Вот стрибожьи вылетели внуки что значит

Вот стрибожьи вылетели внуки что значит

1.1.1. Какую роль в данном фрагменте играет прием олицетворения?

1.2.1. Какую роль играют звукоподражательные слова в начале стихотворения?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

Вот Стрибожьи вылетели внуки —

Зашумели ветры у реки,

И взметнули вражеские луки

Тучу стрел на русские полки.

Стоном стонет мать-земля сырая,

Мутно реки быстрые текут,

Пыль несется, поле покрывая.

Стяги плещут: половцы идут!

С Дона, с моря с криками и с воем

Валит враг, но, полон ратных сил,

Русский стан сомкнулся перед боем

Щит к щиту — и степь загородил.

Славный яр тур Всеволод! С полками

В обороне крепко ты стоишь,

Прыщешь стрелы, острыми клинками

О шеломы ратные гремишь.

Где ты ни проскачешь, тур, шеломом

Золотым посвечивая, там

Шишаки земель аварских с громом

Падают, разбиты пополам.

И слетают головы с поганых,

Саблями порублены в бою.

И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,

Если жизнь не ценишь ты свою!

Если ты на ратном этом поле

Позабыл о славе прежних дней,

О златом черниговском престоле,

О желанной Глебовне своей!

Уж с утра до вечера и снова

С вечера до самого утра

Бьется войско князя удалого,

И растет кровавых тел гора.

День и ночь над полем незнакомым

Стрелы половецкие свистят,

Сабли ударяют по шеломам,

Копья харалужные трещат.

Мертвыми усеяно костями,

Далеко от крови почернев,

Задымилось поле под ногами,

И взошел великими скорбями

На Руси кровавый тот посев.

Далеко во мгле, перед зарею?

Игорь, весь израненный, спешит

Беглецов вернуть обратно к бою.

Не удержишь вражескую рать!

Жалко брата Игорю терять.

Бились день. Рубились день-другой,

В третий день к полудню стяги пали,

И расстался с братом брат родной

На реке кровавой, на Каяле.

Недостало русичам вина.

Славный пир дружины завершили —

Напоили сватов допьяна,

Да и сами головы сложили.

Степь поникла, жалости полна,

И деревья ветви приклонили.

«Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

Хорошее отношение к лошадям

Ветром опита, льдом обута улица скользила.

Лошадь на круп грохнулась, и сразу

за зевакой зевака,

Кузнецким клешить, сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

голос свой не вмешивал в вой ему.

Улица опрокинулась, течет по-своему.

За каплищей каплища по морде катится, прячется в

И какая-то общая звериная тоска плеща

вылилась из меня и расплылась в шелесте.

чего вы думаете, что вы их плоше?

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

Пришла веселая, стала в стойло.

И все ей казалось — она

жеребенок, и стоило

жить, и работать

1.1.2. Как, судя по приведенному фрагменту, автор относится к Игорю и его воинам?

1.2.2. Какой смысл скрыт в утверждении лирического героя: «Каждый из нас по-своему лошадь»?

1.1.2. Основная мысль «Слова. » — мысль о единении русской земли. Автор обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить эту мысль. Взгляд автора выражает прежде всего интересы Родины в целом, а не честь князей. Так как побуждением Игоря к походу была защита Родины, в походе князь проявил мужество, верность брату в плену, автор «Слова о полку Игореве» славит князя, хотя и не приветствует его поход. Автор сочувствует Игорю и отмечает лучшие его качества: смелость, желание помочь брату:

Игорь, весь израненный, спешит

Беглецов вернуть обратно к бою.

Не удержишь вражескую рать!

Жалко брата Игорю терять.

1.2.2. В. В. Маяковский последовательно и настойчиво сравнивает лошадь и человека. Как и лошадь, каждый из нас способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Поэт показывает, как трудно, но необходимо найти в себе силы и встать, не обращая внимания на пустые крики зевак, на насмешки тех, кому безразлична твоя судьба.

1.1.1. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа. Олицетворение помогает создать одухотворенный образ природы, служит для усиления выразительности художественной речи. Примером этого в «Слове…» является олицетворение «стоном стонет мать-земля сырая» (образ земли ассоциируется с образом матери).

1.2.1. История о лошади помогает поэту рассказать о своей собственной тоске и боли. Сюжет произведения — лишний повод задуматься о соотношении алчного и грубо-го со светлым и гуманным в душе каждого из нас и в обществе в целом.

Эту тему задает на первый взгляд, незначительное звукоподражание, которое не только имитирует цокот копыт, но и выдвигает лексически значимые слова, несущие в себе тему грабежа и насилия:

Источник

Вот стрибожьи вылетели внуки что значит

1.1.2. Как, судя по приведенному фрагменту, автор относится к Игорю и его воинам?

1.2.2. Какой смысл скрыт в утверждении лирического героя: «Каждый из нас по-своему лошадь»?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1—1.1.2.

Вот Стрибожьи вылетели внуки —

Зашумели ветры у реки,

И взметнули вражеские луки

Тучу стрел на русские полки.

Стоном стонет мать-земля сырая,

Мутно реки быстрые текут,

Пыль несется, поле покрывая.

Стяги плещут: половцы идут!

С Дона, с моря с криками и с воем

Валит враг, но, полон ратных сил,

Русский стан сомкнулся перед боем

Щит к щиту — и степь загородил.

Славный яр тур Всеволод! С полками

В обороне крепко ты стоишь,

Прыщешь стрелы, острыми клинками

О шеломы ратные гремишь.

Где ты ни проскачешь, тур, шеломом

Золотым посвечивая, там

Шишаки земель аварских с громом

Падают, разбиты пополам.

И слетают головы с поганых,

Саблями порублены в бою.

И тебе ли, тур, скорбеть о ранах,

Если жизнь не ценишь ты свою!

Если ты на ратном этом поле

Позабыл о славе прежних дней,

О златом черниговском престоле,

О желанной Глебовне своей!

Уж с утра до вечера и снова

С вечера до самого утра

Бьется войско князя удалого,

И растет кровавых тел гора.

День и ночь над полем незнакомым

Стрелы половецкие свистят,

Сабли ударяют по шеломам,

Копья харалужные трещат.

Мертвыми усеяно костями,

Далеко от крови почернев,

Задымилось поле под ногами,

И взошел великими скорбями

На Руси кровавый тот посев.

Далеко во мгле, перед зарею?

Игорь, весь израненный, спешит

Беглецов вернуть обратно к бою.

Не удержишь вражескую рать!

Жалко брата Игорю терять.

Бились день. Рубились день-другой,

В третий день к полудню стяги пали,

И расстался с братом брат родной

На реке кровавой, на Каяле.

Недостало русичам вина.

Славный пир дружины завершили —

Напоили сватов допьяна,

Да и сами головы сложили.

Степь поникла, жалости полна,

И деревья ветви приклонили.

«Слово о полку Игореве», перевод Н. А. Заболоцкого

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 1.2.1—1.2.2.

Хорошее отношение к лошадям

Ветром опита, льдом обута улица скользила.

Лошадь на круп грохнулась, и сразу

за зевакой зевака,

Кузнецким клешить, сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал:

голос свой не вмешивал в вой ему.

Улица опрокинулась, течет по-своему.

За каплищей каплища по морде катится, прячется в

И какая-то общая звериная тоска плеща

вылилась из меня и расплылась в шелесте.

чего вы думаете, что вы их плоше?

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

и не нуждалась в няньке,

может быть, и мысль ей моя казалась пошла,

Пришла веселая, стала в стойло.

И все ей казалось — она

жеребенок, и стоило

жить, и работать

1.1.1. Какую роль в данном фрагменте играет прием олицетворения?

1.2.1. Какую роль играют звукоподражательные слова в начале стихотворения?

1.1.1. Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа. Олицетворение помогает создать одухотворенный образ природы, служит для усиления выразительности художественной речи. Примером этого в «Слове…» является олицетворение «стоном стонет мать-земля сырая» (образ земли ассоциируется с образом матери).

1.2.1. История о лошади помогает поэту рассказать о своей собственной тоске и боли. Сюжет произведения — лишний повод задуматься о соотношении алчного и грубо-го со светлым и гуманным в душе каждого из нас и в обществе в целом.

Эту тему задает на первый взгляд, незначительное звукоподражание, которое не только имитирует цокот копыт, но и выдвигает лексически значимые слова, несущие в себе тему грабежа и насилия:

1.1.2. Основная мысль «Слова. » — мысль о единении русской земли. Автор обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защитить эту мысль. Взгляд автора выражает прежде всего интересы Родины в целом, а не честь князей. Так как побуждением Игоря к походу была защита Родины, в походе князь проявил мужество, верность брату в плену, автор «Слова о полку Игореве» славит князя, хотя и не приветствует его поход. Автор сочувствует Игорю и отмечает лучшие его качества: смелость, желание помочь брату:

Игорь, весь израненный, спешит

Беглецов вернуть обратно к бою.

Не удержишь вражескую рать!

Жалко брата Игорю терять.

1.2.2. В. В. Маяковский последовательно и настойчиво сравнивает лошадь и человека. Как и лошадь, каждый из нас способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Поэт показывает, как трудно, но необходимо найти в себе силы и встать, не обращая внимания на пустые крики зевак, на насмешки тех, кому безразлична твоя судьба.

Источник

Стрибожьи внуки или выходцы с того света

Ветры на Руси всегда считались особенным природным явлением. Именно они жили на острове в море, которое ассоциировалось с «иным» миром. Ветры появлялись из дырки в небе. Они же назывались «варганами» и были прикованы цепями к скале. Когда цепи рвались и ветер освобождался — начинались бури и ураганы. Ветры были очень похожи на людей. Именно поэтому они могли быть добрые — «святые духи» и злые. Злыми были ветры «сиверки», т.е. холодные. Причины возникновения ветров в разных частях Руси называли свои. Например, считалось, что когда мотают нитки, создают движение воздуха и вот ветер. Еще ветер мог появиться если кто-то умер не своей смертью. Не зря ветра называли могучими. Они могли принести дожди и полить посевы, а могли — град и оставить людей без урожая. Самым злым из ветров был вихрь. Но не смотря на двоякое отношение к ветрам, есть очень много пословиц и поговорок о них. И традиция звать ветер свистом или пением. Вот почему кстати говорят: не свисти- денег не будет, просто будет ветер и все выдует.

Стрибожьи внуки многолики тут и:

Посвист— бог бури известен своим грозным нравом и огромной мощью. Споавиться с ним могут лишь сильные люди.

Буревой силен и опасен.

Погода — легкий прохладный ветер в жаркий день.

Пдага— пустынный ветер несущий с собой засуху и иссушение.

Немиза— бог воздуха способный повелевать ветрами.

Полуденник легкий ветерок и полуночник— ветер прохлады.

Кстати в портах строили отдельные храмы посвящённые Стрибогу. Ведь, именно от него зависела вся жизнь моряков. Но помимо этого были и символы Стрибога — стрибожичи, напоминающие вихрь, ветряную мельницу и птицу. Они были на домах, украшениях и одежде. Стрибог — один из важнейших богов. А его внуки соответственно были особенными. Их кстати «кормили» хлебом, мукой, крупой, мясом. По большим праздникам ветрам отдавали остатки праздничных блюд. Звали ветер свистом, а вот успокаивали сжиганием одежды и обуви. Было еще очень интересное поверье, что ветра приносят болезни. Именно поэтому их называли поветриям. К счастью, болезни могли не только приносить, но и уносить. О чем их иногда просили. Ветры вообще были всемогущими. Как и их дед.

Источник

Этот пост про русских богов, большую часть я взял из литературы что смог найти! Языческая религия русов. В российск .

Этот пост про русских богов, большую часть я взял из литературы что смог найти!

Языческая религия русов. В российской школе традиционно изучаются религии Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима и других народов древности. Не изучается только религия русского народа. Одной из причин такого отношения к своей древности являлась крайняя скудость материалов. Не сохранилось ни одного языческого источника по данному вопросу. И кроме имён богов, учёные долгое время почти ничего не знали о религии наших предков. Открытие и перевод «Велесовой книги» впервые дали возможность познакомиться с религией древних русов и их мировоззрением.

Языческие религии древних народов были политеистичны, т.е. у них существовало многобожие. Особенностью религии наших предков была монотеистичность, т.е. они признавали одного Бога, но он был троичен в лицах — Сварог, Перун, Святовит. Двое последних являлись сыновьями Сварога, Сварожичами. Остальные боги стояли ступеньками ниже. «Ведь Бог — и един, и множествен. И пусть никто не разделяет того множества, и не говорит, что мы имеем многих богов» («Велесова книга»). Наличие единого Бога в трёх лицах, вера в бессмертие души, в загробную жизнь сближали её с христианством.

Были в религии древних русов и такие положения, которые резко отличали её от других религий. Они считали себя прямыми потомками Даждьбога и назывались «даждьбожьи внуки». Они относились к Богу как к своему пращуру: с великим уважением, но без унижения и низкопоклонства. По этой же причине они не строили храмов. Бог был всюду, и они в любом месте могли обратиться к нему с молитвой и просьбой о помощи. Служителей культа (жрецов) у них также не было, эту роль выполняли старшие в роде.

«Велесова книга» свидетельствует, что у древних русов не было человеческих жертвоприношений. Они существовали у западных славян. Владимир Святославич, опиравшийся на помощь дружины варягов (западных славян), ввёл человеческие жертвоприношения в Киеве, но это новшество не было принято народом и продержалось менее 10 лет. «Если греки приписывают нам человеческие жертвы — это ложь, нет этого у нас в обычае», — утверждает «Велесова книга». И далее объясняет, что есть на самом деле: «. боги Руси не берут жертвы людской или животной. Единая жертва — плоды, овощи, цветы, зерно, молоко. и мёд; никогда живую птицу или рыбу; это варяги аланы дают богам жертву иную, страшную, человеческую; этого мы не можем делать, так как мы внуки Даждьбога и не имеем следовать по чужим стопам».

Наши предки выделяли три сущности мира: Явь, Навь и Правь. Явь — это видимый действительный мир, явленный Всевышним. Навь — это мир невидимый, духовный, посмертный, потусторонний, мир мертвецов, мир пращуров и богов. Правь — это истина, всеобщий закон Сварога, управляющий миром. Бог — это и есть Правь. Славить Правь — это славить Бога. Славить Правь — это и есть православие. Как видим, так называлась уже в ту далёкую пору религия наших предков.

Русы верили в бессмертие души. «Велесова книга» ясно говорит об этом: «И так провозгласили мы славу Богам, которые суть — отцы наши, а мы сыны Их. И будем достойны Их чистотой телес и душ наших, которые никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел». И в другом тексте этой книги: «Матерь Слава сияет в облаках, как Солнце, и возвещает нам победы и гибель. Но мы этого не боимся, ибо имеем жизнь вечную, и мы должны радеть о вечном, потому что земное против него — ничто». Такое мировоззрение полностью исключало страх перед смертью. Наши предки знали: после смерти душа человека переходит в другой потусторонний невидимый мир — Навь. После смерти душа достигает Ирия (Рая), где обитает и правит Сварог, где живут сварожичи и предки русов. Понятия ада в религии древних русов не существовало. Отсутствие страха перед смертью и несуществующим адом делало их религию религией радости. Провожая в последний путь павшего героя, одновременно скорбили и радовались: он попадёт в Ирий, он встретится со своими ушедшими из жизни родственниками.

В зависимости от времени года и изменений в природе молились по-разному. Когда кончались самые короткие зимние дни, начинается поворот на весну, начинается новый круг изменений. Круг по-славянски «коло». Сохранившиеся до наших дней зимние колядки связаны с поклонением именно этому Богу. Раньше его имя звучало так — «Коленда». И римские «коленды» (от них — календарь) заимствованы у славян, их соседей на Апеннинском полуострове. В марте отмечался день весеннего равноденствия. Конец зимы, начало весны отмечались весёлой масленицей. Сжигали чучело зимы, славили бога солнца Ярилу, в честь него пекли круглые блины. Пляски, игры, хороводы продолжались до тёмной ночи. Летний солнцеворот (23 июня) связан с праздником Купалы. Считалось, что в этот день русалки выходят из воды, в честь этого праздника игрища с обливанием водой, купаниями назывались русалии. А ночью зажигались знаменитые купальные костры. Раздевшись, юноши и девушки прыгали через огонь. После этого обряда очищения они устремлялись в реку и начинались весёлые купания. В эту же ночь совершались «умыкания девиц», то есть, предварительно сговорившись, жених уводил невесту в свой дом. В этом и других праздниках мы видим теснейшую связь религии русов с явлениями природы.

День нашего предка подчинялся твёрдому религиозному порядку. Вот описание утра в «Велесовой книге»: «Если светит солнце, поём хвалу богам и огнищу Перуна, который есть, сказано, победитель варягов, и провозглашаем великую славу отцам нашим и дедам, которые суть в небе; просим так трижды вести наши стада на траву». Из текста видно, что утро усов начиналось с молитвы богам и началом работы. «Когда перегоняем скот в другую степь, — идём есть и второй раз хвалу богам вознося, поём славу и так до полудня. Поём славу великому Хорсу Золоторунному, и так до вечера. Когда уже зажжём сложенные костры, поём славу вечернюю Даждьбогу нашему, который, сказано, есть прадед наш, и, совершив омовение, идём ко сну» («Велесова книга»). Как видим, наши предки в течение дня совершали троекратное моление: утром — богу Перуну и праотцам, в обед — Хорсу (солнцу), вечером — Даждьбогу. Обязательной частью ритуала было вечернее омовение перед сном. Религия наших предков требовала не только чистоты духовной, но и телесной. Для сравнения: европейцы переняли у арабов обычай мыть руки перед едой лишь после крестовых походов.

Учение о Триглавах. Великий Триглав. «Велесова книга» донесла до нас учение наших предков о Триглавах (Троицах). В ней всё чётко и стройно: Великий Триглав — это великие Боги, Первый Малый Триглав — это «средние» Боги, в последующих Малых Триглавах — длинный перечень «малых» Богов. Ознакомимся подробнее с Великим Триглавом (Троицей), ибо прославление Богов положено было начинать именно с него:
Прежде всего поклонимся Триглаву,
споём ему великую славу.

И первым в Великом Триглаве (Великой Троице) Творец нашей Вселенной Сварог (евреи и арабы произносят — Саваоф). Его имя происходит от древнего русско-индийского «сва», «сварга» (небо: от корня «свар» — сверкать). Этот корень имеется в слове «сварганить», которое первоначально означало — сотворить Вселенную. Вот почему Сварог воспевается первым.
Сварога — деда богов прославляем,
Что ожидает нас.
Сварог — старший бог Рода Божьего,
И Роду всему вечно бьющий родник,
что летом течёт из крыни (истока),
зимою не замерзает,
живит той водой пьющих!

Сварог — Бог неба и нашей Вселенной, другими словами, Царь Небесный. Он — «старший Бог Рода Божьего», «вечнобьющий родник всему живому, он — исток всего существующего. И выше его только Всевышний — творец всех миров, в каждом из которых создавший своего Сварога. Напомним, Сварог — это творец именно нашей Вселенной.

Сварог является и властителем огня. Как сообщает Ипатьевская летопись, именно Сварог научил людей вместо камней и палиц изготавливать и применять кованое оружие, Законы Сварога установили морально-правовые нормы и в брачных отношениях: «Установил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужчину выходить; если же кто нарушит этот закон — ввергнут его в печь огненную» (Ипатьевская летопись).

Вторым прославляется в Великом Триглаве Бог грозы и войны Перун.
И Громовержцу — Богу Перуну,
Богу битв и борьбы
говорили:
«Ты, оживляющий явленное,
не прекращай Колёса вращать!
Ты, кто вёл нас Стезёю Правой
к битве и тризне великой!»
О те, кто пали в бою,
те, которые шли, вечно живёте вы
в войске Перуновом!

Как гласит легенда, Громовержец Перун — сын Сварога (Сварожич) и Матери Сва (Царицы Небесной). Имеются и другие версии его происхождения. Величие этого Бога проявлялось и в том, как необычно входил он в мир.
Загремели тогда громы на небе,
Засверкали тогда в тучах молнии,
И явился на свет, словно молния,
Сын Сварога Перун Громовержец!

Имя этого Бога происходит от древнего русско-индийского корня «перк-у» — дуб. У латышей и литовцев он называется Перкун (Перкунас). Дуб считался храмом Перуна, на вершине которого он пребывал во время грозы. Дубовые рощи особо почитались русами. Здесь, под самым могучим дубом, произносились молитвы и совершались жертвоприношения. Происходило это в четверг, ибо этот день считался днём Перуна. Отголоском тех далёких обрядов дошла до наших дней поговорка «после дождичка в четверг». Под дубом просили у Громовержца дождя, ведь дождь — это залог будущего богатого урожая.

Вспомните пушкинские строки:
Идёт вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник.

Из них видно, что даже такие влиятельные люди, как волхвы, поклонялись ему. Но особо он почитался у воинов. Все должны идти Стезёю Прави. Для воина это значит — смело идти в бой. Погибший в бою не умрёт, он вольётся в небесное воинство Перуново: «О те, что пали в бою, те, которые шли, вечно живёте вы в войске Перуновом!». Иная судьба у труса, горе тому, кто бежит с поля брани. К таким Перун беспощаден: «вы станете зверями. и будут о вас говорить, что вы смрадные поросята и свиньи».

Наши предки верили в переселение души и точно знали: тот, кто сошёл со Стези Прави, кто струсил, тот обратится в свинью. Даже те, кто не трусит, но не очень поспешает на битву, подвергается суровому осуждению: сравнивается с грязным быком. Воины, стремительно идущие в бой, говорят о таких: «Но мы не быки грязные, а русы чистые. и имеем жизнь вечную!» Перун суров, называя трусов «смрадными свиньями», но иных слов такие люди и не заслуживают.

Не удивительно, что и в XX веке бог войн Перун по-прежнему вдохновлял поэтов:
И, хмелясь победным пиром,
За лучом бросая луч,
Бог Перун владеет миром,
Ясен, грозен и могуч.
(С.Городецкий)

Третьим в Великом Триглаве прославляется бог Святовит.
И Святовиту мы славу рекли
Он ведь и Прави и Яви Бог!
Песни поём мы Ему,
Ведь Святовит — это Свет.
Вы посмотрите — Явь существует!
Нас он от Нави оберегает —
мы выхваляем Его!
Мы плясали — Его воспевали,
к нашему Богу взывали мы,
ибо тот Бог — Землю с Солнцем носил
звёзды держал,
свет укреплял.

Святовит — тоже Сварожич, т.е. Сын Сварога. Сварог, Перун, Святовит — это три лика Великого Единого Бога, которого русы называли Триглавом (Троицей). Из этого следует, что Сварог — это Бог — отец, Перун — сын, Святовит — святой дух. Святовит — это Бог Неба и Света. Первоначально он носил имя Святогор. Главная задача Святовита: хранить Стожар — ось, вокруг которой вращается Колесо Сварога, а это не только Небо, но и вся наша Вселенная, создателем которой был сам Сварог. Святовит должен поддерживать порядок и во Вселенной, и среди людей. Он же был богом плодов земных. Особо почитался у западных славян и в Северной Руси. В знаменитом храме в Арконе на острове Рюген стоял четырёхглавый кумир Святовита. Сюда приносили в дар монеты, а также часть военной добычи.

Первоначальное имя Бога — Свентовит. Оно происходит от слова «свантый» (святой) и «вит». Второе слово обозначало достоинство человеческой природы («витязь, вития» — красноречивый, мудрый). Игры в честь Бога Святовита — «святки» были широко распространены у русских, украинцев, белорусов.

Не только наши предки, но и русские поэты XX века неоднократно прославляли Бога Неба и Света.
Я вижу призрак Святовита
Меж облаков,
Кругом него — святая свита
Родных богов.
(К.Бальмонт)

Из далёких Сварога садов
Плывёт пресветлый Бог Богов!
(Н.Клюев)

Учение о Малых Триглавах. Вслед за Великим Триглавом в «Велесовой книге» перечисляются Малые Триглавы.
За теми двумя — Хорс и Велес, Стрибог.
Затем — Вышень, Леля, Летеница,
Затем Родогощ, Крышень и Коляда,
Каждый едва ли не Вседержитель.
Следом идут Сива, Яр и Дажьбог.

Я подробно расскожу о богах Первого Малого Триглава — Хорсе, Велесе и Стрибоге.

Хорс — бог Солнца. Имя бога Хорс (Хорос) означает «круг» (солнечный). В современном русском языке тот же корень в словах: хорошо, хоровод — круговой танец, хоромы — в древности имели круговую застройку, от них слово — храм; хоругвь, хорониться (от солнца), каравай и корж — круглая выпечка. Именем Бога Солнца Хорса назван древнерусский город Хорсунь (Корсунь), в греческом написании Херсонес. Старинное русское слово «харный» «гарный» (у украинцев — гарний) также означает «хороший, красивый».

Бог солнца Хорс упоминается и в «Слове о полку Игореве». Князь Всеслав, оборотовшись в волка, «великому Хросови. путь прерыскаше» (пересекал). А так как русские люди считали себя потомками солнцебогов, то четыре князя, участника похода, называются «четыре солнца».

Велес (Волос) — это бог скота и богатства, мудрости и поэзии. Его почитали и воспевали наши предки.
О, бог Велес! Ты наше Солнце,
Освещающее поля!
Ты и месяц и Звёздный Пояс!
Ты цветущая наша Земля!
За тобой небесные рати!
Ты премудрый и сильный Бог!
Ты орла быстрей и крылатей!
Лихо Дыя ты превозмог!

(Дыем именовался злой бог). На Руси он назывался «скотьим Богом». Русы знали, что он не только является владыкою и пастырем небесных стад в Ирии (Раю), но и покровительствует и охраняет земные стада. А так как с давних пор стада были символом богатства, то Велес, естественно, был и богом богатства. Не меньшим почтением он пользовался и у земледельцев. В давние времена Велес попросил Сварога сковать ему плуг и дать железного коня. И тогда Велес научил людей, как «землю орати (пахать) и зерно сеяти». А так как урожай напрямую зависел от небесного молока, проливаемого стадами дожденосных туч, то он считался основным покровителем земледельца. В благодарность на сжатом поле оставляли пучок колосьев «Велесу на бородку», по-другому — «Велесову бородку». Волхвы также почитали Велеса (Волоса), само его имя происходит от «волохатый, волосатый». Здесь Велес предстаёт как бог мудрости. Известно также, что он был покровителем певцов и поэтов, они считали себя «Велесовыми внуками».
«О, Бояне, Велесов внуче — . »
читаем мы в «Слове о полку Игореве».

Имя «скотьего Бога» Велеса (Волоса) в своей основе имеет гнездо близких по значению слов: «велеть», «повелевать», «великий», а также производные от них: «воля», «владение», «власть». Понятия «вол» (бык) и «волот» (великан) также по своему смысловому значению связаны с именем этого Бога. А самое вероятное: имя Бога Велеса соединило в себе несколько приведённых выше смыслов.

Стрибог — могучий повелитель стихий, Бог пространства и ветров. Таким он предстаёт перед нами в «Слове о полку Игореве».
Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки.
(Перевод Н.Заболоцкого)

Стрибог — один из самых древних богов. В основе его имени — корень стр-, имеющий два значения: 1) старый, т.е. «старик», «старый бог», 2) корень глагола со значением «распространять, охватывать, покрывать», с приставкой пра- значит «простираться», отсюда слово «прастара» — простор. Этого Бога изображали дующим в рога. Чем сильнее он дул, тем яростнее летели по просторам земли ветры и бури.

В «Слове о полку Игореве» упоминаются внуки Стрибога. Но у него было много сыновей. Это ветры — Посвист, Подага, Погода, Сиверко и другие. Посвист — свирепый бог непогод и бурь, с развевающимися волосами и всклокоченной бородой, живёт на севере. Подага — бог жаркого ветра-суховея, живёт в пустынях на юге. Погода — бог прекрасной погоды, нежного и приятного ветра. А имя ветра Сиверко говорит само за себя. Сиверко приносит холод и стужу с просторов Ледовитого океана. Есть у Стрибога и внучата — озорные ветерки Полуденник и Полуночник. Один любит порезвиться в полдень, а другой в полночь.

Другие известные боги русов. Если и дальше знакомиться с богами по Триглавам, то их описанию придётся посвятить отдельную книгу, ибо общее число больших и малых богов превышает тысячу. Поэтому мы дополнительно ознакомимся только с несколькими известными богами.

Особым почитанием у наших предков пользовался Даждьбог — Бог Солнца, Солнце-Царь, Сын Сварога: «И после (после Сварога) царствовал сынъ его именем Солнце, его же наричютъ Даждьбог. Солнце-Царь, сынъ Свароговъ, еже есть Даждьбог, бе бо муж силён» (Ипатьевская летопись). В конце зимы, начале весны, в день Даждьбога, наши предки славили Даждьбога: «Славим Даждьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву даёт скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зёрна в житницах. И мёду Он не даёт отвердеть. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И Ему мы славу поём на полях, поскольку Он — отец наш».

Славяне, в том числе и русы, считали и называли себя внуками Дадждьбога. Это засвидетельствовано «Словом о полку Игореве»:
Тогда при Олзе Гориславличи,
сеяшется и растяшется (разрастается) усобицами,
погибашеть жизнь Даждбожа внука (т.е. русских людей).

И четыре князя — участника похода (т.е. «Даждьбожьи внуки») так и называются в поэме — «четыре Солнца». У русов Даждьбог, дающий свет, тепло, творец урожаев, податель пищи, заступник бедных и сирых. Он же каратель зла, под этим разумелась нечистая сила и нравственное зло — неправды и нечестия. Поэтому Ярославна и обращается к Солнцу с просьбой помочь князю Игорю:
Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
(Перевод Н.Заболоцкого)

Ярославна, как и все русские люди, верила, что Даждьбог-Солнце всегда поможет тому, кто живёт по законам Прави, и накажет того, кто нарушает их.

Весенним богом был Ярило — бог восходящего солнца и весенних гроз, пробуждающих землю и людей. Он несёт свет и тепло. Ярило — носитель жизнетворящего начала в природе и человеке, возбуждающий растительную силу в травах и деревьях, плотскую любовь в людях и животных. Ярилки — весенние праздники, посвящённые Яриле, дожили вплоть до XX века. С его именем связано весеннее плодородие.
Волочился Ярило
По всему свету,
Полю жито (рожь) родил,
Людям детей плодил.
А где он ногою,
Там жито копною,
А куда он взглянет,
Там колос зацветает, —

пелось в народной песенке. Шумные и радостные Ярилки заканчивались похоронами чучела Ярилы.

Сохранилось описание весеннего бога. Это красивый юноша, разъезжающий по небу на белом коне и в белой мантии. На голове у него венок из весенних трав, в левой руке он держит горсть ржаных колосьев, ноги у него босые.

Ярило одновременно и бог-воин. В одном из храмов прибалтийских славян висел огромный щит Яровита (соответствует нашему Яриле). Необычайно искусно выполненный местными мастерами, он был весь покрыт золотыми пластинками. Во время войны его снимали со стены и несли перед войском.

В основе имени бога лежит корень «яр-», несущий в себе несколько смыслов: 1) страстный, горячий, пылкий 2) отважный, смелый, порывистый. В словах «яркий, ярый, яростный, яровой» (посеянный весной) тот же корень, а сами слова обозначают признаки и явления, напрямую связанные с богом весны, плодородия и войны — Ярилой.

Бог Семаргл (Симаргл) в «Велесовой книге» назван Огнебогом. Это бог огня, бог огненных жертвоприношений, посредник между людьми и небесными богами, олицетворение вооружённого добра. «Славим Огнебога Симаргла. слава Ему — Огнекудрому, с лицом, розовеющим утром, днём и вечером. И Ему мы даём за то, что Он творит — еду и питьё. И Его одного мы храним в пепле. И Он же восходит и горит над землёй нашей с того времени, как Солнце укладывается. И до того, как Солнце рождается вновь, пока оно быками ведомо по лугам Хорса» («Велесова книга»).

К сожалению, мы очень мало знаем об этом боге. Даже насчёт происхождения его имени среди учёных нет единого мнения. В «Слове о полку Игореве» есть строки:
Поскочиста (половцы) по русской земли,
смагу мычучи въ пламяне розе (т.е. роге).

«Смага» — обозначает «огонь, пламя». «Смагу мычучи» — метать огонь. Старинное русское огнестрельное оружие называлось «смаговница». И часть учёных считает, что этот корень и лежит в основе имени Семаргл.

Другие учёные связывают происхождение имени Семаргл с Седмоглавом (Семиглавом), древняя форма «Седмор-голв». Известный историк Ю.Д.Петухов считает, что таким именем назывался на Руси верховный бог полабско-рюгенских славян Руевит-Семиглав. Рюрик с дружинниками, придя на Русь, принесли и поклонение своему великому богу. Это могучий бог-воин, на ремне его висят семь мечей, восьмой Руевит держит в правой руке. Изображения Руевита имели семь ликов.

Число 7 было священным для славян, ибо состояло из суммы чисел 3 и 4 — основных признаков бытия, считавшихся совершенными. Число 3 обозначает три мира: небесный, земной, подземный. Оно же обозначает три возраста человека: молодость, зрелость, старость. Число 4 — это и четыре времени года и четыре стороны света. Их сумма — число 7 — это соединение Творца с Творением. Это отражено и в Библии: «Господь сотворил землю в шесть дней, в седьмой почил от трудов своих». В понятиях и явлениях от древности и до наших дней запечатлелось отражение этого священного числа: семь дней недели, семь цветов радуги, семь чудес света, семь небес (на седьмом небе), семь нот музыкальной грамоты, семь струн на гитаре и т.д.

Но точно утверждать, что в основе имени Семаргла лежат корни «семь» и «глав» мы не можем. Это пока лишь гипотеза.

Богиня Макошь — единственное женское божество среди великих богов-мужчин. Её имя для многих остаётся загадочным. Академик Б.А.Рыбаков предложил такое объяснение: Ма (мать) + «кошь» (жребий) = богиня Судьбы (мать жребия). В своём высоком небесном доме она прядёт нити судеб.
Она нити прядёт, в клубок сматывает,
не простые нити — волшебные.
Из тех нитей сплетается наша жизнь —
от завязки — рождения и до конца,
до последней развязки — смерти.

Жизнь в приведённых строках следует понимать в самом широком смысле. Макошь Сва даёт жизнь всему сущему: и богам, и людям, и земле, и растениям, и животным. В этом её величие и источник почитания. Макошь Сва, Матерь Сва (мать Сварога), Царица небесная, Богородица — святой образ для каждого русского человека.

Заканчивая эту тему, остаётся лишь добавить, что у каждого бога был свой день недели: У Перуна, как мы уже говорили, — четверг, У Даждьбога — воскресенье, у Хорса — понедельник, у Стрибога — вторник, у Макоши — среда и пятница, у Семаргла — суббота.

Мы коротко познакомились только с главными богами русского пантеона. Но даже этого достаточно, чтобы убедиться, что древнерусская религия с её множеством «главных», «средних» и «мелких» богов не только ни в чём не уступает ни древнегреческой, ни древнеримской, но во многом оказывает огромное влияние на них. Наиболее ярко это влияние выразилось в том, что древние греки и древние римляне очень многое заимствовали в религии наших предков.

Всем спасибо и главное помнити историю ваших предков!

Источник

Читайте также:  Фельдиперстовый что это значит
Оцените статью