Всесторонне недоразвитая личность что значит

Почему люди разные. 20 фактов, которые лучше бы я узнал раньше

Эта книга о том, как меняются взгляды человека на себя и окружающих, когда он знакомится с эниостилем. Живым и ярким языком раскрывается учение Тамары и Анатолия Панченко о типах людей, приводятся интересные примеры из мировой истории и жизни самого автора, помогающие понять, почему люди разные. В конце каждой главы – упражнения по определению психологического типа.Автор книги – тренер-консультант, преподаватель Академии технологической психофилософии «Эниостиль», канд. юрид. наук.

Оглавление

  • Чисто Сердечное признание
  • Факт №1. У разных людей разные правила жизни. Миф №1. Правила жизни для всех одинаковые
  • Факт №2. Человек не должен быть всесторонне развит. Миф №2. Человек должен быть всесторонне развитым
  • Факт №3. Характер закладывается ещё до рождения. Миф №3. Характер формируется в первые годы жизни

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Почему люди разные. 20 фактов, которые лучше бы я узнал раньше предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Факт №2. Человек не должен быть всесторонне развит

Миф №2. Человек должен быть всесторонне развитым

В начале 2000-х, когда начиналась моя преподавательская карьера в вузе, я решил получить серьезное образование по педагогике. На курсе, куда я поступил, мне повезло как с профессорским составом, так и с программой обучения. Помимо педагогики нам преподавали общую психологию, возрастную психологию, конфликтологию и еще ряд интересных и полезных вещей, которые мне пригодились впоследствии. Многие утверждения мне тогда виделись совершенно логичными и неоспоримыми. Так, например, в большинстве учебников по основам педагогики говорилось примерно следующее: «Главной целью воспитания является подготовка всесторонне развитого, высококультурного человека. Эта подготовка требует такого обучения, которое обеспечивало бы последовательное усвоение учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. Кто такой школы не пройдет в юношеские годы, кто овладеет только отрывочными сведениями и не будет иметь систематизированных знаний, тот не станет образованным человеком, и этот недостаток будет всегда преследовать его по пятам».

Читайте также:  Что значит ациклические виды спорта

Вроде бы, великое, благородное дело — воспитать «разносторонне развитую личность». Мне, окончившему школу без единой «четвёрки» в аттестате, эта цель казалась более чем справедливой. И я упорно следовал ей на протяжении многих лет, уча уму разуму несчастных студентов в университете, убежденно считая, что лишних предметов нет ни в школе, ни в вузе. И каждый студент обязан (!) стремиться знать все науки на «отлично». С таким педагогическим кредо я жил и работал, считая его правильным.

Правда, где-то в глубине души я не в полной мере в него верил. Круглых отличников на курсе из года в год были единицы. Да и мои «пятёрки» по физике и информатике в школьном аттестате были скорее прилежно выслужены, чем заслужены. Что же не так в этом светлом принципе воспитания всесторонне развитой личности? Ответ на этот вопрос мне дали уже мои первые занятия эниостилем.

Эниостиль был рождён Тамарой и Анатолием Панченко в результате обобщения и синтеза целого ряда учений о человеке, которые им удалось обнаружить в отечественной и зарубежной (как западной, так и восточной) медицине, психологии, социологии и философии. В том числе и новейших на тот момент научных и околонаучных течений второй половины XX века — нейролингвистического программирования (НЛП), эриксоновской модели, транзактного анализа, соционики, телесного психоанализа, парапсихологии и т. д. Но основой основ философии эниостиля (как, впрочем, и большей части вышеперечисленных концепций) стала типологическая теория, разработанная одним из учеников Фрейда великим ученым и психиатром Карлом Густавом Юнгом.

Юнг несколько лет был соратником и последователем Фрейда. Но позднее он расстался со своим учителем и пошёл в исследованиях сознательного и подсознательного дальше. В 1921 году в Цюрихе вышла в свет фундаментальная работа Юнга «Психологические типы», которая буквально совершила революцию в представлениях о типах людей. Именно это сочинение стало отправной точкой и в эниостильной психофилософии Панченко.

Своё главное открытие, предопределившее дальнейшую типологию людей, Юнг сделал на основе своих научных исследований в области психиатрии и своей многолетней практики в качестве психотерапевта. В частности, он обратил внимание, что в основе поведения людей лежит тот или иной способ получения и обработки информации.

Так, человек получает информацию либо посредством своих органов чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус), либо благодаря так называемому шестому чувству. При этом у одних людей больше развит первый способ получения информации (ощущение), а у других — второй (интуиция). Первые больше доверяют тому, что сами услышали, увидели или ощутили. Вторые же, напротив, скорее воспринимают сигналы своего внутреннего голоса.

Равным образом, двумя путями происходит и обработка полученной информации, её анализ и оценка. Мы либо оцениваем её с позиции логики (распознаём, «что это такое», мысленно анализируем и определяем место в нашей классификации вещей и явлений), либо даём ей субъективную чувственную оценку (отвечаем себе на вопрос: «Какую ценность это для меня представляет, нравится мне это или нет?»). И здесь также наблюдается деление людей на две половины: одни привыкли всё подвергать логическому анализу (включается мышление), другие же всецело доверяются своим эмоциям и переживаниям (включается чувство).

Обозначив четыре базовые психические функции (ощущение, мышление, чувство и интуицию), Юнг сформулировал ещё одну важную закономерность. Парные функции, утверждал он, взаимодополняют и взаимоисключают друг друга. То есть чем больше в человеке склонности к мыслительному анализу, тем меньше в нём чувственности. И чем больше доверия ощущениям, тем меньше способности к интуитивному восприятию мира. Бывает, конечно, когда эти функции распределяются в человеке в равной степени. Скажем, логичности столько же, сколько чувственности. Но в этом случае обе эти функции оказываются слабыми и недоразвитыми. А значит, такая личность уже не сможет достичь выдающихся успехов ни там, где требуется серьёзный мыслительный анализ (например, экономика или точные науки), ни там, где ценится богатство чувств (например, искусство).

Вот и получается, что сама идея «всесторонне развитой личности» в принципе недостижима. Настойчиво требуя от человека быть успешным во всём, общество (и здесь, как ни печально, немалую роль играют семья и школа) неотвратимо толкает его в состояние «недоразвитой» и «самоограниченной» личности. Как говорят в таких случаях, хотели как лучше, а вышло наоборот.

Понимание того, что быть «всесторонне развитым человеком» невозможно, стало для меня вторым открытием в эниостиле. И хотя заслуга в обосновании этой закономерности всецело принадлежит великому Юнгу, в мою картину мира её принесли Тамара и Анатолий Панченко.

Полезное упражнение. Проанализируйте, как вы чаще воспринимаете информацию и как вы её чаще оцениваете. Каким способам её получения и обработки вы склонны доверять больше? Определив ваши предпочтительные психические функции, сверьте полученный вывод с реальной действительностью. Для этого вспомните ваши недавние решения и результаты, к которым они привели. В каких случаях вы были довольны достигнутыми успехами? Как правило, успех к нам приходит тогда, когда мы принимаем решения, опираясь на предпочтительный и более привычный нам способ получения и обработки информации.

Источник

Всесторонне недоразвитая личность что значит

Я не придумал, какая иллюстрация подойдет к этой заметке, и разместил здесь не имеющую к ней отношения красивую абстракцию

Те, кто сколько-нибудь знаком с системой образования (то есть все), знает, что ее задача — особенно в средней школе — дать маленькому гражданину минимальные знания во всех областях человеческого знания. Когда гражданин взрослеет, его обучение сужается — он превращается либо в физика, либо в лирика, если читатель позволит мне такое грубое обобщение, и дальше развивается по этому пути. Однако специфика современной системы обучения, а также мода последний десятилетий на всеуспевающих детей превращает гражданина во всесторонне недоразвитую личность.

В школе преподают очень разные дисциплины. Правильно ли это? Да, это правильно: будь человек талантливейшим поэтом, ему будет достаточно трудно без умения умножать двузначные числа или навыка работать с молотком и гвоздями. Если человек — хороший физик, его встретят проблемы на жизненном пути, связанные с неумением формировать и выражать собственное мнение словами, которому способствует литература и история. в общем, читатель, ты понял, о чем я говорю? Надо знать основы всех этих дисциплин на уровне школьной программы — да, здесь самое время нам с тобой покраснеть — тогда, может, меньше будут популярны и «русский мир», и чудо-таблетки, и чакра под очередным третьим глазом. Комплексное знание необходимо и полезно.

Но если ребенок талантлив в одних дисциплинах, и плох в других — в сущности, в этом же нет ничего плохого. Человек — явление уникальное, и что бы не говорила официальная педагогика, одна из глупейших вещей на свете, талант может быть, а может и не быть — не всем дано блистать энциклопедизмом знаний, да и каким-нибудь талантом вообще. На заметку родителям: если чадо приносит пятерки по одним предметам и тройки по другим — не спешите его ругать за тройки, тогда не останется и пятерок. Дело требует только аккуратного подхода! Но дубовая постсоветская педагогика нуждается в отличниках, олимпиадах и конкурсах. На выходе получается маленький человек без свободного времени, занятый кучей ненужной ерунды в рамках школьной программы, а согласно нынешней моде — еще и вне этих рамок. Иностранные языки? Пение? Хор? Сольфеджио (что это такое?)? Музыка? Скрипка — это же хрестоматийный пример! Танцы? Это близко не полный перечень занятий, которыми модно загрузить ребенка, окончательно уничтожая так необходимое свободное время, которое всегда исчезает во взрослой жизни.

Не спеши обвинять меня в нелюбви к образованию, читатель, ведь, как все нормальные люди, я положительно отношусь к учебе и хобби. Отрицательное отношение вызывает мода успевать все. Таков человек XXI века, герой эпохи постмодернизма и массовой культуры — он везде и все успевает. С точки зрения образования, этому способствует и педагогическая наука — поищите и откройте навскидку несколько книг или статтей по этой теме, и вы обязательно прочитаете, что целью учебных заведений является воспитание всесторонне развитой личности, способной раскрыть все свои таланты — но что делать, если талантов нет?, стать полноправным членом общества, приобщится к национальной и мировой культуре. и так далее. Конечно же, основой этого всего являются гуманистические идеалы.

Специфика практики тотального обучения, которую я нарисовал выше, в очень многих случаях делает из человека что-то весьма безразличное. Изучение самых разных наук и искусств «по службе» — или, что много хуже, «из-под палки» (бывают случаи, когда кавычки здесь неуместны, не так ли?) настолько приедается, что исчезает всякое желание иметь с ними дело. Не забывайте о том, что в постсоветском обществе успехи в учебе не слишком часто совпадают с успехами в жизни вообще и в трудоустройстве в частности — отличники, блистающие золотыми медалями и красными дипломами, не всегда способны найти работу лучше, чем ее находят троечники. Стереотип, спросите вы? Конечно! За которым стоит настоящая практика.

Есть те, кто интересуется сразу всеми возможными дисциплинами в школе, а потом — в институте, кому интересны все виды искусства и спорта, любые доступные хобби. — по зову души, а не по приказу / пожеланию родителей или учителей. И такой человек попадает под определение, которое я дал в заголовке этой заметки. Очень немногие личности в истории преуспевали в это — знать и уметь сразу все, это люди энциклопедических знаний, которых раньше было мало, а сейчас, наверное, почти не осталось — не потому, что человечество деградирует, вовсе нет — объем доступных знаний много превысил возможности человека их узнать. Некоторым типажам, особенно этим страдают творческие личности, свойственна хаотичность и непостоянство интересов — сегодня он начинает писать книгу, обязательно толстый роман, завтра роман ему уже неинтересен. Эта хаотичность и вспыльчивость соединяется часто с большими амбициями, которые и без того постоянно растут, подпитываемые, в целом, неплохими задатками и в то же время отсутствием, вопреки работе — иногда очень даже интенсивной — видимого результата, обусловленного привычкой бросать дело на полпути.

Во всех этих случаях, по зову собственного сердца и под контролем старших, под влиянием современной культуры и эдакого идеала «бизнесмена» или «бизнес-леди», современного делового человека, способного, безо всякой усталости, работать, созидать, путешествовать и общаться, получается то, что объединяет эти две, кажется, очень отдаленные ситуации — это всесторонне недоразвитая личность на выходе.

Это человек, который понемногу попробовал себя во всех, или почти во всех, или во многих доступных ему занятиях. Все эти ремесла он изучил поверхностно — да теперь еще есть, благо, Интернет, — не добившись серьезного результата, но, как правило, быстро в них разочаровавшись. Или дело в обязанности школьных лет без настоящего интереса, что отнимает желание заниматься чем-нибудь вообще, или — в собственной непостоянности, но знания такой личности очень ограничены и частичны. Затрачены огромные усилия, эффективное применение полученых почти всегда невозможно.

По личным наблюдениям автора, явление всесторонне недоразвитой личности все же нельзя считать массовым. Не могу сказать, чтобы это было свойством даже большинства. Но в такую личность очень легко превратить человека, не лишенного действительно хороших природных задатков, которые немедленно пускают в оборот родители, школа или он сам. На выходе такой работы, не подкрепленной постоянным интересом, получается человек, который знает все понемногу, и ничего толком. В лучшем случае, с ним просто есть о чем поговорить. Часто это создает ложное впечатление собственной одаренности, оно сильно контрастирует с реальным положением вещей — неконкурентоспособностью человека как работника, специалиста. Часто такая поверхностная эрудированность создает ложное впечатление в глазах окружающих. Когда дело доходит до практики, результаты получаются очень разочаровывающими.

Источник

Разносторонне развитый человек — это …

Автор: Guru · Опубликовано 07.03.2017 · Обновлено 07.03.2017

Кто такой разносторонне развитый человек? Это тот, кто стремится развиваться во многих направлениях сразу, чтобы не только преуспеть в жизни, но и жить интереснее. Такой человек всегда познает новое, не устает открывать для себя мир, который кажется ему кладезем полезных знаний. Именно такой человек никогда не скучает. С ним приятно общаться и беседовать, ведь он полон идей и новых сведений.

Как стать разносторонне развитым человеком? У меня есть друг, который знает ответ. Его интересов не перечесть. Самое удивительное, что он все успевает, и когда я спрашиваю его, как ему это удается, он говорит: «Чем больше делаешь, тем больше успеваешь». Под этим девизом, как мне кажется, люди творят историю. Ведь невозможно добиться полномасштабного успеха, интересуясь только одним делом. Как правило, люди великие знают и могут очень многое, поэтому они и стали такими. Я думаю, моему другу тоже удастся стать успешным и известным, так как он уже сейчас не ставит себе преград, будто он что-то не в состоянии сделать. Он просто берет и делает, вот, как надо жить! Я тоже стараюсь развить в себе его упорство и любознательность. Чтобы развиваться, мы регулярно читаем книги, самые разные, и обсуждаем их. Кроме того, мы смотрим видеоуроки, чтобы освоить какие-то полезные навыки, и подписываемся на интересные и познавательные новостные и аналитические издания.

Я думаю, все бы были разносторонне развитыми, если бы это было легко. А это сложно, по большому счету. Нужно перебарывать лень, желание стать своим в толпе и подыгрывать ей, боязнь нового и т.д. Многие люди не справляются с этим, потому что считают это нормой. К сожалению, они выбирают пути наименьшего сопротивления, то есть бездельничают. Самое смешное, что они же жалуются на то, что жизнь скучна, а люди и того хуже. Мне жаль, но с таким подходом они обречены влачить именно такую жизнь и видеть именно таких людей рядом. Но они всегда могут это исправить, если начнут развивать в себе силу воли. Сильный духом человек способен перенести любые испытания, преодолеть любые жизненные преграды.

Таким образом, разносторонний человек – этот тот, кто не ленится открывать новое и интересоваться всем окружающим миром. Он любопытен, общителен и всегда интересен в общении. К таким людям стремятся, таких любят, хоть иногда и не понимают, потому что боятся, ведь в разносторонне развитом человеке скрыта великая сила ума. Он сможет добиться всего, чего захочет, а вот ленивые и пассивные люди смогут разве что завидовать ему.

Источник

Оцените статью