- Ранее учтенные земельные участки
- Что значит статус «ранее учтенный земельный участок»?
- Чем отличается «ранее учтенный участок» от «учтенного»
- Как узнать статус земельного участка
- Как изменить статус с «ранее учтенного» на «учтенный»
- На что нужно обратить внимание
- Заключение
- Информация для землевладельцев: что значит ранее учтенный земельный участок
- Что это означает?
- Как узнать статус ЗУ?
- Когда нужно оформлять?
- Процедура оформления в собственность граждан
- Когда и как подаются дополнительные сведения о землях?
- На что еще обратить внимание?
- Видео по теме статьи
- Заключение
Ранее учтенные земельные участки
Ранее учтенный земельный участок — это надел, поставленный на учет до 01.03.2008 года. Подобный статус недвижимости появился одновременно с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Начиная с этого момента, сведения обо всех объектах недвижимости должны быть включены в единый Госреестр. До этого сведения были разрознены, значились в базах разных ведомств, что становилось причиной множества проблем. В разных источниках одна и та же территория могла иметь разные статусы, предназначение, владельцев.
Что значит статус «ранее учтенный земельный участок»?
Абсолютно всем земельным наделам в стране присвоен какой-либо статус вне зависимости от разрешенной категории использования. Он может значиться, как:
Статус участка «ранее учтенный» означает, что он существовал к 2008 году. Его присвоили всем наделам при создании Кадастра. По мере уточнения и систематизации данных объекты недвижимости переводят в статус «учтенный». Этот процесс длительный и сложный, так как по многим владениям информация отсутствует полностью или частично.
Многие не знают, нужно ли межевать ранее учтенный земельный участок и переводить его в другой статус. Часть собственников полагает, что раз за прошедшие годы потребность в этом не возникла, то и далее это делать не придется. Но не стоит исключать возможность продажи, дарения, передачи по наследству. Провести любую сделку без уточнения данных не получится.
Чем отличается «ранее учтенный участок» от «учтенного»
Единый Госреестр включает сведения абсолютно обо всех объектах недвижимости в стране. Применительно к земельным участкам в Реестре должна содержаться следующая информация:
- Адрес размещения.
- ФИО собственника.
- Документ — основание для получения права собственности.
- Дата постановки на учет.
- Категория земель, разрешенный вид использования.
- Кадастровая стоимость: всего надела и квадратного метра.
Если какого-либо из перечисленных пунктов в выписке из ЕГРН нет, можно понять, что участок значится в статусе «ранее учтенный». У гражданина на руках есть документы, подтверждающие право владения, но в базах данных государства они не значатся.
Необходимо отметить, что в разряд ранее учтенных земельных участков по 218 ФЗ могут попасть наделы:
- приобретенные у других граждан;
- взятые в долгосрочную аренду, в том числе с правом выкупа;
- переданные в пожизненное владение или пользование с правом наследования и т. д.
Основные проблемы у владельцев или арендаторов возникают из-за отсутствия сведений о границах и межевании. В предшествующие годы эту процедуру проводили с большими погрешностями. Отсутствовали поворотные точки и GPS-маячки. Теперь же собственникам для решения проблемы необходимо заново проводить межевание и передавать информацию в Росреестр.
Как узнать статус земельного участка
Для получения нужных данных необязательно занимать очередь в МФЦ или непосредственно Кадастровую палату. Проверить информацию можно на Публичной кадастровой карте. Достаточно указать кадастровый номер объекта недвижимости или его адрес, чтобы получить информацию из перечня ранее учтенных земельных участков. Здесь же можно:
- запросить выписку из ЕГРН;
- проверить данные о владельце;
- заказать отчет о характеристиках участка и т. д.
Необходимые данные будут высланы на указанный в заявке электронный адрес в течение 2-3 дней. Документ, заверенный электронной подписью, принимают к рассмотрению все государственные структуры.
Как изменить статус с «ранее учтенного» на «учтенный»
Чтобы узаконить ранее учтенный земельный участок, необходимо обратиться в регистрационную палату с соответствующим заявлением. К нему необходимо приложить документы, подтверждающие право собственности:
На что нужно обратить внимание
Ситуация с корректировкой статуса может существенно осложниться, если в отношении участка границы не установлены вообще, либо носят очень приблизительный характер. Если это так, владельцу необходимо обратиться в организацию, оказывающую услуги по межеванию. Обязательное условие — наличие допуска СРО. Без него готовый межевой план не примут к рассмотрению.
Процедура уточнения границ ранее учтенного земельного участка предполагает обязательный выезд кадастровых инженеров на объект. Они проверяют и выносят в натуру границы надела с учетом примыкающих территорий. По окончании полевых работ кадастровые инженеры проводят камеральную обработку полученных данных.
Результат их работы — межевой план и акт совместимости и согласованности координат с соседними земельными участками. Только после этого информацию можно вносить в Росреестр.
Но и после этого владельцу надела могут отказать в изменении статуса на «учтенный». Наиболее частные причины:
- Границы соседних участков пересекаются.
- В реестре не значатся данные не только об этом конкретном наделе, но и о соседних. Отсутствует возможность точно установить границы.
- Замеры показали, что часть участка по документам принадлежит государству.
Любая из перечисленных ситуаций может быть следствием неверно проведенных замеров или иных неточностей в базах данных разных ведомств. Для исправления кадастровой ошибки ранее учтенного земельного участка владельцу придется обращаться в комитет по управлению имуществом муниципалитета или иную структуру с аналогичными функциями. Если и после этого границы не будут установлены, нужно подавать заявление в суд.
Можно ли продать надел с подобным статусом? Формально да. Но для регистрации права собственности на ранее учтенный земельный участок в Росреестр необходимо предоставить:
- Паспорта продавца и покупателя.
- Договор купли-продажи.
- Согласие супруга/супруги, подписанное в присутствии нотариуса.
- Выписку из ЕГРН, межевой и технические планы участка.
С получением последних документов и возникнут проблемы. Соответственно, проводить межевание и устанавливать границы все равно придется. Не обойтись без него и при снятии с учета ранее учтенного земельного участка, например, при разделении на несколько или объединении с другим.
Заключение
Если участок приобретен, образован, передан в пользование до 2008 года, ему при организации Росреестра автоматически присвоен статус «ранее учтенный». Для его изменения на «учтенный» необходимо предоставить в Кадастровую палату документы, подтверждающие право собственности. Если границы надела не установлены, нужно проводить межевание. Без этого продажа или раздел ранее учтенного земельного участка невозможны.
Источник
Информация для землевладельцев: что значит ранее учтенный земельный участок
Для государства и его граждан земля является особой ценностью, поэтому все операции с ней, особенно продажа и покупка, строго регулируется законодательством.
Земельные участки подразделяются по статусу, видам и целевому назначению, и по закону вся информация о них обязательно собрана в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Однако случается, что земельный участок не зарегистрирован в реестре, обычно это касается ранее учтенных земельных участков, которые можно отнести к особой категории имущества.
Ранее учтенный земельный участок — что значит этот статус, как происходит его оформление в собственность граждан? Ответы на вопросы ищите в статье.
Что это означает?
Федеральный закон №221 «О кадастровой деятельности», который регулирует порядок учета и регистрации объектов недвижимой собственности, вступил в силу 24.07/2007 года.
А начиная с 2017 года, все сведения о недвижимом имуществе граждан собираются в едином реестре (ЕГРН) Федеральной службы государственного кадастра и картографии ЕГРН.
До этого единого порядка кадастрового учета не было. Объекты капитального строительства учитывались БТИ, а земли – органами власти.
Все участки, которые прошли регистрацию с 2007 по 2015 год в двух реестрах — кадастровом и прав на недвижимое имущество – получили статус учтенных. Эти объекты подверглись кадастровому учету, то есть прошли процедуры межевания, установления границ, присвоения кадастрового номера, а также — регистрации права собственности или аренды.
ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 устраняет необходимость двойной регистрации недвижимости. Для сбора сведений теперь создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Ранее учтенные участки в основном регистрируются по упрощенной схеме, то есть:
- Обладатель недвижимости сам подает заявление.
- Предоставляет документы, подтверждающие право на участок, которые были получены до 20.10.2001 года.
- Не считается обязательной процедура межевания.
- Не требуется получать акты органов местной власти о том, что земельный участок предоставлен в собственность. Отделение Росреестра, куда подается заявление о регистрации, должно самостоятельно запрашивать эти документы у органов местной власти.
Доказать свое законное право на землю и свести к минимуму риск мошеннических действий можно только при наличии официальной регистрации в Едином государственном реестре.
Отсутствие точных границ и записей о местоположении земли рано или поздно вызывает проблемы с соседями, а иногда и приводит к судебным разбирательствам.
Особенно много трудностей возникает при желании передать или получить права на эту землю:
Ни один официальный документ без регистрации объекта оформить невозможно.
На участках, которые не проходили процедуру межевания, потребуются кадастровые работы, так как такой объект учтен без границ, соответственно его площадь указана неточно (декларированная площадь). Межевой план передается в регистрирующий орган для того, чтобы зафиксировать точные сведения о границах.
Как узнать статус ЗУ?
Владельцу важно точно знать, включен ли ранее учтенный земельный участок в ЕГРН. Ведь органы регистрации могут внести его даже без уведомления владельца.
Для выяснения статуса земельного участка необходимо на официальном портале Росреестра воспользоваться:
- Публичной кадастровой картой по ссылке. На этом сайте собрана информация обо всех участках, включенных в ГКН. Если известен кадастровый номер участка, то узнать местоположение, территорию, где он располагается. Здесь же можно найти ближайшее отделение Росреестра. Услуга бесплатная.
- Онлайн-сервисом со справочной информацией по объектам недвижимости по ссылке. Ответ будет получен в виде файла.
На практике единственными сведениями о ранее учтенной земле являются только ФИО владельца. Поэтому лучше явиться в МФЦ или местное отделение Росреестра с паспортом и с оригиналами документов на участок.
Специалист проверит кадастровый номер и, при его наличии, примет письменную заявку на получение выписки из Кадастра недвижимости. Это занимает 15 дней.
Когда нужно оформлять?
Любые ранее учтенные объекты, в том числе земельный участок, требуют включения в реестр только при отсутствии информации об этих объектах. Обычно они не имеют паспортов и выписок, так как не занесены в Госреестр, хотя ст. 45 Закона о кадастре прописывает обязательность этой процедуры.
Кадастровый паспорт содержит полную информацию об участке. Для получения этого документа необходимо зарегистрировать участок, то есть внести его в Госреестр.
Это позволит:
- проводить любые операции с этим участком;
- исключить возможность проведения любых незаконных действий с этой землей;
- обеспечить взаимодействие всех органов власти и организаций, предоставляющих услуги, так как вся информация собрана в одном месте;
- облегчить жизнь владельцев недвижимости, потому что им не нужно долго собирать документы и ходить по учреждениям.
Ранее учтенные земли могут быть сняты с кадастрового учета без ведома его владельца. Обычно это делается по следующим причинам:
- После раздела участка право собственности на вновь образованные части земли не оформлено.
- Земля имеет особый, «временный», статус. Это означает, что участок прошел регистрацию до 01.01.2017 г, но право собственности на него не зарегистрировано до истечения его временного статуса. Такие объекты должны быть внесены до 01.03.2022 года.
- Земля получена в наследство и запись о правообладателе «старого» участка в ЕГРН не сделана или же земля была по каким-то причинам снята с кадастрового учета.
Перед началом процедуры снятия с учета Кадастровая палата направляет обладателю уведомление об этом на его электронную почту или на домашний адрес, где указываются возможные последствия, если владелец не предпримет необходимых шагов. Обычно ему дается срок до 6 месяцев на оформление права собственности.
Если участок уже снят с учета на момент подачи заявления, то дело рассматривается судом. Снятый с регистрации участок получает статус неразграниченного (свободного).
Процедура оформления в собственность граждан
Внесение ранее учтенного земельного участка в реестр производится по обращению любых заинтересованных лиц. Предварительно необходимо удостовериться, что ЕГРН сведений об участке действительно не содержит.
Внесение сведений возможно двумя способами:
- Подается заявление с просьбой внести объект в ЕГРН, написанное по форме, утвержденной для кадастрового учета или госрегистрации.
- Подается запрос на получение сведений о ранее учтенном объекте.
Заявление или запрос можно передать в ближайшее отделение МФЦ или в электронном виде по Интернету. На сайте Госреестра нужно найти раздел «Электронные услуги», оставить свое заявление, подкрепленное электронной подписью по ссылке.
Для того, чтобы внести данные о ранее учтенном объекте, согласно п. 9 ст. 3 ФЗ №137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», потребуются:
- документы, устанавливающие или подтверждающие право собственности;
- документы о ранее учтенном участке, которые уже имеются в регистрирующем органе;
- заявление гражданина, владеющего участком.
Регистрация права собственности на ранее учтенные земли производится по заявлению правообладателя или его доверенного лица при предоставлении правоустанавливающей документации, а также квитанции об оплате пошлины.
Основанием для включения данных в единый реестр может стать один из следующих документов:
- свидетельство о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования;
- акт органа местной власти о праве собственности на землю;
- решение госоргана о предоставлении участка конкретному лицу;
- выписка из похозяйственной книги;
- договор аренды, действующий на момент обращения;
- документы с подтверждением ранее осуществленного государственного учета или регистрации прав собственности, предоставленные в Кадастровую палату из соответствующих органов по ее запросу.
Информация об объектах недвижимости вносятся в Госреестр бесплатно. После обращения гражданина Кадастровая палата не позднее 5 дней обязана включить все сведения и документы в кадастр. При оформлении через МФЦ этот срок продлевается до 9 дней.
Выписка из ЕГРН будет выдана через 5 дней после внесения. Это прописано ч. 5, 7 ст. 69 Закона о регистрации. Следовательно, вся процедура занимает 10-15 дней с момента подачи заявления или запроса.
Заявитель получает лично или по электронной почте выписку из ЕГРН. Внутри документа указывается новый статус участка – учтенный. Именно он позволяет полноценно распоряжаться участком. Если межевания проведено не было, то земельный участок получает статус «учтенный без границ».
Когда и как подаются дополнительные сведения о землях?
При изменении каких-либо параметров участка необходимо обновить кадастровый паспорт. Подача дополнительных сведений осуществляется в зависимости от того, какое изменение имеет место. Каждый случай индивидуален, поэтому вначале нужно получить консультацию юриста, специалиста БТИ или Росреестра.
Дополнительные сведения обычно касаются:
- площади участка;
- его адреса или местоположения;
- стоимости;
- категории или вида разрешенного использования;
- изменении права собственности или ограничении прав собственника;
- ландшафта участка: появления, исчезновения природных или иных объектов.
Документы принимает местное отделение МФЦ или Кадастровая палата. Можно явиться лично, отправить документы через Интернет или по почте. Обратиться может только собственник или его доверенное лицо.
Что предоставить:
- заявление;
- паспорт;
- документы на право собственности;
- документ, содержащий сведения об изменении.
Госпошлина не уплачивается. Срок внесения изменений составляет не более 18 календарных дней, при обращении в МФЦ – 21 день.
Документы заявитель получает лично. Обычно это выписка из Кадастрового паспорта с внесенными изменениями.
На что еще обратить внимание?
При проведении любых операций с ранее учтенными землями необходимо обратить внимание на некоторые моменты, которые затрудняют или делают невозможным обращение с ними. Особенно это важно для тех, кто решил приобрести такой участок.
Ранее учтенные земельные участки можно разделить на два вида:
Такие участки, как имущество, обладают ограниченными свойствами: их нельзя разделить, выделить из состава земель сельхозназначения, провести другие кадастровые работы.
При подаче документов необходимо учитывать некоторые нюансы, несоблюдение которых могут привести к отказу. Важно удостовериться, что собранные документы полностью соответствуют требованиям законодательства РФ и действовали в месте выдачи на момент их выдачи.
Заявителю будет отказано, если по запросу кадастровой службы не поступит ответ от органа государственной или местной власти, БТИ. Это рассматривается как отсутствие необходимого документа или сведений.
Кроме того, в поданных документах могут отсутствовать сведения, позволяющие считать участок ранее учтенным, а также информация о площади или основной характеристике участка.
Видео по теме статьи
Как оформить ранее учтенный земельный участок, подскажет видео:
Заключение
Все приведенные данные о ранее учтенных участках отражают существующую ситуацию с массовым переоформлением и приватизацией, сложности формирования государственного кадастра недвижимости.
Это своего рода переходный период, который завершится постановкой на учет последнего ранее учтенного участка. Однако каждый случай имеет свои особенности, поэтому владельцу участка рекомендуется внимательно изучить все нюансы и тонкости законодательства для этой сферы.
Источник