- Как повысить уровень витальности?
- Что значит быть витальным?
- Что влияет на витальность?
- Как развивать силу воли?
- Витальность и успех
- Авитальная активность. Злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков
- Оглавление
- Что такое витальность и как повысить ее уровень
- Витальность — это.
- Формула витальности
- Это учение на Востоке
- Как повысить витальность
- Комментарии и отзывы (4)
Как повысить уровень витальности?
Знаете ли вы, что такое витальность? В психологии этот термин используется достаточно давно, а определения ему дают разные. Если говорить просто, то это чувство жизни, ощущение себя живым и способным достигать высоких целей. Но для полного понимания давайте рассмотрим этот термин в более широком смысле.
Что значит быть витальным?
Психологи трактуют это понятие по-разному. Витальность в широком смысле – это способность оставаться живым, чувство человека, что он способен двигаться, действовать, ощущение собственной силы на жизненном пути, а также наличие энергии, энтузиазма, выносливости.
Витальность – это уровень жизненной энергии, личный показатель продуктивности, ведущий к успеху выполнении во всех сферах жизни. Возможность управлять витальностью позволяет напрямую контролировать результаты своей жизни. Искусство такого контроля заключается в несложных техник.
Что влияет на витальность?
На нашу энергичность и жизнерадостность влияют такие вещества, как серотонин и дофамин. Управляет выделением этих веществ наш мозг. А самый простой способ сигнализировать мозгу о необходимости выделения этих нейромедиаторов – предоставить информацию о том, что у нас есть положительные достижения.
При регулярном тренинге положительных достижений, мозг интенсивнее вырабатывает нужные вещества. На физиологическом уровне это помогает оздоравливать организм, повышает уверенность в себе, самоуважение, амбициозность, активность, что в свою очередь ведет к дальнейшему достижению целей и одержанию побед.
Регулярность выполнения любых действий зависит от развития силы воли. Ведь именно с её помощью мы можем концентрировать внимание на выполнении нужных действий по своему распоряжению. Приятной новостью является то, что волевой аппарат поддается развитию.
Как развивать силу воли?
Самым простым и незатейливым упражнением является подведение итогов за конкретный период: день, неделю, месяц, год. В процессе подведения итогов важно зафиксировать малейшее позитивное достижение. Список таких достижений – верный путь к быстрому получению доступа к положительным эмоциям, ключевому фактору контроля самооценки.
Ежедневное или еженедельное подведение итогов занимает всего 10-15 минут, а пользу трудно переоценить. В таком, казалось бы, малом действии заложена большая сила воздействия, заряжающая мозг и организм позитивом. Главное в этом простом упражнении – отбросить скепсис и отмечать самые малые победы над ленью, инертностью и тому подобными явлениями.
Как только начнётся практика, станет понятно, как начинает ускользать внимание, а мозг принимается лениться и хитрить. К таким своеобразным манифестам можно отнести скепсис, сомнения, убеждения в бесполезности. При возникновении подобных манифестов со стороны мозга, важно просто продолжать. Нужно сказать себе так: «Решение принято, это дело я доведу до конца. Сейчас, без исключений. Всё остальное – потом». После нескольких таких упражнений, мозгу станет понятна неотвратимость усилий, и сопротивлений не будет.
Можно начинать с регулярных полезных занятий чем-либо, например, с ежедневной легкой зарядки. Начните её делать в запланированном объеме. Преодоление сомнений, отговорок и отвлекающих моментов прекрасно освежит волевой аппарат. Неплохой результат дает ежедневное выполнение упражнений на концентрацию внимания.
Витальность и успех
В жизни бывают периоды, когда обстоятельства в прямом и переносном смысле берут нас за горло. И только от нас зависит, насколько мы сможем собрать свои силы и энергию не только для освобождения от них, но и для дальнейшего движения вперёд, к достижению новых приятных побед. Поэтому необходимо развивать витальность, постоянно повышать уровень жизненной энергии, аккумулировать в себе чувство силы, чтобы в самый сложный момент задействовать его и с минимальными потерями выйти из трудной ситуации. А от того, как быстро мы справляемся с проблемами и неудачами, напрямую зависит наш успех в целом.
Совершенно невозможно повышать витальность, если голова забита токсичными мыслями и негативом, который копится и никуда не уходит. Поэтому в первую очередь необходимо разобраться с собственными мыслями, эмоциями. Для этого Викиум предлагает курс «Детоксикация мозга». Попробуйте очистить свой разум, сократить уровень стресса и восстановить сон.
Источник
Авитальная активность. Злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков
Монография открывает новое направление в исследовании мотивации человеческого поведения. Впервые вводится обобщающее понятие для пресуицидального, суицидального, парасуицидального и десоциального поведения – авитальная активность. На примерах злоупотребления подростками психоактивными веществами автор показывает наличие единой глубинной основы деструктивных тенденций. Проводится критический анализ теории влечения к смерти З. Фрейда, что позволяет выявить ее ценность для современной науки.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Авитальная активность. Злоупотребление психоактивными веществами и суицидальное поведение у подростков предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Редактор А. В. Волков
© Вагин Юрий, 2017
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Л. Я. Дорфман, д-р психол. наук, проф., зав. каф. психологии Перм. ин-та искусств и культуры
Р. А. Рогожникова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики
Перм. гос. пед. ун-та
Монография кандидата медицинских наук Ю. Р. Вагина открывает новое направление в исследованиях глубинной мотивации человеческого поведения. Автор рассматривает авитальную активность (влечение к смерти) как основу таких распространённых у подростков форм отклоняющегося поведения, как злоупотребление психоактивными веществами и суицидальная активность.
Адресовано работникам медицины, образования, психологам.
Юрий Робертович Вагин
Ирине Владимировне Колущинской
Уважаемый читатель, в этой книге мы продолжим знакомство с суицидальным и аддиктивным 1 поведением подростков. В предыдущей книге «Профилактика суицидального и аддиктивного поведения у подростков», вышедшей в 1999 году при содействии департамента образования и науки администрации Пермской области, я постарался дать общее представление об этих, наиболее часто встречающихся у подростков, вариантах отклоняющегося поведения, однако из-за объёмных ограничений мне не удалось остановиться на многих важных и сложных проблемах, знание которых, как мне кажется, необходимо людям, сталкивающимся с подростковым отклоняющимся поведением на профессиональном уровне.
В настоящей работе уделено большое внимание аспекту, связанному с приближающимся в подростковом возрасте кризисом аутентичности 2 — одним из центральных событий в жизни каждого человека наряду с рождением и смертью. Мы узнаем, что это такое, познакомимся с его проявлениями, психологическими особенностями и причинами возникновения, увидим, каким образом кризис аутентичности может влиять на аддиктивное и суицидальное поведение подростков.
Особого внимания требует проблема роста доступности для подростков информации, касающейся суицидального и аддиктивного поведения. Любой подросток, имеющий доступ в «Интернет», легко может найти там такие «интересные» для себя сайты, как «Сто способов самоубийства» или «Всё, что вы хотели знать о наркотиках, но боялись спросить».
В связи с началом использования на территории Российской Федерации блокаторов опиатных рецепторов (особого класса фармакологических препаратов) изменился современный подход к лечению и профилактике самой тяжёлой и распространённой формы подростковой наркомании — зависимости от героина.
Однако главные изменения коснулись самой постановки проблемы суицидального и аддиктивного поведения. На сегодняшний день я убеждён, что эти проблемы невозможно понять, а, следовательно, решить без учёта глубоко лежащего пласта авитальной активности — биологической и поведенческой активности, направленной непосредственно против жизни. Суицидальное и аддиктивное поведение — лишь видимая часть айсберга, лишь маленький, но пронзительно острый наконечник огромного копья, с момента зачатия направленного против нашей жизни.
Объём информации, относящейся к проблеме авитальной активности, постоянно растёт и становится всё менее обозримым. Информация эта носит по большей части разрозненный характер и почти не даёт возможности составить общее представление о том важнейшем аспекте человеческого существования, коим является авитальная активность в целом и суицидальная активность в частности.
В большинстве своём люди относятся к теме смерти достаточно негативно. Небытие антагонистично бытию, хотя и окружает его в прямом смысле со всех сторон. Мало кто испытывает желание, даже в мыслях, раньше времени подходить к тому краю пропасти, куда и так неспешно несёт нас поток жизни. Большинство психологов, психотерапевтов и педагогов хорошо знают из практики о том, как остро тема смерти начинает звучать именно в подростковом возрасте, — и мы должны быть готовы дать правдивые ответы на сложные вопросы, которые ставит перед нами человек, вступающий во взрослую жизнь.
Только тот факт, что всё большее число людей во многих странах мира заканчивают жизнь самоубийством, заставляет специалистов углубляться в эту проблему. В 1996 году Джеймс Бэллинжер отмечает резкое возрастание научного интереса к исследованиям в области суицидологии и пишет, что в связи с омоложением суицидов эта проблема выдвинулась в круг «центральных проблем наиболее активных и продуктивных слоёв общества» 3 .
Поскольку самоубийство стоит в первом ряду причин смертности трудоспособного населения и наносит серьёзный экономический ущерб, связанный с потерей людских ресурсов, затратами на содержание суицидентов в больнице, оплатой больничных листов, выплатой пособий по инвалидности и пенсий иждивенцам, с самого начала мы должны уяснить себе, что обращение к теме смерти и самоубийства продиктовано не столько научным, сколько научно-практическим интересом. Большинство учёных, занимающихся проблемами суицидологии, напоминают чистых и непредвзятых исследователей феномена, как испанские конкистадоры — этнических исследователей культуры Майя.
Усиление интереса к проблемам суицидальной активности наблюдается и в России. Ранее, если бы это только было возможно, коммунистическая партия запретила бы самоубийство граждан как грубую диверсию, подрывающую основы морали, нравственности и социалистического образа жизни. Но, поскольку с тем же успехом можно было бы запретить наступление зимы или заход солнца, самоубийство как феномен искусственно вытеснялся с «солнечных» территорий официальной социологии и психологии на «теневую» территорию государственной психиатрии, где я и встретился с ним, начиная свою психиатрическую практику в конце 80-х годов.
Моя попытка составить приблизительную карту территории, посещать которую рискуют далеко не все, продиктована мотивами скорее личного плана. Я не связан ни с одной организацией или учреждением договором о разработке наиболее эффективных мер выявления и профилактики суицидального и аддиктивного поведения. Я не ставил перед собой задач, решение которых как-то могло бы исказить объективную картину, заставляя искусственно вырывать из живой плоти феномена наиболее ценные с коньюктурной точки зрения куски. Изучение феномена самоубийства напоминает мне (так любимое мною в детстве) кропотливое составление сложной мозаики, в которой нет и не может быть ни одного лишнего компонента.
Многое изменилось и в моем подходе к проблеме аддиктивного поведения. Ранее эта проблема рассматривалась мною преимущественно с точки зрения нарушений межличностных отношений у подростков (нехватка эмоционального тепла в контактах с другими людьми компенсируется подростками с помощью алкогольных напитков и других психоактивных веществ). Данный взгляд на проблему сохранил свою актуальность, но, возможно, «взаимоотношения» подростков с психоактивными веществами определяются и другими, не менее важными, хотя и менее заметными, глубинными течениями. Может так оказаться, что широко известные выражения «Алкоголизм — хроническое самоубийство», «Наркотики — это медленная смерть» — не только красивые метафоры, но и отражение некоего глубинного, коренного родства между, казалось бы, такими различными формами поведения 4 , как самоубийство и употребление психоактивных веществ.
Я вижу, что в основе аддиктивного и суицидального поведения подростков лежит принципиальное поражение их жизненных сил (витальной активности) силами распада и смерти (авитальной активностью). Обе эти силы неотделимы одна от другой. Жизнь не существует без смерти, а смерть — без жизни. Мы воспринимаем их как естественные процессы. Поэтому, когда мы будем говорить об авитальной активности подростков, речь пойдёт скорее не о патологии, а об отклонении от нормы. Слишком рано, неестественно рано, авитальная активность у подростков с аддиктивным и суицидальным поведением поражает их витальные силы. Слишком рано они уходят из жизни при суицидальном поведении и от жизни — при аддиктивном.
Чтобы разобраться в этом вопросе мы должны хорошо понимать, что есть норма и что есть отклонение — на каждом этапе подросткового развития. Как это ни парадоксально, но именно избыточная стимуляция витальной активности детей и подростков может привести к обратному эффекту: пробуждению авитальной активности как компенсации бездумных действий родителей и педагогов. Если мы видим человека, который очень хочет спать, мы можем предположить, что перед этим он слишком долго и интенсивно бодрствовал. Если мы видим подростка, который слишком хочет умереть, значит, жизненные обстоятельства предъявили к нему чрезмерные требования, которые, истощив его жизненные силы, позволили прорваться на поверхность авитальной активности.
Последнее, в чём хочется признаться в предисловии, — это то, что каждый раз, садясь писать что-либо предназначенное не для медиков, я всеми силами стараюсь выкрутить руки своему на медицинском «арго» мыслящему мозгу и заставить его говорить на нормальном человеческом языке. Заранее каюсь и прошу простить: у меня это не всегда получается.
Источник
Что такое витальность и как повысить ее уровень
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово витальность кажется знакомым, но смысл его не всегда получается уловить.
Тем не менее им обозначают очень важную для человека характеристику, которая напрямую влияет на его жизнь (как на ее качество, так и на продолжительность).
Сегодня мы поговорим про то, что такое витальность и как можно поддерживать ее высокий уровень на протяжении всей жизни.
Витальность — это.
Слово «витальность» имеет латинское происхождение: vitalis переводится, как «жизненность» (vita – «жизнь»). То же определение дается в русских толковых словарях. Синонимы понятия: живучесть, жизненная сила, способность жить и т.д.
Термин используется в разных научных направлениях.
Что такое витальность, с точки зрения психологии: это показатель, «говорящий» о том, насколько человек жив (счастлив) в данный момент.
Определить это можно по разным критериям:
- физическое и ментальное здоровье (уровень витальности человека в депрессии существенно снижается);
- воодушевление, жизнелюбие, удовлетворенность;
- энергичность – активная социальная позиция;
- радость от самосознания (я есть и это здорово!);
- реализация своего творческого потенциала (любимое дело) и т.д.
Чтобы лучше понять значение витальности, просто представьте себе счастливого человека: он спокоен, добр, в хорошем настроении, уверен в себе, наслаждается каждым днем своей жизни.
Он как будто светится от переполняющего его позитива. Так выглядит высокий уровень витальности.
Такие люди притягивают к себе необъяснимым образом: после общения с ними желание жить приумножается многократно, даже если перед встречей вы пребывали в унынии и грусти. Они как источник питания, который заряжает вас своей энергией.
Доказано, что витальность влияет на длительность жизни: чем выше уровень витальности, тем меньше болеет и дольше живет индивид.
Психологическая удовлетворенность и благополучие позитивно влияют на организм: замедляют процесс старения, сохраняя тело в «хорошем виде» долгое время.
Формула витальности
Витальность можно измерить по следующей формуле:
- V – это витальность;
- I – информация;
- E — энергия.
Под информацией в данном случае мы понимаем наши представления об устройстве мира, а энергия означает убеждения.
Если человек уверен в своем бессилии перед жизненными обстоятельствами (я ничего не могу, не умею), то при столкновении даже с небольшими трудностями он покорно опускает руки.
А зачем бороться? Все равно ничего не получится. Поэтому у него просто нет энергии, с помощью которой он мог бы справиться с проблемами.
И, наоборот. Боевой дух, вера в свои силы и возможности только мотивируют личность преодолевать преграды. Он пробует разные способы и подходы к решению задач.
Действуя по шаблонам, мы лишаем себя новизны, шанса удостовериться, что может быть по-другому. Мы живем на автомате, перестаем осознавать себя и свои поступки. Обесценивая свои чувства и эмоции, люди превращаются в роботов, а они, как известно, не живые.
Это учение на Востоке
В учениях восточной философии витальность – это внутренняя энергия, обеспечивающая психологическое благополучие и здоровье личности (китайцы называют ее Ци, японцы – Ки).
Медицина востока уделяет этому факту огромное внимание – практикует такие методы лечения, как:
- акупунктура (тонкие иглы вставляют в определенные точки на теле, что улучшает течение жизненной энергии);
- медитация;
- рейки (музыка, гармонизирующая сознание);
- йога (дыхание плюс асаны, восстанавливающие витальный поток).
Как повысить витальность
Каждый индивид имеет определенный запас витальной энергии, которая закладывается с момента его зачатия. Она конечна: когда этот ресурс обнуляется, наступает смерть. Поэтому использовать ее нужно рационально.
Человек с низким уровнем витальности не любит конфликты – обходит их стороной, любит контролировать свою жизнь, планирует дела заранее, обдумывает свои решения и долго сохраняет работоспособность. Он как будто экономит свои силы, делая это неосознанно.
Те, кто любит рисковать, жить на всю катушку под девизом «Один раз живем», наделены большим энергетическим потенциалом.
Чтобы повысить внутреннюю энергию, необходимо помнить о выше представленной формуле и соблюдать следующие условия:
- Витальность будет выше там, где шире кругозор и ниже стереотипность мышления. Если постоянно получать новые впечатления (не обязательно со знаком плюс), знания, то многие нежелательные установки автоматически отпадают за ненадобностью, освобождая место позитивному восприятию мира.
Умение смотреть на жизнь под разными углами, стремление к расширению своего опыта способствуют взращиванию энергетического потенциала.
Самостоятельный поиск и ликвидация негативных программ, которые не дают человеку расти в различных жизненных аспектах. Если вы думаете о том, что не достойны больших денег, то так и будет: люди, которые могут способствовать вашему финансовому росту, никогда не заинтересуются вами.
А интересные предложения, потенциально ведущие к успеху, будут отвергаться вами сознательно или нет. А как чувствует себя человек, запрещающий себе быть богатым?
Грустно, печально, подавленно, он злится и завидует чужим достижениям. Так проявляется неудовлетворенность собственной жизнью и, как следствие, низкий уровень витальности. При этом ее запас расходуется на негативные переживания, а не на что-то приятное и хорошее.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
к сожалению, витальность нынешних молодых людей невысока, начиная со школьной парты.Перегруженность ненужной информацией, нездоровая пища, «пластиковый мир» вокруг. Что делать? Возвращаться к здоровому образу жизни. Только и всего. И это не так просто, как кажется на первый взгляд. Современному парню/девушке чужды такие занятия, как утренняя гимнастика, пешие прогулки по тенистым аллеям (без смартфона в руке), лёгкие и приятные заботы о небольшом огородике за городом. А жаль.
Термин напрямую пересекается с учениями Вадима Зеланда, также как Ронды Берн и им подобных. Что характерно, витальность — полностью управляемый параметр, ведь каждый сам творец своего настроения и своих взглядов. А они при любом раскладе должны быть положительными, позитивными.
Новое слово в мою копилочку 🙂 В разговорной речи вряд ли буду использовать, ибо не все поймут, хотя догадаться о его значении можно, я считаю.
Чтобы повысить витальность, необходимо избегать негатива. Допустим, даже во время кризиса надо цепляться за каждую позитивную новость, муссировать ее, при любом удобном случае говорить о кризисе в контексте того, что он на короткое время, уже проходит, скоро закончится. Не читать про катастрофы и аварии, если это не связано с работой.
Короче — говорить о всем хорошем применительно к себе, а обо всем плохом — «Это где-то там». Или вообще не упоминать.
Источник