- Что такое well-being
- На что влияет well-being
- Как повышать продуктивность с помощью well-being
- Кейсы по well-being
- Well being: забота о благополучии сотрудников
- Well being: что это?
- Well being в организации: почему это важно?
- Well being программы для сотрудников
- Физическое здоровье
- Психологическое здоровье
- Комфортная рабочая среда
- Финансовое благополучие
- Профессиональный рост
- Почему работодатели заговорили о счастье: как программы well-being повышают удовлетворенность сотрудников
- Управление благополучием, или благосостоянием сотрудников — это часть корпоративной культуры, без которой сложно представить себе современную конкурентоспособную компанию.
Что такое well-being
Well-being это английское слово, перевод которого ближе всего к слову Благополучие. Существуют другие варианты перевода, например, удовлетворенность жизнью, процветание, качество жизни, счастье, которые иногда тоже используются.
Понятие благополучия дано в книге Тома Рата «Все отлично», которая была создана на основе 50-летнего исследования в 150 странах.
В результате этого исследования достоверно установлено, что благополучие складывается из 5 элементов: Здоровье, Профессия, Финансы, Социальные связи и Общественная вовлеченность. Эти элементы взаимосвязаны, каждый из них влияет друг на друга.
Gallup, который проводил исследование, определяет Благополучие как внутреннее ощущение человека, сочетание любви к тому, чем мы занимаемся каждый день, хороших отношений с окружающими, устойчивого материального положения, крепкого здоровья и гордости своим вкладом в жизнь общества, и взаимосвязь этих пяти элементов.
Существуют разные мнения и другие варианты определения благополучия, какие-то шире, какие-то уже. Однако, ни один из них не основан на таком масштабном и длительном исследовании, как у Gallup.
Иногда понятие well-being отождествляются с понятиями счастья или положительными ощущениями, но они немного уже, являются следствием благополучия или кратковременной эмоцией, которой нельзя управлять. Благополучие же это устойчивое состояние, оно поддается контролю и управлению. Понятие wellness также не является синонимом well-being, так как этот термин используется для описания комплекса мероприятий только по физической активности, питанию и уходу за собой.
На что влияет well-being
За последние десятилетия проведено множество исследований, доказывающих, что благополучие напрямую влияет на наше состояние, а также что благополучие человека лежит в основе вовлеченности и влияет на мотивацию на рабочем месте.
Вовлеченность и благополучие или well-being сотрудников прямо влияют друг на друга.
Исследованием вовлеченности сотрудников занимаются почти все крупные работодатели. Для измерения вовлеченности, как правило, компании обращаются к специализированным поставщикам, например, Аon Hewitt. Как правило, измерение происходит ежегодно и строится на больших опросниках, в основе которых 12 параметров, разработанных Gallup 30 лет назад.
Данные результатов оценки вовлеченности предполагают самостоятельную разработку работодателем комплекса разнонаправленных мероприятий и их воплощение.
Для этого некоторые компании проводят собственные опросы среди сотрудников с тем, чтобы понять, чего им недостает на рабочем месте для комфортной работы и лучшей продуктивности. В результате таких опросов в офисах появляются теннисные столы, бесплатные фрукты, массажные кабинеты, спортивные залы, кафе со здоровой едой, врачи в офисе, гибкий график, спортивные мероприятия, корпоративные игры, тренинги, домашние животные, растения и т.д.
Если компания решает, что сотрудникам требуются тренинги, то проводится большая работа по выбору поставщика и последующему выбору тренинга. Как правило, это происходит интуитивно.
Проводя оценку вовлеченности, HR подразделение сталкивается с тем, что из года в год все труднее получить ответы сотрудников, каждый год получаются примерно одни и те же результаты, сотрудники уклоняются от участия в исследовании, дают формальные ответы.
Когда проводились исследования о том, как реагируют сотрудники на предлагаемые им программы в офисе, установили, что больше половины сотрудников отрицательно отзываются об этих программах и они не видят в них смысла.
В результате сотрудникам предлагаются программы, которые показывают низкую вовлеченность в эти программы и они вызывают отрицательный фидбэк.
Таким образом, компания, несмотря на огромное желание повысить продуктивность сотрудников, не получает желаемого результата.
Исследование среди российских HR показало, что внедренные программы не всегда являются эффективными (подробнее по ссылке п. 7 в конце статьи).
Как повышать продуктивность с помощью well-being
Исследования установили, что в основе вовлеченности лежит благополучие сотрудника, которое базируется на личностных факторах. Так, в 70% случаях на вовлеченность влияют стрессы, отношения в семье, личные заботы.
Важно, что на эти факторы можно оказать влияние. Нам известно, что управлять можно только тем, что можно измерить. Поэтому сами по себе, даже множество самых интересных мероприятий, новые йоги, мастер-классы, культ-походы, фрукты и прочее, дают краткосрочный и незначительный эффект, в долгосрочной перспективе не имеющий устойчивости.
Чтобы не делать лишних шагов и не тратить ресурсы, время и энергию на попытки угадать, что предложить для повышения продуктивности, необходимо знать причину вовлеченности и воздействовать на нее, таким образом увеличив эффективность проводимых мероприятий и получив максимальную отдачу от затраченных усилий на исследование вовлеченности и последующие мероприятия.
Таким образом, компания может не проводя исследование вовлеченности, а замерив только уровень благополучия и проведя well-being assessment существенно продвинуться в области влияния на продуктивность. Именно оценка благополучия покажет работодателю те точки, которые отвечают за вовлеченность и даст информацию о том, как них воздействовать. То есть, компания получает ключ к повышению продуктивности, а сотрудники получают знания о себе, которые нужны им, поэтому исследование благополучия вызывает у них положительные отклики и устойчивые результаты для всех.
Кейсы по well-being
Ознакомиться с кейсами компаний, которые рассказывали о том, как они занимаются well-being можно по ссылкам. Обратите внимание, что каждая из этих компаний по-своему представляет себе well-being.
1. Опыт Делоит, Сбербанк, SAP и Schneider-Electric
2. Опыт JT International (одной из лучших работодателей мира) — фабрики JTI «Крес Нева» о своем проекте Be Well — программе улучшения качества жизни сотрудников компании, занявшем 1 место на HR-бренд 2016.
3. Опыт EY
4. Опыт Юнилевер и Schneider-Electric
Источник
Well being: забота о благополучии сотрудников
Последние события в мире вынудили многие компании пересмотреть свое отношение к благополучию и здоровью сотрудников. Расскажем, что такое программа well being, и почему это важно.
Well being: что это?
Well being – современные корпоративные программы. Основная цель – повысить уровень благополучия кадров, удержать и вовлечь персонал. Well being HR – это исключительно комплексные программы, которые должны внедряться на постоянной основе и учитывать особенности компании.
Обратите внимание, что не все подходы могут принести результат. «Яркая» ошибка well being (перевод – благополучие сотрудников) в России заключается в том, что работодатель использует «одноразовые» меры поддержки, например, организует корпоративный вечер по поводу дня рождения компании. Персонал воспринимает такие акции не как меры поддержки, а как развлечение. К тому же, в долгосрочной перспективе методики неэффективны. Именно поэтому важно вести работу не в одном, а сразу в нескольких направлениях.
Well being в организации: почему это важно?
Энергия человеческих ресурсов – одна из главных составляющих успешного бизнеса. Рано или поздно большинство компаний (как транснациональных, так и небольших) приходят к закономерному выводу: чем выше well being сотрудников, тем больше они будут заинтересованы в работе.
Нездоровый, сосредоточенный на личных неприятностях подчиненный – прямые убытки для компании. Если работодатель позаботится о комфорте сотрудников, вырастет и вовлеченность.
Интересно: исследования, проведенные HR–организацией CIPD, показали, что well being программы делают бизнес успешнее в 6 раз.
Well being программы для сотрудников
На благополучие персонала влияет сразу несколько факторов:
- физическое здоровье;
- психологическое здоровье;
- профессиональный рост;
- комфортная рабочая среда;
- финансовое благополучие.
Физическое здоровье
Многие компании предлагают сотрудникам в качестве бонуса бесплатный чай, кофе и сладости. Конечно, это приятно, но не всегда полезно. Хорошая альтернатива – заменить хотя бы половину кондитерских изделий на свежие фрукты и овощи.
Еще один вариант – забота о здоровье персонала. Речь идет не только о ДМС, но и о корпоративных тренингах и даже личных консультациях врачей. Специалисты могут рассказать, как бороться с проблемой лишнего веса или бессонницы.
Во многих компаниях царит «табачная культура». Персонал проводит много времени на «перекурах» (обычно – в ущерб рабочему времени). Начав проводить компанию «против табака» напористо, вы рискуете столкнуться с сопротивлением и негативом. Лучше всего внедрить программы мотивации, например, выдавать «фишки» за рабочий день без долгих «перекуров». Через несколько месяцев накопленные жетоны можно обменять на реальные бонусы, например, скидку на абонемент в спортклуб.
Психологическое здоровье
Практически любая работа сопровождается стрессами, особенно, если речь идет о тех случаях, когда сотрудник подчиненный с большим количеством возражений. Вариантов позаботиться о психологическом здоровье несколько:
- Создать группы и клубы по интересам. Увлекающимся людям будет интересно проводить мастер–классы по интересам, а все расходы по организации возьмет на себя компания.
- Если в компании есть сотрудники, работающие на «удаленке», – позаботиться об обустройстве комфортного рабочего места. Не у всех подчиненных есть возможность приобрести мощный компьютер и принтер.
- Пригласить корпоративного психолога. Специалист может работать как непосредственно в офисе компании, так и принимать сотрудников в своем отдельном психологическим кабинете «за периметром».
- Проводить тренинги по публичным выступлениям, практикам осознанности, телефонным коммуникациям и др. Они повысят эмоциональную стабильность и уверенность коллег.
Комфортная рабочая среда
В крупных компаниях, например, Airbnb (фото лондонского офиса выше), при планировке будущего офиса учитываются пожелания сотрудников. Даже если ваш офис построен по типу «open space» (открытого пространства), важно продумать «фишки» которые сделают работу персонала спокойной и комфортной, например, шумопоглащение.
Другой вариант – создавать переговорные кабины, отдельные зоны, комнаты отдыха персонала. Если речь идет о комфорте, нельзя не отметить и первичные потребности. Необходимо укомплектовать столовые или комнаты приема пищи, комфортабельные санузлы.
Финансовое благополучие
В некоторых компаниях есть частная пенсионная программа для сотрудников, в то время как другие используют специальные опционные программы поощрения. Смысл заключается в том, что через некоторое время фирма обязуется продать часть своих акций работнику по фиксированной цене. Таким образом сотрудники «вовлекаются» в процесс и работают на результат.
Есть и другие варианты:
- Поощрять персонал за достижения в краткосрочной перспективе. Один из вариантов – предложить бонус по итогам дня, недели, месяца, года.
- Ввести программу долгосрочной мотивации, например, трехуровневую (управленцам устанавливается три уровня премий, где минимальный бонус начисляется за минимальный результат). Альтернатива – бонус на три года, когда премия «рассрочивается» в пропорции 80/10/10.
Профессиональный рост
В некоторых компаниях «новички» проходят тестирование перед тем, как приступить к работе. Таким образом HR понимает потенциал работника и формирует электронное досье, которое пополняется на протяжении всего времени работы. Если сотрудник хочет занять более высокую должность, работодатель оценивает компетенции подчиненного и изучает досье.
Еще один вариант – помочь материально тем подчиненным, которые хотят повысить свою квалификацию, например, получить диплом по программе магистратуры, выучить иностранный язык или пройти переподготовку. Компания может выделить кредит на обучение, предоставить учебный отпуск или компенсировать часть расходов.
Источник
Почему работодатели заговорили о счастье: как программы well-being повышают удовлетворенность сотрудников
Управление благополучием, или благосостоянием сотрудников — это часть корпоративной культуры, без которой сложно представить себе современную конкурентоспособную компанию.
Все началось с американских льгот на укрепление здоровья в 1970х. Позднее тренд на “фитнес-программы” пришел в Европу, но о том, что для эффективной работы важно заботиться не только о физическом здоровье сотрудников, заговорили не так давно, в 2010. Комплексный подход к well-being появился после выхода книги ученых из Gallup Джеймса Хартера и Тома Рата “Все отлично! Пять элементов благополучия” («Well-being: The Five Essential Elements»).
Исследователи выделили 5 составляющих благополучия человека:
- Карьера
- Здоровье
- Финансы
- Социальные связи
- Общественные связи
На основе этой концепции доктор Мартин Селигман, президент Американской психологической ассоциации, основатель позитивной психологии, в 2011 году разработал свою модель – PERMA. Она и сейчас часто используется как основа для корпоративных программ благосостояния. По Селигману в основе well-being лежат:
Positive Emotions — позитивные эмоции, хорошие впечатления
Engagement — вовлеченность в то, что делаешь каждый день
Relationships — отношения с окружающими
Meaning — цель и насыщенность существования
Accomplishment — достижения
То есть, внедряя концепцию well-being, компании специально создают среду, в которой сотрудник будет чувствовать себя хорошо, сможет заботиться о здоровье и раскрывать свой потенциал на благо себя и своей организации. И это целый набор инструментов и действий, а не просто открытие спортзала или кабинета психологической помощи в офисе. Но неужели сотрудники не могут быть “счастливы” самостоятельно? Зачем компаниям заниматься благополучием сотрудников?
Отчет 2020 года от CIPD показал, что людям сложно находить компромисс между работой и жизнью, а это в результате отрицательно влияет на здоровье и состояние в целом. За последние годы стали популярны новые понятия:
Абсентеизм – вынужденное отсутствие на рабочем месте из-за стресса и выгорания. Gallup заявляет, что по меньшей мере 7 из 10 миллениалов когда-либо испытывали выгорание на работе. (Знаем, тут многие вздохнут: “Ох, уж эти миллениалы…”)
Презентеизм – задержки на рабочем месте даже после окончания рабочего времени, переработки, при этом часто без эффективного выполнения задач, присутствие на рабочем месте во время болезни.
2020-2021 привнесли еще больше “сюрпризов” в повседневную жизнь и рабочий распорядок. Страх заболеть COVID-19, закрытые границы, работа из дома и жизнь в онлайне почти 100% времени сильно повлияли на состояние людей: исследователи отмечают рост беспокойства, расстройства сна и депрессивные симптомы во всех группах населения. По новому отчету CIPD (апрель 2021) сложности, с которыми люди столкнулись, работая удаленно, в частности, поддержание work-life balance в домашних условиях, входят в ТОП-3 причин стресса в 2020-2021. Неудивительно, что лидеры компаний активно проявляют повышенный интерес к well-being-программам.
Источник