Вепрь — этимология
Лесной ВЕПРЬ подрывает ее, и полевой зверь объедает ее
(Псалтирь 79:14)
Заявленный нами для исследования термин ВЕПРЬ имеет и другие наименования — кабан, или ДИКАЯ свинья — млекопитающее из отряда парнокопытных, семейства свиней; всеяден, является предком домашней свиньи, ареал обитания – Евразия и Северная Африка, Ближний Восток, завезены человеком в Северную Америку, в Австралии распространены одичавшие свиньи. Кабан издавна водится в Израиле, в наше время поголовье растет, в 2007 году в Хайфе было принято решение разрешить отстрел кабанов, т.к. они появились в городе; популяции диких кабанов есть на Голанских высотах и в районах Мертвого моря, это крупные животные с жесткой щетиной и весом до 100 кг.
1) Терминология – кабан, вепрь, дикая свинья
а) Разночтения Библии
Приведенный в эпиграфе стих из Псалтыри (и зооним ВЕПРЬ) отсутствует в еврейской Библии, существует ещё около 145 разночтений в Псалтыри, которые объясняют разными обстоятельствами: «Что же могло быть причиной такого предпочтения Псалтири в переводе LXX (70 толковников, греческий перевод Библии) еврейскому и другим переводам? Главную причину, коей объясняется сие предпочтение, составляет ПОВРЕЖДЕНИЕ еврейского чтения. Однако оно не было единственной причиной, но за сим повреждением скрывалось еще другое начало, которым можно объяснить в св. отцах такое исключительное уважение к Псалтири по LXX Толковникам, ибо некоторые из них ставят в одном достоинстве еврейский и LXX, а держатся LXX» (Протоиерей С. Терновский. Толкование особых изречений в церковной Псалтыри, излож. по руководству Св. Отцов церкви, М., 1891).
Пс.79:14. Уединенный дивий. По Феодор.: ВЕПРЬ пустынный, дикий, который жесточе других, он означает Навуходоносора.
б) Дикий кабан в европейских языках
Соответствующее греческое понятие: agriochoiros кабан, agriochoirous дикий; латин.- apro, aper кабан и aprum дикий кабан; термин встречается у римского комедиографа Плавта (254-184 до н.э.) в пьесе «Касина»: «In saltu uno duos APROS capere» (В одном лесу поймать двух вепрей)».
2) Термин ВЕПРЬ (свинья, ДИКИЙ кабан) в русских переводах и летописании
а) Национальный корпус русского языка
— Термин СВИНЬЯ
Употребляется в I Новгородской летописи (XIV в.), в Повести временных лет (XII в.), термин «кабан» фиксируется с XVI века (название озера).
— Термин ВЕПРЬ
Наставление Марка Подвижника о духовной жизни, (IV век)
1:15: «Юношеская плоть, утучненная разными яствами и винопитием, делается подобно ВЕПРЮ, готовому на заклание».
— Александрия – древнерусский перевод «Александрии» Псевдокаллисфена
Повествуюет о походах Александра Македонского, перевод не позже XIII в.:
«моужь косматъ, яко ВЕПРЬ, и оужасохомс;, вид;вше такова животна».
б) Словарь русского языка XI-XVII вв., Академия Наук, М., 1980, 1996
КАБАН, 1. Кабан, дикая свинья (с 1673 г.); 2. Домашняя свинья, самец (с 1603).
СВИНЬЯ ДИКАЯ. «Есть (на берегах Иордана) же тростие много, болонья имать яко Снов рЪка, звЪрь мног тут и свинии ДИКИЕ бещисла много». Х. Дан. игум. 1113 г.
Термин «свинья» употребляется в русских церковных документах с 1057 г., Остромирово евангелие.
в) Поучение Владимира Мономаха
Литературный памятник XII века, написанный великим князем киевским Владимиром Мономахом.
«Тура мя 2 метала на роз;х и с конемъ, олень мя одинъ болъ, а 2 лоси, одинъ ногами топталъ, а другый рогома болъ, ВЕПРЬ ми на бедр; мечь оттялъ».
3) Существующая этимология
а) Викисловарь
Корень: -вепр;-. Значение — зоол. дикая свинья, кабан (лат. Sus scrofa)
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. формы *veprь, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. вепрь, укр. вепер, белор. вепер, болг. вепър, сербохорв. вепар, чешск. vepr, словацк. vepor, польск. wieprz, в.-луж. wjapr, н.-луж. japr, полабск. vipr. Родственно латышск. vepris «кастрированный боров», veprelis «грязнуля (о ребенке)», лит. местн. н. Vepriai, далее, вероятно, лат. vepres «терновый куст», др.-инд. vapati «выпускает семя». Также сравнивают слав. veprъ с лат. aper, др.-в.-нем. ebur «вепрь».
б) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
Вепрь общеслав. Скорее всего, того же корня, что и латышск. vepris «боров», лат. vepres «терновник». В таком случае животное было названо по своей колючей щетине.
в) Энциклопедия архимандрита Никифора
ВЕПРЬ (лесной, дикий, иначе кабан; Пс. 79:14) — двукопытное животное, из породы толстокожих, отличающееся своею силою и свирепостью. Новейшие путешественники передают, что кабанов очень много водится в сев. Африке, Азии, частию на берегах Иордана и в тростниках моря Тивериадского.
4) Обобщения и выводы
а) Изучив «свиную» терминологию, мы обнаружили, что она непосредственно связана с переводом библейских терминов, первые письменные источники Киевской Руси применяют дублирующие друг друга термины – «ВЕПРЬ» и «СВИНИИ ДИКИЕ».
б) В греческой и латинской «свиной» терминологии также просматривается совмещение понятий СВИНЬЯ и ДИКАЯ.
в) Понятие «ВЕПРЬ» фиксируется в восточноевропейских языках, латинское APER зарегистрировано в Вульгате, Псалом 79:14 (дикий кабан, кабан из леса).
Вывод
Русское понятие ВЕПРЬ могло оформиться под влиянием латинского термина APER, однако мы выявили ещё один «след», в греческом, латинском и русском языках произошел ПЕРЕНОС понятия (образа) СВИНЬЯ в понятие (образ) ДИКИЙ — метафора (от греч. перенесение, образ), подмена обычного выражения образным. Контакты иудейского Хазарского каганата и Киевской Руси зафиксированы в раннем периоде, гораздо позднее фиксируется связи с католическими странами. Если мы обнаружим в термине ВЕПРЬ еврейское понятие СВИНЬЯ или ДИКИЙ, то появится основание утверждать, что русской слово ВЕПРЬ развилось из термина иврита, для нахождения этой связи нам необходимо обратиться к образам и терминам Библии.
5) Образы иудаизма и этимология иврита
а) В иврите
Кабан обозначен как ХАЗИР БАР – вепрь, кабан, ДИКИЙ кабан; досл. свинья вне поселения: в поле, лесу, т.е. дикая. В Ветхом завете термин ХАЗИР (свинья) употреблен в Псалме 80:14 (Вестминстерский кодекс), в Новом Завете (на еврейском языке) применен у Матфея 7:6, Марка 5:16 и 2-е Петра 2:22.
б) В еврейской теологии
Евреи не употребляют свинины — запрещено Законом, исследователями также подмечен факт, что термин ХАЗИР практически не употребляют в разговорном языке.
«Дикий кабан — образ потомков Эсава (см. Псалмы, 80:14 и Раши там же). Эсав — брат-близнец Яакова, отказавшийся от духовного наследия семьи Авраама. Еврейская традиция считает европейские народы наследниками его идеологии и потомками не по крови, а «по духу». Эсав задумал убить Яакова за то, что тот (несмотря на то, что родился на мгновение позже) удостоился благословений первородного сына. Христианство, вступившее в спор с еврейским народом «о первородстве» или «об избранности», стало прямым наследником идеологии Эсава, собиравшегося доказать свою правду устранением соперника» (Примечание к тексту «Обращение к руководителям общества еврейского искусства «Бецалель»», Яффо, 1908 г., machanaim.org).
в) Образный мир Библии
Бытие 16:12: «он будет между людьми, как дикий (ПЭРЭ) осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих».
Иов 6:5: «Ревет ли дикий (ПЭРЭ) осел на траве? мычит ли бык у месива своего?».
Осия 8:9: «Они пошли к Ассуру, как дикий (ПЭРЭ) осел, одиноко бродящий».
Бытие 16:12, речь идет об Измаиле: «он будет между людьми, как дикий (ПЭРЭ) осел; руки его на всех, и руки всех на него».
Иов 11:126 «Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому (ПЭРЭ) осленку».
Иов 24:5: «Вот они, как дикие (ПЕРАИМ множ.) ослы в пустыне, выходят на дело свое, вставая рано на добычу; степь дает хлеб для них и для детей их».
Иов 39:5: «Кто пустил дикого (ПЭРЭ) осла на свободу, и кто разрешил узы онагру».
Исаия 32:14: «ибо чертоги будут оставлены; шумный город будет покинут; Офел и башня навсегда будут служить, вместо пещер, убежищем диких (ПЕРАИМ множ.) ослов и пасущихся стад».
г) Этимология иврита
Приведем термин в форму близкую к ивриту — ВЕПРЬ = ВЕ+ПРЬ, в древнерусском языке буква «ерь» Ь обозначала звук «Е», по другим данным «И» = ВЕ+ПРЕ, ВЕ+ПРИ.
ВЕ (БЕ) – в иврите предлог: в, внутри, как, в виде; пишется В, читается Б + ПРЕ, ПРИ = корень П.Р., ПЭРЭ дикарь, дикий осел, онагр; ПИРИ дикий.
Таким образом, очевидно, что термин ВЕПРЬ образован от еврейских терминов ВЕ +ПЭРЭ – дикий (кабан, свинья); т.е. как дикий кабан; библейские образы, значение и грамматика иврита совпадают с русским понятием ВЕПРЬ.
Источник
Вепрь
Царство: | Животные |
Тип: | Хордовые |
Подтип: | Позвоночные |
Класс: | Млекопитающие |
Инфракласс: | Плацентарные |
Отряд: | Парнокопытные |
Подотряд: | Нежвачные |
Семейство: | Свиньи |
Род: | Кабаны |
Вид: | Кабан |
Систематика Изображения Каба́н (лат. Sus scrofa ), или вепрь, или ди́кая свинья́ — млекопитающее из отряда парнокопытных, подотряда свинообразных (нежвачных), семейства свиней. Является предком домашней свиньи. СодержаниеОбщая характеристикаКабан — всеядное парнокопытное нежвачное млекопитающее из рода свинья (Sus). Отличается от домашней свиньи, которая несомненно произошла от кабана (и других близких видов), более коротким и сжатым телом, более толстыми и высокими ногами; кроме того, голова у кабана длиннее и тоньше, уши длиннее, острее и притом стоячие, острые, клыки сильнее развиты и острее (у самца они гораздо сильнее развиты, чем у самки). Щетина, кроме нижней части шеи и задней части живота, образует на спине род гривы. Щетина чёрно-бурого цвета с примесью желтоватого, подшерсток буровато-серый, благодаря этому общая окраска серо-чёрно-бурая, морда, хвост, нижняя часть ног и копыта — чёрные. Пестрые и пегие экземпляры редки и их считают потомками одичавших домашних свиней. Длина тела до 1,8 м, хвост 25 см, высота плеч 95 см; вес взрослого кабана может достигать 150—200 кг. Ареал обитанияДикие кабаны водятся в широколиственных и смешанных лесах материковой Средней Европы (от Атлантики до Урала), Средиземноморье (включая отдельные районы Северной Африки, в том числе Атлас и Киренаику), степных районах Евразии, Средней Азии, на северо-востоке Передней Азии; на севере он доходит до 50° с. ш., на востоке до Амура и Гималаев; за этими пределами (в Южной Азии, Южной и Центральной Африке) его заменяют родственные виды. В древности ареал обитания кабана был значительно шире современного. В Средней Европе и на Ближнем Востоке он прежде водился практически повсеместно, теперь во многих местах истреблён, как и во всей Англии. Считается, что родоначальниками современных домашних свиней являются кабаны Месопотамии и Европы. В России кабан водится на значительных территориях Европейской части России (кроме северо-восточных тундровых и таёжных районов), на Кавказе, в Южной Сибири; на Тянь-Шане он восходит до 3300 м. ПовадкиКабан держится в богатых водой, болотистых местностях, как лесистых, так и заросших камышом кустарником и т. п. Старые самцы живут в основном поодиночке и присоединяются к стадам лишь во время спаривания. Самки образуют обыкновенно небольшие стада из 10—30 самок и детенышей и молодых, слабых самцов. Течка бывает от ноября до января; между самцами происходят в это время ожесточенные драки. Беременность длится около 18 недель, число детенышей (рождаемых нормально один раз в год) 4—6; в первое время они окрашены белыми, чёрно-бурыми и жёлтыми полосами, помогающими маскироваться в лесной подстилке. Самка заботливо охраняет детенышей и бешено защищает их от врагов. Половой зрелости кабаны достигают приблизительно 1,5 лет от роду, взрослыми становятся 5—6 лет. Движения кабана неуклюжи, но быстры, плавает он превосходно и может проплывать значительные расстояния. Зрение слабо, но обоняние и слух очень хороши. Кабаны осторожны, но не трусливы; раздраженные, раненые или защищая детенышей, они очень храбры и опасны по своей силе и страшным клыкам. Кроме человека, кабанам, главным образом молодым, опасны лишь волки и рыси, а в Южной Азии тигры, которые, впрочем, редко нападают на старых крупных самцов. Днем кабаны лежат в выкопанной яме; иногда устраивается общее логовище. К вечеру выходят, чтобы купаться и отыскивать пищу, состоящую преимущественно из растительности (корней, плодов, желудей и т. п.), но включающей также различных мелких животных и падаль. Также они могут посещать поля картофеля, репы, зерновых, принося вред сельскому хозяйству, особенно тем, что разрывают и топчут посевы. Они часто портят и молодые деревья. Очень редко кабаны нападают и на довольно крупных животных, больных или раненых, например, ланей, косуль, даже оленей, убивают и поедают их. Мясо кабана вкусно (за что он и был приручён), полезны также кожа и щетина. Охота на кабановСопряжена со значительной опасностью, так как они нередко бросаются на охотников, причём самцы (секачи) наносят раны своими мощными клыками; самки же, у которых клыки менее развиты, чем у самцов, сбивают неосторожных охотников с ног и топчут их передними ногами. Поэтому при охоте на кабана облавой иногда устраивают для охотников невысокие платформы, с которых кабаны, вследствие неподвижности своей шеи, не могут сбросить охотника. Когда кабан бросается, лучше всего отскочить перед самим животным в сторону, так как кабан, пронесшись мимо, редко возвращается обратно для нового нападения. Опаснее всего старые кабаны, держащиеся в одиночку, а потому и называемые одинцами. Кроме облав, на кабанов охотятся с притравленными на них собаками (гончими и другими породами с примесью гончей крови). Ночью кабана подкарауливают на засеянных полях, куда они выходят кормиться. В азиатской части бывшего СССР, где кабаны водятся не только в лесах, но и в камышах, на них охотятся верхом, преследуя выпугнутых из камышей животных и стреляя их на всем скаку. Кабанов постоянно беспокоят паразиты, и потому они любят тереться о деревья. У старых секачей образуется на спине и по бокам что-то вроде брони, почти неуязвимой для пуль. Во время гона эта броня предохраняет бока животного от ударов клыков другого самца, во время драки за самку. В геральдикеКабан, вепрь — эмблема мужества и неустрашимости, всегда цвета чёрного и в профиль. Иногда представляется одна кабанья голова (фр. la hure ‘); причём необходимо обозначать цвет глаз и краску, которою отличены зубы кабана (фр. les defenses ‘). Голова кабана — популярный знак на вывесках современных закусочных и развлекательных учреждений, в данном контексте он символизирует как чревоугодие, так и сексуальную силу. Кабан — животное, символизирующее жестокость. Выступает в качестве персонификации греха. Как геральдический символ обозначал сочетание свирепости и смелости. Белый кабан являлся нагрудной эмблемой Ричарда III. На его коронацию в 1483 было заказано 13 000 таких значков. По этой причине противники называли Ричарда «кабаном» или «боровом». После поражения короля в битве под Босуартом владельцы гостиниц сменили эмблему белого кабана на синего. Последний являлся геральдическим знаком противника Ричарда графа Оксфордского. Источник |
---|