«Слово о полку Игореве» как литературный памятник
Задачи урока. Ввести в круг чтения и понимания учащихся памятник литературы Древней Руси; на основе «Слова о полку Игореве» дать представление о духовно-нравственном своеобразии древнерусской литературы; дать реально-исторический, смысловой (герменевтический), лингвистический и литературоведческий комментарий к «Слову о полку Игореве»; формировать навык работы с текстом художественного произведения.
Материалы к уроку. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве», выполненные учениками; таблица «Генеалогическое древо рода князей Рюриковичей»; географическая карта Древней Руси; дидактический материал; текст «Слова о полку Игореве».
Этапы урока
I. Слово учителя. Вопросы к ученикам.
Русской литературе почти тысяча лет. Из них семьсот лет — древнерусской литературе. С отдельными произведениями древнерусской литературы мы с вами уже познакомились. Я приведу цитаты. Назовите произведения, из которых эти цитаты взяты.
1. Был един народ славянский. и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которых теперь называют Русь («Повесть временных лет»).
2. Я, жалкий и многогрешный, недалёкий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова («Житие Александра Невского»).
3. Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран («Поучение» Владимира Мономаха).
4. Приготовьте князю вашему баню, и пусть он смажет этим струпы и язвы на теле своём. А один струп пусть оставит несмазанным. И будет он здоров! («Повесть о Петре и Февронии Муромских»).
5. О светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными наделена («Слово о погибели Русской земли»).
6. Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей. Сёла рады, грады веселы («Слово о полку Игореве»).
II. Учитель. Последняя цитата из «Слова о полку Игореве». «Слово о полку Игореве» — литературный памятник. Цель сегодняшнего урока: учимся читать произведение древнерусской литературы в поэтическом переложении, а также анализировать его отдельные элементы.
— Какому событию из жизни Древней Руси посвящено «Слово о полку Игореве»?
(Походу на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича.)
III. Ученикам предлагается иллюстрация-коллаж, воспроизводящая сюжет «Слова о полку Игореве». Цель использования такого вида наглядности — помочь ученикам воспроизвести содержание произведения в сюжетной последовательности. Берётся для иллюстрации 10–12 фрагментов.
IV. Учитель. Перед вами иллюстрации к «Слову о полку Игореве», выполненные ученицей 9-го класса. Зачитаем из текста произведения строчки, которые соответствуют содержанию иллюстраций. Цитаты должны звучать в сюжетной последовательности.
V. Работа с картой Древней Руси (раздаточный материал). На этой карте — родная земля, Киев, вассальные княжества, периферийные географические объекты, “земля незнаема”. Какие реки, города, отмеченные на данной карте, упоминаются в «Слове о полку Игореве»?
VI. Упражнение «Найти четвёртое лишнее». Обосновать своё мнение.
№ 1
№ 2
№ 3
VII. Работа по группам. Класс делится на четыре группы, которые по очереди отвечают на вопросы, подготовленные их товарищами и направленные на реально-исторический, лингвистический, литературоведческий и смысловой (герменевтический) комментарий.
Чтобы ученики сориентировались, какие вопросы они могут задавать той или иной группе, командир группы перед началом устной работы вытягивает билетик, на котором определено задание.
Примерные вопросы
1. Когда князь Игорь выступил в поход? (В 1185 году.)
2. Кто такой Боян? (Певец-поэт.)
3. Почему в тексте противопоставлены Донец и Стугна? (“Донец стелет бегущему из плена Игорю зелёную постель на своих берегах, одевает его тёплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками” (Д.С. Лихачёв); во время отступления и переправы через реку Стугну в 1093 году в ней утонул младший брат Владимира Мономаха Ростислав Всеволодович.)
4. В тексте сказано, что “Игорь-князь во злат стремень вступает”. Почему именно у Игоря золотое стремя? (Золотыми или золочёнными были только предметы княжеского обихода.)
5. Почему перед походом “трубы трубят”? (Звуками труб возвещалось начало переговоров, выступление в поход или сбор войска.)
6. Почему “луки их натянуты, колчаны отворены”? (Воины держали своё оружие наготове.)
7. “В Новеграде трубы громкие трубят”. Какой Новеград имеется в виду? (Имеется в виду Новгород-Северский — в Черниговской земле, на реке Десне.)
8. Где находится Курск? (В верховьях реки Сейм, на берегах рек Тускарь и Кура.)
1. Объясните смысл фразы “Слышен свист звериный”. (В степи суслики и байбаки свистят, когда уже светло. Фраза означает, что наступило утро.)
2. В произведении есть словосочетание “по былинам сего времени”. Что означает эта фраза в контексте «Слова о полку Игореве»? (“Былина” — быль, действительность.)
4. Что значит выражение “потопташа поганые полки половецкие”? (Рассеяли боевые порядки половцев.)
5. Объясните значение слова “поганые”. (От лат. paganus. Слово изменило своё первоначальное значение “языческий” и стало употребляться как “нечистый”, “грязный”.)
6. “Вымостили топкие болота епанчами красными врагов”. Какими предметами вымостили болота? (Накидками, плащами.)
7. Перевести на современный язык — “стоят стязи”. (Стяги подняты: движением стягов управляли войском в битве, ими давались сигналы, приказы.)
8. Что значит выражение “вступить в стремень”? (Сесть на коня, выступить в поход.)
1. Объяснить смысл фразы “Родились под трубами, росли под шеломами”. (Будущие воины с детства привыкают к оружию.)
2. Объяснить значение символа “Тучи надвигаются от моря на четыре княжеских шатра”. (Надвигающиеся тучи — символ наступающего врага.)
3. Какие произведения назывались “словом”? (Повествовательные, ораторские, сатирические и другие.)
4. Объяснить смысл метафоры: “Говор галок в роще пробудился, соловьиный щёкот приумолк”. (Образно говорится о том, что ночь сменилась утром.)
5. Почему обращение Ярославны к силам природы названо плачем? (Плач — старинная обрядовая жалобная песня на похоронах, поминках, свадьбе. Автору особенно дорога женщина в ореоле страданий. Все русские женщины разделяют скорбь по князю Игорю и его воинам. С выразительными заклинаниями обращается жена Игоря к силам природы. Сразу же после магических заклинаний Ярославны поэт рисует князя Игоря и его побег. Наверно, это неслучайно.)
6. Что значит выражение: “Князь Игорь пересел из злата седла в седло кощеево”? (Попал в плен.)
7. Объяснить значение слова “аминь”. (Истинно, воистину, подлинно, верно и крепко. — Даль. «Толковый словарь русского языка».)
8. Как развивается в «Слове. » мотив борьбы тьмы и света? (На протяжении всего произведения свет сменяется тьмой, а тьма — светом. Спасение героя сопровождается всеобщей радостью, тьма сменяется светом. Побег Игоря открывается “парадом стихий”. — Федотов Г.П.)
1. Почему солнце прикрывает тьмою воинов Игоря? (“Солнце своим затмением как бы предупреждает Игоря не совершать необдуманный поход без сговора с другими князьями”. — Д.С. Лихачёв.)
2. Какие четыре солнца имеются в виду в строке: “Четыре тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца”? (Игорь, Всеволод, Святослав Ольгович Рыльский — племянник Игоря и Всеволода, Владимир — сын Игоря.)
3. Как понимать выражение: “Кони ржут за Сулою — звенит слава в Киеве”? (Кони за Сулою — кони половцев, которые подошли только к границам Руси. Слава русской победы над половцами уже звенит в Киеве.)
4. Почему автор произведения вспоминает времена Трояна и времена Ярослава? (С целью сопоставления прошлого и настоящего Руси.)
5. Святослав узнаёт о трагедии из вещего сна. Толкуя сон князя, бояре произносят: “А готские девы поют у синего моря, звенят русским золотом. Поют они время Бусово, в сердце месть Шарукана лелея”. Кто такие готы и почему они радуются поражению Игоря? (По Лихачёву, “месть за Шарукана, которую лелеют на берегу синего моря готские красные девы, упомянута в «Слове» неслучайно. Шарукан потерпел жестокое поражение от Владимира Мономаха в 1106 году”.)
6. Почему автор упоминает о том, что “Игорь едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей?” (Пирогощая — название церкви в Киеве, которая была основана в 1132 году. Названа по находившейся в ней иконе Богородицы «Пирогощей», привезённой на Русь из Византии. Церковь была почитаема народом из-за иконы, привезённой из Константинополя.)
Домашнее задание. Составить по тексту «Слово о полку Игореве» две-три задачи «Четвёртое — лишнее».
Источник
Анализ «Слова о полку Игореве» (Литература XI—XII веков)
«Слово о полку Игореве» — произведение древней литературы. Его полное название — «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святославова, внука Олегова». Произведение построено на подлинных исторических событиях, положенных в основу сюжета. Неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев, который закончился страшным поражением русских войск и пленением князя Игоря. Повествование идёт от лица Баяна, так в старину называли бродячих песенников, оно тесно переплетено с происходящим в природе. Мать-природа предостерегает, помогает своему сыну, пытаясь уберечь его, но князь обуянный гордыней не видит или не хочет видеть этих подсказок.
Сюжет построен на чувствах Игоря: желание славы, чести, почёта.
Ведь за год до его похода его отец Святослав, князь Киевский одержал победу над половцами, привез много золота, серебра и других военных трофеев с земель врагов, но главное он взял в плен половецкого хана Кобяка с сыновьями. Но Игорь в этом походе не участвовал, и ему не удалось одержать победу. Поэтому он устроил свой поход, объединившись с князем Всеволодом, с сыном Владимиром и с племянником Святославом Ольговичем. Русь в то время была разрознена, и каждый князь стремился завоевать славу, богатство. Автор призывает к объединению всех русских князей, хочет, чтобы они, сплотившись, совместными силами обороняли Русскую землю.
Князья поехали по направлению к Дону. Казалось, сама природа предупреждает их остановиться, вернуться домой. У реки Донец Игорь увидел солнечное затмение: «Подивился Игорь на святило: середь бела дня ночная тень ополченья русские покрыла». Автор описывает противостояние природы этому тщеславному походу: «Солнце тьмою путь ему закрыло, ночью грозою птиц перебудила, свист зверей несется, полон гнева, кличет див над ним с вершины древа, кличет див, как половец в дозоре». Вскоре полк Игоря столкнулся с небольшим половецким отрядом. Половцы были разбиты, а князь захватил богатую добычу: «Смяло войско половцев поганых, и умчала половецких дев. Захватили золота без счета, груду аксамитов и шелков, вымостили топкие болота япанчами красными врагов. Князья возгордились, тщеславие взыграло с новой силой, но уже к утру ситуация переменилась. Опять же природа предупреждает о беде: «Ночь прошла, и кровяные зори возвещают бедствие с утра, туча надвигается от моря на четыре княжеских шатра». На рассвете следующего дня лагерь русских оказался окружен половцами. Завязалась битва, но силы были не равны, половцев оказалось намного больше. Но дело не только в этом. Из-за своей гордости, самонадеянности и опять же тщеславия князь не дал своим войнам отдохнуть, он так спешил победить, что не о чем не думал. Русские войны не выдержали натиска и бежали, но князь не мог перенести такого позора: «Игорь, весь израненный, спешит беглецов вернуть обратно к бою». Он был ранен и пленен, дружина разбита. Его погубило его высокомерие, самонадеянность, он не смог унять свой пыл, горячность молодости.
Узнав о страшнейшем поражении своего сына Игоря, Святослав «со слезами смешанно» сказал: «загубили юность вы свою», «ваше сердце в кованой броне закалилось в буйстве самочином». Вот что удивительно, русский народ не осуждает князя за поражение и смерть воинов, чьих-то отцов, мужей , сыновей, братьев, ему сочувствуют, его жалеют, желают освобождения. Третья часть произведения начинается плачем Ярославны, жены Игоря. Она обращается к силам природы, порой осуждая их: «Что ты, Ветер , злобно повеваешь… стрелы половецкие вздымаешь, мечешь их на русские полки…», порой прося у них помощи: «Днепр мой славный. Возлелей же князя, господине, сохрани на дальней стороне….». И природа слышит ее стон, откликается на её просьбу: «Сам господь из половецких стран князю путь указывает к дому». Он рвется к дому всей душой, не ощущая усталости , «в горностая-белку обратясь» бежит то «серым волком», то «соколом» летит.
Игорь и Русь едины, у них одна боль, здесь нет места осуждению, критики, укоризны, русский народ желает князю добра — скорейшего возращения. Это подчеркивает Баян заканчиваю свое повествование: «Тяжко, братья, голове без плеч, горько телу, коль оно безглаво. Мрак стоит над русскую землей: горько ей без Игоря одной».
Источник
Викторина «Читаем «Слово о полку Игореве»
Разделы: Литература
Викторина по литературе проводится в 8 классе (при работе по УМК «В мире литературы», авторы А.Г. Кутузов и др.)
Количество туров – 5. Количество баллов указано в таблице «Результаты игры».
Класс делится на 3 команды. Темы туров объявляется заранее. Каждая команда получает домашнее задание: подготовить выразительное чтение (наизусть) одного из переводов плача Ярославны.
Тематика вопросов:
- Историческая основа «Слова…»: события, герои, автор.
- Тайны языка «Слова…».
- Читаем выразительно.
- Эпизод, эпизод, эпизод
- Судьба «Слова…».
- Когда князь Игорь выступил в поход?
1 мая 1185 года - Кто такой Боян?
Певец-поэт, живший во второй половине 11 в. - Кто такой Всеволод?
Родной брат Игоря, князь трубчевский и курский - Не остановило князя Игоря и предзнаменование несчастья, какое именно?
Солнечное затмение - Как долго длился поход Игоря?
С пятницы по воскресенье, около трёх дней - Кто в «Слове…» проронил своё «златое слово»?
Святослав Киевский - Кем приходится Святослав Киевский Игорю и Всеволоду Святославичам?
Двоюродный брат - Кто «плачет» в Путивле по Игорю?
Жена Игоря – Ярославна - К кому или к чему обращён плач?
К ветру, к Днепру, к солнцу - Каков идейный замысел автора «Слова»?
Призыв к объединению русских князей
- Закончите фразу: «Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки …(какие?)» и объясните значение слова поганые.
Половецкие. Поганые (от лат.paganus «языческие») – «неверные-иноверцы, нечистые» - «Вымостили топкие болота епанчами красными врагов». Какими предметами вымостили болота русские воины?
Плащами, накидками - Что значит выражение «вступить в стремень»?
Сесть на коня, выступить в поход - Что значит выражение: «Князь Игорь пересел из злата седла в седло кощеево»?
Игорь попал в плен. Кощеево – рабское - Какие четыре солнца имеются в виду в строке: «Четыре тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца»?
Четыре солнца – четыре князя: Игорь, Всеволод, Владимир-сын Игоря, Святослав Ольгович-племянник Игоря и Всеволода. Это участники похода. - Закончите фразу: «Тяжко голове без плеч, беда телу без головы» — так и…
Русской земле без Игоря - Закончите фразу: «Вступите же, господа, в золотые стремена за обиду сего времени, за землю Русскую,
за раны Игоревы, буйного Святославича
Выразительное чтение отрывка «Плач Ярославны»
Дополнительный вопрос:
С какими упрёками обращается Ярославна к ветру и солнцу?
Ветер веет навстречу, мчит вражеские стрелы на русское войско. Ветер развеял её веселье по ковылю.
Солнце горячими лучами в поле усиливает безводную жажду
(войско Игоря отрезано было от воды половцами и страдало от жары и жажды)
Расположите фрагменты «Слова…» в том порядке, в каком они встречаются в «Слове…», пронумеровав их.
(№5) Солнце светится на небе, –
а Игорь-князь в Русской земле;
девицы поют на Дунае, –
вьются голоса их через море до Киева.
(№4) «О Днепр Словутич!
Ты пробил каменные горы
сквозь землю Половецкую…
Прилелей же, господин, моего милого ко мне,
чтобы не слала я к нему слёз
на море рано».
(№1) Боян же, братья, не десять соколов
на стадо лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны восклад
(№3) «Ваши храбрые сердца
из крепкого булата скованы
и в смелости закалены.
Что же сотворили вы моей серебряной седине?»
(№2) «О дружина моя и братья!
Лучше ведь убитым быть,
чем пленённым быть,
сядем же, братья,
на борзых коней
да посмотрим хоть
на синий Дон»
- Кем и когда было открыто «Слово…»?
В конце 18 века собирателем и любителем древностей графом А.Н. Мусиным-Пушкиным - Какова дальнейшая судьба рукописи?
Впервые опубликовано в Москве в 1800 году.
В это же время снята копия для Екатерины II.
В 1812 году рукопись погибла при пожаре в Москве. - Назовите переводчиков «Слова…».
В.Жуковский, И.Козлов, А.Майков, К.Бальмонт, Н.Заболоцкий, Н.Рыленков, Д.С.Лихачёв, И.Шкляревский - Назовите русского поэта, автора стихотворения «Игорь и Ярославна», почему стихотворение имеет такое название?
Игорь Северянин. Разлука с любимой напоминает лирический сюжет «Слова…» - Назовите композитора, создавшего оперу по «Слову», какое название он ей дал?
А.П.Бородин (1833-1887).
Создание оперы «Князь Игорь» заняло почти 30 лет. Завершена после смерти композитора в 1890 году.
Источник