Урок орксэ что значит быть нравственным

Урок ОРКСЭ «Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности»

    ознакомить с понятием “нравственность”, “золотое правило нравственности”;
  • развитие понимания значения нравственности;
  • формирование ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие культуры речи;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации и статья в пособии для учащихся; проектор и презентация, выполненная учителем.

1. Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания.

– Как вы поняли, что такое честь и достоинство?

– А какие примеры чести и достоинства привели ваши родители. Расскажите.

3. Подготовка к восприятию нового понятия (слайд 2). Приложение

– Подберите имя существительное, подходящее по смыслу к имени прилагательному золотой.

– Что может быть золотым?

– Каково прямое и переносное значение этого слова?

4. Формулировка темы урока, постановка задач урока.

5. Мотивация учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире. Рассказ учителя.

– Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветленный”. Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: “Не делай другим того, что сам считаешь злом” (слайд 3).

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не

делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, “чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших”. Конфуций говорил: “только добро ведет к счастью” (слайд 4).

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”. Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы тебе боль” (слайд 5).

В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди
(слайд 6)
.

– Вы услышали четыре истории. Каждый из мудрецов сформулировал правила, по которым нужно жить людям.

– Чему же учат эти правила, что их объединяет?

– Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно – относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Это и есть “золотое правило” нравственности, а следовательно, и этики (слайд 7).

6. Работа учащихся над осознанием “золотого правила” нравственности.

Учащиеся выполняют задание в группах:

– Необходимо придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Придумайте, что могло бы вас обидеть и чего бы вы не хотели получить по отношению к себе. Например, я не буду обзываться, потому что мне это бы не понравилось, если бы стали обзывать меня.

Обсуждение результатов работы в группах.

7. Работа с учебными пособиями.

На данном этапе работы проводится комментированное чтение статьи из учебника.

8. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: выписать “золотое правило” нравственности в положительной или отрицательной формулировке (в той, которая вам ближе и понятнее).

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

– Сопоставьте то, что вы узнали, с теми предположениями относительно “золотого правила” нравственности, которые были у вас.

– В чем вы были близки к формулировке “золотого правила” нравственности?

– Согласны ли вы с ними?

9. Обобщение урока.

10. Домашнее задание.

– Расспросите своих близких о том, какими принципами они руководствуются в жизни. Обсудите с ними, близко ли их жизненное правило “золотому правилу” нравственности.

Источник

Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ на тему «Что значит быть нравственным в наше время?»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Конспект урока в 4 классе по ОРКСЭ на тему «Что значит быть нравственным в наше время?». Презентация.

Скачать:

Вложение Размер
chto_znachit_byt_nravstvennym_v_nashe_vremya.docx 213.54 КБ
chto_znachit_byt_nravstvennym_v_nashe_vremya.pptx 333.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока 4 класс

Тема: «Что значит быть нравственным в наше время?»

Цель и задачи урока:

помочь учащимся осознать, что значит быть нравственным в наше время?

  • Создать условия для развития интереса к уроку ОРКСЭ; воспитывать у учащихся нравственно – эстетические чувства.
  • Содействовать формированию у учащихся развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию; формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, нравственным поступкам; умение оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
  • Способствовать формированию и развитию оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки; развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Предметные результаты: усвоение понятий: Этика, мораль и нравственность. Ситуация нравственного выбора.

личностный : понимание значения нравственности, морально ответственного поведения человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;

предметный : осознание обучающимися связи свободы и нравственного выбора, ответственности человека;

метапредметный : навыки смыслового чтения текста, выражение своего понимания прочитанного.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи

Оборудование: раздаточный материал памятка.

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, подарите частичку своего тепла, ведь все на земле начинается с улыбки. Закройте глаза и представьте себе яркое, теплое солнышко. Пусть лучи его согреют Вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности, и любви. Пошлите свет любви Вашим родным и друзьям. Улыбнитесь своим товарищам. Дарите радость людям, будьте сами источником света, добра и любви.

— Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

2. Актуализация знаний.

Однажды, встречая закат, я стояла у самой воды и долго смотрела на ту солнечную дорожку, которая протянулась от солнца к моим ногам. Зрелище завораживающее. Солнечные блики и шум моря притягивают. Так и хочется пойти по ней к солнцу.

Недалеко от меня были другие люди, которые тоже встречали закат. Глядя на них, я подумала о том, что перед каждым есть такая же солнечная дорожка. И каждый её воспринимает по-своему.

Так и в жизни. Каждый идёт своей дорогой, на которой встречается много разных людей. Мы не одиноки: живем в семье, ходим в школу, где рядом с нами наши сверстники. Каждый занимается своим делом, каждый ведет себя по-своему: кто-то хорошо, кто-то плохо.

-Как вы думаете, отчего это зависит? От поступков, поведения человека.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках, которые совершает человек каждый день. Узнаем, что значит быть нравственным в наше время?

— Прочитайте тему урока: Что значит быть нравственным в наше время?

4.Открытие новых знаний.

1. Как вы думаете, от какого слова произошло слово « нравственность», «мораль», «этика» ? (работа со словарями).

  • «нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
  • Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.
  • Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах.
  • Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

— Нравственность – это внутренние духовные качества человека. Правила поведения.

Класс делится на 2 группы.

Ситуация 1: Представьте себе, что вы добросовестный ученик, в понедельник у вас сложная контрольная по математике. Вы знаете, что можете получить «5», если будете заниматься в выходные. Оценки для вас небезразличны. И вдруг звонит ваш друг и говорит, что одноклассник устраивает вечеринку, на которую приглашены все «сливки» класса и вы в том числе. Если Вы останетесь дома заниматься, то друзья перестанут Вас уважать.

« Пошли, — говорит Ваш друг, — плевать на эту дурацкую контрольную. Кому она нужна?» Вы знаете, что друг прав, но все-таки считаете, что следует остаться дома и подготовиться к контрольной. Как вы поступите?

А) забываете о контрольной и идете с другом на вечеринку. Ваш друг прав, она действительно не так уж и важна.

Б) Вы идете на вечеринку, но мысль о том, что Вы не подготовились к контрольной , не дает Вам покоя. Вы рано уходите, хоть друзья Вас считают, что Вы попросту зануда.

В) Вы не идете на вечеринку. Контрольная действительно сложная, и Вам хочется доказать себе, что Вы можете с успехом решить её.

— Как можно противостоять отрицательному влиянию друга? (имея собственную точку зрения, следовать своим убеждениям)

Ситуация 2: Во время перемены вы с одноклассниками кидались портфелями. Именно Вы, ****** (имя ребенка) разбили окно. Вошел учитель. Никто из товарищей вас не выдал. Учитель сказал: «Я не буду выяснять, кто это сделал, но весь класс лишается экскурсионной поездки в город».

Вопросы воображаемому виновному ученику (обратиться к любому ученику):

— Что скажете сверстникам?

— Будете ли говорить с учителем? Если да, то, что скажете ему?

(после комментариев и ответов ребенка)

— Мог ли класс изменить ситуацию? Как вы должны были поступить, чтобы класс не лишился поездки?

— Что должен был почувствовать виновный?

Вывод: У вас проявляется ощущение чувства вины, умение нести ответственность за свои поступки, переживание чувства товарищества, критическое отношение к себе и своим поступкам.

Когда дух колеблется , можно любой малостью склонить его в ту или иную
сторону.

А трудно ли быть нравственным в наше время? Почему? Зависит ли это от века, в котором ты живёшь?

Мораль и нравственность – понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает «нравственность». Мораль – это система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу. Включая в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, доброту, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.

«Делай другим добро — будешь сам без беды».

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Приведите примеры из жизни.

« Не рой другому яму – сам в нее попадешь».

— Как вы понимаете эту пословицу?

— Приведите примеры из жизни.

— Какие нравственные поступки совершали вы?

Помогаем пожилым людям, чтим память погибшим в Великую Отечественную войну, принимаем участия в различных акциях…

5. Обратная связь.

Подчеркните в тексте те качества, которые нужны человеку.

Доброта отзывчивость грубость

Честность равнодушие трудолюбие

Смелость трусость лень

Злость внимательность вежливость

Лживость терпение уважение

милосердие откровенность доброжелательность

жадность скромность доверие

хамство скрытность черствость

жалость порядочность агрессивность

любовь дружба упрямство

— Что нового узнали на уроке?

— Что на уроке понравилось?

7. Домашнее задание.

  • Написать эссе „Легко ли совершать нравственные поступки?“;
  • Нарисовать абстракцию Как я представляю „нравственность “ и „безнравственность “.

Всегда и везде помни об основных нормах нравственности, регулирующих наши поступки!

  1. Ты живешь среди людей.
  2. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях.
  3. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно.
  4. Проверяй свои поступки вопросами: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?
  5. Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
  6. Ты пользуешься благами, созданными людьми.
  7. Люди дают тебе счастье.
  8. Плати им за это добро.
  9. Будь добрым и чутким к людям.
  10. Помогай слабым и беззащитным.
  11. Не причиняй людям зла.
  12. Будь человеком с добрым сердцем и чистой душой.
  13. Не будь равнодушным к злу.
  14. Борись против зла и обмана, несправедливости.
  15. Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.
  16. Запомни, человек есть не что иное, как ряд его поступков.
  17. Запомни: поступки человека лучшие переводчики его мыслей.
  18. Знай когда действовать и когда воздержаться от поступков.
  19. На словах все люди одинаковы, только поступки выявляют различия.
  20. Помни: наши поступки ассоциируются с нашей личностью и именем.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема : «Что значит быть нравственным в наше время ?»

«Нравственность » — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним . Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках.

Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах . Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos ( множ . число mores ), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика.

Нравственность – это внутренние духовные качества человека. Правила поведения.

Притча о добре и зле Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. – Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? – Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Когда дух колеблется , можно любой малостью склонить его в ту или иную сторону.

«Делай другим добро — будешь сам без беды». Как вы понимаете эту пословицу? Приведите примеры из жизни. « Не рой другому яму – сам в нее попадешь». Как вы понимаете эту пословицу? Приведите примеры из жизни.

Б росивший однажды- будет брошен Пусть не сразу, пусть гораздо позже, но поступок будет возвращён. Не простивший будет не прощён. Обманувший будет сам обманут. Никуда деяния не канут. Бумерангом будущее бьёт- всё твоё тебе же отдаёт.

Нравственные нормы и правила. Старайся делать добро. Люби и прощай людей. Бойся обидеть человека. Не ленись и не ищи оправдания своей лени. Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.

Источник

Читайте также:  Что значит движущие силы восстания
Оцените статью