Время нелинейно что это значит

«В сравнении»: Идея нелинейного времени. Произведения К.Воннегута и Т.Чана

Мы привыкли что время словно натянутая нить, пройти по которой можно исключительно в одну сторону. Но квантовая физика сумела пошатнуть устоявшиеся представления о «стреле времени». Concepture рассказывает о двух литературных произведениях, вдохновлённых идеей нелинейного течения времени.

Предыстория.«Эксперимент со временем»

Вопрос куда более сложный, чем может показаться на первый взгляд. Можно ли назвать временем стрелку, что ходит по кругу, пока механизм не выйдет из строя? Или процесс, при котором нечто целое, новое, свежее становится дряхлым и испорченным?

Конечно, общество не может функционировать в десятках противоположных системах координат, поэтому однажды сформировались основные и непреложные понятия, к которым отнесли и время. Как система отсчёта, позволяющая координировать деятельность множества людей, бесконечный двадцатичетырёхчасовой марафон оказался удобен и в меру эффективен.

Обычный взгляд на время представляет собой некую линию, проведённую по траектории движения стрелы, две точки на которой всегда находятся в отношении «раньше» / «позже» (та, которая позади непременно относится к прошлому). В таком положении человеческое сознание всегда разделяет весь массив времени на «прошлое», «настоящее» и «будущее», а значит всё происходящее разделяется на пережитое и ещё предстоящее. Знакомо, не правда ли?

Читайте также:  Что значит быть счастливым с другим человеком

Первой пулей, выпущенной в стройное тело концепции линейного времени стало развёрнутое эссе ирландского авиаинжинера и лётчика Джона Уильяма Данна. На основе собственных опытов с прекогнитивными сновидениями и искусственно вызванными прекогнитивными состояниями авиатор сделал следующий вывод: «прошлое», «настоящее» и «будущее» существует одновременно в полном объёме, но человеческое сознание способно фиксировать лишь одну точку за раз, и относительно неё строить своё восприятие (то, что уже произошло – прошлое, то, что ещё только предстоит – будущее). Если вам трудно это осознать, то представьте себе книгу: вы держите её в руках всю и разом, но воспринять можете только одну страницу. Вот то же и с блок-временем.

Конечно, теория, основанная на гипотетически паранормальной способности видеть будущие события вызвала большой резонанс и множество споров, но также привела к целому ряду научных теорий (например, работа Ицхака Барса «Физика двухмерного времени») и возникновению философского течения – этернализму. В свою очередь, это оказало культурное влияние на целую плеяду авторов, из которых сегодня мы рассмотрим двух – Курта Воннегута и Теда Чана.

Дабы не растекаться мыслью по древу, нами были выбраны два произведения, в которых, на наш взгляд, наиболее полно отражена данная концепция. Ими стали «Бойня №5 или Крестовый поход детей» и «История твоей жизни». Если вдруг вы радикально против чтения, то оба произведения были экранизированы: в 1972 появился на свет «Бойня № 5» Джорджа Роя Хилла, а в 2016 – «Прибытие» Дени Вилнёва (экранизация повести Теда Чана).

«Бойня №5 или крестовый поход детей»

«Бойня №5…» – одно из произведений антивоенной волны второй половины двадцатого века. Осознание чудовищности двух мировых войн, в совокупности с целым рядом мелких «локальных» конфликтов провоцируют Курта Воннегута на написание романа, в котором главное событие – бомбардировка Дрездена, так и не «случается». Военная тематика и антураж произведения во многом связаны с непониманием Воннегутом того, что же заставляет человечество воевать и совершать столь чудовищные поступки (а он может об этом рассуждать, потому что являлся одним из семи выживших американских военнопленных во время бомбардировки Дрездена). Конечно, столь скандальное произведение, особенно учитывая временной период (разгар холодной войны), стало событием культурного масштаба. Роман цензурировался в США и даже входил в список «вредных». Перейдём к сути.

Главный герой романа – Билли Пилигрим. Он обычный человек, слабый, робкий, апатичный. Пережив войну и вернувшись домой, Билли испытывает на себе все «прелести» посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Но всё кардинально меняется, после того (или, может быть до, или во время), как Билли похищают обитатели планеты Тральфамадор. Это пятиполые существа с руками на глазах, имеющие одну очень важную и интересную для нас особенность – они воспринимают время всё разом. Целиком. Для них нет прошлого и будущего, есть только происходящие события. Те, что должны произойти. Ни о какой «свободе воли» здесь речи не идёт. Это полная предопределённость с известным исходом. Когда кто-то умирает, тральфамадорцы просто говорят: «Такие дела». Даже конец Вселенной им известен: она вся и целиком сгорит при испытаниях их нового топлива для летающих блюдец. Одна утечка и всё, конец всего живого. Конечно, Билли обучается тому же искусству и теперь «путешествует» по своей жизни.

Он заново проживает все события, связанные с военной службой. Чудовищность всего происходящего, которая травмировала его до получения дара от пришельцев, теперь предстаёт чем-то определённым. Чем-то, что существует помимо его желания и его вмешательства. Таким образом происходит компенсация травмирующего опыта и его проработка. Билли, в какой-то мере, избавляется от гнетущих воспоминаний, потому что избавляется от воспоминаний вообще. Возможно ли, что это попытка Воннегута справиться с собственными воспоминаниями о прошлом? Бомбардировка Дрездена до сих пор остаётся весьма спорным решением союзных войск, и «Бойня №5», как попытка не осознания даже, но обращения внимания использует нелинейное восприятие времени как некий оправдывающий фактор. Безусловно, подобное может показаться большинству людей инфантильной попыткой сложить с себя ответственность, но это тема уже для другой статьи.

«История твоей жизни»

«История твоей жизни» появляется на свет в 1998 году и, на наш взгляд, является более тонким произведением с менее социально-обоснованным посылом.

Повесть посвящена женщине-лингвисту Луизе Бэнкс. Общая линия повествования разбивается на две: в первой речь идёт о визите таинственных инопланетян на Землю, во второй мы становимся свидетелями разнообразных жизненных эпизодов Луизы и её дочери, скончавшейся в возрасте двадцати пяти лет. Что характерно, эпизоды с дочерью решены в виде обращения и написаны в будущем времени. Почему? Об этом чуть дальше.

Как и в случае с Билли, Луиза Бэнкс ни коим образом не предполагает, что её восприятие времени изменится. Визит инопланетян становится всего лишь отправной точкой. Основная проблема – как с ними общаться? Как сказать что-то существу, чей язык так кардинально отличается от твоего собственного? От любого языка на планете Земля. Радиальная письменность, не имеющая ни конца, ни начала увлекает Луизу Бэнкс, и она становится первым человеком, который начинает понимать этот странный язык (классифицированный ею «семасиографическим»). Устный язык гептоподов (названных так из-за того, что у них семь конечностей) линеен, в то время как письменный не отражает порядка слов. Одно «высказывание» содержит в себе сразу все передаваемые понятия. Как оказывается позже, это связано с особым типом мышления гептоподов. Догадаетесь? На самом деле нет. Тед Чан выписывает максимально реалистичных, непознаваемых инопланетян.

Луиза Бэнкс не понимает систему мышления визитёров, но частично перенимает способность смотреть на всё время целиком. Оказывается, что все её «воспоминания» о дочери – это будущие события, которые ей только предстоит пережить. Визитёры покидают Землю, так и не открыв причин своего прибытия, а Луиза Бэнкс остаётся носителем не только другого языка, но и другого мышления.

В этом и заключается главный смысл повести Теда Чана. То, что формирует наш взгляд на мир, сам мир вокруг нас – это наше мышления. А мышление зависит от языка. Вне его не происходит ни минуты нашей жизни, и изменение одного неизменно влечёт за собой изменение другого. Нелинейное восприятие времени здесь является маркером, фиксирующим изменение мышления главной героини, но отнюдь не самоцелью.

Нелинейный итог

Что отличает два этих произведения:

Разность идей приводит к разному воспроизведению носителей нелинейного восприятия времени. Пришельцы Воннегута – существа, которые выглядят иначе, чем люди, но всё же обладают всё теми же характеристиками. У них есть понятие пола, есть руки и есть глаза. Инопланетяне Чана кардинально отличаются от людей своей физиологией и ксенометрией.

Пришельцы Воннегута общаются со своими протеже на его языке и в принципе ведут себя в рамках понятных человеку процессов: пьют, едят, спариваются, изобретают. Визитёры Чана находятся вне этих циклов, они изначально чужды и говорят на другом языке, который приходится учить.

Разность мышления. Курт Воннегут представляет инопланетян как этаких фаталистов, чья покорность судьбе оправдана предопределённостью всех событий. Тед Чан не описывает то, как думают пришельцы, потому что их система мышления не может быть осмыслена людьми – существами внутри линейного восприятия времени. Нам не ясны мотивации существ из действительно другого мира, который формировался в иной временной парадигме (есть ли у гептоподов понятие времени вообще?).

Что роднит два этих произведения?

Нелинейное восприятие времени служит и для Воннегута, и для Чана способом конкретизировать магистральную идею своих произведений, вывести её в некий «топ» восприятия читателя. При этом, несомненно, оба писателя благосклонно относятся к этой теории, но делают её проводниками пришельцев, существ, максимально сильно отличающихся от человека.

Выводы? Кому-то это придётся не по вкусу.

Ключевые понятия:

Стрела времени – концепция, описывающая время как прямую (то есть математически одномерный объект), протянутую из прошлого в будущее. Из любых двух несовпадающих точек оси времени одна всегда является будущим относительно другой.

Этернализм – философский подход основанный на принятой в физике методике описывать время как одно из четырёх измерений. Онтология времени постулируется аналогичной онтологии пространства. Это должно означать, что измерение времени всего лишь одно из похожих по свойствам четырёх физических измерений, что будущие события «уже существуют» и что объективно «течение» времени не существует.

Ксенометрия – метод (по аналогии с антропометрией) антропологического исследования, который заключается в измерении тела прищельца и его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости.

Рекомендуем прочесть:

1. Курт Воннегут – «Бойня №5 или крестовый поход детей».

2. Тед Чан – «История твоей жизни».

Источник

Время линейное и нелинейное

«Люди на каждом шагу используют метафизические термины, обольщаясь мыслью,
что понимают то, что научились только произносить».
Г.В. Лейбниц

Время не понято людьми. Оттого и пытались они издавна приравнять его к чему-либо, например, пристегнуть к пространству.
Понятие «пространство-время» изобретено математиком Д Аламбером, поддержано Энгельсом и использовано в физике Эйнштейном и Минковским. Как известно, настойчивые попытки геометризировать физику пока не дали адекватных усилиям результатов. В случае со ВРЕМЕНЕМ эти попытки вообще потерпели крах.

Это не значит, что понятия «пространство» и «время» не связаны между собой. Ещё как связаны! Но не примитивно, не напрямую. И уж конечно не так, как может быть связано «четвертое измерение» с трехмерным вещественным миром.

Что же такое время? Нам только предстоит это понять. Ответ на вопрос, что такое пространство, впервые дал Декарт: пространство – это атрибут материи, и только: этого достаточно для понимания сути. Если бы Декарт был диалектиком, он сказал бы ещё проще: пространство и материя образуют диалектическую пару, и возразить ему было бы нечего.

Пространством-материей исчерпывается реальное бытие, что отнюдь не выглядит тривиальностью – с учетом иерархического строения пространства-материи, предполагающего ничем не ограниченное число её уровней.

Но иерархичность мира находит отражение и в процессе познания нами этого мира. Наше понимание организовано также иерархически. Мысленно разрешая противоречие внутри диалектической пары пространство-материя, мы «нащупываем» новый уровень и его новую категорию – ДВИЖЕНИЕ. С другой стороны, разрешение противоречия никогда не бывает окончательным: это всегда переход на новый качественный уровень (понимания – в данном случае), где правит качественно новое противоречие, другая диалектическая пара. Подобно тому, как на предыдущем уровне понимания «является» материя, а сущностную сторону представляет пространство, на новом уровне «является» движение. Что же предстает его сущностной стороной? Как подробно показано в статье, посвящённой дискретному движению, — это структура.

Так же легко, как мы связываем в цепочку понятия материя-движение (осознавая, конечно, что это категории разного уровня), мы должны понять: пространство и структура находятся в точно такой же связи. Как не бывает неподвижной материи, так не может быть бесструктурного пространства. Хотя бы потому, что вне структуры не может быть никакого движения: соответствующая структура определяет характер любого движения. «Структура – атрибут движения» — сказал бы Декарт, если бы знал слово «структура».

И только теперь, опираясь на диалектическую пару структура-движение, пытаясь понять, каким образом может быть разрешено нашим мышлением противоречие внутри этой пары, мы приближаемся к ответу на вопрос – а что же такое время?

Итак, первое, что приходит на ум в связи со временем – это нечто «очевидное»: время каким-то образом отражает движение. Но движение бывает двух совершенно различных видов.

Во-первых, это циклическое, внутриуровневое, обратимое движение, которое может быть названо «метафизическим», так как, с точки зрения наблюдателя, находящегося уровнем выше, это движение не изменяет состояние системы в целом (за период).

Во-вторых, это движение материи, связанное с изменением её структуры – с переходом пространства-материи на другой уровень организации, что всегда связано с качественным скачком, с преодолением материей энтропийного барьера. Такое бестраекторное дискретное межуровневое движение мы назовём эволюционным.

Из этого следует, что на каждом уровне организации материи своё время, вернее, своя мера циклического движения – период колебания. Сложные эволюционирующие системы, строго говоря, не имеют «своего времени», так как проживают всего один свой «цикл». Но эти сложные системы (например, человек), чтобы ориентироваться во времени, научились пользоваться чужим циклическим одноуровневым движением, будь то колебания на уровне атома (атомные часы), механические колебания маятника или движение Земли вокруг Солнца.

«Нелинейность» эволюционного времени очевидна: год младенца – это совсем не то же самое, что год молодого, зрелого или пожилого человека: время в течение жизни может сжиматься (даже спрессовываться), а может почти остановиться. Это возможно потому, что сложные системы — многоуровневы, они представляют собой коэволюцию многих разноуровневых структур, развивающихся в разных темпах, или сосуществование различных «темпомиров» — выражение Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова.

Вывод из всего сказанного следующий. То, что мы называем временем, представляется диалектической парой, являющейся преодолением противоречия между структурой и движением и условно называемой цикличность-эволюционность. Цикличность характеризует одноуровневое, линейное, обратимое движение, эволюционность – межуровневое, нелинейное, необратимое. Циклическое время – эволюционное время – это новая диалектическая пара, без принятия которой мы не сможем понять сути происходящего в нашем мире движения. Циклическое время может быть ассоциировано с вращением, с движением по окружности (орбита времени), эволюционное время – с поступательным движением (стрела времени).

Как вы понимаете, такая «геометризация» времени логично вытекает из поэтапного постижения иерархической природы нашего мира и не противоречит здравому смыслу.

Заметим для полноты, что необратимая составляющая времени, впервые названная И. Р. Пригожиным «стрелой времени», не является однонаправленной, как это считалось до сих пор. По сути – это две «стрелы», направленные в противоположные стороны:

— стрела «времени», традиционно связываемая с изолированными системами, и, соответственно, с направлением, заданным вторым началом термодинамики (ВНТД) – с увеличением энтропии, хаоса, с деструктивными изменениями;

— «стрела (копьё) эволюции», связанная с эволюцией, самоорганизацией, с усложнением открытых систем.

Удивительнейшим свойством нашего мира является то, что эти две стрелы не равномощны, не равносильны. Это связано с тем, что они олицетворяют межуровневое движение (соответственно, вниз и вверх), движение, преодолевающее нелинейные энтропийные барьеры (ЭБ) — границы между уровнями. Если бы эти движения с точки зрения ЭБ были равноценны, можно было бы говорить об исчезновении ЭБ вообще, так как он при этом становился бы линейным и терял важнейшее свойство — способность разделять собой различные уровни организации пространства-материи. Ни о какой разделённости нашего мира на иерархические уровни и, вообще, о структуре говорить уже не имело бы смысла.

Но наш мир – иерархичен! И это даст нам в дальнейшем возможность утверждать: важнейшее свойство пространства-материи – её вентильность, важнейшее свойство иерархического мира, вытекающее из этой вентильности — способность к эволюции.

Источник

Оцените статью