- Значение слова «персонаж»
- персона́ж
- Как создать и описать характер персонажа?
- Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.
- Создание персонажа и его характера
- Описание внешности и физиологии
- Темперамент
- Отношение к самому себе
- Мечты, мотивы, стремление и итог
- Взаимодействие героя с остальными людьми
- Привычки
- Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства
- Любимое и нелюбимое
- Страхи
- Слабые и сильные стороны
- Мэри Сью
- Советы в описании характера персонажа
- Не раскрывайте весь характер сразу
- Близость к природе
- Глаза — зеркало души
- Избегайте клише
- Описание персонажа:
Значение слова «персонаж»
ПЕРСОНА́Ж, -а, м. Действующее лицо в художественном произведении. Отрицательный персонаж. Комический персонаж. □ В каждом персонаже есть часть души художника, создавшего его. Катаев, Мысли о творчестве. С персонажами Толстого вы как будто сами встретились в жизни и помните их во плоти как факт собственной биографии. Кузьмин, Круг царя Соломона.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona — личность, лицо) — действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и тому подобное.
ПЕРСОНА’Ж, а, вин. мн. жей и жи, м. [фр. personnage]. 1. Действующее лицо драматического или литературного произведения (лит.). П. пьесы. 2. перен. Особа, личность (ирон.). Комический п.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
персона́ж
1. действующее лицо художественного произведения: книги, спектакля, фильма, видеоигры и т. п. ◆ В первом варианте романа о Мизери Шелдон открыто вводит персонаж с именем «Энни Уилкс», но тот персонаж имеет мало общего с настоящей Энни — это добрая «умелая нянька» сына Мизери… А. А. Панова, «Образ читателя в «Мизери» С. Кинга и его трансформация в киноверсии романа», 2011 г. ◆ Рассказ прост, в нём нет конфликта, психологического драматизма, внешних событий, вся суть ― в самом повествовании, а не в действиях или диалогах персонажей. «Классика на школьной сцене», 2004 г. // «Народное творчество» (цитата из НКРЯ) ◆ Собственно, вот и весь фильм. Он сделан с использованием минимальных кинематографических средств, а внедрение чернокожего персонажа в фильм, которое поначалу кажется лишь моментом иллюстративности, в конце приобретает неожиданный смысл. О. В. Аронсон, «Коммуникативный образ. Кино. Литература. Философия.», Ч. I, 2007 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. часто <<ирон.|ru>> особа, личность ◆ Нина продолжала изредка что-то записывать и выступать, но куда больше времени она теперь уделяла пропаганде своих идей и личной жизни, в которой замаячили всё более молодые персонажи мужского пола. Вячеслав Борисов, «Это мама. Нина Хаген взорвет бункер», 2002 г. // «Известия» (цитата из НКРЯ) ◆ Однако два других заметных, ныне покойных, персонажа румынской революции стояли на иных позициях. Николай Морозов, «Декабрьские события 1989 года в Румынии: революция или путч?», 2009 г. // «Неприкосновенный запас» (цитата из НКРЯ)
Источник
Как создать и описать характер персонажа?
Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.
Описание характера вашего героя является одним из главных параметров в его создании. Несмотря на важность данного персонажа в истории, он должен иметь характер, который могут прочувствовать и другие люди. Неважно, где вы будете использовать это лицо: в книге, в ролевой игре, в рисовании или в простом фанфике. Без правильной подачи никто не поймет вашего героя, не сможет полностью оценить его роль. С помощью характеристики вы можете отделить эту личность от остальных или наоборот приобщить к одной из групп; заинтересовать читателей и заставить их с воодушевлением следить за развитием событий.
Здесь составлен список, который можно использовать для характеристики того или иного существа. Эти пункты можно внести в карточку персонажа.
Создание персонажа и его характера
Описание внешности и физиологии
Первое впечатление о персонаже всегда возникает из-за его вида. Сюда входит рост, цвет глаз, форма носа, стиль одежды, возможные проблемы со здоровьем, неряшливость. Тут должно содержаться все то, что можно заметить сразу же, взглянув на него только один раз.
Внешность для описания характера зачастую берется для определённого посыла. Она может совсем не соответствовать личности или наоборот — только подчеркивать её и раскрывать больше деталей. Внешний вид не является главной чертой в человеке, однако с его помощью можно показать изменение внутри него.
Вообразим героя с синяками и ссадинами от частых драк, плохо расчесанными волосами, неровно поправленной одеждой, которую он носит каждый день; у него вечно уставший взгляд с оттенком злости, что никогда не сползает с лица. И вдруг за определенный отрезок времени его кожа очищается, футболка уже не выглядит неряшливо, глаза обрели прежнюю восторженность, черты лица смягчились.
Почему он так преобразился? Что произошло с его внутренним миром в этот период? Как этого добился?
Стоит ли отвечать на эти вопросы или стоит только намекнуть — решать вам.
Темперамент
Обычно людей подразделяют на:
- сангвиников ( повышенная возбудимость и реактивность, но при этом активность и реактивность у него уравновешены)
- холериков ( малая чувствительность,
большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, они скорее экстраверты) - флегматиков (бедная мимика, движения не выразительны и замедлены, так же как и речь; не находчивы, с трудом переключают внимание и приспосабливаются к новой обстановке, медленно перестраивают навыки и привычки. Работоспособны, энергичны, терпеливы)
- меланхоликов (высокая чувствительность; обидчивы, неуверены, закрыты)
Темперамент довольно много может объяснить в личности героя. Выбор этого критерия очень важен, так как большинство поступков в частности зависят от него.
Люди с разным темпераментом решают проблемы по-разному. Представим ситуацию: персонаж долго работал над своим проектом, потратив кучу времени на реализацию своих идей и задумок. Однако в последний момент совершает ошибку, которая влияет на итог своего творения. Для сангвиника этот провал станет опытом, он постарается исправить произошедшее и продолжит пытаться до тех пор, пока не получит желаемое. Меланхолик же даже не станет пробовать что-то изменить, такой человек просто бросит своё дело и начнет угасать на глазах. Случившееся станет для него позором.
Отношение к самому себе
В зависимости от того, как герой относится к себе, изменяется его характер. Если он ненавидит себя, боится своего тела, считает себя уродливым и ничтожным, то такой человек будет довольно пугливым и замкнутым. Если все наоборот — чувствует себя уверенно, более раскрепощенно; такой персонаж может спокойно идти по своему пути и не бояться преград.
В первом случае для человека главным будет приобретение любви к себе. Его можно ставить в разные ситуации, разыгрывая и испытывая на прочность, на способность бороться и изменяться. За таким персонажем интересно наблюдать, смотреть на все промахи и неудачи, пытаться понять его природу мышления и раскрывать самые потайные уголки души.
Во втором — все проще. Обычно здесь идет упор на преодоление трудностей, которые мешают личности добиться своей цели. Все зависит от задумки и идеи.
Мечты, мотивы, стремление и итог
Данный критерий входит в базовое понимание характера героя.
- К чему он стремится?
- Почему именно об этом мечтает?
- Ради чего это делает?
- По какой причине выбирает именно этот путь?
- К чему именно приходит в конце?
Персонаж может иметь любую цель: найти своё счастье, поступить в престижный университет, познать себя, выучить множество языков. Они могут быть большими и маленькими со своей особой предысторией. Герою придется выбирать, какой дорогой пойдет, будет ли его путь оправдан.
Решит ли человек ограбить банк ради богатства или создаст свой бизнес? Или и вовсе забьёт на свою цель? К чему это приведет? С помощью ответов на вопросы вы сможете придумать историю данной личности.
Взаимодействие героя с остальными людьми
Большинство писателей раскрывают своего персонажа при помощи описания его отношения к другому человеку. Его взгляды, тон голоса, походка, эмоции — всё это может помочь в создании первого впечатления о личности.
- Человек на празднике с некой неприязнью и скукой слушает чужие рассказы — он часто посещает такие мероприятия и ему надоели эти люди.
- Герой радуется любому комплименту и старается угодить остальным — он не привык к этому обществу, однако хочет влиться в компанию.
- Он подозрительно для других ведёт себя радостно и вежливо — с ним случилось что-то хорошее или он что-то задумал.
Сюда же относят и сравнение одного персонажа с другим, что также может прояснить больше деталей в характере.
Привычки
Привычки человека могут рассказать о его психическом здоровье, нервозности. Перечислим категории привычек.
- отрицательные/вредные (курение, употребление наркотиков, сосание пальца, привычка грызть ногти, переедание)
- нейтральные (перемещение по одному и тому же маршруту, ежедневная поездка на работу, особый рацион питания в определенное время)
- позитивные/полезные ( чистка зубов 2 раза в день, зарядка по утрам, чтение по несколько страниц в день)
Также привычки могут быть связаны с хобби или профессиональной деятельностью.
Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства
- Чем занимается ваш герой или у него нет ничего того, что он делает в своей жизни?
- Почему он выбрал этот путь?
- Нравится ли ему то, что он делает?
- Где живет, с кем именно, кто состоит в его семье?
- Как относится к родным?
Любимое и нелюбимое
Любимые и нелюбимые вещи героя в:
- еде
- характере других людей, в их привычках, мечтах
- в своей профессии, хобби, учёбе
отношение к:
- национальностям
- расам
- принадлежности к полу
- к разделению труда
- к тем или иным возрастным категориям
Stepan Alekseev
Страхи
- чего боится герой?
- почему его это бросает в дрожь?
- что стало причиной?
- стремится ли он избавиться от него?
Вы можете проверить персонажа на устойчивость и смелость, предлагая испытания, что может послужить целью рассказа. Он не любит пауков? А как насчет того, чтобы отправить его на выставку паукообразных?
Ваш герой боится людей? Заставьте выйти его на улицу.
Слабые и сильные стороны
Чтобы ваш герой не казался простой неживой куклой, он должен иметь сильные и слабые стороны. Человек не может быть идеален во всем, ведь все мы совершаем ошибки. Кому-то не дается математика, но он хочет изучать астрофизику, а кто-то ничего не понимает в литературе и не собирается ничего с этим делать. Есть те, у кого есть способности к чему-то, а есть и другие, которые их совсем не имеют. Для проработки этого пункта стоит ответить на вопросы:
- Что умеет?
- Что не умеет?
- Пытается ли он научиться тому, чего не может?
- Использует ли свои умения в деле?
- Мешают ли его слабые стороны жить и продолжать свое дело?
Часто в различных творениях можно увидеть такую категорию, как Мэри (Марти) Сью.
Мэри Сью
Мэри Сью или Марти Сью — персонаж, не имеющий никаких слабых сторон. Он знает всё, что ни спросишь; этот герой имеет способности во всех областях науки, специальностях. Каждое дело дается ему легко; все вокруг обожают и боготворят данную личность, возносят на пьедестал. Иначе говоря, это — пуп земли.
Этого образа нужно сторониться и всячески избегать. Подобная личность вызывает отторжение у читателей и несет за собой неприязнь и отсутствие интереса к данной персоне.
Советы в описании характера персонажа
Не раскрывайте весь характер сразу
Резкое описание всех характеристик вашего героя приведет к отсутствию увлеченности у читателя. Раскрывайте его личность так, чтобы никто не знал о нем все с самого начала. Не говорите прямо, используйте сравнения, эпитеты, метафоры. Показывайте обсуждение других людей, чтобы с помощью их слов узнать что-то новое о персонаже. Говорите о малых деталях, которые соответствуют ему. Повествуйте о поступках героя, пишите о целях, мыслях, ощущениях.
Близость к природе
Большинство писателей используют пейзажи, отношение персонажа к природе, чтобы раскрыть его душу, открыть потайные двери внутри собственного «я». Также сюда можно отнести близость к народу, к семье, к социальному слою.
Глаза — зеркало души
Глаза человека могут рассказать многое о нем. Если в повествовании отсутствует описание глаз, то значит, что с этим героем что-то не так. Словно внутри него ничего нет, будто бы он — машина без каких-либо чувств. Этот пункт может хорошо помочь в характеристике.
Избегайте клише
Клише — шаблон, по которому чаще всего описывается та или иная вещь. Конечно, вы можете использовать такие описания, как «у него были голубые глубокие глаза, как море» или «её длинные волнистые золотые волосы развивались по ветру». Однако это всё использовалось так много раз, что не оставляет практически никакого впечатления у читателя.
Источник
Описание персонажа:
Цельное статическое описание часто использовали авторы 18−19 веков, а вот модернисты в 20 веке избегали изображения всего внешнего, чтобы подчеркнуть собирательность образа героя.
Кафка не сообщил, какого цвета глаза у Йозефа К. в « Процессе » Кафки. Ведь Йозеф — образ человека в целом, каждого из нас.
Статический тип больше подойдет для подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений.
Длинные описания внешности, помимо наружности персонажа, могут отразить некоторые черты его характера и социальной принадлежности . Они позволяют и уделить внимание одежде. Ведь она — своего рода индикатор эпохи. Одежда может рассказать о профессии героя, о том, насколько он опрятен и состоятелен, следует моде или отрицает ее. Может быть, на одежде персонажа имеется отличительный знак.
По красной отметке на фуражке солдата в « Тихом Доне » сразу понятно, он — из революционной армии. При этом Шолохов не упоминает, к каким войскам принадлежит персонаж.
Краткие описания охватывают лишь отдельные черты внешности героя. Запоминающимися деталями могут быть необычный цвет волос или глаз, шрамы и родинки, украшения, походка. Иногда внешние характеристики и вовсе могут быть заменены на общее впечатление.
Описывая Клариссу из «Миссис Дэллоуэй», Вирджиния Вулф ограничивается сравнением героини с сине-зеленой птичкой, живой и легкой.
Отдельно стоит сказать о таком приеме статического изображения внешности как отражение. Его удобно внедрять даже в повествование от первого лица. Но есть нюансы. Начинающим авторам прием может показаться легким и оригинальным. Но подобные описания, особенно на первых страницах рассказа, могут обернуться не очень свежим клише. Так что если вы описываете внешность героя через его отражение в зеркале или воде, убедитесь, что это не выглядит слишком очевидно.
В «Тошноте» Сартра Антуан Рокантен смотрит на свое отражение, и мы узнаем, что он некрасив: у него рыжие волосы и болезненный вид. Но мы также узнаем, что рыжие волосы — единственное, что Рокантену нравится в себе, и хорошо, что он не блондин или шатен. Тут же отражение кажется герою каким-то странным, неживым: очередной приступ «экзистенциальной тошноты». Сартр привязывает описание внешности к развитию действия.
Источник