- Великолепный тиран Павильон для обрезания и зоопарк султана Сулеймана
- Жизнь во дворце
- Выглядеть как султан
- Два закона гарема, которые в сериале нарушила Хюррем, а зрители и не заметили в закладки 5
- «Ни один порок плоти не прошел мимо этого сластолюбца» Райские девственницы и праздник обрезания: роскошная жизнь завоевателя Константинополя
- «Дворец блаженства»
- Жизнь гаремная
- Внутри дворца
- Праздник обрезания
Великолепный тиран Павильон для обрезания и зоопарк султана Сулеймана
Кадр: сериал «Великолепный век»
«Лента.ру» продолжает цикл познавательных статей о жизни диктаторов и их семей. На прошлой неделе мы рассказывали о дочери узбекского диктатора Ислама Каримова — Гульнаре. Дипломат, модельер, дизайнер, певица, светская львица, владелица роскошной недвижимости в разных странах мира, она была вхожа в британскую королевскую семью и дружила с главами некоторых государств. На этот раз речь пойдет о султане Османской империи Сулеймане Великолепном, которого в Турции знают под именем Сулейман Кануни (Законодатель). Этот правитель был крайне противоречивой натурой. Он написал более двух тысяч стихов, в которых воспевал «любовь в розовых садах», и приказал убить своего первого сына, считавшегося престолонаследником. Он успешно управлял империей, сделав ее самой могучей в мире, одновременно разрушая ее экономику бесчисленными войнами. Будучи халифом и установив свою власть в Мекке и Медине, он «представлял себя тенью Аллаха на Земле», при этом на протяжении долгих лет состоял в любовных отношениях со славянской наложницей Роксоланой, демонстрируя современникам удивительный пример моногамной любви.
Жизнь во дворце
Султан Сулейман с самого детства купался в роскоши. Он одевался шикарнее всех, обожал украшения и драгоценные камни. Обычно руки падишаха украшали несколько роскошных перстней с огромными рубинами и изумрудами. Большинство из них он сделал сам: Сулейман с ранних лет любил ювелирное дело. Помимо этого будущий султан хорошо разбирался в музыке, занимался каллиграфией, керамикой, изготовлением обуви, знал арабский и фарси.
Его большая семья и сотни его наложниц жили во дворце Топкапы, который расположен на холме в самом сердце Стамбула и омывается водами Босфора и Мраморного моря. Надежно окольцованный высокой крепостной стеной с башнями, этот дворец многие столетия был официальной резиденцией османских султанов.
Это был почти отдельный город на территории Стамбула. Его общая площадь превышает 700 тысяч квадратных метров, а длина — пять километров, что в два раза больше площади Ватикана и всего в два раза меньше площади Монако. К слову, в 1920-е годы этот красивейший комплекс зданий по приказу первого президента Турецкой Республики Кемаля Ататюрка был превращен в музей и распахнул свои ворота для многочисленных туристов.
Тициан Вечеллио «Турецкий султан Сулейман I Великолепный»
Картина: художник Тициан Вечеллио
А во времена правления султана Сулеймана Великолепного в Топкапы жили и работали почти 50 тысяч человек. Там было все необходимое для жизни падишаха: гарем, бассейн, лечебница, две мечети, четыре огромные кухни, восемь хаммамов — турецких бань, а еще павильон, где делали обрезание, гардеробная и даже собственный зоопарк. Над всеми дверьми были сделаны позолоченные надписи арабской вязью, стены украшены мозаиками из изникской плитки, потолки покрыты красивой росписью. Во всем дворце не найти двух похожих комнат.
В Топкапы четыре двора, которые разделены монументальными воротами. В одной части дворца султан проводил совещания со своими чиновниками — там исполнялись функции современного парламента. Тщательнее всего от посторонних глаз охранялся гарем, где жили наложницы Сулеймана.
В гареме султана было около 400 комнат, 46 туалетов, несколько бань, 6 кладовок для съестных припасов, прачечная, бассейн и больница. В каждой комнате был камин. Жизнь в гареме подчинялась строгим правилам внутреннего распорядка. Так, после утренней молитвы девушки отправлялись в хаммам, после завтрака начинались уроки по этикету, шитью, религии, музыке.
Главный вход во дворец Топкапы
Фото: Sean Gallup / Getty Images
Султан мог выбрать любую из наложниц, поэтому каждая была обучена пению и танцам, чтению и письму, умела играть на музыкальных инструментах. Чтобы очаровать Сулеймана, его наложницы пускали в ход разные умения и навыки. С особой тщательностью они ухаживали за своими волосами, изысканно переплетая длинные густые пряди сверкающими нитями драгоценностей.
В залах и внутренних двориках гарема много фонтанов. Ходит легенда, что для того, чтобы понравиться султану, голос пришедшей к нему на любовное свидание наложницы должен был звучать тише журчащих струек. Если наложнице удавалось забеременеть от султана, она переходила в статус фаворитки и получала многие привилегии. Например, ей давали отдельную спальню, прислугу, улучшенное питание.
Помимо наложниц в гареме жили и дети султана, в том числе наследник, а также самая почитаемая женщина Османской империи — валиде-султан, мать главы государства по имени Хафза. Ей принадлежало несколько десятков комнат. Она руководила гаремом и активно вмешивалась в государственные дела, пользовалась большим уважением и влиянием не только во дворце, но и за его пределами. Она получала доход с султанских земель в разных частях империи, у нее были летние и зимние поместья, представители османской знати и иностранных государств дарили ей роскошные подарки. Хафза считалась вторым человеком в империи после своего сына.
«Покои валиде — комнаты с высокими потолками с видом на Босфор, замечательные потолки с фресковыми росписями несравненной свежести и изящества», — приводится описание одной из комнат матери султана. По утрам валиде-султан принимала сына, который рассказывал ей обо всех государственных делах.
Выглядеть как султан
Сулейман придавал большое значение своему внешнему виду. Со времен правления этого султана одеждой османских монархов ведали те, кто охранял личные покои падишаха. Уход за кафтанами из дорогостоящих тканей требовал особого тщания, в определенные дни их выносили проветривать.
Благодаря любви монарха к дорогой одежде в Османской империи активно развивалось ткацкое дело. В специальных дворцовых мастерских художники по ткани изготавливали шторы и обивку для мебели, наряды для обитателей дворца. Шелковые ткани находились под контролем государства, причем внимание уделялось как числу нитей в основе ткани, так и выбору красителей. Яркие цвета, замысловатые узоры, ослепительная парча, нежный бархат, струящийся шелк — все это было расшито золотыми и серебряными нитями, украшено драгоценными камнями.
Источник
Два закона гарема, которые в сериале нарушила Хюррем, а зрители и не заметили в закладки 5
Хасеки Хюррем-султан вошла в историю Османской империи не просто как любимая женщина одного из самых сильнейших падишахов, но и как могущественная госпожа, которая смогла изменить множество законов. Нарушения вековых традиций, за которые любого другого человека ждала бы смерть, ей сходили с рук.
Ее власти и могуществу завидовали абсолютно все
Хюррем родила повелителю 5 сыновей вместо одного положенного, получила свободу, стала первой женой султана, не имея при этом знатного происхождения, открыла свой вакф и вообще жила в покоях повелителя. О том могуществе, которое имела эта султанша, не могли мечтать ни сестры повелителя, ни его собственная мать.
В турецком сериале «Великолепный век» практически все эти моменты были показаны. Но было и еще два эпизода, когда Хюррем нарушила традиции османского сераля, и как это обычно было, не понесла никакого наказания. Как раз наоборот. Именно эти нарушения помогли Хюррем, еще сильнее сблизится с султаном, устранить потенциальную конкурентку и еще больше возвысится в гареме.
Хюррем достигала высот, о которых до нее никто и не мечтал
Первый случай произошел практически сразу же после рождения шехзаде Мехмета. Когда султан Сулейман вернулся из своего первого похода – Хюррем уже была на последнем месяце. Он позвал ее к себе после длительной разлуки, но хальвета как такового у них не было. А Сулейман много месяцев был без женщины. Именно тогда-то ему и отправили Гюльнихаль-хатун.
Хюррем об этом еще не знала, но догадывалась, что рано или поздно к падишаху отправят другую наложницу. Тогда через пару недель после родов она сама собралась к султану на хальвет, а вот Нигяр-калфа пускать ее не хотела. Она рассказала, что согласно правилам Хюррем может посетить покои султана только через 40 дней после родов. Разумеется, Хюррем ослушалась. Их близость с султаном снова возобновилась, и он даже позабыл о Гюльнихаль, которую к тому времени Хюррем уже выследила и отправила в лазарет.
Гюльнихаль вполне могла занять место Хюррем
Второй случай произошел спустя несколько лет. В столицу прибыл художник Лука и по приказу Ибрагима начал писать портрет султана. Но это был не обычный портрет – на нем Сулейман был с Хюррем. И это второе нарушение. До того если и писались портреты султанов, то без женщин.
В этот же раз рядом с султаном была женщина – и не великая Валиде и не хасеки-султан и мать старшего шехзаде, а простая наложница. Решившись на совместный портрет с Хюррем, Сулейман показал всему гарему – кто здесь главная женщина и кому принадлежит его сердце.
Сулейман выбрал Хюррем
Нарушать законы гарема Хюррем, конечно же, умела. Но, как правило, она нарушала их с молчаливого позволения султана Сулеймана. И в этом была ее сила – его безграничная поддержка и любовь.
Источник
«Ни один порок плоти не прошел мимо этого сластолюбца» Райские девственницы и праздник обрезания: роскошная жизнь завоевателя Константинополя
«Лента.ру» продолжает цикл статей о роскошной жизни диктаторов. В прошлый раз мы рассказывали об одном из самых кровожадных правителей — Владе Цепеше Дракуле. В массовом сознании монарх стал чудовищем, которому нет равных. Личность этого человека, считавшегося садистом и маньяком, до сих пор вызывает споры. На этот раз речь пойдет о Мехмеде Фатихе — османском султане, завоевавшем Константинополь. Он проводил время в объятиях девственниц, писал стихи и страдал чревоугодием. Помимо этого, падишах построил «Дом блаженства» и узаконил братоубийство. Что сгубило самого образованного и жестокого правителя того времени.
Конец мая 1453 года. Османский султан Мехмед Второй в лучах солнца триумфально въезжает в покоренный им Константинополь через Адрианопольские ворота. Выстроившиеся по обе стороны дороги войска приветствуют его, выкрикивая: «Фатих!» «Фатих!» («Завоеватель») Именно под этим именем он и войдет в турецкую историю.
Византийская столица пала 29 мая, еще несколько дней правитель дал своим воинам на разграбление, о чем, по словам очевидцев, впоследствии сожалел. «И такой город мы обрекли на грабежи и уничтожение!» — сокрушался он.
Константинополь было решено сделать новой столицей Османского государства, поэтому правитель приказал восстановить его и вновь заселить.
«Дворец блаженства»
Первым делом необходимо было определиться с резиденцией для самого султана и членов его многочисленной семьи. Ни один из византийских дворцов для этого не подходил, поэтому он приказал возвести новый дворец на «самом красивом месте в городе», выходящем на Босфор. Его строительство завершилось в 1458 году. Там сразу поселились жены и дети султана вместе с придворными и прислугой.
В 2008 году турецкая студия O3 Medya выпустила состоящий из пяти серий сериал «Мехмед — завоеватель мира», в котором рассказана жизнь султана с шестилетнего возраста до завоевания Константинополя и превращения его в блистательный Стамбул
Кадр: сериал «Мехмед — завоеватель мира»
Впоследствии эту резиденцию будут называть Эски Сарай — Старый дворец, поскольку Фатих не собирался останавливаться на достигнутом, начав сразу же возводить еще один, более роскошный — Топкапы — на мысе между Золотым Рогом и Мраморным морем. Впоследствии этот дворец на многие столетия станет официальной резиденцией османских султанов.
Фатих обратился к венецианцам, чтобы те прислали ему хорошего художника для росписи дворца. Сенат избрал для этого Джентиле Беллини. Известный художник нарисовал портрет Завоевателя, который в настоящее время хранится в Национальной галерее Лондона, а также расписал покои султана эротическими сюжетами, которые прозвали «предметами похоти». Сам дворец Топкапы считали «Домом блаженства».
«Мехмед провел много ночей, развлекаясь с ясноглазыми, похожими на фей молодыми рабынями, а днем он пьянствовал с ангелоподобными пажами», — описывал один из турецких историков времяпрепровождение султана в Топкапы после одного из походов. Монарх любил устраивать ночные пирушки, на которых вино лилось рекой и его развлекали «райские девственницы» — женщины гарема.
Жизнь гаремная
Наложницами Мехмеда Фатиха становились девушки со всего света. Одновременно в гареме могли проживать до 1,2 тысячи женщин. Внутри него существовала довольно строгая иерархия: заправляла всем мать султана, которую звали валиде-султан. Она же, считаясь вторым человеком в Османской империи после сына, могла порой активно вмешиваться в государственные дела. Валиде-султан получала доход с султанских земель, расположенных в разных частях империи, а также пользовалась большим уважением у представителей иностранных государств, которые дарили ей роскошные подарки.
Неудивительно, что девушки, стремившиеся попасть в покои ее сына, старались всячески задобрить и ублажить мать падишаха. В случае если султан приглашал к себе понравившуюся наложницу во второй раз, она переезжала на этаж фавориток, а если забеременела, то получала просторные и роскошные отдельные покои, прислугу и многие другие блага.
Жизнь в гареме подчинялась строгому распорядку дня: вначале девушки отправлялись на утреннюю молитву, потом шли в хаммам, затем завтракали и начинали учиться. У них были уроки по чтению и письму, этикету, религии, музыке, шитью и танцам. В ход шло все для того, чтобы очаровать падишаха.
Великолепие дворца и слухи о роскошной жизни султана во все времена привлекали художников и литераторов. Особенно возбуждал воображение европейцев гарем, скрытый от их глаз. Картина «Турецкие женщины» была написана Фердинандом Максом Бредтом в 1893 году, когда Османская империя разваливалась на глазах
Изображение: Fine Art Images / Diomedia
Между женщинами в гареме разворачивалась настоящая война. Нередко полюбившиеся султану наложницы потом становились жертвами своих соперниц и бесследно исчезали.
Внутри дворца
Все эти мрачные тайны хранят стены Топкапы. За четыре века здесь родились 25 турецких султанов, многие из которых, заняв трон, получив власть и всевозможные почести, были убиты, зарезаны, отравлены или брошены в темницы. Из гарема в Босфор вела специальная длинная труба, по которой под покровом ночи в мешках сбрасывали в воду неверных наложниц.
Территория дворца, превышающая 700 тысяч квадратных метров (а это в два раза больше площади Ватикана — прим. «Ленты.ру»), была настоящим городом в городе — со своими мечетями, оружейными палатами, банями, зоопарком. В Топкапы жили и трудились свыше 50 тысяч человек.
«В этом дворце султан возвел башни невиданной высоты, красоты, а также покои для мужчин и другие — для женщин: и спальни, и гостиные, и помещения для охранников, и очень много других красивых комнат (…) Там были и вестибюли, и галереи, и ворота, (…) и пекарни, и бани замечательной архитектуры». Каждая комната Топкапы отличалась уникальным убранством.
Изображение Мехмеда II, вдыхающего аромат розы, было сделано в 1480 году — за год до смерти султана
Изображение: Universal History Archive / Shutterstock / REX
Во внутренних двориках дворца и в залах много фонтанов. По одной из версий — их сооружали для того, чтобы в других комнатах не могли подслушивать. По другой — они помогали наложницам готовиться к любовным свиданиям с султаном, поскольку голос девушки должен был звучать тише журчащих струек.
Итальянец Джованни Мария Анджелелло, вначале попавший в плен к османам, а затем поступивший на службу к султану, подробно описывал территорию дворца. «Здесь в саду было много сортов фруктовых деревьев, а также беседки, украшенные виноградной лозой многих сортов, розы, сирень, шафран, всевозможные цветы, и повсюду фонтаны и пруды. Также в саду есть несколько отдельных мест, где держат различных животных (…) Сад населен многими видами птиц, и когда приходит весна, приятно слушать их пение. Более того — есть еще болотистое озеро, на котором водится очень много диких гусей и уток, в этом месте Великий Турок наслаждается охотой с ружьем», — приводят его слова в книге «Тайная жизнь Османского двора. Частная жизнь султанов». Помимо этого, султану очень нравилось наблюдать за дрессировкой львов.
Дворцово-парковый ансамбль Топкапы включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году. Для мусульман дворец важен, так как в нем хранятся святыни: меч и плащ пророка Мухаммеда
Там было все необходимое для нормальной жизни султана — бассейн, лечебница, гарем, мечети, кухни, турецкие бани, кладовые для съестных припасов, прачечная, гардеробная и павильон, в котором делали обрезание шехзаде — сыновьям падишаха, а также туалеты. Дело в том, что в Топкапы были самые прогрессивные внедрения того времени, особенно учитывая, насколько чистоплотными были османы, в частности, правящая династия.
У падишаха был отдельный туалет — более комфортный, чем у других жителей дворца. Там была не только горячая и холодная вода, но и импровизированная мини-ванна для того, чтобы быстро искупаться. Султан никогда не мог посещать уборную в одиночестве, вместе с ним туда заходил специальный слуга, который должен был раздеть монарха, подмыть его и опять одеть. Самому падишаху было категорически запрещено выполнять эти несложные действия.
Считалось, что если руки султана испачкаются в нечистотах, то потом он «не сможет сохранить собственную чистоту и чистоту своей империи».
Мехмед Фатих стал султаном в 12 лет — его отец Мурад Второй решил покинуть трон, чтобы заниматься философией, однако впоследствии все-таки вернулся к власти на несколько лет. После смерти султана Мурада 19-летний Мехмед вновь возглавил государство. Другие его братья к тому времени умерли. Единственным конкурентом был брат от последней жены отца. Его глава государства приказал убить — малышу не было на тот момент и трех лет. Считается, что именно Мехмед Фатих, прослывший одним из самых беспощадных правителей, и узаконил братоубийство.
Несмотря на жестокость, султан уделял большое внимание образованию османской молодежи. При нем были построены школы, где юноши изучали логику, философию, грамматику, догматы ислама. Будущий падишах и сам получил разностороннее образование — изучал религию, литературу, географию, историю, философию. Он считался одним из самых образованных людей своего времени: знал несколько языков, включая греческий, итальянский, арабский и персидский, в свободное от государственных дел время любил сочинять стихи.
Праздник обрезания
В целом при Мехмеде османский двор отличался простотой — показная роскошь и изощренные церемонии, сопровождавшие любое появление султана, появятся позже. Так, например, Фатих мог пройтись по улицам Стамбула в сопровождении всего одного-двух телохранителей. Однако для того, чтобы произвести впечатление на зарубежных гостей, монарх не жалел денег.
Источник