- Вселенские Соборы – что это и что решали
- Вселенские Соборы — что это
- Вселенские Соборы Православной Церкви
- Седьмой Вселенский собор
- Вселенские соборы в Православии и католицизме
- Молитвы Святым Отцам Вселенских Соборов
- Тропарь Святым Отцам шести Вселенских Соборов, глас 8
- Кондак Святым Отцам шести Вселенских Соборов, глас 8
- Тропарь Святым Отцам Седьмого Вселенского Собора, глас 2
- Кондак Святым Отцам Седьмого Вселенского Собора, глас 6
- Вселенские Соборы (+ВИДЕО)
- История Византии. Беседа 6-я
Вселенские Соборы – что это и что решали
Вселенские Соборы — что это
Изначальное значение слова «собор» – «собрание, съезд». Сегодня в этом значении слово употребляется лишь в церковном лексиконе. Вселенские соборы – собрания иерархов православной Церкви в её вселенской полноте с целью обсуждения общецерковных догматических, канонических и дисциплинарных вопросов.
Участники собора в большинстве своём являются епископами, представляющими отдельные Поместные Церкви. Архиереи – преемники апостолов, носители особой благодати. Поэтому их собрание принимает решения не от себя, а под водительством Святого Духа. В связи с этим положения Вселенских Соборов признаются истинными и обязательными для всех автокефальных Церквей. Таким образом, Вселенский Собор – это орган высшей церковной власти.
Чтобы Собор получил статус Вселенского, он должен пройти проверку временем. Необходимо, чтобы все Поместные Церкви признали его постановления соответствующими Божьему Закону и нормам церковного управления. Некоторые собрания под давлением императоров или влиятельных архиереев принимали противоречащие православному вероучению решения. Впоследствии такие Соборы отвергались Церковью. Они оценивались как нелегитимные, а их постановления не принимались мировым христианством. Эти соборы принято называть «разбойничьими».
Вселенские Соборы Православной Церкви
Сколько было Вселенских соборов? В Православии таковых семь. Первый проходил в 325 году в Никее, при императоре Константине Великом. Собор признал еретическим арианское учение о тварности Христа, отрицавшее Его единосущие Богу-Отцу. Были провозглашены соответствующие догматы, приняты 7 тезисов Символа веры. На съезде также утвердили время празднования Пасхи.
Местом проведения Второго Вселенского Собора стал Константинополь. Это произошло в 381 году (при Феодосии Великом). Осуждению подверглась ересь, не признававшая Божественность Святого Духа. Соответственно, были приняты догматы об этом Лице Святой Троицы и окончательно сформулирован Символ веры.
Третий Собор прошёл в 431 году, во время правления Феодосия Малого. Местом проведения стал Эфес. Церковь тогда разоблачила ересь несторианства. Она учила, что Христос – человек, который имел особую благодатную связь с Богом. Соответственно, Дева Мария не признавалась еретиками как Богоматерь. Собор принял догматы о двух природах (Бога и человека) Господа, а также о том, что Мария была Богородицей.
Четвёртый Собор состоялся в 451 году в городе Халкидон. Тогда правил император Маркиан. Церковные иерархи осудили ересь монофизитства, отрицавшую человеческое естество Христа. Был провозглашён догмат о неразрывном и неслиянном соединении во Спасителе природы Божества и человека.
5-й и 6-й Вселенские Соборы Православной Церкви вновь были проведены в столице Византии. Это произошло в 553 (Юстиниан I) и 680 (Константин Погонат) гг. Церковь тогда подтвердила решения предыдущих Соборов, а также осудила несколько ложных вероучений. В их числе арианство, которое не принимало догмат о единосущии Христа и Бога-Отца. А также монофелитство, которое отрицали наличие у Христа человеческой воли. Было принято учение о том, что Спаситель обладал и Божественной, и человеческой волями, которые находились в согласии друг с другом.
Седьмой Вселенский собор
В 8 веке Церковь в Византии страдала от ереси иконоборчества, которой были подвержены даже некоторые императоры. Так, Лев Исаврянин издавал указы о массовом уничтожении святых образов и жестоком преследовании их почитателей. Народ в большинстве своём продолжал поклоняться изображениям Господа и святых, что порой приводило к восстаниям. Против ереси выступали святой Иоанн Дамаскин и другие выдающиеся богословы.
Преемник Льва Константин Копроним продолжил иконоборческую политику. Он стремился, главным образом, воздействовать на епископов и прочих монашествующих. Ведь многие из них всё ещё отстаивали почитание святых образов. Император прибегал к казням иноков и закрытию монастырей. А в 754 году с епископами-еретиками он организовал церковный Собор, который осудил иконопочитание. Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает:
«Немало пришлось услышать проклятий от лица этого Собора всем тогдашним ревнителям православия. Немало было возведено на них ложных обвинений. В основу своих ложных иконоборческих мудрствований Собор положил вымышленные сказания и подложные изречения Отцов Церкви».
Гонения несколько ослабли при следующем правителе – Льве IV. После его смерти трон заняла супруга императора Ирина. Она была благочестивой иконопочитательницей, за что долгое время пребывала в опале. Став единоличной правительницей, Ирина прекратила репрессии. Однако для торжества Истины этого было мало.
По наставлению новоизбранного патриарха Тарасия, Ирина созвала 7 Вселенский Собор, который разоблачил предыдущее иконоборческое собрание и утвердил догмат о почитании святых образов. Всё это было подкреплено многочисленными аргументами, которые опирались на Священные Писание и Предание, а также на многочисленные свидетельства о чудесах от икон. Собор постановил:
«Мы определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения честного и животворящего Креста… Взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним… Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется личности, изображённого на ней».
Собор также принял 22 канонических правила. Он завершил эпоху Вселенских Соборов и процесс формирования православного вероучения.
Вселенские соборы в Православии и католицизме
В Восточном и Западном христианстве сложились различные взгляды на Вселенские Соборы и их количество. Все 7 признаваемых Православием Соборов проводились в течение 9 веков после Рождества Христова. То есть они проходили до разделения единой Церкви на православную и католическую. Соответственно, все эти Соборы признаются и на Западе.
Однако впоследствии католики созывали ещё множество других Соборов, которые не признаются Православием. Так, согласно Западному христианству, общее количество Вселенских соборов – 21. Причём последний из них проводился в 60-х годах прошлого столетия (II Ватиканский).
Отдельно стоит упомянуть о Соборе, который католики считают Вселенским, именуя Четвёртым Константинопольским. Он был созван в 869 году силами византийского императора Василия I и папы римского Адриана II. С одной стороны, это собрание проходило до официального разделения Церквей, в столице православной Византии. Более того, местом собрания был главный православный храм империи (Собор Святой Софии).
С другой же стороны, съезд проводился императором в целях угождения Римскому престолу. Его результатами стали недопустимые уступки Западу. Например, низложение патриарха Фотия и признание первенства Папы Римского в ключевых церковных вопросах. Однако вскоре церковная политика Василия I изменилась и деяния Собора были подвергнуты забвению. Таким образом, он не был принят в Православии.
Разделение христианской Церкви на Восточную и Западную является одной из причин настороженного отношения в Православии к потенциальному проведению Восьмого Вселенского Собора. Догматических запретов на это нет. Ведь Соборы являются одной из форм самоуправления и самоорганизации Церкви. Они созываются, когда возникает необходимость принятия важных общецерковных решений.
Молитвы Святым Отцам Вселенских Соборов
Тропарь Святым Отцам шести Вселенских Соборов, глас 8
Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.
Перевод:
Препрославлен Ты, Христе Боже наш, как светила на земле отцов наших утвердивший и ими на путь истинной веры всех нас направивший, Многомилостивый, слава Тебе!
Кондак Святым Отцам шести Вселенских Соборов, глас 8
Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты/ Це́ркве еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́нну от е́же свы́ше Богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.
Перевод:
Проповедь Апостолов и отцов догматы веру единую для Церкви утвердили; и она, нося одежду истины, сотканную из небесного Богословия правильно преподает и славит благочестия великое таинство.
Тропарь Святым Отцам Седьмого Вселенского Собора, глас 2
Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.
Перевод:
Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотью на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»
Кондак Святым Отцам Седьмого Вселенского Собора, глас 6
И́же из Отца́ возсия́в Сын неизрече́нно, / из Жены́ роди́ся сугу́б естество́м, / Его́же ви́дяще, не отмета́емся зра́ка изображе́ния, / но сие́ благоче́стно начерта́юще, почита́ем ве́рно. / И сего́ ра́ди и́стинную ве́ру Це́рковь держа́щи, // лобыза́ет ико́ну вочелове́чения Христо́ва.
Перевод:
Сын, воссиявший От Отца неизреченно, от Жены родился в двух естествах. Зная это, не отрицаем начертания Его облика, но благочестиво его изображая, почитаем преданно. И потому Церковь, держась веры истинной, лобызает икону вочеловечения Христова.
Источник
Вселенские Соборы (+ВИДЕО)
История Византии. Беседа 6-я
Как и для чего созывается Вселенский Собор, какие вопросы решает? Почему Православная Церковь Вселенскими считает только семь Соборов IV–VIII веков? По каким признакам определяется, что тот или иной Собор – Вселенский? Может ли быть созван «Восьмой Вселенский Собор»? Рассказывает историк Павел Кузенков.
Здравствуйте, дорогие читатели и зрители портала «Православие.ру». Тема сегодняшней нашей встречи – Вселенские Соборы. Мы поговорим о том, что собственно такое Вселенский Собор, как он появился, какая идея стояла за этим учреждением, какую роль он играл в истории древней Церкви.
Собор Поместный и Собор Вселенский
Соборный принцип лежит в основе устроения всех Поместных Церквей. И уже в IV веке соборы считались давней традицией, каждая Поместная Церковь регулярно проводила соборы, на которых председательствовали наиболее авторитетные старшие епископы. Как правило, это были епископы крупнейших городов тех областей, которые входили в юрисдикцию Поместной Церкви. В соборах принимали участие епископы. Если на уровне епископской власти епископ оказывался полным и абсолютным главой, обладавшим всей полнотой власти в Церкви, то на соборе власть уже была коллегиальная, и предстоятель собора – а, как правило, это был митрополит – уже был первым среди равных и ничего не мог решать без согласия других епископов, но и они ничего не могли предпринимать в рамках именно этой ступени церковного управления без его ведома.
Митрополит созывал Поместные соборы, проводил их, и именно на него была возложена обязанность следить за тем, как выполняются решения соборов. Также на соборах избирали архиереев на овдовевшие церковные престолы.
Этот уровень соборов – собор Поместной Церкви – сохраняется и в нашей Русской Православной Церкви как Архиерейский собор и является важнейшим элементом церковного управления.
Вселенский Собор – институт совершенно другого рода.
Сама идея созыва Вселенского Собора возникла при весьма драматических обстоятельствах. В начале IV века, как мы помним, император Константин обратился в христианство и принял на себя попечение о единстве Церкви. Конечно, будучи императором, он, прежде всего, следил за единством государства и очень много сделал для того, чтобы восстановить распавшуюся на части Римскую империю. Когда он наконец объединил ее и в 324 году прибыл на Восток, соединив его с Западом и создав единую Римскую империю, единое большое государство, он обнаружил, что в церковных делах Востока царит смятение, что Церковь находится в разделении. И для того, чтобы примирить достаточно бескомпромиссно настроенные церковные группировки, он созывает особое совещание, которое впоследствии будет названо Вселенским Собором – Σύνοδοι Οικουμενικαί. Это собрание охватывает всю вселенную, ибо Римская империя претендовала именно на это – объединять в себе все земли обитаемого мира.
В 325 году к торжествам, приуроченным к 20-летию восшествия на престол императора Константина, в Никее, где в то время находился императорский дворец, ибо Константинополь еще не был построен, собираются епископы со всех концов империи, но прежде всего, конечно, из восточных провинций, для того чтобы обрести единомыслие в вопросах, разделявших Церковь. Необходимо было обсудить учение Ария, пресвитера из Александрии, который дерзко противопоставил свое мнение учению своего архиерея – Александрийского епископа – и учению многих других египетских епископов и был соборно осужден, но нашел покровителей, в том числе среди лиц, близких к императору Константину, например, Евсевия, епископа Никомидии, в то время считавшейся столицей Восточной империи. Вокруг Ария создалась достаточно напряженная ситуация противостояния. Но были и другие вопросы, которые предстояло решить на этом совещании. В частности, отношение к безбрачию: требуется ли безбрачие для всех клириков или только для епископов; отношение к способу вычисления даты празднования Пасхи – так называемый вопрос Пасхалии; другие, более частные вопросы.
Собор и светская власть
Император Константин своим указом созвал церковный Собор. Явление само по себе очень характерное для начала IV века: тогда по традиции Римская империя была государством во главе с понтификами – римский император воспринимался еще и как духовный лидер римского народа.
Но император Константин очень недвусмысленно отмежевался от всех попыток придать ему статус некоего главы Церкви, некоего главы церковной иерархии, некоего епископа, как в то время говорили, то есть надзирателя над делами Церкви, и сказал, что нет, я – ἐπίσκοπος, то есть надзиратель, только над внешними делами, как император. Вы же, отцы, сами решайте свои вопросы. Я Собор созываю и удаляюсь в число присутствующих.
Собор созывался государством, но был исключительно церковным органом. Однако сам факт государственного созыва придавал ему статус института чрезвычайного
Император уклонился от прямого участия в Соборе, и, несмотря на то, что он присутствовал на некоторых заседаниях и даже высказывал очень важные мнения, голосование на Соборе шло без него, и это очень важный момент: Собор хотя и созывался государством, но действовал исключительно как церковный орган. Эта традиция была впоследствии продолжена на всех Вселенских Соборах. Но сам факт такого их государственного созыва придавал им статус не просто церковных, но государственно-церковных институтов – и институтов чрезвычайных. Ибо в церковной канонической традиции церковный собор предусматривался только на поместных уровнях. На вселенском же уровне соборы могли быть созваны только по желанию государства и только по вопросам, которые считались чрезвычайно важными для всей Церкви. Такими вопросами были, как правило, острые ереси, и именно им были посвящены заседания всех семи Вселенских Соборов. Некоторым исключением является Трулльский Собор, на котором рассматривались вопросы канонической дисциплины, но он примыкает к VI Вселенскому Собору, а заодно и к V, который не рассматривал никаких новых канонов и в церковной традиции, несмотря на то, что имеет статус Вселенского, считается дополнительным; а Трулльский – V–VI Вселенским Собором.
Основная задача Вселенского Собора – решение именно догматических вопросов. Но и канонические вопросы принципиального характера также рассматривались на большинстве Соборов – это то, что называется «Правила Соборов», они составляют основу канонического учения, канонических норм Православной Церкви, включены в книгу Правил, и это то сокровище православной традиции, которое также лежит в основе современной церковной жизни.
Главным вопросом всех Вселенских Соборов было преодоление самых опасных ересей
Итак, главным вопросом всех Вселенских Соборов было преодоление самых опасных ересей. Последней по времени – в VIII–IX веках – стала ересь иконоборческая, оказавшаяся совершенно неожиданной для многих. Борьба с иконами была инициирована императорами, которые ориентировались на ветхозаветные образцы и пытались таким вот образом угодить Богу – через отрицание икон. Это заблуждение было преодолено на VII Вселенском Соборе в 787 году. А в 843 году на Константинопольском соборе иконопочитание было восстановлено, иконоборчество окончательно повержено, и с этого времени соборный период в истории Церкви считается оконченным. Церковь вступила в новый период своей истории, который обычно называется Торжество Православия. И именно как завершение борьбы с ересями празднуется каждый год память Торжества Православия в первое воскресение Великого поста.
В дальнейшем многие соборы созывались как вселенские, но церковное Предание, «плерома» – полнота Церкви в качестве вселенских их не восприняла, и сейчас традиционно Вселенскими считаются только семь Соборов.
Человеческое и Духа Святого
Многие соборы, созывавшиеся как вселенские, оказались еретическими сборищами и в церковную историю вошли как лже-соборы. Таков II Эфесский собор 449 года, известный как собор Разбойничий; таков иконоборческий собор середины VIII века. И хотя почти по всем формальным критериям эти соборы как будто бы вселенские, однако же решения, принятые на них, Церковью были не восприняты или же восприняты сначала с настороженностью, а потом и опровергнуты.
Через действие Святого Духа и происходит решение тех или иных вопросов на всех соборах
Так что на вопрос: по каким критериям определить, что Собор является Вселенским? – ответа нет, ибо никаких формальных критериев для этого не существует. Это вообще особенность православного понимания устроения Церкви: православная экклесиология учит, что Церковь – не человеческое устроение; человеческая администрация, конечно, присутствует в Церкви, но Церковь, прежде всего, обитель Духа Святого. И именно через действие Святого Духа и происходит решение тех или иных вопросов на всех соборах, в том числе и на Соборах Вселенских, и какие бы то ни было формальные критерии здесь просто неуместны.
Это иногда вызывает раздражение, иногда вызывает недоумение: как же так? вы не можете решить, какой собор – Вселенский, а какой – нет? Но в этом и состоит глубокая тайна и мистика православной экклесиологии, что это все за пределами человеческого разумения и человеческой власти. Это все то, к чему надо относиться с глубоким благоговением.
Так, по всем формальным критериям соборы IX века вселенские, и в частности собор 879 года – многие и предлагают считать его Вселенским Собором, греческие богословы посвятили этому немало статей и публикаций. Но пока церковное сознание этого не признает, и никакими указами, или рескриптами, или человеческими решениями это невозможно утвердить. Это, кстати, один из способов противостояния соблазнам еретических или канонических искажений и заблуждений в Церкви. И тут одно из основных отличий Православия от католичества, где главным гарантом догматической и канонической чистоты церкви является папа Римский. В Православии же таких гарантов вообще нет, и даже Вселенский Собор нельзя рассматривать в качестве такого гаранта, ибо его решения могут быть приняты только всей полнотой Православия. Это иногда вызывает очень драматичные события – когда собор, объявленный Вселенским, вдруг приходится объявлять лже-собором: страдает очень много людей, происходят волнения, иногда расколы. Но, с другой стороны, Церковь таким образом уберегается от соблазна через формальные институты проводить в ее жизнь решения крайне опасные.
Никто из католиков, например, не сможет сказать, что будет, если папа ex cathedra – с кафедры – объявит нечто еретическое или канонически неприемлемое, ведь он, по догматике Католической церкви, является в любом случае непогрешимым. Папа стоит над собором в католической экклесиологии, и ни один собор не может подвергать сомнению его решения, не то что человек. Православное же отношение к таким вопросам гораздо более мудрое и безопасное, потому что любая ересь, каким бы институтом она ни была утверждена и установлена, не получит никакого основания, если будет отторгнута церковной полнотой, если хранится хотя бы крупица православного сознания. И даже один человек, как мы знаем на примере святителя Афанасия Великого, может противостоять целому собору заблуждающихся во главе с ересиархом. В этом – великий опыт православной традиции, в этом – и великое сокровище, которое всем нам нужно хранить и которое очень важно ценить.
Будет ли VIII Вселенский Собор?
Во-первых, Вселенский Собор созывается государством – в римской истории это был римский император, потому что решения Собора необходимо проводить в жизнь. Для того, чтобы проводить в жизнь решения Собора, необходимы институты – у Церкви этих институтов нет, она опирается в своей деятельности на власти, потому что Церковь институт духовный, ни полиции, ни армии, ни тюрем у нее быть не может. Если же решения Собора будут осмеяны и попраны, никто их не будет соблюдать, то такой Собор тоже вызывает много вопросов. Поэтому в отсутствие некоего гаранта, который бы обеспечил проведение принятых на Соборе решений, созыв его затруднителен.
И второе: для того, чтобы созывать Собор, нужна очень веская причина. Такой причиной может быть какая-то крупная ересь, но, как учат современные богословы, практически все ереси уже опровергнуты, и все обилие еретических заблуждений, которые мы встречаем в современных сектах, так или иначе может быть сведено к одной из главных ересей, опровергнутых еще святыми отцами.
Если административные вопросы будут решаться на соборе общеправославного уровня, то возникнет соблазн некоего православного папизма
Что же касается каких-то юридических, административных вопросов, то это не те вопросы, которые решаются Вселенскими Соборами. Эти вопросы уместнее решать на совещаниях архиереев, на совместных встречах и т.д. Ибо совместное собрание епископата всей полноты Православной Церкви – это событие чрезвычайного значения, и оно не может быть сведено к формальному институту. Ибо это означало бы, что возникает некая особая единая Церковь, которая претендует на то, чтобы главенствовать над всеми Поместными Церквами, что противоречит православной традиции. Ибо в Православии именно вот это соцветие, созвездие Поместных Церквей образует ту полноту, которая соответствует полноте апостольского служения, когда Господь рассылает в мир апостолов, не ставя никого во главе их и не призывая их подчиняться ему как своему начальнику. Ведь даже первоверховный апостол Петр, который сподобился от Господа особых каких-то знаков внимания, никогда и нигде не числится главою апостолов. И всегда, даже в собственном послании, он обращается к своим сослужителям как равный к равным.
Поэтому каждая Православная Поместная Церковь имеет свои соборы и этими соборами управляется. Если же административные вопросы будут решаться на соборе общеправославного уровня, то здесь возникает соблазн некоего православного папизма, объединения Церквей во главе с неким первоиерархом, для чего в нашей православной экклесиологии нет никаких канонических оснований, и это не соответствует древней традиции Церкви.
Источник