Велосипеды бмх что это значит

BMX-велосипеды и советы по их выбору

8 минут Автор: Михаил Скворцов 2555

Под BMX чаще понимают не BMX велосипеды, а сам спорт – Bicycle Motocross, или Велосипедный мотокросс. Название вполне историческое. Молодые ребята, у которых не хватало денег и возможностей для покупки и содержания кроссовых мотоциклов, пытались проделать трюки и проехать сложные трассы на доступных им велосипедах.

Появление и история

Появление BMX относят к рубежу 60-х – 70-х годов, и в течение 10 лет это было неофициальное развлечение, хотя специализированные велосипеды для трюков уже появлялись. В 1981-м появилась Международная федерация BMX, а в 2003-м BMX стал олимпийским видом спорта. Первыми играми, где выступали BMX’еры, стала летняя олимпиада 2008-го года в Пекине.

Состав дисциплины

Как и многие другие экстримальные виды спорта, BMX разделяется на множество дисциплин и отдельных течений. Формализованы далеко не все:

  • Race – BMX гонки, скоростное прохождение специально подготовленного трека, содержащего несколько прямых и поворотных участков, а так же несколько «профильных» препятствий: двойной и тройной трамплины, плоские «стол» и «ступенька», волнообразные участки.
  • Flatland – трюки на плоской поверхности, иногда называемые «танцами». Далеко не самая простая дисциплина.
  • Vert-BMX (Vertical) – наборы трюков, выполняемые в U-образной рампе, очень опасный и зрелищный из-за высоких скоростей вид BMX.
  • Dirt-BMX – трюки на грунтовой трассе с большим пространством для приземления и разгона.
  • Street-BMX – городская среда, сверхпопулярная дисциплина среди подростков и любителей видеотрансляций, здесь и нужны настоящие трюковые велосипеды.
Читайте также:  Что это значит правильное мышление

Конструкция BMX велосипеда

Перейдём к самим велосипедам. Вот основные отличия классического BMX от условно классического байка:

  • Синглспид – никаких переключателей, максимально прозрачная и надёжная система привода.
  • Заниженная рама – для выполнения трюков.
  • Усиленные элементы – и рама, и колёса, и педали с рулём должны выдерживать очень большие нагрузки.
  • Небольшие (стандарт – 20”) колёса.
  • Пеги – трубы, устанавливающиеся на оси велосипеда для опоры на них при выполнении трюков.
  • Гироротор для передачи усилия тормозного троса.

Главный элемент не только BMX, но и любого велосипеда – рама. Из-за своих небольших размеров рама BMX часто становится слабым звеном всего велосипеда. На форумах профессионалов половина тем относится к весу рамы, а вторая – к починке и профилактике трещин, ведь практически любой трюк – это либо удар, либо серьёзная нагрузка на изгиб для рамы.

Итак, важно понимать, на что смотреть при выборе рамы:

  1. Вес. Всё, что весит больше 3 кг – уже не подходит для «настоящих» трюков – слишком тяжело. Тем не менее, для начального уровня и небольших цен можно и больше.
  2. Материал. Связано с весом, но выбирается отдельно. Некоторые очень легки, но хрупки, некоторые тяжелы, но надёжны и ремонтопригодны.
  3. Размеры. Сложный вопрос для любого велосипедиста. Ростовки определяются по верхней трубе, для подростков высотой 150 см подходит размер в 20”, для высоких спортсменов – длина до 21.5”. Как видно, разброс невелик, и всегда необходимо учитывать факторы типа трюков и удобства для конкретного спортсмена.

Достаточно сложный элемент BMX велосипеда, так как на руль часто приходится основная нагрузка. Рули для BMX различаются по своей геометрии:

  • Классика (двухэлементный) – стандартный руль из одной изогнутой трубы и кроссбара (перекладины).
  • Четырёхэлементный – когда в каждую сторону уходит независимая приваренная к центральной перекладине труба, плюс кроссбар.

Существует ещё несколько видов рулей, например, с занижением кроссбара для трюков с небольшой нагрузкой, но высокими требованиями к настройке.

Классический руль рекомендуется всем, а вот четырёхэлементный обычно намного менее крепок и рекомендуется, когда необходимы серьёзные изменения относительно «прямой» геометрии. Например, крутые загибы вперёд или назад (backsweep).

Педали

Педали для BMX мало отличаются от стандартных, разве что чуть крупнее. Обычно выпускаются из прочных сплавов:

  • Алюминий – универсальный, не особо крепкий и достаточно тяжёлый материал. Недорог, чем и подкупает.
  • Магний – легче, но намного дороже алюминия.
  • Пластик – самый лёгкий материал, но педали из него хуже держат и легко разрушаются.

Также в стоимости педалей серьёзно участвуют используемые подшипники. В недорогих используются обычные насыпные подшипники, в дорогих моделях – более надёжные и не требующие обслуживания промышленные.

Втулки и пеги

Во втулках BMX применяются исключительно промышленные подшипники, хотя корпус почти всегда алюминиевый. Иногда используется усиленное крепление на болтах. Самое важное в BMX втулках – это пеги и защита самой втулки на случай серьёзных нагрузок.

Пеги – небольшие трубы, почти всегда стандартного (4 см в диаметре, 11 в длину) размера, закрепляющиеся на осях. На них наступают спортсмены для выполнения сложных трюков, ими скользят по различным поверхностям. Для защиты во время исполнения таких трюков некоторые устанавливают дополнительную защиту втулки перед пегой.

Механически сложна задняя втулка. Здесь много вариантов. Может использоваться и обычная храповая, с движением в одну сторону, и фрикостеры для движения накатом в обе стороны.

Тормоза

В самих тормозах нет ничего необычного. V-brake или U-образные надёжные ободные тормоза, классические ручки. К тому же, на некоторых BMX велосипедах тормоза попросту не устанавливаются. Это требование некоторых дисциплин, да и просто проявление храбрости.

Особая задача – передача нагрузки на тросик в условиях, когда он может перекручиваться (что далеко не редкость в BMX). Для этого применяется механизм гироротора, который передаёт нагрузку через свою систему подшипников и разветвителей, независимо от поворота и закручивания вилки.

Как выбрать BMX-байк

При выборе готового велосипеда стоит пройтись по каждому элементу и понять, подходит он под ваш стиль катания или нет. Что проверяем, покупая BMX велосипед:

  1. Определить стиль катания. Для трюков на плоской поверхности – максимально компактные модели, подходящие по росту и к рукам, для гонок – длинные облегчённые модели, для сложных трюков – максимально прочные варианты.
  2. Опыт. Для начинающих стоит смотреть в сторону более дешёвых и крепких моделей – падений будет много.
  3. Рост. Определяем длину байка и удобство руля, пробуя на нём прокатиться и сделав пару трюков.
  4. Вес. Отталкиваемся то того, как байк будет использоваться (см. п. 1).
  5. Руль. Надёжный, за исключением «танцевальных» трюков – для него можно брать сложные четырёхэлементные рули.
  6. Втулки и система. Насколько позволяют средства, выбираем промышленные подшипники и современные сплавы.
  7. Рама. Конфигурация зависит от стиля катания, а вот сварные швы стоит проверить ещё при покупке. Это зона риска для любых BMX.

Надо понимать, сколько стоит BMX байк. Можно разделить рынок на три сегмента:

  • До 15 000 р. – начальный сегмент, особых BMX-составляющих здесь не найти, лишь форма рамы да базовая устойчивость в трюках. Могут быть проблемы с установкой пег или тормозами. Гироротор обычно заменяют обычными тросиками.
  • 15 000 – 30 000 р. – средний сегмент для начинающих и для экспериментирующих. Базовые байки.
  • От 30 000 р. и выше – профессиональные решения. Следует отметить, что «выше» может быть очень серьёзной суммой. Многие брендовые сборки стоят далеко за 100 тысяч рублей.

Производители

Пожалуй, велосипеды BMX реже всего покупают в сборе от производителей – больше всего времени комьюнити тратит на обсуждение тех или иных составных деталей байка. Тем не менее, можно выделить несколько именитых производителей:

  • BSD – британский бренд, очень широкая линейка велосипедов и запчастей;
  • Federal – этот английский производитель, больше известен своим промоушеном, но производит компоненты приличного качества;
  • Stereo bikes – новая немецкая компания, выпускают лучшие велосипеды с точки зрения дизайна;
  • Duo – очень качественные компоненты и велосипеды из Америки;
  • Verde – ещё один американский производитель.

Вместе с тем, BMX-комплектации выпускают и вполне известные MTB производители – от качественных импортных GT до доступных китайских Giant и русских Stels. Начинающим можно выбрать и их.

Заключение

BMX – отдельное направление велоспорта, мало связанное с шоссе или кросс-кантри. Трюки, своеобразные байки, яркая музыка и высокий риск создали совершенно отдельную культуру, а высокие технологические требования сформировали совершенно новое направление в конструкции велосипедов.

Источник

BMX: что это и для кого?

Велосипеды покорили сердца райдеров со всего мира много десятков лет назад. С течением времени появлялись разные ответвления, создавались уникальные типы этого двухколесного транспорта. BMX – велосипед для экстремального катания, который способен выдерживать жесткие нагрузки.

Рейс
История появления

В 70-е годы в США мотокроссеры нередко приезжали перед соревнованиями на трассу со своими детьми. На байк ребенка не пускали, поэтому для него оставался единственный вариант – обкатать трассу на велосипеде. Всего через несколько лет этим занятием заинтересовались и взрослые. Уже к концу 70-х был основан новый вид спорта – bicycle motocross, откуда и пошло название велосипеда (BMX).

Особенности конструкции

Главными отличиями такого велосипеда от стандартных моделей является легкость и жесткость. Рама имеет продолговатую и низкую форму, изготавливается из облегченного алюминия или карбона. Звезды на цепи большие (для быстрого разгона), педали контактные (позволяют передавать энергию за весь оборот). В таких моделях чаще всего устанавливают задний тормоз.

Стиль катания

Трасса в соревнованиях по BMX рейсу очень схожа с мотокроссовой. Есть несколько прямых с трамплинами разной сложности, между собой они соединены поворотами. Рейсеру нужно обогнать своих соперников, активно раскручивая педали и “прокачивая” велосипед на трамплинах. Допускается близкий физический контакт, поэтому такой спорт считается травмоопасным.

Дерт
История появления

К концу 80-х годов интересы райдеров разошлись. Не каждому нравилось крутить педали, кто-то получал удовольствие именно от прыжков по трамплинам с выполнением различных трюков. Так и появилось отдельное ответвление, которое стали называть Dirt.

Особенности конструкции

От рейсовых дерты отличаются колоссально. Для большей безопасности при приземлении, они имеют более прочную конструкцию из стали, соответственно, больший вес. Покрышки значительно шире, имеют агрессивный протектор, который гасит удары и повышает устойчивость на грунте.

Стиль катания

Цель проста – набрать хороший разгон и сделать крутой трюк на одном или нескольких дертах. Чем выше сложность трюков и их количество, тем выше оценка. Естественно, если не возникло проблем с приземлением. Внешне трамплины представляют собой земляную насыпь или деревянную конструкцию, многие устанавливаются поочередно для комбинированного выступления.

Стрит
История появления

Как именно появился этот вид велосипедов BMX точно не известно. Мы знаем, что это связано с изобретением прыжка с отрывом двух колес (банни-хоп). Со временем к этому трюку добавилось множество компонентов, появились совершенно новые.

Особенности конструкции

Велосипеды для стрита, как и для дерта, отличаются высокой прочностью конструкции. Для скольжения по острым и закругленным объектам установлены пеги (металлические втулки). Покрышки исключительно широкие и толстые, их основная задача – выдерживать любые приземления и постоянное трение.

Стиль катания

Стиль катания на BMX стрит смело можно назвать свободным, каждый видит его по своему. Главная задача – использовать городской ландшафт по максимуму. Популярной считается комбинация баланса, трюков и скольжения с использованием уличной архитектуры. Обычно, на таких велосипедах тормоза не используют.

Парк
История появления

Популярность такого вида спорта выросла благодаря скейтбордингу. Ориентировочно в 80-х годах скейтеры начали активно строить собственные парки для катания. Поклонники BMX приняли эстафету и тоже начали устраивать шоу для любопытной публики.

Внешне велосипед напоминает дертовый, но имеет свои отличия. Конструкция легче, шины уже и с более гладким протектором (для большего наката). Чаще всего присутствует один дисковый тормоз, но опытные райдеры предпочитают кататься без него.

Стиль катания

Способ катания зависит только от фантазии велосипедиста. Это свободный стиль, как и в стрите, только на ограниченном пространстве с фигурами различной формы. От сложности и комбинации трюков зависит общая оценка за выступление.

Заключение

Как мы выяснили, BMX представляет собой серьезный уличный транспорт с безграничными возможностями. Можно купить велосипед для определенного стиля, или для чистого фристайла. Это действительно один из самых интересных видов городского транспорта.

Если Вы не фанат опасных трюков и высоких прыжков, можете купить недорогой велосипед для катания по городу в нашем интернет-магазине. Мы предлагаем большой выбор детских и взрослых моделей от известных брендов. Зайдите в наш каталог, выберите велосипед своей мечты.

Источник

Оцените статью