Словари
1. Самка павлина.
Женщина с горделивой, величавой осанкой и плавной походкой.
ПА́ВА, патвы, жен. Самка павлина.
|| перен. употр. в сравнениях о женщине с горделивой, величавой осанкой и плавной походкой (разг.). «А сама то величава, выступает будто пава.» Пушкин. «Сами захотите павой пройтись.» Чехов.
• Ни пава, ни ворона (разг.) — см. ворона.
ПА́ВА, -ы, жен. Самка павлина. Выступает, словно п. (плавно и величественно). Ни п. ни ворона (о том, кто отбился от одних и не пристал к другим; разг. неод.).
Женщина с горделивой осанкой и плавной походкой.
Людмила, красавица, умница, пава, — как это ни странно, — не страдала излишним самолюбием.
1. Самка павлина.
2. Разг. О женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.
◊ Ни па́ва ни ворона (кто). О том, кто по своим взглядам, интересам и т.п. отошёл от одних и не примкнул к другим.
◁ Па́вой; па́вою, в зн. нареч. Плавно и величаво. Выступать павой. Выглядеть павой. Па́вий, -ья, -ье. П. хвост. П-ье перо.
1. Самка павлина.
О женщине с горделивой осанкой и плавной походкой.
[Красавина:] Такая пава, что только «ах», да и все тут. Не скажу, чтобы красавица, а пышна уж очень. А. Островский, Свои собаки грызутся, чужая не приставай!
|| в знач. нареч. па́вой.
Плавно и величаво.
[Леон] заиграл: «Во саду ли, в огороде». Дуня павой поплыла по казарме, слегка покачивая бедрами и мелко притопывая каблуками. Соколов, Искры.
ни пава ни ворона
о том, кто по своим взглядам, интересам и т. п. отошел от одних и не примкнул к другим.
Самка павлина; о женщине с плавной походкой (переносн.).
► А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. // Пушкин. Сказка о царе Салтане. //; [Девчата] в сафьяновых сапогах на высоких железных подковах плавно, словно павы, и с шумом, что вихорь, скакали в горнице. // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки //
Ни пава ни ворона. Разг. Неодобр. О человеке, который по своим взглядам, интересам и т. п. отошёл от одних и не примкнул к другим. Из басни И. А. Крылова «Ворона» (1825 г.). ФСРЯ, 307; БТС, 150; БМС 1998, 428; Мокиенко 1990, 92.
па́ва, па́вы, па́в, па́ве, па́вам, па́ву, па́вой, па́вою, па́вами, па́вах
сущ., кол-во синонимов: 7
Павлин отличается от павы разными украшениями, из которых самое эффектное ― длинный хвост, развёртывающийся вертикальным веером с великолепным ободом, образуемым яркою разноцветною окраской концов перьев.
женщина с горделивой осанкой и плавной походкой
А сама-то величава, // Выступает, будто пава.
Она обыкновенно входила… нет! вплывала, мерно двигая головою, как пава, в комнату, становилась посередине, как-то странно вывернув одну ногу и придерживая двумя пальцами конец спущенного рукава.
Свою будущую супругу Мишенька рисовал в воображении не иначе, как в виде высокой, полной, солидной и благочестивой женщины с походкой как у павы и почему-то непременно с длинною шалью на плечах.
вульва с высоко расположенным клитором, непосредственно не соприкасающимся при половом акте с половым членом мужчины
Форма женского рода к существительному пат, заимствованному из древненемецкого языка, где pfawo восходит к латинскому pavo — «павлин».
Собств.-р. Коррелятивная форма ж. р. к павъ, заимств. из др.-в.-нем. яз., в котором pfawo — «павлин», восходит к лат. pavo.
Искон. Форма ж. р. к павъ «павлин» < др.-в.-нем. pfâwo — тж., заимств. из лат. яз., где pavo является переоформлением греч. taōs восточного происхождения.
«самка павлина» (Пушкин, Чехов), пав «павлин» (Даль), диал. пави́ч, укр. па́ва, др.-русск. опашь павина «павлиний хвост» в рукописях Дан. Зат. 46 (Покровский, ИОРЯС 8, 4, 338), чеш., слвц. páv, польск., в.-луж., н.-луж. раw. Через д.-в.-н. pfâwo «павлин» из лат. рāvō — то же (Мi. ЕW 234; Клюге-Гётце 439; Суолахти, Vogeln. 225). Первоначальный источник, как и для греч. ταώς «павлин» — на Востоке; см. Вальде-Гофм. 2, 267.
ПАВА (лат. pava, от pavo — павлин). Павлинья самка.
— Так зовут барыню, когда она плывёт величаво и важно.
— Птица с величавой походкой.
— «Какова . такова ей и слава» (посл.).
По индийской мифологии, 12-ти дневный строгий пост.
ПАВАН, ПАВАНА ы, ж. pavane f. <исп. Испанский танец с самыми серьезными движениями. Михельсон 1888. Паван. Важный танец, изобретенный в Испании, в котором танцовщики вертятся и делают один перед другим колесо, как павлины своими хвостами, отчего и произошло его имя. .. В нем для умерения важности производятся ногами разные прыжки, флереты и проч. 1790. Танц. сл. — Лекс. БСЭ-3: пава/на.
ПАВАН — франц. pavane, исп. pavana, от pavon, павлин. Испанский танец с самыми серьезными движениями.
Пава́на (исп. и итал. pavana), 1) в южной Европе XVI в. танец-шествие (4-дольный).
2) Во второй половине XVI-XVII вв. пьеса для клавесина. В конце XIX-XX вв. инструментальная пьеса-стилизация (Г. Форе, М. Равель).
ПАВАНА — ПАВА́НА, торжественный бальный танец, распространенный в Европе в 16 в. Музыкальный размер 4 /4, 4 /2 темп медленный. Также инструментальная музыкальная пьеса.
ПАВАНА — торжественный бальный танец, распространенный в Европе в 16 в. Музыкальный размер 4/4, 4/2 темп медленный. Также инструментальная музыкальная пьеса.
ПАВАНА (испанское и итальянское pavana),
1) в Южной Европе 16 в. Танец-шествие (4-дольный).
2) Во 2-й половине 16 — 17 вв. пьеса для клавесина. В конце 19 — 20 вв. инструментальная пьеса-стилизация (Г. Форе, М. Равель).
сущ., кол-во синонимов: 3
ПАВАН, ПАВАНА ы, ж. pavane f. <исп. Испанский танец с самыми серьезными движениями. Михельсон 1888. Паван. Важный танец, изобретенный в Испании, в котором танцовщики вертятся и делают один перед другим колесо, как павлины своими хвостами, отчего и произошло его имя. .. В нем для умерения важности производятся ногами разные прыжки, флереты и проч. 1790. Танц. сл. — Лекс. БСЭ-3: пава/на.
ПАВАНА (санскр. ветер). Индейский бог ветров.
— Старинный испано-итальянский бальный танец.
— Знаменитый итальянский тенор по имени Лучано.
— Итальянец в проекте «Три тенора».
— Этот суеверный тенор никогда не выходил на сцену без гнутого гвоздя в кармане и монетки в ботинке.
ПАВАРОТТИ (Pavarotti) Лучано (р. 1935) — итальянский певец (тенор). Солист «Ла Скала» с 1965 (в 1964, 1974 в составе труппы пел в Москве). Выступает в «Ковент-Гарден» (с 1963), «Метрополитен-опера» (с 1968) и других крупнейших театрах мира. Прославился в лирических партиях из опер В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди.
Паваро́тти Лучано (Pavarotti) (р. 1935), итальянский певец (тенор). Солист «Ла Скала» с 1965. Выступает в «Ковент-Гарден» (с 1963), «Метрополитен-опера» (с 1968) и других крупнейших театрах мира. Прославился в лирических партиях из опер В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди.
ПАВАРОТТИ Лучано — ПАВАРО́ТТИ (Pavarotti) Лучано (12 октября 1935, Модена — 6 сентября 2007, там же), итальянский певец (тенор).
В молодости работал школьным учителем. В 1961 дебютировал в Реджо-нель-Эмилия. Начало международной известности Паваротти было положено в 1963, когда он спел партию Рудольфа («Богема» Дж. Пуччини (см. ПУЧЧИНИ Джакомо)) на сцене лондонского театра Ковент-Гарден. В 1965 с сенсационным успехом исполнил роль Эдгара («Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти (см. ДОНИЦЕТТИ Гаэтано)) в Австралии, где его партнершей была знаменитая Джоан Сазерленд. В том же году последовали его успешные дебюты на сцене миланского театра Ла Скала (Герцог в «Риголетто» Дж. Верди (см. ВЕРДИ Джузеппе)) и в США (Эдгар в оперном театре Майами). В 1968 он впервые выступил в Метрополитен-опера (Рудольф). С тех пор Паваротти гастролировал по всему миру, неизменно восхищая публику своим выразительным, сильным и гибким голосом, совершенным бельканто (см. БЕЛЬКАНТО), роскошными верхними нотами, естественной музыкальностью и артистизмом. Несравненный интерпретатор центральных партий в операх Доницетти, В. Беллини (см. БЕЛЛИНИ Винченцо), Верди, Пуччини, не пренебрегал и музыкой легкого жанра. В своих лучших партиях — помимо перечисленных, к ним относятся Неморино («Любовный напиток» Доницетти), Манрико, Альфред, Ричард, Радамес («Трубадур», «Травиата», «Бал-маскарад», «Аида» Верди), Калаф («Турандот» Пуччини), — он демонстрировал безупречное чувство стиля, утонченное мастерство, владение таким богатством нюансов, которое доступно только по-настоящему крупному художнику и музыканту.
ПАВАРОТТИ Лучано (Pavarotti, Luciano) (р. 1935), итальянский тенор, один из самых популярных у публики и безусловно признаваемых критикой оперных теноров в эпоху после Э.Карузо. Среди достоинств пения Паваротти — превосходная высокая постановка голоса; солнечный полетный тембр; на редкость совершенное вокальное мастерство и как следствие легкость звукоизвлечения. Сочетание подобных качеств с невероятно сильной индивидуальностью, излучающей тепло и жизнерадостность, сделали певца одной из «суперзвезд» оперной сцены 20 столетия. Паваротти родился 12 октября 1935 в Модене (Италия). После окончания школы в Модене начал заниматься вокалом в Мантуе у Э.Кампогальяни. Дебютировал в 1961 в партии Родольфо в Богеме Пуччини. Через пять лет был уже подготовлен к дебюту в миланском театре «Ла Скала» (партия Тибальда в Капулетти и Монтекки Беллини). Но только партия Тонио в Дочери полка Доницетти (спетая сначала в театре «Ковент-Гарден» в 1966, а потом, в 1972, на сцене нью-йоркской «Метрополитен-опера») принесла Паваротти международную известность и титул «Короля верхнего до» (ноты до второй октавы — он стал первым тенором в истории оперы, который спел все девять высоких до в арии Quel destin). Хотя основная специальность Паваротти — лирические белькантовые партии (Эльвино в Сомнамбуле Беллини, Артуро в его же Пуританах, Эдгардо в Лючии ди Ламмермур Доницетти, Альфред в Травиате Верди, Герцог Мантуанский в его же Риголетто), со временем певец стал обращаться и к более драматическим ролям, таким, как Риккардо в Бале-маскараде Верди, Каварадосси в Тоске Пуччини, Манрико в Трубадуре Верди, Радамес в его же Аиде. Успех Паваротти у публики набирал силу в течение 1970-1980-х годов, поддерживаемый частыми выступлениями певца по телевидению и его стремлением, давая сольные вечера и выступая в смешанных концертах, донести оперное искусство до людей, которые редко посещают оперный театр или никогда не переступали его порога. В 1990-е годы певец собирал сотни тысяч слушателей на свои концерты на стадионах и в парках.
Источник
Пава — это кто? Значение слова «пава»
Великий русский поэт смелым росчерком пера увековечил это слово. В сказке Александра Сергеевича царевна выступала «словно пава». Похвалил ее поэт или посмеялся над ней?
Определение
Значение слова довольно будничное, ничего высокопарного в нем нет. Пава — это птица, точнее, самка, а еще точнее — самка павлина. Так же, как у воробья — воробьиха, у орла — орлица, у петуха — курица, так у павлина — пава.
Значение слова «пава»
Всегда в человеческой речи присутствуют сравнения, в том числе и метафоры, когда людям присваивают признаки, качества, модели поведения животных. Зоркий, как орел; грязный, как свинья; неуклюжий, как слон. Даже если на самом деле животное не обладает этими качествами, они только выдуманы человеком (свиньи довольно чистоплотные животные, слон может быть очень быстрым и ловким).
Но не в случае с павой. Вы видели самку павлина в зоопарке? Обратили внимание, как она держит себя? Наблюдая за этими чудесными птицами, можно заметить, что они сами отдают себе первое место на конкурсе птичьей красоты. Их движения всегда плавны, нет суетливости, смотрят гордо, клюв приподнят вверх, как будто действительно пава — это королева среди птиц!
Как раз все эти качества и присваивают женщине, называя ее павой:
- отмечают ее внешнюю красоту;
- горделивую осанку;
- неспешность и плавность движений;
- спокойную, сдержанную манеру общения.
Ни рыба ни мясо
Но, как говорится, все хорошо в меру. Если в женщине вышеперечисленные качества выражены в хорошей самооценке, сдержанности и элегантности, то, безусловно, «пава» — это комплимент.
Когда же она надменна, горделива, предвзята, поведение ее неуместно, гордиться тут нечем, хотя и в этом случае назвать павой ее можно. У каждой палки два конца.
Есть еще выражение про паву и ворону: мол ни к тому, ни к этому отряду птиц обсуждаемого человека отнести нельзя. Тут уж каждый воспринимает это так, как хочет. Можно и обидеться на неопределенность, а можно и возрадоваться золотой середине.
В истинном значении, пусть и иносказательном, пава — это слово с исключительно положительным значением. Величавая, горделивая, степенная, статная, стройная, красивая. А вам захотелось «павой пройтись»?
Негативную окраску «паве» придают человеческие черты, никакого отношения к павлинам не имеющие. Когда женщина привлекательна, но не умеет это ценить, со всеми окружающими ведет себя развязно, надменно, неуместно, неуважительно, говорит громко, много, не по делу — это, к сожалению, тоже пава. Только говорят так уже с иронией, больше упоминая курицу в подтексте, ведь павлин относится к отряду Курообразных.
Одомашнили их еще в Древнем Египте, Асирии, Аравии, держали во дворцах Рима и Греции, иногда почти как кур. Некоторые гурманы даже употребляли их яйца в пищу. Хотя, конечно, больше ценилась красота их оперения.
От Пушкина до наших дней
Слово «пава» вряд ли вы услышите в разговоре за соседним столиком в кафе или прочтете в современном детективе. Оно утратило свою популярность, востребованность, как и многие другие (баса, парун, рядить).
Язык — как живой организм, он развивается, растет, какие-то клетки (слова) отмирают (забываются), появляются новые.
Несколько сотен лет назад великий поэт сказал комплимент героине своего произведения. Если слово «пава» тогда и не было популярным, широко используемым, то после Царевны-Лебеди, наверное, многие горделивые, уверенные в себе красавицы слышали его в свой адрес.
Хотя, если специально обратить внимание, оказывается, нередко в литературе использовалось такое сравнение. Есть «пава» у Тургенева, Чехова, Державина, Мельникова-Печерского, Пастернака, позднее — в песне Егорова.
Возможно, что слово это вернется в активный русский язык, и снова павами поплывут облака, пойдут девушки, распустятся розы.
Источник
Значение слова пава
Словарь Ушакова
п а ва, патвы, жен. Самка павлина.
| перен. употр. в сравнениях о женщине с горделивой, величавой осанкой и плавной походкой (разг.). «А сама то величава, выступает будто пава.» Пушкин . «Сами захотите павой пройтись.» Чехов .
• Ни пава, ни ворона (разг.) — см. ворона.
Фразеологический словарь русского языка
Ни пава, ни ворона кто — о том, кто по своим взглядам, интересам и т. п. отошел от одних и не примкнул к другим
Фразеологический словарь (Волкова)
Ни пава, ни ворона (разг.) — человек, отбившийся от своей среды и не приставший к другой.
Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков
Самка павлина; о женщине с плавной походкой (переносн.).
* ► А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит. // Пушкин. Сказка о царе Салтане. //; [Девчата] в сафьяновых сапогах на высоких железных подковах плавно, словно павы, и с шумом, что вихорь, скакали в горнице. // Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки // *
Словарь Ожегова
ПАВА, ы, ж. Самка павлина. Выступает, словно п. (плавно и величественно). Ни п. ни ворона (о том, кто отбился от одних и не пристал к другим; разг. неодобр.).
| прил. павий, ья, ье.
Источник