Венец лета что это значит
С новым годом! Сегодня такое праздничное приветствие вполне уместно: 1 сентября по старому стилю отмечается церковное новолетие, и в храме за богослужением звучит тропарь, начинающийся словами: «Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи».
Новый год в разные эпохи и в разных странах праздновали и весной, и зимой, и осенью. Имеются сведения, что жители древней Месопотамии разделяли года по времени разлития Нила (конец сентября) – с этого времени начиналась «новая жизнь» нив и пахот, ожидалось восполнение их плодородных сил, истощившихся при принесении плодов предыдущего урожая.
У многих народов новый год отмечался весной, которая является началом нового цикла жизни природы, и зачастую привязывалось ко дню весеннего равноденствия. Новолетие у древних иудеев праздновалось в сентябре, в праздник труб.
В марте отмечали новый год и древние римляне, пока в I веке до Рождества Христова Гай Юлий Цезарь не решил уточнить принятый в то время календарь, призвав для этого знаменитого астронома Созигена. Новый календарь вступил в действие 1 января 45 года до РХ − в этот день вновь избранные римские консулы обычно вступали в должность. Таким образом появилась новая дата празднования нового года – привычное нам 1 января.
Сегодняшний день имеет и другое название – в Минее он именуется началом индикта. Что это за слово? В переводе с латинского оно означает объявление, но какое это имеет отношение к новому году? Подсказку дадут историки. Индиктионами назывались в Римской империи пятнадцатилетние периоды, на которые определялись размеры податей и налогов. Индикт – один из годов индиктиона. Есть мнение, что исчисление по индиктионам было введено в принявшем христианство Риме как замена обычая вести счисление лет по периодам между языческими олимпиадами. Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого, получило начало с 1 сентября 312 года.
Согласно с византийской традицией в церковном летосчислении годовой круг тоже начинается с начала первого осеннего месяца (1 сентября по старому стилю и 14 – по новому).
А как в нашей стране? На Руси с древних времен отмечали новолетие 1 марта, в этот день в храмах даже совершали особый «чин летопроводства» В конце XV века гражданской властью была установлена новая дата, совпадающая с церковным новолетием: в 1492 году по Рождестве Христовом (7000-м от сотворения мира) великий князь Иоанн III Васильевич повелел праздновать новый год 1 сентября. В этот день в стольном граде на Соборной площади Кремля Московским святителем в присутствии государя совершался водосвятный молебен.
Однако совпадение церковного новолетия с гражданским продолжалось в нашей стране не слишком долго: уже через два столетия Петр I издал указ, согласно которому новый год следует праздновать по европейскому обычаю 1 января.
Церковное же празднование начала индикта, установленное еще в IV столетии по Рождестве Христовом, неизменно, век за веком, празднуется 1 сентября по юлианскому календарю. В этот день за Литургией звучит отрывок из Евангелия о том, как Спаситель прочел в назаретской синагоге слова из пророчества Исаии: «Господь помазал Меня… проповедовать лето Господне благоприятное» (Ис 61. 1–2) .
Источник
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 64:12
Свт. Афанасий Великий
Благословиши венец лета благости твоея, и поля твоя исполнятся тука
Благословиши венец лета благости Твоея. Летом называет время будущего века, именует же его венцем благости, потому что в нем святые увенчаются великою благостью. И поля Твоя исполнятся тука. Полями называет опять души уверовавших в Него.
Толкование на псалмы.
Прп. Исидор Пелусиот
Благословиши венец лета благости твоея, и поля твоя исполнятся тука
На выражения: венец лета (Пс.64:12) и коло рождения (Иак.3:6), и о создании вселенной.
Время есть нечто круговидное: семикратно обратившийся день делается неделей, недели составляют месяц, а месяцы — год, и время опять возращается к тем же знакам. По сему самому Писание назвало его в одном месте венцем лета, а в другом — колом рождения, потому что у круга, у венца, у колеса вид один и тот же. Четыре времени года, разумею весну, лето, осень и зиму, взявшись некоторым образом за руки и обходя год, водят прекрасный хоровод. Ибо так премудро и стройно созданы наилучшим Художником Богом, что конец каждого времени, постепенно соединяясь с началом другого, проходит незаметно, нечувствительно и безвредно для тел. А чтобы сказанное стало яснее, пусть слово идет в след за описываемым.
Самый крайний летний зной не вдруг уступает место крайнему зимнему холоду, потому что повредило бы это телам, семенам и растениям, которые не способны вынести наступления внезапной перемены. Но лето оканчивается, уступив место осени, а осень постепенно и понемногу уподобляясь в начале лету, а в конце — зиме, безвредно меняется с сей последней. Потом оканчивается и зима, уступив место весне, а весна, понемногу и неприметно соединяясь с летом, передает свои права лету.
Блж. Феодорит Кирский
Благословиши венец лета благости твоея, и поля твоя исполнятся тука
«Благословиши венец лета благости Твоея». Лето благости есть наименованное у Исаии «лето Господне приятно». Ибо сказано: «Дух Господень на Мне, Его же ради помаза мя, благовестити нищим посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно» (Ис.61:1–2). Посему летом благости именует Пророк время по вочеловечении Спасителя нашего, как приносящее Ему единый плод – благочестие. Сему-то времени пророческое слово испрашивает благословения.
«И поля твоя исполнятся тука» «Разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся». По явлении сей благости прежняя пустыня даст зрелый плод, и холмы, оскверненные бесовскими жертвами, прияв на себя непрестанно песнословящих Бога и возлюбивших ангельскую жизнь, соделаются как бы светлыми и знаменитыми. И сказанное подтверждается самым делом. Ибо видим, что все притекают к поселившимся на вершинах гор и упражняющимся в самой высокой добродетели.
Евфимий Зигабен
Благословиши венец лета благости Твоея, и поля Твоя исполнятся тука
Ты, говорит, Господи, благословишь всем добром весь круг оного года благости Твоей, так как он будет дар собственно Твоей благости; и поля наполнятся тучностью, чтобы чрез нее сделались плодоносными.
Исидор Пелусиотский говорит: Поелику время (год) имеет вид круга; то посему Писание называет его то венцем года, то колесом бытия, так как круг, венец и колесо имеют один вид, так что четыре времени как бы взявшись за руки и обращаясь составляют круг года. Ибо столь мудро и стройно они произведены верховным художником – Богом, что конец каждого из них, соединяясь с началом другого неприметно, нечувствительно и безвредно, составляют в телах превосходный круг ликования (пляски). И Афанасий: Летом называет время будущего века, его же именует и венцем благости, потому что святые венчаются в нем с великою благостью (щедростью). Также некто безыменный: Впрочем летом благости, собственно, называется то, в которое Христос проповедал евангелие, как сам сказал: Дух Господень на мне; ибо Он помазал Меня, благовестить нищим послал Меня… проповедать лето Господа приятное (Ис. 61, 1-2).
Архиеп. Ириней (Клементьевский)
Ст. 12-14 Благословиши венец лета благости твоея, и поля твоя исполнятся тука: разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся. Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу: воззовут, ибо воспоют
Сими словами назнаменует Давид, что плодоносные годы желательнее для людей, нежели безплодные, не токмо по их изобилию, но и по красоте; так как бы сказал, что Бог пред прочими временами украшает их аки некоею короною, и что благословение Божие хотя не во всех годах бывает равномерное, но одни годы случаются лучше других, однако ни один из них своего венца или украшения не лишается. Сей венец лета есть изобилие жита, пшеницы, вина и елея. Пророк, далее объясняя мысль свою, присовокупляет: стези Твоя искаплют тук. Под именем стезей Божиих, в преносном смысле, разумеет облака, на которых аки на конях или колесницах ездит Бог, как сказано во псалме Пс. 103:3. Понеже убо изобилие плодов земных происходит от сока или тучности растений, а тучность сих – от дождей, дожди же ниспадают из облаков: сего ради прилично выражает, что облака каплют тук, и что она суть как бы некия колесницы Божия, так что куда бы Бог ни обратил Свой путь, везде от стоп Его лиется изобилие и каплет тук. В следующем 13 стихе увеличивает сию Божию милость тем, что тук оный каплет и на необитаемыя даже земли; потом преходит к холмам и удолиям, дабы показать, что нет ни одной части земли, которая бы не имела богатств Божиих, и что щедроты Его изливаются на весь круг земной. К сему присовокупляется похвала, взятая от разновидности вещей, понеже холмы оные покрыты бывают стадами овец, а удолия пшеницею. Радость приписывается здесь вещам неодушевленным не в собственном разуме: так например, нарицаются поля смеющимися, когда своею красотою увеселяют очи людей, дабы те, коим служат они в пользу, и сердцем и гласом хвалили Бога, и Тому непрестанное благодарение приносили. Впрочем все сие, реченное доселе в похвалу всемогущества, премудрости и благости Божией, воспел святый Пророк с тем, дабы отсюду утешить народ, и с лучшею надеждою просить у Бога избавления от плена. Можно весь сей псалом в таинственном разуме толковать, во-первых, о звании языков, во-вторых, о благодеяниях Божиих, явленных церкви, как толкуют Августин и Феодорит.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.
Еп. Ириней (Орда)
Благословиши венец лета благости Твоея, и поля Твоя исполнятся тука
Несомненно, Ты исполнишь то, о чем мы просим! Пославши дождь, Ты сделаешь этот год благодатным годом: во всем пошлешь урожай и за это будешь прославляем. Венец лета, все произведения земли, зелень, плоды и т.д.; они суть так сказать украшение, венец, который Бог полагает на каждый год. В следующих затем стихах изображается этот венец.
Руководственное пособие к пониманию Псалтири.
Лопухин А.П.
Благословиши венец лета благости твоея, и поля твоя исполнятся тука
«Венчаешь лето благости Твоей». Виды этой благости перечислены далее: обилие пажити, а отсюда и хороший корм скоту, делающий его жирным и богатым шерстью.
Прот. Григорий Разумовский
Ст. 12–13 Благословиши венец лета благости Твоея, и поля Твоя исполнятся тука: разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся
Благословиши (от «благо» и «слово») значит «одобришь, скажешь доброе слово, выразишь благоволение или милость свою». Венец – «головное украшение царей, победителей» и пр., как символ величия и власти или же знак награды за особые труды и подвиги физические и нравственные; в переносном смысле венец означает кольцо, охватывающее со всех сторон, также заключение, доброе, счастливое окончание какого-либо дела. Поэтому выражение благословиши венец лета переводится (с евр.) так: «венчаешь лето благости Твоей», или «Ты благословишь венец лета, облаготворенного (по пер. с греч.) Тобою». Псалмопевец, продолжая испрашивать милости Божии для имеющих возвратиться из плена в свою землю, говорит как бы так: благослови, Господи, благополучным концом этот год, увенчай это время Твоего благоволения к народу Твоему особенным плодородием земли, и да будут поля на Твоей земле полны тука, или тучности, т.е. силы и способности производить плоды. Вследствие благословения Божия, какое Он ниспошлет на землю, из облаков будут ниспадать дожди, от которых земля, или земные поля, исполнятся тучностью и произведут обильные плоды, и не только поля, но и пустынные места – красная пустыни разботеют, растучнеют, будут источать плодородный тук, сделаются способными к плодоношению. Под словами красная пустыни, по толкованию еп. Палладия, можно разуметь то, что украшает луга и пастбища – сочную траву, чистую воду и т.п. Таким образом, в изречениях 13-го стиха выражено такое благожелание псалмопевца: да увеличится, или да усилится то, что составляет красоту лугов и пустынных пастбищ, и самые холмы пустынные да препояшутся радостию, т.е. да украсятся тем, что радует человека, – цветами, кустарниками и т.п. Св. Афанасий Великий под летом в таинственном смысле разумеет время будущего века, который потому называется венцем благости, что в оное святые увенчаются великой благостью; а под полями – души уверовавших. Под пустыней тот же св. отец разумеет Церковь из язычников, а под холмами, или горами – св. апостолов и евангелистов, которые были упитаны духовными дарованиями, и вообще – представителей Церкви [3, с. 212]. А блж. Феодорит под летом благости разумеет «лето Господне приятно» (Ис .61:1–2), т.е. время особенного духовного плодоношения, или благочестия, а под красотою пустыни и холмов разумеет равноангельскую жизнь христиан, поселившихся на вершинах гор и упражняющихся в самой высокой добродетели [6, с. 294–295].
Объяснение священной книги псалмов.
Источник
Успение Пресвятой Богородицы – венец лета
Лично для меня Успение — особенный день, но это связано, в первую очередь, с отдельными фрагментами из моей биографии (отказ от ложного атеистического мировоззрения и самый первый приход в храм в августе 1997 года). Но сам по себе праздник чем-то напоминает Пасху Христову – строгий пост перед Успением (хотя и короткий, всего две недели), вынос и погребение Плащаницы Божией Матери, песнопения, напоминающие Великую Субботу (день накануне Св.Пасхи).
Успение – по церковно-славянски означает «усыпание», «засыпание». Потому что смерти нет, а есть уход в Вечность, где нет страданий, нет болезней, а есть лишь воздаяние за дела земной жизни. То, что мы, люди, понимаем под смертью, на самом деле является переходом из одной формы жизни в другую, из видимого бытия, временного, в невидимое, постоянное. Тело человека – это временная оболочка.
В глубинном же смысле у каждого из нас есть три жизни. Первая – в утробе матери, потому что жизнь начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Есть множество медицинских данных об этой жизни (так же стучит сердце, также дышит пока ещё не рождённый человек, развиваются органы тела). Вторая жизнь – здесь, на земле (в славянском языке для обозначения этой, привычной нам жизни, используется три термина – «житие», «живот» и «жизнь»). Третья жизнь – в утробе земли, жизнь вечная, у которой есть начало, но нет конца.
Успение Пресвятой Богородицы – венец лета, потому что заканчивается год (Новый год до Петровских реформ был годом нового урожая и всегда отмечался 1 сентября, но никак не зимой), и потому что впереди осень.
Начинается осень. Что она принесёт с собой, пока что мы можем догадываться. Если оставить в стороне ряд предсказаний и пророчеств вполне уважаемых и почитаемых людей (блаженной старицы Матроны Московской, преподобного старца Серафима Саровского, святого Космы Этолийского, русского монаха Авеля Прорицателя), то остаётся ждать и молиться, чтобы нам не оказаться среди бушующей бури…
На фото – икона Успения Пресвятой Богородицы (из частной коллекции).
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Источник