Власть от бога что это значит

Власть от бога что это значит

Как понимать слова апостола, что всякая власть от Бога. Нужно ли примиряться со злом?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Оба первоверховных апостола в полном согласии между собой говорят ясно и определенно: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2). Об этом же говорит и св. апостол Петр: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым» (1 Пет.2:13-14). Вспомним, что это написано при императоре Нероне, первом гонителе христиан. Эти мысли Священного Писания иногда бывают камнем преткновения для людей светских, привыкших подходить к событиям с политическими мерками. По-своему пытаются истолковать эти места апостольских посланий и некоторые верующие люди, не понимающие подлинной природы христианской жизни. К духовным понятиям они примешивают свои социальные и политические симпатии и антипатии.

Буквальное понимание приведенных выше высказываний не ведет к оправданию зла. Речь не идет о нашествии иноплеменников, а о подчинении существующей в обществе власти. Христианское понимание смирения не означает примирения с неправдой, а предполагает духовную победу над злом. Спаситель наш сказал апостолу Петру, ударившему мечом раба первосвященника: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мф.26:53). Но Он не стал это делать, а пошел путем крестных страданий, принес Себя в Жертву и победил диавола. Господь призывает нас: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Все мы призваны творить в образ нашего Учителя. Этим путем шли святые и побеждали зло духовно. Великомученик Димитрий был правителем Солунской области. В его подчинении было войско. Однако когда император Максимиан узнал, что он христианин и пригласил к себе, св. Димитрий не поднял против него область, а пошел путем мученичества. Наши святые князья Борис и Глеб могли сразиться со Святополком, и, может быть, смогли победить его, но они распустили свои дружины и совершили подвиг страстотерпчества. Сейчас они молятся за нас и помогают нам. Таких примеров можно привести много. Многовековой опыт Церкви показывает, что христианское смирение не только не предполагает духовный и нравственный компромисс, а требует от ученика Христова исповеднического подвига. Так и во время власти антихриста христианин должен быть готов умереть за Христа. «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых» (Откр.13:10). Слово Божие указывает, каким путем должен идти верный, когда будет попущена богоборческая власть: «терпение и вера святых».

Читайте также:  Что значит что трансформируйся

Евангелие не призывает ни к вооруженному сопротивлению, ни к другим способам борьбы, а говорит о великой преданности Богу и стойкости: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:9-13).

Источник

Апостол Павел о власти

Все пре­красно знают, что гово­рил апо­стол Павел об отно­ше­нии к госу­дар­ствен­ной власти (тогда совер­шенно язы­че­ской): в 13‑й главе Посла­ния к Рим­ля­нам он декла­ри­рует прин­цип полной и без­услов­ной лояль­но­сти. «Всякая душа да под­чи­ня­ется суще­ству­ю­щим вла­стям. Не бывает власти, кроме как от Бога ( οὐ γὰρ ἔστιν ἐξουσία εἰ μὴ ὑπὸ θεοῦ ): суще­ству­ю­щие власти Богом уста­нов­лены, и кто про­ти­вится власти, тот против уста­нов­лен­ного Богом порядка, а тако­вые навле­кают на себя осуж­де­ние. Началь­ники ( ἄρκοντες ) страшны тем, кто творит не добрые, а дурные дела. Хочешь не стра­шиться власти? Твори добро, и полу­чишь от нее похвалу, ведь она — слу­жи­тель Бога слуга ( θεοῦ γὰρ διάκονός ἐστιν ) тебе на благо. А если тво­ришь зло — бойся, не зря она как слу­жи­тель Бога носит меч и карает тех, кто творит зло. Так что ей необ­хо­димо под­чи­няться, и не только из страха кары, но и по сове­сти. Потому вы и подати пла­тите, что те, кто этим заняты, содей­ствуют Богу ( λειτουρ γοὶ θεοῦ εἰσιν) ( Рим. 13:1-6 , пере­вод мой).

Но тут речь идет не о власти как струк­туре или прин­ципе (это скорее пере­да­ва­лось бы словом ἀρχή ), а ἐξουσία — по сути, пол­но­мо­чие что-то совер­шать, и оно не то чтобы «исхо­дит от Бога», оно, по сути, Богом дано: пред­лог шгб с роди­тель­ным паде­жом ука­зы­вает на имя дея­теля при пас­сив­ной кон­струк­ции. Перед нами не столько апо­ло­гия власти как тако­вой, сколько бого­слов­ское утвер­жде­ние: если кому-то даны некие пол­но­мо­чия и воз­мож­но­сти, то они даны Богом, и ответ­ствен­ность чело­век несет прежде всего перед Ним.

Читайте также:  Что значит отменить судебный приказ

Далее в тексте упо­мя­нуты и началь­ники ( ἄρχοντες ) как Божьи слу­жи­тели — В НЗ греч. λειτουργός прак­ти­че­ски всегда упо­треб­ля­ется в сакраль­ном кон­тек­сте (ср. Рим. 15:16 ), в смысле слу­же­ния Богу. Воз­можно, в свете ска­зан­ного выше, Павел имеет в виду, что земные власти, пусть даже неосо­знанно, служат ору­ди­ями в руках Бога. При этом пре­сло­ву­тая «власть» может высту­пать и как потен­ци­аль­ная угроза, ведь в том же Посла­нии мы читаем: «Я убеж­ден, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни началь­ства ( ἀργαί ), ни насто­я­щее, ни буду­щее, и ника­кие силы в выси или в глуби, и ничто другое из сотво­рен­ного не сможет нас раз­лу­чить с любо­вью Божьей во Христе Иисусе, Гос­поде нашем» ( Рим.8:38-39 ). Но если не могут — значит пыта­ются. Экзе­геты спорят, име­ются ли тут в виду некие духов­ные силы или земные инстан­ции, а может быть, и то и другое, но в любом случае от абсо­лю­ти­за­ции власти как тако­вой этот пассаж очень далек.

А в целом в 13‑й главе Рим­ля­нам перед нами некая иде­аль­ная кар­тинка с прак­ти­че­ским нрав­ствен­ным выво­дом: поря­доч­ное пове­де­ние должно при­во­дить к гар­мо­нии в отно­ше­ниях с зем­ными вла­стями, а зло­де­я­ние ведет к нака­за­нию. При этом Павел ука­зы­вает, что власть началь­ству­ю­щим дана от Бога и чело­век полу­чает похвалу или нака­за­ние как бы от самого Бога, дей­ству­ю­щего через них. Добавлю, что это Посла­ние было направ­лено в сто­лицу импе­рии, и шансы, что оно будет про­чи­тано при импе­ра­тор­ском дворе, были доста­точно велики. Вполне есте­ственно было выра­зить в письме мак­си­маль­ную лояль­ность к импе­ра­тор­ской власти — хри­сти­ане не гото­вят ника­кого госу­дар­ствен­ного пере­во­рота.

К любой ли власти это отно­сится? Долгое время было при­нято думать, что да. Но после Тре­тьего рейха с его «немец­ким хри­сти­ан­ством», вполне лояль­ным к фюреру, так уже не ска­жешь… А ведь уже в древ­но­сти эти слова так про­ком­мен­ти­ро­вал Иоанн Зла­то­уст (всту­пав­ший в острый кон­фликт с соб­ствен­ным импе­ра­то­ром): «Неужели всякий началь­ник постав­лен от Бога? Не то говорю я, отве­чает апо­стол. У меня теперь идет речь не о каждом началь­нике в отдель­но­сти, но о самой власти. Суще­ство­ва­ние вла­стей, при чем одни началь­ствуют, а другие под­чи­ня­ются, и то обсто­я­тель­ство, что все про­ис­хо­дит не слу­чайно и про­из­вольно, так чтобы народы носи­лись туда и сюда, подобно волнам, — всё это я назы­ваю делом Божьей Пре­муд­ро­сти».

Но Павел писал о таких вещах не только рим­ля­нам. Об отно­ше­нии внутри обще­ства и о вза­и­мо­дей­ствии с вла­стями гово­рит не в мень­шей мере и другое посла­ние — 1 Корин­фя­нам. Павел гово­рит там о вос­ста­нов­ле­нии спра­вед­ли­во­сти, когда уни­жен­ные и оскорб­лен­ные хри­сти­ане вос­тор­же­ствуют над теми, кто распял Иисуса и угне­тает их ныне. Разу­ме­ется, Павел не при­зы­вает к рево­лю­ции и ожи­дает, что эта пере­мена совер­шится по дей­ствию Бога, но тогда лояль­ность суще­ству­ю­щей власти обре­тает совсем другой смысл, это скорее призыв потер­петь и вос­при­ни­мать ее как еще один инстру­мент в руках Бога, осу­ществ­ля­ю­щего Свой таин­ствен­ный замы­сел.

Вот лишь несколько отрыв­ков: «Муд­рость мы воз­ве­щаем среди совер­шен­ных, но эта муд­рость — не та, кото­рая в нынеш­нем веке, у пра­ви­те­лей нынеш­него века, ведь их скоро не станет. Мы воз­ве­щаем муд­рость Божью, сокры­тую в тайне. Бог прежде всех веков опре­де­лил ее к нашей славе, и никто из пра­ви­те­лей нынеш­него века этого не познал, а если бы они познали, то не рас­пяли бы Гос­пода Славы» ( 1Кор.2:6-8 ). Итак, именно Иисус Хри­стос есть под­лин­ный Гос­подь., а ведь это офи­ци­аль­ный титул рим­ского импе­ра­тора (греч. κὐριος , лат. dominus). А нынеш­ние пра­ви­тели объ­яв­лены вре­мен­ными, и то, что они счи­тают муд­ро­стью, на самом деле тако­вой не явля­ется.

Соот­вет­ственно, когда она будет достиг­нута, всё поме­ня­ется местами, и те, кто сего­дня под­ле­жит суду рим­ских вла­стей, сам примет на себя роль судьи. Раз­би­рая част­ный вопрос (можно ли хри­сти­а­нину пода­вать в язы­че­ский суд на дру­гого хри­сти­а­нина?), Павел пишет весьма энер­гично: «И если кто из вас что имеет против дру­гого, как смеет он выно­сить дело на суд нече­сти­вых, а не святых? Разве не знаете, что святым над­ле­жит судить весь мир? А если вам под­су­ден весь мир, неужели вы недо­стойны быть судьями в мелких делах? Разве не знаете, что мы будем судить и анге­лов — что и гово­рить о житей­ском!» ( 1Кор.6:1-3 ).

То есть, по сути, в новой реаль­но­сти теми самыми инстру­мен­тами Божьей власти станут веру­ю­щие. И все это про­изой­дет потому, что, как ска­зано в ( 1Кор15:24-25 ), «Он пере­даст цар­ство Богу и Отцу, упразд­нив всякое началь­ство, и власть, и силу. Ему пред­стоит цар­ство­вать, доколе не поверг­нет врагов к ногам Своим». Разу­ме­ется, здесь тоже может идти речь о враж­деб­ных Богу духов­ных силах, среди кото­рых тоже может суще­ство­вать своя иерар­хия. Но вместе с тем также и о земных вла­стях, кото­рые в конце времен должны при­знать власть Божью.

Еще яснее выра­жа­ется Павел в Посла­нии Филип­пий­цам, напи­сан­ном, по всей види­мо­сти, в заклю­че­нии, в ожи­да­нии суда у рим­ского импе­ра­тора — воз­можно даже, в самом Риме. Вот что Павел пишет здесь о Христе: «Потому Бог воз­вы­сил Его и даро­вал Ему имя пре­выше всех прочих имен, чтобы перед именем Иисуса пре­кло­ни­лось всякое колено на небе­сах, на земле и в пре­ис­под­ней, чтобы всякий язык испо­ве­до­вал Иисуса Христа Гос­по­дом ( κὐριος ) во славу Бога Отца» ( Флп.2:9-11 ). Таким обра­зом, под­лин­ным Царем и насто­я­щим Гос­по­дом Павел счи­тает только Иисуса.

В ( Флп.3:20 ) он гово­рит еще более откро­венно «А наше граж­дан­ство (πολίτευμα) При­над­ле­жит небе­сам, откуда мы ждем Спа­си­теля — Гос­пода Иисуса Христа». Слово πολίτευμα озна­чает не место житель­ства, скорее это и есть «госу­дар­ство» или «граж­дан­ство». По сути, это яркая декла­ра­ция лояль­но­сти только Христу. К тому же здесь упо­треб­лено не только слово κὐριος «Γос­подь», но еще и σωτήρ «Спа­си­тель» — оба слова еще в элли­ни­сти­че­скую эпоху вошли в титу­ла­туру монар­хов.

Как согла­со­вать это с Посла­нием к Рим­ля­нам? Ника­кого про­ти­во­ре­чия нет, если пом­нить, что выска­зы­ва­ния могли опи­сы­вать реаль­ность на разных уров­нях (эмпи­ри­че­ская дан­ность и под­лин­ная суть вещей) и к тому же быть обра­щены к разным ауди­то­риям. С одной сто­роны, Павел при­зы­вает ува­жать суще­ству­ю­щий поря­док вещей и под­чи­няться тре­бо­ва­ниям вла­стей, кото­рые его под­дер­жи­вают, к тому же в этой части он мог заве­рять импер­ские власти в лояль­но­сти хри­стиан и осту­жать слиш­ком горя­чие головы, стре­мя­щи­еся к бунту (это, разу­ме­ется, лишь пред­по­ло­же­ние). С другой, он напо­ми­нает о том, что чело­ве­че­ские власти — лишь инстру­мент в руках Бога, с Кото­рым одним хри­сти­ане и выстра­и­вают свои отно­ше­ния в полной уве­рен­но­сти, что послед­нее слово всегда оста­ется за Ним и одна­жды Его после­до­ва­тели будут судить весь мир.

Как это могло выгля­деть на прак­тике, нам пока­зы­вает Посла­ние к Фили­мону. На первый взгляд вообще кажется уди­ви­тель­ным, что первые хри­сти­ане вклю­чили этот текст в канон своего Свя­щен­ного Писа­ния. Это част­ное письмо по одному кон­крет­ному поводу: Павел в заклю­че­нии встре­тил бег­лого раба по имени Онисим и обра­тил его в хри­сти­ан­ство. Преж­ний хозяин Они­сима, Фили­мон, тоже был хри­сти­а­ни­ном и уче­ни­ком Павла. И вот теперь Павел отправ­ляет Они­сима к Фили­мону (с точки зрения рим­ского права — воз­вра­щает тому похи­щен­ную у него соб­ствен­ность) вместе со своим реко­мен­да­тель­ным пись­мом.

Есте­ственно, Фили­мон имеет полное право сурово нака­зать Они­сима, но Павел уго­ва­ри­вает его не поль­зо­ваться этим правом. Он пишет ( Флм.1:8-12 ): «Хотя во Христе я бы с полным осно­ва­нием дерзал ука­зать тебе на твой долг, лучше с любо­вью тебя попрошу. Да, я, Павел, послан­ник, а теперь и узник Христа Иисуса, прошу тебя за сына, кото­рого я родил в заклю­че­нии — за Они­сима. Пусть прежде он для тебя был негод­ным, но теперь при­го­дится и тебе, и мне. Посы­лаю его к тебе как свое сердце!»

То есть Павел дей­ствует цели­ком и пол­но­стью в рамках рим­ских зако­нов, не при­зы­вая ни к вос­ста­нию, ни к отмене раб­ства, ни к чему подоб­ному. Он пре­дельно лоялен, но эта лояль­ность внеш­няя, она, по сути, сво­дится к отказу от попы­ток бунта и мятежа. И в то же время в той новой реаль­но­сти, кото­рая начала суще­ство­вать внутри хри­сти­ан­ской общины, нет ни беглых, ни каких иных рабов, а только близ­кие отно­ше­ния между чле­нами общей семьи.

Пока­за­тельно, что себе Павел при­сва­и­вает пара­док­саль­ный титул «ста­рей­шины и заклю­чен­ного», соче­тая самое почет­ное наиме­но­ва­ние с самым пре­зрен­ным. В этой новой реаль­но­сти послед­ние ста­но­вятся пер­выми, нынеш­нее поло­же­ние дел пред­став­ля­ется вре­мен­ным, а лояль­ность суще­ству­ю­щей власти — необ­хо­ди­мое усло­вие, чтобы пере­жить это не слиш­ком бла­го­при­ят­ное время.

Вопрос не в том быть ли хри­сти­а­нину лояль­ным своему госу­дар­ству — разу­ме­ется, быть (пока это госу­дар­ство откро­венно и без­за­стен­чиво не попи­рает Божьих запо­ве­дей, как Третий рейх). А вот вопрос о том, какое место зани­мает эта лояль­ность в иерар­хии хри­сти­ан­ских цен­но­стей, актуа­лен и сего­дня…

Источник

Всякая ли власть от Бога?

ВСЯКАЯ ЛИ ВЛАСТЬ ОТ БОГА?

В последние годы появилось немало публикаций об известном библейском выражении «. всякая власть от Бога» – многие авторы оспаривают правильность перевода этих слов из Послания апостола Павла Римлянам (Рим. 13:1). Интерес к этой теме особенно возрос после одного из выступлений Патриарха Кирилла (28 сентября 2012 года перед студентами МГУ), где он, в частности, сказал;
«В православной традиции молиться за царей и всех начальствующих, Еще апостол Павел говорил: „противящийся власти противится Господу“. » )
Приведу здесь выдержки из православного журнала «Фома» в защиту традиционного перевода:
(http://www.foma.ru/article/index.php?news=6908 )
>

Далее автор статьи (Юрий Пущаев) приводит доводы оппонентов и затем пытается доказать правильность синодального перевода с греческого:
>

Честно говоря, на мой взгляд, более убедительно выглядят всё же доводы критиков синодального перевода. Это тем более так, что защитники синодального перевода не оспаривают точность перевода последующих слов апостола Павла: «. существующие же власти от Бога установлены».
Очевидно, апостол имел в виду именно существовавшие в то время власти. Зачем апостол написал эти слова, если «всякая власть от Бога»? – Очевидно, всё же в его (апостола Павла) понимании, не всякая власть установлена от Бога. Таким образом, вероятнее всего правы всё же оппоненты синодального перевода, и обсуждаемые слова апостола должны выглядеть так:
««Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо не есть власть, если не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Римл. 13.1)»
То есть, апостол Павел призывал христиан Рима быть покорным высшим властям Рима, поскольку считал, что существовавшая тогда в Риме власть установлена от Бога.
Понятно также, что поскольку в конечном счёте «Бога подобает слушать более, чем человека», то богоборческим властям христианин не должен повиноваться. Это не оспаривают и защитники традиционного синодального перевода. Тот же автор журнала «Фома» пишет далее:
>

Надо отметить также, что некоторые святые Отцы Церкви интерпретировали обсуждаемые слова апостола Павла несколько по другому – не так, как нынешние защитники синодального перевода, но и не так, как их современные опоненты. В беседах Иоанна Златоуста о Послании апостола Павла Римлянам читаем:
(http://www.orthlib.ru/John_Chrysostom/riml23.html )
>

Итак, всякая ли власть от Бога?
На основании всего вышесказанного мы можем уверенно утверждать, как минимум, что, ч точки зрения святых Отцов Церкви, НЕ ВСЯКИЙ НАЧАЛЬНИК (хотя бы и президент 🙂 ОТ БОГА, и, более вероятно, НЕ ЕСТЬ ТО ВЛАСТЬ, ЕСЛИ НЕ ОТ БОГА.
***

ВСЕ ЛИ БЕДЫ И ВСЯКОЕ ЛИ ЗЛО ЕСТЬ «ПОПУЩЕНИЕ БОЖЬЕ»?

В контексте обсуждаемой темы (всякая ли власть от Бога?) ответ на этот вопрос (все ли беды «попущены» Богом?) также не так очевиден, как принято считать. Часто можно услышать, что всё зло и все беды «попущены» Богом для нашего вразумления. Но ведь для каждого верующего очевидно существование не только Бога, но и его противника – сатаны, дьявола. Конечно, отношения («взаимоотношения») Бога и дьявола есть вопрос богословский, теологический, и на самом деле весьма непростой. Но кое-что можно понять из Ветхого и Нового Заветов и без глубокого богословского образования – просто внимательно прочитав Ветхий и Новый Заветы в той их части, которые посвящены этим отношениям. .
Во времена Ветхого Завета, как следует из книги Иова, сатана еще общался с Богом на небесах, «ходил пред Богом» (и Бог разрешил ему испытать веру Иова). Со времен Нового Завета, когда, по свидетельству Иисуса Христа, сатана был изгнан с небес («Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию», [Лк., 10, 18] ), – с этих пор, по словам апостола Павла [2 Кор. 12, 7—9], какое согласие между Христом и Велиаром? – то есть, между Богом и сатаной с евангельских времен не может быть договоров, в отличие от времен Иова (времен Ветхого Завета).

На самом деле эта решающая разница отношений Бога и дьявола во времена Ветхого Завета и Нового Завета чрезвычайно важна не только для мировоззрения всякого верующего, но и для понимания и мировой, и нашей истории.
Конечно, в конечном счёте наш мир сотворён и устроен Богом для человека как образа и подобия Своего, и как ловушка для дьявола, который в своей гордыне со времён Нового Завета считает себя «равным» Богу и пытается построить «рай на Земле» без Бога (и против Бога) – и эта попытка в конечном счёте обречена. А история человечества в этом смысле есть замысел Божий по спасению возможно большего числа людей, и Спасение открыто для каждого во все времена.
Но каждый верующий должен также понимать, что со времён Нового Завета (от Воскресения Христова) нет и не может быть согласия между Христом и сатаною. Что не всё зло на Земле попускается Богом, что иногда побеждает и дьявол, и что задача каждого верующего различать, что от Бога, а что от дьявола. Только в этом случае можно надеяться на приближение к образу и подобию Божьему.
Конец истории человечества описан, как известно, в Откровении Иоанна Богослова – описан как Победа Слова Божьего. На самом деле Апокалипсис – это не катастрофа «конца мира», а предупреждение всем и каждому, и даже «инструкции» по Спасению на этот период «конца времён». (Подробнее обо всём этом см. в моей статье «Апокалипсис 2008-2173?», http://www.proza.ru/2008/06/05/45 ). Откровение Иоанна — предупреждение всем и каждому о будущих искушениях и испытаниях, и великая милость Божья для каждого из нас. У каждого остается свой выбор и каждая из 22-х глав Откровения этот выбор предлагает.
***

Ну а что же атеисты? Что будет с ними и как верующему относиться к ним? Атеизм отдельного человека — его личный выбор, и верующие, вероятно, не вправе осуждать атеиста за его выбор . Хорошо сказал об этом Карл Густав Юнг в книге «Ответ Иову»:
«Люди, способные верить, должны с несколько большей терпимостью относиться к своим ближним, которые в состоянии лишь мыслить. Человек, полагающийся на одну только веру и пренебрегающий мышлением, всегда забывает о том, что сам же сталкивает себя постоянно со своим кровным врагом: сомнением; ибо сомнение всегда таится там, где безраздельно господствует вера. Для человека мыслящего, напротив, сомнение – желанный гость, ибо может сослужить ему добрую службу как ступень, ведущая к более полному знанию».

Источник

Оцените статью