Урок что значит быть честным

сценарий урока по Азбуке нравственности. Тема: «Что значит быть честным».
методическая разработка (2 класс) на тему

Методическая разработка урока Азбуки нравственности для 2 класса на тему: «Что значит быть честным»

Скачать:

Вложение Размер
urok_azbuki_nravstvennosti_korotkih_l.yu_._gbou_tso_1420.doc 75 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1420

Урок азбуки нравственности

в технологии деятельностного метода

Что значит быть честным

Коротких Лариса Юрьевна,

учитель начальных классов

Тема: Что значит быть честным. (2 класс)

Цель: показать, что такие человеческие качества, как честность и

правдивость – основа нравственного поведения человека.

  • сформировать представление о понятии честности и правдивости;
  • показать значимость честности в учебной деятельности, как личностного качества необходимого в процессе обучения;
  • развивать cпособность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса;

1. Мотивация к учебной деятельности.

Посмотрите, что я вам принесла. В руках у меня бусинки.

Я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше нравится. Я хочу подарить их вам. Рассмотрите ее, яркую, нарядную, сверкающую. А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите её в кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за что вы себя любите, уважаете. (Раздаю бусинки) Слайд 1.

Я смотрю на ваши улыбающиеся лица и замечаю, что в комнате стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь сердечные люди.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения.

  • Определите, что исчезло с этой картинки. (Мы не можем точно сказать.)
  • Почему? (Мы не знаем, что было на картинке.)
  • Что вам нужно, чтобы это определить? (Нам нужна картинка, которая была.)
  • А иначе у вас нет образца.
  • Для чего вам необходим образец. (Чтобы сравнить рисунки и найти чего не хватает.)
  • Найдите.
  • Чего не хватает? (Не хватает пера, ленточки на шляпе и бантика.)
  • Посмотрите еще раз на картинку. Кто знает, как зовут этого героя? (Его зовут Пиноккио.)
  • Какая у него есть особенность? (У Пиноккио может удлиняться нос.) Слайд 3.
  • Когда у него нос становился длиннее? (Когда он обманывал.)
  • Это положительное или отрицательное качество? (Отрицательное.)
  • Как называют людей, которые обманывают? (Обманщиками.)
  • А тех, которые не обманывают? (Их называют честными людьми.)
  • Скажите легко или трудно определить обманывает человек или нет?
  • Действительно непросто.
  • Как вы думаете, а кого может обидеть ложью обманщик? (Учителя, одноклассника, маму…)
  • Что вы повторили? (Что такое ложь, кого можно обидеть ложью, проверка по образцу…)
  • Ну вот, вы повторили все, что вам понадобится. И сейчас я вам предложу задание, которое вы попробуете выполнить.

Задание для пробного действия.

  • Я вам расскажу случай, который произошел на уроке. Вам надо определить честно поступил ученик или нет.
  • Как это бывает на уроке, ребята писали самостоятельную работу. Когда время закончилось, учитель раздал всем образец для проверки. Один ученик увидел в своей работе ошибку и решил быстренько ее исправить, будто ошибки вовсе не было.
  • Честно поступил ученик или нет? Слайд 4.
  • Нечестно по отношению к кому? Кого он обманул?
  • Поднимите руку те, у кого нет ответа.
  • А теперь поднимите руку те, у кого есть ответ.
  • Ты как считаешь? (…)
  • У кого другое мнение? (…)

Выслушать все варианты ответов, почему он так думает.

Если правильных ответов нет:

– Никто из вас не смог правильно определить, кого обманул ученик.

– Значит, вы, как настоящие ученики, испытали трудность. В чем же ваша трудность, что вы не смогли определить? (Мы не смогли определить, кого обманул ученик.)

Если правильные ответы есть:

– Встаньте те, кто абсолютно уверен в своем предположении.

– А ведь некоторые из вас правильно определили, кого обманул ученик. Значит, в чем вы не уверены? (Мы не уверены, что правильно определили, кого обманул ученик.)

  • Вы молодцы, поняли, в чем ваша трудность. Вам необходимо выяснить, почему эта трудность возникла.

3. Выявление причины затруднения.

— Давайте разбираться. Что вам надо было определить? (Нам надо было определить, кого обманул ученик.)

  • Почему вы не смогли определить? (Мы не знаем, какой ответ правильный.)

4. Проблемное объяснение нового знания.

— Какую цель вы перед собой поставите? (Нам надо было определить, кого обманывает человек, если он поступает нечестно.)

  • Тема нашего урока: «Что значит быть честным?» Слайд 5.
  • Какому важному качеству человека будет посвящен наш урок? (Честности)
  • Какое самое главное правило ученика? (Ученик должен делать все сам.)
  • А почему он должен делать все сам? (Только так он получит новые знания, получит результат.)
  • Значит, для кого он учится? (Для себя.)
  • Поэтому, скрыв свою ошибку, кого он обманул в первую очередь? (Себя.)
  • Как вы думаете, как это ему может навредить дальше? (…)
  • Кто из вас разобрался, зачем нужна ученику честность? Поднимите руку.

(Учитель составляет на доске эталон.) Слайд 6.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Работа в группе

— Мы часто говорим, что мир держится на справедливости и правде. Честность и правдивость – слова, которые очень близки к слову «честь».

— Что такое честность и правдивость? Слайд 7.

(Честный – проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный.

Честность – это соответствие дела данным обещаниям.

Правдивость – справедливость, честность.

Правдивый – любящий говорить правду, стремящийся к правде.)

— Кого мы называем честным человеком? (Честный человек не обманывает, не лжет. Если что – то случится, то он честно все расскажет…) .

Давайте, используя наш эталон, разберем еще один случай.

— Прочитайте текст и обсудите вопрос: кто из них обманул и кого? Слайд 8.

Работать будем в группе .

Вспомним правила работы в группе.

Свое несогласие высказывай вежливо.

Работать должен каждый на общий результат.

Один говорит, другие слушают.

Свое несогласие высказывай вежливо.

Если не понял, переспроси.

Распределите роли и прикрепите бейджи.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. Но однажды по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, и дети начали работать. Витя быстро справился с заданием и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке решение и бросил ему бумажный шарик. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял её, прочитал – и задача была решена….»

« Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь.

— Что он сделал? (списал)

— Как вы думаете почему?

— Как нужно было поступить?

— Если Гена списал у Вити. А что сделал Витя? (дал списать)

— В какой роли должен был выступить Витя? (учитель-помощник)

— Как нужно было поступить Вите?

— Получается, что Витя не помог, а Гена нуждался в помощи.

— Какой можно сделать вывод? (Не важно, списываешь ты или даешь списать, — ты обманываешь.)

— Как вы считаете, что же могло произойти дальше?

Обсудите в группе.

— Что же произошло дальше.

Чтение текста учителем до конца

Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не объяснил. На следующий день учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень порадовал меня, Гена», — сказала Ольга Николаевна и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительницы не смог. Ему было стыдно. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2».

Урок почти кончался, когда Гена вдруг встал, подошёл к учителю: « Ольга Николаевна, поставьте и мне «2», пятёрка не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала: «Спасибо за правду, Гена, это очень хорошо, что ты понял всё».

— Как вы оцениваете поступок Гены?

— Всякий ли школьник может поступить так, как Гена?

Работа в группах.

— Ребята, а кому проще давать совет себе или другим?

— Какой совет вы дали бы мальчикам?

Перед вами лежат карточки с советами. Обсудите и скажите: какие советы вы дадите себе, а какие другим.

— Обсудите в группе.

  • Честно относись к своим обязанностям. Не трать попусту время на капризы и ненужные дела.
  • Честный человек не возьмет без разрешения чужую вещь.
  • Честный человек не перекладывает свою вину на другого.
  • Никогда не обманывай своих друзей и взрослых.

Проверка. Слайд 9.

7. Включение в систему знаний.

Работа в группах.

— Как вы думаете, зачем люди обманывают? (Они хотят, чтобы другие не узнали о совершенном поступке, хотят, чтобы о них думали лучше.)

  • А почему они хотят что-то скрыть от других? (Они боятся сказать правду.)
  • Вы хотите сказать, что обманывают люди не смелые? Так я вас поняла? (Да, обманывают трусы.)
  • А кто же говорит правду? (Правду говорят смелые люди.)

— Вы сейчас сделали еще одно открытие!

— Какие качества присущи честному человеку? (Правдивость, смелость, добросовестность, прямота…) Слайд 10.

— А зачем нужна честность и правдивость? (Если воспитывать в себе эти качества, то станешь человеком с сильным и твердым характером.)

— Приведите примеры честного и правдивого поведения. (Если ты идешь в гости, то нельзя опаздывать. Если не можешь прийти вовремя, то должен предупредить об опоздании. Если взял чьи-то книги, то возврати их чистыми и не мятыми.

Перед вами лежит конверт. В нем находятся слова. Вам необходимо собрать из них пословицы и объяснить их.

(Без правды люди не живут, а только маются.

За правду стой горой.

Кто правдой живет, тот добро наживет.)

— Обсудите в группе.

Дискуссия. Слайд 11.

8. Самостоятельная работа.

  • Пришло время поработать самостоятельно. Вам надо в клеточке поставить «+», если ученик поступил честно, и « – », если обманул.

1 ситуация : Учительница посоветовала ребятам дома потренироваться в чтении стихотворения. Вася заигрался и забыл про задание. На уроке учительница попросила поднять руку тех ребят, кто читал. Вася вместе со всеми поднял руку.

2 ситуация : На уроке Гриша засмотрелся в окно и не смог ответить на вопрос учителя. Он признался, что отвлекся и прослушал вопрос.

3 ситуация : Маша стояла у доски и долго вспоминала правило. Даша стала ей подсказывать. Честно ли поступила Даша?

  • Вы выполнили самостоятельную работу. Давайте проверять. Слайд 12.

9. Рефлексия деятельности.

— Давайте подведем итог урока. Какие новые качества вы сегодня открыли? (Честность, правдивость.)

  • А вы сами их открыли? (Да.)
  • На доске записаны мудрые высказывания великих людей. На партах лежат смайлики. Вы должны прикрепить свой смайлик к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем.

«Нельзя быть справедливым, не будучи человечным» Л. Вовенарг

«Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым» В. Гюго

«Никогда не поздно замолчать, если знаешь что лжешь» А. Дюма (сын)

Возьмите бусинки, сожмите в кулачок, приложите к сердцу и возьмите с собой в жизнь качества, о которых мы говорили, которые так необходимы нам.

Источник

Что значит быть честным?

Цель урока: Создание условий для формирования знаний о таких основах нравственного поведения человека, как честность, правдивость, совесть и привитие соответствующих им навыков поведения в обществе.

Задачи:

Обучающие: познакомить со значением понятий честность, совесть, нравственные нормы, кодекс чести. Формировать умение рассуждать на тему нравственности с привлечением личного опыта.

Развивающие: критически осмысливать информацию , полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями, принятыми в обществе.

Воспитательные: вырабатывать собственное осознанное и ответственное отношение к своему поведению в обществе, давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам, развивать умение объективно оценивать поведение людей в разных жизненных ситуациях.

УУД:
Предметные: Уметь объяснять понятия « честность, совесть». Характеризовать нравственные нормы как общие правила поведения в обществе. Рассказывать об основных нравственных нормах. Объяснять смысл понятия «кодекс чести»; описывать, что он включает. Характеризовать его значение в формировании поведения человека. Сравнивать честные и нечестные поступки людей. Систематизировать обществоведческую информацию и представлять её в виде схемы

Метапредметные: Оценивать собственное поведение с позиции нравственных норм Умение работать в малой группе. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Использовать ресурсы Интернета.

Личностные: Формировать у себя непримиримое отношение к проявлениям нечестности и обману.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Тип урока: урок открытия нового знания. Формы работы: работа с учебником, работа в парах, дискуссии, работа с дополнительной литературой . Оборудование: учебник А.Ф. Никитин, Т.И. Никитина. Обществознание 5 класс, Дрофа 2012, тетрадь, компьютер, Мультимедийный проектор , мультфильм «Уроки хороших манер» (Бибигон), презентация.

Этапы урока:

1. Мотивация к учебной деятельности 2мин.
Добрый день, ребята! Посмотрите на наше солнышко и давайте все вместе прочитаем слова его приветствия , написанные на лучиках:

Давайте-ка, ребята,
На свете честно жить.
С искренними и правдивыми
Всем хочется дружить.

— Ребята, к чему призывают эти слова? — О каких важных качествах человека пойдет речь на нашем уроке?
Вы все правильно сказали, сегодня на нашем уроке мы с вами будем говорить о правдивости, честности и искренности.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения. Пробное действие 4 мин.

Посмотрите фрагмент мульфильма » Уроки хороших манер « и ответьте на вопросы:
— как поступил Жора?
— кого он обманул?
– а если ученик списал контрольную работу у своего соседа по парте, то он честно поступил или нет?
– Поднимите руку те, у кого нет ответа.
– А теперь поднимите руку те, у кого есть ответ.
– Ты как считаешь? (…)
– У кого другое мнение? (…)
Выслушать все варианты ответов, почему он так думает.( Чаще всего правильных ответов нет).

3. Выявление причины затруднения 1мин.
– Давайте разбираться. Почему вы не смогли найти правильный ответ ? В чем была трудность?( возможный ответ-« не очень хорошо разбираемся в том, что такое честность»).

4. Проблемное объяснение нового знания-8 мин.
1. Совесть
2. Нравственные нормы- правила поведения в обществе.
3. Кодекс чести
– Какую цель вы перед собой поставите?( узнать, что такое честность)
– Итак, тема нашего урока: «Что значит быть честным?»
Давайте составим кластер со словом честность.
( В случае затруднения показать фрагмент мультфильма « Уроки хороших манер»)

Что значит быть честным?
Честность – это умение говорить правду. Это качество правдивого и добросовестного человека. Честный человек дорожит дружбой, с уважением относится к людям. Правдивость – искренность, честность, открытость, откровенность. В давние времена люди считали, что правда на земле схоже с огнем. Огненным, искренним должно быть ее выражение. Не случайно в русском языке «искренностью» (искрой) называют правдивое выражение душевного состояния человека.
Искренность — это правдивое выражение поступков и слов.
Справедливость – это умение различать, где правда, где ложь. Поступая справедливо по отношению к людям, он тем самым проявляет уважение к окружающим и заслуживает уважения сам.
Все эти качества составляют нравственные или моральные нормы, т.е. правила поведения людей в обществе. Давайте запишем это определение.
У каждого человека есть свои правила. Они составляют кодекс чести
Есть ещё одно качество, которое помогает человеку поступить честно. Давайте прочитаем рассказ с 57-58. Что мешало Антону заснуть после дня рождения?
Что такое совесть?( чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом)
Трудно ли жить по совести? Попробуйте продолжить фразу « Жить по совести- это…»

5. Первичное закрепление во внешней речи.4 мин.

А сейчас вспомним сказку « Мужик и водяной».- Понравилась вам сказка?
— Как вы думаете, почему водяной сначала предложил золотой, потом серебряный и только в третий раз – железный топор?
— О чем подумали вы, когда водяной предложил мальчику золотой топор?
— Кого можно назвать честным человеком?

Физминутка 1 мин

6. Закрепление. 5 мин.
Всегда ли нужно говорить правду? Давайте закончим рассказ на с60-61
Что должна была сделать Ирина?(В случае затруднения показать эпизод из уроков хороших манер.) Чем эта маленькая невинная ложь отличается от неправды, нечестности? Какие примеры из жизни вы можете еще привести?

7. Включение в систему знаний. Работа в парах 5мин.
Перед вами лежит конверт. В нем находятся слова. Вам необходимо собрать из них пословицы и объяснить их. Без правды люди не живут, а только маются. За правду стой горой. Кто правдой живет, тот добро наживет.

8. Самостоятельная работа. 4мин. (Раздать карточки)

– Пришло время поработать самостоятельно. Вам надо в клеточке поставить “+”, если ученик поступил честно, и “ – ”, если обманул.
1-я ситуация Учительница по обществознанию дала задание найти дома в Интернете значение терминов. Игорь забыл про задание. На уроке учительница попросила поднять руку тех ребят, кто выполнил задание. Игорь вместе со всеми поднял руку.
2-я ситуация: На уроке Саша засмотрелся в окно на синичку и не смог ответить на вопрос учителя. Он признался, что отвлекся и прослушал вопрос.
3-я ситуация: Лена стояла у доски и долго вспоминала даты по истории. Марина стала ей подсказывать. Честно ли поступила Марина? – Вы выполнили самостоятельную работу. Давайте проверять.
Вернемся к нашему вопросу в начале урока. Честно поступил ученик или нет? Нечестно по отношению к кому?

9. Рефлексия деятельности 4мин.

Подведем итог урока. Какие новые качества вы сегодня открыли? К каким нормам они относятся? Перед вами высказывания великих людей. Нарисуйте смайлик к тому высказыванию, которое показывает, каким человеком вы хотите стать в будущем:

“Быть добрым совсем не трудно: трудно быть справедливым” В. Гюго
«На свете нет ничего прекраснее честного человека. « Р.Роллан

10. Домашнее задание 3мин.
1-й уровень -Заполнить схему с 62 -Кого из известных вам сказочных героев можно назвать честными, а кого нет?
2-й уровень -Какие нравственные нормы вы знаете? Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернет, составьте таблицу с 59
3-й уровень Составить свой кодекс чести.

11. Оценивание работы учащихся -4 мин.

Источник

Читайте также:  Двое с носилками один с топором что значит
Оцените статью