Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2
Ключевые слова: ОВЗ , ФГОС
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (307 кБ)
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это многочисленная и разнородная по своему составу категория. В каждом конкретном случае у ребенка, относящегося к категории детей с ОВЗ, может быть, затронут тот или иной анализатор — слух, зрение. Кроме того, у детей с ОВЗ нередко бывают нарушения в опорно-двигательной системе, значительно снижены интеллектуальная деятельность, уровень развития речи, познавательная деятельность, нарушено личностно-эмоциональное развитие.
Основной целью обучения детей в рамках ФГОС ОВЗ является создание специальных условий для освоения образовательных программ и социальной адаптации. Взаимодействие специалистов психолого-педагогического сопровождения, учителей и родителей – одно из важнейших условий.
Специфические образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития вызывают необходимость индивидуализации их обучения и воспитания. Выбор содержания и средств образования происходит с учетом познавательных, физических, эмоциональных возможностей и особенностей каждого обучающегося. Учесть широкий диапазон особенностей и потребностей таких детей возможно только при индивидуализации обучения и воспитания ребенка. ФГОС предусматривает такой инструмент в виде специальной индивидуальной программы развития ребенка. Согласно требованию стандарта, СИПР разрабатывается на каждого ребенка, обучающегося по второму варианту АООП образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями и по четвертому варианту АООП начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
СИПР – это программа, разработанная для одного конкретного обучающегося, направленная на решение его проблем. Цель и задачи СИПР определяются индивидуальными возможностями и потребностями конкретного ребенка.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) – документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Специальная индивидуальная программа развития была создана для учащихся, имеющих умеренную, тяжелую, глубокую умственную отсталость и тяжелые и множественные нарушения развития — это наиболее сложная категория учащихся. Дети данной категории обучаются только по СИПР, но это не значит, что СИПР не может быть разработан для любого обучающегося с ОВЗ.
Первая и основная цель СИПР — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Второй целью реализации СИПР является формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности ребенка с ОВЗ – нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями, и овладение учебной деятельностью.
СИПР составляется на ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.
СИПР разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
1) Для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе ФГОС ОО УО (интеллектуальными нарушениями) вариант 2;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому;
3) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения;
4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
Согласно п. 2.9.1. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями структура СИПР включает 9 разделов (приложение 1):
1. Структура СИПР
2. Индивидуальные сведения о ребенке (персональные данные о ребенке и его родителях)
3. Психолого-педагогическая характеристика
Она составляется на основе психолого — педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с целью оценки актуального состояния развития обучающегося.
- особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
- состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
- характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами;
- особенности личности ребенка (со слов родителей);
- выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.
4. Индивидуальный учебный план
Индивидуальный учебный план отражает доступные для обучающегося приоритетные предметные области, учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося. Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (год).
Индивидуальный образовательный маршрут:
Преобладающая форма работы; Особенности коммуникации; Самостоятельная активность; Особенности поведения; Соматические особенности здоровья; Навыки самообслуживания; Особенности питания; Особые условия нахождения, обучающегося в классе\на занятии; Режим посещения школы.
5. Содержание образования
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий; нравственного воспитания; формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся; внеурочной деятельности), которые актуальны для образования, конкретного обучающегося и включены в его индивидуальный учебный план. Задачи возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на один учебный год.
5.1. Базовые учебные действия
5.2. Содержание учебных предметов и коррекционных занятий
5.3. Психолого-педагогическое сопровождение
5.4. Нравственное развитие
5.5. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
5.6. Внеурочная деятельность
6. Специалисты, участвующие в реализации СИПР
7. Программа сотрудничества с семьей
Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося содержит задачи, включающие повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей и конструктивное взаимодействие со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем семьи.
8. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов
Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальные средства реабилитации, необходимых для реализации СИПР.
9. Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. На основе мониторинга, вносятся изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу для конкретного ребенка с ОВЗ. По завершению учебного года проводится индивидуальная встреча с родителями для определения дальнейших форм работы с ребёнком и даются рекомендации, советы и консультации.
Общий вывод, СИПР:
- Оптимизирует коррекционный процесс;
- Обеспечивает действенное, эффективное взаимодействие специалистов и педагогов;
- Обеспечивает каждому ребенку адекватный для него темп и способы усвоения навыков, умений и знаний;
- Позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей работы;
- Повышает мотивацию и педагогическую компетентность у родителей;
Вы можете ознакомиться с вариантом заполнения СИПРа из моего личного педагогического опыта (приложение 2).
Вся информация, представленная в СИПРе не является представлением персональных данных конкретного обучающегося.
Источник
Что такое СИПР и причем здесь дети с тяжелыми нарушениями? Вопросы и ответы
СИПР, это вообще о чём?
СИПР – это, прежде всего, о сложных ребятишках. Что значит сложных? Это дети с умеренной или более тяжёлой умственной отсталостью, часто с сочетанным диагнозом: РАС, ДЦП, нарушение зрения, нарушение поведения (т.е. с тяжелыми множественными нарушениями развития). В основном это дети с отсутствием речи, отсутствием понимания речи, вокализациями, эхолалиями или элементарным звукоподражанием, с отсутствием целенаправленной деятельности. Они обучаются в коррекционной школе по 2 варианту программы.
Когда вы, уважаемые родители, отдаёте ребёнка в школу, педагоги, скорее всего, будут писать на него этот самый СИПР.
Что же это такое?
СИПР — это специальная индивидуальная программа развития. Учитель-дефектолог, составляя такую программу, должен взаимодействовать с вами (с родителями), уточняя навыки и умения ребёнка, его актуальный уровень развития, для того, чтобы выстроить максимально эффективную коррекционную программу именно для вашего ребёнка. Родителям, как и педагогам, в таком случае нужно быть максимально объективными, чтобы не требовать от ребёнка невозможного, иначе обучение не принесёт никакой пользы. Так что вы, уважаемые родители, зная особенности и возможности вашего ребенка, вполне можете требовать от педагогов разработки СИПРа, потому что «много предметов» — в случае с детьми с тяжелыми нарушениями развития — не есть хорошо.
Для каких категорий обучающихся пишется СИПР?
СИПР пишется для детей, обучающихся по 2 варианту программы специальной коррекционной школы, а также для детей, обучающихся на дому по медицинским показаниям, или в результате тяжелых нарушений поведения.
Разработка СИПР не предполагает обязательного индивидуального обучения. Ребенок также может обучаться в классе с другими детьми, осваивая свою индивидуальную программу (правда на практике это реализовать очень сложно, в силу различных индивидуальных особенностей и возможностей таких ребятишек, и отсутствии тьютора).
Почему нельзя учить всех детей просто по программе 2 варианта?
Потому что эта программа общая, и она не учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка.
СИПР помогает:
- Снизить ежедневную и еженедельную нагрузку на ребёнка, если стандартная для него слишком велика
- Скорректировать учебный план ребёнка: убрав из него те предметы, которые он не может освоить в силу своих особенностей, и добавив такие, которые на данном этапе обучения принесут наибольшую пользу ребёнку и продвинут его в плане развития.
К примеру, если у ребёнка отсутствует целенаправленная деятельность, он не может сконцентрировать внимание на вас, на предмете или на игрушке, и соответственно, он не говорит – то, например, такой предмет, как математические представления (изучение цвета, формы, величины), на этом этапе для ребёнка будет абсолютно бессмысленнен*. Потому что ребёнок, попросту говоря, ещё к нему готов, не сформированы предпосылки для его освоения.
*Об эффективности классно-урочной системы для таких ребятишек и оснащении кабинетов большинства коррекционных школ я писала здесь.
В СИПР никогда не включаются все предметы, которые есть в общей программе 2 варианта, иначе будет нарушено право ребенка на доступное образование. Всегда исключаются те предметы, которые ребенок на данном этапе развития усвоить не может. Но обязательно сохраняются и включаются в учебный план все коррекционные курсы: альтернативная коммуникация (занятия с логопедом), сенсорное развитие (занятия с психологом), предметно-практические действия и двигательное развитие. Возможно такое построение программы, при котором учебный план будет состоять в основном из коррекционных курсов.
Кто разрабатывает СИПР?
СИПР составляют специалисты образовательной организации, которые будут взаимодействовать с ребенком в рамках его обучения и развития. Это такие специалисты, как: учитель-дефектолог, логопед, психолог, учитель физкультуры (АФК), учитель музыки, тьютор (если он есть), также привлекаются родители ребенка. Если ребенок находится на домашнем обучении, то СИПР составляется только учителем-дефектологом, который прикрепляется к этому и ребенку и обучает его на дому. Другие специалисты к обучающемуся на дому ребенку не приходят.
Разработка СИПР происходит по такому плану:
- Проводится психолого-педагогическая диагностика ребенка
- Специалисты коррекционной школы обсуждают результаты диагностики и разрабатывают СИПР
- СИПР представляется родителям для ознакомления
- Специалисты обсуждают с родителями составленную программу, подписывают протокол о совместной работе по реализации этой программы.
- Ребенок начинает обучение по составленной программе.
На какой срок составляется СИПР?
СИПР составляется индивидуально на каждого ребенка, сроком на 1 год. В него включаются (должны включаться) только те предметы, которые ребенок может освоить на данном этапе. Почему всего на 1 год? Потому что дефектолог, обучая такого ребенка по составленной программе, смотрит на эффективность обучения и динамику развития ребенка. По результатам обучения, т.е. по прошествии года, дефектологу становится понятно, следует ли менять/корректировать эту программу, стоит ли включать в нее дополнительные предметы или наоборот убрать те, которые ребенок не осваивает в силу индивидуальных особенностей.
Что входит в СИПР?
В СИПР входят персональные данные о ребенке и его родителях, психолого-педагогическая характеристика ребенка, которая составляется учителем-дефектологом, пишутся цели и задачи обучения на год и составляется индивидуальный учебный план. Индивидуальный учебный план представляет собой списки тем, которые дефектолог должен изучить с ребенком по каждому предмету, а также расписание, составленное с учетом распределения нагрузки на ребенка и количества часов в неделю.
Также в СИПР входит программа сотрудничества с семьей, в которой прописываются мероприятия и различные формы взаимодействия образовательной организации и семьи ребенка.
Таким образом, СИПР — это изменённая и подстроенная именно под вашего ребёнка программа обучения (развития), составленная на основе программы 2 варианта для детей с нарушениями интеллекта. Она должна опираться на его реальный уровень, учитывать его психические и физические особенности, учитывать его утомляемость (за счёт уменьшения количества уроков в день).
Если у Вас появились какие-либо вопросы – задавайте, с удовольствием отвечу.
Источник