Валторна что это значит

Значение слова «валторна»

ВАЛТО́РНА, -ы, ж. Медный музыкальный духовой инструмент в виде спирально согнутой трубы с широким раструбом, отличающийся мягкостью и полнотой звука.

[От нем. Waldhorn — охотничий рог]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Валто́рна (от нем. Waldhorn — «лесной рог», итал. corno, англ. French horn, фр. cor ; иногда ошибочно переводится с английского языка как «французский рожок») — медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра.

Произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным инструментам, не имела вентилей и была натуральным инструментом с ограниченным звукорядом (так называемая «натуральная валторна», которую использовал ещё Бетховен).

ВАЛТО’РНА (волто́рна неправ.), ы, ж. [нем. Waldhorn] (муз.). Медный музыкальный духовой инструмент с мягким тембром.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

валто́рна

1. муз. музыкальный инструмент семейства медных духовых в виде спирально изогнутой трубы с широким раструбом ◆ Печально завывал капельмейстер; вторила ему, хотя немного отставая, флейта, играла с душою виолончель; но и только, вторая скрыпка, валторна и там ещё два какие-то инструмента были ниже всякой посредственности, но, впрочем, проиграли. А. Ф. Писемский, «Комик», 1851 г. ◆ Странным могло показаться то, что в промежутках чтения и музыки из комнаты артистов изредка доносились отрывистые звуки валторны; между тем этот инструмент так и остался без употребления. И. C. Тургенев, «Клара Милич», 1882 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Самое большое число музыкантов, составлявших оркестр, не превышало десяти ― двенадцати человек, причём валторны и литавры были главными инструментами. Е. П. Карнович, «Придворное кружево», 1884 г. (цитата из НКРЯ)

2. музыкант в оркестре, играющий на валторне [1.] ◆ Всё останавливается, и дирижёр, поворотившись к оркестру, набрасывается на валторну, браня его самыми грубыми словами, как бранятся извозчики, за то, что он взял не ту ноту. Лев Толстой, «Что такое искусство?» (цитата из Викитеки)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: изобретение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Валторна

Нотация (запись):
` иногда 1

Строй инструмента: » in F «

Транспонирует (звучит): на чистую квинту вниз от написанного

Валторна – медный духовой инструмент, который отличается от других подобных инструментов своим превосходным и мягким и туманным тоном, своим певучим и бархатным тембром. Тоновой регистр валторна басово-теноровый. В нижних тонах его звучание более грубый, при игре пиано певучий и мягкий, а в форте светлый и яркий. Это помогает инструменту передавать не только мрачное и грустное настроение, но и торжественное и радостное настроение.

Валторна дает возможность исполнить длинные ноты и мелодии широкого дыхания, так как расход воздуха здесь небольшой, но это не касается крайних регистров. Довольно долгое время валторны использовались только в натуральном виде, и на валторне именно в таком виде играл сам Бетховен, но начиная с начала XIX века больше используется валторны с вентилями. В натуральном виде инструмент был ограничен в своем звукорядом, как и другие духовые инструменты, которые не имели вентиля. С помощью вентиля можно играть весь звукоряд инструмента. Этот музыкальный инструмент стал известным с середины XVII века, когда его начали использовать в оркестре, долгое время валторна имела свое важное и довольно главное место в симфонических оркестрах, но сейчас этот инструмент к сожалению немного игнорируется. Это отношение связано с тем, что сейчас многие хотят, чтобы создался музыкальный инструмент, на котором можно будет сыграть всю натуральную гамму. Эту задачу более ли менее решил Адольф Сакс – изобретатель саксофона. Спустя некоторое время такие композиторы, как В. А. Моцарт и Й. Гайдн написали классические концерты, где солирующим инструментом стала валторна. С помощью этих концертов они раскрыли певучее звучание, и способность передать образы, которые полны задором и юмором.

Бетховен написал для этого инструмента сонату, с помощью чего хотел полностью раскрыть героическое начало с помощью звучания. Через некоторое время он решил подчеркнуть валторну в своих симфонических произведениях. Кроме этих композиторов обратили внимание на валторну М. И. Глинка, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Хачатурян. М. И. Глинка максимально довел звучание валторны к голосу человека.

Людвиг ван Бетховен — Соната F-dur, Op.17 для валторны и фортепиано
Исполняет Глеб Карпушкин (валторна)

Кроме симфонических и духовых оркестров этот инструмент используется также как сольный и ансамблевый инструмент. Валторну создали из охотничьего сигнального рога, что доказывает само имя, которое в переводе с немецкого означает «лесной рог». Это приводит к тому, что слушатели ассоциируют звучание инструмента с звуками природы, полей, лесов. Но валторна имеет мужское звучание, которое имеет в себе драматические оттенки. В звуках этого инструмента отражена его история, как в середине века именно с помощью валторны подавали сигналы начала рыцарских турниров. В это время было возможно исполнить всего 14-15 звуков. Охотничий рог стал натуральной валторной в 1750 г. с помощью музыканта по имени А. Й. Хампель. Хампель родом из Дрездена. Он первым опустил раструб валторны вниз, ведь до этого держали раструб только вверх, и начал вводить в него свою руку, с помощью чего высоту натуральных звуков стало возможно повышать и понижать. Внешний вид инструмента очень изменился. Сейчас он имеет вид металлической трубы, которая свернута в круг. Длина валторны больше трех метров. В центре этого круга находится вентильный механизм, который дает возможность понижать высоту натуральных звуков и регулировать длину воздушного столба. Музыканты, которые играют на этом инструменте кладут свою левую руку на его трех клавишах. С помощью 4-ой и 5-ой вентили можно намного облегчить процесс исполнения. Исполнителю мундштук, чтобы вдуть в валторну воздух. На этом инструменте обыкновенной исполнитель сможет издавать звуки натуральной гаммы. С помощью руки можно издать недостающие звуки хроматической и диатонической гаммы. Для этого исполнителю нужно вкладывать руку в нижнюю часть валторны, которая более расширенная. Эта часть называется устье. Звуки, которые можно издать таким способом наживаются закрытыми.

Длина трубки валторны зависит от строя инструмента – если строй высокий, то трубка короткая, а если строй низкий, то трубка соответственно длинная. Больше всего используются F, E, Es строи этого инструмента. Если музыканту нужно переменить стой инструмента, для этого они пользуются согнутыми трубками, которые называются кронами или машинками. Эти трубки делают трубу валторны более длинной. Все ноты натуральной гаммы доступны не на всех валторнах. Число доступных нот зависит от того, где находится строй инструмента – чем ниже строй, тем больше нот доступно.

На инструменте с тремя цилиндрами или с пистонами исполнителю дана возможность сыграть всю хроматическую гамму, без никаких закрытых звуков. Этот инструмент принадлежит к ряду транспортирующих инструментов. Это означает, что в произведении партия для валторны пишется в одно тональности, но исполняется эта партия в том ладу, в котором настроен инструмент. Сейчас этот инструмент более используется в строе F, также в духовых оркестрах используется в строе Es. Диапазон этого инструмента начинается от H1, то есть с си контроктавы, и доходит до f², то есть до фа второй октавы. Композиторы пишут ноты партии для этого инструмента в скрипичном ключе, и на квинту выше его действительного звучания, также пишется в басовом, но здесь на ниже своего действительного звучания на кварту. Раньше партии валторны нотировались вез всяких ключей.

Источник

Значение слова валторна

Словарь Ушакова

валт о рна (волторна неправ.), валторны, жен. (нем. Waldhorn) (муз.). Медный музыкальный духовой инструмент с мягким тембром.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Медный музыкальный духовой инструмент в виде спирально согнутой трубы с широким раструбом, отличающийся мягкостью и полнотой звука.

* Отец его играл на валторне, мать на арфе. // Тургенев. Дворянское гнездо // *

Словарь музыкальных терминов

(нем. Waldhorn — лесной рог) — медный духовой мундштуч­ный инструмент, с мягким, нежным тембром звука, напоминающим человеческий голос. Диапазон валторны in В — от H1 до f 2. Используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как сольный инстру­мент (концерты для валторны с оркестром писали В. А. Моцарт, К. Вебер, Р. Глиэр и др.).

Энциклопедический словарь

(от нем. Waldhorn, букв. — лесной рог, итал. corno), духовой музыкальный инструмент. Появился в кон. 17 в. в результате усовершенствования охотничьего рога. Современный тип валторны с вентилями создан в 1-й четв. 19 в.

Словарь Ожегова

ВАЛТОРНА, ы, ж. Духовой мундштучный музыкальный инструмент спирально согнутая медная труба с широким раструбом.

| прил. валторновый, ая, ое.

Словарь Ефремовой

ж.
Медный музыкальный духовой инструмент мягкого тембра в виде изогнутой спиралью
трубы с широким раструбом.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

или рог (corno — по-итальянски, cor — по-французски, Horn или Waldhorn — по-немецки) — музыкальный медный духовой инструмент, коническая трубка которого согнута. Рог — очень древнего происхождения. Им пользовались уже этруски и римляне. Длинная трубка первобытного рога имела форму дугообразную, в виде рога животных. В конце XVII столетия во Франции этот инструмент получил форму круга. Для удобства играющего трубку сгибали кругом в несколько оборотов. В таком виде витой рог назывался Cor de chasse. Из Франции он перешел в Германию, где долго применялся для сигналов на охоте. Позже он введен в военный оркестр, а с XVIII столетия — и в театральный. При императоре Петре Великом этот инструмент встречается в оркестре, игравшем на ассамблеях. При императрице Елисавете был составлен богемским музыкантом Марешом оркестр из играющих на охотничьих рогах. В этот оркестр роговой музыки входили рога разных величин, от самых малых до самых больших, помещавшихся на подставках. Каждый рог издавал только один звук, высокий или низкий, сообразно размерам инструмента. Рога были прямые. Полный состав таких инструментов роговой музыки хранится в помещении придворного оркестра в Петербурге. Согнутый рог, применяемый в войсках, получил в позднейшее время овальную форму. В иностранных войсках трубка имеет один загиб и довольно большие размеры. В русских войсках сигнальный рожок гораздо меньше и трубка загнута в несколько оборотов. Звуковой объем этих инструментов ограничен. Среди рогов или валторн, применяемых в оркестре, следует различать валторны обыкновенные или натуральные и валторны с пистонами (стоячими вентилями) или цилиндрами (лежачими вентилями). На валторне обыкновенной играющий может издавать ряд звуков натуральной гаммы.

Недостающие звуки диатонической гаммы и хроматической получаются посредством руки, вкладываемой играющим в нижнюю, более расширенную часть инструмента (устье). Такие звуки называются закрытыми. При высоком строе В. длина трубки короче, при низком — длиннее. Наиболее употребительные строи валторны: F, E, E s. Чтобы переменить строй В., пользуются добавочными согнутыми трубками, которые удлиняют трубку валторны и называются машинками или кронами. Не на каждой валторне можно брать все ноты натуральной гаммы. Чем ниже строй В., тем число доступных нот увеличивается. На валторне с тремя пистонами (см. это слово) или с цилиндрами (см. это слово) играющий может получить полную хроматическую гамму, без закрытых звуков. Валторна принадлежит к разряду инструментов транспонирующих, т. е. ее партия пишется в ладу C, а исполняется в том ладу, в котором валторна настроена. Звуки валторны имеют характер туманный; они благородны, певучи, поэтичны. Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наиболее мягким звуковым характером. Этот инструмент — один из необходимейших в симфоническом оркестре.

Источник

Валторна что это значит

Интересно, но факт…

В 2007 году валторна была занесена в «Книгу рекордов Гиннесса»

как самый сложный для музыканта — исполнителя инструмент.

corno (итал.), Waldhorn (нем.- лесной рог), french horn (англ.)

Медный духовой инструмент тенорового регистра, ведущий происхождение от старинного охотничьего рога. Инструмент представляет собой длинную узкоканальную трубку, свернутую спиралеобразно и завершающуюся широким раструбом. Ранние образцы валторн не имели вентильного механизма, располагали лишь звуками натурального звукоряда, строй их зависел от длины трубки. Однако ряд «промежуточных» звуков удавалось извлекать, вводя кисть правой руки в отверстие раструба.

Валторна по своей тесситуре ниже трубы, но в группе медных духовых инструментов записывается на более высокой строчке партитуры. По своему тембру она прекрасно связывает деревянную группу с медной и является как бы переходным инструментом. По этим причинам во многих партитурах 18 века валторны помещались в группе деревянных духовых инструментов над фаготами.

Из всех медных духовых инструментов валторна отличается наибольшим диапазоном, так как при узкой мензуре и большой длине трубки на ней возможно получить натуральную скалу от 2-го до 16-го обертона.

Диапазон валторны по действительному звучанию — от H1 (си контроктавы) до f2 (фа второй октавы) со всеми промежуточными звуками по хроматическому звукоряду.

Тембр валторны — несколько грубоватый в нижнем регистре, в среднем и верхнем регистре — мягкий, певучий на пиано, светлый и яркий на форте, богатый красками. Велики и динамические возможности инструмента: от нежнейшего пианиссимо до мощного форте. Используется специальный прием игры «раструбом вверх», при котором достигается наибольшая сила звучания. Роль сурдины обычно выполняет свободная правая рука исполнителя: звучание инструмента при этом резко меняется, приобретая таинственную, зловещую окраску.

Этот инструмент принадлежит к ряду транспортирующих инструментов. Это означает, что в произведении партия для валторны пишется в одной тональности, но при исполнении звучит другая тональность. В настоящее время валторна применяется главным образом in F (в строе Фа), в духовых оркестрах также in Es (в строе Ми-бемоль). Партия валторны in F пишется в скрипичном ключе на квинту выше действительного звучания, а в басовом — на кварту ниже действительного звучания. Раньше партии валторны нотировались без всяких ключей.

В эпоху Средних веков валторна не считалась музыкальным инструментом. Каждый воин имел свой собственный рог и многие из них были вооружены так, что могли трубить в свой рог не снимая шлема. Средневековый рог был в таком почёте, что даже высокопоставленные дамы нередко пользовались им, а Анна Бретанская (1476-1514) владела разукрашенным золотыми украшениями рогом, который носила у себя на поясе. Словом, рог в те времена был непременным участником сражений, турниров и псовых охот. Он вдохновлял участников боя и развлекал обитателей средневековых замков. Он служил также благородным призывом к столу сотрапезников.

Старинный рог был известен и в Европе, и на Востоке. В разных странах он имел разную форму, изготовлялся из различных материалов. История сохранила сведения о роге рыцарей, выточенном из слоновой кости. Назывался он «олифаном». Звук «олифана» обладал такою мощью, что Шарлёмань (742-814), услыхав призыв о помощи Роланда, оказавшегося в беде далеко в горах Пиренейского перешейка, поспешил к нему на помощь. Роланд в своей смертельной тоске так неистово трубил, что жилы его шеи лопнули, а рог раскололся надвое. Много лет спустя, этот рог был похищен Карлом IV (1316-1378) и водворён в сокровищнице Собора святого Витта в Праге. Материалы, из которых выделывались старинные рога, были недолговечными и потому мало пригодными для повседневного применения. В связи с этим мастера всё больше склонялись в пользу металла и в конце концов пришли к мысли подражать в своём производстве рогам животных. На протяжении четырёх столетий — с XII века до конца XVI — они неизменно выделывали свои рога в очертаниях не очень искривлённых. Только с началом XVII столетия рог принял современный вид и стал называться «простым рогом» или «натуральной валторной». Простейшей разновидностью натуральной валторны были «охотничьи рога», известные в истории оркестровки под именем trompes de chasse. Их металлическая трубка имела коническое сечение и, начинаясь отверстием в 0,8 сантиметров, достигала у раструба почти 30 сантиметров. Длина такого рога обычно колебалась между тремя метрами для самого высокого строя и пятью метрами- для самого низкого. Наибольшим распространением пользовались охотничьи рога в строях До, Ре и Ми-бемоль, а количество хорошо звучащих звуков не превышало десяти. Звучность этих «охотничьих рогов» была необыкновенной. Их звук разносился далеко по округе, и ими обычно пользовались при травле «большого» зверя: оленя, лани, косули, серны, вепря, волка или лисицы. Россини увековечил в одном из своих произведений «охотничий сбор», звучавший на этих старинных инструментах восхитительно.

Первым композитором, применившим в оркестре «охотничьи рога» парами, был Иоган-Иозэф Фукс (1660- 1741). Однако, во Франции «охотничий рог», как оркестровый инструмент-soto, появился значительно раньше и есть указание, что уже в 1664 году им воспользовался Жан-Батист Люлли в опере Princesse d’Elide.

Благодаря валторнисту-виртуозу Антону-Иозэфу Хамплю (1700- 1771), состоявшему музыкантом при Дрезденском дворе, звукоряд инструмента был расширен за счет «закрытых звуков». Хампль установил, что при закрытии раструба валторны рукой, звукоряд переместился на полутон вверх. Отныне охотничий рог стал именоваться сначала «ручным рогом», а немногим позже, когда в употребление вошли «дополнительные трубки» или «кроны», — «натуральным рогом» или натуральной валторной. Впервые хроматическая валторна упоминается в конце 1818 года. Ее смастерили немецкие умельцы Штёльцель и Брюмель.

С изобретением вентильного механизма (начало XIX века) технические возможности валторны возросли. На валторне прекрасно звучат гибкие, пластичные мелодии широкого дыхания. Хорошо удаются скачки, трели, staccato , повторы одного звука. Если не считать крайних регистров, она не требует большого расхода воздуха.

В классическом оркестре 2 пары валторн. Они предназначены для того, чтобы усилить или даже заменить деревянные духовые инструменты. Первый и третий валторнисты специализируются на звуках высокого регистра, второй и четвертый – низкого.

Источник

Читайте также:  Интенсифицирует что это значит
Оцените статью