- Толкование на От Луки 1:17
- Толкование на От Луки 1:17 / Лк 1:17
- Иоанн Златоуст (
- Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
- Лопухин А.П. (1852−1904)
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Лк. 1:17
- Свт. Иоанн Златоуст
- Свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Сщмч. Григорий (Лебедев)
- Толкования Священного Писания
- Содержание
- Толкования на Мал. 4:6
- Свт. Кирилл Александрийский
- Прп. Ефрем Сирин
- Блж. Иероним Стридонский
- Лопухин А.П.
- Мал. 4, 5-6. Возвращение сердец
Толкование на От Луки 1:17
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на От Луки 1:17 / Лк 1:17
Иоанн Златоуст (
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный
Дух Илии вселился и в Иоанна, потому что духи пророков повинуются пророкам; и почти во всем мы находим Иоанна подобным Илии. Тот жил в горах, и этот проводил время в пустыне; того питали вороны, и этот ел акриды; тот облекался в милоть, и этот в велблужди власы; тот был суров и обличитель, и этот равным образом; тот обличал Ахава, царя иудейского, и Иезавель, жену его: «ты», говорит он, «развращающий Израиля, и дом отца твоего» (3Цар.18:18), — и Иоанн обличал Ирода и Иродиаду: «не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк.6:18). И он «предъидет в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям». Что значит: «возвратить сердца отцов детям»? Отцы иудеев: Авраам, и Исаак, и Иаков, и двенадцать патриархов, и все праведники, видя грехолюбивый народ, с готовностью блудодействующий с чужими богами, отвращались от них, как от таковых. С тех же пор, как Иоанн возвестил крещение покаяния, многие обратились к Богу. Итак, отцы их, видя, что они обращаются к Богу, и сами обратили к ним свои сердца; вот что значит: «возвратить сердца отцов детям, дабы представить Господу народ приготовленный», избранников Божиих, о которых Давид пророк предвозвестил, говоря: «таков род ищущих лица Бога Иакова» (Пс.23:6).
Источник: Беседа о пророчестве Захарии, и о зачатии Елисаветы.
Игнатий (Брянчанинов) (1807−1867)
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный
Архангел говорит, что святой Предтеча возвратит сердца, то есть сердечные чувствования, сердечные залоги, отцев детям и непокоривым образ мыслей праведников. Кто эти отцы, кто эти праведники? Отцами названы родоначальник израильтян Авраам и все святые предки их, святые судии, цари и пророки. Под именем праведников должно разуметь всех, угодивших Богу в Ветхом Завете; из них некоторые не принадлежат к израильскому народу. Какие же были сердечные чувствования, сердечные залоги; какой был образ мыслей у ветхозаветных угодников Божиих? Сердечным залогом их было смирение, а образом мыслей — соответствующее сердечному залогу смиренномудрие. Святой патриарх Авраам, изливая сердце свое в молитве, сказал: «Аз есмь земля и пепел» (Быт. 18.27). И когда он сказал это? Когда предстоял пред Богом лицом к лицу, когда услышал откровение страшных тайн, когда получил величайшие обетования, когда Бог назвал его верным рабом Своим, достойным божественных откровений. Землею и пеплом назвал себя праведный, многострадальный Иов, удостоившись боговидения; он до того уничижил себя, так сильно ощутил свое ничтожество, что от этого ощущения как бы истаял, как бы умалился до бесконечности, как бы престал существовать (Иов. 42.6). Знаменитый царь, знаменитый воин и полководец, боговдохновенный пророк Давид, чужд был самомнения; в святых многочисленных песнопениях своих не указал он ни на какое свое достоинство и преимущество. Повсюду отзывался он о себе с величайшим смирением; свое возвышение и все успехи он приписывал единственно милости Божией. Он открыто возвестил, что смирение было для него причиною спасения (Пс. 114.5). Пророк [Исаия], увидев Бога, признал себя недостойным Бога и по причине собственной греховности, и по причине греховности всего человечества, в которой непременно участвует каждый человек, зачинаясь и рождаясь в ней (Ис. 6.5).
Таково было душевное настроение ветхозаветных праведников, отцов ветхозаветного Израиля по плоти, отцов новозаветного Израиля — христианского племени — по духу. Посредством такого настроения они соделались способными приять верою за несколько веков обетованного Мессию и почили в надежде получить спасение чрез Него, не приемше обетовании, но издалеча видевше я, и целовавше (Евр. 11.13). Такое настроение требовалось от человеков, современных Богочеловеку, для принятия Богочеловека; такое же настроение требуется и ныне, чтоб принять Христа, усвоиться Христу.
Источник: Аскетическая проповедь.
Лопухин А.П. (1852−1904)
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный
«И предъидет пред Ним», т. е. будет идти впереди Бога (ср. стих 16). Пророки Ветхого Завета неоднократно изображали наступление Мессианского времени как пришествие Иеговы, Который как Мессия явится Своему народу и спасет его от ига врагов его (Ис.46:13, 52:10, 56:1).
«В духе и силе Илии». Иоанн будет действовать в еврейском народе с такой же ревностью о Боге и силой одушевления, с какой некогда действовал среди своих современников величайший пророк Илия. Это, впрочем, не относится к творению чудес, так как известно, что Иоанн чудес не творил (Ин.10:41).
«Чтобы возвратить…» О деятельности Иоанна евангелист говорит почти буквально словами пророка Малахии (Мал.4:6). У пророка же (см. в Толк. Библ. комментарий к Мал.4:6) речь идет о мире в семье. Так как Иоанн не делал ничего такого, как и Илия, то некоторые толкователи (у нас — Богословский, с. 169) полагают, что здесь идет речь о возобновлении духовного единства между древними патриархами (отцы) и их потомками — единства, прерванного непокорностью и непослушанием последних. Это необходимо для того, чтобы еврейский народ был в состоянии принять Господа (ср. 16-й и начало 17-го стиха).
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Лк. 1:17
Свт. Иоанн Златоуст
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный
Дух Илии вселился и в Иоанна, потому что духи пророков повинуются пророкам; и почти во всем мы находим Иоанна подобным Илии. Тот жил в горах, и этот проводил время в пустыне; того питали вороны, и этот ел акриды; тот облекался в милоть, и этот в велблужди власы; тот был суров и обличитель, и этот равным образом; тот обличал Ахава, царя иудейского, и Иезавель, жену его: «ты», говорит он, «развращающий Израиля, и дом отца твоего» (3Цар.18:18), – и Иоанн обличал Ирода и Иродиаду: «не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк.6:18). И он «предъидет в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям». Что значит: «возвратить сердца отцов детям»? Отцы иудеев: Авраам, и Исаак, и Иаков, и двенадцать патриархов, и все праведники, видя грехолюбивый народ, с готовностью блудодействующий с чужими богами, отвращались от них, как от таковых. С тех же пор, как Иоанн возвестил крещение покаяния, многие обратились к Богу. Итак, отцы их, видя, что они обращаются к Богу, и сами обратили к ним свои сердца; вот что значит: «возвратить сердца отцов детям, дабы представить Господу народ приготовленный», избранников Божиих, о которых Давид пророк предвозвестил, говоря: «таков род ищущих лица Бога Иакова» (Пс.23:6).
Беседа о пророчестве Захарии, и о зачатии Елисаветы.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный
Архангел говорит, что святой Предтеча возвратит сердца, то есть сердечные чувствования, сердечные залоги, отцев детям и непокоривым образ мыслей праведников. Кто эти отцы, кто эти праведники? Отцами названы родоначальник израильтян Авраам и все святые предки их, святые судии, цари и пророки. Под именем праведников должно разуметь всех, угодивших Богу в Ветхом Завете; из них некоторые не принадлежат к израильскому народу. Какие же были сердечные чувствования, сердечные залоги; какой был образ мыслей у ветхозаветных угодников Божиих? Сердечным залогом их было смирение, а образом мыслей — соответствующее сердечному залогу смиренномудрие. Святой патриарх Авраам, изливая сердце свое в молитве, сказал: «Аз есмь земля и пепел» (Быт. 18.27). И когда он сказал это? Когда предстоял пред Богом лицом к лицу, когда услышал откровение страшных тайн, когда получил величайшие обетования, когда Бог назвал его верным рабом Своим, достойным божественных откровений. Землею и пеплом назвал себя праведный, многострадальный Иов, удостоившись боговидения; он до того уничижил себя, так сильно ощутил свое ничтожество, что от этого ощущения как бы истаял, как бы умалился до бесконечности, как бы престал существовать (Иов. 42.6). Знаменитый царь, знаменитый воин и полководец, боговдохновенный пророк Давид, чужд был самомнения; в святых многочисленных песнопениях своих не указал он ни на какое свое достоинство и преимущество. Повсюду отзывался он о себе с величайшим смирением; свое возвышение и все успехи он приписывал единственно милости Божией. Он открыто возвестил, что смирение было для него причиною спасения (Пс. 114.5). Пророк [Исаия], увидев Бога, признал себя недостойным Бога и по причине собственной греховности, и по причине греховности всего человечества, в которой непременно участвует каждый человек, зачинаясь и рождаясь в ней (Ис. 6.5).
Таково было душевное настроение ветхозаветных праведников, отцов ветхозаветного Израиля по плоти, отцов новозаветного Израиля — христианского племени — по духу. Посредством такого настроения они соделались способными приять верою за несколько веков обетованного Мессию и почили в надежде получить спасение чрез Него, не приемше обетовании, но издалеча видевше я, и целовавше (Евр. 11.13). Такое настроение требовалось от человеков, современных Богочеловеку, для принятия Богочеловека; такое же настроение требуется и ныне, чтоб принять Христа, усвоиться Христу.
Аскетическая проповедь.
Сщмч. Григорий (Лебедев)
и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мал. 4:6
Свт. Кирилл Александрийский
И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием
См. Толкование на Мал. 4:5
Прп. Ефрем Сирин
И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием
См. Толкование на Мал. 4:5
Блж. Иероним Стридонский
И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием
См. Толкование на Мал. 4:5
Лопухин А.П.
И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием
Деятельность пророка, который явится перед пришествием Мессии, будет состоять в обращении сердец отцов к сыновьям и обратно. Здесь всего естественнее видеть намек на разногласия, существовавшие между старым и молодым поколением послепленного иудейства. По-видимому, старое поколение неодобрительно относилось к поступкам молодого (может быть, к заключению браков с язычницами, ср. II:11), и то настаивало на правильности своих воззрений. От этого иудейская община ослабевала в своей силе, и Бог призывает, поэтому, или будет призывать через имеющего прийти пророка, иудеев к примирению между собою.
Пророчество Малахии (гл. III:1–8, 17–18 и IV:5–6) читается как паримия на праздники Св. Иоанна Предтечи (24 февраля, 25 мая и 29 августа), откуда ясно, что Православная Церковь видит здесь предречение о деятельности Иоанна Предтечи.
Толковая Библия.
Источник
Мал. 4, 5-6. Возвращение сердец
(из конспекта проповеди)
“Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием” (Мал.4:5-6).
В конце книг, выпущенных в СССР, можно было найти краткий список допущенных опечаток, обычно он занимал полстранички. Я в детстве с большим удовольствием разглядывал эти списки. И был рад найти в книге опечатку, которая не была указана в этом списке. Наверное, это извечная черта человеческой натуры — замечать чужие промахи и радоваться им, как своим успехам.
Но если составить список опечаток или промахов нашей жизни, он занимал бы целую книгу или даже полку книг. В конце жизни Августин написал книгу под названием “Отречения” или “Пересмотры” (Retractationes), в ней он возвращается к своим ранним текстам, каталогизирует их и отмечает, что теперь написал бы многое по-другому. Сперджен сказал однажды, что нам пришлось бы написать целую библиотеку, если бы у нас было достаточно благодати, чтобы найти все ошибки и исповедать их.
В своей жизни я допустил достаточно ошибок и как сын, и как отец. Некоторые из них мне особенно хотелось бы избежать. Я вижу, что вот это определенное качество моего сына появилось у него из-за того, что несколько месяцев в его двухлетнем возрасте я относился к нему определенным образом. И это то, чего уже не изменить, или изменить сложно.
Мы тоже можем сделать в своей жизни “пересмотры”, как это сделал Августин. Но есть вещи, которые уже не изменишь, поэтому Библия предостерегает нас от ошибок. И последние стихи книги Малахии — одно из таких средств против ошибок в семейных отношениях.
Я разделю свою проповедь по этому стиху на две части, в одной (большей) обращусь к отцам, в другой (меньшей) — к детям.
В Быт.18:18-19 сказано, что задача Авраама заключалась прежде всего в том, чтобы научить своих детей ходить путем Господним: “От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем”.
Из других (и из этого) мест Писания мы знаем, что Авраам был избран не только для образования ядра еврейского народа, но также для того, чтобы в нем благословились все племена земные. Подумайте: что бы вы стали делать в первую очередь для того, чтобы доставить благословение всем племенам земным? Наверное, начали бы активную внешнюю деятельность, совершали бы множество поездок, постоянно знакомились бы с новыми людьми и старались распространять на них свое влияние.
Образ жизни Авраама был не таким. Он был сосредоточен не на внешней активности, но на своей семье. Как Авраам влиял на благословение “всех народов земли”? Воспитывая своего сына и своих домашних.
Выслушаем еще раз Быт.18:18-19: “От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем”.
Последняя фраза резюмирует и разрешает кажущееся противоречие между двумя стихами с их акцентами на внешнем и внутреннем: когда Авраам будет заниматься своей семьей, учить ее ходить путями Господними, Бог исполнит сказанное о благословении всех народов.
Перепутав приоритеты, заняв не свое место, взявшись за чужое дело, мы не поможем тем дальним, кому хотим донести благословение, если о своих, о домашних не печемся.
Беда в том, что мы можем находиться рядом со своими детьми телами, но быть далеко от них сердцами: “как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною?” (Суд.16:15). Малахия говорит именно об обращении сердец отцов к их детям. Помню фразу одного отца: “Мой сын всегда у меня в сердце”.
Другой отец так сказал мне: “Когда еду куда-то далеко за рулем, времени много, всегда молюсь о своих детях”. Я спрашивал родственников этого отца о том, как он воспитывает своих детей, мне сказали: “Он просто очень их любит”.
Павел писал “Тимофею, истинному сыну в вере” (1Тим.1:2). Раз есть выражение “сын в вере”, должно быть выражение “отец в вере”. Многие ли из нас сегодня смогут сказать, чьи они сыны в вере? Это проблема духовной безотцовщины. Почти каждый сможет сказать, кто его учитель, наставников во Христе — если не тысячи (1Кор.4:15), то десятки, а вот отцов…
Чтобы стать отцом в вере, надо 1) пройти все предыдущие этапы взросления (получить прощение грехов ради имени Его, познать Отца, победить лукавого, стать сильным, в котором пребывает Слово Божье — 1Ин.2:12-14) и 2) познать Сущего от начала, Безначального (1Ин.2:13-14).
Быть отцом в вере для кого-то вне своей семьи — это отдельная тема, я говорю сейчас о том, что мы, родители, став для своих детей отцами по плоти, можем и должны стать для них отцами в вере. Я не так давно задумался об этом: мне надо благовествовать своим детям. Рассказывать им уже не только о том, что Бог Творец, не только о том, что Он Спаситель, но о том, что Он должен быть их личным Спасителем. Одно из необходимых условий для этого: это чтобы мое сердце было повернуто к моим детям.
Рави Захариас (Рави — это имя, а не звание “раввин”) в книге “Христианство, не оправдавшее надежд?” рассказывает, что у него есть настоящая банкнота достоинством в сто миллионов долларов. Он часто показывает ее аудитории, и неизменно видит на лицах перед собой одно и то же выражение. Он буквально слышит, как они спрашивают сами себя: «В чем здесь подвох?»
Почему люди сомневаются в правдивости его слов? Во-первых, потому что они знают, что никто, находясь в здравом уме, не будет расхаживать повсюду с сотней миллионов долларов в кармане. Во-вторых, если человек настолько глуп, что все-таки поступает подобным образом, то он, наверняка, не станет демонстрировать их на публичном собрании.
Рави Захариас минуту-другую выслушивает предположения аудитории, настаивая на том, что банкнота — не подделка, и она действительно подлинная: настоящая купюра в сто миллионов… зимбабвийских долларов.
Дело в том, что уровень инфляции в Зимбабве измеряется квинтиллионами, а цены удваиваются каждые тридцать два часа. Впрочем, в случае с этой подлинной купюрой подвох заключается в надписи чуть выше проставленной в нем суммы: «Действительна до 31 декабря 2008 года». В Зимбабве каждые девяносто дней выпускают банкноты нового номинала.
Ноликов на этой банкноте много, а реальная ее ценность невелика. Реальная ценность слов “я люблю своего ребенка” у разных родителей может быть ой какой разной.
В Библии есть прекрасный пример совершенных отношений отца и сына — это взаимоотношения Небесного Отца и Иисуса Христа. Так вот, обращаясь к Своему Сыну или говоря о Нем людям, Бог Отец всегда к словам “Сын Мой” добавлял слово “возлюбленный”.
Мы сегодня не пользуемся этим словом в обиходе, но мы можем говорить “хороший мой”, “любимый”, “солнышко”, “малышка”. А если ребенок уже подрос, то вместо уменьшительно-ласкательных наименований можно обнять его покрепче и посмотреть на него по-особенному.
Если мое сердце обращено к моему ребенку, у меня всегда будут для него нужные слова и интонации. Мальчик упал, ударился, плачет, приходит к папе. Папа: “Ну, что я могу сделать, как я тебе помогу?” Мальчик: “Ну, ты хотя бы скажи ай-яй-яй”. У этого папы не хватило сердца даже на самостоятельное “ай-яй-яй”.
Один брат поговорил в лагере с мальчиком. Кто, откуда, что-то объяснил ему. Мальчик заплакал. Отчего? “Здесь так хорошо, а дома со мной никто не разговаривает”.
Один папа, когда его ребенок просыпается, встречает его так: улыбается ему во весь рот и говорит «Это кто у меня тут такой красивый проснулся!» И, говорит, дети после такого утреннего приветствия заряжены на доброе и бодрое. (Папа этот — Евгений Терехин, почитайте об этом замечательную статью у него в блоге). Что вы первое говорите своим детям утром? «Кровать заправил?» «Зубы почистил?» «Почему еще не оделся?»
От этих первых слов ребенок может либо съежиться, ожидая взбучки и новых заданий, либо улыбнуться навстречу новому дню, в котором его любят и ценят, в ожидании: «О, интересно, что мама-папа скажут хорошенького?» «Что еще меня сегодня ждет радостного?»
Есть люди, которые заходят в комнату, и тебе сразу становится понятно, что сейчас будет что-то хорошее. Но есть люди, которые заходят в комнату, и ты понимаешь, что тебе несдобровать.
«Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором все Мое благоволение» — слова Отца о Сыне, которые звучат как строка из церковного гимна, но если сказать это по-другому, то звучать это может, например, так: «Это кто у меня тут такой красивый проснулся!» И присовокупить при этом улыбку во всю возможную ширину. «Все мое благоволение» значит: «Я же в Нем души не чаю».
Если у ребенка есть кто-то, кто в нем души не чает, то он счастливейший человек. Большинство из нас не знают, что в них души не чают. Иначе мы жили бы иначе. Мы просыпались бы с чувством, что кто-то нам страшно рад. Все отношения внутри Троицы заключены во фразе: «Это кто у меня тут такой красивый проснулся!» Взаимное обожание. Взаимное обожение.
Что бы я сделал, если бы знал, что кто-то во мне души не чает? Наверное, «был бы хорошим», «умывался» и «делал уроки», но делал бы все это с радостью, поглядывая краем глаза на того, кто там копошится на кухне, готовя мне угощение. По всей квартире несется запах жареного лука и яичницы с ветчиной, а я все делаю и делаю уроки.
И какая же это радость делать уроки, когда вот-вот распахнется дверь, войдет кто-то, и ты от одного его вида поймешь, что тебя ждет пир. «Пойдем, – скажет он, – все уже собрались, пора начинать, мы тебя уже заждались».
(Я бессовестно скопировал в конспект проповеди кусок статьи из блога Е.Терехина, но частично реабилитирую себя честным в этом признанием).
И немножко скажу для детей. “Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их”. Бог сравнил наше отношение к Нему с нашим отношением к родителям. Вы ведь знаете, что десять заповедей были записаны на двух скрижалях. Первые пять – это заповеди, касающиеся отношений между человеком и Богом («Да не будет у тебя богов других» и т.д.). Вторые пять – между человеком и человеком («Не укради», «Не убей»…).
«Почитай отца и мать» – заповедь, относящаяся к первой пятерке. Странно, на первый взгляд. Ведь, казалось бы, здесь идет речь об отношениях между людьми. Но нет: эта заповедь – об отношениях между человеком и Всевышним!
Бог послал нас в этот мир через родителей. Почитать родителей надо потому, что благодаря им ты появился на свет. Первые три заповеди («Я Господь Бог твой…», «Не делай себе идола…», «Не произноси имя Господа понапрасну…») – это признание существования Всевышнего. Четвертая заповедь («Помни день субботний…») – это признание того, что Всевышний создал мир. Пятая заповедь («Почитай отца и мать…») – признание того, что через родителей Всевышний создал человека (так писал Маараль из Праги). Это фундамент, позволяющий человеку исполнять остальные заповеди Творца.
В странах, где принято обращаться к психотерапевтам и к психоаналитикам, очень сильна тенденция во всех своих бедах обвинять родителей. Прослеживать проблемы до раннего детства. Мы можем считать, что родители неправильно нас воспитывали, таить на них обиду…
Справедливо это или нет – в данном случае речь идет не об этом. Заповедь о почитании родителей не лежит в плоскости личных отношений. Мы обязаны почитать их уже только за то, что через них Всевышний дал нам жизнь. Наше выполнение этой заповеди не должно зависеть от того, хорошие ли у нас родители, заваливали ли они нас игрушками и лакомствами и т.п.
Почему Иосиф умер первым из братьев? Он пять раз слышал от братьев фразу «Твой раб наш отец». Потом еще пять раз от переводчика. И не остановил их, не поправил, из-за того, что должен был сохранять вид правителя. (Цви Патлас. Профессия, работа и изучение Торы. Пиркей Авот 12. http://toldot.ru/tv/video/video_4333.html)
“Они сказали: здоров раб твой, отец наш; еще жив. И преклонились они и поклонились” (Быт.43:28). “И сказал нам раб твой, отец наш: вы знаете, что жена моя родила мне двух сынов” (Быт.44:27). .
Евреи говорят, что три вещи сокращают жизнь, и одна из них — высокомерное поведение. Десять раз услышал Иосиф услышал уничижительное выражение о своем отце — и, может быть, жизнь его сократилась в связи с этим на десять лет.
Мне понравилась такая мысль с молодежного разбора, на котором мы разбирали книгу Притч. В Библии дерево жизни упоминается в самом начале и в самом конце — там, где говорится о рае. Дерево жизни — это необходимый элемент рая. Но еще оно упоминается посередине Библии — в книге Притч, книге, адресованной подросткам и молодежи.
Там о нем говорится четыре раза — в связи с кротким языком, плодом праведника, мудростью… и еще одно упоминание я навскидку не помню. Выходит, что если я живу по Божьему распорядку, обладаю кротостью, приношу плод праведности, поступаю мудро — то вокруг меня образуется маленький, персональный рай. Людям рядом со мной будет хорошо. Мне будет хорошо. Блаженно.
Этой частички рая на земле я желаю и детям, и родителям. Чтобы сердца родителей были обращены к детям, а сердца детей — к родителям.
Источник