Ветреная геба это что значит

Кто такая Геба, что «громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила»?

Повествуем о культуре и искусстве, мифологии и фольклоре, выражениях и терминах. Наши читатели постоянно обогащают словарный запас, узнают интересные факты и погружаются в океан вдохновения. Добро пожаловать и здравствуй!

Дорогой читатель, у нас назрел важный вопрос. Многим ли знакома ситуация, когда способен вспомнить сотни стихотворений. Но не полностью, а лишь несколько первых строк.

«Люблю грозу в начале мая, когда весенний, первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом. ». Как же дальше, что там в конце?

Геба (фрагмент картины) — Фридрих фон Амерлинг (1803–1887) // Галерея Бельведер

Под одним нашим материалом дорогая читательница упомянула строчки из вышеупомянутого стихотворения: «Ты скажешь: ветреная Геба, кормя Зевесова орла, громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила».

Это навело на мысль, что стоит в отдельном материале вспомнить о стихотворении Тютчева и поговорить об «ветреной Гебе». Ведь многие могут и не знать кто она и откуда у неё в руках был кубок.

Кто такая Геба?

Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.

У Зевса и Геры была прекрасная и вечно молодая доченька. Являлась она богиней юности, и звали её Геба. Девицей была прилежной, всячески помогала родителям, братьям и сёстрам.

С горы бежит поток проворный, в лесу не молкнет птичий гам, и гам лесной, и шум нагорный — всё вторит весело громам.

Когда олимпийские боги устраивали пиршества, то Геба накрывала стол. Разносила нектар и амброзию — яства, что даровали вечную жизнь и молодость. Скажем так, на Олимпе Геба служила виночерпием.

Геба. Слева: Гаспаре Ланди (1756–1830). Справа: Гэвин Гамильтон (1723–1798)

Посему на произведениях различных искусств (как древних, так и куда более современных) она изображалась с различными ёмкостями для пития.

Часто Гебу можно увидеть в окружении орла. Сия птица была частым спутником Зевса, да и сам Громовержец любил обратиться в хищную птицу.

Геба — Jacques Louis Dubois (1768–1843)

Думается, что теперь понятно кем является Геба, что «громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила». Если было интересно, то рекомендуем поставить «сердечко», подписаться, благодаря этому не пропускать новых материалов. Подготовил Виталий Котобород.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Интересы

Сообщества

Статистика

Откуда у Зевса орел

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила. «

Когда мы учили это стихотворение в школе, последнего четверостишия в учебнике не было. Что было вполне логично для третьего класса советской школы, но крайне обидно для меня лично, когда я через пару лет где-то прочитала полный вариант. Я тогда впервые всерьез задумалась, насколько же интереснее то, чего в учебниках не пишут, чем то, о чем в них пишут. И, наверно, впервые ощутила могучее притяжение, которое исходит от мифологических образов, даже при таком мимолетном их упоминании. Хоть и не могла догадаться, что еще через двадцать лет это притяжение захватит меня настолько, вплоть до полной потери связи с реальностью. Во всяком случае благодаря Тютчеву и цензуре в учебниках я с детства твердо выучила, что у Зевса есть домашнее животное, и это не кошка, а целый орел.

А вспомнилось оно вот почему. Когда Зевсик был еще маленький, у него был злой папочка со склонностью к каннибализму и добрая хтоническая мамочка, которая спрятала Зевсика от греха подальше в темной пещере на острове Крит. Это все знают. Но не всем известно, что кроме Зевсика там были и другие детишки, типа детсадовской группы поддержки. И был среди них один особенно красивый мальчик. Звали мальчика Аэтосом, и он позволял Зевсику что угодно. Насчет этого «что угодно» Зевсик с младенчества, был, видимо, не дурак, да возможностей в пещере оказалось маловато — козы, пчелы, ну и строгие тетушки нимфы-воспитательницы. Не разгуляешься, в общем. А тут Аэтос. И так это дело маленькому Зевсику понравилось, что даже потом-потом, когда вырос в большого бога-олимпийца, навалял папочке и принялся не покладая, гм, рук, трудиться над созиданием, оформлением и заселением вселенной, другими словами, пере… гм… перелюбив всех богинь, дальних и близких родственниц, нимф, дриад, людей и разных других сущностей без числа, и все это исключительно ради пользы дела, в общем, даже тогда Аэтоса Зевс все равно не бросил. Вот она, крепкая мужская верность.

Но, как это часто бывает, в сугубо мужские дела без спросу влезла баба. К тому времени у Зевсика уже была официально назначенная любимая жена Гера. И частенько эта самая Гера вставала не с той ноги и мешала уважаемому супругу в его нелегком оплодотворительном труде. В тот день у Геры с утра выдалось особенно плохое настроение, и она превратила Аэтоса в птичку. Потому как нечего уважаемому супругу с красивыми мальчиками налево гулять.

К чести Зевса заметим, что друга он и тогда не бросил. Правда, и расколдовывать не стал. А что, говорит, так тоже неплохо выйдет. Он вообще это дело в зверино-птичьем виде тоже любил, то сам в какую-нибудь тварюшку превращался, то партнера превращал. Для остроты, стало быть, ощущений. Ну и чтобы Гере еще насолить, куда без этого.

А если кто подумает, что я эту историю из головы сочинила ради пропаганды сами знаете чего, то вот и нет. Это я читала «Мифологию греков и римлян» почтеннейшего профессора А Ф Лосева. И там в этой толстой книженции много-много всяких интересных историй. И среди прочего вот: фрагмент из комментариев к Энеиде римского грамматика Мавра Сервия Гонората в переводе, судя по всему, самого Лосева. Потому что единственный известный русский перевод этого автора, который предлагает Википедия, звучит гораздо скромнее. А у Лосева просто великолепно:

«У греков можно прочесть, что был некий мальчик, созданный Землей и совершенный по красоте всего своего тела, которого звали Аэтос. Когда Юпитер из–за своего отца Сатурна, пожиравшего всех сыновей, стал воспитываться на острове Крите в идейской пещере, этот мальчик был первый, кто отдал себя в его распоряжение. Впоследствии, когда Юпитер возмужал и изгнал отца из царства, Юнона, встревоженная красотой мальчика и как бы горем от внебрачной связи (своего супруга), превратила этого мальчика в птицу, которая по–гречески от него и называется Aetos, [Орел).»

Вот такие чудные открытия поджидают нас порою в самых неожиданных местах. Точнее, в любых местах, за исключением школьных учебников. В них — нету, я проверяла.

Источник

Ветреная Геба

Федор Тютчев
Весенняя гроза (1826)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный-
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Не знаю, что в Гебе такого уж особенно ветреного кроме вечной юности! Родители ее похлеще будут!


Геба

Вот тут она с Гераклом и, как всегда, с кувшином — наливай, Геба!

Поначиталась я Википедии и поняла, что в детстве как-то невнимательно читала древнегреческие мифы! А тут открылись такие интимные подробности, о которых я даже и не подозревала! Нет, я конечно знала, что папаша Гебы Зевс был большим шалунишкой и то и дело в кого-нибудь превращался, чтобы соблазнить очередную красотку!

«В облике змея он соблазнил Деметру, а затем Персефону, в облике быка и птицы — Европу, в облике быка — Ио, в облике орла — Ганимеда, в облике лебедя — Немесиду (ставшую гусыней) или Леду, в облике перепела — Лето, в облике муравья — Евримедусу, в облике голубя — Фтию, в огненном обличии — Эгину, в виде золотого дождя — Данаю, в облике сатира — Антиопу, в облике пастуха — Мнемосину. Возлюбленные его обычно сохраняют человеческий облик, но Каллисто он превращает в медведицу, Ио — в корову. «

А мамаша ейная Гера? Та еще была штучка! Мало того, что их тайная связь с Зевсом, который между прочим является ей родным братом, началась задолго до свадьбы, причем именно Гера играла в ней активную роль, так она еще и Гебу родила неизвестно от кого!
Вот так прямо авторы Википедии в здравом уме черным по белому и пишут: «По некоторым авторам, Гера родила её (то бишь Гебу) — от латука»! И ссылаются при этом на «Первый Ватиканский мифограф III 1, 61».

Вдумайтесь, товарищи — от латука!

Латук — это салат. В нем, конечно, есть большое количество витамина A и фолиевой кислоты, но не до такой же степени!

Что это за латук такой специальный, я вас спрашиваю? Где его разводят?

Гера вообще-то была последней «официальной» женой Зевса. Согласно Каллимаху, когда миром правил Кронос, Зевс и Гера 300 лет скрывали свой брак — похоже, что тут-то она и отвлеклась на латук!
Или это все-таки Зевс воплотился в салат, чтобы того.
Нет, что не говорите, а как-то это неудобно, в виде салата-то.

А Геракл, кстати, тоже побочный сын Зевса! И ежели все-таки Зевс был тем самым латуком, то Геба опять же Гераклу сестра выходит, по папаше-то!


Гера в повозке, запряженной павлинами

Да-а, пожалуй надо внимательнее отнестись к выбору салата.
:)))

Источник

bubligum9000

bubligum9000


Charles Picqué (1799-1869) Геба.

Геба (Ήβα), в греческой мифологии богиня вечной юности, олицетворение расцвета человеческой жизни,
дочь Зевса и Геры, на пирах богов выполняла обязанности виночерпия; впоследстии эту должность занял Ганимед. Священное дерево — кипарис.Раб, вошедший в храм Гебы, получал свободу.
После обожествления Геракла по Гомеру Геба стала его женой, родила Алексиара и Аникета.

Francisco Javier Ramos y Albertos.1784. Геба.

В Риме она называлась Ювента (Juventus), культ которой был перенесен в Рим в конце III века до нашей эры, римская Геба имела несколько храмов и олицетворяла собой вечно юношеское процветание государства.
Изображения Гебы в античности встречаются редко, и то только на вазах.


Carolus-Duran.19 век. Геба .

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила!
Ф. Тютчев.

Jean-Marc Nattier (1685-1676) Луиза Генриетта де Бурбон-Конти (1726–1759),
впоследствии герцогиня Орлеанская в образе Гебы.

Источник

Ветреная геба это что значит

Алексей Машевский (р. 1960)
Культуролог, поэт, эссеист. Руководит просветительским проектом «Нефиктивное образование» в Санкт-Петербурге, читает лекции по истории культуры и литературы.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

«В учебниках для младших школьников это стихотворение печатается без последней строфы. С этих стихов начинается та крупная неправда, которая пронизывает всё российское образование. Почему? Потому что стихи совсем не про грозу, не про природу. Та природа, которая здесь у Тютчева есть, – это природа метафизическая. Дождевые капли мало похожи на перлы, они прозрачные, а жемчуг прозрачным не бывает. Но «перлы» – потому что на них радужная оболочка сверкает. А кроме того, «перлы» относятся к той возвышенной лексике, которая как бы и поднимает всегда поэзию Тютчева. На это обратил в своё время внимание Тынянов, который показал, что Тютчев делает удивительную вещь. Он во всех своих стихах, честно говоря, элегичен, он повествует о каких-то своих мыслях, о каких-то вполне частных переживаниях, о состояниях, связанных с восприятием осенних сумерек, например, или заката, который он видит. Но дело в том, что все частные переживания человека, они традиционно должны были существовать, закрепляться и передаваться в жанре элегии. А Тютчев выбирает для закрепления своего мимолётного, интимного состояния стилистику оды. Не случайно до 1870-х годов, когда, казалось бы, с Ломоносовым, Державиным было окончательно в демократической традиции и лирике покончено, Тютчев продолжает писать стихи, в которых мы встречаемся с лексикой будто бы только что сошедшей со страниц державинской оды.

Можно задаться вопросом: почему детям печатают это стихотворение с отсечением последней строфы? У человека, сколько бы лет ему ни было, всё равно есть вопросы к миру, у детей даже больше. Вот у нас есть вопросы к Богу, и Богу, вероятно, зачастую трудно объяснить, почему происходит то, что происходит (вспомним «Книгу Иова»), и даже почти что невозможно. Но вы помните, какую реакцию у Иова и у нас с вами это рождает и какую реакцию это должно рождать у ребёнка? Реакцию недоверия и обиды. Реакцию протеста. Потому что он хочет, чтобы ему обязательно сейчас, не потом когда-то, в десятом классе, объяснили, откуда появляются дети. Бесполезно также объяснять, что дети появляются из капусты. Потому что нельзя врать. Нельзя притворяться, что стихотворение Тютчева – о грозе, о природе.

Это стихотворение построено по принципу культурного резонанса. В нём происходит чудо столкновения природы с культурной традицией. Потому что Тютчев рассказывает о том, что восприятие природного явления в чистом виде невозможно. Он рассказывает о том, что весь восторг, который его охватывает при виде грозы, состояния очищенной природы, – всё это почему-то таинственным образом становится полным и окончательным только при сопоставлении с какой-то культурной кодировкой, культурными знаками. Потому что без включения в контекст мы можем пережить природное явление, но мы не можем его назвать, не можем раскрыть его смысл, задать его подлинное значение. И тогда становится понятно, что стихотворение не о природе вовсе, не о грозе, а оно о том, как устроено человеческое сознание, которое для того, чтобы назвать, понять и присвоить, схватить, обязательно должно включить явление в контекст истолкования.

«Ты скажешь: ветреная Геба, / Кормя Зевесова орла», – и дальше каждая следующая строчка с лексической, с метафорической точки зрения всё более роскошна: «Громокипящий кубок с неба, / Смеясь, на землю пролила». Эти строки – лучшие в стихотворении, это квинтэссенция поэтического вдохновения в нём, что понял другой талантливый поэт – Игорь Северянин, не случайно он свой сборник назвал «Громокипящий кубок». Это стихотворение о творческом вдохновении, о той искре, которая рождается у человека, способного увидеть и пережить нечто природное – чувство, природную картину, жизнь, потому что человек может пережить что-то, лишь назвав и обозначив.

Тем самым, когда вы начинаете ребёнку читать это стихотворение (и так с любым великим стихотворением), вы с неизбежностью вторгаетесь в ту или иную глубочайшую философскую проблему. Среднестатистический учитель а) этого не понимает, б) совершенно не подготовлен к тому, чтобы раскрыть её для ребёнка. В голове у учителя должно быть понимание, кто такой Шекспир, Гомер, что они сделали и какие проблемы поставили, для того, чтобы потом он с ребёнком мог квалифицированно говорить о «Колобке» или «Курочке Рябе»».

Источник

Читайте также:  Что значит антибиотики чувствительны
Оцените статью