- Толкование на Псалтирь 20:2
- Толкование на Псалтирь 20:2 / Пс 20:2
- Афанасий Великий (
- Феодорит Кирский (386/93−
- Евфимий Зигабен (
- Лопухин А.П. (1852−1904)
- Григорий Разумовский (1883−1967)
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Пс. 20:2
- Свт. Афанасий Великий
- Блж. Феодорит Кирский
- Евфимий Зигабен
- Еп. Ириней (Орда)
- Лопухин А.П.
- Прот. Григорий Разумовский
- Изъяснение псалма 20-го.
- Вам может быть интересно:
Толкование на Псалтирь 20:2
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Псалтирь 20:2 / Пс 20:2
Афанасий Великий (
Ст. 2, 7 Господи, силою Твоею возвеселится царь. Яко даси ему блaгocлoвeниe во век века
Во всех родах будет славен и многоименит приявший от Тебя таковое дерзновение. Вместо слов: с лицем Твоим — у Симмаха поставлено: пред лицем Твоим. Итак, возвеселится он, и непрестанную будет иметь радость, сподобившись лица, то есть благоволения Твоего. А причиною сего было то, что на Тебя уповал он. Возвеселиши его радостию с лицем Твоим. Лице Отца есть Сын; видевый Мене, сказано, виде Отца (Ин. 14,9). С Ним будем радоваться на небе, как други жениховы с женихом.
Источник: Толкование на псалмы.
Феодорит Кирский (386/93−
Ст. 2−4 Господи силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его
Как сильный и человеколюбивый, говорит Пророк, благоволительно принял Ты молитву царя нашего, и дал ему все просимое им; лучше же сказать даровал ему и большее просимаго. Ибо присовокупил и сие: «Яко предварил еси его благословением благостынным: положил еси на главе его венец от камене честна», потому что даровал ему царство, о чем он не просил, и по собственной Своей щедроте украсил главу его царским венцем.
Евфимий Зигабен (
Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело
Господи, силою Твоею возвеселится царь
Силою, говорит, Твоею, Господи, вспомоществующею и непобедимою, возвеселится верный царь, и это вероятно из прежних благодатей, которые Ты оказал ему.
Астерий говорит: Всякий царствующий над страстями есть царь, веселящийся о силе Божией т. е. о Евангельском учении. Ибо я не стыжусь, говорит Павел, благовествования: оно — сила Божия во спасение.
и о спасении Твоем возрадуется зело
Царь, говорит, будет радоваться о спасении и о здравии, которое Ты, Господи, дал ему.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело
«Силою Твоею веселится царь» — царь радуется той всемогущей силе, которую Ты, Господи, проявил в даровании ему необыкновенной победы. Господи, Ты услышал царя и надел на его голову корону врага (ст.2−4) . Ты венчал его славою! и за веру в Тебя он не поколеблется (ст. 5−8). Ты обратил врагов в бегство, за что мы будем прославлять Твое могущество (ст. 9−14).
Григорий Разумовский (1883−1967)
Ст. 2−3 Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его
Уверенность во всегдашней помощи и непобедимой силе Божией доставляет радость всякому верующему и еще более укрепляет его веру. И хотя в здешней, временной жизни «ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5:7), тем не менее, вера таких людей, каков был царь и пророк Давид, который во всей своей жизни постоянно видел не только спасение Божие от врагов, но и другие различные милости и благодеяния Божии, — вера как бы возвышается на степень видения и сопровождается особенно сильною радостью, возрадуется зело. Всякое желание сердца царева, которое в «руце Божией» (Притч. 21:1), а потому всегда согласно с волей Божией, и выраженное в устной молитве (хотения устну его), или словесном прошении, Господом не отринуто, не оставлено без удовлетворения (неси лишил его). А это, в свою очередь, также служит причиною сильной радости для царя.
Источник: Объяснение священной книги псалмов.
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 20:2
Свт. Афанасий Великий
Ст. 2, 7 Господи, силою Твоею возвеселится царь. Яко даси ему блaгocлoвeниe во век века
Во всех родах будет славен и многоименит приявший от Тебя таковое дерзновение. Вместо слов: с лицем Твоим — у Симмаха поставлено: пред лицем Твоим. Итак, возвеселится он, и непрестанную будет иметь радость, сподобившись лица, то есть благоволения Твоего. А причиною сего было то, что на Тебя уповал он. Возвеселиши его радостию с лицем Твоим. Лице Отца есть Сын; видевый Мене, сказано, виде Отца (Ин. 14,9). С Ним будем радоваться на небе, как други жениховы с женихом.
Толкование на псалмы.
Блж. Феодорит Кирский
Ст. 2-4 Господи силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его
Как сильный и человеколюбивый, говорит Пророк, благоволительно принял Ты молитву царя нашего, и дал ему все просимое им; лучше же сказать даровал ему и большее просимаго. Ибо присовокупил и сие: «Яко предварил еси его благословением благостынным: положил еси на главе его венец от камене честна», потому что даровал ему царство, о чем он не просил, и по собственной Своей щедроте украсил главу его царским венцем.
Евфимий Зигабен
Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело
Господи, силою Твоею возвеселится царь
Силою, говорит, Твоею, Господи, вспомоществующею и непобедимою, возвеселится верный царь, и это вероятно из прежних благодатей, которые Ты оказал ему.
Астерий говорит: Всякий царствующий над страстями есть царь, веселящийся о силе Божией т. е. о Евангельском учении. Ибо я не стыжусь, говорит Павел, благовествования: оно — сила Божия во спасение.
и о спасении Твоем возрадуется зело
Царь, говорит, будет радоваться о спасении и о здравии, которое Ты, Господи, дал ему.
Еп. Ириней (Орда)
Ст. 2-3 Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его
Прежде всего народ благодарит Господа за то, что Он доставил Давиду такую великую радость своею могущественною (силою) помощию (о спасении) против врагов, исполнил его горячие желания и услышал его молитву (хотения устну) о даровании победы. Бог даровал царю победу скорее (предварил его), чем он ожидал, и этою победою блистательнейшим образом и пред всем светом утвердил его на престоле, еще тверже укрепил на голове его подвергавшийся колебанию царский венец.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Лопухин А.П.
Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело
«Силою Твоею веселится царь» — царь радуется той всемогущей силе, которую Ты, Господи, проявил в даровании ему необыкновенной победы. Господи, Ты услышал царя и надел на его голову корону врага (ст.2-4) . Ты венчал его славою! и за веру в Тебя он не поколеблется (ст. 5-8). Ты обратил врагов в бегство, за что мы будем прославлять Твое могущество (ст. 9-14).
Прот. Григорий Разумовский
Ст. 2–3 Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его
Уверенность во всегдашней помощи и непобедимой силе Божией доставляет радость всякому верующему и еще более укрепляет его веру. И хотя в здешней, временной жизни «ходим верою, а не видением» (2 Кор. 5:7), тем не менее, вера таких людей, каков был царь и пророк Давид, который во всей своей жизни постоянно видел не только спасение Божие от врагов, но и другие различные милости и благодеяния Божии, – вера как бы возвышается на степень видения и сопровождается особенно сильною радостью, возрадуется зело. Всякое желание сердца царева, которое в «руце Божией» (Притч. 21:1), а потому всегда согласно с волей Божией, и выраженное в устной молитве (хотения устну его), или словесном прошении, Господом не отринуто, не оставлено без удовлетворения (неси лишил его). А это, в свою очередь, также служит причиною сильной радости для царя.
Объяснение священной книги псалмов.
Источник
Изъяснение псалма 20-го.
Пс.20:1 . Начальнику хора. Псалом Давида.
«В конец, псалом Давиду». После оной блистательной и славной победы, после видимой погибели Ассириян, блаженный Езекия впал в болезнь, и узнав чрез Пророка Исаию, что умрет, горячими слезами умилостивил Бога, и не только получил освобождение от болезни, но еще обещано ему пятнадцать лет жизни. Посему божественный Давид, как бы от лица народа, написал также и сей псалом, песнословя Бога за выздоровление царя.
Пс.20:2 . Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется.
Пс.20:3 . Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул.
«Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело» .
«Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его» . Как сильный и человеколюбивый, говорит Пророк, благоволительно принял Ты молитву царя нашего, и дал ему все просимое им; лучше же сказать даровал ему и большее просимаго. Ибо присовокупил и сие:
Пс.20:4 . Ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.
«Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна» ; потому что даровал ему царство, о чем он не просил, и по собственной Своей щедроте украсил главу его царским венцем.
Пс.20:5 . Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.
«Живота просил есть у тебе , и дал еси ему долготу дний во век века» ; то есть, получил он, о чем просил, и приял жизнь, как желал. А выражение: «во век века» указывает и на жизнь будущую, которой принадлежит негиблемость.
Пс.20:6 . Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие.
«Велия слава его спасением Твоим: славу и велелепие возложиши на него» ; потому что не только даровал ему спасение, но и соделал его знаменитым, высоким и достойным удивления, как чудесным избиением врагов, так и возвращением вспять солнца. А сие соделалось столько известным повсюду, на суше и на море, что царь вавилонский прислал дары тем, которые сами прежде приносили дары Ассириянам. Ибо по избиении Ассириян, царь сей догадывался, что ради Езекии же и солнце совершило, или потерпело, это возвращение.
Пс.20:7 . Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего.
«Яко даси ему благословение во век века: возвеселиши его радостию с лицем Твоим» . Да и во всех родах будет он славен, возымев такое дерзновение пред Тобою. Ибо слова: «с лицем Твоим» Симмах перевел: «пред лицем Твоим». Посему, говорит Пророк, возвеселится и будет иметь непрестанное услаждение, сподобившись Твоего лицезрения, то есть, Твоего благоволения. А причиною сего было то, что на Тебя возложил упование. Ибо Пророк присовокупил следующее:
Пс.20:8 . Ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.
«Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится» . Берет он верх над враждующими, пользуясь Твоею благодатию; а пользуется ею, ни на одного человека не возлагая упования, но единственно по надежде на Тебя.
Пс.20:9 . Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя.
«Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим: десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе» . Яснее выразил это Симмах: «рука Твоя обымет всех врагов Твоих, десница Твоя обрящет всех ненавидящих Тебя». Тесную же связь имеет сказанное с предыдущим. Царь не напрасно ободрял себя надеждою на Тебя, но зная, что возможет сокрушить всех врагов десница Твоя. Словами же: «десница» и «рука» Пророк наименовал опять Божию действенность.
Пс.20:10 . Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.
Пс.20:11 . Ты истребишь плод их с земли и семя их – из среды сынов человеческих.
«Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь» .
«Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих» . Не трудно Тебе, говорит Пророк, разжечь их наподобие печи, и как удобовоспламеняемое вещество истребить огнем, не их только, но и потомков их (ибо потомков наименовал и семенем и плодом), чтобы изгладилась всякая память о них. Сказал же: «во время лица» вместо: «во время гнева Твоего», когда заблагоразсудишь совершить это, и признаешь время благопотребным к наказанию.
Пс.20:12 . Ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли [выполнить их].
«Яко уклониша на Тя злая» ; потому что против Тебя воздвигли язык, и изрекли слова хульныя.
«Помыслиша советы, ихже не возмогут составити» . В некоторых списках читается: «составити» . А Симмах выразился так: «помыслили помышления невозможныя». И сим предрекает Пророк хульныя изречения Ассириянина: «да не обольщает Тебя Бог, на Котораго возлагаешь Ты упование, что избавит Иерусалим от руки моей» ( 4Цар.18:28–35 ). О сих-то изречениях говорит, что помыслили помышления невозможныя, или «помыслиша советы, ихже не возмогут составити» , понадеявшись, что, как преодолели идолов, так преодолеют и Бога истиннаго.
Пс.20:13 . Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их.
«Яко положиши я хребет» . Симмах же выразил так: «потому что поставишь их смотрящими взад». Ибо избежавших поражения от Ангела обратишь в бегство, и принудишь показать тыл, чтобы, пришедши домой, возвестили они о совершившемся. Пророк же представил сие в виде предсказания, как еще несбывшееся.
«Во избытцех Твоих уготовиши лице их». Сие, как утверждали иные, сказано в обратном смысле, и разумели так: «во избытцех Твоих уготовиши лице Твое», то есть, подвергнешь наказанию оставшихся и спасшихся бегством. Но можно, и удерживая то же словосочинение, приспособить к словам ту же мысль. «Во избытцех Твоих уготовиши лице их» ; потому что не трудно и удобно для Тебя подвергнуть их остающимся у Тебя казням, и тех, которые спаслись бегством, обратили хребет, и думают, что избежали смерти, возможно Тебе остановить, возвратить и наказать.
Пс.20:14 . Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.
«Вознесися, Господи, силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя» . Не как униженный возносится Бог, и не что-либо такое, чего не имел, восприемлет, но Он открывает, что имеет. Посему справедливо сказал Пророк: «вознесися, Господи, силою Твоею» . Ибо высота Твоя доказывается неизреченною силою, которую мы непрестанно будем воспевать и песнословить Тебя, поведая чудеса Твои.
Источник: Блаженный Феодорит Кирский : [сочинения : пер. с греч.]. — М. : Изд. совет Рус. православ. церкви, 2003-. (Творения святых отцов и учителей церкви). / Т. 2: Изъяснение псалмов. — 2004. — 535 с. ISBN 5-94625-081-7
Вам может быть интересно:
- Толкование на Псалтирь – Псалом 20 – профессор Александр Павлович Лопухин
- Толковая Псалтирь – Псалом 20 – Евфимий Зигавинос (Зигабен)
- Толкование на Псалмы – Псалом 20 – епископ Палладий (Пьянков)
- Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 20 – архиепископ Ириней (Клементьевский)
- Толкование на пророка Михея – Глава 4 – блаженный Феодорит Кирский
- Толкование на Псалтирь – митрополит Антоний (Храповицкий)
- Толкование на книгу пророка Аггея – Глава 1 – святитель Кирилл Александрийский
- Толкование на псалмы – святитель Афанасий Великий
- Книга пророка Амоса – Глава 3 – преподобный Ефрем Сирин
- Толкование на книгу Екклезиаст – Глава 2 – преподобный Иероним Блаженный, Стридонский
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Источник