О песне Цоя Перемен
Часто говорят: «Мне странно, что песню «Перемен» все считают остро-социальной. множество раз Виктор говорил в своих интервью о том, что эта песня к политике никакого отношения не имеет, что ей он никого ни к чему не призывал» — Да, есть у Виктора такое.
Да только говорить, что «он никого ни к чему не призывал» после повторения множества раз вполне понятного слова «Перемен!» весьма странно.
Правда здесь в том, что Виктор никого не призывал к «перестройке», к тому «остро-социальному» слому общественного порядка, который произошёл в «этой стране». но говорить о том, что Виктор не хотел политических изменений совсем другого нравственного порядка — это значит не понимать его «Братской Любви» и его противостояния ущербной социальной среде.
«- В принципе, рок- музыка в социальном плане — вещь довольно сильная. Среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать. Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я всё стараюсь выразить в песнях» В.Цой («Аргументы и факты» , 39, 1987).
«Я считаю, что это сейчас по-настоящему живая форма, и ещё — это музыка, которая остаётся социальным явлением, это массовое народное искусство» (там же).
«У меня есть своя жизненная позиция. Я пишу о том, что происходит вокруг меня. . Тем же, кто пишет псевдопатриотические и псевдоантивоенные песни, не верят. Я написал эту песню потому, что тема войны действительно меня взволновала и волнует до сих пор» (там же).
Как видите, аполитичность В.Цоя кому-то очень и очень нужный миф, за который держатся, как утопающие за соломинку.
Вместо тепла — зелень стекла.
Вместо огня — дым.
Из сетки календаря выхвачен день.
Красное солнце сгорает дотла,
День догорает с ним,
На пылающий город падает тень.
Припев:
Перемен требуют наши сердца,
Перемен требуют наши глаза.
В нашем смехе и в наших слезах,
И в пульсации вен —
Перемен!
Мы ждем перемен.
Электрический свет продолжает наш день.
И коробка от спичек пуста.
Но на кухне синим цветком горит газ.
Сигареты в руках, чай на столе — эта схема проста.
И больше нет ничего, все находится в нас.
Мы не можем похвастаться мудростью глаз
И умелыми жестами рук,
Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять.
Сигареты в руках, чай на столе — так замыкается круг.
И вдруг нам становится страшно что-то менять.
«Вместо тепла — зелень стекла» — это о душевном холоде и наркотической зависимости советского народа.
«Вместо огня — дым» — это о дыме без огня от когда-то пламенных социальных идеалов. «Из сетки календаря выхвачен день» — это о безвременьи, в которое попали в брежневском «застое».
«Красное солнце сгорает до тла, день догорает с ним» — это о конце веры в идеалы коммунизма с чем связано и оскудение «дня» — бытовой жизни.
«На пылающий город падает тень» — это уже о надвигающейся новой социальной и культурной эпохе в «тени» равнодушного к человеку общества в котором мы теперь живём сейчас, «только нельзя это жизнью назвать» (И.Тальков).
«Электрический свет продолжает наш день, и коробка от спичек пуста» — это о том, что мы живём противоестественной, не своей жизнью, а внутреннего огня в нас нет — «Коробка от спичек пуста», сравните с «Замёрзшие пальцы ломают спички, от которых зажгутся костры!»
«Но на кухне синим цветком горит газ» — это о том, что нам подменили семейный домашний очаг холодным «синим цветком» социального пламени.
Об » умелых жестах рук» и «мудрости глаз» священников и пристрастии к лёгким наркотикам социальной жизни — «чае на столе» и «сигаретах в руках», «замыкающих круг» противоестественного. Жесты — это всегда нечто заранее предвзятое, намеренное и потому часто неискреннее, даже если это и Крестное Знамение. Жесты очень часто превращают жизнь в игру и это плохо. А вот сама «игра без правил», и тёмная или в тёмную «игра без свеч», такая «игра» «приведёт на войну». наконец «игра без жестов» вообще теряет всякий смысл. Это когда вроде бы и не глупые люди не понимают, кто и во что с ними играет, но автоматически повторяют заученное.
В песне «Перемен» говоря о «мудрости глаз» и «умелых жестах рук» Виктор констатирует тот факт, что даже самое святое — Церковь превращена в игру — там если и остался смысл, то он только игровой, и выражается в том, чтобы «хвастаться мудростью глаз», создавая иерархию авторитетов, и «умелыми жестами рук» открещиваясь от серьёзности жизни, учреждать порою нелепые обряды и противоестественные каноны. Это как «огонь без дров» — синее ровное, холодное пламя из преисподней — от газа или же от атомного реактора. Жизнь в противоестественном тепле подземного мира.
«И вдруг нам становится страшно что-то менять» — слово «вдруг» здесь сказано иронически, потому как понятно, что привычка жить под властью социума — основное содержание оскудевших человеческих отношений.
А теперь повторим за Виктором:
Перемен требуют наши сердца!
Перемен требуют наши глаза!
В нашем смехе и в наших слезах и пульсации вен —
Перемен! Мы ждём перемен!»
Мы хотим выйти из заколдованного «замкнутого круга» наркотической зависимости от социальной жизни — «сигарет и чая». Кроме самих себя нам ничего не оставили — «всё находится в нас». Потому нам нужны внутренние, нравственные Перемены, и ничто внешнее уже не сможет более обманывать нас.
«Вместо тепла — зелень стекла.
Вместо огня -дым.
.
Электрический свет продолжает наш день.
И коробка от спичек пуста.
Но на кухне синим цветком горит газ.
Сигареты в руках, чай на столе —
Эта схема проста.
И больше нет ничего, всё находится в нас.
.
Сигареты в руках, чай на столе —
Так замыкается круг.
И вдруг нам становится страшно что-то менять»
— Ключевое слово «вместо». Вместо тепла — наркотик из искусственного, но «зелёного», подделывающегося под юность и жизнь холодного мира. Вместо внутреннего огня — дым сигарет. Чужой искусственный электрический свет, «синий цветок горящего газа» — вместо домашнего очага и уюта. Привычка курения, привычное чаепитие — и всё это превращено в простую схему жизни, которую боится менять маленький социальный человек. Ничего, кроме самих себя нам не оставлено. Кроме нашего искусственного успокоения и искусственного возбуждения ничего нет.
Как видим, Виктор весьма отрицательно относился к курению, но использовал его, как последнее средство отдыха от одиночества.
P.S. Недавно депутат Госдумы Фёдоров ничтоже сумняшеся заявил, что песня «Перемен» написана работниками ЦРУ, а Виктор только её озвучил. Раньше де Виктор писал про «Алюминиевые огурцы», но под воздействием прозападной пропаганды резко изменился и стал петь про перемены с чужого голоса..)).
А «евоную» группу вызывали в КГБ и делали внушение. Это конечно очень смешно, если бы не было так печально. Госдепутат сей ни в сложнейшей песне про огурцы, ни в песне «Перемен» ничего не понял и спутал Виктора Цоя, патриота Отечества, не желавшего выступать зарубежом с Макаревичем.
Источник
Про зелень стекла. Почему сегодня молодые не понимают, о чём были песни Цоя
Автор этих строк очень любит песни Виктора Цоя. С магнитофоном «Электроника», внутри которого крутилась кассета с песнями «Кино»
Он гордо гулял по улицам ещё в те годы, когда «девяностые» казались нереально далёким будущим, билет на поездку в трамвае стоил 3 копейки, вожделенная шестиструнная гитара производства «Мебельная фабрика г. Бобруйск» – 10 рублей, а страна называлась СССР. И Цой тогда был действительно жив, а «Чёрный альбом» не существовал даже в планах.
О чём я? Да всё о том же. Вот песню «Хочу перемен» последнее время что-то заиграли. То туда, то сюда, направо и налево. На разного рода мероприятиях с неоперившейся молодёжью. Сделали из неё гимн, совершенно позабыв о том, про что, собственно говоря, эта песня.
Вместо тепла – зелень стекла
Что такое «зелень стекла»? Кто помнит? А ведь всего-то 40 лет прошло… Непыльная работа ночным сторожем в детском саду или гаражном кооперативе (а такая работа у представителей тогдашней рок-тусовки была в цене, поскольку позволяла быть трудоустроенным, не иметь воспитательных бесед с участковым на предмет «тунеядства», но при этом располагать кучей свободного времени) приносила в месяц 70 рублей. Бутылка водки стоила 10, так что была роскошью совершенно непозволительной, ну а модное сейчас пиво считалось напитком «плебейским».
И на мосту я встретил человека,
И он сказал мне, что он знает меня,
И у него был рубль и у меня – четыре,
В связи с этим мы купили три бутылки вина…
В фаворе у тогдашних молодых рок-музыкантов (а также поэтов, художников, писателей и прочей творческой братии) было дешёвое креплёное вино, те самые «портвейн-анапа-солнцедар» из фильма «Чародеи». Продавалось оно в стеклянных бутылках зелёного стекла, причём пустые бутылки можно было сдать в пункт приёма – по целых 18 копеек за штуку. Гулянка на деньги, полученные со сдачи пустых бутылок, называлась «второй производной».
Вместо тепла – зелень стекла,
Вместо огня – дым…
Электрический свет
Продолжает наш день
И коробка спичек пуста
Но на кухне синим цветком
Горит газ
Это сейчас зажигалки дают в магазинах на сдачу. А в те времена импортная зажигалка была мечтой, предметом роскоши, ценностью, «имиджевой цацкой». Так что никаких зажигалок, только спички (цена – 1 копейка за коробок). Если спички заканчивались (какие такие круглосуточные магазины, гражданин?), прикуривали от «вечного огня», то есть от невыключаемого на кухне газа. Все четыре конфорки горели круглосуточно – это позволяло хотя бы чуть-чуть согреть квартиру, а счётчиков за газ в те годы ещё не придумали.
Сигареты в руках, чай на столе
Когда заканчивалось вино, в ожидании утра и открытия винного оставшиеся в живых пили «продукцию чаеразвесочной фабрики», то есть чай. Обычно грузинский, реже индийский («со слоном»).
Я проснулся утром одетым, в кресле,
В своей каморке средь знакомых стен
Это Майк Науменко
И так идёт за годом год,
Так и жизнь пройдёт
А это снова Виктор Робертович.
Есть сигареты, спички
Бутылка вина – и она
Поможет нам ждать
Или лучше Янка Дягилева?
За окном пятиэтажка,
Снизу винный магазин
Вон мужик в зелёной куртке
Он как раз туда идёт
Или всё-таки Цой?
Сигареты в руках, чай на столе
Так замыкается круг
И вдруг нам становится страшно
Что-то менять
Что менять? А всё то самое – бесконечно повторяющиеся очереди в винный, посиделки с портвейном, расстроенная в хлам гитара, бережно собранные в банку вонючие чинарики, поющие из чёрно-белого телека Ротару и Пугачёва (которые уже тогда казались бабушками), угрозы соседей вызвать участкового, разговоры из пустого в порожнее…
Беседы на сонных кухнях,
Танцы на пьяных столах
Где музы облюбовали сортиры
А боги живут в зеркалах
Мы действительно мечтали, хотели и ждали перемен. Не догадываясь о том, что мечты иногда сбываются… Чисто по человечески прошу – ребята, оставьте песню «Перемен!» в покое, а? Не гимн это, не марш, не вымпел, не олимпийский факел. Тоска это, зелёная тоска утраченного давно времени в государстве, которого тоже уже давным-давно нет.
Источник
uCrazy.ru
Навигация
ЛУЧШЕЕ ЗА НЕДЕЛЮ
ОПРОС
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
КАЛЕНДАРЬ
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |