- Армия Вышеградской группы
- Что такое Вышеградская группа? Состав
- Общие сведения
- Какие страны входят в Вышеградскую группу?
- Предпосылки к созданию
- Особенности формирования
- Значение объединения
- Достижения
- Неустойчивость сотрудничества
- Период затишья
- Новый импульс
- Возобновление сотрудничества
- Дальнейшее развитие отношений
- Встреча в Братиславе
- Ситуация после заседания глав государств ЕС в Ницце
- Премьерство В. Орбана
- Заключение
Армия Вышеградской группы
В феврале 1991 года в венгерском городе Вышеград представителями Чехии, Венгрии, Словакии и Польши была подписана декларация о намерении создать Вышеградскую группу (V4). Цель данного совместного проекта — ускорение интеграции этих государств в европейские структуры. Их усилия не остались незамеченными — в 2004 году все они стали членами Европейского союза.
Но не так все гладко между членами Вышеградской группы. Уже прошло 22 года, но этот союз до сих пор не имеет структуры управления и все решения принимаются только после проведения взаимных консультаций.
По предложению польского министра иностранных дел Сикорского, позвучавшее весной 2012 года, страны Вышеградской группы должны были единым фронтом высказать свое мнение при обсуждении нового бюджета ЕС. Но созданный фронт тут же затрещал по швам, когда при распределении денег Чехия и Венгрия получили намного меньше финансирования из фонда сплочения, чем Польша.
Надо сказать, что Вышеградская четверка расколота по основным позициям: Польша старается усилить свое участие в Евросоюзе, Словакия стала членом Еврозоны, в Чехии утвердился открытый евроскептицизм, Старая Европа практически изолировала от себя Венгрию. В связи с этим, венгерский лидер Орбана призвал страны Восточной Европы объединиться и вести свою политику, независимую от Брюсселя. Но это предложение не устраивает Польшу, которая рассчитывает на прямой диалог с лидерами Старой Европы, для чего она готова предать интересы такой «мелюзги» — союзников по Вышеградской группе.
Кроме того, второй президент Чехии В. Клаус считает, что сотрудничество в рамках этой группы еще больше усиливает отсталость всего региона. Партнеры внутри Вышеградской группы очень озабочены также доминированием Польши в союзе четверки. Между Венгрией и Словакией также много нерешенных проблем на уровне правительств этих стран.
В марте 2013 года в Польше прошел саммит участников группы V4. В саммите приняли участие премьер-министр Чехии П. Нечас, премьер-министр Венгрии В. Орбан, премьер-министр Польши Д. Туск, премьер-министр Словакии Р. Фицо. Почетными гостями-участниками стали канцлер Германии А. Меркель и президент Франции Ф. Олланд. Позже к ним присоединился президент Польши Б. Коморовский. Участие в саммите представителей ключевых держав Европы послужило основой объединения Вищеградской группы с группой Вемарского треугольника (Франция, Польша, Германия). Лидеры Франции и Германии очередной раз подтвердили первенствующую позицию Польши среди государств Центральной Европы. Также, руководители Германии и Франции дали понять членам нового союза, что они являются полноправными участниками процесса европейской экономической интеграции. В свою очередь, польские политики напомнили своим европейским партнерам, что Европа не должна оставаться закрытой от восточно-европейских стран при обсуждении любых вопросов, связанных с будущим Евросоюза. Причем, как полагает польский премьер-министр, укрепление Евросоюза должно осуществляться по трем направлениям: валютно-экономического союза, улучшения конкурентоспособности экономики членов ЕС, а также укрепления обороноспособности. Страны группы V4 считают, что они лучше справляются с последствиями мирового экономического кризиса, чем многие страны Старой Европы. Например, Венгрии удалось достичь собственного сбалансированного бюджета, что послужило основой улучшения основных экономических показателей.
И хотя на саммите рассматривались экономические вопросы, основной целью было обсуждение проблем оборонной политики и формирования стратегии общей безопасности. Саммит V4 можно по праву считать подготовительным этапом к общеевропейскому саммиту по проблемам безопасности, который планируется провести в декабре 2013 года в Варшаве. На мартовском саммите обсудили также общую политику в области создания единой промышленной, технологической и оборонной базы. Меркель отметила, что формирование совместного оборонного потенциала выведет на новый уровень безопасности все европейские страны. Олланд подчеркнул, что этот вопрос требует дополнительной проработки стратегии общей оборонной политики ЕС.
Отметим, что саммиту предшествовало проведение рабочей встречи министров обороны стран-участников. На этой встрече был подписан документ о намерении создать общую военную группу — бригаду быстрого реагирования. Предложение о создании такого военного подразделения была высказано еще 2 года назад, но теперь эта идея воплотилась в конкретное решение. Решено, что формирование штаба и командования возьмет на себя Польша. Также польская сторона введет в группировку 1600 солдат, Чехия — 800, Словакия — 400, Венгрия — 350. Чехия передаст сформированной общей военной группировке боевую технику и обеспечит логистикой. В боевой группе будут работать венгерские военные инженеры и словацкие специалисты, обеспеченные необходимым оборудованием для осуществления защиты от оружия массового поражения. Планируется, что время развертывания боевой группировки будет составлять не более 15 дней. Завершить окончательное формирование Вышеградской боевой группы предполагается к началу 2016 года.
План создания такой совместной боевой группы полностью соответствует региональной политике и неразрывно связан с курсом НАТО и ЕС по реализации общеевропейской системы безопасности. То, что именно сейчас происходит укрепление сотрудничества стран в области обороны — закономерно. Ведь каждая из стран-участниц саммита заинтересована в модернизации своих вооруженных сил, но никто из них не имеет достаточных финансовых возможностей в одиночку осуществить эти планы. Поэтому для таких стран, как Польша, Венгрия, Словакия и Чехия, участие в создании европейских вооруженных сил дает возможность повысить боеготовность своих армий. Самые большие расходы на оборону в группе V4 у Польши. Остальные члены этой группы больше рассчитывали на сотрудничество и поддержку стран членов Североатлантического блока в области модернизации своих вооруженных сил. Члены группы V4 неоднократно проводили переговоры и консультации по вопросам закупки нового вооружения и техники, а также сотрудничества в области оборонных комплексов и улучшения, связанного с этими планами, национального законодательства. Результатом этих усилий стали только предварительные декларации о намерениях. Странам группы V4 не удалось осуществить ни одного совместного научно-исследовательского проекта. Не были произведены ни модернизация, ни закупка нового вооружения.
Разброд, в осуществлении планов укрепления военно-технической базы армий стран V4, подтверждает создавшаяся ситуация в ВВС этих государств. Чехия и Венгрия заключили договора лизинга на шведские JAS-39 Gripen. Варшава отдала предпочтение американским F-16. Словаки сохранили, имеющиеся у них советские МиГ-29. Сейчас чехи предложили своим союзникам по группе закупить партию современных истребителей у США, но реакция на эту инициативу Праги пока не последовала.
Польша тратит на военные расходы около 1,9% от ВВП, тогда как ее союзники по группе V4 только 1,1% от ВВП. Как показал анализ ситуации, не только экономический кризис вызвал сокращение расходов на оборону в Венгрии, Словакии и Чехии. Уменьшение финансирования военных расходов связано с позицией этих стран, суть которой в том, что местная руководящая и политическая элита не видит угрозы безопасности своих государств.
Поскольку оборонные инвестиции Польши в 5 раз превышают затраты на оборону остальных стран Вышеградской группы, то скорее всего, польское руководство возьмет цель на усиление военной кооперации со странами Северной Европы и Германией. И эти планы намного реальнее, чем искать взаимопонимание партнеров по Вышеградской группе. В связи с этим, вряд ли реализация, намеченных на мартовском саммите совместных проектов в оборонной сфере, будет осуществлена в ближайшее время.
Источник
Что такое Вышеградская группа? Состав
Вышеградская группа – это объединение четырех центральноевропейских государств. Она была сформирована в г. Вишеград (Венгрия) в 1991 г., 15 февраля. Рассмотрим далее, какие государства входят в Вышеградскую группу и особенности существования объединения.
Общие сведения
Изначально Вышеградская группа стран именовалась Вышеградской тройкой. В ее формировании участвовали Лех Валенса, Вацлав Гавел и Йожеф Анталл. В 1991 г., 15 февраля они подписали совместную декларацию о стремлении к интеграции в структуры Европы.
Какие страны входят в Вышеградскую группу?
В подписании совместной декларации участвовали лидеры Венгрии, Польши и Чехословакии. В 1993 г. Чехословакия официально перестала существовать. В результате в составе Вышеградской группы оказалось не три, а четыре страны: Венгрия, Польша, Чехия, Словакия.
Предпосылки к созданию
История Вышеградской группы началась в начале 90-х гг. Особую роль в отношениях в восточной части Европы и выборе международно-политического направления играли не только культурно-исторический, но и человеческий фактор. В регионе необходимо было сформировать своего рода антикоммунистическую квазиструктуру, ориентированную на цивилизационное родство с Западом.
Использовалось несколько схем сразу, поскольку риск неудачи был довольно высок. На южном направлении начала формироваться Центральноевропейская инициатива, на северном – Вышеградская. На начальном этапе восточноевропейские государства предполагали сохранить интеграцию без участия СССР.
Стоит сказать, что в истории формирования Вышеградской группы до сих пор остается множество неразгаданных тайн. Идею сразу же восприняли очень настороженно, поскольку она была революционной для того времени. Политики и эксперты не только говорили, но и мыслили в понятиях Центральноевропейской инициативы, которая возрождалась в очертаниях Австро-Венгрии, считавшейся единственно возможным продолжением истории Восточной Европы.
Особенности формирования
По официальной версии, идея о создании Вышеградской группы стран возникла в 1990 г., в ноябре. В Париже проходило заседание СБСЕ, в ходе которого венгерский премьер-министр пригласил лидеров Чехословакии и Польши в Вишеград.
15 февраля 1991 г. Анталл, Гавел и Валенса подписали декларацию в присутствии премьер-министров, глав МИДов и президента Венгрии. Как отмечает Есенский, это событие не стало результатом давления Брюсселя, Вашингтона или Москвы. Государства, входящие в Вышеградскую группу, самостоятельно решили объединиться для дальнейшей совместной работы с Западом во избежание повторения исторических событий, для ускорения «перехода от советского к евро-атлантическому направлению».
Значение объединения
Первые договоренности, в которых участвовали государства после распада СССР, Варшавского договора, СЭВ, Югославии, касались преимущественно вопросов укрепления сотрудничества в сфере региональной безопасности. Они были подписаны в 1991 г., в октябре. Збигнев Бжезинский полагал, что В ышеградская группа возьмет на себя функции своего рода буфера. Она должна была оградить центр «развитой Европы» от нестабильной обстановки на территории прекратившего существование СССР.
Достижения
Самый успешный итог сотрудничества стран Вышеградской группы на начальной стадии ее существования – подписание Центральноевропейского соглашения, регулирующего свободную торговлю. Оно было заключено в 1992 г., 20 декабря.
Это событие позволило сформировать единую таможенную зону до вступления государств в ЕС. Подписание соглашения продемонстрировало способность участников Вышеградской группы вырабатывать конструктивные решения. Соответственно, это создавало предпосылки для совместной мобилизации сил при отстаивании собственных интересов в ЕС.
Неустойчивость сотрудничества
Формирование Вышеградской группы не предотвратило развал Чехословакии. Не спасло оно и от нараставшего напряжения в отношениях между Венгрией и Словакией. В 1993 г. Вышеградская тройка превратилась в четверку в прежних границах. При этом Венгрия и Словакия начали спор о продолжении строительства гидроузла на Дунае.
Дальнейшее существование Вышеградской группы обусловлено влиянием ЕС. При этом действия Евросоюза далеко не всегда обеспечивали глубокое взаимодействие участников объединения. Адаптация новых членов в ЕС скорее способствовала размыванию единства, чем укреплению.
Центральноевропейская территория свободной торговли обеспечила устранение таможенных барьеров. В целом же она не стимулировала развитие горизонтальных экономических отношений в регионе. Для каждой страны-участницы В ышеградской группы ключевым ориентиром оставались дотации фондов Евросоюза. Между странами велась открытая борьба, которая способствовала вертикализации межгосударственных связей и замыкании их на центре ЕС.
В течение 1990-х гг. взаимоотношения между участниками Вышеградской группы характеризовались в большей степени жесткой борьбой за возможность первыми стать членами Евросоюза, чем стремлением к взаимопомощи. Для Варшавы, Будапешта, Праги и Братиславы приоритетом на первом этапе утверждения нового политического режима стали внутренние процессы, которые касались борьбы за власть и собственность, преодоления экономического кризиса.
Период затишья
В период с 1994 по 1997 гг. Вышеградская группа ни разу не собиралась. Взаимодействие проходило преимущественно между Венгрией и Словакией. Лидеры стран обсуждали вопрос спорного строительства гидроузла на Дунае и разработку соглашения о дружбе. Подписание последнего было условием Евросоюза.
Венграм удалось оспорить строительство гидроузла на землях, населенных этническими венграми. Однако в Европейском суде спор разрешился не в их пользу. Это способствовало нарастанию напряжения. В итоге планировавшаяся в 1997 г. 20 сентября встреча в Братиславе лидеров МИДов Венгрии и Словакии была отменена.
Новый импульс
В 1997 г., 13 декабря на заседании Совета Евросоюза в Люксембурге Чехия, Польша и Венгрия получили официальное приглашение на переговоры о вступлении в ЕС. Это открыло перед участниками группы перспективу тесного взаимодействия, обмена опытом по вопросам членства.
Во внутренней жизни стран тоже произошли определенные изменения. Новый виток взаимодействия пришелся на смену руководящих лиц в государствах. Хотя на деле легкого разрешения проблем не предвещалось: в трех странах к власти пришли либералы и социалисты, а в одной (Венгрии) правоцентристы.
Возобновление сотрудничества
О нем было заявлено в конце октября 1998 г. в канун вступления Польши, Чехии и Венгрии в НАТО. На встрече в Будапеште лидеры государств приняли соответствующее совместное заявление. Примечательно, что на заседании не обсуждался вопрос о ситуации в Югославии, несмотря на то, что приближение войны ощущалось достаточно остро. Этот факт подтверждает предположение о том, что на начальном этапе развития Вышеградское объединение рассматривалось на Западе больше как инструмент собственной геополитики.
Дальнейшее развитие отношений
Вступление в НАТО, война в регионе на некоторое время сблизили государства Вышеградской группы. Однако основа этого взаимодействия была нестабильной.
Одной из ключевых проблем для стран оставался поиск сфер взаимовыгодного сотрудничества. Новый виток отношений все еще омрачал спор о гидроузле.
Подготовка к подписанию соглашений о членстве и согласование условий вхождения в ЕС проходила разрозненно, даже, можно сказать, в условиях борьбы. Соглашения о развитии инфраструктуры, защите природы, культурном взаимодействии не влекли сколько-нибудь серьезных обязательств, не были направлены на усиление центральноевропейского сотрудничества в целом.
Встреча в Братиславе
Она произошла в 1999 г., 14 мая. Во встрече участвовали премьер-министры четырех государств-участников группы. В Братиславе обсуждались проблемы взаимодействия с рядом стран и международных организаций.
Чехия, Польша, Венгрия, вступившие 12 марта в НАТО, выступали за прием в альянс и Словакии, которая была вычеркнута из списка кандидатов в период премьерства Мечияра.
В октябре 1999 г. состоялась неформальная встреча премьер-министров в словацкой Яворине. На заседании обсуждали вопросы, касающиеся повышения безопасности в регионе, борьбы с преступностью, визового режима. 3 декабря того же года в словацком Герлачеве президенты стран утвердили Татрскую декларацию. В ней лидеры подтвердили решимость продолжать сотрудничество с целью «придать Центральной Европе новое лицо». В декларации особо подчеркивалось желание участников группы войти в ЕС и дублировалась просьба к НАТО принять в организацию Словакию.
Ситуация после заседания глав государств ЕС в Ницце
Итогов этой встречи лидеры стран группы ожидали с большой надеждой. Заседание в Ницце состоялось в 2000 г. В результате него был установлен окончательный срок расширения Евросоюза – 2004 г.
В 2001 г. 19 января лидеры стран-участниц группы приняли декларацию, в которой провозглашали достижения и успехи в процессе интеграции в НАТО и ЕС. 31 мая государствам, не вошедшим в объединение, было предложено партнерство. Статус партнеров сразу же получили Словения и Австрия.
После нескольких неформальных встреч, в 2001 г., 5 декабря в Брюсселе прошло заседание премьер-министров группы и государств Бенилюкса. Перед вступлением в ЕС государства Вышеградского объединения начали работу по совершенствованию режима предстоящего сотрудничества в рамках Евросоюза.
Премьерство В. Орбана
В начале 2000-х гг. на характер сотрудничества сильно повлияли внутренние противоречия. К примеру, стали очевидны претензии амбициозного, успешного, молодого В. Орбана (премьера Венгрии) на пост лидера группы. Период его работы отмечен серьезными успехами в экономической сфере Венгрии. Орбан стремился расширить границы группы путем установления тесного взаимодействия с Хорватией и Австрией. Эта перспектива, однако, не согласовывалась с интересами Словакии, Польши и Чехии.
После заявления Орбана об ответственности Чехословакии за переселение венгров в послевоенное время по декретам Бенеша в отношениях внутри группы снова началось затишье. Перед вступлением в ЕС премьер Венгрии потребовал от Словакии и Чехии выплатить жертвам режима Бенеша компенсации. В итоге в марте 2002 г. премьер-министры этих стран на рабочую встречу глав правительств Вышеградской группы не приехали.
Заключение
В 2004 г., 12 мая премьер-министры Белка, Дзуринда, Шпидла, Меддеши встретились в Кромерже для разработки планов программ сотрудничества в рамках ЕС. На заседании участники подчеркнули, что вступление в Евросоюз ознаменовало достижение основных целей Вышеградской декларации. При этом премьер-министры особо отметили помощь, оказанную им государствами Бенилюкса и странами Северной Европы. Ближайшей целью группа назвала содействие Болгарии и Румынии во вступлении в ЕС.
Опыт 1990-2000-х гг. оставил много вопросов об эффективности сотрудничества четверки. Однако, несомненно, группа обеспечила поддержание регионального диалога – средства предотвращения масштабных конфликтов в центре Европы.
Источник