Водоросли
У ботаников принято делить все растения на высшие и низшие. В обыденной жизни мы с вами встречаемся в основном с высшими растениями, т. е. с теми, у которых есть листья, стебли и корни. К высшим растениям относятся мхи, плауны, хвощи и папоротники, размножающиеся спорами, голосеменные, чьи семена лежат голо на чешуйках шишек, и цветковые (покрытосеменные) растения, имеющие цветы, плоды и семена. К низшим растениям относятся водоросли. Мы сталкиваемся с ними значительно реже, например, гуляя по пляжу или открывая банку с морской капустой, но это не значит, что водорослей на земле мало, просто они не бросаются в глаза.
Слово «водоросль» подразумевает, что эти организмы растут в воде. Действительно, большинство из них ведут водный образ жизни. Но неверно думать, что водоросли – это все растения, которые растут в воде. Во–первых, водоросли могут жить и на суше. Вам, наверное, приходилось видеть зеленый налет на водосточных трубах, срубах колодцев, при основании деревьев, на камнях вблизи ручьев – везде, где влажность воздуха достаточно высока. Этот зеленый налет и есть наземные водоросли.
Большое количество водорослей населяет почву. Иногда водоросли разрастаются так сильно, что можно наблюдать позеленение ее верхнего слоя. Есть особая группа наземных водорослей, растущих на поверхности снега и льда. Снежная хламидомонада окрашивает снег в кроваво–красные оттенки. «Красный.снег» может покрывать пространство в несколько квадратных километров! Другие снежные водоросли (всего их обнаружено более 100 видов) окрашивают снег в зеленый, желтый, голубой, бурый и даже черный цвета!
Во–вторых, в воде, кроме водорослей, можно встретить некоторые высшие растения: и цветковые, и папоротники, и мхи. Их предками были обычные наземные растения. Водоросли же возникли в морях и океанах задолго до того, как первые высшие растения появились на поверхности Земли. Как группа, водоросли сформировались в водной среде и с тех пор так и не порвали с ней связи, поэтому их еще называют первичноводными. В отличие от них высшие водные растения прошли долгий путь от водных предков к сухопутным, а потом вновь во второй раз перешли к жизни в воде. Название вторичноводные отражает их эволюционный путь: из воды на сушу и снова в воду.
Посидония – вторичноводное цветковое растение
Почему водоросли относят к низшим растениям? Такое название должно отражать простоту их строения. Действительно, некоторые водоросли устроены очень просто. Весь их организм состоит из группы одинаковых клеток, собранных в нитчатое или пластинчатое слоевище (тело водоросли), которое прикрепляется к грунту с помощью нитевидных ризоидов. Обратите внимание, что несмотря на некоторое сходство, ризоиды и корни – это совсем не одно и то же: корни многоклеточные органы, а ризоиды одноклеточные или состоят из нескольких клеток. Такое примитивное строение имеет морская водоросль ульва, известная под названием «морской салат». Ее зеленое слоевище толщиной в два слоя клеток может достигать длины более 1 метра.
Сравнение строения ризоидов и корней
Но среди красных и бурых водорослей встречаются растения, у которых слоевище сложно ветвится, образуя подобие побегов и листьев. Внешне эти водоросли почти ничем не отличаются от папоротников с их сложно рассеченными перистыми листьями. Но в том–то и дело, что сходство это чисто внешнее.
Даже у самых сложно организованных водорослей нет ни листьев, ни стеблей, ни корней, как у высших растений. У водорослей отсутствуют ткани, из которых состоят органы высших растений. Их слоевище образовано почти одинаковыми клетками, и каждая – мастер на все руки: фотосинтезирует, поглощает из воды минеральные соли, хранит запасы питательных веществ, почти каждая может образовать органы размножения.
Органы высшего растения «поделили» между собой разные функции: в листьях происходят процессы фотосинтеза и испарение воды, стебли транспортируют минеральные и органические вещества, а корни удерживают растение в почве, поглощают минеральные растворы, иногда запасают питательные вещества. Выполнение всех этих функций обеспечивается устройством тканей, из которых состоит тот или иной орган: механические ткани побегов придают растению прочность, по сосудам и ситовидным трубкам происходит транспорт воды с растворенными веществами, в запасающей ткани откладываются питательные вещества, фотосинтезирующая ткань содержит хлорофилл и осуществляет фотосинтез.
Делессерия – водоросль с разветвленным слоевищем
Простота строения водорослей легко объяснима их водным образом жизни. Всё тело низших растений окружено водой, из которой они получают и минеральные вещества, и кислород, и углекислый газ. Зачем же «изобретать» проводящую систему и отращивать корни, если каждая клетка и так получает всё необходимое из окружающего раствора? Вода поддерживает водоросль во взвешенном состоянии, так что механические ткани ей тоже ни к чему. Водная среда не способствует усложнению строения растительных организмов – всё дается им слишком легко, вот и получается, что все водоросли устроены очень однообразно и просто: слоевище да ризоиды.
Водоросли – самые первые растения на Земле, но и сейчас они продолжают властвовать в морских глубинах. Вторичноводные растения могут расти на глубине не более 2–3 метров, а водоросли способны к погружению на 150–200 м, именно они заселяют основную площадь глубин и мелководий морей и океанов, образуя настоящие подводные леса. Такие «леса» дают приют и пищу многим животным. Бурые водоросли ламинарию и макроцистис поедают морские ежи. В зарослях на мелководьях у побережий Африки, обеих Америк и Азии пасутся крупные морские травоядные животные ламантины и дюгони. Среди водорослей нет ядовитых или колючих растений, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Защитить себя водоросли не могут, единственное, что им остается – расти и размножаться быстрее, чем их едят.
Водоросли продолжают обеспечивать животных пищей и после своей гибели. Креветки, крабы, разнообразные черви и моллюски могут использовать в пищу отмершие части растений. Вместе с фитопланктоном водоросли являются источником пищи, а значит, энергии для существования всех остальных морских и пресноводных обитателей.
Читайте также
Водоросли
Водоросли Низшие растения У ботаников принято делить все растения на высшие и низшие. В обыденной жизни мы с вами встречаемся в основном с высшими растениями, т. е. с теми, у которых есть листья, стебли и корни. К высшим растениям относятся мхи, плауны, хвощи и папоротники,
Двуликие водоросли
Двуликие водоросли Как почти все растения, водоросли размножаются бесполым и половым путем. Бесполое размножение, т. е. размножение без образования половых клеток, может быть вегетативным или споровым. Вегетативное размножение бегонии (слева) и водоросли (справа)
Источник
Водоросли низшие растения это значит что у них нет ни корней ни стеблей ни листьев
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Водоросли — древнейшие растения на нашей планете. (2) Водоросли не имеют тканей, их тело не расчленено на органы. (3) У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. (4) Их тело называется талломом, или слоевищем. (5) К водорослям относятся очень разные организмы, которые обитают и в воде, и на суше во влажных местах. (6) Как считают учёные, от них произошли высшие растения, появление которых связано с выходом водорослей на сушу.
В каких предложениях описываются признаки, на основе которых можно сделать вывод о том, что водоросли относят к группе низших растений? Запишите номера выбранных предложений.
Хлорофилл в клетках растения обеспечивает важный процесс — фотосинтез, в результате которого из неорганических веществ образуются органические вещества за счёт энергии солнца. Найдите в приведённом списке и запишите название этого процесса
Дыхание, рост, развитие, воздушное питание, размножение.
Воздушное питание — фотосинтез, то есть образование органических веществ из углекислого газа и воды под действием света. Дыхание — процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа для поддержания жизнедеятельности организма. Рост — увеличение особи в размере. Развитие — изменение организма и процессов течение жизни. Размножение — процесс увеличения количества особей.
Ответ: воздушное питание.
Используя таблицу «Химический состав грибов», ответьте на вопросы.
Химический состав грибов
Название гриба | Вода (%) | Углеводы (%) | Белки (%) | Жиры (%) | Мин. соли (%) | Энергетическая ценность в ккал |
---|---|---|---|---|---|---|
Подберёзовик | 88,0 | 2,5 | 5,3 | 0,6 | 0,9 | 36 |
Маслёнок | 92,0 | 3,5 | 2,0 | 0,3 | 0,6 | 25 |
Белый | 87,0 | 3,1 | 5,5 | 0,5 | 0,9 | 40 |
Лисички | 94,4 | 3,8 | 2,6 | 0,4 | 0,8 | 30 |
Какого вещества, из перечисленных в таблице, в грибах больше всего?
Какие грибы содержат большое количество белка?
Какой гриб имеет наименьшую энергетическую ценность?
Для выполнения этого задания нужно сравнить значения всех столбцов. Наибольшее значение для всех грибов соответствует воде. Для остальных вопрос нужно сравнить значеняи одного из столбцов. Обратите внимание, что для некоторых вопросов несколько ответов.
Ответ: воды; подберёзовик и белый гриб; маслёнок.
Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Водоросли — древнейшие растения на нашей планете. (2) Водоросли не имеют тканей, их тело не расчленено на органы. (3) У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. (4) Их тело называется талломом, или слоевищем. (5) К водорослям относятся очень разные организмы, которые обитают и в воде, и на суше во влажных местах. (6) Как считают учёные, от них произошли высшие растения, появление которых связано с выходом водорослей на сушу.
Сделайте описание белой кувшинки по следующему плану.
А) В сравнении с водорослями: наличие/отсутствие органов растения
Б) Кувшинка относится к группе высших или низших растений?
В) Местообитание растения
Белая кувшинка относится к высшим растениям. Это значит, что у нее есть органы и ткани. При этом кувшинка произрастает в водной среде вместе с водорослями.
Ответ: Правильный ответ должен содержать описание/признаки по трём пунктам плана:
Б) к высшим растениям;
В) пресноводные водоёмы (озеро, пруд, река с медленным течением).
Источник
Биология. 5 класс
Конспект урока
Биология, 5 класс
Урок 13. Характеристика царства Растения. Водоросли и лишайники
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Урок посвящён изучению царства Растения.
- Изучению строения и многообразия некоторых представителей этого царства: водорослей и лишайников.
Растения, водоросли, лишайники, ботаника
Слоевище (таллом) – это тело многоклеточных низших растений.
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общие функции.
Орган – это часть организма, имеющая определённое строение, занимающая определённое положение и выполняющая определённые функции.
Фотосинтез – это процесс образования органических соединений из неорганических за счёт энергии света.
Лишайник – единый организм, в котором гриб снабжает водоросли водой с растворёнными в ней минеральными веществами, а водоросли в процессе фотосинтеза образуют органические вещества, необходимые грибу.
Ботаника – наука о растениях.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
- Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
- Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В процессе эволюции на нашей планете земля, сформировалось огромное количество разных живых организмов, но часть из этих организмов уникальны – это зелёное растение. Только они могут синтезировать органические вещества при помощи энергии солнечного света, при этом выделяется в атмосферу газ – кислород.
Где происходит этот процесс? Это особый пигмент – хлорофилл. Он зелёного цвета. В отличие от животных, растения, как правило, ведут малоподвижный образ жизни. Они прикрепляются к почве, чтобы оттуда поглощать воду и минеральные соли, которые также будут идти в процессе жизнедеятельности на процесс фотосинтеза. А ещё растения часть углеводов откладывают про запас. Он превращается в крахмал, благодаря этому растения растут в течение всей жизни.
Не все зелёные растения появились на земле одномоментно. В далёком прошлом жизнь была возможна только в водной среде, именно в этой водной среде появились первые зелёные растения. О них сегодня и пойдёт наш разговор.
Разнообразие растений. Царство Растения объединяет более 320 тыс. видов и представлено самыми разнообразными формами – от одноклеточных микроскопических водорослей до огромных деревьев, возвышающихся над землёй более чем на 100 м.
Растения занимают всевозможные места обитания. Их можно встретить в открытом океане, сухих пустынях, горах и на побережье Антарктиды. Различна продолжительность жизни растений. Существуют дубы, которым более 1000 лет, но есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней.
Все растения в зависимости от строения традиционно подразделяют на низшие и высшие.
Тело наиболее примитивных низших растений может состоять из одной клетки. Тело многоклеточных низших растений называют слоевищем или талломом (от греч. таллос – молодая ветка, росток). У этих растений нет ни корней, ни стеблей, ни листьев. Низшие растения не имеют сложного тканевого строения.
Ткани появляются у высших растений. Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общие функции.
У высших растений тело расчленено на органы – листостебельные побеги и корни (за исключением мхов), которые состоят из различных тканей.
Орган (греч. органон – орудие, инструмент) – это часть организма, имеющая определённое строение, занимающая определённое положение и выполняющая определённые функции.
Характерные признаки растений. Растения имеют преимущественно зелёную окраску, но могут быть окрашены в красный, бурый, жёлтый и другие цвета. Окраска растений определяется наличием в их клетках особых красителей – пигментов (от лат. пигментум– краска). У растений наиболее распространён зелёный пигмент – хлорофилл. Он играет чрезвычайно важную роль: улавливает солнечные лучи и обеспечивает усвоение их энергии. Это необходимое условие осуществления фотосинтеза (от греч. фотос – свет и синтезис – соединение) – процесса образования органических соединений из неорганических за счёт энергии света.
К царству Растения относят все фотосинтезирующие ядерные организмы. Растения разделяют на низшие и высшие.
Низшие растения. К низшим растениям относят водоросли, так как они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев. Это сборная группа самых древних растений на Земле.
Среди водорослей есть одноклеточные и многоклеточные растения. Несмотря на сравнительно простое строение, различные группы водорослей имеют свои особенности и происходят от различных предков.
Зелёные водоросли. Одноклеточные зелёные водоросли содержат хлоропласты с хлорофиллом, который и придаёт им зелёную окраску. Эти водоросли живут в основном в воде – пресной или солёной, но встречаются виды, обитающие на сырых участках почвы, коре деревьев и других местах с повышенной влажностью. Виды, живущие вне воды, в период засухи находятся в состоянии покоя.
У многоклеточных зелёных водорослей тело (слоевище) имеет форму нитей или плоских листовидных образований. Эти зелёные водоросли живут как в пресной, так и солёной воде.
Наиболее сложное строение среди водорослей имеют харовые водоросли, обитающие в пресных водоёмах. Эти многочисленные зелёные водоросли по внешнему виду напоминают хвощи. У харовых имеются образования, которые по форме и выполняемым функциям напоминают корни, стебли, листья, но по строению они не имеют ничего общего с этими органами высших растений.
Бурые водоросли – многоклеточные, в основном морские растения. Общий внешний признак этих водорослей – желтовато-бурая окраска слоевищ. Слоевища бурых водорослей бывают нитевидной, шаровидной, пластинчатой, кустообразной формы, а их размеры колеблются от микроскопических до гигантских.
Красные водоросли, или багрянки, в основном многоклеточные морские растения. В клетках красных водорослей, кроме хлорофилла, содержатся красные и синие пигменты. В зависимости от их сочетания окраска багрянок меняется от ярко-красной до голубовато-зелёной и даже жёлтой.
Красные водоросли весьма разнообразны и очень красивы. Они имеют причудливые формы: пластинчатые, цилиндрические, нитевидные и кораллоподобные, в разной мере разветвлённые и рассечённые. В морях багрянки встречаются повсеместно. Благодаря тому, что красные пигменты способны улавливать даже очень небольшое количество света, они могут расти на глубине 100–200 м. Многие багрянки служат пищей для морских животных, используются они и в пищу человека.
Лишайники. Лишайник – единый организм, в котором гриб снабжает водоросли водой с растворёнными в ней минеральными веществами, а водоросли в процессе фотосинтеза образуют органические вещества, необходимые грибу. Таким образом, между грибом и водорослями существует тесная связь, полезная как одному, так и другому организму. Это явление называется симбиоз (от греч. симбиозис – совместная жизнь).
Лишайник впитывает влагу всей поверхностью тела, главным образом влагу дождей, росы и туманов. Это позволяет лишайникам поселяться везде, где есть свет. Без света невозможен фотосинтез в клетках водорослей и лишайник погибает.
Лишайники разнообразны по внешнему виду и окраске. Различают кустистые, листоватые и накипные лишайники. Слоевище кустистых лишайников действительно напоминает кустик. Пластинчатое слоевище листоватых лишайников несколько приподнято над поверхностью прикрепления и похоже на лист. Накипные лишайпики выглядят как тонкая пластинка, тесно прирастающая к поверхности прикрепления. Это самые неприхотливые и широко распространённые виды.
Несмотря па выносливость лишайников, они очень чувствительны к загрязнению окружающей среды. Поэтому отсутствие лишайников может быть показателем экологического неблагополучия.
Живут лишайники долго, сотни и даже тысячи лет, а растут очень медленно: всего несколько миллиметров в год.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: множественный выбор.
Текст вопроса: Выберите верные утверждения.
Корни и стебли у водорослей отсутствуют.
Хлорелла обитает только в воде.
Хлорелла – одноклеточная водоросль.
Водоросли в ходе фотосинтеза вырабатывают кислород.
Порфира передвигается в воде с помощью двух жгутиков.
Ламинария – это одноклеточная водоросль.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Корни и стебли у водорослей отсутствуют.
Хлорелла – одноклеточная водоросль.
Водоросли в ходе фотосинтеза вырабатывают кислород.
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Единичный выбор
Текст вопроса: Что производят растения в ходе фотосинтеза?
Источник