Внебюджетные места что это значит

Содержание
  1. Внебюджетные места: в РФ начинают копить на вузы, отдав детей в школу
  2. Вот тебе и Татьянин день
  3. Инженеры vs экономисты
  4. Исправление неравномерности
  5. Абитуриентам и родителям: ответы на вопросы от поступающих на внебюджет
  6. Платное обучение: как поступить на внебюджет?
  7. Основные моменты, которые нужно знать, чтобы поступить на внебюджет
  8. 1. Надо сдать ЕГЭ на минимальные баллы для подачи документов в вуз
  9. 2. Стоимость обучения на одно и то же направление в разных вузах — разная
  10. 3. Конкурс на платное обучение — условность
  11. Процедура зачисления на платное обучение
  12. Идти ли мне на внебюджет? «За» и «против»
  13. Внебюджетные средства: собственные средства или дополнительный источник бюджетного финансирования?
  14. Доходы от внебюджетной деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения
  15. Доходы от оказания платных услуг — источник дополнительного бюджетного финансирования
  16. Бюджетный учет операций в рамках дополнительного бюджетного финансирования за счет средств от оказания платных услуг
  17. Учет у администратора дохода
  18. Учет у бюджетного учреждения

Внебюджетные места: в РФ начинают копить на вузы, отдав детей в школу

Большинство родителей готовы копить деньги на высшее образование детей, лишь только отдав их в школу. Это следует из исследования компании «Сбербанк страхование жизни». В среднем россияне готовы за 6–10 лет обеспечить своим чадам бюджет на обучение в вузе в размере 350 тыс. рублей. Эксперты, опрошенные «Известиями», уверены, что этой суммы на платное высшее образование не хватит. Главную проблему специалисты видят в нехватке бюджетных мест и рассчитывают, что ситуация изменится после послания президента Федеральному собранию, в котором он заявил о недопустимости сокращения бесплатных форм обучения.

Вот тебе и Татьянин день

25 января прогрессивное и не очень студенчество будет отмечать свой день. Однако чтобы получить это право, придется отучиться в школе и поступить в вуз. К сожалению, бесплатная форма высшего образования доступна не всем, поэтому родители начинают задумываться об источниках финансирования высшего образования чуть ли не с первых шагов своих чад в школе. Это выяснила «дочка» Сбербанка, проанализировав данные людей, которые используют программы накопительного страхования жизни, чтобы обеспечить детям поступление в университет.

Читайте также:  Уменьшение суммы платежа что значит

Почти треть (31%) родителей начинают формировать бюджет на вуз в возрасте 26–35 лет. Лидерство за 36–45-летними — на них приходится 35%. Совсем небольшой процент зафиксирован и среди граждан старше 56 лет. Возможно, здесь можно говорить о помощи бабушек и дедушек.

Половина клиентов (48%) готовы копить на вуз для ребенка в течение 6–10 лет, около 30% — 11–15 лет. Еще 20% планируют собрать нужную сумму меньше, чем за шесть лет, а 2% — за 16–20 лет. Активнее всего формированием бюджета на высшее образование занимаются родители из Москвы (18%), Московской области (7,6%) и Краснодарского края (4%).

Большинство родителей (90%) хотят накопить на образование детей 250–500 тыс. рублей. 6% ставят более высокие цели — от 500 тыс. до 1 млн рублей, а 3% замахиваются — еще больше. Самый высокий показатель, зафиксированный в исследовании, — 30 млн рублей.

Инженеры vs экономисты

Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что родителям приходится копить детям на вуз из-за нехватки бюджетных мест, а также из-за их неравномерного распределения.

— Сейчас бюджетных мест менее 130 на 10 тыс. человек. Причем есть тенденция к их сокращению. Не так давно на одном из заседаний заместитель министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская озвучила, что количество бюджетных мест в магистратуре будет сокращено на 40%, — заявил «Известиям» зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

Ректор РГСУ Наталья Починок обратила внимание на неравномерное распределение бюджетных мест в зависимости от специальности.

— Хуже всего обстоят дела в таких направлениях, как юриспруденция, экономика и управление. Доля платных мест здесь достигает 80–90%. Проще получить бесплатное высшее образование при выборе инженерных специальностей, где на бюджет приходится 70%, — считает эксперт.

Исправление неравномерности

Директор научно-образовательного центра соцразвития, профессор кафедры труда и соцполитики Института госслужбы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина полагает, что проблему неравномерности нужно решать за счет профориентации.

— Сложно сказать, что какие-то специалисты стране нужнее и стоит делать на них акцент. Высшее образование должно выбираться по принципу интереса школьника. Он должен готовиться к поступлению в тот вуз, где хочет учиться. Для этого нужна стандартизация качества среднего образования, — поделилась она.

А вот попытки родителей подтянуть своего школьника, прибегая к услугам репетиторов — совершенно неверный путь, считает Любовь Храпылина.

— К поступлению в вуз ребенка должны готовить учителя в школе. Тогда знания у него будут на высоком уровне, и он сможет поступить туда, куда хочет, — уверена эксперт.

По словам Олега Смолина, увеличивать число бюджетных мест нужно обязательно, поскольку стоимость обучения в вузе в России сегодня начинается от 70–80 тыс. рублей в год. Поэтому, если опираться на данные исследования, даже накопленных 500 тыс. рублей на получение высшего образования может не хватить.

— Комитет Госдумы по образованию неоднократно продвигал законопроект, предполагающий увеличить количество бюджетных мест до 220 на 10 тысяч человек, как это было в СССР, — поделился с «Известиями» своим видением решения проблемы депутат.

«Известия» уже писали, что в I квартале Совет Федерации совместно с регионами и профильными министерствами соберется, чтобы обсудить распределение бюджетных мест в вузах.

— Сейчас в вузах порядка 24 тыс. бюджетных мест, а в течение четырех лет их количество должно увеличиться до 99 тыс. Причем важно, что в приоритетном порядке эти места будут отданы регионам, — заявила тогда председатель комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

Сенатор подчеркнула, что субъектам придется проанализировать, сколько мест и по каким специальностям им не хватает, чтобы квоты закрывали самые востребованные направления.

Источник

Абитуриентам и родителям: ответы на вопросы от поступающих на внебюджет

Как часто бывает, статья навеяна практикой — вопросами про внебюджетный набор с работы. Итак, вопросов было много, давайте по пунктам.

Вопрос 1: Сколько «платных» мест, хватит ли нам места, можно ли платить сейчас, всех ли возьмут, будет ли конкурс и т.д.

Ответ: число мест указано в правилах приема или КЦП (контрольные цифры приема), однако часто это число является величиной переменной — к примеру, в КЦП указано 37, но желающих 40 — очень часто взять могут всех. Этот вопрос может зависеть от многих факторов, обязательно уточните этот вопрос в приемной комиссии.

Вопрос 2: Важна ли дата оплаты?

Ответ: нет. Почти нет — оплатить # обучение нужно не позднее той даты, которая указана в вашем договоре. Если, к примеру, там указано 15 августа, то оплатите вы 1 августа или 15 июля — вообще всё равно. Разве что вам будет спокойнее, да и вуз будет знать, что вы хотите именно сюда, ну и зачислят вас пораньше (ведь приказов о зачислении, как правило, несколько).

Вопрос 3: Какие есть скидки? кому? за что?

Ответ: читайте правила приема. Если лень — спросите сотрудников приемной комиссии выбранного факультета. Где-то скидки есть, где-то нет, обязательно уточните. И спросите, что надо, чтоб эту скидку дали. Бывает так (например, у меня на работе), что скидки есть, но для их предоставления надо написать заявление — без него не дадут, даже если вы подходите под условия предоставления скидки.

Вопрос 4: Много ли платников отчисляют?

Ответ: чаще всего группы в вузах смешанные, и преподаватель банально не знает, на бюджете или на внебюджете учится студент, поэтому отчислять будут исключительно за незнание предмета и/или непосещение занятий. Да большинству преподов вообще без разницы, если честно. Могу сказать как преподаватель: мне безразлично, платно или на бесплатно учится студент, тройки или пятерки у него в зачетке, какого он возраста, пола, цвета кожи и вероисповедания. Правда. Если я начну об этом думать, анализировать и пытаться на это как-то завязывать учебу, я просто потеряю связь с реальностью — студентов сотни (а у кого-то тысячи), и про каждого что-то помнить просто нереально. Для меня как преподавателя имеет значение то, как студент выполняет мои задания и учит мой предмет. Уверена, для большинства преподавателей ситуация ровно такая же.

Вопрос 5: Где сложнее/проще учиться?

Ответ : вообще, всё зависит от вас/вашего ребенка. Мне, к примеру, преподаватели на первом курсе говорили, что после первой сессии # стипендия достается единицам (из сотен студентов). Я без проблем сдала эту сессию на все «отлично», причем матанализ, которого 95% студентов боялись как огня, был моим любимым предметом все два года, пока он был.

Допустим, что это личностные особенности. Рассмотрим вузы глобально. Приемной комиссии, по большому счёту, вообще без разницы, куда вы пойдете учиться. Но в приемной комиссии работают люди, и они чаще всего по-человечески готовы вам помочь, посоветовать, поговорить. Итак, представим себе гипотетическую ситуацию: есть хороший вуз, есть вполне неплохой факультет, где есть один знаменитый преподаватель, от которого плачут (в прямом и переносном смысле) студенты. По одной простой причине — ему крайне сложно сдать экзамен. Из 60-ти человек 30 «неуд» — это норм. Сдали всё, кроме экзамена преподавателю А — норм. Нет стипендии из-за тройки у А — норм. Вынужден переводиться на другой факультет из-за конфликта с А — понимаем, ты не первый, не второй, и даже не 100й, приходи, всё будет ОК. И из года в год все видят, что этот А отчисляет хороших ребят, и не могут (или не пытаются?) с ним что-то сделать. Задайте себе вопрос , надо ли вам идти на такой факультет. Если вы участвуете в конкурсе на несколько факультетов — поговорите с каждым . Почитайте отзывы в соцсетях , а не только название направления или специальности . Спросите про статистику сдачи хотя бы первой сессии. Узнайте, что делает деканат, чтобы помогать студентам учиться (дополнительные # занятия, кружки, курсы, группы и т.д.). Оцените свои (или своего ребенка) силы, желание и готовность реально, и лишь тогда принимайте решение платить за учёбу.

Вопрос 6: Можно ли и как перейти с платного на бюджетное место?

Ответ : Зависит от вуза, от числа бюджетных мест, ну и от вас, конечно. Любой студент имеет право перейти с платного на бюджетно место при соблюдении ряда условий. Во-первых, на вашей образовательной программе в принципе должны быть бюджетные места; во-вторых, одни должны освободиться (то есть кого-то отчислили, или кто-то ушел в академический отпуск, или перевелся, и т.д., и т.п.). Во-вторых, студент должен соответствовать требованиям, которые предъявляются к желающим перейти на бюджет — например, сдать одну (или две) сессии на «хорошо» и «отлично». В-третьих, у вашего вуза могут быть еще какие-то критерии — о них надо узнавать в деканате.

Источник

Платное обучение: как поступить на внебюджет?

Алина Косова

В 11 классе перед каждым учеником встаёт выбор: либо в ущерб личному времени усиленно готовиться к ЕГЭ, по-настоящему учиться, чтобы поступить на бюджет, либо дать волю лени, не налегать на предметы, но забыть в таком случае о бесплатном образовании. Людей, которые выбирают второй путь, гораздо больше. Эта статья будет актуальна для тех, кто хочет понять, как поступить на внебюджет, то есть на платное обучение.

Основные моменты, которые нужно знать, чтобы поступить на внебюджет

1. Надо сдать ЕГЭ на минимальные баллы для подачи документов в вуз

ВАЖНО! Некоторые вузы сами могут установить минимальный порог: например, 50 баллов. Это значит, что абсолютно все предметы, с которыми поступает ученик, должны быть написаны больше, чем на 50. Иначе документы просто-напросто не примут.

Минимальные баллы для поступления в вузы в 2021 году:

  • Русский язык — 36;
  • Математика (профильная) 27;
  • Обществознание — 42;
  • Иностранный язык — 22;
  • Физика — 36;
  • Литература — 32;
  • История — 32;
  • Химия — 36;
  • Биология — 36;
  • Информатика — 40;
  • География — 37.

2. Стоимость обучения на одно и то же направление в разных вузах — разная

Цена зависит от уровня вуза, его расположения и престижности. В целом, можно получить образование и за 30 тысяч в год (неизвестный вуз в маленьком городе), и за 500 тысяч (лучшие вузы Москвы).

В среднем стоимость обучения в крупных городах — от 100 до 200 тысяч в год. В некоторых топовых вузах, например ВШЭ или РАНХиГС, где обучение стоит довольно дорого, действует система скидок от 10 до 80%: если ученик получил высокие баллы ЕГЭ и закрывает сессию без троек, скидка действует на все года. Часто также предусмотрена поддержка льготных категорий граждан.

3. Конкурс на платное обучение — условность

Действительно, в престижные вузы выстраивается очередь даже на коммерцию. Но по факту ученик может заключить договор и оплатить обучение еще до начала первой волны (без конкурса).

Процедура зачисления на платное обучение

Как это происходит? Ученик получил баллы — они выше, чем минимальный порог, установленный вузом, — ученик приносит оригинал аттестата, согласие на зачисление, оплачивает квитанцию — все!

ВАЖНО! Часто вузы пишут на сайте «30 платных мест», но, в реальности они готовы брать гораздо больше людей. Поэтому всегда уточняйте в приемной комиссии, есть ли возможность заключить договор и оплатить обучение, если места закончились. Вам вряд ли откажут!

Идти ли мне на внебюджет? «За» и «против»

Как видите, платное обучение — это реальная возможность абсолютно для всех, кто более-менее сносно сдал ЕГЭ, получить высшее образование и диплом престижного вуза. В чем же подвох? Неужели все так просто? Зачем тогда вообще учиться и готовиться к ЕГЭ?

На самом деле, смысл есть.

Во-первых, обучение в хорошем вузе стоит дорого даже со скидками, и сегодня вы в этом убедились.

Во-вторых, без подготовки многие ученики не набирают даже необходимого минимума.

В-третьих, топовый вуз готов открыть свои двери большому количеству «платников», но сколько из них продержатся до конца? Готовясь к ЕГЭ, вы приучаете себя к самостоятельной работе, что жизненно необходимо для обучения в вузе.

Если оплатить обучение, которое окажется «не по зубам» ученику, то он вылетает после первой же сессии, а деньги «сгорают». Если и вы и правда решили поступать на коммерческую основу, то еще раз хорошенько взвесьте все «за» и «против»!

Источник

Внебюджетные средства: собственные средства или дополнительный источник бюджетного финансирования?

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 7

На практике встречаются два варианта использования денежных средств, заработанных бюджетным учреждением самостоятельно, то есть два варианта учета доходов и расходов в рамках оказания платных услуг. Первый вариант (наиболее распространенный): доходы от оказания платных услуг поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Второй вариант: доходы от оказания платных услуг в полном объеме поступают в бюджет и позже используются учреждением в виде дополнительного бюджетного финансирования. Рассмотрим вопросы бухгалтерского и налогового учета доходов от внебюджетной деятельности бюджетных учреждений в 2010 г. в обоих случаях.

Доходы от внебюджетной деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения

Приносящая доход деятельность, или внебюджетная деятельность, осуществляется бюджетными учреждениями на вполне законных основаниях. При этом полученные внебюджетные средства должны использоваться на обеспечение деятельности учреждений. Подпункт 3 п. 11 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ гласит: бюджетное учреждение на основании закона (решения) о бюджете вправе использовать на обеспечение своей деятельности полученные им средства от оказания платных услуг, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования, и средства от иной приносящей доход деятельности. Далее в указанном пункте идет перечисление оснований, то есть обязательных условий, которые должны быть соблюдены при получении и использовании указанных средств. Это наличие генерального разрешения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в котором указываются источники образования и направления использования указанных средств и устанавливающие их нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов РФ (муниципальные правовые акты), а также положения устава бюджетного учреждения. Кроме того, в пп. 4 п. 11 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ говорится, что операции с указанными средствами осуществляются в порядке, установленном финансовым органом, на основании сметы доходов и расходов приносящей доход деятельности.

Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

Таким образом, если все необходимые условия соблюдены (принятие соответствующего закона о бюджете (решения), наличие генерального разрешения, соответствующих положений устава, порядка ведения и сметы доходов и расходов приносящей доход деятельности), учреждение может заниматься оказанием платных услуг. Определяющим условием в данном случае является решение или закон органов государственной власти о бюджете на соответствующий год, в котором говорится о способе использования бюджетными учреждениями средств, полученных от оказания платных услуг. Так, в 2010 г. федеральным бюджетным учреждениям ст. 6 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее — Федеральный закон N 308-ФЗ) разрешено расходование средств, полученных от ведения приносящей доход деятельности, непосредственно самими учреждениями в соответствии со сметой доходов и расходов, составленной в рамках этой деятельности, и в пределах остатка средств на лицевых счетах.

Для учреждений, находящихся на бюджете субъектов РФ или местном бюджете, такое право закрепляется в законодательном акте о бюджете соответственно субъекта РФ или муниципального образования. Так, в Законе г. Москвы от 02.12.2009 N 10 «О бюджете города Москвы на 2010 год» говорится, что доходы получателей средств бюджета г. Москвы от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности зачисляются на внебюджетные счета финансовых органов г. Москвы и отражаются на лицевых счетах получателей средств бюджета. Порядок расходования указанных средств устанавливается Правительством Москвы.

Согласно Закону Нижегородской области от 11.12.2009 N 245-З «Об областном бюджете на 2010 год» средства бюджетных учреждений, финансируемых из областного бюджета, полученные от оказания платных услуг, в полном объеме учитываются в сметах доходов и расходов по приносящей доход деятельности. Порядок расходования средств устанавливается Министерством финансов Нижегородской области.

Таким образом, федеральные бюджетные учреждения, а также бюджетные учреждения указанных регионов и регионов, в которых законом о бюджете закреплены подобные нормы, используют внебюджетные средства на обеспечение своей деятельности. Порядок осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, установлен Приказом Минфина России от 01.09.2008 N 88н. Для прочих бюджетных учреждений такой порядок устанавливает соответствующий финансовый орган. Порядок утверждения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности утверждает главный распорядитель бюджетных средств.

Для указанных учреждений действует следующая схема получения и расходования средств от оказания платных услуг:

  1. Оказание услуг (выполнение работ).
  2. Поступление доходов на раздел лицевого счета учреждения по приносящей доход деятельности.
  3. Оплата расходов бюджетного учреждения, произведенных с целью ведения приносящей доход деятельности (заработная плата работников, участвующих в оказании платных услуг, приобретение нефинансовых активов, услуг, уплата налогов, прочие расходы), с указанного выше раздела лицевого счета.

Вопрос налогообложения в этом случае решается на основании ст. 321.1 НК РФ, в которой говорится об особенностях ведения налогового учета бюджетными учреждениями. В соответствии с указанной статьей налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между суммой дохода, полученной от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Заметим, что требования Налогового кодекса о признании доходов и расходов — общие и для бюджетных учреждений, и для коммерческих организаций. Все расходы бюджетного учреждения, напрямую относящиеся к приносящей доход деятельности, при условии их отдельного учета признаются при определении прибыли. Исключение составляют расходы, которые нельзя однозначно отнести на тот или иной вид деятельности, в соответствии с чем они подлежат распределению между этими видами деятельности. Порядок распределения подобных расходов прописан в п. 1 ст. 272 и ст. 321.1 НК РФ. Распределение вышеуказанных расходов осуществляется пропорционально объему средств, полученных от внебюджетной деятельности (одного вида деятельности), в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

Обратите внимание! Сумма превышения доходов от коммерческой деятельности над расходами до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетному учреждению. Это значит, что расходы бюджетного учреждения, финансирование которых предусмотрено бюджетной сметой, оплаченные за счет средств от оказания платных услуг, не признаются в целях исчисления налога на прибыль (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Отражение в учете бюджетного учреждения операций в рамках приносящей доход деятельности выглядит следующим образом .

В данном случае рассматривается ситуация оказания платных услуг, не облагаемых НДС.

  1. Оказаны платные услуги:

Дебет счета 2 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»

Кредит счета 2 401 01 130 «Доходы от оказания платных услуг».

  1. Поступили денежные средства на раздел лицевого счета по приносящей доход деятельности:

Дебет счета 2 201 01 510 «Поступление денежных средств учреждения на счета»

Кредит счета 2 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг».

  1. Произведены (начислены) расходы в рамках приносящей доход деятельности:

Дебет счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материальных запасов готовой продукции (работ, услуг)»

Кредит счетов 2 302 00 730 — как увеличение кредиторской задолженности по соответствующим принятым обязательствам, 2 303 00 730 — как увеличение кредиторской задолженности по соответствующим платежам в бюджет (кроме налога на прибыль).

Начислен налог на прибыль к уплате в бюджет:

Дебет счета 2 401 01 130 «Доходы от оказания платных услуг»

Кредит счета 2 303 03 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на прибыль организаций».

Оплата расходов за счет средств от приносящей доход деятельности:

Дебет счетов 2 302 00 830 — как уменьшение кредиторской задолженности по соответствующим принятым обязательствам, 2 303 00 830 — как уменьшение кредиторской задолженности по соответствующим платежам в бюджет, в том числе по налогу на прибыль, 2 206 00 660 — как уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам.

Кредит счета 2 201 01 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов».

Для справки. В смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности платежи в бюджет в соответствии с законодательством РФ должны быть отражены следующим образом:

  • уплата налогов и сборов, включаемых в состав расходов, — по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ;
  • уплата налогов, не включаемых в состав расходов (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость), — по соответствующим кодам доходов от приносящей доход деятельности, отражающим объекты налогообложения (Письмо Минфина России от 23.07.2009 N 02-03-09/2983).

На счетах санкционирования расходов операции по приносящей доход деятельности отражаются в учете бюджетного учреждения следующим образом:

  1. Утверждена смета расходов по приносящей доход деятельности:

Дебет счета 2 504 11 000 «Утвержденные сметные назначения по приносящей доход деятельности»

Кредит счета 2 504 12 000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств».

  1. Принято бюджетное обязательство за счет приносящей доход деятельности:

Дебет счета 2 504 12 000 «Сметные назначения по приносящей доход деятельности получателя бюджетных средств»

Кредит счета 2 502 12 000 «Принятые обязательства по приносящей доход деятельности».

Доходы от оказания платных услуг — источник дополнительного бюджетного финансирования

Ситуация, когда внебюджетные средства служат источником дополнительного бюджетного финансирования, бюджетникам знакома. Для федеральных бюджетных учреждений образования, культуры и искусства, здравоохранения, науки, а также архивных учреждений начиная с 2000 г. федеральным законодательством установлен специальный бюджетно-правовой режим доходов, полученных ими от сдачи государственного имущества в аренду. Федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год в период с 2000 по 2007 г., а впоследствии — Федеральным законом N 63-ФЗ доходы от аренды признаются дополнительным источником их бюджетного финансирования. После поступления на единый счет федерального бюджета указанные доходы отражаются на лицевых счетах этих учреждений как средства, предназначенные для их содержания и развития материально-технической базы (пп. 1 п. 11 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ). При вынесении соответствующего решения субъектом РФ либо муниципальным образованием находящие в их ведении бюджетные учреждения также подчиняются указанному режиму (пп. 2 п. 11 ст. 5 Федерального закона N 63-ФЗ).

Как пример, отражающий порядок получения и использования средств, доведенных до учреждения в качестве дополнительного финансирования, выделенного вместо доходов от приносящей доход деятельности, перечисленных учреждением в доход бюджета, рассмотрим доходы от сдачи имущества в аренду.

Для доведения ЛБО по дополнительному бюджетному финансированию за счет доходов от сдачи в аренду имущества главные распорядители формируют расходные расписания, которые направляют получателям-арендодателям. Последние представляют расходные расписания в ОФК, обслуживающие их лицевые счета. Порядок доведения ЛБО приведен в Приказе Минфина России N 104н . В свою очередь, Порядок открытия и ведения лицевых счетов установлен Приказом Федерального казначейства от 07.10.2008 N 7н. Согласно ему раздел лицевого счета по дополнительному финансированию предназначен для отражения:

  • ЛБО;
  • предельных объемов финансирования;
  • постановки на учет бюджетных обязательств за счет дополнительного бюджетного финансирования;
  • поступления дополнительного бюджетного финансирования, включая возврат дебиторской задолженности;
  • выплаты за счет дополнительного бюджетного финансирования;
  • справочно: суммы поступлений дополнительного бюджетного финансирования, суммы возвратов дополнительного бюджетного финансирования.

Приказ Минфина России от 30.09.2008 N 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня».

Таким образом, мы видим, что использование доходов от аренды в качестве источника дополнительного финансирования с точки зрения бюджетного законодательства продумано и организовано, чего нельзя сказать о налогообложении указанных доходов. На основании п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду (включая земельные участки) относятся к внереализационным доходам, то есть включаются в налогооблагаемую базу. Однако на протяжении ряда лет перед бюджетными учреждениями вставал вопрос: как платить налог на прибыль с доходов от аренды, если права распоряжаться данными доходами бюджетным учреждениям не предоставлено? На этот вопрос Минфин ответил в Письме от 19.02.2009 N 02-06-07/836, указав, что бюджетные учреждения получают ЛБО за счет источника дополнительного финансирования не только на укрепление своей материально-технической базы, но и на уплату налога на прибыль. Однако вопрос не был решен окончательно, поскольку платить налог на прибыль бюджетным учреждениям приходится не с разницы между доходом и расходом по данному виду деятельности, а со всей суммы дохода. Такое положение вступает в противоречие с Налоговым кодексом, поскольку объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, а не доход (ст. 247 НК РФ).

Уплата налога со всей суммы дохода сокращает источник дополнительного финансирования на 20%. Это ставка по налогу на прибыль организаций в 2010 г. (ст. 284 НК РФ).

Вполне закономерно в такой ситуации появление Постановления КС РФ от 22.06.2009 N 10-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта третьего статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева и Московского авиационного института (государственного технического университета)», в котором говорится о том, что существующий порядок уплаты налога на прибыль с доходов от аренды не соответствует Конституции РФ. В указанном Постановлении суд констатировал, что учреждения не вправе давать поручение на списание с единого счета бюджета, на который поступают доходы, средств для уплаты налога. В то же время Бюджетный кодекс предполагает, что налог с доходов от сдачи в аренду федерального имущества должен быть уплачен до учета средств в составе доходов федерального бюджета.

Таким образом, Конституционный Суд РФ признал, что действующее законодательство не обеспечивает определенность в порядке самостоятельной уплаты бюджетными учреждениями налога с упомянутых доходов, и постановил, что федеральный законодатель должен урегулировать порядок уплаты налога с учетом специфики правового статуса бюджетных учреждений в срок до 01.03.2010. До внесения в законодательство необходимых изменений учреждения обязаны платить налог в существующем порядке, то есть со всей суммы дохода.

Федеральным законодательством до настоящего времени не урегулирован порядок исполнения государственными учреждениями обязанности по уплате налога на прибыль с доходов от сдачи в аренду имущества. Письма Минфина, датированные 2010 г. (от 11.01.2010 N 03-03-06/4/1, от 30.03.2010 N 03-03-06/4/35), в целом повторяют положения ранее изданных и указывают на необходимость уплаты налога на прибыль с арендных доходов. При этом в Письме N 03-03-06/4/35 финансовое ведомство повторяет положения ст. 321.1 НК РФ, в которой говорится, что налоговая база по налогу на прибыль бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета НДС, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности. Также в нем отмечено, что в налоговом учете учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных с ведением этой деятельности, ведется в порядке, установленном гл. 25 НК РФ, затем разъясняется, как определяются доходы (в соответствии со ст. ст. 248 — 250 НК РФ), и умалчивается о том, как определяются расходы. А ведь именно признание расходов, произведенных за счет дополнительного бюджетного финансирования, является камнем преткновения в данном вопросе. Арбитражная практика свидетельствует о том, что налог на прибыль следует исчислять с сумм дохода, полученного от сдачи имущества в аренду, не уменьшая его на размер произведенных за счет дополнительного финансирования расходов, направленных на содержание предоставленного в аренду имущества (Постановления ФАС ВСО от 19.01.2010 по делу N А19-15653/08, ФАС ПО от 22.12.2009 по делу N А06-3200/2009).

Бюджетный учет операций в рамках дополнительного бюджетного финансирования за счет средств от оказания платных услуг

Далее мы рассмотрим корреспонденцию счетов по отражению операций получения и использования дополнительного бюджетного финансирования. Воспользуемся для этого рекомендациями Письма Минфина России от 19.02.2009 N 02-06-07/836 «О порядке отражения в бюджетном учете операций, связанных с начислением и уплатой налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду».

Учет у администратора дохода

  1. Доход от оказания платных услуг является доходом соответствующего бюджета (ст. 41 БК РФ), поэтому сумма дохода (выручки) должна отражаться в учете администратора дохода (Письмо Федерального казначейства от 18.12.2007 N 42-7.1-15/2.4-418) проводкой:

Дебет счета 1 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»

Кредит счета 1 401 01 130 «Доходы от оказания платных услуг».

  1. Поступление в бюджет администрируемых платежей:

Дебет счета 1 210 02 130 «Расчеты с финансовыми органами по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

Кредит счета 1 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг».

Учет у бюджетного учреждения

  1. Начисление сумм доходов от оказания платных услуг:

Дебет счета 1 205 03 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг»

Кредит счета 1 303 05 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет».

  1. Отражение исполнения обязательств по уплате в доход бюджета сумм дебиторской задолженности за оказанные услуги:

Дебет счета 1 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»

Кредит счета 1 205 03 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных услуг».

На счетах санкционирования расходов операции по получению ЛБО за счет источника дополнительного финансирования отражаются следующим образом.

  1. Суммы бюджетных ассигнований, полученных в установленном порядке:

Дебет счета 1 503 15 000 «Полученные бюджетные ассигнования»

Кредит счета 1 503 13 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам».

  1. Детализация доведенных бюджетных ассигнований по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ:

Дебет счета 1 503 13 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам», содержащий код группы, статьи КОСГУ

Кредит счета 1 503 13 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам», содержащий соответственно код статьи и (или) подстатьи КОСГУ.

  1. Принятие бюджетных обязательств, подлежащих исполнению за счет источника дополнительного бюджетного финансирования (в том числе обязательств по уплате налога на прибыль по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ):

Дебет счета 1 503 13 000 «Бюджетные ассигнования получателей бюджетных средств и администраторов выплат по источникам»

Кредит счета 1 502 11 000 «Принятые бюджетные обязательства».

Источник

Оцените статью