- Удовольствие от чужих страданий: психологи провели уникальное исследование
- Исследования в области садизма
- Суть эксперимента
- Второй эксперимент
- Почему страдания могут приносить удовольствия, и как избавиться от этого чувства
- Почему мы получаем удовольствие от страданий?
- 1. Причина в детстве
- 2 . Тяжелая история нашей страны
- Почему удовольствия так же болезненны, как и страдания
- Удовольствия и страдания неразделимы
- Самскары — причины страданий
- Страдания: можно ли избежать?
- Причина наших страданий — наши желания
Удовольствие от чужих страданий: психологи провели уникальное исследование
В большинстве случаев мы стараемся избегать причинения боли другим. Если же мы ведем себя агрессивно, то обычно испытываем чувство вины, раскаяние, сожаление. Но для некоторых жестокость может быть приятной, даже захватывающей. Новое исследование предполагает, что этот вид повседневного садизма — понятие, которое имеет более широкое значение.
Исследования в области садизма
Были проведены два исследования под руководством ученого-психолога Эрин Баклс из Университета Британской Колумбии. Новые результаты опубликованы в журнале «Психологическая наука», а также в журнале Ассоциации психологических наук.
Основываясь на своей предыдущей работе о темной триаде личности, Баклс и ее коллеги Делрой Полхус из Университета Британской Колумбии и Дэниел Джонс из Техасского университета Эль-Пасо предположили, что садизм идет рука об руку с психопатией, нарциссизмом и макиавеллизмом.
Чтобы проверить свою гипотезу, они решили изучить повседневный садизм в контролируемых лабораторных условиях. Они привлекли 71 человека для участия в исследовании «Личность и ее терпимость к сложным задачам».
Суть эксперимента
Участникам было предложено выбрать одну из нескольких неприятных задач: убивать жуков, помогать экспериментатору убивать жуков, чистить грязные туалеты или вытаскивать хлеб из ледяной воды.
Участникам, которые выбрали первую задачу, была показана машина для жуков: модифицированная кофемолка, которая издавала отчетливый хрустящий звук, чтобы максимизировать неприятность задачи. Более того, жукам дали имена, их написали на коробочках с насекомыми.
Работа каждого состояла в том, чтобы опустить жуков в машину, закрыть крышку и «размолоть их». Участники не знали, что барьер внутри устройства фактически препятствовал заземлению жуков.
Из 71 пользователя 12,7% выбрали задачу по вытаскиванию хлеба, 33,8% — уборку туалетов, 26,8% — помощь в устранении жуков и 26,8% — устранение жуков самостоятельно.
Участники, которые выбрали последние два варианта, имели самые высокие оценки по шкале, измеряющей садистские импульсы. При этом они рассказали ученым, что им понравилось задание, поскольку предполагали, что это даст дополнительные бонусы.
Второй эксперимент
Второе исследование предполагало, что участники должны воздействовать на «противника» белым шумом. При этом никакого противника не было, люди просто нажимали кнопку, будучи уверенными, что кто-то в другом помещении испытывает сильный дискомфорт. Когда садисты осознали, что им не оказывают сопротивления, то усилили воздействие белого шума, а не снизили его. Кроме того, эти люди были готовы потратить дополнительное время и энергию, чтобы причинить беззащитной жертве как можно больший ущерб.
Вместе эти результаты показывают, что у садистов есть внутренняя мотивация причинять страдания невинным людям. Исследователи надеются, что эти результаты расширят представления людей о жестокости. Садисты — это обычные люди вокруг нас, это необязательно преступники или извращенцы.
Баклс и коллеги продолжают исследовать повседневный садизм, в том числе его роль в поведении онлайн-троллей. Они также исследуют альтернативные его проявления, такие как наслаждение жестокостью и страданиями героев в кино, видеоиграх и спорте.
Исследователи полагают, что их результаты могут быть использованы для расследования случаев домашнего насилия, издевательств, жестокого обращения с животными.
Я думаю, что эксперименты крайне важны для нашего общества, где с каждым днем прогрессируют жестокость и агрессия. Каждому нужно научиться выделять черты садиста в человеке, ведь такое качество не всегда очевидно с первого взгляда. Если злоба копится в человеке, неизвестно, когда и как она покажется. По мне, таких людей нужно знать в лицо, чтобы иметь возможность вовремя противодействовать их немотивированной агрессии.
Источник
Почему страдания могут приносить удовольствия, и как избавиться от этого чувства
Переживания и добивания нервной системы вряд ли помогают человеку и двигают его вперед. Но ситуация может складываться так, что они входят в привычку и доставляют чувство покоя и умиротворения, без них жизнь кажется скучной и серой. Как ребенок не может отказаться от конфет, а подросток от игр в компьютер, так и некоторые взрослые испытывают от страданий удовольствие. Они привыкают к проявлению данных чувств и не могут отказать себе в них. Жизнь без негативных чувств превращается в добрую сказку, вера в которую не может быть нормальной и настоящей. Для избавления от данного умения нужно понять причину его появления и задуматься над средствами избавления.
Человек устроен так, что даже негативные эмоции и плохие ситуации могут вызывать положительные эмоции и привыкание. В период, когда в жизни случаются события, окрашивающие повседневность в серый цвет, выброс гормонов кортизола и адреналина начинается с удвоенной скоростью. Они стараются защитить организм от внешних раздражителей, окунуть его в специальный купол, являющийся забором, помогающим отгораживаться от ненужных людей и забывать о них. Но этот же забор помогает мириться с негативом, а потом принимать его как нужное и важное для человека проявление эмоций. Любые отрицательные эмоции постепенно могут разрушать психику, а позитивные — помогать и дальше строить её.
Состояние, когда приходит наслаждение, испытываемое от подобных чувств и эмоций, можно сравниться с невозможностью противостоять организму, который не может отказаться от сигарет или сладкого. И если сравнивать последствия от плохих привычек или негативно влияющих на здоровье, то они проходят гораздо быстрее, чем чувства, остающиеся после стресса и заставляющие думать о плохом. Вместо успокоения человек начинает вспоминать о прошлом и ностальгировать, жалеть о совершенных поступках и ловить проявление раздражения, злости, обычно срываемой на близких людях. Хроническая стадия принятия страдания может позволить выделяться гормонам беспрерывно: последней ступенью становятся проблемы, возникающие на фоне стресса — может понижаться вес, выпадать волосы, желтеть кожа. И для продолжения выделения гормонов человек начинает искать новые стрессовые ситуации, загоняет себя в рамки и не боится снова оказаться перед выбором.
Чтобы постепенно избавляться от желания повздорить или погрустить, нужно следовать некоторым правилам. Из жизни следует убрать людей, негативно влияющих на состояние психики или постоянно говорящих о плохом, видящих жизнь в сером цвете. Они усугубляют состояние и хотят помогать в решении проблем, их место должны занять сильные личности. Можно присмотреться к друзьям и знакомым, подумать об их проявлении чувств и поступках. Так же нужно почаще расслабляться и забывать о заботах, беспокоящих на протяжении жизни. Они могут довести до крайнего состояния и лишить возможности видеть мир в правильном свете. Избавляться от стресса можно с помощью спорта или танцев, заряд бодрости поможет избавиться от желания впадать в депрессию и плакать по пустякам.
Не забудьте включить GT в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:
Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.
Источник
Почему мы получаем удовольствие от страданий?
«. Когда мы обвиняем сами себя, то чувствуем, что никто не вправе нас обвинять. » О. Уайльд «Портрет Дориана Грея».
Российский менталитет, что мы имеем ввиду, когда говорим это? Суровый нрав, неприветливость, сдержанность, консервативность, но при этом невероятное гостеприимство, дружелюбие, преданность, патриотизм. Вот портрет среднестатистического жителя России второй половины ХХ-века и начала нынешней эпохи. С приходом новых поколений такие качества как суровость, неприветливость и консервативность уходят, им на смену приходит открытость разума, открытость миру, но в то же время люди становятся менее альтруистичными, менее скромными. Об этих изменениях поколений можно говорить долго, но что осталось неизменным, так это невероятное стремление к страданиям. Об этом сейчас и пойдет речь.
Российское сознание обладает интереснейшим парадоксом -соединением рационального рвения к улучшению своей действительности и бессознательного тяготения к страданиям. Причем страданиям, зачастую, душевным, хотя порой они переходят и в телесные в том числе. Мы словно получаем удовольствия от истязания собственной души, от ментальной боли, словно мы чувствуем себя полноценными. А если принять за факт, что наши мысли притягивают то, что мы желаем, то и получается, что наша жизнь превращается в бесконечное «удовольствие».
Люди влюбляются в людей, которые причиняют им боль, мы ставим себе заведомо невыполнимые цели, мы можем до бесконечности болтать о своих болячках, о своих проблемах с другими, причем вместо поиска решения проблемы, мы предпочитаем нырнуть в нее, словно в прорубь с ледяной водой, и сидеть, чтоб все конечности свело, чтобы тело парализовало. Пример, который я люблю приводить к этой теме- музыкальный плейлист с грустной музыкой. Ну признайтесь, кто не любит включить плаксивую песню во время не самого лучшего состояния души. В то же время, много у кого есть плейлист специально под хорошее настроение, чтобы во время состояния невероятной радости взять и поднять его потрясающей песней. Нет, мы же предпочитаем закрепить состояние горя, словно подлить масла в итак немаленький огонь. Но что еще больше меня поражает- так это соревнование людей, кому хуже живется. Это просто заводит меня в тупик. Не говорю за всех, но на моем опыте подобное встречалось крайне часто.
Я хочу разобраться в феномене «страдание=удовольствие» и дать ему пару объяснений.
1. Причина в детстве
Все наши установки берут свое начало в детстве. Советское воспитание, которое благополучно перекочевало в начало 2000-х годов ,как известно, было довольно жестким, ребенок воспитывался в строгости. Многие родители считали, что если они проявят лишнюю любовь или заботу к ребенку, то они его разбалуют и он совсем от рук отобьется. Но стоит ребенку заболеть, получить травму, получить от хулиганов, то тут же он сразу окружается всяческим уходом. Вот тебе и чай с вареньем, вот тебе и блинчики со сметаной, вот тебя и папа приобнимет, вот к тебе друзья в гости зайдут. Что же это, как не удовольствие? Но стоит только закончиться страданию, заканчивается и удовольствие. Эта установка и закрепляется в юном уме и благополучно переходит во взрослую жизнь, только во взрослой жизни так не работает. Вот и получается, что наш мозг привык получать удовольствие во время страданий, а удовольствия все нет и нет. Тогда надо повышать степень страдания, в итоге человек и попадает в ловушку.
Возможно следующее объяснение будет выглядеть очень притянутым за уши и совсем не рациональным, но мне кажется, что в нем есть логика.
2 . Тяжелая история нашей страны
Как любят говорить по телевизору-во всем виновато прошлое нашего народа. Нас с детства учат почитать и уважать своих предков, постоянно идет в упрек новому поколению, что оно не похоже на старое -«перевелись богатыри на Руси» . В юном мозгу появляется установка — быть похожим на своих предков. Но в то же время в разных исторических фильмах, хрониках, книга, да и банально на уроках истории нам рассказывали, как те же самые предки переживали невероятные тяготы, лишения, проживали сильнейшие страдания, но выбирались победителями и становились сильнее. В детском мозгу эта установка срабатывала не правильно, что в итоге приводило к мысли «я должен быть похож на предков=>мои предки были сильные=>сильные они, потому что испытали много испытаний и страданий=>я должен быть сильным=>я должен пройти испытания=> я должен страдать». Возможно нам кажется, что чем сильнее было страдание, чем больше боли оно нам принесло, чем тяжелее мы с ним справились, тем мы сильнее. Словно страдание=развитие . Да, даже многие философы говорили, что через страдания человек становится сильнее. » Через раны в нашей душе проникает свет Божий» . Но эти раны должны заживать, проблема должна решаться, страдание должно в конечном счете исчезнуть, но нет, мы срываем этот рубец, которым покрылась рваная рана в душе.
К счастью, я все чаще замечаю, что тенденция меняется- люди отказываются страдать и начинают меняться. Это меня невероятно радует и дает надежду, что в скором будущем моя статья станет всего навсего каким-то устаревшим бредом.
Спасибо, что дочитали статью до конца, для меня это очень важно! Подписывайтесь на канал, здесь часто будет выходить много интересного. Поделитесь этой публикацией и поставьте лайк! Если вам есть что добавить или на что возразить, пишите комментарии!
Источник
Почему удовольствия так же болезненны, как и страдания
М атериальный мир соткан из страданий точно так же, как из света сотканы далёкие звёзды. Для многих это может показаться вовсе не очевидным. «Да я и не страдаю», – часто можно слышать в ответ на то, что материальный мир полон страданий. «Существует страдание», – это первая из так называемых «Четырёх благородных истин», поведанных ещё Буддой Шакьямуни.
Почему же некоторые люди считают, что они не страдают? Часто человек просто привыкает к страданиям, а его психика, пытаясь адаптироваться под процесс постоянных страданий, просто перестаёт их осознавать. Для человека причина и следствия оказываются слишком растянуты во времени. И доходит до смешного: человек, на протяжении 20-30 лет употребляя алкоголь, потом удивляется, почему же у него такое плохое здоровье? Зачастую человек не способен связать причину и следствие. Поэтому вопрос именно в том, что большинство людей испытывают страдания, но при этом не считают самих себя их причиной. И это очень губительная точка зрения. Если человек считает причиной своих страданий внешний мир и внешние факты, он становится своего рода игрушкой в руках судьбы.
Удовольствия и страдания неразделимы
Материальный мир подобен реке. Река не имеет постоянной формы: она меняется каждый момент. То же самое происходит в материальном мире: течение жизни постоянно привносит изменения. Бесконечный цикл рождения и смерти, созидания и разрушения проявлен во всём. И именно это является причиной страданий: в материальном мире не существует ни одного состояния, которое можно было бы надолго зафиксировать. Первый кирпич, заложенный в основание дома, уже запускает процесс его разрушения ещё даже до того, как этот дом достроен. Рождение человека уже запускает процесс старения и умирания. Любой человек, который имеет какой-то опыт владения собственным бизнесом, знает, что ни один бизнес не может существовать вечно, развиваясь по схеме: развитие – пик – спад. И так во всём.
Почему же удовольствия – это суть те же страдания? Всё по той же причине: переменчивость мира. Любое стремление к удовольствию закончится одним из двух вариантов: либо разрушением/исчезновением объекта наслаждения, либо пресыщением/утратой интереса к объекту наслаждения.
Можно привести пример, который будет понятен многим. Торт – вредная, но вкусная еда, которую мы едим исключительно для наслаждения. Ложка, вторая, третья. И дальше наступает одно из двух: либо заканчивается торт, либо заканчивается аппетит. Причем во втором случае аппетит этот заканчивается чаще всего перееданием. И в том, и в другом случае мы получаем страдание. Таким образом, любое наслаждение – это уже начало страдания.
Ещё один интересный пример: жара и холод. Сильный мороз может причинять страдания. Когда заканчивается зима, мы испытываем своего рода удовольствие, когда согреваемся. Но парадокс заключается в том, что тепло – это тоже страдание. И только потому, что в данный момент страдание от холода выше, чем страдание от тепла, – мы испытываем некое временное удовольствие. Но как только страдание от тепла и страдание от холода сравняются между собой, а затем на смену весне придёт жаркое лето, – мы уже будем испытывать страдание от жары. Таким образом, лишь этот короткий момент, когда два разнонаправленных страдания уравновешивают друг друга, и можно назвать кратковременным иллюзорным счастьем. Но важно понимать: если мы зависим от внешних условий, то наше счастье так же зыбко, как пузырики на воде.
Самскары — причины страданий
Один из великих практиков йоги Свами Сатьянанда Сарасвати в своем трактате «Четыре главы об освобождении» писал:
Как удовольствие, так и страдание – болезненны. Четыре главы об освобождении, сутра 2.15
И далее в пояснении этой идеи он отмечает: «Для способного различать болезненно всё: страдание вследствие изменений, страдание острое, самскары, а также противодействие самскар, гун и вритти». Более подробно о самскарах и клешах можно прочитать здесь.
В материальном мире любое действие имеет обратную сторону. Возьмём пример с тем же алкоголем. В самом по себе употреблении алкоголя нет ничего плохого, если бы не те последствия, которые он вызывает: неадекватное поведение, зависимость, разрушенное здоровье и так далее. Таким образом, желая получить удовольствие (сомнительное, надо сказать) от приёма этого наркотика, человек просто игнорирует то, что у этого действия есть обратная сторона. Часто можно слышать от некоторых людей: «Я осознанно употребляю алкоголь». Сейчас вообще модно быть осознанным и всё делать осознанно. Но это очередная уловка ума. Осознанное употребление алкоголя – это когда человек полностью осознаёт, что в данный момент он губит своё здоровье и создаёт причину для своих страданий. И ни один человек в здравом уме, осознавая это, алкоголь употреблять не будет.
Это самый яркий пример, но так во всём. Любое удовольствие имеет обратную сторону. От конфет портятся зубы, убойная пища порождает страх и разрушение здоровья, компьютерные игры калечат психику и так далее. А начинается всё, конечно, весьма радужно и сказочно. Мало кто думает в момент поедания конфет о визите к стоматологу.
Страдания: можно ли избежать?
Может возникнуть вопрос: «Со страданиями всё понятно, но что же делать и кто, собственно, виноват?». На вторую часть вопроса ответ предельно прост: во всём, что с нами происходит, виноваты только мы сами. Приятно/неприятно, удобно/неудобно это признать, но это факт. Закон кармы существует независимо от того, верит в него кто-то или нет.
Свами Сатьянанда Сарасвати в следующей сутре своего трактата (2.16) пишет: «Будущих страданий можно избежать». Об этом же говорил и Будда Шакьямуни в своей третьей из Четырёх Благородных Истин: «Страдание можно прекратить»; а вот вторая истина гласит о том, что «у страдания есть причина». И это ключ к освобождению от страданий.
Мы живём в математически справедливом мире. Здесь ничто не может существовать без причины. Следовательно, устраняя причину, мы можем устранить и само страдание. Если семя страдания не брошено в почву, оно не может прорасти. Будда Шакьямуни в своё время говорил о трёх основных причинах страданий, которые порождают все остальные причины: привязанность, гнев и неведение. Причём неведение считается корнем всех страданий.
Под неведением в данном случае можно понимать непонимание базовых принципов мироздания, а также отождествление себя с материальным телом и органами чувств. Именно это отождествление порождает зависимость нашего душевного покоя от внешних условий. Отождествляя себя с материальным телом и органами чувств, мы начинаем разделять все явления на приятные и неприятные, что в свою очередь порождает привязанность к приятным и отвращение к неприятным. И то, и другое по итогу приводит к страданиям.
Причина наших страданий — наши желания
Любое живое существо желает избежать страданий и обрести счастье. Проблема в том, что большинство людей не понимают природу своих страданий. Не имея возможности обрести желаемое, они считают, что проблема в невозможности обретения желаемого, а не в самом желании. Самый простой пример: огромное количество людей не имеют в своём распоряжении автомобиля. Но данный факт причиняет страдание лишь тем из них, кто имеет такое желание. Таким образом, искореняя причины страданий (привязанность, гнев и неведение), можно обрести счастье, что немаловажно, независящее от внешних условий.
Нет счастья, равного спокойствию
Под спокойствием следует понимать освобождение от всех страстей, желаний и привязанностей. Ведь страдание происходит по причине двух желаний: желания получить приятное и желания избежать неприятного. Когда же мы равностно воспринимаем всё, что происходит, страдание прекращается. И наступает глубинный покой. Любая страсть или материальное желание – это беспокойство, которое мы стремимся устранить, съедая что-нибудь, покупая, предаваясь какому-то развлечению и так далее. Когда же достигается глубинный покой, мы словно стоим на высоком утёсе, внизу которого бессильно плещутся волны страстей.
Великие учителя прошлого предостерегали людей от крайнего фанатизма. Желание практиковать, постигать Истину, делиться знаниями, помогать ближнему, стремление поддерживать своё здоровье – всё это конструктивные желания, которые не влекут за собой страданий. Поэтому важно не впадать в крайности: надо уметь разделять те желания, которые ведут нас к свету, и те, которые ввергают во мрак страданий.
Источник