Следует всегда привлекать к управлению мудрых и способных, которые в свою очередь обязаны нелицеприятно возражать правителю в случае необходимости, никогда не обманывать его успокаивающими заверениями. То есть «управлять — значит поступать правильно». Мудрость умелой администрации Конфуций видел в том, чтобы хорошо знать людей, их чаяния и чувства, чтобы идти впереди управляемых и трудиться ради них, вести их за собой, воздействуя на них как своим умом, знаниями, добродетелями, так и конкретным личным примером. При этом во взаимоотношениях между людьми должны господствовать ритуально-церемониальные нормы ли, ибо «без ли почтительность превращается в утомительность, осторожность становится трусостью, смелость смутой, а прямота грубостью». Ли —важнейший организующий, дисциплинирующий и соединяющий людей импульс. Овладевший им сможет управлять Поднебесной «так же легко, как показать ладонь».
Ученики Конфуция прилежно внимали его поучениям и очень старались стать такими, какими хотел их видеть Учитель. Однако это не всегда удавалось. По подсчетам Г.Крила, из 22 упомянутых в Луньюе учеников девять обрели должности и еще один от нее отказался. Из этого следует, что современные Конфуцию правители высоко ценили школу Учителя и его принципы воспитания. Но сам Конфуций был суров и бескомпромиссен. «Цю не мой ученик! Бейте в барабан и выступайте против него!» — воскликнул он, когда узнал, что назначенный администратором Цю повысил налоги. Отступление от принципов было для Конфуция недопустимым. Неудивительно, что правители не решались приглашать самого Учителя занять какую-либо заметную должность.
Позднейшая апологетическая традиция утверждает, что Конфуций имел должность министра правопорядка в Лу, но это яв-ая легенда. В Луньюе об этом ничего не сказано, да и самого Лу как государства в зрелые годы Конфуция (когда теоретически он только и мог быть приглашен на должность министра) фактически не существовало, а царством управляли три цина из родственных друг другу кланов. В трактате сохранились лишь рассуждения Конфуция на тему о том, как хорошо было бы получить должность и что бы он сделал, произойди это. «Если бы меня взяли на службу, в течение 12 месяцев я навел бы порядок, а за три года все было бы в совершенстве. » Рассуждая на тему о том, что Небо даровало ему его весомое дэ и вложило в него высочайший комплекс цивилизованности — вэнъ, которым после Вэнь-вана никто в Китае в столь полной мере (как это следовало понимать) еще не обладал, Конфуций, видимо, в глубине души надеялся на то, что Небо подаст знак и призовет его к управлению Поднебесной. В 50 лет, постигнув волю Неба, он, по его словам, десятилетия после этого «внимал чутким ухом» этой Небесной воле, но безрезультатно.
Впрочем, неудачи в исполнении тайных надежд внешне мало сказывались на деятельности мудреца. С энергией подлинного первооткрывателя он продолжал разрабатывать свои идеи и передавать их ученикам. Развивая идею социальной гармонии, Учитель выдвинул идеал сяо — сыновней почтительности, лежавшей в основе возвеличенного им культа предков. «Служить родителям по правилам-ли при их жизни, похоронить их по правилам-ли после смерти и приносить им жертвы по правилам-ли» — вот концентрированное изложение сяо. И речь здесь идет не только о том, что дети должны заботиться о здоровье родителей, об их питании и удобствах, быть почтительными к ним и строго соблюдать все законы траура по многочисленным родственникам, что уже само по себе было очень важным и составляло едва ли не основу семейных правил-ли. Намного важнее то, что культ предков и сяо в принципе упорядочивал социальные отношения людей на низовом массовом уровне.
Люди не равны и не могут быть равны по их месту в семье и обществе, но каждый должен хорошо знать свое место — при всем том, что оно не неизменно, а, напротив, меняется со временем и в зависимости от обстоятельств. И человек сам в определенной степени хозяин своей судьбы, ибо от него, его способностей, добродетели, стараний и иных качеств многое зависит в его жизни, несмотря на то, что многие привилегии уже при рождении получают высокопоставленные, власть имущие и богатые. Иными словами, знатность знатностью, богатство богатством, но и от самой личности зависит немало. «Люди по природе в общем-то одинаковы; образ жизни — вот то, что их различает», — ска-зано в Луньюе. «Только самые умные и самые глупые не могут изменяться», считал Учитель. Все остальные должны стремиться к самоусовершенствованию.
Конфуций верил в едва ли не безграничные возможности человека и, отталкиваясь от этой веры, всегда стремился способствовать распространению знаний. Принципы его эпистемологии (теории познания) в основном сводились к тезису: «Когда знаешь, считай, что знаешь; коли не знаешь, считай, что не знаешь, — это и есть знание». Главное же — любить знание и стремиться к познанию всегда, всю жизнь. При этом важно уметь должным образом использовать полученные знания: «Учение без размышлений напрасно, а размышления без учения опасны». Обе части этого афоризма весьма емки: чтобы думать и что-то создавать, нужно многое знать; нельзя пытаться что-то сделать, не зная всего, что для этого нужно знать. Вообще же «учиться и время от времени реализовывать узнанное — разве это не приятно?» — с этого афоризма, как известно, начинается текст Лу-ньюя, что придает ему особое звучание.
Источник
Основные принципы конфуцианства
Читайте также:
I. Основные положения
II. Основные правила черной риторики
II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы
II. Основные цели и задачи Программы, срок и этапы ее реализации, целевые индикаторы и показатели
II. Основные этапы развития физики Становление физики (до 17 в.).
III.2.1) Понятие преступления, его основные характеристики.
III.2.2) Основные группы и виды преступлений.
III.3.1) Цель наказания и общие принципы ответственности.
IX.3.1.3. Основные химические вещества
R Принципы купирования пароксизмов мерцания и трепетания предсердий
Конфуцианство собой целостное этико-религиозное учение. Главный принцип конфуцианства заключался в идее всеобщей справедливости. Оно оправдывало наличие в обществе господ и трудящихся, обосновывало существование умственного и физического труда, призывало к подчинению вышестоящим властям, как к порядку, установленному высшей силой.
Конфуцианство разделяло всех людей на 5 категорий:
1. Люди привычки, которые живут простой естественной жизнью, удовлетворяя самые простые надобности и не пытающиеся что-либо изменить.
2. Люди, получившие знания и живущие в соответствии с законами и обычаями.
3. Люди-философы, невозмутимые и имеющие собственное толкование.
4. Люди, живущие по законам добродетели.
5. Люди, совершенные во всех отношениях.
Согласно доктрине люди каждой из категорий могли совершенствоваться или регрессировать, смотря, какую волю, они используют для своих дел: добрую или злую. За злые поступки людям было предписано получать наказание, а за добрые – вознаграждение.
Главными предметами, которые рассматривало конфуцианство, были этика, мораль и вопросы управления государством. Основной этический принцип конфуцианства – это гуманность. Этот принцип является главным в семейной и общественной жизни человека. Он достигается путем самосовершенствования человека и строгого соблюдения законов и ритуалов, принятых в обществе. Эти законы предписывали уважительное отношение к старшим по возрасту и социальному положению, вежливость, преданность государству.
Согласно конфуцианству постигнуть законы гуманности могут только «благородные мужи» — представители господствующих сословий, простым людям это понимание недоступно. Учение прямо противопоставляет эти социальные слои, обосновывая превосходство одних над другими.
Правители в конфуцианстве являются посланниками неба, а сама власть божественной, причем много внимания уделялось вопросам гуманного управления. Гуманное управление состояло в четком следовании своим обязанностям. Конфуцианство призывало государственных служащих к мудрому управлению, показывая пример благородства собственным примером и не обременять народ строгими повинностями и налогами.
Как моральная доктрина конфуцианство призывало к познанию воли небес, согласованию их с желаниями сердца и строгому исполнению предписанных законов и ритуалов, основываясь на их понимании и принятии за путь жизни. Этика конфуцианства стремилась закрепить принцип справедливости в отношениях между людьми в системе государственного управления.
Основные принципы конфуцианства следующие.
Принцип «жэнь», т. е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».
Принцип «ли», т. е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
Принцип «чжэн-мин», то есть исправление имен. В обществе будут порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своему знанию и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
Принцип «цзюнь-цзы», т. е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов — обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
Принцип «вэнь», т. е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и не стеснительностью в обращении за советами к нижестоящим людям.
Принцип «ди», т. е. повиновение старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не презирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».
Принцип «чжун», т. е. преданность государю, нравственный авторитет правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать». Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая.
Общество, по мнению Конфуция, должно напоминать сложный механизм, который может работать лишь в том случае, если каждая его часть будет находиться на своем месте и содержаться в порядке.
Идеал государственного устройства, с точки зрения Конфуция, заключается в следующем: верховный правитель имеет безграничную власть, но он должен обладать высокими моральными качествами и внимательно прислушиваться к советам умных, образованных людей (Конфуций называл их термином «жу» — «ученые»).
Опора государства – семья, где высшая власть принадлежит отцу, а все домочадцы обязаны оказывать ему уважение и повиноваться.
Подчиненный точно так же обязан оказывать уважение и беспрекословно повиноваться начальнику, тот – еще более вышестоящему начальнику и так далее.
Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. Управление государством должно основываться не на страхе или насилии, а на почтении к старшим по возрасту и правителям, уважении к традициям.
Правители и чиновники должны соответствовать качествам «благородного мужа». Государство должно стать для всех одной большой семьёй. Воспитание молодёжи должно строиться на противопоставлении «благородного мужа» «низкому человеку» (рис.1.).
Рисунок 1.- Конфуцианство. Управление государством
Великий китайский мыслитель решал «вечные» вопросы современной ему жизни, а в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов.
На фоне этого общетеоретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.
Формула Конфуция «Управлять — значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных.
Она стала одним из определяющих принципов социальной жизни, вошла в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века.
Учение Конфуция излагалось его учениками, поскольку сам он ничего не писал. В одной из книг его учеников «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») записаны в форме вопросов и ответов мудрые мысли и наставления философа.
Конфуцианство – термин, введенный европейцами; в китайском языке, нет такого эквивалента. Сами китайцы называют это учение «школой образованных людей» или «школой ученых книжников».
Древний мудрец и мыслитель создавал свое учение в период сильных политических и социальных потрясений. Ослабление центральной власти, беспорядки, кровопролитие и анархия – вот какой была окружающая реальность. Неудивительно, что Конфуций в противовес этому пропагандировал такое устройство общества, которое будет образцом спокойствия, гармонии, порядка.
Согласно его взглядам, каждый член общества, начиная от последнего бедняка и заканчивая императором, должен четко знать свои права и обязанности, а также безукоризненно исполнять свой долг.
Сыновья почтительность возводилась Конфуцием в ранг величайшей добродетели, а любое противодействие родительской власти, напротив, считалось величайшим грехом. Именно такая модель общественного устройства господствовала в Китае вплоть до недавнего времени.
Даже в эпоху Мао Цзэдуна, когда конфуцианство не только порицалось, но и подвергалось гонениям, оно сохранило большое влияние на все стороны жизни китайского народа.
Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 1280 ; Нарушение авторских прав
Источник
Управлять значит поступать правильно что обозначает
Нельзя быть честным и богатым?
Управлять, как известно, можно чем угодно — целым государством, крупной фирмой, частным проектом, своей собственной карьерой… Мы, как европейцы и индивидуалисты, умеем делать все это по отдельности, но вот органично соединить стратегии личного и государственного планирования для нас большая проблема. Просто не видит наш человек возможности быть одновременно, например, успешным торговцем и хорошим чиновником. Если такое сочетание случается, то означать оно может только одно — использование общественных ресурсов в личных, а значит корыстных целях. Получается, что человек, стремящийся к общественному признанию, но не лишенный практических амбиций, проходит такой путь: Сначала он нарабатывает капитал (в любой его форме), при этом, не обращая особого внимания на гуманитарные ценности. Годам к тридцати получает некоторую свободу выбирать социальные роли («а вот теперь можно и семью заводить»). Только потом наступает черед для реализации других притязаний, и наш прототип задумывается о своем имидже, статусе, ревностно стремится стать уважаемым, полезным, авторитетным членом общества. Ценности, одобренные большинством (всем известный набор: честность, мужество, самоотдача и т.д.), становятся его ценностями, и человек начисто забывает, как шел к успеху, наступая на эти самые нормы и правила на каждом шагу карьеры. Биография чистится и корректируется с тем расчетом, чтобы все выглядело как можно более «прилично», а мотивы описываются как… бескорыстные. Спрашивается — как же такой честный и беззаветный человек стал успешным и богатым? Ответ — явно не так, как говорит его официальная история. Поэтому мы, другие члены общества, цинично не верим в человеколюбивые мотивы светлой личности. Результат — цель не достигается практически никогда, столь вожделенное общественное признание и похвала богатым и успешным искренними не бывают. Налицо явный конфликт, известный в социологии как расхождение между целями, одобряемыми обществом, и способами их достижения, которые общество осуждает. Вот такое грустное положение дел — занять место под солнцем можно, а вот считаться светочем мира при этом не получится. Или, как говорил Конфуций, народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать почему.
«Управлять — значит поступать правильно».
Но так неутешительно дела с личными и коллективными интересами обстоят не везде. Восточная половина Евразии никакого конфликта и противоречия в том, чтобы достичь успеха и процветания общественно одобренными способами, не видит. Причин тому много, все они глубокие и коренятся в особенностях восточного менталитета, так склонного к коллективизму. По крайней мере, три ведущие азиатские страны — Китай, Корея и Япония — веками живут и явно успешно развиваются, руководствуясь этическими принципами древней конфуцианской философии, в которой вопрос о частном и общем решается иначе.
Конфуцианство — древнейшая школа китайской философии, ее возникновение относят к 6-5 вв. до н.э. — представляет собой оригинальную комбинацию четких и даже жестких с точки зрения западного человека принципов и традиционных ценностей. Это в первую очередь нравственные повеления (например, всегда следовать долгу, уважать древность, не говорить лишнего), но конфуцианский кодекс также содержит много положений относительно явно не философской с точки зрения западного обывателя области — управления и политики. Но для представителя восточной культуры ничего противоречивого в таком пристальном внимании к общественной жизни нет. Китайцы считают управление высокой сферой культуры, делом высокоморальных интеллектуалов и способом проверить их человеческие качества. Если для нас внутренний смысл политической деятельности — в нравственности, то для них все обстоит ровно наоборот — нравственная подготовка ведет человека к главной и достойнейшей цели — искусству управления. Критерий успешности человека — в его способности управлять своей и в особенности чужими жизнями. Ведь, по словам основателя этого философского течения мудреца Кун Фу-цзы (европейцам известного как Конфуций), «управлять — значит поступать правильно». Надо совершенствовать себя с тем, чтобы быть хорошим чиновником — вот в чем цель нравственного роста — говорится в главном тексте китайской образованности «Лунь юе» («Беседы и суждения» в русском переводе). Получается, что нет никакого конфликта средств и целей — тот, кто хочет людям добра и ведет себя честно, может управлять и быть признанным другими. Нравственность по-конфуциански не мешает политическому успеху, а является ее необходимым основанием. Совсем не похоже на реальную практику, скажете вы? Не спешите делать выводы. Вряд ли такое древнее и авторитетное явление как конфуцианская философия можно счесть просто набором благих намерений. Поднебесная управляется в соответствии с этими принципами вполне реально, современная экономическая доктрина всеобщего процветания Китая чисто конфуцианская — кстати, одиозный Мао был конфуцианцем в не меньшей мере, чем коммунистом. Конфуцианский культ ритуала лежит в основе прославленной дисциплины корейских работников, а организованные в соответствии с принципом «долг — превыше всего» японские мегакорпорации завоевали мировой рынок. И это все — живые и современные проявления древней конфуцианской морали.
Человеколюбие и искренность — залог успеха.
Давайте присмотримся повнимательнее к этой практичной философии. В конфуцианской доктрине практически нет высоких метафизических понятий, все строится на этической основе. А она, в свою очередь, держится на огромном авторитете традиции — Конфуций считал, что ничего нового он не создает, только любит и повторяет древность. С незапамятных времен китайская культура стоит на пятичленной системе ценностей, образно выраженных в поэтических и гадательных книгах (наиболее известна на Западе «И цзин» или «Книга перемен»). Именно там и содержатся пять главных понятий, они же нравственные ценности, конфуцианства:
Ритуал (Ли ) — Отношения между людьми должны быть строго регламентированы в соответствии с древними ритуальными образцами, общественная жизнь есть сложный танец, церемония ;
Человеколюбие (Жэнь) — Гуманность является обязательной. Для того чтобы управлять людьми, их надо уважать и любить. Все мы одна большая семья, и в государстве действуют те же правила почитания старших;
Долг (И) — Путеводная нить нравственного поведения, нельзя быть успешным и безответственным. Изменяя чувству долга, человек нарушает гармонию своей и общей жизни;
Искренность (Синь) — Надо доверять обществу и быть искренним в своих устремлениях, а индивидуализм разрушителен. Успешная деятельность возможна только на основе искренних побуждений;
Добродетель (Дэ) — Нравственность состоит в следовании канону, все уже известно, и ничего изобрести в этой сфере нельзя. Только качественный в нравственном отношении поступок принесет плоды.
Конфуцианство — социально успешная философия.
Оно обращено в древность, где находит образцы и ценности. Но вектор его развития — вперед, к лучшему будущему. Цель нравственного поведения — всеобщее процветание, сильное государство и богатое общество. Здесь нет места выбору — личный успех или общее благо. Конфуцианство предполагает и одобряет успех, достигнутый только социально оправданными (традиционными) способами. Древняя китайская культура предлагает множество таких способов, но ничего похожего на западный индивидуальный протест против норм общества вы здесь не найдете. Вся Поднебесная считается одной большой семьей, а значит, в ней нет совершенно чужих интересов. Все нуждаются друг в друге, а успешный человек — это человек, занятый в управлении этой махиной.
Очень интересен этический идеал конфуцианцев — «благородный муж» (трудно произносимый «цзюнь цзы»). Это человек, обладающий всеми конфуцианскими добродетелями: он образован, бескорыстен и всегда следует долгу. «Благородный муж» — истовый чиновник. (Хорошо передает содержание этого понятия английское слово «менеджер» — «тот, кто справляется») Он управляет другими для их блага, а не для своей выгоды. Его главный инструмент — образование. Правда, не стоит забывать, что речь идет не об университетском и профильном образовании на западный манер. Китайская система образования традиционно основывалась на знании традиций, необходимым элементом которой является конфуцианская мораль. Образованный человек — воспитанный человек, знающий историю страны, поэзию и музыку — парадоксальный на первый взгляд набор. Но только на первый — логика в том, что образование и власть связаны неразрывно. В древности китайские чиновники для получения должности сдавали экзамены по эти традиционным дисциплинам. Задача — показать способности к управлению и стремление к успеху. Тот, кто способен связать слова в красивое упорядоченное целое, стихотворение, может управлять другими. Человек, знающий историю, не совершит в управлении ошибок предшественников. А музыкально грамотный чиновник лучше прочих умеет гармонизировать отношения, настраивая подчиненных по тонам и ладам как сложный инструмент.
Конфуцианское общество насквозь проникнуто иерархическими связями. Оно управляется в соответствии с принципами сыновней почтительности и отцовской любви. Причем, ничего неискреннего здесь нет — китайцы называли нашу страну «страшим братом» совершенно серьезно. Так проявлялся знаменитый конфуцианский принцип сяо. Это всеобщий моральный принцип жизни на Дальнем Востоке — почитание старших лежит в основе общества. Сын должен почитать отца, младший брат — действовать в интересах старшего брата, подданный — беззаветно предан интересам государя. Все ступени общественной лестницы ритуально обозначены, общение наполнено церемониями и правилами. Переход на следующую ступень гарантирует повышение уважения и внимания со стороны нижестоящих. Старших уважают за опыт и.. просто так. Из-за принципа сяо, восточные работники крайне редко участвуют в интригах против руководства. Все конфликты происходят среди обитателей одной ступени иерархической лестницы.
«Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды».
Так говорил Кун Фу-цзы в глубокой древности. Посмотрим на эту всем известную, но от этого не менее китайскую истину под практическим углом зрения. Следуя заветам «Лунь юя», современный Китай строит общество всеобщего процветания. Наш сосед привык понимать под успехом только не противоречащее нормам морали (особой конфуцианской) поведение. Нам это понять не просто, но более миллиарда жителей планеты готовы отказаться от личного продвижения, если оно входит в конфликт с принципом сяо, и беспрекословно следовать долгу. Более того, решения начальства они воспринимают как нечто естественное. Успеха при этом они хотят не меньше нашего, но только сообща и с одобрения традиции. Самое главное, что добиваются. Можем ли мы применить что-нибудь из арсенала конфуцианской нравственной и деловой культуры, не забывая своих исконных ценностей -свободы выбора, личной инициативы, креативности? Думается, что да, можем. Честность универсальна, а вот способов быть честным много, и не все они противоречат успеху. Конфуцианская мораль учит, что только нравственность ведет к успеху, который будет принят обществом без раздражения. Впрочем, все взаимосвязано, и «если государство управляется неправильно, то богатство и знатность вызывают стыд». А если вы хотите не только быть богатым, но и считаться достойным человеком, опыт Конфуция и многомиллионной армии его учеников явно не будет лишним.
О. Зайцева, философ, доцент Литературного института им.А.М.Горького. Карьерист.ру