Уменьшение дебиторская задолженность что это значит

Почему увеличивается или уменьшается задолженность организации

Все финансовые поступления, расходные операции и другие перемещения финансов фиксируются на предприятии в отчетных балансовых документах. Дебиторка отражает денежные средства, полученные компанией от партнеров, а кредиторка демонстрирует долговые обязательства организации перед заемщиками. При этом важно знать, о чем говорит увеличение или уменьшение задолженности.

Значение изменений ДЗ и КЗ в бухгалтерском балансе

Кредиторская и дебиторская задолженности являются основными показателями финансовых и материальных потоков на предприятии. Каждая организация ведет учет поступлений и расходов. Для точности и простоты расчетов каждая операция фиксируется в балансе фирмы. Любые изменения в общей сумме долга говорят об определенной ситуации, сложившейся в компании.

Если размер обязательств перед всеми кредиторами увеличивается несоизмеримо в сравнении с дебиторкой, то это может свидетельствовать о материальных трудностях, которые переживает организация в данный момент. Снижение в свою очередь говорит об обратном положении вещей. Разумеется, расчеты гораздо сложнее и несведущему человеку зачастую сложно понять, как обстоят дела в фирме, просто взглянув на отчетные документы.

Однако для людей, разбирающихся в бухгалтерском учете и ведении бизнеса, балансовая документация может сказать о многом. Это полезно для привлечения инвестиций, поиска кредиторов и т. д. Если дебитор имеет большой долг и с трудом гасит недоимку, то это будет видно из ББ. ДЗ и КЗ не должны быть одинаковыми, нет точных пропорций, но определенные факторы, по которым нужно ориентироваться, существуют.

Читайте также:  Мне нравятся бабочки что это значит

Но как бы бизнесмены не хотели обойтись без займовых средств, полностью отказаться от них крупному предприятию не получится, поскольку они помогают осуществлять деятельность компании, расширять обороты и производить интенсификацию производства без изъятия денег из капитала.

Дебиторская задолженность

Под этим термином понимается совокупность денежных активов, которые заработаны компанией, но по различным причинам еще не поступили на счет организации. Это могут быть займы, инвестиционные выплаты и т. д. ДЗ делится на 2 основных типа:

Первые подразумевают кредиты, выданные на непродолжительный период. Чаще всего такие активы относятся к текущим. В бухгалтерском балансе учреждения отмечаются аналогично. Второй тип финансовых активов в свою очередь выдается заемщикам на длительный отрезок времени, поэтому и в отчетной документации они отмечаются как долгосрочные.

При расчете и отслеживании дебиторки необходимо учитывать специфику каждого вида, описанного выше. Если этого не делать, результаты получатся не действительными, что приведет к ошибке в бухгалтерском балансе. Это в свою очередь повлечет за собой массу других неприятных последствий по принципу цепной реакции.

Что означает рост дебиторки

Причиной увеличения ДЗ могут послужить невыплаченные вовремя авансы, стоимость услуг и товаров. Чем больше партнеры и клиенты оттягивают момент погашения, тем выше становится ДЗ. Поэтому рост бюджетной недоимки по этому показателю в значительной степени является негативным фактором.

Это означает, что договор поставок в вашей организации составлен неверно, поскольку не в полной мере реализовывает ваши интересы. Также косвенными причинами этому могут быть:

  • несвоевременная оплата услуг, товаров;
  • отсутствие авансового перевода;
  • невозврат командировочных предоплат и т. д.

Последствия от повышения дебиторской задолженности носят негативный характер. В первую очередь это связано со снижением платежеспособности предприятия, поскольку для погашения собственных займов и поддержания работоспособности системы приходится изымать средства из оборота. Если уровень кредитных долгов поднимется до критического показателя, компания может оказаться на грани банкротства.

Существуют и другие отрицательные последствия от роста ДЗ:

  • ухудшение кредитного доверия к предприятию;
  • понижение инвестиционной привлекательности;
  • потеря партнеров и потенциальных клиентов и др.

По этим причинам при первых же проявлениях прироста ДЗ необходимо оперативно принимать меры по решению проблемных ситуаций, чтобы не допустить негативных последствий. Если своевременно выявить ухудшение ситуации и сразу принять контрдействия, эффективность их значительно возрастает. При малейшем промедлении исправление потребует гораздо больших усилий и затрат.

О чем свидетельствует снижение

На основе вышеизложенной информации можно прийти к выводу, что сокращение общей дебиторской задолженности является положительным моментом для фирмы. Это обусловлено тем, что приток финансовых ресурсов в бюджет организации возрастает, поэтому общий размер остатка по ДЗ уменьшается.

При таком порядке вещей инвестиционная привлекательность предприятия становится больше, как и кредитное доверие, поскольку вкладчики уверены в платежеспособности компании. Благодаря этому, бизнес продолжает расти без изъятия денежных средств из общего оборота. В перспективе уменьшение дебиторки приводит к увеличению дохода предприятия.

Анализ дебиторки

Основным способом контроля является коэффициент ДЗ к продажам. Рассчитывается он по формуле Д/П, где «Д» – это размер дебиторки, а «П» – сумма продаж. Этот показатель позволяет определить безопасный уровень, превышение которого может привести к трудностям при получении денег со своих партнеров. Отметка дебиторской задолженности не должна перешагнуть через этот порог.

Производить анализ и расчеты должен исключительно профессионал с достаточным опытом и качеством подготовки. От правильности определения и контроля за финансовыми потоками во многом зависит благополучие и конкурентоспособность предприятия, поэтому допускать к столь важной работе дилетанта нельзя.

Кредиторская задолженность

КЗ является некой противоположностью ДЗ. Она демонстрирует все непогашенные платежи вашей компании перед контрагентами. Сюда могут входить:

  • услуги ЖКХ;
  • долги по зарплатам;
  • кредитные неустойки;
  • штрафы, госпошлины, налоги;
  • обязательные взносы в уставный капитал организации лицами, имеющими долю;
  • обязательства перед акционерами;
  • нераспределенная прибыль;
  • непогашенные платежи перед поставщиками услуг или продукции.

Коэффициент возрастания или снижения КЗ отражает реальное положение вещей в организации. Для простоты отслеживания и контроля бухгалтеры фирмы фиксируют каждую операцию в отчетной документации, записывая движение денежных средств проводками. Каждая из них соответствует определенному действию с финансами. По ним можно быстро и без особого труда найти нужную информацию и произвести необходимые расчеты.

Причинами роста кредиторки могут быть:

  1. Увеличение ДЗ.
  2. Несоразмерно высокие обязательства, взятые фирмой на себя, с которыми она не справляется.
  3. Активы не являются собственностью компании, а долги возрастают.
  4. Неудачная маркетинговая работа.

Если бухгалтеры тщательно анализируют финансовые потоки, маркетологи качественно работают, то КЗ практически всегда остается в разумных пределах, а дела у компании идут хорошо. Последствия неправильной работы специалистов в этом направлении приводят к серьезным проблемам, поэтому следует максимально внимательно относиться к обязательствам перед кредиторами.

Как влияет увеличение КЗ

Рост кредиторской задолженности, как и в случае с дебиторкой, приводит к ослаблению экономики предприятия. Это связано с усилением кредитной нагрузки на бюджет, с которым фирма не способна справиться. Если своевременно расплатиться с долгами не получается, то возникает множество негативных последствий, основными из которых являются:

  1. Исковые заявления от контрагентов (ФССП, управляющая компания, арендодатели, партнеры и т. д.), которые приводят к конфискации имущества и аресту счетов.
  2. Снижение инвестиционной привлекательности, из-за чего происходит отток финансовых вливаний.
  3. Упадок авторитета предприятия и негативная репутация, что провоцирует понижение спроса и оборачиваемости.

Чтобы избежать этих проблем, рекомендуется при первых же признаках ухудшения положения предпринимать меры по ликвидации долгов. Однако еще важнее производить профилактику, регулярно делать тесты успешности и эффективности работы в этой сфере, а также ни в коем случае не просрочивать платежи. При грамотном подходе, качественному осуществлению своей работы бухгалтерским отделом и контролем со стороны руководящего звена, компания сможет избежать трудностей с бюджетным балансом.

Как влияет снижение КЗ

Ответ на этот вопрос прост: уменьшение кредиторской задолженности имеет противоположный эффект в сравнении с увеличением этого показателя. Если сумма КЗ снижается, это говорит о финансовом благополучии компании, ее платежеспособности. За счет этого повышается интерес сторонних инвесторов и кредиторов к предприятию, поскольку они видят потенциал в фирме и готовы вкладываться по-крупному.

Когда компания в состоянии уменьшить размер своих долгов, выплачивая их вовремя, она приобретает положительную репутацию и статус. Поэтому необходимо сокращать обязательства перед кредиторами до безопасного уровня, чтобы экономическое положение организации было на хорошем уровне.

Если у предприятия нет возможности держать постоянного бухгалтера в штате работников, можно воспользоваться услугами частных индивидуальных специалистов или агентств, занимающихся такого рода деятельностью. Это позволит неплохо сэкономить на зарплате сотрудника, поскольку разовые работы обойдутся фирме дешевле.

Как анализировать кредиторку

Перед расчетом долгов по КЗ и скорости их изменений, необходимо вычислить оборачиваемость. Делается это по формуле В/К, где «В» – это выручка, полученная фирмой, а «К» – остаток по кредитам. На основе результатов можно сделать выводы, а также предпринять, необходимые для улучшения ситуации, меры. Разумеется, расчеты в действительности гораздо сложнее, поэтому осуществить их без ошибки под силу только опытному бухгалтеру, новички зачастую допускают ошибки по невнимательности либо недостатка в практике подобных вычислениях.

Благодаря этому, специалисты, работающие в компании, могут выяснить, насколько эффективными или провальными оказались действия по решению проблем с долгами. Если кредиторскую задолженность удалось уменьшить, то результат положительный. А если показатель продолжает увеличиваться или остается на том же уровне, то необходимо пересмотреть свой подход и что-то изменить в экономической политике организации.

Кредиторская и дебиторская задолженности – это два важнейших параметра, составляющих бухгалтерский баланс и бюджет организации. Эти показатели наглядно демонстрируют положение дел в фирме, а также помогают выявить ошибки в управлении, перераспределить финансовые потоки, создать репутацию и т. д.

Если правильно и грамотно анализировать КЗ и ДЗ, предпринимать необходимые меры для контроля, то оба вида задолженностей останутся на требуемом уровне. Благодаря этому, можно значительно повысить интерес к предприятию со стороны инвесторов и кредиторов, что приводит к новым финансовым вливаниям и увеличению доходности.

Однако заниматься расчетами, анализом и ведением балансовой отчетности в обязательном порядке должны профессиональные бухгалтеры с достаточным опытом и уровнем квалификации. Допускать ошибки в записях и расчетах непозволительно, ведь это негативно сказывается на бюджете фирмы. Чем серьезнее промах в вычислениях, тем более негативны последствия для экономической составляющей компании.

О взыскании задолженности с предприятия пойдет речь в видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Источник

Ликвидность дебиторской задолженности: разбираем по полочкам

Работая с дебиторской задолженностью, компании стремятся достичь оптимального уровня ее ликвидности. В этой статье мы расскажем, как оценить соответствие степени ликвидности другим финансовым показателям бизнеса и как ее повысить, сохранив размер «дебиторки».

Дебиторская задолженность (далее в статье ДЗ) — это долги юрлиц и физлиц предприятию. Чем быстрее можно добиться их погашения, тем она более ликвидна.

Обычно должны покупатели и поставщики, реже — сотрудники, которые получили деньги из бюджета компании, или государственные институты (например, налоговая), которым предприятие по какой-то причине переплатило и теперь имеет право вернуть лишнее.

Контрагенты могут задолжать как деньги, так и товары или услуги. Так, если организация перевела поставщику аванс за следующую партию, в балансе будет ДЗ, пока товары не поступят и не будут приняты на склад.

В бухучете ДЗ — это актив, часть прибыли, которой можно будет распоряжаться, только когда она превратится в деньги на счету предприятия. Поэтому от ликвидности и качества «дебиторки» зависит платежеспособность и финансовая устойчивость фирмы. При этом чересчур высокая ликвидность может говорить о том, что, предпочитая получать оплату как можно скорее, компания упускает сегмент крупного бизнеса и теряет из-за этого в прибыли.

Размер задолженности также должен быть оптимальным. Нулевая или небольшая задолженность говорит о том, что деньги просто лежат на балансе. Большой размер долгов дебиторов при недостатке денежных средств на счетах создает трудности в функционировании предприятия: нечем платить сотрудникам и поставщикам.

Как образуется задолженность

Вариантов возникновения много, приводим самые распространенные.

Со стороны контрагентов:

  • когда компания платит аванс поставщику или подрядчику;
  • когда покупатель (в его роли может выступать филиал или дочерняя организация) сначала получает товар или услугу, а платит потом;
  • когда контрагент наносит ущерб компании и компенсирует его не сразу (например, если логистическая компания повреждает товары при транспортировке).

Со стороны госструктур:

  • при переплате налога;
  • п ри вычете «входного» НДС (приобретая товары в целях осуществления операций, облагаемых НДС, налогоплательщик имеет право на вычет (ст. 171 и 172 НК РФ));
  • при социальных выплатах, которые возмещает ФСС (например, когда сумма выплаченных сотруднику пособий превысила страховые взносы или когда покрываются расходы на предупредительные меры (до 20% сумм взносов за предыдущий год можно потратить на них)).

Со стороны сотрудников и участников предприятия:

  • когда материально ответственному лицу выдаются средства на рабочие нужды;
  • когда работодатель выдает сотруднику заем;
  • когда участник общества задерживает платеж в уставный капитал.

Как посчитать ликвидность

Ликвидность ДЗ можно оценить с помощью коэффициента ее оборачиваемости или с помощью периода ее оборота.

1. Коэффициент считают как отношение выручки к «дебиторке» за период времени:

  • Коб.дз — коэффициент оборачиваемости Д;
  • ДР — доход компании от реализации продуктов или услуг за период времени (обычно за год, квартал или месяц);
  • ДЗср — средняя дебиторская задолженность за этот же период, т.е. сумма ДЗ на начало и конец периода/2.

То есть расчет по балансу будет выглядеть так:

Коб.дз = 2110 / (1230 на начало периода 1230 на конец периода) х 0,5

2. Период оборота равен ДЗ на конец периода, умноженной на количество дней расчетного периода и деленной на доход:

Поб.дз = ДЗкп х П / ДР,

  • ДЗкп — задолженность на конец периода;
  • П — период, выраженный в количестве дней;
  • ДР — доход компании от реализации продуктов или услуг за это же период.

То есть расчет по балансу будет выглядеть так:

Если компания много продает по предоплате и/или оплате в момент отгрузки товара, то показатели стоит считать на основе выручки, полученной только от продаж с отсрочкой платежа.

Но даже при таком уточнении оценка только на основе бухучета может не отразить реальную ситуацию: там не отображается ни снижение платежеспособности поставщиков, ни истечение сроков давности по истребованию задолженностей. В результате в ДЗ включаются не только те долги, которые вероятно получится вернуть, но и те, которые, скорее всего, придется списать. Поэтому качество дебиторской задолженности обычно оценивают вручную, потом на основе этой оценки отнимают из общей суммы просроченные, сомнительные и безнадежные долги и только после этого считают коэффициент оборачиваемости и/или период оборота.

Оценка качества задолженности

Основные параметры, на основе которых можно структурировать ДЗ, чтобы оценить ее качество — это нормальность/просроченность, «возраст», риски невозврата и срок погашения. По этим признакам она делится на следующие типы.

По отношению к сроку погашения:

  • Срочная или нормальная (срок погашения еще не наступил).
  • Просроченная, может также подразделяться на категории по длительности просрочки в днях. Например: до 30, от 31 до 60, от 61 до 90, более 90.

Более мелкое деление помогает оценить риски невозврата: чем дольше дебитор задерживает оплату, тем меньше шансов, что он погасит долг. Срок исковой давности по взысканию просроченной задолженности ограничен, составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Отсчет начинается с даты, когда организация узнала о неуплате (например, день, следующий за днем платежа по договору.

Если задолженность регулируется договором, в котором не указан срок возврата, то срок давности надо начинать отсчитывать через 30 дней после предъявления требования вернуть долг, и при этом он не должен быть больше 10 лет с момента возникновения долга (п. 2 ст. 200 ГК РФ).

По вероятности возврата:

  • Надежная: не просроченная либо подтвержденная надежным контрагентом или обеспеченная гарантией.
  • Сомнительная: та, которую могут не погасить вообще или в полном размере. Обычно это просроченная и не обеспеченная залогом, поручительством или банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ), но даже если компания из каких-либо источников узнает о финансовых трудностях контрагента, его долг тоже стоит считать сомнительным. По истечении срока взыскания становится безнадежной.
  • Безнадежная: та, которую нельзя взыскать. Может быть просроченной с истекшим сроком исковой давности, или признанной таковой по решению суда (например, при банкротстве дебитора, когда оставшиеся средства достались кредиторам предыдущей очереди), или относиться к организации, которая уже ликвидирована (п. 2 ст. 266 НК РФ). Исключение для третьего случая — долг ИП: он даже после исключения из реестра отвечает по обязательствам своим имуществом (ст. 24 ГК РФ), если суд не признал его банкротом.

По величине срока погашения:

  • Краткосрочная или текущая (в балансе относится к быстро реализуемым активам, группа А2): погашение планируется в течение года (можно также отдельно выделить долги, которые будут оплачены в течение квартала и месяца).
  • Долгосрочная (в балансе относится к медленно реализуемым активам, группа А3): погашение ожидается более чем через 12 месяцев. Когда срок возврата долгосрочного долга становится меньше, чем 1 год, он переходит в категорию краткосрочных.

Степень ликвидности также можно оценить не только по формуле, но и с помощью ручной группировки:

  • ДЗ со сроком погашения до 30 дней — высоколиквидная.
  • Безнадежная — неликвидная.
  • Остальная — среднеликвидная.

Для тех составляющих дебиторской задолженности, которые в силу специфики деятельности предприятия имеют достаточно большой размер, можно создать отдельные строки в балансе, чтобы он показывал более полную картину финансового состояния бизнеса. Также отражение категоризации в отчетности требуется при ведении учета по МСФО.

По умолчанию статья в балансе единая для всей ДЗ («Торговая и прочая дебиторская задолженность»), но или в раскрытии по «дебиторке», или в раскрытии по управлению финансовыми рисками надо разделить финансовую и нефинансовую задолженность (обычно платежи поставщикам за еще не полученный товар)

Как анализировать

Нормы итоговых показателей, полученных на основе скорректированного размера ДЗ варьируются, зависят от отрасли. Чтобы оценить адекватность уровня ликвидности ДЗ и ее размера для конкретной организации, нужно смотреть на них в динамике и сопоставлять с другими показателями этого же предприятия:

  • размер ДЗ с общим объемом текущих активов;
  • темпы роста ДЗ с темпами роста дохода;
  • размер и срок оборачиваемости ДЗ с аналогичными параметрами кредиторской задолженности;
  • фактическую оборачиваемость ДЗ с ожидаемой (согласно договорам).

Так рост «дебиторки» должен быть связан с ростом сбыта и коррелировать с ростом кредиторской задолженности. Чтобы не возникало кассовых разрывов, ликвидность и объем ДЗ должны быть сопоставимы с ликвидностью и объемом КЗ, и объем «дебиторки» также не должен быть занимать слишком большую долю в текущих активах.

Также важен удельный вес долгов низкого качества в совокупном размере долгов. Считается как отношение конкретного вида задолженности, например сомнительной, к сумме всей «дебиторки». Обычно следят, чтобы не было роста сомнительной .

Финансовую эффективность можно оценить, сопоставив прибыль, которую приносит дебиторская задолженность, с суммой, которую организация на ней теряет (из-за инфляции, безнадежных долгов, процентов по кредитам, которые пришлось взять, и т.д.).

Как повысить качество и ликвидность

В целом управление дебиторской задолженностью должно приводить к достижению ее оптимального размера и оптимальной ликвидности, но обычно встречается ситуация, когда стремятся повысить ликвидность, сохранив объем.

Действовать можно по нескольким фронтам:

  • Предупреждать риски (детальная проработка договоров, условий сотрудничества).
  • Контролировать взаиморасчеты, оплаты, добиваться проведения просроченных платежей.
  • Анализировать результаты.
  • Корректировать кредитную политику.

Как можно работать с рисками

1.Прописать в договоре

  • неустойки (штрафы, пени), возможность удержания имущества должника и другие карательные меры в случае неуплаты;
  • особые условия перехода права собственности на продукт: переход только в момент оплаты (чтобы при банкротстве контрагента можно было вернуть не оплаченное им свое имущество);
  • правила корректировки условий сотрудничества (цен / гарантийных сроков / сроков отсрочки платежей и т.п.) в случае изменения условий рынка;
  • возможность расторжения договора в одностороннем порядке в случае неисполнения второй стороной условий этого договора;

2. Создать резервный фонд на сумму сомнительных долгов;

  • Использовать дифференцированный подход к ценообразованию: сделать работу по предоплате или оплате при получении значительно более выгодной для потребителей, чем в кредит.
  • Если возможно, брать с контрагентов депозиты.

Как получать платежи в срок и возвращать сомнительные долги

  • Назначать ответственных за соблюдение контрагентами сроков оплаты.
  • Создать должностные инструкции (пошаговые алгоритмы, как добиваться проведения платежей в срок, что делать, если контрагент просрочил платеж).
  • Ежемесячно сверять взаиморасчеты.
  • В первую очередь работать над погашением наиболее крупных и сомнительных задолженностей.
  • Регулярно требовать провести просроченные платежи.
  • Запрашивать гарантийные письма от должников, которые говорят, что не могут оплатить сейчас, но обещают это сделать потом.
  • Предоставлять скидки за досрочное погашение просроченных задолженностей, реструктурировать долги.
  • Если задолженность не получается взыскать без суда, обращаться в суд (для этого подготовить подтверждающие долг документы — акт сверки, подписанный обеими сторонами, и признание должником задолженности в письменной форме — и исковое заявление).

Регулярно анализируйте и ранжируйте дебиторов (можно методом ABC-анализа), работайте с долговыми реестрами, ищите причины появления просрочек, признаки добросовестных и недобросовестных контрагентов.

Оперативно меняйте условия работы с контрагентами в зависимости от того, как они соблюдаются условия оплаты: прекращайте кредитовать должников или переходить с ними на вексельную форму расчетов, увеличивайте размер кредита добросовестным плательщикам;

Корректируйте кредитную политику компании, когда это становится необходимым и обновляйте критерии оценки надежности контрагентов, а также инструкции по работе с «дебиторкой».

Для корректной оценки процессов по дебиторской задолженности отличным вариантом будет — проведение комплексной автоматизации . Таким образом, вы будете работать только со своевременной и достоверной информацией, а благодаря единой слаженно выстроенной системе повысится удобство контроля и ведения управленческого учета по всем процессам предприятия.

Источник

Оцените статью