Этическая беседа «Вежливость»
Наталья Турищева
Этическая беседа «Вежливость»
План группового занятия
Тема занятия: этическая беседа «Вежливость»
Цель занятия: формирование у детей нравственно-этических норм, воспитания желания быть вежливым.
Задачи:
1) научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть;
2) дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на поступки детей, образы художественной литературы;
3) формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей («можно» — «нельзя», «хорошо» — «плохо»);
4) учить соблюдать нравственные нормы поведения.
Речевой материал к занятию: сборник В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками»
1) Что такое «вежливость»?
Вежливость — это одно из важнейших качеств воспитанного человека. Правила вежливости знакомы всем нам. Каждый человек должен и может их выполнять. А как вы считаете, ребята, что такое вежливость?
2) Вежливость — это очень важное качество для человека. Чтобы проявлять вежливость, нужны и существуют специальные слова, такие слова называют даже волшебными, ведь в каждом слове великая сила, они могут совершать чудеса!
3) Беседа: зачем говорят «здравствуй»
-Что вы говорите, приходя утром в детский сад? Кому вы говорите «здравствуйте»? Что вы говорите вечером, когда уходите домой? Все ли знают эти слова и всегда ли о них вспоминают — это мы узнаем из небольшого рассказа о Винни Пухе и Кролике.
Говоря «здравствуй», мы выражаем свое дружеское расположение, хорошее отношение к собеседнику. Слово «до свидания» говорит о том, что друзья хотят увидеться вновь. Это свидетельствует об их добром отношении друг к другу.
4) Беседа: праздник вежливости
-Вежливые слова помогают людям поддерживать добрые отношения. Представьте себе, что люди вдруг забыли слова вежливости. И тогда. Что будет тогда? О том, что бывает, когда люди перестают быть вежливыми, вы узнаете из сказки «Праздник вежливости».
-Нужны вежливые слова? Они действительно волшебные, добрые и очень-очень нужные. Повторите вежливые слова: «здравствуй», «до свидания», «спасибо».
Слушается стихотворение Г. Ладонщикова «Петя».
5) Беседа: чего не знал воробышек
-У волшебных слов много своих секретов, которые не всегда нам известны. Один из них мы сейчас узнаем. Рассказ «Воробышек».
-Какого правила еще не знает маленький воробышек? Как воробышек должен обратиться к воробьихе? (Здравствуйте)
-Ребята, а давайте вспомним как вы здороваетесь со взрослыми, как обращаются к ним. К старшим надо обращаться на «Вы» и говорить им «здравствуйте».
6) Беседа: вежливая просьба
Слушается рассказ В. Овсеевой «Волшебное слово».
-Кто догадался, какое слово надо сказать, чтобы просьба была выполнена? (Пожалуйста)
-Всегда ли слово «пожалуйста» помогает исполниться желаемому? Что еще нужно, чтобы оно стало действительно волшебным?
-Слово «пожалуйста» могло и не помочь Павлику. Старичок предупредил мальчика, что это слово нужно произносить тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься с просьбой. Только тогда оно станет волшебным. Поэтому Павлик, глядя в глаза сестре, попросил тихим голосом: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». Затем он обратился к бабушке: «Бабушка, дай мне кусочек пирожка, пожалуйста». Павлик получил краски и попробовал пирожок. Волшебное слово и то как его сказал Павлик, подействовало даже на брата. Он взял Павлика кататься на лодке.
7) Беседа: фея учит вежливости
-Некоторые дети не знают правил вежливости. А некоторые знают эти правила, но не выполняют их. Мамам и папам бывает очень обидно, когда их детей называют невоспитанными.
Слушается стихотворение И. Токмаковой.
-Нужно ли учить Машу говорить «спасибо»? Зачем?
-Родители делают все, чтобы научить своих детей вежливости, но не у всех это получается. Послушайте, что решили сделать родители, чтобы научить своих детей вежливости (с 16).
-Как по-другому можно назвать вежливые слова? (Нужные, волшебные.)
-Давайте повторим вежливые слова какие мы знаем.
8) Беседа: еще один секрет вежливости
-Вспомните, какое волшебное слово узнал Павлик и как оно ему помогло? (В. Осеева «Волшебное слово») А как нужно было произнести это слово? (Тихо, глядя в глаза тому, к кому обращаешься).
-А вот как повел себя Буратино, когда пришел на урок к Мальвине. Слушается отрывок А. Толстого «Золотой ключик».
-Как Буратино оправдывал свое поведение? (Другие тоже бывают грубыми).
-Что придумал Буратино, чтобы исправиться? (Просто станем все лучше).
-Какие принято говорить слова, когда хотят извиниться за грубость, шалость? (Простите, извините, прошу прощения).
Правила вежливости:
1) Вежливость проявляется в отношениях с людьми;
2) Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид;
3) Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек;
4) В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших;
5) Не отвечай на грубость грубостью;
6) Приучи себя постоянно помнить об окружающих.
Ребята, я убедилась, что вы знаете много добрых и вежливых слов. Дарите чаще их своим близким, родным и друзьям.
Конспект занятия для детей старшей группы «Доброта и вежливость» Цель: Закрепить знания о доброте и вежливых словах. Задачи: Способствовать развитию познавательной активности, любознательности, наблюдательности.
НОД «Беседа о картофеле» Тема:«Беседа о картофеле». Образовательные области: — Социально-коммуникативное развитие — Познавательное развитие — Речевое развитие.
ООД «Вежливость — образ России» (подготовительная группа) «Вежливость — образ России» Цель: формировать представление у детей о России, как о родной стране. Расширять представления детей о расположении.
Открытый урок для учащихся 3 класса «Доброта. Вежливость. О доброжелательности» ГУ «Новопервомайская ОШ» Шортандинского района Акмолинской области Открытый урок на тему: «Доброта. Вежливость. О доброжелательности».
Родительское собрание в детском саду «Вежливость воспитывается вежливостью» Конспект родительского собрания в детском саду. «Вежливость воспитывается вежливостью»[/b] (слайд № 1) [/u]Цели:[/b] Привлечь родителей.
Методическая разработка «С чего начинается вежливость» Воспитание навыков и привычек — одна из задач всестороннего развития ребёнка. Поэтому при их формировании необходимо соблюдать все педагогические.
Этическая беседа «Как я выгляжу» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Беседа: «Как я выгляжу».
Этическая беседа во второй младшей группе «Честность» Автор: Подколзина Лилия Игоревна. Студентка 3 курса дошкольного отделения. КВУЗ «Макеевское Педагогическое училище». Тема: Поговорим о.
Этическая беседа во второй младшей группе «Честность» Задачи: Формировать представления о правдивости (нельзя обманывать, брать чужие вещи) ; Способствовать развитию связной речи; Способствовать.
Этическая беседа: Здравствуй! До свидания! Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Беседа «Здравствуй! До свидания!».
Источник
Урок «Вежливость -это сила, слабость или необходимость»?
классный час (6 класс) по теме
Классный час из цикла нравственных, с обсуждением различных жизненных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivost.docx | 26.89 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 686.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Вежливость –это сила, слабость или необходимость»
1.Способствовать пониманию учащимися такого понятия как «вежливость».
2. Развивать стремление поступать во всех жизненных ситуациях честно и справедливо, не ущемляя интересы других людей.
3. Побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.
4. Способствовать развитию навыков общения.
— Здравствуйте, ребята! Мы сегодня пообщаемся на очень интересную тему «Вежливость – это сила, слабость или необходимость»? , которая является актуальной практически для каждого человека, живущего в современном мире. ( Слайд1)
Вот как высказывались о вежливости зарубежные писатели и поэты. ( Слайд 2)
Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
М. Сервантес Сааведра.
Вежливость порождает и вызывает вежливость.
2. Обозначение проблемы
Так что такое вежливость, попробуем разобраться? Работа в парах. Высказывания детей. Про вежливого человека говорят, что он внимательный, обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый, участливый, учтивый, светский, тонкий, благовоспитанный, воспитанный, любезный, обязательный, приветливый; деликатный, тактичный (синонимы слова). Да, вежливость — это качество человека, который уважительно относится к людям. Я думаю, что она включает в себя внимательность, желание оказать помощь каждому, кто в ней нуждается). ( Слайд3)
Вежливость – учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. Толковый словарь Ушакова. Вежливый человек, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. А все ли бывают вежливы? Приходилось ли сталкиваться в жизни с невежами? Да, тема вежливости всегда остро стояла во все времена. До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежество — качество ценное и обязательное. Поэтому учили вежеству в школах наряду с грамотой и молитвами.
3. Обсуждение ситуаций и комментарии
А в чем преимущества вежливости?
- Вежливость даёт возможность достойно выйти из любой ситуации.
- Вежливость даёт умение «держать себя в руках».
- Вежливость придаёт силы для проявления только лучших человеческих качеств.
- Вежливость даёт радость от общения с людьми.
- Вежливость обеспечивает ясность в словах, мыслях и поведении.
- Вежливость освобождает от хамства и грубости.
Вежливость — это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.
В чем же сила вежливости? Поиграем в детскую игру вежливых слов: ( слайд 5)
1.Растает даже ледяная глыба от слова тёплого . (спасибо).
* 2.Зазеленеет даже пень, когда услышит . (добрый день).
* 3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы . (спасибо).
* 4.Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь . (здравствуйте).
* 5.Когда нас бранят за шалости, говорим . (простите, пожалуйста)
* 6.И во Франции и в Дании на прощание говорят . (до свидания)
Однажды люди придумали 11 января отмечать праздник «Всемирный день «спасибо».
В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!»., затем слово заменили на спасибо.
Так было во времена, когда на нашей земле господствовало язычество. Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо».
Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание — пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо».А всегда ли можно выразить благодарность, только словами? Попробуем поблагодарить друга без слов.
Благодарность может быть выражена взглядом, улыбкой и жестом, что называется — «признательность без слов.
«Здравствуйте» — слово очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть могучими и крепкими, как дерево дуб. И теперь, когда мы произносим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
Буквально это значит «подари, если любишь». Древнерусское «жаловати» значит «дарить что-либо из любви», просто так, не по обязанности. Сказать так означает: мы принимаем тот факт, что у другого есть свободная воля, над которой мы не властны. Он сделает это, если захочет.
Прощание означает: «Я провел с тобой какое-то время. Наша встреча на этом заканчивается, но она значима для меня. Так что я надеюсь свидеться с тобой снова!»
Вторя часть темы – слабость? А в чем же слабость? ( отказать из-за вежливости, отстоять свою точку зрения…т.п.)
А является ли вежливость необходимостью. Дискуссия в парах…
- Бытовые ситуации. Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», — проявляет вежливость.
- Семейное воспитание . Родители, не употребляющие бранных слов в присутствии детей, не забывающие благодарить их за маленькие услуги – прививают детям вежливость.
- Международные отношения . Международная «вежливость» — это свод правил поведения государств в процессе межгосударственного общения. Примером проявления вежливости может служить освобождение дипломатов от досмотра багажа при пересечении границ.
- Общение в профессиональном коллективе . Человек, обращающийся уважительно не только с теми коллегами, кто старше и опытней, но так же с равными и младшими – проявляет вежливость.
4. Совместный поиск путей решения проблемы
Работа над ситуациями (Слайд7)
У каждой группы будет своя ситуация, которую нужно обсудить и ответить
на вопросы: 1. Чьё поведение вызвало у вас одобрение? 2. Кого осуждаете?
Почему? 3. Как бы вы поступили в этой ситуации?
После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа
отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал
смотреть любимую передачу «В мире животных».
Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.
Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день
она с гордостью показывала свой подарок девочкам в школе. «Я никому их не дам, пока
они новые» — говорила она подругам.
Будь вежлив со своими товарищами.
Коля, вбежав в класс, закричал:
— Я сейчас, портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в
Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал
улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и
снова отвернулся к окну.
Вежливый человек внимателен к людям.
У Наташи в классе много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют
вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.
Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.
— Посмотрим, ничего мы не упустили (слайд 8,9,10)
1. В вежливости проявляется отношение к другим людям.
2. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
3. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
4. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
5. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
6. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
7. В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
8. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
9. Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Как воспитать в себе вежливость? Слайд 11
— Стать вежливым, тактичным и деликатным не так уж трудно, стоит только захотеть. Воспитывать себя всегда очень непросто. Этого не умеют даже очень-очень умные дельфины и очень-очень добрые слоны. Зато настоящие люди воспитывают себя всю жизнь. И начинают они с детства. Да-да. Когда какой-нибудь мальчик или девочка старается изо всех сил во всём всегда быть вежливым и добрым человеком, значит, этот ребёнок уже начал воспитывать самого себя.
- Изучение этикета. Для того чтобы следовать общепринятым нормам поведения вежливого человека – эти нормы необходимо знать. Изучая этикет и стараясь ему следовать, человек воспитывает в себе вежливость.
- Чтение. Не каждый начитанный человек вежлив – но каждый вежливый человек начитан. Чем шире кругозор человека – тем с большим уважением он относится к окружающим; и тем ближе он к воспитанию в себе вежливости.
- Работа над собой . Развивая в себе умение внимательно, не перебивая, слушать собеседника – человек вырабатывает в себе вежливость.
- Общение . Нет ничего лучше для достижения вежливости, чем вдумчивое общение с вежливым человеком.
Вывод: Быть вежливым — значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали, что о них заботятся, их любят, ценят и уважают. Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Когда ты вежлив, то и люди вежливы к тебе.
Вежливость способствует общению с людьми . Поэтому не забывайте о своих манерах и будьте приятными в общении!
— Наш классный час подходит к концу. Давайте подведем итоги. Чему мы научились сегодня.
• Я считаю, что мы не напрасно провели эти минуты вместе …
• Нам был нужен этот разговор …
• Я хочу себя похвалить …
• Я хочу похвалить одноклассников …
• Я хочу похвалить учителя …
• Я думаю, что я вежлив, потому что …
• Я не всегда вежлив, мне нужно научиться …
Источник