- Власяница: в чем был секрет рубашки православных старцев «для умерщвления плоти»
- Власяница
- Исторический экскурс
- Власяница Ивана Грозного
- Умерщвление плоти
- Власяница для умерщвления плоти что это значит
- Вопрос — ответ. О самобичевании, власянице и умерщвлении плоти
- Значение слова «власяница»
- власяни́ца
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Власяница: в чем был секрет рубашки православных старцев «для умерщвления плоти»
- Власяница
- Исторический экскурс
- Власяница Ивана Грозного
- Умерщвление плоти
Власяница: в чем был секрет рубашки православных старцев «для умерщвления плоти»
Православные старцы полагали, что для совершенствования в христианской жизни необходимо прибегать к практике «умерщвления плоти», суть которой заключалась не столько в наказании тела, сколько в проявлении сочувствия к страданиям человечества и отдельного человека, на протяжении всей истории и жизни каждого. Одним из распространённых способов уязвления тела ради духовного знания считалось ношение рубашки-власяницы.
Власяница
Упоминающаяся ещё в текстах Ветхого Завета власяница, которую носили древние пророки, с течением времени стала знаковой одеждой подвижников и аскетов православия.
Иначе именуемая вретищем, она представляла собой длинную мешковатую рубашку, сшитую из грубой ткани, которая изготавливалась из необработанной шерсти или волос козы.
Ужасно коловшаяся и доставлявшая при ношении невероятный дискомфорт власяница надевалась на голое тело инока при принятии им монашеского пострига.
Являясь символом намеренного умерщвления и уязвления плоти ради духовного знания, власяница раздражала кожу, вызывала постоянную чесотку и могла слабого человека довести до безумия.
Смиренно и терпеливо перенося муки, аскеты спасались молитвами и силой духа.
Исторический экскурс
Согласно библейским летописям первое упоминание о власянице всплывает в связи с описанием быта живших в Синайской пустыне иудеев, которые из-за отсутствия источников пресной воды разводили в большом количестве коз и верблюдов.
Именно из их шести и волос ткались грубые и колючие холстины, предназначавшиеся для использования в качестве подстилки при сушке зерна или покрывала при перевозке хлеба на телегах. Из этого же материала шились мешки для хранения и транспортировки различных товаров.
Со временем из этой «ткани» начали моделировать достигавшие колен рубашки простого покроя, по форме напоминавшие мешок с отверстиями для головы и рук. Схожие по виду с бедуинскими плащами власяницы, перехватывались поясом и предназначались для ношения в знак скорби и памяти об умерших родственниках.
Причём, в особых траурных случаях эту неприятную для тела вещь было запрещено снимать даже ночью. В Средневековье жёсткие и колючие власяницы стали атрибутом как мужского, так и женского монашества. Вызываемый ею сильный зуд, кожные раздражения, переходившие в глубокие раны и язвы, трактовались, как способность постриженика ещё при жизни искупить часть своих грехов.
Несмотря на очевидный вред, наносимый здоровью, ношение власяницы считалась обязательной частью служения Богу, а появляющиеся от неё раны воспринимались как доказательства страданий за христианскую веру.
В католицизме в эпоху Нового времени власяница перекочевала из реальной жизни в литературные аллегории и картины на библейские сюжеты, символизируя собой глубокие душевные муки, печаль, скорбь и раскаяние. В православии же до наших дней этот аксессуар является принадлежностью монахов.
Власяница Ивана Грозного
В Москве в Государственном Историческом музее хранится уникальный тканевый экспонат второй половины XVI века – власяница Ивана Грозного.
Её первый венчанный царь Руси носил во время Великого поста, когда пребывал в Александровой слободе. Будучи очень религиозным человеком, Иоанн IV даже издал указ об основании из опричников некоего военно-монашеского братства, в котором себе отводил роль игумена, следившего за чистотой истинной веры своих иноков.
При этом он сам не уклонялся от монашеских обязанностей, пел в хоре на клиросе, звонил к заутрене, читал за общей трапезой Священное Писание, молился во время многочасовой службы, а также во имя смирения и терпения носил власяницу, являя пример благочестия.
Его тёмно-коричневая рубаха из грубой холстины была выполнена с вкраплением конских волос, а по крою не отличалась от прочих изготавливаемых со времён Древней Руси сорочек. Она представляла собой сложенное вдвое полотнище с расширяющимися сверху вниз клиньями по бокам, в округлую горловину которого вшит миниатюрный воротник — стойка.
Рукава власяницы это всего лишь соединённые простым швом прямые куски ткани с небольшими ластовицами под мышками.
Вертикальный ворот рубахи Ивана Грозного был достаточно глубоким и имел поперечные застёжки на шнурках в области воротника и груди, которые назывались разговорами.
Умерщвление плоти
Помимо ношения власяницы существовали и другие способы умерщвления плоти, целью которого является облагораживание человека и тренировка самообладания, выдержки, для того чтобы обеспечить служение Богу и другим людям.
Монахи часто практиковали наистрожайшие посты, долгое бдение, продолжительные молитвенные стояния по ночам, исполнение тяжёлых послушаний, изнуряющую работу, проживание в холодных условиях аскезы.
Весьма распространено было давать обет бедности, обматывать голое тело тонкой проволокой с шипами, а также самоистязать себя посредством ремня или розги.
Верующие добровольно могли отказаться на определённый период от еды, спиртных напитков, курения, сексуальных отношений и прочих «радостей» жизни, противодействуя желанию насытить или удовлетворить организм.
Источник
Власяница для умерщвления плоти что это значит
- Католики в мире
- Традиция
- Благочестие
Вопрос — ответ. О самобичевании, власянице и умерщвлении плоти
Слава Иисусу Христу!
Читая книги о святых, часто встречаешься с практикой самобичевания, ношения власяницы и т.п. Сейчас, во время Великого поста, да и вообще, как-то ничего об этом не говорится. Существует ли еще эта практика в Церкви, приветствуется ли она? Если да, то в каких случаях и для чего?
Практика самобичевания и ношение власяницы в последние времена вновь стала актуальной благодаря откровениям книги о Папе Иоанне Павле II “Потому что святой», написанной монсеньором Славомиром Одером. Монсеньор Одер является постулатором процесса беатификации — должностным лицом, отвечающим за канонический процесс, который может привести Папу Иоанна Павла II к святости.
Во время процесса часто оглашаются документы, никогда ранее не публиковавшиеся. Согласно автору книги, в последние годы жизни Иоанн Павел II регулярно практиковал самобичевание, дабы уподобиться в страданиях Христу. Папа, даже когда он не был болен, причинял себе боль с тем, чтобы чувствовать себя ближе к Богу. В христианской традиции подобная практика называется “умервщлением плоти”.
“В Кракове, как и в Ватикане, Кароль Войтыла практиковал самобичевание”, — пишет монсеньор Одер в своей книге, ссылаясь на свидетельства людей из окружения Папы. “В его шкафу, среди ряс на вешалке висел особый пояс для брюк, который он использовал в качестве кнута и все время брал с собой в Кастель-Гандольфо”. Когда он был епископом в Польше, он спал порой на полу, практикуя тем самым лишения и аскетизм, пишет Одер.
Эти откровения сближают столь современную и известную католикам и многим некатоликам и даже неверующим фигуру со многими жизнеописаниями святых, применявших подобную практику умервщления плоти.
Ношение власяницы достаточно привычно и для членов Opus Dei, в настоящее время очень распространенного и влиятельного в Католической Церкви духовного движения, а также и в других недавно основанных общинах.
Таким образом, речь идет не о древней и мрачной средневековой практике древних аскетов и ушедших в прошлое культур, а о некой форме духовного опыта, не утратившей ни своей действенности, ни актуальности: приучать себя к жертве и умервщлению и упражняться в этом — это всегда актуальный способ подражать страданиям Христа, готовиться к самопожертвованию, пожертвованию своего тела и души, ради блага других и спасения мира.
Речь идет не о поиске страдания как самоцели, а о желании лично совершать покаяние за грехи всех людей, и прежде всего тех, кто наиболее далек от Бога. Нам всем часто случается страдать за грехи других, идет ли речь об обидах, нанесенных нам лично (самоуправство работодателя, предательство любимого человека, насилие преступников) или же о так называемых «социальных» и не направленных на отдельных людей грехах (война, коррупция, загрязнение окружающей среди).
Святые не плачутся и не сносят пассивно зло, а стараются противостоять ему, жертвуя собой, каждый согласно своей восприимчивости и харизме. Конечно же не обязательно практиковать самобичевание и истязать плоть власяницей, но каждый человек может выбрать свой собственный способ принесения себя в жертву из любви к Богу и людям.
Источник
Значение слова «власяница»
ВЛАСЯНИ́ЦА, -ы, ж. Грубая волосяная одежда, которую носили на голом теле отшельники, монахи в знак смирения. И в монастырь уединенный Ее родные отвезли, И власяницею смиренной Грудь молодую облекли. Лермонтов, Демон.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Власяни́ца (также вре́тище), церков.-слав.
длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти.
то же, что и вре́тище, тёмного цвета грубая ткань из козьей шерсти, в виде мешка, надевавшаяся в знак печали.
В наше время власяница — это длинная рубашка из простой ткани, часть православного монашеского одеяния, которая в первую очередь надевается монахом во время монашеского пострига. В прошлом власяница ткалась из верблюжьего волоса или овечьей шерсти и надевалась на голое тело, причём жёсткая шерсть постоянно кололась, напоминая монаху о терпении и смирении.
ВЛАСЯНИ’ЦА, ы, ж. (церк.). Аскетическая грубая одежда из волос какого-н. животного. Власяницею смиренной грудь молодую облекли. Лрмнтв.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
власяни́ца
1. устар. грубая, состоящая из волос какого-нибудь животного одежда монаха, отшельника, ведущего аскетическую жизнь ◆ Разделите одежды мои: епископу Афанасию отдайте одну милоть и подостланную подо мною одежду — она им мне дана новая и у меня обветшала, а епископу Серапиону отдайте другую милоть, власяницу возьмите себе. Афанасий Великий, «Житие преподобного Антония Великого», 2014 г.
2. устар. темного цвета грубая ткань из козьей шерсти, в виде мешка, надевавшаяся в знак печали
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: предубеждённый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Власяница: в чем был секрет рубашки православных старцев «для умерщвления плоти»
Православные старцы полагали, что для совершенствования в христианской жизни необходимо прибегать к практике «умерщвления плоти», суть которой заключалась не столько в наказании тела, сколько в проявлении сочувствия к страданиям человечества и отдельного человека, на протяжении всей истории и жизни каждого. Одним из распространённых способов уязвления тела ради духовного знания считалось ношение рубашки-власяницы.
Власяница
Упоминающаяся ещё в текстах Ветхого Завета власяница, которую носили древние пророки, с течением времени стала знаковой одеждой подвижников и аскетов православия.
Иначе именуемая вретищем, она представляла собой длинную мешковатую рубашку, сшитую из грубой ткани, которая изготавливалась из необработанной шерсти или волос козы.
Ужасно коловшаяся и доставлявшая при ношении невероятный дискомфорт власяница надевалась на голое тело инока при принятии им монашеского пострига.
Являясь символом намеренного умерщвления и уязвления плоти ради духовного знания, власяница раздражала кожу, вызывала постоянную чесотку и могла слабого человека довести до безумия.
Смиренно и терпеливо перенося муки, аскеты спасались молитвами и силой духа.
Исторический экскурс
Согласно библейским летописям первое упоминание о власянице всплывает в связи с описанием быта живших в Синайской пустыне иудеев, которые из-за отсутствия источников пресной воды разводили в большом количестве коз и верблюдов.
Именно из их шести и волос ткались грубые и колючие холстины, предназначавшиеся для использования в качестве подстилки при сушке зерна или покрывала при перевозке хлеба на телегах. Из этого же материала шились мешки для хранения и транспортировки различных товаров.
Со временем из этой «ткани» начали моделировать достигавшие колен рубашки простого покроя, по форме напоминавшие мешок с отверстиями для головы и рук. Схожие по виду с бедуинскими плащами власяницы, перехватывались поясом и предназначались для ношения в знак скорби и памяти об умерших родственниках.
Причём, в особых траурных случаях эту неприятную для тела вещь было запрещено снимать даже ночью. В Средневековье жёсткие и колючие власяницы стали атрибутом как мужского, так и женского монашества. Вызываемый ею сильный зуд, кожные раздражения, переходившие в глубокие раны и язвы, трактовались, как способность постриженика ещё при жизни искупить часть своих грехов.
Несмотря на очевидный вред, наносимый здоровью, ношение власяницы считалась обязательной частью служения Богу, а появляющиеся от неё раны воспринимались как доказательства страданий за христианскую веру.
В католицизме в эпоху Нового времени власяница перекочевала из реальной жизни в литературные аллегории и картины на библейские сюжеты, символизируя собой глубокие душевные муки, печаль, скорбь и раскаяние. В православии же до наших дней этот аксессуар является принадлежностью монахов.
Власяница Ивана Грозного
В Москве в Государственном Историческом музее хранится уникальный тканевый экспонат второй половины XVI века – власяница Ивана Грозного.
Её первый венчанный царь Руси носил во время Великого поста, когда пребывал в Александровой слободе. Будучи очень религиозным человеком, Иоанн IV даже издал указ об основании из опричников некоего военно-монашеского братства, в котором себе отводил роль игумена, следившего за чистотой истинной веры своих иноков.
При этом он сам не уклонялся от монашеских обязанностей, пел в хоре на клиросе, звонил к заутрене, читал за общей трапезой Священное Писание, молился во время многочасовой службы, а также во имя смирения и терпения носил власяницу, являя пример благочестия.
Его тёмно-коричневая рубаха из грубой холстины была выполнена с вкраплением конских волос, а по крою не отличалась от прочих изготавливаемых со времён Древней Руси сорочек. Она представляла собой сложенное вдвое полотнище с расширяющимися сверху вниз клиньями по бокам, в округлую горловину которого вшит миниатюрный воротник — стойка.
Рукава власяницы это всего лишь соединённые простым швом прямые куски ткани с небольшими ластовицами под мышками.
Вертикальный ворот рубахи Ивана Грозного был достаточно глубоким и имел поперечные застёжки на шнурках в области воротника и груди, которые назывались разговорами.
Умерщвление плоти
Помимо ношения власяницы существовали и другие способы умерщвления плоти, целью которого является облагораживание человека и тренировка самообладания, выдержки, для того чтобы обеспечить служение Богу и другим людям.
Монахи часто практиковали наистрожайшие посты, долгое бдение, продолжительные молитвенные стояния по ночам, исполнение тяжёлых послушаний, изнуряющую работу, проживание в холодных условиях аскезы.
Весьма распространено было давать обет бедности, обматывать голое тело тонкой проволокой с шипами, а также самоистязать себя посредством ремня или розги.
Верующие добровольно могли отказаться на определённый период от еды, спиртных напитков, курения, сексуальных отношений и прочих «радостей» жизни, противодействуя желанию насытить или удовлетворить организм.
Источник