Более того, так как теперь мы «говорим», спрятавшись за щитом экрана, мы осмеливаемся произносить то, что никогда не сказали бы при личном общении. Мысль о том, как это может повлиять на чье-то душевное состояние, должна приводить нас в содрогание.
О грехах языка и о необходимости контроля над ним написано много книг. Всем нам известно суровое предупреждение Посланника Аллаха (мир ему и благословение) о том, что одно неосмотрительное слово может привести к падению в пропасть Ада на семьдесят лет. Если считать, что мы каждый день с кем-то общаемся: родными, друзьями, сотрудниками, то можно себе представить, какую власть над собой мы даем языку. Любое общение начинается со слова и словом оканчивается. Из-за слов начинаются войны, слово может принести мир. Слово может повысить шансы политика и может поломать его карьеру. В конце концов, вера в стоящую за словами реальность может привести человека в ислам и оттолкнуть от него.
В наше время, когда так много людей кричат о праве беспрепятственно высказывать свои мысли, мало кто признает, что эта свобода, как любая другая, налагает огромную ответственность. При этом печально, что немногие пользуются правом хранить молчание. Действительно, что произошло с правом хранить молчание?
Между тем есть древняя мудрость, которая содержит очень глубокие мысли о молчании:
«В молчании содержится семь тысяч благ, которые выражены в семи предложениях. В каждом предложении тысяча благ: молчание – это поклонение безо всяких усилий и трудностей; молчание – это украшение без драгоценностей; молчание – это величие без силы; молчание – это крепость без стен; молчание – это свобода от необходимости перед кем-то извиняться; молчание – это отдых для ангелов, записывающих деяния; молчание – это сокрытие изъянов и недостатков».
Насколько больше мира было бы в мире, если бы каждый научился держать язык за зубами. В истории человечества было и будет столько революций против тирании, и не было только одной: революции против одного, наверное, самого деспотичного тирана на земле – человеческого языка!
Источник
«Следи за своим языком!» — так мне говорит муж при гостях, друзьях и родне. — Надоело. Что мне – постоянно молчать?
Опять мы с мужем в ссоре, и опять мо его мнению я виновата! Ненавижу, когда он отдергивает меня среди людей, и так просто — один на один, говоря эту дурацкую фразу: «Следи за своим языком!». Да что следить – то! Говорить правду нельзя, выражать свою точку зрения – тоже. А еще у меня, якобы, нет чувства юмора, поэтому нельзя шутить – все плоско и глупо! Что мне – постоянно молчать? Дошло до того, что он старается не брать меня с собой в компании, и даже к своей родне старается поехать без меня. Я сейчас напишу несколько ситуаций – почему мы ссорились, и по какому поводу. Посудите – ну что в них такого?
Ситуация первая. Она случилась сразу после свадьбы. Пригласили гостей по поводу того, что сняли квартиру, ну что-то типа новоселья. Было много народу — и родня, и друзья, и коллеги мужа. Дело дошло до того, что все стали травить анекдоты. Вот и я под общее веселье вспомнила несколько смешных баек с интернета и тоже рассказала. Все смеялись, а муж помрачнел. Потом меня отзывает в сторону и начинает ругать: «Да помолчи ты! Анекдоты плоские, пошлые, старые и глупые, и рассказывать ты их не умеешь!». Я говорю: «Так все же смеются!». Но он сказал, что все смеются или для приличия, или надо мной – как это у меня нелепо получается. Я обиделась, и тогда получился маленький скандал при гостях. После этого шутить я перестала.
Ситуация вторая. Решили пойти в театр – я, муж и его друг со своей новой девушкой. После спектакля поехали домой к этому другу – выпить вина, поделиться впечатлениями. Там, посреди вечера эта девушка сказала, что ей было скучно, что актеры играть не умеют, а еще эта постановка какое-то старье. Я начала с ней спорить и спрашивать: она вообще – что-нибудь в классике понимает? А какие книги читает? А каких писателей и художников знает? Выяснилось, что она пустышка. Я ей посоветовала или развиваться, или не ходить в театры, а посещать ночные клубы – где ей и место. В общем, она обиделась, а муж утащил меня от этой компании, требуя держать язык за зубами.
Ситуация третья. Свекры сделали ремонт в комнате, пригласили нас все это оценить. Честно говоря – мне сразу не понравилось, как я только вошла! Дешевые материалы, цветовая гамма не сочетает одно с другим, никчемные репродукции на стене, мебель так и осталась старая. Муж сказал: «Уау», а я сказала то, что думала. Свекры расстроились, муж в бешенстве меня увел домой. Я возмутилась – ну мы все родные люди, что здесь такое? У меня здоровая критика, неужели я не могу выразить свое мнение? Муж сказал, что это нетактично и неделикатно. А я сказала, что я никого не оскорбляла, просто высказала свое мнение.
И вот недавняя ситуация с его двоюродной сестрой. Она приехала в наш город из поселка на обследование: уже 4 года у них с мужем нет ребенка, и если подтвердится самое худшее, то они сделают ЭКО. Сами живут в собственном доме, где нет газа – только собираются провести, но на это пока нет денег. Собираются взять кредит для ЭКО. Я сестре много что сказала: что зря они так – ЭКО может не получиться, а газ зато проведут за кредит. И то, что ЭКО – это противоестественный процесс. И то, что воспитывать ребенка в поселке – не самый лучший вариант. Может еще что-то сказала, но не обидное, а разумное! Но сестра обиделась и уехала для проживания к моим свекрам. Опять скандал – муж орет, что моих советов никто не спрашивал, у всех своя жизнь.
И так во всем – то ущипнет, чтоб я молчала, то рявкнет. Говорит: «Дома при мне ляпай что угодно, я уже привык, но при других держи язык за зубами!». Но ведь даже есть такая пословица: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Только что-то она не подтверждается. А я не люблю лицемерить! Я и сама могу выслушать критику со стороны и сделать выводы! В общем, чувствую, что наши отношения уже совсем разладились, а прожили мы всего чуть больше года.
Источник