Взять за фук что это значит

Что такое фук в шашках? Правила игры для начинающих

Наверное, нет такого человека, который никогда бы не играл в шашки и не знал их правил. Большинство людей знакомится с ними еще в детские годы и, как правило, проведя одну партию, навсегда запоминают простые правила. И уж тем более все знают, что такое фук в шашках, и как он применяется в рамках игры.

Ну а для тех, кто не знаком с этим термином, мы расскажем об этом подробнее, а также о несложных правилах известной забавы.

О шашках

Знакомство с данной игрой стоит начать с перечисления предметов, в нее входящих. Их немного:

  • клетчатая доска;
  • 12 белых фигур;
  • дюжина черных.

Вот простые правила игры в шашки для начинающих:

  1. В партии участвует два человека, каждый использует фигуры одного цвета (черные или белые).
  2. Светлые ставятся на темные клетки, черные точно также по 4 в линию через одну. Всего по три ряда с каждой стороны доски.
  3. Кто первым будет ходить, определяют путем жеребьевки (в детстве обычно разыгрывают в стандартной забаве «камень, ножницы, бумага»).
  4. Игрок, который начал ходить, продолжает партию до тех пор, пока не берет шашки противника. Если действие не принесло успеха, то настает очередь оппонента.
  5. Простые фигуры ходят на одну клетку, дамки (вверх ногами) — на всю длину доски по квадратам темного цвета.
  6. Дамками становятся те шашки, которые смогли дойти до крайней линии доски со стороны противника.
  7. Оппонент обязан бить фигуры другого игрока, вплотную расположенные к его (только те, которые находятся наискось, а не напротив).
  8. Правило фука в шашках означает, что противник забирает ту фигуру, которой были обязаны бить (перешагивать через фишки другого игрока), но этого не было сделано. Делается это просто: она переворачивается, и на нее можно подуть с обратной стороны. Это необязательно, но так принято.
  9. Игра продолжается до тех пор, пока у одного из участников не закончатся все фигуры.
Читайте также:  Что значит возврат почтового отправления по иным обстоятельствам

Это стандартные правила, есть еще и другие варианты, когда противники специально подставляют шашки под атаку другого игрока. Это так называемые «поддавки».

Важные моменты

Итак, в правилах мы разобрались, теперь стоит рассказать о нескольких важных особенностях игры, про которые порой не знают новички.

Так как главная цель — забрать все шашки противника, то более опытный участник может выстраивать целую стратегию для достижения поставленной задачи. Часто для этого используются такие методы, как намеренное подставление своих фигур под атаку. И тут противник оказывается перед выбором: либо он бьет, либо к нему будет применено правило фука в шашках.

Но не стоит сразу думать, что если обязан атаковать по правилам игры, тогда это обязательно стоит сделать. Нередко выгоднее отдать одну из двенадцати шашек за фук, чем, побив фигуру противника, потерять большее количество своих потом. Здесь нужно внимательно оценить расстановку сил и принять верное решение.

Небольшое уточнение

Порой у новичков возникает стандартный вопрос: кто ходит после фука в шашках? Ответ прост, действие переходит к тому игроку, который забрал фигуру. Это приравнивается к атаке при обычном ходе.

О дамках. Они могут бить несколько шашек, расположенных по линии ее движения. Вообще, против дамок крайне сложно играть, не имея своих.

Также стоит отметить, что проводя партию, многие опытные участники применяют проверенные схемы ходов. Именно поэтому одна схватка между умелыми игроками может растянуться на долгие часы, а порой заканчивается после нескольких атак (опытные шахматисты наперед видят, кто проиграет, а кто одержит победу). В таких партиях часто фук в шашках и не применяется, так как в нем нет надобности.

Экскурс в историю

Многие азартные игры имеют глубокие корни, не является исключением и данный вид спорта. Шашки даже можно назвать чуть ли не самой древней забавой, которая имеет историческое подтверждение.

Считается, что впервые игра возникла в Древнем Египте, произошло это за полторы тысячи лет до начала нашей эры. Конечно, она была не точной копией современной, но основные черты были схожими (клетчатая доска и плоские пластинки). Какими были правила, точно неизвестно.

Есть еще одна интересная теория происхождения этой игры. Если верить ей, то забаву придумал некий воин Паламед, участник осады Трои. Как известно из легенд, осада этого древнего города длилась десять лет, и грек придумал ее с целью скоротать время.

Теперь вы точно знаете правила игры, и в каких случаях применяется фук в шашках, а также краткую историю их возникновения.

Источник

Почему и как исчез фук в шашках

Правила игры в шашки — фук

Если вы всерьез увлекаетесь шашками, то наверняка слышали о правиле фука. Но, откроем большой секрет: даже если вы новичок в шашечной игре, вы также сталкивались с фуком, просто не знали, что эта ситуация в игре носит такое название. Итак, что же представляет собой правило фука?

В игре в шашки правило фука означает снять с игрового поля шашку соперника, если он допустил ошибку в игре. Слово «фук» известно нам и в повседневной жизни: например, про расточительных людей мы говорим: «Он все свое наследство профукал». В шашках фук — это ошибка совершенно определенного рода: если ваш противник мог побить вашу шашку, но не сделал это по причине невнимательности, вы смело можете снять его шашку со стола — он профукал свою шашку! Можно сказать, что фук — это своего рода штраф за невнимательность к игре.

Правила шашек фук — как это было

Первым заговорил об отмене фука известнейший шахматист и шашист XIX века А.Д.Петров. В далеком 1827 году он издал первую в России книгу, посвященную шашкам, в которой описал правила этой игры и подверг критике игру с фуками. Сам он играл без фуков и считал, что стоящую под ударом шашку надо бить без всяких вариантов.

В 1884 году известный шашечный историк и пропагандист М.К.Гоняев издал первый в России Устав шашечной игры, в котором взял на себя смелость отменить правило фука. Его поддержали известные игроки, этот вопрос обсуждался на съездах шашистов в 1894-1895 гг и игра в шашки за фук стала невозможной. Несмотря на то, что впоследствии этот Устав немного редактировался (в последний раз — в 1915 году), фук в правилах игры в Русские шашки встречается очень редко.

Правило шашки за фук больше не используют

В Советском Союзе ситуация не изменилась — в 1937 году в Москве вышел Шашечный кодекс СССР, в котором руководствовались все тем же Уставом шашечной игры, без правила фука. Вы не найдете это правило ни в каких матчах и соревнованиях, включая Всероссийские первенства по шашкам.

А что взамен?

Если противник не заметил, что нужно было побить вашу шашку, и пошел по-другому, рекомендуется отменить его ход и указать на ошибку. Он должен побить вашу шашку, хотя иногда оговаривается вариант, что в таких случаях игра может просто продолжаться, без отмены хода.

Если же в шашках фук все-таки использовать, это может лишить игру интересных комбинаций. Возможно, применение правила фука было бы полезно для новичков в качестве упражнения на внимательность, однако для серьезных игроков это правило — помеха, ведь шашки — это серьезная логическая игра.

Источник

Шашки «взять за фук» есть ли такое правило?

вот играл раньше с таким правилом «взять за фук». (пояснение: Во время Вашего хода Вы пропустили (не заметили) шашку противника, которую нужно было срубить. Следущим ходом противник берет «за фук» ту шашку, которой нужно было срубить шашку соперника. В словаре: фук — шашка, которую снимают у противника при его ошибке в игре. ) но вот сейчас решил разобраться есть ли такое правило в шашках, если есть то в каких и как они называются? было ли оно официальным раньше? в общем интересует подробная информация об этом правиле игры=))) (во всяком случае точно знаю что иногда оно точно использовалось)

Спасибо, помогли теперь ясно что к чему=))))

В одной книге по играм читал, что в профессиональных шашках за фук брать нельзя, и что, если можно, обязательно надо есть по правилам. Но, как минимум, в непрофессиональных шашках взятие за фук практикуется. И, кстати, на проекте «игры мэйл. ру» в шашках за фук берётся. Так что, как нравится, так и играй.

Официально по правилам игры — бить обязательно! даже если игрок этого не заметил, соперник обязан указать. В народе такое правило существует, ( по договоренности) а вот при официальных соревнованиях — нет

а я считаю, что брать за фук это можно использовать как стратегию гамбита, в которой преднамеренно ходишь другой шашкой отказываясь бить нужную шашку, чтобы потерять свою фуком, но при этом получить 2 преимущества, продвижение шашки и возможность побить если выгода первого хода у противника потеряна в блокировках стенок.

Источник

Ничья в шашках

Ничья в шашках признаётся в таких ситуациях:

  • соперники согласились на ничью, но не ранее, чем сделано 20 ходов; в таком случае один из игроков предлагает ничью, а другой принимает это предложение;
  • в случае, если ни у одного из соперников нет возможности выигрыша;
  • если игрок в течение 5 ходов не сумел достичь выигрыша в позиции, когда у него три дамки против одной дамки соперника, находящейся на большой дороге;
  • если игрок, имея три дамки, в течение 15 ходов не возьмёт дамку соперника, которая не владеет большой дорогой;
  • если у одного игрока две дамки и одна простая, или одна дамка и две простые против дамки на большой дороге у другого;
  • если у одного игрока две дамки или одна дамка и одна простая против одной дамки соперника;
  • дамка против дамки;
  • если одна и та же позиция повторилась три и больше раз;
  • если в позиции с другим соотношением сил в течение 32 ходов не было взятия и ни одна простая не стала дамкой.

Когда-то у любителей шашек было популярным выражение «взять за фук». За «фук» брали шашку соперника, если тот не совершал обязательного взятия. За невнимательность его наказывали тем, что снимали шашку, которая должна была совершить взятие.

В шашечном Кодексе такого правила не было и нет. Раньше необходимо было указать партнеру на его ошибку, перевести часы, и он должен был за счёт своего времени на обдумывание исправить ошибку, то есть произвести обязательное взятие шашки (шашек), находящейся под боем.

В новом Кодексе произошло существенное изменение, на которое вам следует обратить внимание. Согласно новым правилам, если ваш соперник вместо ударного хода сделал другой, тихий ход, и перевёл свои часы, вы можете заставить его переходить, то есть сделать ударный ход, или просто продолжить игру.

Источник

Правила игры в шашки

Доска для игры в русские шашки состоит из 64 клеток и полностью совпадает с шахматной. В отличие от шахмат, где каждая клетка может быть использована для хода, в шашках игровыми являются только черные клетки. В среде шашистов доску иногда называют шашечницей, подчеркивая тем самым, что она используется именно для игры в шашки.

Доска во время игры располагается так, чтобы крайняя клетка возле левой руки играющего оказалась черной, а крайняя правая — белой. Таким образом, самая длинная диагональ черных клеток начинается от левого нижнего угла доски и простирается к верхнему правому. Поскольку шашки ходят именно в диагональных направлениях, особое значение в шашечной науке придается черным диагоналям, которые даже имеют собственные имена.

Самая длинная диагональ называется «большой дорогой» или «большаком». Большак состоит из восьми черных полей. Две черные диагонали, которые начинаются от правого нижнего угла, имеют название «двойников» и содержат по семь полей каждая. «Тройники» — две линии по шесть полей, идущие вдоль большака, а также два маленьких «тройничка», содержащие по три поля и соединяющие края больших тройников. Четыре тройника образуют таким образом прямоугольник, как бы пронизанный большой дорогой. Две диагонали по пять полей и две диагонали по четыре поля называются «косяками».

Ход игры.
Начальный этап игры в шашки (также именуемый дебютом) обычно длится 7-10 ходов.

В начале игры каждый игрок располагает двенадцатью равноценными шашками, которые располагаются по черным клеткам на трех ближних к игроку горизонталях. Таким образом, в середине поля остаются незанятыми две горизонтали черных клеток, на которых и начинается борьба.

Право первого хода принадлежит белым шашкам. Определение игрока, который играет белыми, в классических шашечных правилах производится посредством жребия.

Ход в шашках представляет собой перемещение шашки вверх по диагонали с одной черной клетки на другую — соседнюю. Такой ход еще называется «тихим», поскольку он не связан с уничтожением шашки противника. Ходить можно как влево, так и вправо, но только на те клетки, которые не заняты другими шашками. Если шашка в результате хода оказалась рядом с шашкой противника, это значит, что она попала под бой: противник переносит над вражеской шашкой свою и ставит ее на незанятое поле. Таким образом происходит уничтожение шашки, которое еще называют ударным ходом. Ударный ход, в отличие от тихого, может быть произведен как вперед, так и назад. При этом в современных шашках действует правило обязательного боя, которое означает, что если под бой вашей шашки попала шашка соперника, вы обязаны ее уничтожить. Тихий ход другой шашкой в этом случае не допускается. Поэтому и неактуально в наше время выражение «взять за фук», которое когда-то означало следующее: игрок «профукал» возможность взять на своем ходу шашку противника, за что и поплатился отданной «на фук» шашкой, которую противник берет во время своего хода.

Поскольку в шашках нельзя сделать больше одного хода подряд, возможны ситуации, в которых происходит размен шашками (их взаимное уничтожение): шашка, «съевшая» вражескую, попадает под бой и сама оказывается съеденной на следующем ходу.

Ударный ход может быть связан со взятием не только одной шашки, но и большего количества. Если шашка, перепрыгнувшая через вражескую, оказалась в ударной позиции, она должна продолжать бой до тех пор, пока не уничтожит все попавшие под бой шашки соперника. Следует также помнить, что шашка, производящая бой, должна обязательно встать на незанятую клетку после того, как перепрыгнула через вражескую. То есть, нельзя уничтожить две или более шашки, стоящие в ряд на соседних клетках.

Серединный этап игры или миттельшпиль продолжается до тех пор, пока у каждого игрока не останется шесть или меньше шашек. После этого партия переходит в эндшпиль, то есть, завершающую стадию. Эндшпиль — это развязка, когда исход партии уже просматривается достаточно ясно. Обычно к этому моменту одна или несколько шашек достигает верхней горизонтали и превращается в Дамку. Интересно, что в английском языке дамку именуют King, что можно перевести как «Королевская шашка». И это не случайное определение, так как дамка обладает большим преимуществом перед рядовой шашкой: ход она совершает на любое количество клеток по диагонали — как взад, так и вперед. Таким образом, простая шашка, выйдя «в дамки», становится разрушительным оружием, поскольку может бить вражескую шашку, находящуюся на ее диагонали на любом расстоянии. В остальном дамка подчиняется тем же правилам, что и простая шашка: она не может бить шашки, стоящие в ряд на соседних клетках, и она так же подвержена бою вражеских шашек. Поскольку дамка не является неуязвимой, особо искусный игрок может справиться даже с ней, проведя хитроумный прием ее ловли под названием «Петля».

Окончание партии.
Цель игры — уничтожить или запереть все шашки противника, что эффективнее всего достигается при помощи одной или нескольких дамок.

Также в шашках нередки ничьи, которые происходят в следующих ситуациях:
– троекратный повтор одной позиции;
– взаимная договоренность игроков;
– в течение 15 ходов участники делали ходы дамками без боя и ни разу не использовали простые шашки.

Источник

Оцените статью