Ваххабит что это значит

Кто такие ваххабиты?

Сегодня в мире почти не осталось, очевидно, человека, который не слышал бы о смутах и бедах, причиняемых ваххабитами. Однако ещё не все способны их различать от обычных мусульман. Некоторые даже думают, что они (ваххабиты) стремятся к очищению Ислама.

Люди часто спрашивают, кто такие ваххабиты, и в чем разница между ними и ахлу Сунна (мусульманами, придерживающимися пути Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и истинных имамов). Человек, который прочитает данную книгу, с позволения Всевышнего получит вполне удовлетворяющий ответ на все эти вопросы.

Ваххабиты — это люди, искажающие истинный смысл Корана и хадисов, переводя и толкуя их по своему усмотрению. Они часто неверно цитируют Коран и хадисы, изымая слова из контекста, или предают забвению те или иные аяты Корана и хадисы, которые явно опровергают их утверждения, или же не признают эти хадисы, называя их «слабыми». Ваххабиты это те, кто идут по пути уничтожения Ислама изнутри, искажая истинный смысл Корана и хадисов.

Представляя Коран и хадисы в искаженном виде, они утверждают, что у Аллаха есть органы (части тела); что Он находится над ‘Аршем, на небесах; что просить Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о заступничестве (шафа‘ате) есть неверие и многобожие (куфр и ширк); что запрещено (харам) посещать могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); что мусульмане сбились с правильного пути из-за того, что чрезмерно хвалят Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), что если сказать ему «саййидуна» (наш господин), то это приведет к куфру (неверию), что те, кто, обращаясь к Аллаху просят, делают ду‘а, повернувшись к могиле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), оказывая ему почтение, совершают ширк (многобожие, идолопоклоничество) и т.д. Некоторые ваххабиты дошли до того, что стали говорить о необходимости вынести могилу Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из мечети в Медине. Именно так пишет один из их предводителей Насируддин Албани в книге «Ахкам аль-джанаиз». А в книге «Хаджату Ннабии», он утверждает, что одним из заблуждений и нововведений в Медине является оставление могилы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) внутри мечети.

Читайте также:  Тату че гевара что значит

Ваххабиты разрушили и уничтожили могилы (зияраты) многих ученых-богословов, любимцев Аллаха — авлия‘, асхабов и даже родственников и жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Дошло до того, что они разрушили дом Хадиджи, самой любимой жены Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и матери всех верующих, куда в свое время ниспосылались Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) откровения от Аллаха. На месте разрушенного дома построили туалеты (см. книгу «Насихатун лиихванина ‘уламаи Наджди», стр. 60).

Ваххабиты утверждают, что будто бы у авлия‘ (святых, приближенных к Аллаху) не бывает караматов. Они говорят, что пользы от палки (трости) больше, нежели от умершего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ваххабиты запрещают коллективное зикру (поминание Аллаха), говоря, что это нововведение. Даже говорят, что нельзя поминать Всевышнего словами «Аллаh, Аллаh». Также они утверждают, что умышленно пропущенные намазы возмещать не нужно. Запрещают делать ду‘а, просить у Аллаха прощения грехов умерших, называя это также нововведением. Они отрицают необходимость следования мазхабам, говоря, что имамы этих мазхабов такие же простые люди, как и мы, и что нам самим можно вынести решения непосредственно из Корана и Сунны по своему усмотрению. Они утверждают, что Коран они (ваххабиты) понимают лучше и глубже, нежели асхабы (сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), поскольку в то время не было исламских институтов, а сейчас есть.

Также они утверждают, что каждый по своему усмотрению и исходя из собственного мнения может толковать Коран и хадисы, и принимать решение и что не нужно следовать за имамами. Они утверждают, что богословские книги великих ученых истлели от давности, и поэтому нельзя следовать им. Несмотря на то, что Шариат запрещает запирать мечети на ночь, они закрывают мечеть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в Медине, чтобы люди не проводили там ночи в богослужениях. Запрещают давать уроки Ислама в Мекке и Медине тем, кто не исповедует ваххабизм. Также утверждают, что у нынешних мусульман ширк более тягчайший, нежели чем у идолопоклонников предыдущих веков. Они утверждают, что уже после третьего века мусульмане утонули в океане многобожия, (см. книгу «Мухаммад ибну Абдульваххаб», стр. 7-10). Ваххабиты запрещают читать книгу «Далаилуль хайрат» (это книга, где написаны салаваты Пророку, (да благословит его Аллах и приветствует). Мавлиды, на которых восхваляется Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), называют нововведением. Запрещают читать ду‘а «Аль-Кунут» (Махдина) при совершении утреннего намаза. Обвиняют в неверии последователей суфизма и не признают убеждения имама Аш‘ари.

Читайте также:  Хонингование что это значит

Они называют тарикат (путь познания Аллаха) путем шайтана, устазов — наставников — идолами, а их мюридов – идолопоклонниками, отрицают чтение ду‘а «Амин раббаль ‘аламин» после суры «Аль-Фатиха». Во время намаза, читая молитву «Аттахийяту», до конца чтения шевелят указательным пальцем, постукивая по бедру. Стоя в намазе, ноги расставляют чуть ли не на метр и наступают на ноги рядом стоящих, утверждая, что ряды молящихся должны быть плотными. Утверждают, что намаз совершать лучше без тюбетейки и вообще без головного убора. Называют многобожием, если кто-то просит баракат (благодать) и помощь у Аллаха ради его приближенных, таких как духовные наставники, авлия, пророки (мир им). Утверждают, что Аллах не дает тайные знания пророкам и авлия. Талисманы, которыми пользуются мусульмане, где написаны аяты священного Корана, называют идолами. Запрещают вставать и оказывать почтение уважаемым людям или старшим. Запрещают целовать руку в знак почтения богобоязненным, уважаемым людям. Человек, совершивший большой грех, по их мнению, сразу же становится кафиром, а его брак с супругой считается недействительным.

Они говорят о недозволенности исполнения мюридами зикра, салавата в определенном количестве, указанном их устазом. Осуждают частое поминание Всевышнего, т.е. зикру, говоря, что от этого люди с ума сходят. Запрещают вообще выходить в путь для посещения зияратов и могил. Не признают существование святых людей таких, как будалаи, автады. Запрещают поднимать руки для ду‘а как при чтении суры «АльФатиха». Запрещают читать салават (восхваление) Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) после чтения азана (призыва к намазу). В конце ду‘а запрещают читать «АльФатиха», запрещают надевать брюки со штанинами ниже щиколоток. Запрещают после намаза громко читать азкары (специальные молитвы, читаемые после намаза). Утверждают, что любить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) необязательно и что слова «любить Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) означают только лишь следование ему.

Запрещают совершать обряд искат. Утверждают, что если человек, находясь на одном месте, три или больше раз скажет «талак» (даст полный развод), то полный развод не получается. Запрещают совершать обеденный намаз после пятничного намаза, говоря, что это получается как шестой фарз. Утверждают, что собираться в ночь Бараат в середине месяца ша‘бан для совершения ду‘а и богослужений является бид‘а (запретным). Утверждают, что они на истинном пути, поскольку их меньшинство, а остальные мусульмане якобы на ложном пути, ибо их большинство.

Утверждают, что тарикат тянет Ислам назад, высмеивают книгу имама аль-Газали «Ихья‘». Утверждают, что якобы асхабы (сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стали кафирами из-за нескольких слов, сказанных в шутку. Утверждают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в ночь вознесения Ми‘радж не видел Всевышнего Аллаха. Утверждают, что родители Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) — это обитатели Ада. Все хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которые опровергают их мысли и убеждения, они называют слабыми и недостоверными и не признают их. Утверждают, что находят ширк и куфру в словах таких великих людей, известных во всем исламском мире, как: ‘Абдуль Кадир Гилани, имам аль-Газали, Раби‘ату аль-‘Адавият, имам Ша‘рани, Бусири, Мухаммад аль-Джазули, Джалалуддин Руми и др. (см. книгу Джамиля Зину «Суфият»).

Где бы ваххабиты не появились, там они сеют смуту среди людей, стравливают простой народ с представителями власти, таким образом, нарушая закон и порядок в этих странах. Из-за их деятельности у людей всего мира складывается мнение об Исламе как об экстремисткой, жестокой, агресивной и дикой религии. Они, ведя людей к нововведениям и заблуждениям, утверждают, что призывают к очищению Ислама, основываясь на Коране и хадисах. Прикрываясь именем Ислама и лозунгами джихада, они изнутри разрушают Ислам и продают его за доллары.

Кроме выше перечисленых есть ещё много признаков, отличающих ваххабитов от большинства мусульман, то есть людей ахлу-Сунна ва аль-джамаа. Эта книга, опираясь на достоверные доказательства, взятые из Корана и хадисов, а также на высказывания сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), табиинов, имамов и шариатские решения великих учёных-богословов, полностью изобличает ложность и пагубность ваххабитской идеологии.

Данная книга написана в виде ответов на вопросы, затрагиваемые ваххабитами. Вопросы, связанные между собой, мы свели в отдельные главы. В конце книги приведена краткая история возникновения ваххабизма и некоторые документальные факты связанные с их деятельностью.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Ваххабизм

Ваххаби́зм (от араб. الوهابية ‎‎) — религиозно-политическое движение в исламе, признанное сектой во многих странах и являющееся официальной идеологией Саудовской Аравии, сформировавшееся в XVIII веке. Термин «Ваххабизм» назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими (1703—1792), являющегося последователем Ибн Таймийа (1263—1328). Как правило сторонники его идей сами называют себя салафитами [1] .

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда («Ас-Саляф ас-Салих»), и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне ересью.

C точки зрения некоторых этнографов, ваххабиты — сравнительно новое течение, вызванное обострением социально-экономических и политических условий между частью бедуинского населения, а также части религиозных деятелей, выразившееся как протест против богатства городских жителей и богачей. [2] Также движение сыграло значительную роль в освободительной войне против Турции. [3]

Движение было принято принцем Абдель Азиз ибн Саудом, впоследствии основателем и первым королём Саудовской Аравии (1932—1953). В результате чего ваххабизм стал господствующей исламской доктриной в данной стране. Сейчас называют себя «Саляфами», хотя сами имеют убеждения секты учения Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба ат-Тамими.

Содержание

Терминология

Школа получила название от имени основателя — Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаб ибн Сулейман аль-Мушраф ат-Тамими (араб. محمد بن عبد الوهاب بن سليمان آل مشرف التميمي).

Сами представители данного течения отрицают зачастую данное именование, указывая, что являются салафитами, они не считают своё движение политическим, а только религиозным. [4]

История ваххабитского движения

Аравия накануне возникновения учения

Историк Алексей Михайлович Васильев считает что вопрос о возникновении ваххабизма следует искать в изучении аравийского общества. [5] Важным было замедленное развитие, что было обусловлено узостью производственной базы, неблагоприятные условия для ведения сельскохозяйственных работ: с одной стороны такие явления как засуха, с другой проливные дожди, когда мощные сели уносили верхний слой вместе с посевами. [6]

Также следует упомянуть отсутствие централизации ирригационного хозяйства, ввиду отсутствия общего земледелия (разобщённость оазисов).

Кочевое и полукочевое скотоводство в Аравии

Поскольку ваххабитское движение получило огромное развитие среди бедуинов, то рассмотрение их исторического развития является одним из наиболее важных. Так С. А. Токарев писал [7] :

Среди бедуинов Аравии в XVIII в. возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдель Ваххаба), в котором отразился стихийный протест кочевников против богатства и роскоши городских купцов и богачей.

А. М. Васильев указывает на два типа людей ведущих кочевое и полукочевое хозяйство:

  • Кочевники-верблюдоводы
  • Полукочевники-овцеводы (полукочевники из-за ограниченности перехода по безводной местности) [8]

Социальное расслоение арабов Аравийского полуострова

По свидетельствам источников 18 в. наиболее низкими показателями по благосостоянию были у кочевников, впрочем, положение оседлых земледельцев было не многим лучше. [9] Распространённым явлением стал захват частью знати водных и других источников, распространилось ростовщичество и налоговый гнёт. Несмотря на то, что ряд исследователей считали аравийское общество феодальным, во-многом, это положение вызывает сомнения. [10]

Прибавочный продукт

В современной этнографии сложилось понимание, озвученное Н. Н. Крадиным и его предшественниками. Прибавочный продукт у кочевых народов — как часть материального продукта (зерна, дерева и др.), добывающийся с помощью захвата населения в плен, с целью создания земледельческих оазисов [11] , захвата оседлых цивилизаций, либо через лиц, которые по той или иной причне переходили добровольно. Важным было собирание дани с подконтрольных крестьян и ремесленников, а также купцов. [12] Зачастую, именно этим фактором поясняется будущая дезинтеграция аравийского общества. Ведь часть бедуинских племён брала дань с оседлых племён, но с упадком торговли и власти Османской империи, доходы шейхов стали падать.

Таким образом, к XVIII веку на территории Аравийского полуострова не сложилось единого экономического пространства. Резко встал вопрос с одной стороны о разрешении данной ситуации, с другой — Аравия предоставилась сама себе, так как фактически Османская империя и Португалия не решали уже вопросы данного региона.

Обострение социально-политических вопросов. Междоусобицы

Из-за невозможности создания единого централизованного государства, уже во времена заката могущества Османской империи (конец XVII в.), на Аравийском полуострове всю большую роль начинают играть шерифы — клановые правители той или иной местности, фактически номинально зависящих от турецкой власти (только в Мекке было несколько шерифских семей, которые соперничали за власть над городом). [13] Противостояние между рядом регионов Центральной Аравии обострились. В результате выделяются следующие города, ставшие центрами претендующими на господство на полуострове Аяйна, Эд-Диръия, Эр-Рияд. Ситуация стабилизировалась лишь в период правления эмира Сауда ибн Мухаммада, но снова обострилась после его смерти.

К концу XVII, началу XVIII вв. фактически центральная часть Аравийского полуострова оказалась раздробленной, с непрекращающимися кровопролитными междоусобными войнами. Идеей соединения государства становится с одной стороны уменьшение поборов, власти шерифов и эмиров, а также защита от кочевников; с другой — мощная идеологическая основа, способная сплотить разрозненное общество. Им и становится ваххабизм. [14]

Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб. Становление учения ваххабизма

На момент возникновения ваххабитского движения на территории Аравии было множество мусульманских школ и течений, а также иудеи и христиане. На северо-восточных и восточных землях был распространён шиизм. Но одним из основных направлений (особенно в Хиджазе) была ханбалитская школа. Как отмечают многие исследователи, среди бедуинов ислам был не особо распространен. Швейцарский путешественник Буркхардт И. Л. писал также, что в пяти часах от Мекки есть могилы святых:

At five hours from Mekka, we passed a ruined building called El Meymounye, with the tomb of a saint, the dome of which was demolished by the Wahabys. Near it is a well of sweet water, and a small birket, or reservoir, built of stone: a little building annexed to the tomb serves as a sort of khan for travellers. For the first six hours from Mekka our road lay N.W., when we turned a steep hill, which caravans cannot cross, and proceeded N.N.W. to Wady Fatme, which we reached at the end of eight hours from Mekka, just at the first appearance of dawn.

Именно в данный период рождается Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб. О ранней жизни основателя ваххабизма известно сравнительно немного. Известно, что он родился в Аяйне (ар.) русск. в 1703 году, в семье кади Абд-аль-Ваххаба. [16] Рано женился (в 12 лет), после чего совершает паломничество в Мекку, а позже некоторое время проводит в Медине и Басре. Путешествия заканчиваются переселением будущего основателя течения в Хураймалу (ар.) русск. , куда бежит позже и его отец, попав в немилость к новому эмиру города Аяйне. Здесь Мухаммад начинает активно проповедовать свои идеи, а также пишет своё теологическое сочинение Книга единобожия(كتاب التوحيد), в которой отразились взгляды вероучителя, сложившиеся после изучения исламских и немусульманских концепций, а также отразились проблемы социально-экономического и политического характера современной теологу Аравии. [17]

Основные догматы

Ваххабиты считают запретным паломничество к могилам святых, которое они рассматривают как поклонение мертвым; совершение неверного, с их точки зрения, тавассуля; считают макрухом (нежелательным и порицаемым) отмечать день рождения пророка Мухаммада.

Однако, сами ваххабиты заявляют о неверном толковании своего учения и оспаривают заявления о своей нетерпимости и призывах к убийству любого «неверного и лицемера», приводя в качестве оправдания слова Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаба из послания к Абд ар-Рахману ас-Сувейди:

«И ополчились против нас с воинством шайтана, распространяя клевету, которую человек мыслящий постыдился бы пересказывать, не говоря уже о том, чтобы измыслить (в том числе и то, о чем вы упоминали), будто бы я объявляю всех людей неверными, кроме тех, кто последовал за мной. И будто бы я утверждаю, что ваши бракосочетания — недействительны. Удивительно, как подобное могло прийти на ум человеку мыслящему? Чьи это слова — мусульманина или неверного? Человека здравомыслящего или безумца?». (Собрание сочинений Шейха, 36\5)

В послании шерифу Мекки, отвечая на его вопрос относительно объявления мусульман неверными, Мухаммад Ибн Абд аль-Ваххаб писал: «Ложью и клеветой, посредством которой людей отвращают от религии Аллаха и Его Посланника, являются россказни о том, что мы будто бы огульно объявляем людей неверными и предлагаем переселяться к нам тех, кто доказал свою веру; что будто бы объявляем неверными того, кто сам никого еще не обвинил в неверии и кто никого не убил(!!), и так далее, и тому подобное». (Собрание сочинений Шейха, 11\3)

Любое политическое разделение уммы (исламской нации) или гражданская война рассматриваются ваххабитами как фитна (раскольничество, нарушение исламского единства). По словам Ибн Абд Аль-Ваххаба, самая первая фитна произошла во время Халифата Али, когда его покинули хариджиты. Несмотря на это, приверженцы ваххабизма несколько раз в истории участвовали в вооружённых конфликтах и поднимали восстания против других мусульман.

  1. Строгое соблюдение принципа таухида;
  2. Отрицание новшеств в религии (бид’а); разделение понятия новшества на языковое и религиозное
  3. Критика всеобщего таклида (следование какому-либо одному мазхабу (школе Исламской правовой мысли)).
  4. Признание понимания саляфов («праведных предков») как единственно правильного в толковании атрибутов и имён Аллаха (отрицание иносказания в таких атрибутах как «йад» (рука), то есть утверждение, что все атрибуты Аллаха должны толковаться «как есть» без иносказаний и без уподобления сотворённому).

Очищение ислама

Главный догмат ваххабизма — вера в безусловно единого Бога (таухид). Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.

Ваххабиты отвергают различные, с их точки зрения, нововведения (бид’а), не дозволенные исламом. Салафиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком. Отрицают суфизм, который в Российской Федерации получил распространение на Северном Кавказе, где закрепились несколько суфийских тарикатов.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Критика ваххабизма в исламском мире

На протяжении всей истории своего существования ваххабизм подвергается серьёзной критике внутри исламского мира за присущие ему нетерпимость к чужим взглядам, излишнюю строгость нравов, негибкость и нетрадиционную трактовку некоторых положений вероубеждения.

Первыми противниками нового течения стали собственный отец и брат (сам исламский богослов и кади) Мухаммада ибн Абд-аль-Ваххаба, осудившие и не принявшие его учения.

В 1998 году, как часть кампании по уничтожению идолов, саудовские власти распорядились сравнять с землёй и залить бензином могилу матери пророка Мухаммеда Амины бинт Вахб, что привело к волне протестов и резкого осуждения среди мусульман во всём мире [18] .

В наши дни некоторые исламские лидеры, например, Высший исламский совет США (англ.) русск. и глава итальянских мусульман Абдул Хади Палацци заявляют, что ваххабизм является экстримистским еретическим движением, в основном по причине отрицания его приверженцами традиционных суфийских учений и толкований [19] [20] .

Раскол в исламе

Борьба за очищение ислама и догмат отрицания почитания любых авторитетов, кроме Аллаха, вызывали в Центральной Аравии в XIX веке ваххабитские восстания, в ходе которых ваххабиты разгромили постройки над могилами ученых, которым якобы поклонялись суфии (сами могилы не были разрушены). Самые крупные ваххабитские восстания были в Медине и Мекке. Вскоре ваххабитские восстания в крупных городах были подавлены, лишь в маленьких поселках они продолжали своё существование.

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Ваххабизм в России

В 1980-е годы среди советских мусульман стали распространяться идеи исламского фундаментализма. Сторонники «чистого ислама», как они себя называли, заметно выделялись из основной массы верующих активным неприятием «безбожного» общества, оппозицией к «официальному» мусульманскому духовенству и критическим отношением к «народному исламу». За ними прочно закрепилось наименование «ваххабитов», хотя они таковыми себя не считали и в отличие от «истинных» ваххабитов они не принадлежали к ханбалитскому мазхабу. В 1990-е годы Северный Кавказ стал тем регионом России, где конфронтация между сторонниками «чистого» и «традиционного» ислама стала наиболее острой. [21]

Висхан Халидов отмечает, что «центральное место в идейной платформе сторонников ваххабизма занимает концепция непризнания любой власти, отходящей от предписаний шариата» [22] .

В Дагестане

В начале 1990-х в Дагестане обострились отношения между приверженцами традиционного для данного региона суфизма и «ваххабитами». Лидером дагестанских ваххабитов долгое время считался Багаутдин Кебедов. На 16 сентября 1999 года ваххабитской территорией считалась Кадарская зона. Народным Собранием Республики Дагестан был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» [23] , а в 1999 многие ваххабиты приняли участие во вторжении боевиков ваххабитов из Чечни в Дагестан.

В Чечне

В межвоенной Чечне центром «ваххабизма» считался Урус-Мартан, в котором находился джамаат Рамзана Ахмадова. В 1998 в Гудермесе произошло вооруженное столкновение между бойцами Арби Бараева и членами «Национальной гвардии» Сулима Ямадаева. 25 июля 1998 года по инициативе муфтия Ахмада Кадырова в Грозном прошел съезд членов ДУМДов из разных регионов Кавказа, на котором прозвучало осуждение ваххабизма, указом президента республики ваххабизм был объявлен вне закона, несколько ваххабитских миссионеров-иорданцев выдворено из страны [24] [25] .

В Татарстане

С начала 90-х в Татарстан медленно, но верно проникает идеология ваххабизма. Во многом это происходит из-за миграции с Северного Кавказа, но в первую очередь из-за поддержки из-за рубежа (Саудовской Аравии и Катара). Кульминацией противостояния с традиционным исламом в Татарстане стало убийство летом 2012 г. имама Валиуллы Якупова и покушение на муфтия Татарстана Ильдуса Файзова. Оба религиозных деятеля пытались ограничить распостранение чужеродной Татарстану идеологии. Валиулла Якупов посмертно награждён Орденом Мужества.

Источник

Оцените статью