- Операторы заблокируют симкарты и отрубят интернет анонимным абонентам
- Почему операторы могут блокировать абонентов?
- О каких запросах речь? Кого интересуют персональные данные абонентов?
- А почему договора недостаточно?
- Это касается только мобильной связи?
- Как абоненты получат запрос от оператора?
- Как подтверждать персональные данные?
- А если ничего не отправлять, что тогда будет? Я не хочу ничего подтверждать.
- У меня симкарта оформлена на родственника. Можно прислать копию его паспорта в ответ на запрос?
- Вдруг я не получу запрос или не смогу ответить вовремя? Мало ли, уеду в отпуск или нет электронной подписи.
- Но это же не значит, что у всех начнут требовать подтверждения персональных данных?
- У меня корпоративный тариф. Мои данные не смогут передать?
- Что нужно делать сейчас, чтобы вовремя ответить на запрос и не остаться без связи?
- МегаФон запрашивает Персональные данные во всех каналах обслуживания
- Мегафон требует паспортные данные.
- «МегаФон» решил простимулировать абонентов подтверждать данные о себе
- Почему и как идентифицируют абонентов
- Почему пришлось стимулировать абонентов
- Сколько в России «настоящих» и серых сим-карт
Операторы заблокируют симкарты и отрубят интернет анонимным абонентам
Операторы связи могут заблокировать услуги абонентам, которые не подтвердят свои персональные данные. Раньше не было регламента, по которому абоненты и операторы обменивались запросами и документами. Теперь появились правила, которые всё объясняют, — они заработают с 4 ноября 2017 года.
И хотя по бумагам теперь понятно, как подтверждать личность, на практике это сделать или сложно, или вообще пока нельзя.
Если абонент не подтвердит личность, его могут запросто оставить без связи — просто отключат через 15 дней. Решение суда не понадобится.
Почему операторы могут блокировать абонентов?
Такое право есть у них по закону о связи. Эта норма работала и раньше: операторы могли блокировать абонентов, у которых данные в договоре не совпадали с фактическими. Не было только правил, по которым операторы должны запрашивать эти подтверждения, а абоненты — их отправлять.
Официально у абонента есть 15 дней, чтобы подтвердить свои данные после запроса.
О каких запросах речь? Кого интересуют персональные данные абонентов?
Пока в законе идет речь о запросах от оперативных и правоохранительных органов. Они для каких-то своих целей делают запрос операторам. Мол, пусть абонент подтвердит, что он и есть тот самый Иванов Иван Иванович, на которого оформлена симкарта.
Никто заранее не знает, кому и по какой причине отправят такой запрос. Это не значит, что абонент преступник или террорист. Оператор обязан отреагировать на такой запрос, запросить данные у абонента и передать ответ.
С 1 июня 2018 года такие запросы операторам связи сможет отправлять и Роскомнадзор. Если ведомство захочет выявить реального владельца сайта или автора поста в соцсети, оно сделает это через сотового оператора.
А почему договора недостаточно?
Даже если в договоре есть данные абонента, фактическим владельцем симкарты может быть кто-то другой. Оператор захочет знать, кто на самом деле звонит или отправляет сообщения с этого номера.
А если договор не заключен, а симкарта активна, придется сообщить, кто ею пользуется. Такое возможно, если вы пользуетесь анонимной симкартой, которую купили у метро или в торговом центре.
Сначала читать, потом подписывать
Это касается только мобильной связи?
Нет, стационарной связи тоже. Отключить могут и домашний телефон. Еще проверка касается услуг интернет-провайдеров. Если абонент не подтвердит персональные данные в договоре, останется без интернета, электронной почты и мессенджеров.
Как абоненты получат запрос от оператора?
Сначала запрос получит сам оператор. У него есть три дня, чтобы запросить у вас персональные данные.
Вот какими способами это можно делать:
- по смс;
- через автоматический обзвон;
- по электронной почте, если у оператора есть адрес;
- в личном кабинете.
Оператор отправит запрос и будет ждать документов от абонента.
Как подтверждать персональные данные?
Нужно отправить оператору копию документа, подтверждающего личность. Причем делать это надо не как захочется, а по правилам. Иначе ответ не засчитают и связь отключат.
Вот как можно подтвердить личность.
Напрямую у оператора. Любой салон связи не подойдет. Где можно представить документы, нужно уточнять у оператора. Понадобится оригинал и личное присутствие.
Через личный кабинет на сайте оператора. Документ нужно заверить усиленной квалифицированной электронной подписью. Эту подпись еще нужно заранее получить — она платная.
Через госуслуги, если там есть учетная запись. Пока непонятно, как этот документ получат операторы. Они еще не интегрировались в общую систему и не могут видеть документы, которые абоненты присылают через госуслуги. Наверное, этот вопрос будут как-то решать. Пока не решат, способ не сработает.
А если ничего не отправлять, что тогда будет? Я не хочу ничего подтверждать.
Если придет запрос, придется подтверждать личность. Это обязанность абонента по правилам в новой редакции. И делать это надо именно теми способами, которые описаны в правилах, а не как угодно. Это тоже обязанность.
В запросе оператора будет указан срок отключения. За три дня до этой даты напомнят еще раз. Потом заблокируют доступ к услугам связи.
У меня симкарта оформлена на родственника. Можно прислать копию его паспорта в ответ на запрос?
Нет. Суть запроса в том, чтобы абонент подтвердил, что договор оформлен именно на того человека, который пользуется услугами. Он должен сам подтвердить свою личность. Копия паспорта мамы, бывшего мужа или неизвестного человека из интернета проблему не решит. Отправить оператору чужой документ и заверить его своей подписью нельзя.
Должны совпадать все данные: в договоре, документах, личном кабинете, электронной подписи. Если что-то не совпадает, нужно переоформить договор на фактического владельца.
Вдруг я не получу запрос или не смогу ответить вовремя? Мало ли, уеду в отпуск или нет электронной подписи.
В правилах ничего нет на этот счет. Скорее всего, оператор подождет, сколько сможет по закону. А потом заблокирует услуги, чтобы избежать проблем.
Но это же не значит, что у всех начнут требовать подтверждения персональных данных?
Никто не знает, у кого, когда и зачем потребуют. Лучше подготовиться.
У меня корпоративный тариф. Мои данные не смогут передать?
Скоро смогут. 1 июня 2018 года вступит в силу поправка в закон о связи на этот счет. Если абонент юрлицо или ИП , а симкарты оформлены на сотрудников, их персональные данные можно передавать без согласия.
Что нужно делать сейчас, чтобы вовремя ответить на запрос и не остаться без связи?
Проверьте, на кого зарегистрирована симкарта, договор с провайдером и домашний телефон. Наведите порядок в документах.
Зарегистрируйтесь на госуслугах. Рано или поздно операторы связи к ним подключатся и система заработает.
Заведите ЭЦП . Вам нужна усиленная квалифицированная электронная подпись. Простая и неквалифицированная не подойдет. Мы скоро расскажем, как оформить электронную подпись, зачем она нужна и сколько стоит.
Следите за уведомлениями от оператора, чтобы не пропустить запрос.
Ситуацией могут воспользоваться мошенники, чтобы получить копию вашего паспорта или еще как-то обмануть. Следите, на какие запросы отвечаете и куда отправляете документы.
Источник
МегаФон запрашивает Персональные данные во всех каналах обслуживания
Эта компания уже задолбала (ну, реально) запрашивать персональные данные во всех каналах самообслуживания.
Ни одна другая телекоммуникационная компания ничего в первую очередь не запрашивает! Только для подтверждения отмены переноса и т.п.
Меня возмущает безопасность работы соцсетей и тд.
Сотрудник же вправе оформить кредит какой-нибудь, это же нарушение Федеральных законов РФ.
Ответьте на следующие вопросы (в комментарии):
1. Для чего Вы создали идентификацию с паспортными или с регистрацией?
2. С 22 года будет ли компания исправлять ошибки над обслуживании?
3. Планирует ли компания перейти на Идентификацию по номеру и ФИО?
4. Безопасность персональных данных с Федеральными законами сейчас не соблюдается в МегаФон. Будет ли компания исправлять ошибки над обслуживании абонентов?
5. Нормы законов «О связи» соблюдаются в компании?
6. Вы гарантируете, что никому не передаёте данные?
Дополняю: все Операторы связи принимают заявки на подключения услуги «Запрет по доверенности», почему у МегаФона только в Москве реализована эта услуга?
Здравствуйте, Вадим! Давайте во всём разберёмся.
1. Предъявление паспортных данных является стандартной процедурой идентификации, для того, чтобы удостовериться, что вы являетесь владельцем номера. Идентификация проводится по всем каналам обслуживания, таковы требования безопасности.
Статья 3 Закона о персональных данных, определяет, что обработка персональных данных — это любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием или без использования средств автоматизации, с персональными данными, включая СБОР, ЗАПИСЬ, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В соответствии с пунктом 2.1. Условий оказания услуг информационно-справочного обслуживания через электронные средства связи, абонент, пользуясь Услугой по предоставлению сведений, дает согласие на обработку персональных данных, в том числе согласие на сбор сведений о реквизитах документа, удостоверяющего личность.
В соответствии с пунктом 3.3. Условий информационного обслуживания, при оказании услуги Абонент ознакомлен и дает согласие, что персональные данные, к которым относятся, в том числе паспортные данные будут обрабатываться Оператором.
Таким образом, используя услугу Абонент соглашается на предоставление Оператору персональных данных, к которым относятся также сведения о документе, удостоверяющем личность.
2. Если у вас есть замечания по нашему обслуживанию — опишите, пожалуйста, их в личных сообщениях. Обязательно разберёмся и примем меры.
3. На данный момент подобной информации нет.
4. Мы максимально обеспечиваем безопасность персональных данных в нашей компании.
5. Наша компания работает в соответствии с действующим Российским законодательством.
6. Ваши данные со стороны нашей компании не передаются третьим лицам, так как мы несем за это ответственность.
7. На данный момент услуга «Запрет обслуживания по доверенности», действительно, доступна только для абонентов Москвы и Московской области. Зафиксировали ваше пожелание и учтём его в нашей дальнейшей работе.
Источник
Мегафон требует паспортные данные.
Подскажите, как быть. Я являюсь абонентом мегафона. На днях мне пришло смс, что я должна предоставить мегафону свои паспортные данные согласно закону «О связи», в противном случае оказание услуг связи будет прекращено.
На оф. сайте мегафона действительно есть информация, что необходимо предоставить паспортные данные. Я написала в тп мегафона. В тех. поддержке меня попросили прислать сканы страниц паспорта. Я долго не решалась их отправить, т. к. боюсь передавать такие данные незнакомым людям. Я могла бы подъехать в офис мегафона в своем городе, но он слишком далеко от моего дома, приходится все вопросы решать по эл. почте.
После долгих раздумий и колебаний, я все же отправила требуемые сканы паспорта, далее мне прислали бланк, который необходимо распечатать, заполнить и отправить оператору.
Меня очень пугают условия, прописанные в бланке:
Настоящим даю согласие ПАО «МегаФон» на обработку моих персональных данных: фамилия, имя, отчество, адрес регистрации и фактического
проживания, реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, когда и кем выдан), то есть на совершение действий,
предусмотренных в п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных», совершаемых с использованием средств автоматизации или без
использования таких средств с персональными данными, (включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление,
изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление,
уничтожение персональных данных), ПАО «МегаФон» (г. Москва, Оружейный пер., 41) и третьими лицами, которым ПАО «МегаФон» на основании
договора поручило обработку персональных данных для целей, указанных в настоящем заявлении, как связанных, так и не связанных с
исполнением Договора. Перечень привлеченных третьих лиц, а также Положение об обработке персональных данных в ПАО «МегаФон»
опубликованы на сайте www.megafon.ru. Персональные данные, содержащиеся в настоящем заявлении, получены непосредственно от субъекта
персональных данных или его уполномоченного представителя (нужное подчеркнуть). Настоящее согласие действует со дня его подписания до дня
отзыва в письменной форме, но не менее, чем на весь срок действия договора и 5 лет с момента расторжения договора с абонентом
(пользователем услуг связи) в соответствии с п. 4 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Я не хочу, чтобы мои данные передавались третьим лицам. Это заявление я пока еще не отсылала, но сканы моего паспорта уже у мегафона. Насколько это опасно? Не получится ли так, что по копии паспорта наберут кредитов или еще что-то?
Я бы не стал вообще удалённо отправлять ничего никому. Вам сказали, что ваш номер отключат. Значит, нужно ехать в офис Мегафона. Лучше в главный, наверное. И там уже всё делать. А слать паспорт и подписанные документы по электронке абы кому — опасно.
Тут уж ничего не поделаешь. Лучше собраться и съездить.
Источник
«МегаФон» решил простимулировать абонентов подтверждать данные о себе
«Мы заметили, что у Вас есть неподтвержденные персональные данные. Успейте подтвердить данные до 21.08.2019 и получите в подарок кешбэк 20% на 3 месяца. Отправьте нам копию документа, удостоверяющего личность . Или обратитесь в ближайший салон «МегаФона» с паспортом», — СМС с таким текстом на днях получил корреспондент РБК, являющийся абонентом этого оператора.
Обмен бонусов на паспортные данные «МегаФон» проводит в рамках выполнения требований закона «О связи», который с 1 июня 2018 года обязал операторов отключать от услуг абонентов, чью личность не удалось подтвердить.
Почему и как идентифицируют абонентов
С 2014 года в России действует запрет на продажу сим-карт без предъявления паспорта. После теракта в метро Санкт-Петербурга 3 апреля 2017 года, когда террористы использовали для связи сим-карты, купленные без предъявления паспортов, законодатели решили ужесточить требования. С 1 июня прошлого года операторы и их посредники должны проверять данные абонента, с которым заключается новый договор: фамилию, имя, отчество, дату рождения, а также номер документа, удостоверяющего личность. Абонент, заключивший договор до 1 июня, может сделать это лично через офис оператора, дистанционно через портал Госуслуг, государственную Единую систему идентификации и аутентификации и др. госсистемы, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. В случае если данные не подтверждаются, оператор должен приостановить оказание услуг связи такому абоненту.
Кроме того, оператор должен прекратить оказание услуг связи при поступлении соответствующего запроса от правоохранительных органов или Роскомнадзора, если в результате контрольных мероприятий выяснилось, что данные абонента не были подтверждены в течение 15 суток.
Те же поправки также требуют, чтобы абонент — юрлицо или индивидуальный предприниматель предоставлял оператору связи сведения о сотрудниках, которые пользуются услугами по корпоративным тарифам. Исключение — контракты, заключенные в рамках госзакупок.
Почему пришлось стимулировать абонентов
«Мы используем все доступные в рамках законодательства способы, чтобы стимулировать клиентов к передаче корректных данных», — пояснил РБК представитель «МегаФона». По его словам, как правило, компания просит подтвердить данные, если система показывает, что существует вероятность каких-либо неточностей в паспортных данных абонента. Если абонент для подтверждения выбирает посещение офиса оператора, то ему дарят трехмесячный кешбэк в размере 20% «в признательность за лояльность и потраченное время», рассказал представитель «МегаФона». Он напомнил, что указанные поправки в закон «О связи» были нацелены на то, чтобы сделать процесс распространения сим-карт более цивилизованным, избавить рынок от недобросовестных посредников. «Многие абоненты это понимают и подтверждают свои данные. Сим-карты, по которым не предоставили данных, по закону мы отключаем. В основном это так называемые серые сим-карты, которые были приобретены с рук и мало использовались», — сказал он. Какому количеству абонентов компания направляла запросы для подтверждения личности и скольких пришлось отключить из-за отказа сделать это, в «МегаФоне» не раскрыли.
Не предоставили такую статистику и представители МТС и «ВымпелКома» (бренд «Билайн»). Представитель МТС Алексей Меркутов лишь пояснил, что компания проверяет данные абонентов через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). «Абонентам, сведения о которых не прошли проверку достоверности в СМЭВ, в течение трех дней направляется СМС о необходимости предоставить достоверные сведения в течение 15 дней с момента информирования. В подавляющем большинстве случаев абоненты откликаются на наши сообщения сверить данные», — сказал Меркутов. «На текущий момент мы довольны результатами активностей [по проверке достоверности сведений об абонентах] и количеством клиентов, которые предоставили актуальную информацию после запроса оператора», — сказала пресс-секретарь «ВымпелКома» Анна Айбашева. Представители МТС и «ВымпелКома» не уточнили, намерены ли они стимулировать абонентов какими-либо бонусами.
Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин считает, что таким образом «МегаФон» пытается использовать информационные СМС еще и для повышения лояльности абонентов. «Это попытка лишний раз заманить людей в офис и попытаться продать им дополнительные услуги или продукты. Я бы не стал связывать содержание СМС с тем, что людей, не захотевших подтверждать информацию о себе, оказалось слишком много, поскольку подтвержденных данных для этого нет», — рассуждает Савватин.
Сколько в России «настоящих» и серых сим-карт
По данным AC&M Consulting, на 31 декабря 2018 года в России насчитывалось 255,7 млн активных сим-карт, что на 0,3% меньше, чем по итогам 2017 года. В прошлом году было продано 97 млн новых сим-карт, на 12% меньше, чем в 2017-м.
При этом партнер AC&M Антон Погребинский подчеркнул, что, по его оценке, 19% от общего количества зарегистрированных в стране сим-карт на конец прошлого года уже не использовались абонентами, но продолжали учитываться операторами как активные. Активные же сим-карты распределялись следующим образом: 52% (или 132,96 млн штук) использовались в смартфонах, 23% — в кнопочных телефонах и 6% — в устройствах M2M (межмашинная коммуникация: различные счетчики, датчики и т.п.). Сколько сим-карт могли быть заблокированы из-за поправок, Погребинский оценить не берется. Ранее один из участников рынка говорил РБК, что примерно 80% абонентской базы — это стабильные абоненты, которые оформляли сим-карты по паспорту и пользуются ими уже несколько лет, а остальные 20% — серые абоненты, которые покупают по несколько сим-карт в месяц, используют их для одного-двух звонков и могут попасть под действие поправок.
В первом полугодии 2019 года было изъято более 32,8 тыс. незаконно распространяемых сим-карт, сообщал Роскомнадзор. Большинство нарушений было связано с продажей сим-карт без договора и предъявления покупателем документа, удостоверяющего личность, а также с заключением договора об оказании услуг связи неуполномоченным лицом.
Источник